Кто такой Будда? Будда – краткая биография

📌 🕒 21.03.10

Будда – это не имя или фамилия. Будда – означает “пробужденный”. Нетрудно заметить единый корень в слове в русском слове «проБУДиться» и слове «Будда».

“Будда” – это титул учителя по имени Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), по фамилии Готама (санскр. Гаутама) из клана Шакьев. Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации достиг иного видения реальности – пробуждения (санскр. Бодхи). Иногда его называют Шакьямуни, или мудрец из клана Шакьев.

Будда жил, по мнению ряда ученых, приблизительно с 563 до 483 до н.э. Другие передвигают жизнь Будды на 80 лет позже.

Бхиккху Бодхи в “Некоторых основоположениях буддизма” пишет:

Будущий учитель родился в клане Шакьев в небольшой республике, расположенной у подножия Гималаев, территория которой находится в южной части современного Непала. Его назвали Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), а его семья именовалась Готама (Гаутама). Легенда утверждает, что он был сыном влиятельного монарха, но на самом деле государство Шакьев представляло собой республику олигархов, поэтому, вероятно, его отец был главой совета старейшин. К моменту рождения Будды государство Шакьев стало платить дань сильному государству Косала, которое соответствует современному Уттар Прадешу. Даже самые древние сутры утверждают, что рождение Будды было сопряжено со многими чудесами. Скоро после появления на свет, мудрец Асита пришел посмотреть на малыша, и, узрев на его теле знаки будущего величия, поклонился ему в знак почтения.
Являясь членом королевского рода, принц Сиддхартха рос в роскоши. Отец построил ему три дворца, по числу сезонов в году, и там он предавался утехам со своими друзьями. В возрасте шестнадцати лет он женился на своей двоюродной сестре, прекрасной принцессе Ясодхаре, и вел размеренную жизнь в столице государства Шакьев, Капилаваттху, в этот период он, возможно, совершенствовал свое и знание боевых искусств и науки управления государством.

Однако с годами, когда ему стало под тридцать, принц все более становился замкнутым. Его беспокоили такие серьезные вопросы, которые мы принимаем, как должные – вопросы, касающиеся смысла нашей жизни. Разве цель жизни в физическом наслаждении, обретении власти и богатства? Или же за этим скрывается нечто более глубокое и реальное? Вероятно, такие вопросы занимали его. Доказательством чего служат его собственные размышления, записанные для потомков в трактате «Благородный поиск» (Маджджима Никая № 26): «Монахи, до моего просветления, подчиняясь законам рождения, смерти, старения, грусти и болезням я искал то, что подчиняется законам рождения, смерти, старения, грусти и болезням.

Тогда я подумал: «Почему подчиняясь законам рождения… грусти, я должен искать то, что подчиняется законам рождения… грусти? Предположим, что я, подчиняясь законам рождения, и осознав эту опасность, я ищу не порожденную, высшую защиту от этой зависимости, Ниббану. Предположим, что я, подчиняясь законам старения, болезням и смерти, ищу нестареющее, безболезненное, бессмертное, не грустное и незагрязненное состояние, высшую защиту от привязанности – Ниббану».

Так в возрасте 29 лет, в расцвете своей жизни, несмотря на слезы и мольбы родителей, он постриг волосы и бороду, надел шафрановую одежду странствующего монаха и встал на путь самоотречения. Расширенная биография Будды добавляет, что он покинул свой дом в тот день, когда его жена родила их единственного сына Рахулу.

Покинув свой дом, оставив семью, Бодхисатта или «Искатель Просветления» (как его теперь называют) направился на юг в Магадху (современный Бихар), где небольшие группы искателей, возглавляемые учителями-гуру, занимались поиском духовного просветления. В то время Северо-восточная Индия могла похвастать определенным числом сформировавшихся учителей, известных своими философскими учениями и достижениями в медитации. Принц Сиддхатха нашел двух самых известных -Алара Калама и Уддака Рамапутта. От них он научился нескольким видам медитации, которые по описаниям в текстах, похожи на источники Раджа Йоги. Бодхисатта овладел их учениями и методами медитации, но, несмотря на то, что он достиг высочайших уровней концентрации, он посчитал эти учения недостаточными, потому что они не вели к той цели, которая стояла перед ним: полное просветление и реализация Ниббаны, избавление от страданий чувственного бытия.

Оставив своих учителей, Бодхисатта встал на иной путь, который был популярен в древней Индии, но у которого до сих пор есть последователи: путь аскетизма, умерщвления плоти, считавший, что освобождения можно достигнуть, причиняя телу неимоверную боль. В течение шести лет Бодхисатта следовал по этому пути с твердым упорством. Он голодал в течение многих дней, пока его тело не становилось похоже на скелет, обтянутый кожей, он терпеливо выносил полуденную жару и ночной холод, его плоть подвергалась таким мукам, что он был на пороге смерти. Но он заметил, что, несмотря на его упорство и искренность все его попытки были тщетными. В последствие он любил повторять, что он встал на путь умерщвления плоти и прошел по нему гораздо дальше других аскетов, однако этот путь вел не к высшей мудрости и просветлению, а к физической слабости и ухудшению работы мозга.

Именно тогда он задумался об ином пути к просветлению, который бы сочетал надлежащую заботу о теле с усиленной концентрацией и глубоким исследованием. В последствии он назовет это «Серединным путем», так как он избегает крайностей полного потворства своим желаниям и умерщвления тела. Он испытал обе крайности, первую ~~ как принц, вторую – как аскет, и он знал, что обе они ведут в тупик. Однако, для того, чтобы следовать по Серединному пути ему понадобилось восстановить силы. Поэтому он оставил образ жизни аскета, и начал есть питательную пищу. В то же время пять других аскетов жили в ожидании, когда Боддисатта обретет просветление и станет их учителем. Но когда они увидели, что он принимает питательную пищу, они разочаровались в нем, отвернулись от него и покинули, так как посчитали, что принц-аскет оставил свои стремления и решил вернуться к роскоши.

Теперь он был один, и полное одиночество позволило ему спокойно идти к своей цели. Однажды, когда к нему уже вернулась его физическая сила, он пришел в живописное место на берегу реки Неранджара. Там, под деревом асваттха (в последствие названном деревом Бодхи) он устроил себе подстилку из травы, сел на нее, скрестив ноги, и приготовился не вставать с нее, пока не достигнет своей цели. С приходом ночи он поднимался все выше и выше в своей медитации, пока его разум не стал абсолютно спокойным и сосредоточенным. Затем, как написано в тексте, ночью, в первом наблюдении, он направил свой сосредоточенный ум на воспоминание предыдущих жизней. Постепенно перед его внутренним зрением раскрылся его опыт многих предыдущих рождений в течение многих космических эр. Во втором наблюдении он развил «божественное зрение», с помощью которого он мог видеть, как существа переходят из одного тела в другое в соответствии со своей кармой, своими деяниями. А в последнем наблюдении он постиг высшую истину существования, самые главные законы реальности, он полностью снял со своего разума покрывало неведения. Когда наступил рассвет, фигура, сидевшая под деревом, была уже не Бодхисатта, искатель просветления, а Будда, Полностью Просветленный, Тот, кто обрел Бессмертие в той же самой жизни.

Связано ли как-то название ряда населенных пунктов в Беларуси типа Буда-Кошелево с Буддой – интересный вопрос, который может обеспечить полет многих необузданных фантазий.

Два главных вопроса для буддистов и не-буддистов: «Будда — кто это?» и «Будда — что это?»

На сегодняшний день есть два главных и актуальных вопроса для буддистов и не-буддистов: «Будда — кто это ?» и «Будда — что это ?» Эти вопросы актуальны не только для обычных людей, но также для философов, эзотериков, религиоведов, востоковедов и просто ученых всех дисциплин так или иначе связанных с софистикой и изучением духовного наследия.

Можно жирно рассмотреть Буддийский форум (карманный форум секты Павлова из секты Топпера), спросить у папы или друзей, но толку в этом не будет, как и в чтении множества других сайтов и бесполезных книг буддологов, которые подчас просто полны теорий и нелепых гипотез.

Давайте же, родные мои, братья и сэстры , рассмотрим а что такое будда? С той точки зрения, что это? %)

Если правильно задавать вопрос, то можно получить точный и исчерпывающий ответ, я всегда говорю новичкам не лепить сложные конструкции в вопросах ко мне или к своему учителю, а тупо упощать, и время сэкономите на работу и пиво, на женщин и секс, да и заодно сможете пообмозговать все по-другому.

Тык вот, получается у нас есть вопрос: кто будда? Ответ все чувствующие живые существа, все твари, так сказать включая вас и нас самих — это и есть будда. Скажите вас не тошнит, когда в идите скумбрию или поросятинку, ведь это будда???

Но это так отступление…

На самом деле, реакция, вернее то, как мы реагируем отражает наше состояние ума, а это состояние ума как раз и является чистым и незамутненным, что касается нас самих, нас не создал бог или какие-то папа с мамой, раз уж мы чистое сознание, вот вообщем и все что касается состояние будды, хотите больше узнайте через , задавайте вопрос четкий и получите четкий ответ!

Вообще есть два понимания будды: первое это понимание будды как личности, реального человека и примера для духовного развития, второе — это понимание будды, как идеи, символа и состояния просветленного, неомраченного состояния.

«Будда — кто это

«Будда — кто это ?» Будда был вполне обычным* и реальным человеком (*хотя описания его знаков на теле и отметин, говорят нам совсем о другом типе человека или даже нечеловеке в принципе ), не вымышеленной личностью, но до сих пор в востоковедении и буддологии есть спор о том, где именно родился будда и когда именно родился исторический Будда. Как бы то ни было, согласно историческим данным, полученным из сутр Хинаяны и Махаяны буддой был царевич из рода Сакья (Шакья) по имени Сиддхартха Гаутама (пали: Сиддхаттха Готама, монгол., бурят.: Бурхан Багша, тиб: བཅོམ་ལྡན་འདས,на санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि) , сын царя Шуддоханы из рода Готама (Гаутама), которые были известными индийскими риши, ачарьями и ведическими подвижниками.

Рождение принца было отмечено многими чудесными знаками, и как водиться каждый раз с источниками сутр, из которых мы узнаем о жизни Шакьямуни, вся его жизнь обросла фолклором, мифами, суевериями, домыслами, легендами, чудесами и литературными метафорами и аллюзиями, свойственными в целом индийской религиозной литературе.

Если суммировать и кратко описать жизнь Будды Шакьямуни, то это была поистине интересная и неравнодушная духовная личность, которая записала себя в историю благодаря подвижничеству и активной духовной позиции — спасения существ ради из блага, распространения учения Дхармы о просветлении для того, чтобы существа не перерождались и не страдали более.

Будда провел в спонтанных путешествиях и проповедях большую часть своей жизни, он принес в нашу жизнь Дхарму и буддийские учения на уровне трех колесниц: Махаяна, Хинаяна и Ваджраяна. Ушел из жизни будда Шакьямуни по вине своих учеников, вероятно, не захотевших его пребывания в этом мире ввиду конкуренции в виде учителя Дхармы. Будда умер мучаясь от отравления грибами, в своей жизни он не ел мяса, так как был против убийств существ и насилия над ними (ахимса), и эксплуатации.

«Будда — что это

«Будда — что это ?» Будда может еще пониматься буддистами и не-буддистами (христианами, мусульманами, индуистами и др), практикующими медитацию или общие буддийские учения, как состояние примера для развития духоного блага (у христиан добродетелей), а также как символ нирваны, просветленного существа, чистого сознания в Ваджраяне.

Будда Гаутама показал нам состояние, к которому мы все должны стремиться, состояние, которое освобождает нас от страданий, боли и проблем — это состояние подлинного счастья. Состояние не сна, а яви, состояние истинной чистоты и развитых добротелей, позитивных качеств ума и духовных сил. Очень важно заметить эти моменты для себя и следовать уже им проторенной дорогой, без этого наш путь будет лишен основы понимания и мотивации.

Самые известные буддисты мира на этих фото и их имена

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что касается что такое будда?

Что касается: что такое будда? Ну вам было уже сказано — будда это вы и есть и все что вокруг, остается привыкнуть к этому, а то нескладуха какая-то вдруг появляется…

Есть вообще два пути, один из которых предполагает длительную работу над собой — Путь Сутры. И второй это быстрое совершенствование мощными, но опасными методами — Путь Тантры. Какой путь вы выбираете дело ваше. Но результат в любом случае личное ваше дело, которое не зависит от учителя и традиции…

Кем был Будда и кем он точно не был?

Кем был Будда и кем он точно не был? Будда точно был человеком, он не был пророком, Богом, Индрой или Шивой, он не был их реинкарнациями (аватарами), как рисует это современный индуизм или вишнуизм. Будда был не простым человеком, так как обычный человек в виду собственных страхов и комплексов не способен на подобные духовные дела и реализации, из-за самоограничений, которые он сам на себя налагает. Будда был тем, кто указует нам духовный путь, показывает живой пример духовной реализации в просветленном сознании, на основе практики Дхармы и реализации наставлений мастеров прошлого.

Будда Шакьямуни был не единственным буддой вообще и не последним в проявлениях будд на этой и других планетах, однако, его великая заслуга в этом мире состоит в том, что он не записывая ни одно свое учение, смог передать его нам через поколения, пускай и в искаженном и несовершенном виде, но все-таки это великая возможность для нас сейчас достичь реализации и получить все возможности в виде инструментов к самопознанию, заложенных в учениях Дхармы.

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.

Буквально - «озаренный». Это Озарение есть Трансцендентное Знание в самом высоком смысле. Это Состояние Знания, в котором истинное «Я» познается, как оно есть. Это Сознание, которое обособлено от всего преходящего и конечного, или просто феноменального. Состояние Будды - Высшее Состояние Святости.


В буддийской общине есть обычай называть человека, который достиг Озарения, Буддой. Как Будда наиболее известен Гаутама (Гаутама Сиддхартха), принц из Капилавасту после своего Достижения, но были будды и до него, достигли Озарения с тех времен и другие. Но тот, кто родился Гаутамой, является величайшим из будд, появлявшихся в исторические времена.



Будда (санскр. просветленный ) - в буддизме человек, достигший просветления, или . В буддизме также Будда - имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.


Сиддхартха Гаутама - индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии - город, где некогда жил великий отшельник Капила.


Его отец, король Суддходана из аристократов Шакья (Отсюда одно из имен Будды - Шакьямуни). Цари Шакьев вели свою генеалогию от царя Икшвакулы, сына законодателя Ману, и в числе своих предков насчитывали даже одного святого мудреца Готаму. От него они приняли фамильное прозвание Гаутама (происходящий от Готамы).


Мать - любимая жена короля, Майя, умерла через семь дней после его рождения. На пятый день после его рождения он был назван Сиддхартха, что означает «выполненное желание». В соответствии со старинным обычаем много знатных браминов были приглашены на церемонию. Осматривая ребенка, семь из них обнаружили характерные отметки, состоявшие из 32 главных знаков и 80 второстепенных, а один из браминов, отшельник Асита, сказал, что Сиддхартха станет или великим монархом, или просветленным. Согласно этому пророчеству, Сиддхартха мог стать отшельником, что вызвало неудовольствие у его отца, так как на этом мог прерваться их род.


В качестве королевского ребенка Сиддхартха должен был получить соответствующее образование, но никаких сведений об этом не имеется.


В 16 лет Будда женился на своей двоюродной сестре, дочери удельного сакийского князя Сопрабудды, Ясодхаре. После этого события он тринадцать лет провел роскошную жизнь, не зная, что происходит за стенами дворца. По приказу царя его всячески оберегали от реальностей жизни, чтобы не сбылось пророчество Аситы.


Кроме Ясодхары, у Сиддхартхи было впоследствии еще две жены и несколько наложниц. Вторую жену его звали Гопа, она принадлежала не к касте кшатриев, как того требовал закон, а к касте судр - отец ее был брадобреем.


Как-то раз, когда он проезжал от дворца к парку удовольствий, его взгляд упал на старого человека, больного, труп и отшельника. То, о чем он не раз размышлял, наконец было увидено им в действительности. Первые три взгляда убедительно доказали ему неумолимую природу жизни. Четвертый взгляд подсказал способ преодолеть болезни жизни и достичь спокойствия и мира. Тогда он решил покинуть мир в поисках правды и вечного мира. Существует еще несколько толкований причин того, что Сиддхартха покинул светскую жизнь - сложная политическая ситуация в стране Шакьев, оскорбление со стороны правителей Косалы, надвигающееся покорение страны со стороны усиливающихся царств Косала и Магадхи.


В 29 лет Сиддхартха ушел в отшельничество. Первоначально он учился у Алара Калама, который научил его высокой степени концентрации сознания. Однако Гаутама не был удовлетворен, так как его знания не привели к прекращению страданий и нирване. В это время в Индии было нетрудно найти компетентного учителя, и Гаутама перешел к учителю Уддаха Рамапутта. У этого учителя он научился максимальной степени мысленной концентрации. Однако он не был полностью удовлетворен. Поэтому он покинул созерцателя и начал самостоятельно заниматься созерцаниями.


В 35 лет в результате занятий созерцанием Будда достиг и постиг четыре благородные истины.


Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда долго размышлял, должен ли он передать достигнутое им знание человечеству, и движимый состраданием к миру, решил возвестить свое открытие людям. По легенде, бог смерти - демон зла - пытался препятствовать этому. Будда победил Мару, пришел в Варенаси и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основные положения новой религии.


Поначалу Будду ждало разочарование. Вместо ожидаемого успеха он встретил только насмешки и презрение. Многие выражали сомнение в его умственных способностях и считали, что он сошел с ума. Сиддхартха совершенно терялся в массе философов различных школ и направлений, бродивших по стране. Последние же, видя в Будде опасного соперника, также преследовали его.


По некоторым легендам, Будде удалось во время его пребывания в Варенаси сделать последователями своего учения пять аскетов, своих старых товарищей. Кроме того, он начал искать средства для приобретения как можно большего числа последователей. С этой целью он убедил отшельника Касьяпу в своих взглядах, сразу став во главе пятисот его учеников.


После этого Будда начал странствовать по долине Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Эти странствия были не безоблачными, так как многие, помня его происхождение, были склонны видеть в его действиях политическую подоплеку. Кроме того, серьезными противниками его учения были некоторые философские школы, в частности, Локаята. В среде учеников Будды также были недовольные, пытавшиеся восставать против Сиддартхи и даже лишить его жизни.


Будда умер от пищевого отравления в окрестностях Кусинагары, на руках верного ученика . Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте, в 543 году до н.э., и совпала с датой рождения и просветления. С этого времени для буддистов день майского полнолуния - трижды святой день. По легенде, последние словами Будды были: «Ничто не вечно!».


После семидневной подготовки тело Будды бало сожжено, пепел был собран в золотую урну, а на месте сожжения была поставлена ступа с надписью.


Сиддхартха не оставил после себя ни одного письменного документа. После его смерти ближайшие ученики собрали его учение и передавали его устно около 300 лет . Касьяпа, занявший место Сиддхартхи, собрал всю метафизику, Ананда - правила морали и афоризмы, Упали - правила аскетики. При царе Асоке, после третьего буддийского собора в Паталипутре, все учение было записано на пальмовых листьях, и составило три книги, известные под названием .


Разные направления буддизма по-разному датируют годы земной жизни Будды. В большинстве случаев считается, что он жил в VI - V веке до н.э. В 50-х годах нашего века буддисты ряда восточных стран условились считать датой смерти Будды 544 г. до н.э.

Является ли Будда каким-то восточным божеством?
На это даётся определённый ответ – «нет». Будда был человеком, он изучал философию и искал конечную истину. Родился он как Готама Сиддхартха, наследный принц Непала, в 565г. до н.э. Когда ему исполнилось двадцать девять лет, он отказался от своего положения и стал нищенствующим монахом, а после шести лет упорного труда при помощи дхьяны добился просветления. Затем а течение сорока пяти лет он путешествовал по Индии и учил её народ. Его поучения записаны на пали и санскрите; впоследствии их перевели на китайский, японский и другие азиатские языки. К настоящему времени на европейские языки переведено только около девяти процентов всех текстов буддийских писаний. Английские филологи и археологи проделали большую работу по переводам, за ними следовали немцы, французы и скандинавы, издававшие эти книги на своих родных языках. Американские ученики, по-настоящему интересующиеся духом буддизма и практическим применением учения, теперь имеют два главных течения буддийской мысли, откуда им можно черпать знания – восточное и западное.


На смертном одре Будда сказал: «Я дал вам учение; когда я уйду, вы сами будете своими учителями». Всю систему своего учения он назвал дхармой (или дхаммой), законом вселенной. Учение Будды – это такое учение, которое освобождает ум, чтобы тот пришёл в гармонию с этим всеобщим законом.

(ок. 567-488 до н.э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни - отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пи-пал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются «четыре благородные истины»: 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания («благородный восьмеричный путь», определяемый как «срединный» - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами «восьмеричного пути» - «правильным знанием» и «правильным сосредоточением». Основа «правильного знания» - концепция «взаимозависимого возникновения»: каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности - нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек». При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь - индивидуальная душа как устойчивая целостность, место которой также занимает последовательность дхарм. «Правильное знание» углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существования. «Правильное сосредоточение» представляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв. «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. (См. Буддизм.)





Страницы, ссылающиеся на данную:

































Будда

БУ́ДДА -ы; м. [санскр. buddha - просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. По имени, данному основателю буддизма и религиозному учителю Сиддхартхе Гаутаме - сыну царя небольшого государства в среднем течении Ганга (около 544 г. до н. э.).

Бу́дда

(санскр., буквально - просветлённый), 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). 2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.

БУДДА

БУ́ДДА (санскр., букв. - просветленный),
1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»).
2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.
* * *
БУ́ДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).
Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально - Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально - Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия).
Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и стать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально - Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи (см. БОДХИ) ).
Просветление
В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА) (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша (см. МОКША (в индуизме)) ) от цепи перерождений (сансара (см. САМСАРА) ), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (см. НИРВАНА) (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая (см. БОДХ-ГАЯ) в современном индийском штате Бихар).
Проповедь
Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (см. ДХАРМА) (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга.
Первую проповедь (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) , раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси (см. ВАРАНАСИ) , последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм.
Учение о будде
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (см. МАЙТРЕЯ) (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) ).
В писаниях Великой колесницы (махаяна (см. МАХАЯНА) ) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда - это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя (см. МАЙЯ (в индийской философии)) ) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) ) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде (см. АДИ-БУДДА) ) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт (см. АДЕПТ) становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Будда" в других словарях:

    - (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много… … Энциклопедия мифологии

    - (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев)2)] В буддизме … Большой Энциклопедический словарь

    Будда - >). /> Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда (“просветлённый”) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (“просветления”). В буддийском пантеоне насчитывается множество … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (санскр. budha мудрый, от budh понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДА в переводе мудрец, сын царя… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 544 гг. до н.э.) … Исторический словарь

    - (санскр. просветленный) в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. Ванекоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама… … Религиозные термины