9 и 40 дней после смерти что. Важные дни после смерти

Традиционно на Руси принято отмечать девятый и сороковой день со дня смерти. С этими поминальными датами связан ряд обычаев и запретов.

Почему отмечают девять и сорок дней?

Православные каноны утверждают, что с третьего по девятый день со дня смерти душа усопшего все еще находится в этом мире, но с девятого по сороковой день она «уходит» все дальше, испытывая «мытарства» по пути на тот свет. В эти дни необходимо молиться за умершего, чтобы он обрел место в раю. Именно поэтому русские устраивают поминки на девять и сорок дней. Что же запрещается делать в связи с этим?

Нельзя «сдвигать» дату

Девятый и сороковой день отмечаются со дня смерти. То есть, если человек умер, к примеру, 8-го числа, то это будет первым днем. Девятый день наступит 16-го, а сороковой – 16 или 17 числа следующего месяца.
Обязательно в этот день помолиться за усопшего в храме, провести панихиду. А вот устраивать застолье можно и раньше, и позже, если обстоятельства мешают провести его именно в этот день.

Нельзя звать гостей на поминки

Поминки на девятый и сороковой день называются «незваными». На них люди собираются сами. На девять дней собираются в основном самые близкие – родственники и друзья. На сорок могут прийти соседи, коллеги, знакомые. Можно оповестить людей о времени и месте поминок, но не следует говорить, что вы их приглашаете.

Нельзя проводить поминки прямо на кладбище

На девятый и сороковой день можно сходить на кладбище и помолиться на могиле усопшего. А вот поминать его прямо у могилы или оставлять на ней прикрытую хлебом стопку водки, как делают некоторые, против христианских канонов.

Если девятый или сороковой день выпали на будни по время Великого поста, их принято переносить на субботу или воскресенье. Желательно, чтобы стол также был постным.

На девятый день стол должен быть скромным

На девять дней не принято ставить на стол много блюд: считается, что это отвлекает близких от молитв и воспоминаний об усопшем. На сорок дней стол можно сделать более обильным.

Нельзя приходить на поминки нарядно одетыми

Церковь рекомендует одеваться на поминки строго и без лишней вычурности. Желательно, чтобы женщины убрали волосы под платки. По крайней мере это касается близких родственниц покойного. Не следует ради поминок покупать новое платье, посещать парикмахерскую. Это светские дела, которые не имеют отношения к душе умершего человека. Если умерший – ваш близкий, то вплоть до сорокового дня лучше вообще воздержаться от любых светских мероприятий или празднований. Это дни траура.

Нельзя веселиться

Даже если человек скончался от старости и кончина его в общем-то была ожидаемой, не стоит во время поминок смеяться и петь песни. Люди собираются, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить о нем.

9 день после смерти. Почему мы считаем его особым днем? Христиане верят в то, что жизнь человека не заканчивается вместе с его земным существованием. Ведь человек – это не только его тело. Из Священного Писания мы знаем о том, что тело человека смертно, но его душа вечна. После смерти душа встречается с Богом. У всех эта встреча происходит по-разному. Кому-то она дается тяжело из-за грехов, накопленных в земной жизни, а кто-то испытывает великую радость встречи с Небесным Отцом. Но все люди нуждаются в поддержке через молитву в эти дни. Молиться можно в храме, на кладбище и келейно. Душа человека отравлена грехом и встреча с Совершенным Богом может стать большим испытанием для души усопшего. Но мы знаем, что Господь милостив и слышит наши молитвы, даруя нам по ним отпущение грехов. Поэтому, мы можем молиться и за усопшего. Прием, из Церковного Предания мы знаем, что некоторые дни в загробной жизни человека будут для него особенно важными и трудными. Именно в эти дни душа человека встречается с Богом, решается его посмертная участь, он пересматривает дни своей земной жизни и часто страдает от своих грехов, от воспоминания о моментах, когда он не смог отказаться от соблазна совершить нечто неправедное. Что происходит с душой в эти дни? Как можно помочь усопшему?

9 дней после смерти - значение в православии

3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты – важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое – ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память – это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят “тесными вратами”. Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет “судить живых и мертвых”, и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.

Что происходит с душой усопшего на 9 день после смерти

Путешествие по раю и аду – это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом – это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога – это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни – от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти – это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти – это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) – неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти – 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно – эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.

Поминки на 9 день после смерти

Самое лучшее для души усопшего человека – поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это – плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, – помолиться за душу почившего.

9 дней после смерти - что делать родственникам почившего

Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. “Смерть – это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек”, – говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос “смертью смерть попрал”. Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил “самая лучшая панихида по усопшему – исправление собственной жизни”. Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.

Если у вас нет возможности пригласить священника, вы можете прочитать литию о покойном для мирянина. Существует специальный чин литии, который совершается мирянами келейно и на кладбище. Несмотря на то, что мы не можем знать точно, что дает душе усопшего наша молитва, мы имеем некий духовный опыт, который накопила Русская Православная Церковь и знаем, что Бог всегда слышит наши молитвы. Он также видит искреннее желание помочь усопшему, любовь ближних к человеку, который перешел в новый мир.

В молитвах об усопшем мы просим, чтобы на 9 день после смерти, при встрече с Богом душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Какие молитвы читать на 9 день после смерти

Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды) , благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) , и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

У православных поминание усопших происходит на девятый и на сороковой дни после смерти. Почему?

Подробно на этот вопрос отвечают священнослужители. Согласно церковным канонам, время с момента упокоения непосредственно по девятый называется оформлением «тела вечности». В этот период усопшего проводят по «особенным местам» рая. А в мире живых родственники и священнослужители проводят различные обряды поминального характера.

Что происходит в первые 9 дней после смерти?

В эти самые первые 9 дней после смерти усопшие могут наблюдать за окружающими людьми, видеть их и слышать. Таким образом душа уже навсегда прощается с жизнью в этом мире, с жизнью на земле, постепенно утрачивая эти возможности и тем самым отдаляясь от мира живых. Поэтому неслучайно поминальную службу заказывают на 3-й, 9-й и 40-й дни. Эти дни представляют собой особые рубежи, которые проходит каждая душа покидая наш мир.

После девятидневного рубежа душа попадает в ад, дабы увидеть мучения нераскаявшихся грешников. Как правило, душа ещё не знает что за судьба ей уготована, и страшные муки, которые предстанут её взору должны будут её потрясти и заставить устрашиться своей судьбы. Но не каждой душе даётся такой шанс. Некоторые попадают сразу в ад без поклонения Богу, которое происходит на третий день. Эти души задержали мытарства.

Мытарства- это посты, на которых души задерживают бесы, или ещё их называют князьями мытарств. Таких постов двадцать. На каждом собираются бесы и выставляют душе все грехи, которые она совершила. При этом душа не остаётся совсем беззащитной.

Всегда рядом в эти трудные моменты ангелы - хранители.
Ангел-хранитель представляет бесам противоположные грехам добрые дела души. К примеру, щедрую помощь можно поставить против обвинения в жадности. Блаженная Феодора, чей авторитет заслуживает внимания, свидетельствует, что чаще всего люди застревают на мытарствах из-за прелюбодейства. Поскольку эта тема слишком личная и постыдная, люди часто болезненно относятся к обязательному разговору о ней на исповеди.

И этот грех остаётся утаенным, тем самым перечёркивая всю исповедь. Поэтому бесы выигрывают в войне за прожитую жизнь. Каких бы поступков вы ни совершили, как бы не было за них стыдно (это касается и интимной жизни) исповедоваться батюшке необходимо полностью, иначе вся исповедь не будет зачтена.

Если душа не проходит все мытарства, бесы уводят её прямо в ад. Там она остаётся до страшного суда. Близкие и родные усопшего могут смягчить участь его души молитвами, поэтому лучше заказать поминовение в церкви.

Затем ей показывают все красоты рая, по сравнению с которыми земные радости просто меркнут. Счастье, которое становится доступным человеку в раю, несравнимо ни с чем. Так говорят святые.

Чистая и прекрасная природа, какой она была до грехопадения человека, исполнение всех желаний, люди-праведники, которые все вместе, всё о чём только можно мечтать - это рай. В аду же ничего этого нет и все люди одиноки.

На девятый день душу низводят в ад, в качестве зрителя.

Побывав в раю, повидав там праведников, человек осознаёт, что ада он достоин больше, чем рая, из-за своих грехов, поэтому душа с большим трепетом ожидает срока в 9 дней после смерти. Здесь очень важна молитва, которой близкие помогают душе. Важно приобрести тесную связь с душой усопшего, дабы вердикт вынесли в пользу Святого места. В церкви следует заказать службу, дабы ваш близкий имел поддержку с вашей стороны.

Также в это время можно задуматься как обустроить место захоронения, например, .

9 дней после смерти - поминовение близких

Первые 9 дней после смерти очень трудные для души усопшего человека, поэтому помогите своим близким, закажите поминовение в церкви, и вам будет легче и спокойнее за близкого и душа умершего будет спокойна и умиротворена. Важна не только молитва церковная, но и ваша личная. Обратитесь за помощью к батюшке. Он вам поможет освоить особые правила в прочтении псалтыри.

С давних времён известен обычай поминать близких за трапезой. Зачастую поминки являются поводом для родственников собраться вместе, вкусно покушать, обсудить дела. На самом деле за поминальным столом собираются не просто так. Православные христиане должны молиться об тех близких, которые покинули земной мир. Перед началом трапезы необходимо совершить в обязательном порядке литию. Это небольшой чин панихиды, её может совершить мирянин. Можно прочесть 90-й псалом и «Отче наш».

Кутья является первым блюдом, которое собственно и вкушается на поминках. Готовится она, как правило, из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно-это символ воскресения, а мёд-сладость, которой праведники наслаждаются в раю. Кутья должна быть освящена во время панихиды особым чином, если это не возможно, её следует окропить святой водой.

Желание хозяев угостить всех, кто пришёл на поминки повкуснее, понятно, но оно не освобождает от соблюдения постов, которые установила Церковь. В среду, в пятницу и соответственно в длительные посты вкушать только разрешённую еду. Если во время Великого поста поминки попадают на будний день, их следует перенести на субботу или же на воскресенье.

Языческий обычай - выпивать на могилах, не имеет ничего общего с православными обычаями. Каждый христианин знает, что нашим усопшим близким принесёт радость молитва за них и благочестие, которое мы приносим, а не количество выпитого спиртного.
Дома, во время поминальной трапезы, после панихиды, допускается небольшой бокал вина, который будет сопровождаться добрым словом в адрес усопшего. Не забывайте о том, что это совсем необязательная вещь на поминках. Но остальной алкоголь следует избегать вовсе, так как он будет отвлекать от самих поминок.

В православии первыми за поминальный стол усаживают нищих и убогих, старушек и детей. Так же можно раздать вещи и одежду усопшего. Можно услышать множество рассказов о случаях, когда милостыня родных помогала усопшим, и получала подтверждения об этом из загробного мира. Поэтому вы можете помочь умершему, отдав сбережения на милостыню, дабы принести пользу душе в загробном мире.

Потеря близкого человека может перевернуть мировоззрение, помочь обрести желание стать настоящим православным христианином, сделать самый первый свой шаг на пути к Богу. Начните сейчас очищать свою душу, исповедываться, дабы в загробном мире благие дела преобладали над грехами.

Что необходимо сделать близким умершего на девятый день? Как его посчитать? Мы расскажем вам о правилах и значении поминального обеда, молитвы и посещения кладбища в этот день.

Начало статьи

Почему 9 дней после смерти человека являются такими важными? Зачем необходимо устраивать поминки и заказывать службу в церкви? Мы расскажем, что необходимо учесть при организации поминального обеда и как по всем церковным канонам провести девятый день со дня смерти близкого.

Помните о том, что именно этот день является «незваным», поэтому на него не принято приглашать гостей. На поминальную трапезу приходят по своему желанию близкие и друзья умершего, те, кто от всего сердца хочет еще раз вспомнить человека и почтить его светлую память.

Поминки начинаются с молитвы «Отче наш», после чего подается первое блюдо - кутья. Обычно она изготавливается из пшеницы или риса с добавлением меда и изюма. Желательно, чтобы кутья была освящена в церкви, однако, если нет такой возможности, достаточно просто окропить ее святой водой. Это блюдо весьма символично, оно обозначает вечную жизнь: как зерно прорастает в земле, так и человек возрождается в Христе.

Несмотря на то, что прошло уже 9 дней со дня смерти, за столом по-прежнему недопустимы алкоголь, веселье, смех, сквернословие и веселые песни. Также нельзя вспоминать не самые лучшие стороны усопшего, его плохие дела и пороки. Фраза «Царствие небесное усопшему» - это больше формальность. Поэтому чтобы ваши просьбы о лучшей судьбе души умершего были в действительности услышаны, постарайтесь полноценно молиться.

Не берите за правило: больше еды - лучше поминки. Хорошо, если трапеза на 9 дней после смерти будет скромной, без изысков. Ведь важен не сам факт приема пищи, а то, что пришли люди, для которых усопший имел больше значение, важно то, что сейчас они вместе, поддерживают друг друга и готовы оказать помощь горюющим.

Если поминки пришли на Великий Пост в будний день, то необходимо дождаться выходного. Внешний вид присутствующих также играет некоторое значение. Так, женщины должны быть с покрытой головой, волосы - собраны под платками. Мужчины, напротив, должны снять головные уборы.

Во время поминок нельзя забывать и о нуждающихся. Особенно, если у вас осталась еда. Хорошо выйти на улицу и отдать ее нищим. Кроме этого, вам необходимо заказать молебен за усопшего. Сделать это можно в церковном киоске, просто подав записку с именем умершего. Также по возможности необходимо сходить на могилу к близкому. При посещении кладбища приберите могилу, зажгите свечу. Если будет возможность пригласить священник совершить литию, сделайте это, если такой возможности нет - прочитайте сами молитву. Постарайтесь воздержаться от разговоров, гораздо лучше, если вы просто вспомните покойного в своих мыслях. Ни в коем случае не устраивайте поминки на самом месте захоронения. На кладбище нельзя ничего есть и пить. Кощунством считается оставлять стакан водки с хлебом «для покойного» и уж тем более лить ее на могильный холмик.

Помните о том, что устраивать поминки необходимо сразу после похорон, на 9 дней, 40 дней и по прошествии года после смерти. Также устраивать поминальные обеды можно в День рождения покойного и в день его Ангела.

Немало людей задаются вопросом, как считать 9 день? Тут нужно быть очень внимательным, ведь по православным канонам, счет идет со дня смерти человека, даже если тот умер в конце дня, но не позднее полуночи. Например, человек ушел из жизни 12 мая. По математическим расчетам (12+9) необходимо справлять поминки 21 мая, однако на самом деле делать это нужно 20 числа. В жизни у людей бывают и такие ситуации, когда похоронить человека удалось не на третий день, а на пятый или шестой. Когда в этом случае справлять поминки? 9 дней и 40 дней считаются со дня смерти, а вот первая поминальная трапеза организовывается в день похорон.

Не относитесь к девятому дню как к формальности, которую следует соблюдать. Помните, что именно от вас в эти дни зависит, навредите вы душе умершего или же поможете ей.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала