Конспект занятия в первой младшей группе «Дети играют в кубики

Каких только игр не существует на свете! Есть игры подвижные, для которых нет лучше места, чем лесная полянка. Есть игры дворовые: им непременно нужна большая компания детворы. Есть настольные, которые уместятся на самом обычном столе… Но есть особая категория игр, для которых необходимо достаточно большое пространство, но при этом двор, пляж или лесная полянка не подойдут. А подойдет чистая, теплая поверхность, на которой можно посидеть и даже полежать, по которой легко катать машинки и мячики, где можно строить города и дороги и где так здорово устроить веселую борьбу с папой… Речь пойдет об играх на ковре. О самых простых домашних затеях, для которых не нужна особая подготовка, которые не таят в себе сложных сценариев, но которые любят все ребятишки без исключения. Особенно когда за окном трещит мороз и выбраться на прогулку удается не так часто, как летом. Итак, будем вспоминать игры, знакомые с детства. И конечно, придумывать новые, свои…

Ехала машина темным лесом

Не стоит думать, что игры с машинками интересны только мальчикам. Большинство маленьких девочек машинками тоже очень даже интересуются. Особенно если мама или папа предложат интересную игру. Для игр на ковре лучше подбирать машинки с крупными колесами, чтобы их можно было легко катать или инерционные. А уж сколько игр с ними можно придумать!

Игры на полу для детей 1-2 лет

C горки! Горку можно соорудить из наклоненной гладильной доски и скатывать с нее машинки на пол. Пусть малыш скатит по очереди все машинки из своего автопарка: тяжелые будут ехать быстрее, легкие - медленнее. Разнообразьте игру, выкладывая на пути машинок разные препятствия. Остановит ли машинку легкая картонная коробочка на пути? А большая книжка? Эта нехитрая игра даст малышу простор для экспериментов, поможет получить самые первые знания о свойствах предметов.

«Поймай меня!» Привяжите к машинке или любой игрушке на колесиках длинную веревку. Оставьте игрушку в комнате, где играет малыш, а сами спрячьтесь за угол и медленно потяните за веревочку. Пусть малыш поползет или пойдет за игрушкой, стараясь ее схватить. Игрушка немного поводит кроху по дому, а потом даст себя поймать. Иначе кроха может и расстроиться!

Игры на полу для детей 2-3 лет

Гонки . Малышу наверняка понравится идея узнать, какая из его машинок самая шустрая. Соберите на полу весь автопарк, обозначьте линию старта и выстройте на ней все машины. Теперь по очереди запускаем каждую машинку вперед и смотрим, какая уехала дальше. Можно поиграть и чуть иначе. Обозначив финиш, продолжаем запускать по очереди все машинки до тех пор, пока одна из них не достигнет финиша. Определяем тройку лидеров и строим для них пьедестал почета из кубиков.

Чудо-трасса. Из кубиков, конструктора, коробочек, книг, листов картона, линеек и других подручных средств сооружаем на ковре трассу для машинок. Добавим на пути шлагбаумы из карандашей, мосты из линеек, гаражи из коробок, парковки, заправки, зоны отдыха… Собираем машинки и отправляемся в путешествие.

Катится-покатится

Как правило, мы воспринимаем мяч как уличную игрушку. И это верно: в квартире слишком много хрупких предметов, которые жалко разбить. Но мы не станем наши мячики бросать - мы будем катать их по ковру, развивая ловкость и координацию движений.

Игры с мячом для детей 1-2 лет

«Ты мне, я тебе». Эта совсем простая игра, но малыши ее просто обожают. Усядьтесь с сыном или дочуркой на пол лицом друг к другу (ноги нужно расставить пошире в стороны) и начинайте катать небольшой мячик, стараясь прикатить его точно в руки: вы - малышу, а малыш - вам. Чтобы усложнить игру, сядьте подальше друг от друга. А еще можно играть одновременно двумя мячами. Если рассказать крохе, что мячик - это колобок, можно катать его, приговаривая потешку из сказки: «Я колобок-колобок, на сметанке мешон…»

С горки! Устройте горку из подручных средств - дощечки, большой книги, крышки от коробки, гладильной доски, приподняв один конец. Покажите малышу, как положить наверх горки маленький мячик, чтобы он скатывался вниз. Пусть теперь малыш попробует сам. А потом вы будете мячик катить, а кроха - стараться его поймать внизу.

Катится - не катится. А теперь пусть малыш попробует скатить с горки кубик. Получится ли у него так же, как с мячиком?

Игры с мячом для детей 2-3 лет

Боулинг. Это замечательная домашняя игр, прекрасно развивающая ловкость, моторику, координацию движений. Если у вас нет покупных кеглей, их с успехом заменят полулитровые пластиковые бутылки, наполовину заполненные водой и хорошо закрученные. Расставляем их в ряд, а затем по очереди с малышом катим мячик по полу, стараясь попасть по кеглям. Расстояние до мишеней увеличиваем постепенно.

Городки. Ну и что, что городки у нас будут не совсем настоящими! Все равно весело! Сначала строим вместе с малышом разные фигурки из кубиков или строительного набора, а затем сбиваем их мячиком, который катим по полу.

Веселое строительство

В арсенале игрушек любого малыша непременно должно найтись место самым обычным кубикам. Не имеет большого значения, будут они пластмассовые или деревянные (хотя деревянные предпочтительнее: все-таки натуральный материал). А еще можно строить разные постройки на полу можно из подручных материалов - стульев, коробок, диванных подушек… Ну как, поиграем в строителей?

Игры с кубиками для детей до года

Кубик на кубик. В самые первые игры с кубиками можно начинать играть с малышом, который уже умеет сидеть. Сначала мама строит башенки на глазах у малыша. А потом и малыш захочет попробовать поставить кубик на кубик. Это получится у него не сразу. Ведь даже захватить кубик ручкой для грудничка непростая задача.

«Бах!» Мама строит башню, а малыш с радостным визгом ее ломает. Для крохи это не просто веселая игра, но и возможность побольше узнать о свойствах предметов и понять причинно-следственные связи. Вот только башенка была целой, но если ударить по ней рукой, то кубики рассыплются, разлетятся по всей комнате…

Игры с кубиками для детей 1-2 лет

«Чух-чух». Соорудите «поезд», поставив два кубика один за другим. Теперь толкайте задний кубик в сторону малыша, чтобы оба кубика двигались. При этом можно приговаривать: «Чух-чух-чух…» Пусть и малыш построит такой же паровоз и пробует повторять за мамой: «Чух-чух, пых-пых!» А потом построим «поезд» из трех кубиков-вагончиков, а потом еще длиннее, и еще… Пусть малыш попробует управлять таким длинным составом из кубиков. Это не так-то просто! А потом посадите на один из кубиков игрушку. Нужно двигать кубики так, чтобы пассажир не свалился.

Дома и гаражи . Просто строить из кубиков не так интересно, как строить что-то важное и нужное. Например, домик. Или гараж для машинки. И не просто домик, а домик для зайчишки, которого хитрая лиса выгнала из избушки. И не просто гараж, а гараж вот для этой, самой любимой синей машинки… Пусть малыш пробует строить сам. Лучше не вмешиваться в его работу, а строить рядом что-то свое. Кроха будет следить за действиями мамы и повторять.

Дорожка. Можно не только строить дома из кубиков, но и выкладывать ими дорожки. Длинные-предлинные. По дорожкам могут бегать игрушки или ездить машинки. А еще «походите» по ним пальчиками.

Паровозик. Поставьте в ряд несколько стульев. Это будет поезд. Усадите на стулья пассажиров из числа любимых игрушек. Сначала машинистом побудет мама. Она будет сидеть на первом стуле-паровозе и изображать, как поезд движется: «Чух-чух-чух, ту-ту!» А потом побыть машинистом попробует малыш. Пусть попробует попыхтеть, как настоящий паровоз.

Игры с кубиками для детей 2-3 лет

Цветные дорожки. Подросшему малышу предложите не просто построить из кубиков дорожку, но и придерживаться определенной последовательности цветов. Сначала пусть построит только желтую дорожку. Или только синюю. А потом попробуем чередовать кубики. Например: кубик синий, кубик красный, и снова синий.

Выше и ниже. Постройте башню из нескольких кубиков, а малыш пусть сделает две другие, чтобы одна была выше вашей, а другая ниже. Это будут башенки для мышки и жирафа. Точно так же можно разбираться с понятиями «длиннее» и «короче», выкладывая из кубиков длинные и короткие дорожки.

Зоопарк. Постройте вместе с малышом зоопарк. В ход пойдут кубики, детальки строительного набора, коробки и т.п. Выкладываем вольеры (забор-оградку из кубиков), строим «скалы», придумываем «бассейны» для водоплавающих животных. Потом заселяем зоопарк игрушечными зверями. Дальше можно разыгрывать массу сюжетов: кормим зверушек, организовываем посещение зоопарка куклами, перевозим зверей на машинах из вольера в вольер, играем в «Звери убежали» и т.д.

Мебельная фабрика. Пусть малыш попробует соорудить из деталей строительного набора мебель для игрушек: стол, кресло, кроватку, табурет, пуфик. Потом поиграйте с этой самодельной мебелью вместе.

«Не упади!» Игра эта простая, но очень веселая. Строя башню вместе с малышом, ставьте кубики один на один по очереди. Ставить нужно осторожно, чтобы башенка не развалилась. Кто поставил последний, «критический» кубок и завалил башню - тот проиграл. Ему собирать разлетевшиеся по всему полу кубики…

Чья башня выше? А это - игра-соревнование. Кому удастся построить из кубиков самую высокую башенку - маме, папе или малышу? А, может, дедушке?


Игрушечная история

Игры с мягкими, резиновыми, пластмассовыми игрушками отлично подходят для дома. Усаживайтесь с малышом на мягком ковре, пододвигайте поближе коробку с игрушками и начинайте играть. Во что? Пусть подскажет фантазия…

До года

Все в коробку! Поставьте посередине ковра коробку с игрушками. Пусть малыш сначала все игрушки из нее вытащит, а потом покажите ему, как сложить игрушки обратно. Увлекшись, кроха может проделывать такую операцию несколько раз подряд. А что, если вместо одной коробки поставить две или даже три?

«Прыг-скок». Возьмите несколько мягких игрушек, подберите подходящие стихотворения или потешки. Усадите малыша на ковер, сядьте рядом. Возьмите одну игрушку, показывайте малышу, как она ходит по ковру, и рассказывайте о ней стишок. А потом пусть малыш попробует ее «поводить».

Котенок

Хоть котенок и игрушка,
У него есть хвост и ушки,
Носик розовый, блестящий.
Он совсем как настоящий!

Львенок

Львенок мой совсем не злой,
Потому что цирковой.
Он слегка похож на кошку,
А рычит лишь понарошку.

Лисичка

Хвост пушистый у лисички,
Черный носик и реснички,
Шубка всем зверям на диво
Поглядите, как красива!
(Ю. Каспарова)

1-2 года

Теремок. Расположившись на ковре, сложите в коробку несколько подходящих игрушек, затем вытаскивайте из коробки по одной и рассказывайте малышу сказку: «Вот мышка-норушка бежит. Кто-кто в теремке живет?» Сказка может быть любая: и «Репка», и «Колобок», и даже придуманная мамой на ходу, исходя из наличия «в хозяйстве» тех или иных персонажей. Показывайте малышу, как игрушки выполняют разные действия - бегают, прыгают, машут лапкой, спят… Меняйте тембр голоса под каждого героя, стремитесь получать от маленького зрителя эмоциональный отклик.

Веселая сортировка. Соберите в кучу на ковре все имеющиеся в наличии игрушки. Расскажите малышу, что зайчики хотят дружить с зайчиками, куколки - с куколками. Пусть кроха разделит игрушки на группы. Можно сделать несколько импровизированных столов из коробок и рассаживать каждый вид игрушек за свой стол. Пусть малыш при этом старается называть игрушку или произносит звукоподражание: «ав-ав», «мяу-мяу»…

Цветные перестановки . А теперь наши игрушки решили рассесться по цветам: за одним столом - белые, за другим - синие и т.д. Сначала помогайте малышу рассаживать игрушки правильно. Ближе к двум годам он будет легко справляться с этим самостоятельно.

2-3 года

Кукла идет гулять. Эта простая и полезная игра будет учить малыша аккуратности и любви к порядку, развивает речь, расширяет знания об окружающем мире. Приготовим куклу и одежду для нее и придумайте место для прогулки. Разложите на ковре импровизированные дорожки, постройте из кубиков домики, магазин, игровую площадку и т.п. Расскажите малышу, что кукла собирается на прогулку. Пусть малыш выберет из кукольного гардероба те вещи, которые ей понадобятся, а затем оденет куклу. Поощряйте малыша проговаривать свои действия: «Это платье. Надеваю платье на куколку…» Когда кукла будет готова, ведите ее на прогулку. По пути кукла может зайти в магазин, покачаться на качелях, сходить в зоопарк, зайти в кафе, встретить других кукол и зверей. А может, она выйдет на прогулку с собачкой? После прогулки кукла возвращается домой и переодевается в домашнюю одежду. Пусть малыш ее переоденет и аккуратно сложит одежду. Дальше можно покормить куклу, уложить спать или поиграть в сюжетную игру. Например, в «день рождения».

Магазин. Ваш малыш с удовольствием подхватит предложенную мамой сюжетную игру в магазин. Сейчас в детских супермаркетах продается множество аксессуаров для такой игры. Но даже без них организовать игру совсем не сложно. Собираем всевозможные коробочки из-под продуктов, пластмассовые овощи, конфеты и прочие подходящие «товары» для продуктового магазина. В хозяйственном магазине можно «продавать» детскую посудку, в мебельном - игрушечную мебель. Собачки, кошечки и прочие подходящие зверята станут товарами зоомагазина и т.п. Можно даже организовать на ковре целый супермаркет! В качестве денег могут выступать каштаны, желуди, ракушки, камешки, нарезанная цветная бумага. Пожалуй, подготовка к игре не менее увлекательна, чем сама игра. А теперь поиграем. Ну, кто первый будет продавцом?

Очередь. Выстройте на ковре очередь за лакомствами из игрушек. Командуйте малышу: «Первым в очередь стал мишка, вторым - пингвин, третьим - собачка, за ней - зайка…» Пусть малыш внимательно посмотрит на очередь, затем закроет глаза. Мама тем временем меняет местами мишку с собачкой. Малыш открывает глаза и пытается вспомнить первоначальный порядок. Игру можно усложнять, добавляя в очередь новые игрушки, меняя одни на другие и т.п. Так будем тренировать память, развивать внимание, мышление, сосредоточенность.

Полоса препятствий

Устроить дома полосу препятствий совсем не сложно. В ход пойдут стулья, диванные подушки, игрушки, коробки, кубики… Малыши очень любят подобные игры. К тому же, они прекрасно развивают ловкость, координацию движений, моторику и… смекалку!

До года

Тоннель. Из большой коробки можно сделать замечательный тоннель для умеющего ползать крохи. Он стает для него хорошим спортивным тренажером. Для этого вырежьте у коробки дно и верх. Посадите малыша на пол у одного конца тоннеля, сами сядьте с другой стороны и позовите кроху. Можно разнообразить игру, завесив ваш конец тоннеля полотенцем.

Баррикада. Это игра для малыша, уже уверенно ползающего на четвереньках. Устройте посередине комнаты «завал» из подушек и больших мягких игрушек (он не должен быть слишком высоким!). Можно использовать и коробки-тоннели из предыдущей игры. Затем сядьте на другой стороне комнаты и позовите малыша. Пусть постарается пробраться к вам, перелезая через препятствия.

1-2 года

Подземное путешествие. Для подросшего путешественника можно смастерить длинный тоннель сразу из нескольких коробок, склеив их скотчем. Вот это получится по-настоящему захватывающее приключение!

Канатоходец . Выложите на ковре дорожку из длинной ленты. Пусть малыш постарается по ней пройти, как канатоходец в цирке. Для большего сходства пусть возьмет в руки веер. Сначала выкладываем прямую дорожку. А затем усложняем задание: делаем повороты, петли и зигзаги.

2-3 года

Препятствия на дороге. Разложите на полу кубики в одну линию на некотором расстоянии друг от друга. Пусть малыш представит, что он маленький автомобильчик. Ему нужно пройтись змейкой, «объезжая» каждое из препятствий. Между кубиками можно не только ходить, но и бегать, прыгать и даже ползти.

Скачки. Помните, как мы строили барьеры для игрушечных лошадок? А теперь пусть лошадкой побудет малыш. Его задача - пробежать всю дистанцию по ковру и перепрыгнуть через препятствия из кубиков, не развалив их.

Болото. Разложите на ковре на небольшом расстоянии друг от друга подушки. Расскажите малышу, что ковер - это болото, а подушки - кочки. Задача малыша - перебраться через болото, прыгая по кочкам-подушкам. При этом можно весело квакать, представляя себя маленьким зеленым лягушонком.

«Помоги мишке». Игра похожа на предыдущую. Но теперь малышу нужно не просто перебраться через «болото», но еще и помочь игрушкам. Усадите на ковер несколько игрушечных зверят. Пусть теперь малыш берет в руки одну из игрушек. перебирается на другую сторону «болота», а потом возвращается за следующей.

Веселая дорожка. Возьмите листы цветного картона и обведите свои ладони и ступни - правые и левые, а затем вырежьте. Из вырезанных фигурок сделайте дорожку, разложив следы в произвольном порядке. А теперь предложите малышу пройти по этой дорожке руками и ногами, чтобы ладошки и ступни совпадали со “следами”. Здесь малышу потребуется ловкость, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве. Чем младше ребенок, тем короче и проще должна быть дорожка.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был умным и развитым. А что необходимо для его развития в возрасте 1, 2, 3 лет? Конечно, игрушки! Поэтому мамы и папы, не жалея денег, отправляются в походы по магазинам, оставляя там огромные суммы. Ведь нужно купить и одно, и другое и третье. Одна игрушка разовьет моторику, другая — поможет выучить цвет, третья — форму. Каждая игрушка в чем-то уникальна и поэтому кажется совершенно незаменимой. А знаете ли вы, дорогие родители, что в мире детской фантазии всё может быть всем. Ладошка, прижатая к руке, будет для вашего крохи прекрасным телефоном, ничуть не хуже яркого и музыкального покупного. Умение видеть в одних предметах другие, создавать что-то из ничего необходимо для полноценного развития малыша, его фантазии, воображения. Существует даже такое понятие как "игрушка-заместитель" — использование в своих играх игрушки-заместители является одним из критериев, по которым оценивается развитие ребенка.

Возьмем, к примеру, обыкновенные кубики. Набор кубиков — действительно необходимая вещь, которая должна быть в любой детской комнате. Кубики незаменимы для освоения ребенком трехмерного пространства, конструирования, развития координации и... Всю пользу кубиков трудно перечислить. Давайте лучше представим, в какие игры можно поиграть с вашим малышом, имея в наличии только набор кубиков.

    Строим башню. Самая первая игра, пробовать играть в которую можно начинать примерно с 6-7-8 месяцев, когда ваш малыш уже умеет устойчиво сидеть. Поставить кубик на кубик для него — сложная задача, которая требует достаточного развития координации и крупной и мелкой моторики. Поначалу ребенок будет лишь рушить ваши башенки, потом начнет строить свои. И тоже рушить. Ведь для ребенка акт разрушения также необходим, как и акт сотворения. Вот он ставит кубик на кубик. Волшебство! Получилась башня! А потом ррраз! И башня исчезла. И это тоже волшебство!

    Разнообразьте ваши игры с кубиками: стройте не просто башню, а с заданными свойствами. Например, только красную или только синюю. Так постепенно начинайте изучать цвета. Возьмите большие и маленькие кубики. Из больших кубиков получается высокая башня, из маленьких низкая. Так с помощью кубиков изучаем размер. Сколько кубиков в башне? Вот уже и первый счет. Ребенка постарше (2-3 года) можно попросить построить башню, такую же, как у вас. Ребенок учится воспроизводить образец, знакомится с понятием последовательности.

    Кирпичики и кубики. Обычно в наборе кубиков бывают кубики, кирпичики, конусы, цилиндры, шары и т.д. Замечательно! Играем и учим геометрические формы и фигуры. На что похожа грань кубика? Да ведь это квадрат! А кирпичика? А шара? Развиваем словарный запас. Грань, ребро, угол. Тут и азы математики. Кубик выше кирпичика. Сколько нужно взять кирпичей, чтобы "дорасти" до кубика? Зато кирпичик длиннее. Сколько надо взять кубиков, чтобы "дотянуться" до кирпичика?

    Стройка! Итак, ваш малыш уже давно умеет ставить кубик на кубик. Теперь строительный набор открывает для него безграничные поле для развития фантазии и воображения. Стройте вместе: дома, замки и башни! Гаражи, дороги, мосты. Все, что придет в голову (по секрету — из кирпичиков для изобретательных малышей получаются отличные машинки).

    Куклы и кубики. Хорошо, если у вашей куклы есть собственная мебель. А если нет? Еще лучше! Сделайте из кубиков стол и стулья. Пригласите мишку в гости. Пусть они поедят пирог из кубиков и попьют чай из чашек — цилиндров. Гости устали? Пусть они поспят на кроватках их кубиков. Из кубиков получаются отличные столы, стулья, кровати, полочки, тумбочки, телевизоры, плиты и стиральные машинки. Качели и горки. А может, вы придумаете что-нибудь еще?

    А теперь — физкультминутка. Предложите вашему непоседе попрыгать через разные преграды — препятствия. Естественно, из кубиков. Можно сделать целую полосу препятствий и устроить соревнования.

    "Рисуем" кубиками. Да-да, кубиками (особенно маленькими) вполне можно "порисовать" выложить из них человечка, зверюшку... И даже цифры и буквы!

    Поиграем в сказку. А герои её — обыкновенные кубики. Итак, начнем: "Жил-был маленький кубик. Однажды пошел он гулять и встретил большой и страшный красный цилиндр". А дальше? Дальше придумывайте сами вместе с вашим малышом!

    Собираем кубики. Игра закончилась. Кубикам пора собираться в домик. Соберите их вместе, заодно учите цвет, форму и развивайте внимательность. Малыш, принеси мне зеленый кубик. Спасибо! А теперь желтый цилиндр. Умница! А где же красная арка? Смотри внимательно! Вот же она, закатилась под кресло и плачет: ах, найдите меня, отнесите скорее в домик.

    Или можно собрать кубики так (обычно, такой способ собирания кубиков вызывает у моих детей просто бурю восторга).

    Развиваем меткость. По очереди бросайте кубики в коробку. Кто точно отправит в коробку больше кубиков? Единственный минус этой игры — большое желание высыпать все собранные кубики и начать всё сначала.

Вот видите, в какое количество веселых и развивающих игр можно поиграть с обыкновенными кубиками. И это далеко не полный список. Просто немного фантазии и воображения — и любая игрушка станет развивающей.

Обсуждение

Не возврат ли это на 15 лет назад? - хотя я и согласен со статьёй, и написана она эмоционально и содержательно. Так же внимательно подошла к детишкам и к обычным вещам Монтессори, которая по контракту организовала полсотни "Домов ребенка"... А результаты - лишь у отдельных родителей из тысяч! Миллионы, а может быть, миллиарды родителей и педагогов делали всё возможное, чтобы развивать пользуясь всем, что попадет под руки или на глаза.
Но я нашёл, что более основательный подход ко всяким игрушкам и домашним вещам изложен в книгах: "Читать - раньше, чем ходить", "Когда начинать воспитывать президента...", "Как развивать детей одаренными?", - эти книжки или части из них имеются в публикациях на этом сайте, 7ya.ry , по каждой из них даже имеются сайты, и они в 1997 - 1999 году стали основой настоящего движения развития...
Даже начинается статья почти одинаково с книгой:
"Вы мечтаете иметь одаренных детей или внуков, которые будут хорошо учиться в школе, овладеют множеством знаний, творческих профессий, станут деловыми и предприимчивыми? Теперь это можно осуществить по желанию родителей, так как изобретены и проверены на практике специальные “игры для гениев”, выявлены свойства игрушек и вещей, развивающих способности и таланты детей. Включены на научной основе воедино методы развития родителями Моцарта, Авиценны, Эйнштейна, Н. Винера, нобелевских лауреатов и многих других. В книге рассказывается о проверенных на опыте и практике тысяч родителей и педагогов простых, доступных всем способах и приемах, дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать преуспевающим, и если вы захотите, даже выдающимся человеком.
Особенностью рекомендаций является их сквозной характер - они применяются, постепенно усложняясь, с первых недель жизни до совершеннолетия, включая..."
- см. книга «Как развивать детей одаренными?» на сайте сайт
Еще более интересные идеи содержатся в первых же разделах книги "Читать - раньше, чем ходить" (1996) - см. ссылку на сайт:
http://www.сайт/pub/article.aspx?id=44
Вот что я обнаружил - интересно, что почти все статьи по раннему развитию и против него в этом, на многих сайтах исходят из этих имеющихся на сайт книг и публикаций 1992 - 1998 года - и это легко, как я заметил, доказать по текстам... Представляете, что еще открыли МИР ребенка за прошедшие десять лет? Как бы узнать – может спец рубрику новостей организовать? – а то настоящее раннее развитие даже не упоминается в названии телеконференции!
Наверное, родителям и раннему развитию было бы полезнее, чтобы авторы статей и размышлений давали ссылки на первоисточники, как это принято в других странах.
Есть и другая причина. Имеет смысл обратиться к первоисточникам, чтобы действительно узнать, как и почему игрушки развивают?
Однако, автор книг по настоящему раннему развитию, выступающий против всех традиций, Тюленев утверждает, что далеко НЕ ВСЕ игрушки и игры, занятия развивают - а только примерно 5 % их них! А может и меньше. :) Всё зависит от того, каких результатов хочет добиться любящий родитель.
Кто же прав: Митлина или Тюленев?
Вот какая заковыка обнаруживается, когда к первоисточникам случайно обращаешься...
Не все, оказывается игрушки развивают, и то, что может автору статьи показаться развивающим в перспективе окажет как раз обратное действие...
Поэтому самое время задаться вопросом: какие результаты получила автор статьи: в 1 год ребенку, в 2 года. в 6, 8 и т.д.? Выдержали ли рекомендации автора статьи проверку временем, хотя бы в ограниченном периоде, или наоборот? :)

Очень интересная статья. Всё верно. Мы так и играем,учим цвета,делаем мебель для кукол. А еще девчоноки кирпичики к уху подносят-это у них телефон.

10.10.2008 13:17:05, Елена

Прикольно, только не оченьпонятно, где набрать столько кубиков, чтобы строить куклам кроватки, столы и пирижки из кубиков.

09.10.2008 16:14:44, Anna

Какая Вы молодец! Спасибо!

09.10.2008 11:33:38, Лапушатина

неисчерпаема материнская фантазия:)
у меня тоже есть статья про 10 игр с кубиками и ведь очень немногое пересекается http://orangefrog.ru/?p=16

Супер! Отличная статья! Спасибо Вам огромное!

07.10.2008 11:49:35, Мария

Комментировать статью "Развивает любая игрушка, или Десять способов поиграть с кубиками"

Дидактические игры (книжки Карапуза, паззлы, мозаика, Никитинские игры, Геометрик (гвоздики в дощечке, на них натягиваем резиночки). Мелкая моторика (пальчиковые игры, щнуровка, складываем из палочек, игрушки из киндер-сюрпризов, любим бусы нанизывать...

Обсуждение

Ходить и смотреть МЕСТА. Как там устроено. Желательно внутри. Скажем, если есть знакомый продавец - посмотреть, как устроен внутри магазин. Или почта. Или офис. Что угодно. Да и снаружи: автобусная станция, та же почта. Что там люди делают, как, почему.

Ой, какой хороший вопрос, сама все время этим заморачиваюсь.
Может, другие мамы 2-3 летних тоже откликнутся.

Чем мы занимаемся:

Физическое развитие (по Доману и Федотову): велосипед, мяч, дартс, прыжки (на диване в отсутствие бабушки:)), а летом был батут), турник, простейшие футбол и теннис (привязываем шарик к люстре и стучим по нему руками, палками), длинные пешие прогулки с пробежками и проходами по бордюру, иногда (редко) зарядка и массаж, упражнения на гимнастическом мяче

Артикуляционная гимнастика

Музыка простейшая (слушаем детские песенки, редко классика; поем много оба без музыки и караоке; играем на металлофоне детские песенки и гитаре - мама, ритм на барабане, мечтаем о синтезаторе)

Искусство(смотрим картины, разговариваем, обсуждаем - но я совершенный профан в этом:(; рисование, лепка, аппликация, конструирование из кубиков-кирпичиков. Я чередую занятия под названием "Мама предлагает, что будем рисовать" и "Саша выбирает сам", интересно, что раньше были полные абстракции, а теперь он ЗАРАНЕЕ предлагает тему и придерживается ее - Ура!)

Дидактические игры (книжки Карапуза, паззлы, мозаика, Никитинские игры, Геометрик (гвоздики в дощечке, на них натягиваем резиночки). Первые у нас идут очень хорошо, а вот все остальное, мне самой, честно, не очень интересно)
Презентации (много разных, накачанных с интеренета, я в свое время все рр yahoo groups перетряхнула на предмет презентаций, теперь пользуемся)

Мультфильмы (у нас их тоже ОЧЕНЬ МНОГО, с www.arjlover.ru, так что я часто их подбираю по принципу: "На прогулке увидели белочку, сейчас про нее посмотрим?", иногда соглашается, иногда требует свох любимых бременских, или леопольда, или Стафика и Спажетку:))

Аудиосказки

Игры Монтессори (по сенсорике и практическая жизнь)

Мелкая моторика (пальчиковые игры, щнуровка, складываем из палочек, игрушки из киндер-сюрпризов, любим бусы нанизывать - рябина, шиповник, лепим)

Математика (по Марии Дружковой, "Игралочка" Петерсон, читали Кубарика и ТОматика, сейчас начали Житомирский, Шеврин "Геометрия для малышей")

Шахматы (Сухин, история в книжке скучная, а вот игр там много очень хороших)

Физика (простейшая, конечно:) Игры с водой по Даниловой много - растим похоже гидродинамика, как родители:))) Сикорук "Физика для малышей" только-только начали)

Биология (больше зоология, конечно, наблюдаем в природе и зоопарке, энциклопедий много читаем и комплексные занятия по ним устраиваем - я ниже в конференции писала)

География (детская карта мира, стихи Усачева)

Ролевые игры (у нас сейчас почему-то по животным в загоне, а вот игры в строителя, парикмахера, доктора и т.д. наоборот хорошо пошли)

Хочу ввести:

Логику (у меня книга Береславского есть, я долго о ней мечтала:), но там мало заданий, вообще собираюсь прикупить или сама делать всякие задания на развитие логики, памяти, воображения)

Кубики Зайцева, ленту Зайцева

Основы наук (Астрономия, история - повесить ленту времени, Химия)

Искусство (надо ввести хоть какую систему просмотра картин)

География и история (хочу разработать систему комплексных занятий по странам и эпохам)

Диафильмы

Что читаем:

Давайте, я вам скину свои списки, что вообще можно читать в нашем возрасте, ладно?

Книги для 2-леток

"Буратино (для малышей в картинках)".
"Лягушка-путешественница"
Александрова «Домовенок Кузька»
Андерсен Дюймовочка, гадкий утенок
Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"
Бианки сборник "Мышонок Пик"
Биссет "Забытый день рожденья"
Блайтон "Знаменитый утенок Тим", "Приключение Нодди"
Винни-Пух
Воронкова "Маша-растеряша"
Гримм Бременские музыканты
Доктор Сьюз "Слон Хортон"
Карлсон
Крюкова "Автомобильчик Бип"
Лебедева "Как Маша поссорилась с подушкой "
Левин "Стихи" (Глупая лошадь - название книги)
Лобату "Орден Желтого Дятла"
Маяковский детские
Мошковская "Какие бывают подарки"
Муми-тролля
Муур "Крошка Енот"
Остер "Котенок Гав", "Про мартышку, попугая, слоненка и удава"
Перро
Поттер "Сказки кошки Табиты", "Сказки крольчихи Флопси"
Прейсн Про козленка, который умел считать до десяти
Приключения Пифа
Приключения Рикики
Пройслер
Прокофьева "Машины сказки"
Пушкин
рассказы о животных
Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
Румянцева И.Г., Баллод И.Я.Про маленького поросенка Плюха. По мотивам сказок Э. Аттли
Самойлов, Давид Слоненок пошел учиться
Сказки дядюшки Римуса
Стихи Новеллы Матвеевой, Барто, Михалкова, Маршака, Заходера, Чуковского, Левина, Хармса, Юнны Мориц, Токмаковой, Тувима, Саши Черного
Токмакова "Аля, Кляксич, буква А"
Усачев Букварик, Звукарик, Шкатулка
Успенский "Все о крокодиле Гене и Чебурашке"
Цыферов "Сказки старинного города"
Чарушин
Чижиков "Петя и Потап"

От двух до пяти

Аксаков С.Т. Аленький цветочек

Александрова Т.И. Кузька

Андерсен Х.К. Дюймовочка

Бажов П.П. Серебряное копытце

Барто А.Л. Игрушки

Берестов В.Д. Стихи

Бианки В.В. Рассказы и сказки о животных

Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим

Гримм Сказки

Жуковский В.А. Стихи для детей

Ершов "Конек Горбунок"

Заходер Б.В. Стихи и переводы

Козлов С.Г. Стихи и сказки

Кондратьев А.Н. Стихи

Левин Глупая лошадь

Линдгрен "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги"

Лунин В.В. Стихи и переводы

Мамин-Сибиряк Д.Н. Алёнушкины сказки; Серая шейка

Маршак С.Я. Стихи и переводы

Маяковский В.В. Стихи «для детков»

Михалков С. Стихи

Мориц Ю.П. Стихи для детей

Носов "Незнайка и его друзья", рассказы

Остер "Котенок по имени "Гав", сказки про Мартышку, Слоненка и Удава

Перро Ш. Сказки

Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост"

Пушкин А.С. Сказки

Сапгир Г.В. Стихи

Сеф Р.С. Стихи и переводы

Сладков Н.И. Рассказы и сказки о природе

Собакин Тим. Стихи и сказки

Сутеев В.Г. Сказки

Сьюз "Сказки"

Токмакова "Карусель"

Толстой А.Н. Приключения Буратино

Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из "Азбуки"

Ушинский "Сказки"

Успенский "Крокодил Гена и его друзья"

Хармс "Стихи"

Чаплина В.В. Рассказы о зверях

Чарушин "про Топку и про всех"

Черный Саша. Стихи

Чуковский К.И. Сказки, стихи, переводы

Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Посоветуйте - с учетом того, что ребенок неусидчивый и ему больше нравятся подвижные игры, чем дидактические.

Обсуждение

Парочки - меморина до-другому.
Наклейки - очень хороший вариант для развития усидчивости.
Магазин.

Мы вот ближе к лету больше времени на улице проводим, на велосипеде катаемся, на самокате. Дома уже энергии остаётся не так много, играем с паровозами, машинками, немножко лепим то, что видели на улице, иногда даже рисуем:) на самом деле если носится на улице, дома уже спокойно может книжку листать или сейчас, например, мы увлеклись лабиринтом (недавно подарили) http://www.russiantoys.ru/pr_inf.php?ID=618

02.05.2007 21:55:38, Gagga

кубики. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. В 1,4 мы начали играть с кубиками типа мега блокс - тоже супер.

Обсуждение

мы с кубиками играм с 6 мес. (хотя они с 3-х лет:)
в 6 мес. мы вместе ставили один кубик на другой
в 10 мес. мы строии из них домик для зайки и гараж для машины
в год он сам строл пирамидку из 12 кубиков
в 1,5 грузит на самосвал и возит туда-сюда, сваливает в кучу.
так что у нас кубики всегда были на ура. если это были легкие пластикивые, то в 1,3 я купила 9 кубиков-паззлов деревянных из которых можно составлять разные картинки с машинами - это у нас просто хит до сих пор. В 1,4 мы начали играть с кубиками типа мега блокс - тоже супер. На мой взгляд очень полезно - развивает логическое мышление и фантазию. Даже не редставляю что бы мы без кубиков делали все это время:)
Единственное что нам не понтравилось это обычный строитель из больших пластиковых кубиков и форм - и я его отдала. Занимаюсь сама
Группу для занятий сами организовали(4 детишек) - 2 раза в неделю по 2,5 часа
5+ (честно)

1. 1,2, девочка
2. ну даже не знаю, много всего.. читаем книжки, поем песенки, потешки, танцуем (один поет, другой танцует), пальчиковые игры любим, играем в различение цветов, размеров, форм и т.д., проявляет интерес к буквам, но я пока только называю иногда - думаю рано это, ну пирамидки-стаканчики - эт ясное дело, игрушки кормим-качаем-спать кладем-одеваем/раздеваем, машинки и всю колесную технику обожаем, рамки-вкладыши изучаем, рисуем, лепим из пластилина, по хозяйству помогаем маме-папе, активные игры а-ля догонялки, прятки итд. ну и на улице то же, только применительно к условиям - ягодки-листики собрать, машины найти определенного цвета, препятствия преодолеть и т.д.
3. днем бабушка (я на работе), вечер и выходные - мама и иногда папа
4. да, посещаем группу монтессори, но с немного иной целью - влиться в коллектив, т.к. через месяц-полтора в садик идем
5. эт сложно, если смотреть по ровесникам, то 4+ (ну может даже 5, но боюсь переоценить)


Попади в цель
Используя кубики, можно провести настоящий урок физкультуры. Игра «Попади в цель» разовьет у ребенка меткость, координацию движений, глазомер. Поставьте рядом с малышом коробку (подстелив на дно мягкую тряпочку) и предложите кидать в нее кубики. Если кроха легко справляется с заданием и нет ни одного промаха - коробка отъезжает дальше и малыш переходит на новый уровень. Расстояние около одного метра - идеальное для такого возраста.

Змейка
Кубики разложите по комнате в одну линию на расстоянии чуть меньше шага ребенка. Малышу нужно будет змейкой обойти каждый из них. Покажите ребенку, как это делается, а потом предложите попробовать не ходить, а ползти или прыгать по намеченной дорожке.

Cобери в коробку
Подберите коробку, в которую можно вместить все кубики, только если аккуратно укладывать их один к одному. Для начала давайте разные игровые задания. Например.
«Эти четыре кубика плохо себя вели и их наказали - поставили в угол. Поставь эти кубики по углам коробки. Молодец! Простим кубики? Тогда вот тебе еще одно задание.
Эти кубики любят выходить на балкончик и смотреть вниз. Давай расставим их всех так по краю коробки, чтобы они могли любоваться видом «с балкона»».
Вы можете попросить ребенка расставить кубики вокруг коробки, положить в середину, выстроить перед коробкой в очередь в ожидании попадания в нее или поставить друг на друга возле коробки, чтобы верхний кубик мог заглянуть вовнутрь.
«Кубики поиграли с нами и подружились, теперь им пора домой».
Попросите малыша собрать их в коробку. Скажите: чтобы кубики вместились и никому не было обидно, нужно складывать их плотно, не торопясь. Покажите, как. Когда вы вместе закончите работу, порадуйтесь, что все поместились.

Дом для мышки и жирафа
Играя в кубики, можно легко познакомить ребенка с понятиями выше - ниже, длиннее - короче или закрепить знание о них.
Постройте башенку из трех кубиков. Попросите малыша сделать домики выше и ниже вашего. Чтобы игра была более насыщенная, наглядная и не напоминала школьный урок, возьмите маленькие игрушки и стройте домики для них. Маленькой мышке нужен домик невысокий, а вот жирафу…

Определи на ощупь
Возьмите мешочек или тряпичную сумку и положите туда несколько кубиков и еще штук пять других игрушек. Попросите малыша, не заглядывая в мешочек, достать все вещи, кроме кубиков, и постараться на ощупь определить и сказать, что ему попалось.

И снова прятки!
Возьмите десять кубиков и разложите их в комнате так, чтобы их чуть-чуть было видно. Из-за телевизора выглядывает желтый кубик, под скатертью виднеется странный бугорок, а со шкафа собирается спрыгнуть еще один смельчак. Пусть малыш найдет все кубики. Считайте находки вслух!

Ходящие пальцы
Игра, можно сказать, настольная. Покажите ребенку, как пальчики его рук могут ходить. Пусть кроха пройдет или пробежится по столу. Отличное упражнение для развития мелкой моторики. Теперь устанавливаем полосу препятствий из кубиков - простая дорожка, поворот, ямка - дорожка, ямка - дорожка. Теперь ходите пальцами по кубикам. Ходите вместе. Не перепрыгивайте ямы. Дотягивайтесь до следующего кубика!

Строительство трассы для машинок
Если в доме есть маленькие гоночные машинки, то не построить для них трассу из кубиков просто нельзя! Здорово, если кубиков много - дорога будет длинной и опасной, с поворотами. Если количество кубиков ограничено, придется брать дополнительный материал - линейки! Тогда дорога будет еще и наклонной и скользкой.

Выдержки из статьи М.Н. Андросовой.

Понравились идеи игр, но нет кубиков? Нет ничего проще! Заходите в наш интернет-магазин и выбирайте

Игра «Разноцветные кубики».

Задачи:

Материалы и оборудование:

  • Сюжетная картинка;

Для игры: по 5 кубиков черного, желтого цвета, наборы кубиков других цветов.

Ход занятия.

1 часть . Дети сидят за столами.

В-ль: Ребята, вы хотите играть в кубики? (Ответы детей). Сначала мы будем учиться строить фигурки из кубиков, а когда вы вырастите вы сможете строить дома.

2 часть. На моем столе лежат строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Вызываю к себе ребенка, прошу найти короткую (длинную) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагаю назвать предмет и его качество: короткая палочка, длинная дощечка. Прошу ребенка взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (несколько ответов), показываю детям, как можно сравнивать предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и т.п.; потом убираю дощечки и палочки, отодвигаю стол.

3 часть.
Закончив рассказ, приглашаю детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряю попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

4 часть.


Два - нагнулся. текстом
Руки в стороны развёл,


Нужно на носочки встать. Руки вверх, подъём на носки.

5 часть. "Разноцветные кубики."

Показываю детям 3 кубика черного и 3 кубика жёлтого цвета, произвольно их перемешиваю. При этом говорю, что кубики разных цветов. Затем предлагаю положить кубики одного цвета в одну сторону, другого цвета в другую сторону. Сначала выполняю эти действия сама, спрашиваю детей, куда положить кубики того или иного цвета. Показываю детям жёлтый кубик, спрашиваю у детей, где лежит кубик такого же цвета, куда его надо положить. Затем прикладываю жёлтый кубик вплотную к черному и говорю, что они разные, после этого прикладываю жёлтый кубик к жёлтому и говорю, что они одинаковые. Так я раскладываю первые две пары кубиков. При сортировке третьей пары предлагаю кому-либо из детей подойти к моему столу, показать, куда надо положить кубик одного, потом другого цвета. Затем дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре кубиков. Для того, чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять другие цветовые сочетания кубиков. Используются следующие сочетания цветов: красный-синий, жёлтый- фиолетовый, оранжевый- зелёный, синий- белый, черный- жёлтый. После этого каждому ребенку раздаю индивидуальный материал для группировки (по 5 кубиков одного и 5 кубиков другого цвета, перемешанных произвольно.) Чтобы исключить подражание друг другу при выполнении задания, детям, сидящим рядом, даю кубики разных цветов.

6 часть. Итог занятия.


С занятия дети уходят, сложив свои кубики в коробки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание картины «Дети играют в кубики».

Игра «Разноцветные кубики».

Задачи:

  • Учимся внимательно слушать и наблюдать, понимать сюжет картины, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов;
  • Расширение словаря прилагательными длинный, короткий; побуждение детей использовать эти слова в речи;
  • Активировать в речи детей слова - названия геометрических форм;
  • Формируем способность детей к диалогической речи.

Материалы и оборудование:

  • Сюжетная картинка;
  • Строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Для игры: по 5 кубиков черного, желтого цвета, наборы кубиков других цветов.

Ход занятия.

1 часть . Дети сидят за столами.

В-ль: Ребята, вы хотите играть в кубики? (Ответы детей). Сначала мы будем учиться строить фигурки из кубиков, а когда вы вырастите вы сможете строить дома.

2 часть. На моем столе лежат строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Вызываю к себе ребенка, прошу найти короткую (длинную) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагаю назвать предмет и его качество: короткая палочка, длинная дощечка. Прошу ребенка взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (несколько ответов), показываю детям, как можно сравнивать предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и т.п.; потом убираю дощечки и палочки, отодвигаю стол.

3 часть. Показываю детям картину "Дети играют в кубики". Девочка сделала большие ворота. (Дети, покажите ворота, которые сделала девочка. Нравятся ли вам ворота? Вызываю ребенка построить такие же на столе, предлагаю сравнить ворота, сделанные ребенком с теми, что на картине, и даю образец высказывания.) Сверху ворота красные, а внизу жёлтые. Мальчик построил красные ворота. Что построил мальчик? (Хоровой и индивидуальные ответы) Мальчик в полосатой рубашке везёт кубики. Зачем мальчик в полосатой рубашке везёт кубики? (Будет строить дом, отдаст ребятам и т.д.) Что ещё вы видите на картине? (Ответы детей) Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу жёлтая, а вершина - острая, красная. Девочка помогает ему. Она сделала ворота. Мальчик в полосатой рубашке- шофер. "Бип-бип!"- сигналит он детям. - "Я вам ещё кубиков привёз."
Закончив рассказ, приглашаю детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряю попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

4 часть. А сейчас, ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Физкультминутка.
Буратино потянулся, Выполняют движения
Раз - нагнулся, в соответствии с
Два - нагнулся. текстом
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашел. Жест сожаления
Чтобы ключик нам достать, Повороты вправо-влево.
Нужно на носочки встать. Руки вверх, подъём на носки.

5 часть. "Разноцветные кубики."
Цели: Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приёмы установления тождества и различия цветов однородных предметов; учить различать и называть цвета: жёлтый, черный; понимать слова: "цвет", "такой же", "разные"; формировать способность детей повторить простые и более сложные фразы.


Показываю детям 3 кубика черного и 3 кубика жёлтого цвета, произвольно их перемешиваю. При этом говорю, что кубики разных цветов. Затем предлагаю положить кубики одного цвета в одну сторону, другого цвета в другую сторону. Сначала выполняю эти действия сама, спрашиваю детей, куда положить кубики того или иного цвета. Показываю детям жёлтый кубик, спрашиваю у детей, где лежит кубик такого же цвета, куда его надо положить. Затем прикладываю жёлтый кубик вплотную к черному и говорю, что они разные, после этого прикладываю жёлтый кубик к жёлтому и говорю, что они одинаковые. Так я раскладываю первые две пары кубиков. При сортировке третьей пары предлагаю кому-либо из детей подойти к моему столу, показать, куда надо положить кубик одного, потом другого цвета. Затем дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре кубиков. Для того, чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять другие цветовые сочетания кубиков. Используются следующие сочетания цветов: красный-синий, жёлтый- фиолетовый, оранжевый- зелёный, синий- белый, черный- жёлтый. После этого каждому ребенку раздаю индивидуальный материал для группировки (по 5 кубиков одного и 5 кубиков другого цвета, перемешанных произвольно.) Чтобы исключить подражание друг другу при выполнении задания, детям, сидящим рядом, даю кубики разных цветов.

6 часть. Итог занятия.

Дети, хотите поиграть, возьмите кубики, воротики, кирпичики,- постройте башню, ворота.
С занятия дети уходят, сложив свои кубики в коробки.


Кубики - одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития как мышления, так и творческих способностей малыша. Обучая его игре с кубиками, мы тренируем его наблюдательность, память, внимание, а так же развиваем изобретательность и фантазию.

Начать можно уже в один год - просто покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства - скорее всего, он будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию разрушения тоже можно направить в нужное русло - дайте малышу в руки мячик, и пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий боулинг!) Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.

Когда ребёнок научится хорошо удерживать кубики руками, можно всё-таки попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика - пусть это будет просто «дорожка», ведущая от одной куклы к другой. Не стоит требовать от ребёнка самостоятельной работы, он ещё слишком мал, лучше организуйте совместную игру. Например, действуйте по очереди, а когда малыш устанет - закончите работу за него. Обязательно обыграйте построенное сооружение - пусть по дорожке «пройдет» кукла. Если вы построили башню - пусть на неё «взберётся», например, мишка.

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно с элементарного «больше - меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары - тех, значит, и больше. Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий - повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов теста и т.д.

Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как малыш не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим. Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной - красный.

Для развития внимания и памяти можно использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться, сколько кубиков вы положили - один или два? Так же можно развлекаться, используя не звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком внутри, а потом - с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков в ней лежат? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же. Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Для детей постарше, 4-5 лет, конечно, уже интереснее конструкторы. Но и в этом возрасте кубики могут пригодиться, только используйте их по-другому: поставьте их на большой лист бумаги и попросите малыша их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Что потом делать с этим изображением? Можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура - получится интересный узор. Придумайте картинку позапутаннее, а потом предложите ребёнку попробовать её воспроизвести - так же, как и вы, с помощью обводки кубиков. Таким образом развивается не только моторика, но ещё и наблюдательность, а также пространственное воображение,

Сейчас в продаже множество самых разных развивающих наборов с кубиками. Но увлекаться ими не стоит, ведь, как вы уже убедились, лучший материал для развития вашего малыша - это обычные, самые простые кубики без всяких излишеств.