Коррекционное занятие на повышение самооценки. Занятия с родителями

«Действуем от противного»:

  1. Представляйте событие, которого вы ужасно боитесь.
  2. Ищите варианты того, как бы вы поступили в этой безысходной ситуации.
  3. Улыбнитесь и поверьте в то, что вы способны на все.

«Создание нового мира внутри себя»:

  1. Поудобнее присядьте на свой любимый стул или в любимое кресло.
  2. Расслабляйтесь полностью.
  3. Закрывайте глаза.
  4. Вздохните и выдохните несколько раз (глубоко и вдумчиво).
  5. Отпускайте все негативные мысли.
  6. Представляйте себя именно такой, какой хотите быть и сейчас, и всегда.
  7. Представляйте себя прямо перед зеркалом.
  8. Рассматривайте свое отражение в воображаемом зеркальце.
  9. Скажите отражению, что вы самая лучшая.
  10. Вставайте со стула (с кресла) и подходите к настоящему зеркалу.
  11. Скажите те же слова (о том, что вы самая лучшая), рассматривая себя уже в реальности.

«Два листочка пополам»:

  1. Берите несколько листочков бумаги.
  2. Разделяйте (складывайте) их аккуратно пополам в вертикальном «положении».
  3. Пишите те негативные качества и черты, которые не нравятся вам в себе (писать их нужно в первой половинке листочка).
  4. Берите второй листочек.
  5. На его первой половине напишите те свои качества, которые вы в себе уважаете и обожаете.
  6. Берите листок с «вредными» качествами.
  7. Напротив каждого негативного качества описывайте ситуацию, в которой это самое качество могло бы быть весьма полезным.
  8. Берите листочек с качествами, имеющими положительный оттенок.
  9. Напротив каждого хорошего качества напишите ситуацию, в которой оно (качество) сыграло бы далеко не замечательную роль.

«Спонтанная самопрезентация»:

  1. Берите большой листок бумаги.
  2. Напишите речь про себя.
  3. В речи описывайте ваши успехи, ваши хорошие качества, ваши «подвиги» и ваши хорошие поступки.
  4. Дополните речь похвалой себя.
  5. Перечитывайте эту речь по несколько раз в день и каждый день.

«Красивый сосуд из хрусталя»:

  1. Становитесь лицом к солнышку.
  2. Прищурьтесь хорошенько.
  3. Поставьте себе цель увидеть солнечные лучики сквозь прищуренные глаза.
  4. Запомните первый лучик, который сможете заметить.
  5. Закрывайте глаза крепко – накрепко.
  6. Представляйте, что все ваше тело – это огромный и пустой сосуд.
  7. «Переполняйтесь» лучиками солнца.
  8. Спустя три минуты прикройте лицо ладонями.
  9. Резко «одерните» ладошки от лица.

«Превращение в силу»:

  1. Прямо становитесь.
  2. Поднимайте обе руки к груди.
  3. Крепко сожмите руки в кулаки.
  4. Со всей силой «выбрасывайте» кулаки наверх.
  5. Выкрикивайте в самый момент выброса, что вы – сила, что вы самый богатый и самый сексуальный человек.
  6. Упражнение от пяти до восьми раз повторяйте.

«Знакомство наугад»:

  1. Одевайтесь красиво.
  2. Выходите на улицу.
  3. Езжайте на проспект (так как там более оживленная «местность»).
  4. Подходите к любому молодому человеку и заводите с ним знакомство.

Тренинг для повышения самооценки

«Смотри на жизнь немного по-другому!».

Цель тренинга: поднятие самооценки, возвращение («рождение») уверенности в себе.

Этапы проведения тренинга:

  1. Соберите десять людей.
  2. Назначьте одного ведущего.
  3. Все садитесь полукругом или кругом (как вам удобнее).
  4. Каждому человеку (по очереди) ведущий задает вопросы типа: «считаешь ли ты хорошей себя и почему?», «чем заняты твои мысли?». Ну и тому подобные вопросы. Нужно, чтобы каждый человек раскрепостился. Тогда и «откроется» причина неуверенности в себе каждого из участников.
  5. Ведущий (каждому индивидуально, но в присутствии всех) дает советы, ориентируясь на ситуацию.
  1. Купите себе тетрадку. Назовите ее «Журнал Успешности». Записывайте в тетрадку эту все, чего вы достигли. Пополняйте и пополняйте тетрадь новыми записями, перечитывая старые время от времени.
  2. За хорошо проделанную работу радуйте себя и балуйте себя чем-нибудь. Чем – планируйте сами. Покупайте себе новую вещь, если любите шопинг.
  3. Не сравнивайте себя с другими людьми. Помните, что каждый человек – существо уникальное.
  4. Носите только ту одежду и только ту обувь, которая радует вас комфортом и внешним видом!
  5. Не стоит оправдываться перед людьми! Многие люди, между прочим, воспринимают любое оправдание как некое нападение.
  6. Идите за своими интересами, за своими желаниями. Старайтесь тратить время на то, что вам нравится. Считаете, что вы слишком заняты для этого? Планируйте весь свой день!
  7. Не бойтесь высказывать свое персональное мнение. За высказывание вас точно никто не убьет!
  8. Простите все ошибки и неудачи (себе лично!). Придите к пониманию того, что идеальных (совсем идеальных) людей вообще не существует.
  9. Улыбайтесь. Улыбка озаряет весь мир! Улыбка украшает женщин! Не стесняйтесь своих улыбок.
  10. Занимайтесь медитацией. Она расслабляет, приводит в порядок мысли, позволяет забывать обо всем….
  11. Внешность измените! Изменение внешности помогло многим повысить свою самооценку. А чтобы не разочароваться в изменения – обратитесь за советом к подруге или за консультацией к специалистам!
  12. Выбирайте тот вид спорта, который вам наиболее близок и приятен. Записывайтесь на него и регулярно его посещайте.
  13. Шутите почаще, рассказывайте смешные анекдоты и истории. Когда нет никого рядом – читайте анекдоты. Хорошее настроение повышает самооценку!
  14. Проводите время с друзьями. Помогает! Правда! Желательно, чтобы вы проводили время с теми, кто вам дорог и кому дороги вы!
  15. Меняйте работу и место жительства. Кстати, можете сделать уютный ремонт. Приведите в новую квартиру подружек. Они буду восхищаться проделанной работой, а самооценка будет повышаться в это время.
  16. Начните встречаться с парнем. Такие «начинания» очень повышают самооценку. Тот же эффект вы получите от появления поклонников. Хорошо, если будет у вас и парень, и несколько поклонников.
  17. Говорите уверенно. Это тоже сыграет огромную роль в повышении самооценки, поверьте!
  18. Не позволяйте себя унижать и обижать. А желающих это сделать сразу ставьте на место!

Сомневаясь в себе, мы теряем время и возможности для развития. Казалось бы, одно осознание этого должно нас подстегивать. Но этого не происходит. Парадоксально, но такое поведение в краткосрочной перспективе нам выгоднее. Убеждая себя, что трудные задачи нам не по плечу, мы защищаем себя от негативных эмоций, связанных с риском неудачи. Проблема в том, что постоянная неуверенность угнетает нас не только морально, но и физически: мы быстрее утомляемся, чувствуем себя обессиленными, и в конце концов даже те дела, которые казались нетрудными, становятся непосильными.

Чтобы выбраться из этого замкнутого круга, одной силы воли недостаточно. Психолог и психиатр Фредерик Фанже советует для начала пересмотреть свои внутренние установки. По его мнению, недостаток веры в себя проявляется на трех разных уровнях:

  • Фундамент - это самооценка (чего я стою);
  • Средняя часть - уверенность в себе (что я могу и умею);
  • Верхушка - самоутверждение (на что я способен).

Можем ли мы быть успешны в своем деле и в то же время иметь низкую самооценку? Или уважать себя, не имея достаточной веры в свои таланты и способности? «Научиться верить в себя означает развить веру в свои способности, свои внутренние ресурсы, свои таланты», - добавляет Фредерик Фанже. Другими словами, бессмысленно пытаться изменить себя, не поработав предварительно со своими глубинными установками. Вот несколько техник, которые помогут освоить конструктивный подход к собственной жизни.

Развивайте то, что работает

Чтобы вернуть веру в себя и повысить самооценку, не стоит пытаться воздействовать на те области, где вы наиболее уязвимы. Скажем, вам плохо даются выступления на публике, и вы записываетесь на курсы ораторского мастерства. Но если вы находитесь в подавленном состоянии, успехи других могут лишь усугубить его. Вместо этого сосредоточьтесь на совершенствовании тех навыков, которыми вы уже неплохо владеете.

Сознание собственного мастерства усиливает веру в себя за счет позитивных эмоций, которые вы испытываете (гордость, радость, легкость ума). Допустим, вы неплохо играете на гитаре. Вы можете освоить новые приемы или разучить новые произведения. Ваш эмоциональный «капитал» возрастет, придаст вам энергии для работы над собой и улучшит самооценку в целом.

Спросите у близких

Разговор с тем, кто настроен к вам благожелательно, поможет по-новому взглянуть на свои способности. Вы можете обратиться к другу, коллеге, члену семьи, и объяснить ему, что вы нуждаетесь в его помощи, чтобы яснее понять свои сильные и слабые стороны. Задавайте вопросы: «В какой момент, при каких обстоятельствах, в каком деле я, с твоей точки зрения, проявил себя как знающий и опытный человек?»

Записывайте ответы, не комментируя их. Это позволит вам не только увидеть себя со стороны и обрести спокойствие на случай неудач («Я не одинок, я могу получить поддержку, если она мне понадобится»), но и узнать о тех своих талантах и способностях, которые мы раньше недооценивали или о которых не знали вовсе.

Записывайте свои действия

Как оценивать свои поступки более объективно? Для этого вовсе не нужно отрицать очевидное, пытаясь во всем найти только позитивные стороны. Нужно лишь дистанцироваться от собственных прошлых установок, изменить в корне привычную схему мышления. Признайте свои сомнения: «Я не чувствую себя достаточно способным для этого».

Возьмите листок бумаги и запишите те моменты повседневной жизни, которые вызывают у вас чувство слабости и неуверенности (в отношениях с партнером, друзьями и близкими, на работе). Опишите одной фразой, почему это происходит. На другом листке составьте еще один список. Но на этот раз вспомните о тех моментах, которые вселяют в вас уверенность.

Вновь спросите себя: почему именно они вызывают во мне это чувство? Что вы ощущаете? Почему именно они оказывают на вас такое действие? Последний шаг: перечитайте оба списка несколько раз, стараясь сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение, если его практиковать регулярно, помогает сфокусировать ваше внимание на нюансах, уйти от глобального «я ни на что не способен» к более конкретному «у меня есть трудности в некоторых моментах, но я много чего знаю и умею».

Ставьте реалистичные цели

Часто думают, что перфекционизм - это удел людей амбициозных и уверенных в себе. Но это не совсем так. Он характерен для многих из нас. Причем чаще это выражается в форме упрека («я недостаточно хорош»), чем стимула («я могу сделать лучше»). Быть перфекционистом - значит концентрироваться на недостижимых целях. Стремясь делать все идеально, мы отказываем себе в праве на ошибку. Любой промах будет подтачивать нашу самооценку, внушать чувство бессилия и неуверенности, которое влияет в конечном итоге на все области нашей жизни.

Чтобы выйти из этого тупика, нужно провести четкую границу между целью конкретной и достижимой (например, провести презентацию на работе), целью, которая может быть достигнута временно (найти взаимопонимание с ребенком), и целью, которая для нас на данный момент недостижима (например, стать оперной певицей без соответствующих данных и подготовки).

Зафиксируйте на бумаге это разделение. В идеале так следует обосновывать каждую свою цель: уточнить, каковы наши реальные возможности для ее достижения, а какие варианты лучше не принимать во внимание (например, вряд ли стоит планировать погасить большой кредит, надеясь выиграть деньги в лотерею).

Всегда начинать с главного

Брайан Трейси в книге «Выйди из зоны комфорта» советует держать себя в тонусе, выбирая из повседневных дел самые важные и приступая к ним в первую очередь. Подобно тому как большие физические нагрузки провоцируют рост мышц, сложные задания заставляют нас собраться и напрячь мозг. Всегда начиная день с той работы, которую хотелось бы отложить, мы заранее лишаем себя «отступления». Кроме того, завершив ее, мы получаем большой заряд позитивной энергии, так что другие дела даются нам легче.

(Картофельникова Н.Е, Молочкова А.Н., Пояркова М.С., Талмач М.С., Цеховская С.А., Шараева В.В., Шарина К.В., Шутанов Е.Р.,

СПДО ФКУ ЦЭПП МЧС России)

Цель : сформировать у детей доверие к окружающим, повысить самооценку.

Задачи :

Создание положительного эмоционального фона в группе;

Снятие эмоционального и физического напряжения;

Развитие навыков невербальной коммуникации;

Формирование навыков определения собственного эмоционального состояния,

Развитие ассоциативного мышления;

Сплочение группы;

Способствование повышению самооценки;

Формирование навыков рефлексии;

Развитие творческих способностей.

Время проведения : 90 минут

Необходимый материал : бумага белая A4, цветные карандаши, мячик (или воздушный шар), канат, клубок шерстяных ниток, пакет.

Введение

Доброволец: Здравствуйте, ребята! Наверно, для вас немного неожиданно, что мы пришли к вам в гости и наверняка вы хотите узнать, кто же мы такие! Так вот, мы студенты – добровольцы из психологического отряда МЧС! Давайте подумаем, чем именно занимается МЧС, что вы раньше об этом слышали? (Выслушать ответы детей). Теперь давайте я коротко обобщу: МЧС (министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий после них) обеспечивает безопасность населения и оказывает помощь, в случае если произошла какая-то экстремальная ситуация. Но мы пришли к вам по другому поводу.

Доброволец (следующий): Мы пришли для того чтобы разнообразить ваше пребывание тут, чтобы поддержать вас во время лечения, для того чтобы совместно с вами заняться различными интересными вещами, узнать что-нибудь новое, поиграть и посмеяться, в общем, главная наша задача с вами – получить много приятных эмоций. Ну и для начала нам всем надо познакомиться! Давайте сядем так, чтобы в нашем кругу все могли видеть друг друга. ­­­­

Упражнение «Имя + прилагательное»

Цель: знакомство участников друг с другом и с ведущими.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция :познакомимся мы немного необычно. Вы называете свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое бы вас описывало. Так что попробуйте описать себя одним словом! Например, Наташа – неугомонная. Я начну.

Ознакомление участников с правилами групповой работы

Продолжительность : 5 минут

Инструкция :Вот мы и познакомились, давайте не будем терять эту важную информацию, теперь будем называть друг друга только по имени. А сейчас мы с вами обсудим еще несколько серьезных моментов, о которых нам всем нужно помнить на протяжении всей нашей встречи, для того чтобы наше время проходило с пользой и в дружеской атмосфере :

1. Постараемся быть активными и участвовать во всех упражнениях.

2. Будем уважать друг друга, поэтому если кто-то будет говорить, то остальные его не перебивают.

3. Давайте будем вежливыми и для порядка будем поднимать руку перед тем как что-то сказать.

4. Как вы видите, мы все отличаемся друг от друга по возрасту, поэтому не будем забывать о взаимопомощи: старшие ребята, постарайтесь, пожалуйста, по возможности помогать младшим, так мы научимся заботе друг о друге.

Вопросы для обсуждения:

· Все ли из вас согласны с этими моментами?

· Может быть, вам есть, что добавить к этим правилам?

Доброволец: Вы знаете, что такое ассоциация? (ответы детей). Это когда в нашей памяти возникает какой-то образ, который напоминает нам о каком-либо другом предмете или явлении. Например, круглый золотистый блинчик может ассоциироваться у нас с солнышком, так как блинчик похож на солнышко, или с утром, так как блинчики часто едят по утрам на завтрак. С чем еще у вас ассоциируется блинчик? (ответы детей). Здорово! Какие у вас яркие ассоциации! Таким образом, все предметы и явления могут вызывать у нас различные ассоциации. И сейчас мы с вами будем называть ассоциации, которые возникают, когда мы думаем о чем-то или смотрим на что-то.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель : формирование навыков определения собственного эмоционального состояния, развитие ассоциативного мышления.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Итак, расскажите, какое у вас настроение сегодня! Прислушайтесь к себе. На что оно похоже? С каким цветом оно ассоциируется? Сейчас мы будем перекидывать мячик друг другу, и тот, у кого в руках окажется мячик, называет цвет своего настроения!

(Дети перекидывают мяч, называют цвета).

Вопросы для обсуждения:

· Как вам показалось, какое настроение у большинства из нас?

· С каким цветом у нас ассоциируется то или иное настроение?

Упражнение «Ассоциации»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, развитие ассоциативного мышления, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : У вас отлично получается придумывать ассоциации. И сейчас каждый по кругу будет называть приятную ассоциацию , которая возникает у него при виде своего соседа справа. И так далее по кругу. Главное условие – ассоциация должна быть приятной для человека.

Вопросы для обсуждения:

· Легко ли было придумать ассоциацию?

· Откуда она у вас возникала? Почему именно такая ассоциация?

· Понравилась ли ваша ассоциация тому человеку, которому вы ее говорили?

· А приятно ли вам делать кому-то приятно?

Беседа на тему «Секрет подвигов»

Цель : формирование активной личностной позиции, способствование повышению самооценки, формирование навыков рефлексии.

Продолжительность : 10 минут

Доброволец: Скажите, а вы когда-нибудь задумывались о том, что мы каждый день делаем какие-то маленькие подвиги. Например, говорим кому-то приятное слово, улыбаемся друг другу, помогаем другому.

Вопросы для обсуждения:

· Вот скажите, а вот здесь в больнице, какие маленькие подвиги вы можете сделать?

· А какие подвиги вы бы хотели сделать? Или может быть, уже сделали? Расскажите.

· И как вы думаете, в чем секрет каждого подвига?

· Что движет человеком, когда он совершает какие-то важные поступки? (например, доброта, благородство, честность, справедливость, мужество).

· Как вы считаете, что чувствует человек, когда он совершает какое-нибудь доброе дело для другого человека, получает ли он какую-то пользу от этого, меняется ли он?

Упражнение «Рисунок моих подвигов»

Цель : способствование повышению самооценки, развитие творческих способностей.

Продолжительность : 20 минут

Инструкция : Вот мы рассказали друг другу столько интересного. А давайте сейчас немного порисуем. Каждый из вас придумает какой-нибудь маленький подвиг, который бы он хотел совершить и нарисует его. А потом мы покажем друг другу свои рисунки и расскажем о своих невероятных подвигах и приключениях!

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам говорить о своих подвигах?

· Интересно ли было узнать о подвигах другого?

Доброволец: Вот какие вы все молодцы здесь собрались! Настоящие герои, совершающие подвиги! И герои заслуживают почестей, комплиментов и аплодисментов!

Упражнение «Браво»

Цель : способствование повышению самооценки участников.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Ведущий предлагает всем участникам по очереди вставать со своих стульев, а группе громко им аплодировать).

Доброволец: Кто из вас хочет первым насладиться громом наших аплодисментов?

(В первый раз следует стимулировать детей хлопать изо всех сил. В случае если кто-то из участников отказывается вставать, то не стоит его заставлять. Когда все участники заняли свои места в круге, то необходимо предложить детям похлопать еще раз друг другу и сделать акцент, что особенно хлопаем тем, кто не вставал).

Вопросы для обсуждения:

· Ну как, устали ваши ладошки?

· Почувствовали себя настоящими артистами?

· Приятно вам было получать аплодисменты? А дарить?

Доброволец: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю сыграть в еще одну игру, немного подвигаться и попробовать себя в роли зеркала. Вы ведь знаете, что зеркало отражает все наши движения? А сами вы сможете стать зеркалом?

Упражнение « Зеркало»

Цель : развитие навыков невербальной коммуникации.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : Ну что, вы заинтригованы? Сейчас каждый из нас побудет в роли зеркала. Итак, нам необходимо разделиться на пары. Один участник пары – «ведущий» - придумывает различные несложные движения: например, двигает руками в разные стороны, поворачивается, перемещает ногу (доброволец показывает пример движений), а второй участник – «зеркало» повторяет все движения первого участника. (Два добровольца демонстрируют действия «ведущего» и «зеркала»).

Затем участники в паре меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Устали ли вы?

· Понравилось быть больше отражением, или ведущим?

· Сложно ли быть отражением?

· Всегда ли у вас получалось изобразить движения ведущего?

Доброволец: Каждого из нас можно изобразить по-разному. Ведь можно еще и нарисовать! Предлагаю сыграть в следующую игру.

Упражнение «Дружеский шарж»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы, развитие творческих способностей.

Продолжительность : 15 минут

Инструкция : На этих карточках каждый участник напишет свое имя, после чего все карточки мы сложим пополам и опустим в пакет, где их перемешаем. Далее каждый из вас вытягивает по одной карточке, а затем пробует нарисовать этого человека каким-нибудь забавным способом. Важно, чтобы рисунок оказался приятным для того, кого рисуют. Видели, как художники на улице иногда делают очень веселые рисунки человека? Вот мы тоже попробуем так сделать. Но при этом, нам нужно будет потом отгадать, кого это мы нарисовали. Так что, как только каждый нарисует, мы все дружно пробуем определить, кто же был изображен на картинке. Потом вы можете подарить свои рисунки товарищу, которого рисовали. На обратной стороне своего рисунка напишите какие-то пожелания друг другу или просто добрые слова, ведь всем нам приятно слышать их и дарить другим.

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли вам было рисовать другого человека на бумаге?

· Как вы угадывали, кто же нарисован на картинке? По каким признакам?

Доброволец: А теперь мы можем немного отдохнуть. Давайте представим, что зима совсем недавно ушла, и на дворе наступила весна. Но все равно на улице кое-где встречаются маленькие бугорки снега. Давайте вообразим, что мы превратились в маленьких, веселых снеговичков?

Упражнение «Снеговик»

Цель: снятие физического напряжения.

Продолжительность: 5 минут

Инструкция: Встаньте ровно и разведите напряженные ручки в стороны, надуйте свои щеки, и сделайте грустное лицо - вам грустно, что зима прошла! И неподвижно стойте на месте.

Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. И теперь мы с вами тоже растаем! Мы расслабляемся, опускаем ручки и подставим лицо солнышку, даже присядем на корточки. Почувствуйте тепло от лучиков, от которого начинает таять все напряжение. Становится легко и приятно.

Упражнение повторяется 3 раза.

Вопросы для обсуждения:

· Какие у вас возникали ощущения?

· Понравились ли они вам?

Упражнение «Связующая нить»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Ход упражнения: Доброволец, удерживая конец нити, высказывает пожелания ребенку, сидящему слева от него, и передает ему клубок.

Инструкция: Сейчас мы будем, передавая по кругу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы хотим пожелать друг другу.

(Когда все участники выскажутся, и клубок вернется к добровольцу, участники натягивают нить и закрывают глаза).

Натяните ниточку и закройте глаза. Представьте, что мы все - единое целое, связанные одной ниточкой. Представьте, как по этой ниточке передаются друг к другу наши приятные мысли, чувства. Передаем! Молодцы! Еще раз! И еще! Молодцы!

Вопросы для обсуждения:

· Что вы чувствовали?

· Было ли это приятно?

Доброволец: Спасибо вам большое за интересные рассказы, добрые мысли и пожелания. На этом мы закончим. Нам с вами было очень интересно. Спасибо, ребята! Храните свои рисунки. Удачи вам, радости и хорошего настроения!

Беседа на тему: «Личностный рост и саморазвитие»

Упражнения для повышения самооценки

Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух«нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Возьмите листок бумаги и напишите на нем:

1.Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.

2.Две наиболее замечательные черты вашего характера.

3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.

Легко ли вы справились с этим заданием? Если оно вызвало у вас затруднения (а такое случается довольно часто), обратитесь к человеку, мнению которого вы доверяете, и попросите его выполнить это упражнение за вас (вы же, в свою очередь, можете сделать то же самое для него); затем обменяйтесь своими результатами. Это отличное упражнение для повышения самооценки .

Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах - в особенности когда вы чем-то подавлены или удручены.

Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение. Вам следует постоянно напоминать себе о своих достоинствах и преимуществах. Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Благодаря этому ваш язык тела изменится, и вы будете выглядеть успешным человеком, а не неудачником. Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям. Иногда мы бываем так поглощены собой, что не считаемся ни с кем вокруг и ведем себя слишком эгоистично, руководствуясь только своими интересами. Нам кажется, что страдаем только мы, что только наши интересы должны учитываться, что проблемы могут быть только у нас одних. Мы становимся помешанными на своем «я». Некоторые из таких людей, привлекая к себе всеобщее внимание, лишь тешат свое тщеславие и в результате делаются еще более эгоцентричными. Умение положительно воспринимать себя и других - первый шаг к внутренней уверенности. Помогая другим, можно получить немалое удовлетворение и обрести новые силы. Определите главные приоритеты в жизни и не отвлекайтесь на все остальное: ведь нельзя же объять необъятное. Задумайтесь, какую память о себе вы хотели бы оставить в этом мире. Так ли вы живете? Если нет, то почему? Что вы можете сделать, чтобы это изменить? В вашей власти ставить себе большие цели и лучше помогать людям. Взаимодействуя с внешним миром, вы сможете избавиться от эгоцентризма, обрести большую уверенность в себе и так повысить свою самооценку.

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для девушек.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая девушка хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения девушки начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На девушку начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Тренировка уверенности в себе: как постоять за свои права

Приходилось ли вам когда-нибудь:

Сомневаться, стоит ли указывать официанту на ошибку в поданном счете, не желая «устраивать скандал»?

Отступать в разговоре о повышении заработной платы или изменении условий работы?

Говорить «да», когда вам хочется сказать «нет»?

Бояться вступить в спор по поводу оценки, кото­рая кажется вам несправедливой?

Если подобные трудности, связанные с отстаива­нием своих прав, вам знакомы, то Джозеф Волн может предложить вам хорошее решение: технику под названием тренировка уверен­ности в себе . Тренировка уверенности в себе - это очень явная и незамаскированная процедура. Используя упражнения в группе, видеозаписи, упражнения пе­ред зеркалом и инсценированные конфликтные ситу­ации, инструктор обучает людей вести себя уверенно и с достоинством. Люди учатся быть честными, не соглашаться, спорить с властями, практикуются в позах и жестах, ассоциирующихся с уверенностью в себе. Когда пугливые клиенты становятся немного более уверенными, их вывозят на «полевые трениров­ки» в магазины и рестораны, где они могут на прак­тике применить то, чему научились.

Первый шаг при тренировке уверенности в себе - это убедить себя в том, что вы обладаете тремя основ­ными правами: вы имеете право отказаться, попро­сить и поправить неправого. Отстаивание своих прав включает и утверждение этих трех основных прав, когда вы громко выражаете свое собственное мнение. Отстаивать свои права - значит делать все так, как хочется?

Не совсем. Между отстаиванием своих прав и аг­рессивным поведением существует одно основополага­ющее различие. Отстаивание своих прав - это пря­мое и честное выражение своих чувств и желаний. Оно служит не только исключительно собственным интересам. Люди, не умеющие отстаивать свои пра­ва, обычно страдают от чужих ошибок. Иногда их подавленный гнев выплескивается в неожиданных вспышках бешенства, которые могут оказывать очень деструктивное воздействие на их отношения с други­ми людьми. В отличие от уверенности в себе , агрес­сия подразумевает нанесение вреда другому человеку или достижение своих целей за счет других. Агрес­сия не считается с чувствами или правами остальных. Это попытка делать по-своему, несмотря ни на что. Техники воспитания уверенности в себе подчеркива­ют твердость, но не нападение.

Основная идея таких тренировок состоит в том, что каждое действие повторяется до тех пор, пока человек не будет способен делать то же самое даже в условиях стресса. Пусть, например, вам очень не нравится, когда продавец в магазине обслуживает подряд нескольких человек, которые подошли поз­же вас. Чтобы приобрести большую уверенность в себе в таких ситуациях, для начала вам следует про­репетировать реплики, позы и жесты, которыми вы можете воспользоваться в споре с продавцом и дру­гими покупателями. Полезно бывает потренировать­ся перед зеркалом. Если это возможно, порепитируйте сцену с кем-нибудь из друзей. Объясните другу, что он должен как можно более правдоподобно сыграть роль агрессивного или безответственного продавца, так же как и продавца, готового к сотрудничеству. Репетиции и ролевое проигрывание также могут по­мочь вам в ситуациях, когда вам предстоит конфрон­тация с кем-либо, - например, если вы собираетесь просить о повышении зарплаты, поспорить с препо­давателем об оценке или вести неприятный разговор с хозяином, у которого вы снимаете квартиру

Другой важный принцип - это избы­точное обучение (продолжение упражнений после того, как начальные навыки уже приобретены). Когда вы несколько раз прорепетируете или проиграете уве­ренное повеление, вам нужно продолжать упражнять­ся до тех нор, пока такая ваша реакция не станет по­чти автоматической. Это поможет вам не растеряться я не отступить в реальной жизненной ситуации.

Еще одна техника, которая может оказаться вам полезной, - это техника разорванной записи . Этот метод отстаивания своих прав заключается в том, что просьба повторяется до тех пор, пока не будет удов­летворена. Хороший способ предотвратить вырожде­ние отстаивания своих прав в агрессию - это просто повторять свою просьбу столько раз и столькими спо­собами, чтобы вас наконец услышали. В качестве ил­люстрации представим, что вы хотите вернуть в ма­газин пару туфель. Вы надели туфли всего два раза, и они развалились, но вы купили их два месяца назад и сейчас у вас уже нет чека. Разорванная запись в этом случае может выглядеть следующим образом.

Покупатель. Я хочу обменять эти туфли на другие.

Продавец. У вас есть чек?

Покупатель. Нет, ни эти туфли были куплены здесь.и поскольку они окаэатнсь бракованными, я хочу, чтобы вы их заменили.

Продавец. Я не могу этого сделать, если у вас нет чека. Покупатель. Я понимаю, но мне бы хотелось, чтобы вы их заменили.

Продавец. Хорошо, не могли бы вы прийти после обеда и поговорить с менеджером?

Покупатель. Я принес (принесла) эти туфли сюда, по­тому что они бракованные.

Продавец. Хорошо, но я не уполномочен заменить их. Покупатель. Да, конечно, но если вы их замените, я уйду.

Заметьте, что покупатель не набрасывался на про­давца с ругательствами и не стремился вступить с ним в конфликт. Простое повторение, с достаточной настойчивостью, своих требований - это часто все, что нужно для успешного отстаивания своих прав.

Отстаивание своих прав не обеспечивает немедлен­ное установление душевного равновесия, рост само­уважения и уверенности в себе.

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Существует 7 упражнений , которые вы можете выполнить, чтобы повысить свою самооценку. Когда вы повысите самооценку, вы заметите, что стали более позитивны, уверены и амбициозны . Чтобы повысить самооценку, требуется небольшая работа, но результат стоит того.

Самооценка важна для успеха. Она дает вам уверенность в том, чтобы ставить большие, сложные цели и , чтобы преследовать их. Некоторые люди от природы имеют высокую самооценку, однако для многих из нас — это то, над чем мы должны работать.

Многие люди думают, что у них была бы более высокая самооценка, если бы они имели больше чего-то в своей жизни, например, больше успеха, больше денег и т. д. Ключ к повышению вашей самооценки заключается не в приобретении бо́льшего, а в том, чтобы замечать больше — замечая больше того, что является большим и значимым для вас и вашей жизни.

Да, у всех нас есть возможности для самосовершенствования, но мы также имеем уровень величия внутри нас и нашей жизни, который мы должны признать. Когда вы начнете признавать себя как замечательного человека, которым вы являетесь, вы повысите свою самооценку естественным путем и с относительным комфортом.

7 упражнений для повышения самооценки

Следующие упражнения помогут вам увидеть больше в себе и своей жизни. Они призваны быстро повысить ваше самоосознание , чтобы вы могли полностью оценить хорошие элементы своей жизни.
  1. Перечислите 10 качеств, которые вы любите в себе

  2. Когда у вас есть , может быть сложным разглядеть свои собственные положительные качества, которые влияют на формирование вашей самооценки. На самом деле ни один человек не является на 100% хорошим или плохим . Это упражнение требует от вас активного поиска положительных качеств, чтобы вы могли улучшить свой собственный воображаемый образ, тем самым подняв уровень самооценки. Когда вы их перечислите, также напишите краткую заметку по каждому , изложив, что вам нравится в нем.

    Если вы найдете более 10 качеств, не останавливайтесь, пишите все.

  3. Перечислите 10 навыков, которыми вы обладаете

  4. Признание многих , которыми вы обладаете, позволяет вам увидеть, что вы имеете достоинства и большую ценность , чтобы предложить людям. Если вы имеете заниженную самооценку, это упражнение поможет вам ее поднять. Для каждого навыка напишите краткую заметку, объясняющую, как люди могут извлечь выгоду или воспользоваться этим навыком.

    Опять же, если вы найдете более 10 навыков, продолжайте.

  5. Перечислите 5 достижений, которыми вы гордитесь

  6. Когда вы окутаны негативом, легко забыть о том, чего вы достигли в . Признание прошлых достижений поможет вам понять, что вы способны достичь бо́льшего в будущем , тем самым формирую свою самооценку. Напишите подробный отчет о каждом достижении.

    Если у вас набирается более 5, продолжайте писать, пока ваше не иссякнет.

  7. Перечислите 3 случая, когда вы преодолели трудности

  8. Один из главных факторов самооценки — понимание того, что у вас есть способность к сопротивлению, необходимая для того, чтобы справиться с тем, что жизнь бросает на вас. Ваши прошлые достижения в преодолении трудностей позволяют вам увидеть, что вы можете справиться с . Для каждой ситуации напишите подробный отчет о невзгодах, с которыми вы столкнулись, а также навыках и качествах, которые вы использовали для их преодоления.

    Помните, что вам не нужно останавливаться в 3.

  9. Перечислите 5 человек, которые помогли вам

  10. Не просто вспомните 5 человек, напишите подробный отчет о том, как они помогли вам. Выполнение этого упражнения повысит вашу самооценку, потому что оно позволяет вам понять, что другие люди видят ценность в вас . Вот почему они помогают вам.

    Как всегда, если список не заканчивается на 5, двигайтесь дальше по нему.

  11. Перечислите 5 человек, которым вы помогли

  12. Когда у вас низкая самооценка, вы можете чувствовать себя малозначимым для других людей. Это упражнение помогает вам увидеть, что вы предлагаете гораздо больше, чем вы это представляете себе . Для каждого человека, выделите, как вы помогли ему и как он извлек выгоду из вашей помощи.

    Если вы не хотите останавливаться на 5, не делайте этого.

  13. Перечислите 50 вещей, которые вы цените в своей жизни

  14. Многие люди путают благодарность и признательность. Благодарность — это просто дать понять другому человеку, что вы благодарны ему за помощь. Признательность же занимает время, чтобы понять, какую вы извлекли выгоду из полученной помощи. Когда вы тратите время, чтобы оценить это, вы начинаете понимать, насколько вам повезло , и смотреть на свою жизнь в более . А ваш уровень самооценки значительно повышается.

    В качестве примера признательности , после хорошего ужина в ресторане, вы можете сказать официанту: «Спасибо, я признателен вам за превосходное обслуживание. Это действительно помогло мне расслабиться, насладиться едой и отдохнуть после долгого, тяжелого рабочего дня».

    Это может показаться простым, и это так и есть, но вы нашли время, чтобы признать выгоду, которую вы получили. Это гораздо лучше, чем простое «Спасибо».

    Примечание: вам не всегда нужно свою признательность другим людям, но если вы будете постоянно находить время, чтобы оценить выгоду, которую получаете, вы быстро повысите свою самооценку.

    50 может показаться большим количеством, но намерение здесь состоит в том, чтобы вы развили привычку оценивать то, что получаете .

Если вы боретесь с низкой самооценкой, вам нужно постараться, чтобы повысить ее. Кроме того, работа над самодисциплиной может эффективно помочь вам выстроить и повысить свою самооценку. Подробнее о самодисциплине читайте .

Упражнения, перечисленные выше, не решают всех вопросов, связанных с самооценкой, но они помогут вам разработать более позитивный взгляд на вашу жизнь . Они естественным путем повысят уровень самооценки.

Важно, чтобы вы не выполнили эти упражнения для повышения самооценки только один раз. Сделайте их привычкой. Когда вы выполняете их в первый раз, вам не нужно стремиться к определенному количеству, указанному в упражнениях. Просто обратите внимание на положительные моменты в вашей жизни. Вскоре вы обнаружите, что замечаете все больше позитива в своей жизни, даже не пытаясь это сделать.

Чтобы повысить свою самооценку, требуются осознание, терпение и действия , но если вы приложите усилия и превратите эти упражнения в привычку, уже скоро вы повысите свою самооценку к совершенно новому уровню.