Как видел томас мор идеальную систему образования. Глава IV. Литературные произведения Томаса Мора. «Утопия

МорТомас (1478-1535), английский гуманист, политический деятель и историк, один из основоположников утопического социализма.

Получил воспитание в доме кардинала Дж. Мортона и завершил образование в Оксфорде (1492-1494 гг.). Избранный в парламент (1504 г.), Мор выступил против разорения страны королём Генрихом VII и был вынужден скрываться. Когда страсти улеглись, он стал помощником шерифа Лондона (1510- 1518 гг.).

В 1516 г. Мор издал трактат «Утопия» (греч. «место, которого нет»). Автор рисует государство, где люди живут в самоуправляемых городах, а земля и собственность находятся в общем пользовании. Всё произведённое сдаётся на общественные склады и распределяется между отцами семейств чиновниками, причём последние не назначаются, а избираются. Эти же отцы семейств командуют производством и по очереди отправляются на два года работать на пригородных фермах. Состав семьи регулируется должностными лицами. Жители питаются в основном в общественных столовых.

«Утопия» оказала огромное влияние на религиозных сектантов, отправлявшихся в Америку. Сам Мор, по-свящённый в рыцари (1521 г.), возглавивший палату общин (1523-1529 гг.) и ставший лорд-канцлером (1529-1532 гг.), выступил с памфлетами против Реформации (общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против Римско-католической церкви) и негодовал по поводу Крестьянской войны в Германии (1524- 1526 гг.).

Его гуманистические пристрастия воплотились в переписке с единомышленниками, в числе которых был Эразм Роттердамский, и защите католицизма.

В «Истории короля Ричарда III» (1531 г.) Мор талантливо вывел ужасающий образ тирана - безобразного, развратного и преступного узурпатора.

Король Генрих VIII, которому Мор препятствовал в разводе и женитьбе на Анне Болейн, порвал с Папой Римским и отправил канцлера в отставку. Заключённый в Тауэр (замок-крепость в Лондоне), Мор отказался присягнуть королю как главе Англиканской церкви и был казнён 6 июля 1535 г.

Через 400 лет, в 1935 г., канонизирован Римско-католической церковью как святой.


Выдающийся английский писатель-гуманист, мыслитель, государственный деятель, основатель теории утопического социализма. Родился в Лондоне в семье известного юриста 7 февраля 1478 года. Отец – Джон Мор (ок. 1453 – 1530), был женат три раза. Томас Мор – сын от первого брака. После окончания грамматической школы служил некоторое время пажем в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского, лорда-канцлера Англии, который, заметив у мальчика значительные умственные способности, посоветовал отдать его в колледж Оксфордского университета. Оксфорд на рубеже XV – XVI веков стал центром гуманизма в Англии. Тут преподавали такие выдающиеся гуманисты, как Джон Колет, Уильям Гроцин, Тома Линакр. Именно они были наставниками молодого Томаса Мора и, в дальнейшем, его ближайшими друзьями. Обучаясь в Оксфорде в 1492 - 1494 годах, Томас Мор изучал классические языки, античную литературу и философию, увлекался искусством, интересовался естествознанием, астрономией и геометрией. Пребывание в Оксфордском университете имело сильное влияние на формирование его мировоззрения, но по настоянию отца, который хотел видеть его юристом, Мор оставляет университет и посвящает себя изучению юридических наук. В 1502 году он стал адвокатом и одновременно преподавателем права. Как адвокат Т. Мор был широко популярен в Лондоне, благодаря своим способностям, честности и добросовестности в ведении дел. «Никто не рассматривал так много дел, как Мор, никто не проводил их добросовестней», – писал Эразм Роттердамский. В 1504 году двадцатишестилетний Т. Мор был избран в парламент членом палаты общин. В этот год король Генрих VII требовал от парламента чрезвычайных налогов, уверенный, что никто не посмеет выступить против него. Именно тогда молодой Мор так смело и доказательно выступил против королевских предложений, что Палата Общин отклонила их. Опасаясь преследований со стороны недовольного монарха, Мор отходит от политической деятельности до конца правления Генриха VII, то есть до 1509 г., занимаясь адвокатской практикой. В 1505 году женился на семнадцатилетней молодой девушке благородного происхождения Джейн Колт, у которой не было еще образования. Это обстоятельство дало ему возможность воспитать ее соответственно своим взглядам. Он постарался дать ей основательное музыкальное образование, а также обучил ее грамоте. Джейн Колт родила ему трех дочерей – Маргариту, Элизабет и Цецилию, а также сына – Иоанна. После ее преждевременной смерти женился на вдове Джона Миддлетона по имена Алиса, более руководствуясь не любовью, а необходимостью. Благодаря своим способностям ему удалось убедить уже немолодую жену, занятую домашним хозяйством, кроме того, не совсем ласкового нрава, чтобы она училась играть на гитаре лютне, флейте, каждый день выполняя заданный мужем урок. В свободное время он углубленно изучает античную литературу, переводит произведения древнегреческих авторов, пишет собственные произведения в стихах на латинском и английском языках. Со вступлением на трон Генриха VIII, с которым гуманисты связывали большие надежды, видя в нем желаемого короля-философа, идеал образованного властителя, Т. Мор возвращается к общественной деятельности, входит в состав первого парламента этого короля. В 1510 году его назначили помощником шерифа в Лондоне, в частности юридическим советником и судьей в гражданских делах. На этом посту Т. Мор своей неподкупностью и справедливым решением дел заработал себе большой авторитет и стал заметной личностью в политической жизни, значительную популярность он имел и в кругах лондонского купечества. В 1521 году он становится государственным казначеем, в 1523 – выбирается спикером палаты общин, а в 1529 достигает наивысшего поста – становится лордом-канцлером (это был единственный случай, когда эту должность занимал представитель не аристократии и не высшего духовенства). Тем временем его отношения с Генрихом VIII, деспотизм которого все усиливался, расстроились. Разрыв короля с папой римским, причиной которого стал отказ последнего дать согласие на развод с первой женой Катериной Арагонской, провозглашение себя главой английской церкви, установление абсолютной монархии и другие действия деспотичного монарха, с которыми не мог мириться Т. Мор, привели к тому, что он подал в отставку с поста канцлера. За отказ присягнуть Генриху VIII как главе английской церкви бывший любимец короля был арестован, помещен в Тауэр, обвинен в государственном предательстве и осужден на казнь. Приговор суда от 1 июля 1935 года гласил: «Вернуть осужденного в Тауэр, оттуда волочить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы замучился почти до смерти, вынуть из петли, пока он не умер, отрезать половые органы, распороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Потом четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Король «милостиво» заменил эту кару простым отрубанием головы. Услышав это, Т. Мор с иронией заметил: «Борони боже моих друзей от такой милости». Т. Мор был казнен в Лондоне 6 июля 1535 года. По преданию, поднимаясь на помост перед казнью, ослабев после длительного пребывания в застенках, он попросил сопровождавшего его офицера: «Помогите мне взойти; вниз я уж как-нибудь сам спущусь». Рассказывают еще, что Мор уже на плахе поправил свою бороду так, чтобы она не мешала топору палача, сказав при этом: «По крайней мере моя борода ничем не оскорбила его величество…». Мстительный сатрап Генрих VIII не удовлетворился казнью бывшего канцлера: он конфисковал его скромное поместье и выгнал его жену и детей из дома в Челси. В 1935 году католическая церковь канонизировала Томаса Мора. Т. Мор один из наиболее просвещенных представителей эпохи Возрождения; круг его научных, литературных, культурных интересов был широк; имел глубокие познания в области философии, истории, политики, юриспруденции, литературы, особенно античной. Т. Мор был тесно связан с выдающимися современными ему гуманистами разных стран: Г. Бюде, Б. Ренаном, И. Буслидием, П. Эгидием, Л. Вивесом, но особая дружба соединяла его с известным гуманистом Эразмом Роттердамским. В доме Мора была написана в 1509 году широко известная сатира Эразма «Хвала Глупости». Литературное наследство Т. Мора невелико по объему. Интенсивная государственная деятельность и широкая адвокатская практика оставляли мало времени для литературной и научной деятельности. В его составе переводы с греческого на латинский диалогов Лукиана и значительного количества эпиграмм разных авторов. Оригинальные произведения представлены поэмой на коронацию Генриха VIII и эпиграммами, написанными латинским и английским языком, памяткой английской прозы – «Историей Ричарда III», документальным рассказом про преступления Ричарда Глостера, который путем интриг, обмана и убийств захватил королевскую власть. Именно это произведение стало для В. Шекспира основным источником при создании драмы «Ричард III». Отдельную группу составляют острые религиозные полемические трактаты против М. Лютера и его английских соратников, в которых Т. Мор высказал себя как противник Реформации. Большое значение для оценки его жизни и деятельности имеет его богатое эпистолярное наследство. Однако наиболее известным есть произведение Томаса Мора, которое он назвал: «Золотая книжечка, настолько же полезная, как и забавная, про наилучшее устройство государства и про новый остров Утопия». Оно не только принесло автору славу и известность еще при жизни, но и обессмертило его имя навечно. Работу над «Утопией» Томас Мор начал летом 1515 года во время пребывания во Фландрии, куда он выехал в составе английского посольства для ведения переговоров с делегацией кастильского принца Карла (позже – императора Карла V) в деле восстановления торговли между Англией и Нидерландами. Напечатана «Утопия» в 1516 году. Название «Утопия» было создано Мором из двух древнегреческих слов, которые можно перевести как «несуществующее место», «несуществующая страна». Заголовок произведения «Утопия» стал нарицательным названием для обозначения описаний выдуманных стран с идеальным общественным устройством без указания конкретных мер для его осуществления. В литературе небольшая книжечка, написанная Т. Мором, открыла новый жанр – утопический роман, сущность которого не захватывающий сюжет, не психология изображаемых личностей, а описание идеального, справедливого общественного строя. Ее влияние ощутимо на таких произведениях, как «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1621), «Новая Атлантида» Ф. Бэкона (1627), «Вести ниоткуда» У. Морриса (1891) и другие. В фантастике жанр утопии распространен довольно широко. Достаточно вспомнить хотя бы, кроме уже упоминавшихся произведений, И Ефремова «Туманность Андромеды». Широко распространены и произведения «антиутопии». Произведение «Утопия» переведено на многие языки. Первый перевод с латинского на английский выполнил в 1551 году Р. Робинсон. Есть несколько переводов на русский язык. Первый из них, неизвестного автора, издан в 1789 году в годы правления Екатерины II; другой – в 1790 не с латинского оригинала, а с французского перевода. Потом «Утопия» появилась только в 1901 г. В переводе Тарле как приложение к его магистерской диссертации «Общественные взгляды Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии». Несколько изданий выдержал перевод О. Генкеля (первое издание 1903 год, четвертое – 1928), в основу которого положен немецкий перевод. С языка оригинала выполнен перевод известного филолога О. И. Малеина (1935 г., 1947 г., третье издание, отредактированное Ф. О. Петровским, вышло в 1953 году, оно же переиздано в книге «Утопический роман XVI – XVII веков » – Серия «Библиотека всемирной литературы»). Новый русский перевод («Утопия», М., 1978) принадлежит Ю. М. Каган. В 1930 году «Утопия» была переведена и на украинский язык, благодаря профессору Киевского университета И. В. Шаровольскому.

Отдельные издания
  • Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935
  • Утопия / Пер. Ю. М. Каган. – М.: Наука, 1978. – 416 с. – (Предшественники научного социализма). 50 000 экз. (п)
Публикации в периодике и сборниках
  • Томас Мор. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия / Пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского // Утопический роман XVI-XVII веков . – М.: Художественная литература, 1971 – с.41-140
      То же: Пер. А. И. Малеина, Ф. А. Петровского // . – М.: Правда, 1989 – с.17-130 То же: Т. Мор. Утопия; Эпиграммы; История Ричарда III. – 2-е изд. – М.: Ладомир; Наука, 1998 – с. То же: [Отрывок] / Пер. А. Малеина и Ф. Петровского // Билет в детство . – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005 – с.158-159 То же: Из сочинения «Утопия»: Книга вторая: [Отрывок] / Пер. Ю. Каган // Мечта о космосе . – М.: Центр книги Рудомино, 2011 – с.40-42 То же: [Роман] / Пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского // Томас Мор. Утопия; Томмазо Кампанелла. Город Солнца . – М.: Алгоритм, 2014 – с.40-174 То же: [Роман] / Пер. А. Малеина, Ф. Петровского // Утопия; Город Солнца; Новая Атлантида . – СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 – с.3-148 То же: [Роман] / Пер. Ф. Петровского и А. Малеина // Классическая утопия . – М.: АСТ, 2018 – с.5-130
Творчество автора
  • К. Авдеева, А. Белов На острове Утопия: О творчестве Т. Мора. – 2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1961. – 111 с.
  • Анатолий Варшавский. Опередивший время: Очерк жизни и деятельности Томаса Мора / Худ. Юрий Семенов. – М.: Молодая гвардия, 1967. – 144 с. – (Пионер – значит первый. Вып.5). 15 коп. 65 000 экз. (о) – подписано к печати 13.12.1967 г.
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1974. – 168 с. – (Из истории мировой культуры). (о)
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1976. – 326 с.
  • [Заметка о Томасе Море и его книги «Утопия»] // Техника – молодежи , 1933, №1 – с.61
  • А. Малеин. Главнейшие издания и переводы «Утопии»: [Библиографический обзор] // Т. Мор. Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935 – с.22-30
  • Где находится эта страна?: [Рец. на книгу Томаса Мора «Утопия» (Академия, 1936)] // Смена , 1935, №12 – с.21
  • Томас Мор: [Заметка об английском писателе] // Смена , 1936, №7 – с.28
  • И. Ю. Перская. «Утопия» Томаса Мора // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Второе издание. – М.: Просвещение, 1967 – с.184-186
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор и его «Утопия» // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Третье издание. – М.: Педагогика, 1975 – с.168-171
  • А. Петруччани. Вымысел и поучение. «Утопия» Томаса Мора как исходная модель: [Отрывок из книги] / Пер. А. Киселевой // Утопия и утопическое мышление . – М.: Прогресс, 1991 – с.98-112
  • В. Чаликов. Страна Утопия. Где она сегодня на карте реальности?: [Статья] / Карата острова Утопия: Гравюра Амброзиуса Гольбейна; Репродукция картины Рене Магрит «Черный флаг» // Знание – сила (Москва), 1989, №9 – с.64-70
  • И. Семибратова. Томас Мор (1478-1535) // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков . – М.: Правда, 1989 – с.589-593
  • В. Гопман . Утопия: [Т. Мор] // Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 1998 – с.516-519
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // НГ-Религия (Москва), 2000, 27 декабря – с.7
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // Независимая газета (Москва), 2000, 30 декабря – с.8
  • Вл. Гаков . Суд длиною в полтысячелетия: [О Томасе Море] // Знание – сила, 2004, №1 – с.97-104
  • А. Малеин, Ф. Петровский. «Утопия» Т. Мора: [Комментарии] // Классическая утопия . – М.: АСТ, 2018 – с.336-349

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2003-2009. Ссылка на источик желательна. Vitaley Karatsupa

Имя: Томас Мор (Thomas More)

Возраст: 57 лет

Деятельность: юрист, философ, писатель-гуманист

Семейное положение: был женат

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.


Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».


В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и ), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.


«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.


Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».


Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.


Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.


«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.


В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.


В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована , новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

Мор впервые женился в 1505 году, на Джейн Кольт. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Религиозная полемика

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет ; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (англ. enclosures ), разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм , за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

См. также

Примечания

Литература

  • Кудрявцев О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. - М., 1987. - С. 197-214.
  • Чиколини Л. С. Диалоги Лукина и «Утопия» Мора в издании Джунти (1519) // Средние века. - М., 1987. Вып. 50. С. 237-252.
  • Штекли А. Э. Истоки тоталитаризма: виновен ли Томас Мор? // Анархия и власть. - М., 1992.
  • Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: (учебное пособие по средним векам для студентов МГПУ). - М., 2006. - 217 с.

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» - «место». Буквально «Утопия» означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".