Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители. Российская социология

Период с 1917-го по 1990-е гг. в России характеризовался упадком социологического знания в сравнении и с дореволюционным периодом, и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках этого периода можно выделить различающиеся в этом плане временные отрезки. Так, 1920-е гг. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем.

В тот период в отечественной социологии господствовал плюрализм мнений, теоретических направлений и взглядов. Однако вскоре начался процесс стремительного вытеснения всех немарксистских направлений и опережающего развития обществознания, опирающегося на марксистскую методологию. Этот процесс вышел не только за чисто теоретические, ной за организационные рамки, когда к научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия.

В контексте становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за краткий срок превратилась в «неугодную», «классово чуждую» науку. Из страны были высланы крупнейшие философы и социологи немарксистской ориентации. Подобные меры привели к ожидаемому результату: теоретическое обществознание постепенно стало превращаться в жесткую догматическую доктрину, лишенную внутренних потенций развития.

В то же время прикладная социология в Советской России рассматривалась как необходимая для построения социализма область знания и поэтому ознаменовалась довольно серьезным развитием. В этой области был получен ряд достижений, в частности разработаны статистико-математические методы анализа социальной информации (работы А.А. Чупрова), социально-прогностические методы (С.Г. Струмилин) и др. Успешно исследовались проблемы социологии управления, организации труда на производстве (П.М. Керженцев, А.К. Гастев), социальные вопросы здравоохранения (Н.А. Семашко, Б.Я. Смулевич и др.), вопросы условий труда и быта различных слоев населения (А.И. Тодорский, Е.О. Кабо и др.).

Однако развитие прикладной социологии и признание ее значимости не спасли социологию в России и в 1930-е гг. всякое развитие социологии в стране прекратилось. Ее практическое уничтожение стало одной из составляющих широкомасштабного процесса институционального наступления на обществоведческую мысль, начавшегося с выхода в 1931 г. работы Сталина «Основные вопросы марксистской социологии». Здесь были сформулированы основы официальной социальной доктрины сталинизма, которая стала единственной «социологической» теорией в пределах страны. Все социологические исследовательские центры были закрыты. Социология была изъята даже из вузовских программ, и в стране прекратилась подготовка профессиональных социологов. В развитии социологии наступил длительный перерыв.

Возрождение социологии как науки на российской почве началось лишь после смерти Сталина. В 1960-е гг., с наступлением «хрущевской оттепели», постепенно возобновились прикладные социологические исследования (А. Г. Харчев, Г. А. Пруде некий и др.), началось институциональное восстановление социологии: были созданы Институт конкретных социальных исследований, ряд социологических центров в областных городах — Воронеже, Ростове-на-Дону, Томске, Горьком и др.

До начала 1990-х гг. статус социологии в нашей стране оставался невысоким и она развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина, но уже в это время по всей стране открылись социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии, были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков, Н.С. Слепцов), социологии труда (Н.М. Блинов, Ж.Т. Тошенко, А.И. Кравченко и др.), социологии молодежи (С.Н. Иконникова, В.Т.Лисовский, В.И. Чупровидр.).

В настоящее время социология как общеобязательная учебная дисциплина читается студентам всех специальностей. Что касается развития социологии как науки, то сегодня прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. В мире накоплены огромные интеллектуальные ресурсы в плане исследования социальных проблем, что объясняет необходимость осуществляемых сейчас широких издательских программ по переводу и распространению в России работ видных зарубежных социологов.

На пути развития отечественной социологической мысли уже немало достигнуто.

Назовем имена наиболее известных российских социологов. Андреев Эдуард Михайлович (р. 1938) — доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; заместитель руководителя центра Института социально-политических исследований РАН; заместитель главного редактора журнала «Социально-гуманитарные знания». Основное направление научной деятельности — методология социально-политического реформирования. Великолепный методолог и яркий оратор.

Блинов Николаи Михайлович (р. 1937) — доктор философских наук, профессор, действительный член Академии политической науки. Много лет был на руководящей работе в сфере науки и образования: заместителем директора Института социологии АН СССР, ректором Высшей партийной школы, начальником Российской таможенной академии. Ведущий специалист в области социологии политики, социологии труда и методологии исследования. Участник ряда международных социологических конгрессов, блестящий оратор.

Голенкова Зинаида Тихоновна — заслуженный деятель науки РФ и Адыгеи, доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке Института социологии РАН, руководитель Центра социальной структуры и социального расслоения Института социологии РАН, заместитель главного редактора журнала «Социологические исследования». Специалист в области истории социологии и социальной структуры общества. Руководила многолетними исследованиями по социальной дифференциации российского общества. Возглавляла исследовательские проекты «Социальное расслоение», «Проблемы социального неравенства», «Средний класс российского общества», «Социальная стратификация и толерантность». Огромную научную и практическую ценность представляют социологические исследования, проводимые в регионах России (в Калмыкии, Тюменской обл., Краснодарском крае и др.). Член редколлегии журнала «Мониторинг общественного мнения» (ВЦИОМ), член редакционных советов журналов «Вестник РУДН. Социология» (Москва), «Общество и право» (Краснодар), «Социальные проблемы регионов» (Тюмень), «Социально-экономические проблемы» (Элиста). Автор более 300 научных работ, в том числе монографий и учебников: «Общая социология», «История социологии в странах Центральной и Восточной Европы», «Очерк истории социологической мысли в Югославии», «Политическая социология». Автор и член редсоветов «Социологической энциклопедии», «Социологического словаря» и др.

Горшков Михаил Константинович (р. 1950) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, директор Института социологии РАН. Сфера научных интересов — социология общественного мнения, методика проведения социологического исследования. Руководитель и участник многочисленных социологических исследований, в том числе всесоюзного и общероссийского уровня. В последние пять лет под руководством М.К. Горшкова на основе аналитических социологических исследований подготовлен ряд научных докладов, получивших широкое признание как у российской, так и зарубежной общественности. Среди них: «Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?», «Есть ли в России средний класс?», «Россияне о судьбах России в XX веке и своих надеждах на новое столетие», «Десять лег российских реформ глазами россиян», «Богатые и бедные в современной России», «Экономическая элита России в зеркале общественного мнения», «Российская повседневность в условиях кризиса. Взгляд социологов». С 1993 г. по настоящее время является руководителем научной программы Института «Социологический мониторинг массового сознания россиян в условиях трансформационных процессов». Материалы многолетнего мониторинга обобщены в его монографии «Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992-2002» (М., 2003). По его инициативе создан Южнороссийский филиал Института социологии РАН.

Дмитриев Анатолии Васильевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Академии политической науки. Один из зачинателей отечественных исследований в области конфликтологии. Ведущий специалист в областях: социологии конфликта, общей теории конфликтов, проблем этнических и межнациональных конфликтов, теории политической коммуникации, неформальной коммуникации.

Добреньков Владимир Иванович (р. 1939) — доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории социологии социологического факультета, президент Российской социологической ассоциации, председатель докторского диссертационного совета, академик Академии социальных наук РФ, академик Международной академии информатизации. Специалист в области истории и теории социологии, философии религии. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Учебник «Социология» в соавторстве с Ю.Г. Волковым, В.Н. Нечипуренко, А.В. Поповым занял 1-е место на Всероссийском конкурсе (2001) Министерства образования РФ. С 1989 г. возглавляет Учебно-методическое объединение университетов России по специальностям «социология», «социальная антропология». Под его научно-методическим руководством разработана концепция высшего профессионального образования, разработаны и опубликованы планы, программы и государственные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров социологии.

Дробижева Леокадия Михайловна - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра этнической социологии. В 2000-2005 гг. — директор Института социологии РАН. Один из ведущих российских социологов, основатель нового научного направления , специалист в области социологии межэтнических отношений, этнической идентичности, политики и социальной практики в мультикультурном обществе.

Дугин Александр Гельевич (р. 1962) — доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, лидер Международного Евразийского движения. Основатель течения неоевразийства, создатель современной российской школы геополитики. Председатель Евразийского комитета. Сфера профессиональных интересов — социология идеологии, социология политики. Автор многочисленных монографий и учебников.

Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, руководитель Отдела социологии молодежи в Институте социально-политических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, автор ряда теоретических направлений — социальной интеграции и социального исключения молодежи, типологизации специфических молодежных конфликтов, рискологической концепции молодежи, концепции неопределенности в социальном развитии молодежи, саморегуляционного механизма риска в диспозиционной концепции личности и т.д. Автор более 80 научных работ. Член ряда комитетов и экспертных советов по исследованиям молодежи и молодежной политике, в том числе Совета Европы, Международной социологической ассоциации, национальных социологических ассоциаций; член редакционной коллегии журнала «Социологические исследования».

Иванов Вилен Николаевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, член бюро Отделения общественных наук РАН, вице-президент Российской академии социальных наук, вице-президент Международной академии социальных наук, созданной учеными России и Белоруссии. Сфера научных интересов — вопросы федеративных отношений, социальной ситуации и межнациональной напряженности в регионах, характер взаимодействия центральной власти и субъектов РФ, социология СМИ, социология пропаганды. Один излучших поэтов России среди социологов, и не только.

Касьянов Валерий Васильевич (р. 1950) — доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета, руководитель департамента администрации Краснодарского края по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, руководитель Северокавказского филиала Института социально-политических исследований РАН, член президиума Российской социологической ассоциации. Сфера научных интересов — политическая социализация молодежи, социология права, социология молодежи.

Козырева Полина Михайловна — доктор социологических наук, первый заместитель директора Института социологии РАН, руководитель Центра исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Института. Профессиональные интересы — топология социального пространства и социальная стратификация, методология социологических исследований. Научная специализация — социальное самочувствие и социальное качество членов общества в контексте их участия в осуществлении власти и эволюции массового сознания.

Колесников Юрий Семенович (р. 1938) — доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой прикладной социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председатель докторского диссертационного совета по экономическим наукам, заместитель директора по науке Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ. Научные интересы — теория региональных систем, прогнозирование и проектирование региональной динамики, этноэкономика и социология образования. Член редколлегий журналов «Известия вузов: Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа».

Константиновский Давид Львович (р. 1937) — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, профессор Государственного университета гуманитарных наук, Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподает в Центре социологического и политологического образования ИС РАН. Специалист в области социологии образования, основатель нового научного направления, изучающего дифференциацию в образовании, роль образования в социальной мобильности и формировании социальной структуры общества. Руководитель Исследовательского комитета «Социология образования» Российского общества социологов, вице-президент Исследовательского комитета «Социология образования» Международной социологической ассоциации. Член редколлегии журналов «Вопросы образования», «Социология образования». Эксперт ряда общественных организаций. Автор фундаментального труда «Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е — начало 2000-х)». Удостоен премии Президента Российской Федерации за исследования в области социологии образования, награжден Золотым дипломом Российского общества социологов.

Кравченко Сергей Александрович (р. 1949) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии МГИМО, председатель докторского диссертационного совета, академик Международной академии наук высшей школы, вице-президент Российского общества социологов, вице-президент Профессиональной социологической ассоциации, член редколлегии журнала «Социологические исследования». Один из ведущих социологов в теории игроизации социума. Сфера профессиональных интересов — новая социологическая теория постмодернистского толка. Автор около 200 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.

Кузнецов Вячеслав Николаевич (р. 1954) — доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой социологии безопасности социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии». Главный интеллектуальный инициатор разработки и организатор обсуждения принципиальных проблем современной России, нашедших отражение в таких докладах, как: «Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук. О некоторых дискуссионных аспектах новой интерпретации миссии российской социологии в XXI веке», «Идеологическая культура как актуальная научная проблема и новая социологическая научная дисциплина».

Курбатов Владимир Иванович (р. 1947) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, действительный член Российской академии социальных наук; заместитель председателя докторского диссертационного совета по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете; член редколлегии журнала «Известия вузов: Северо-Кавказский регион». Научные интересы — логика практических модальностей, теория аргументации, техника и методика делового общения, социология коммуникативной сферы. Автор романов, детективов и многочисленных эссе.

Левичева Валентина Федоровна — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной социологии отделения социологии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя диссертационного совета РГГУ, заместитель председателя экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии, член Российской социологической ассоциации, советник председателя Совета Федерации. Тематика исследований — социология молодежи, социология духовной жизни общества.

Маршак Аркадии Львович (р. 1942) — доктор философских наук, профессор; академик Международной академии информатизации ООН, Академии социальных наук, Академии политической науки, действительный член Российской академии предпринимательства; почетный работник высшего профессионального образования; член Российского общества социологов, член Союза журналистов, заместитель главного редактора научно-политического журнала «Власть», член редколлегии журнала «Общество и право». Научные интересы связаны с областью социологии культуры, средств массовых коммуникаций, PR-кампаний, социология молодежи, консалтинговые услуги в изучении общественного мнения. Автор учебника «Социология культурно-духовной сферы».

Мукомель Владимир Изявич (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма. Ведущий специалист в области социологии миграции, миграциологии, миграционной политики. Автор монографического исследования «Миграционная политика России: постсоветские контексты».

Осадчая Галина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, директор Академического института социальных исследований Российского государственного социального университета (РГСУ), заведующая кафедрой прикладной социологии РГСУ; действительный член Академии соци&тьных наук, Академии социального образования, Академии социальных технологий и местного самоуправления, член-корреспондент РАЕН; член Международной и Европейской социологической ассоциации; вице-президент Российского общества социологов; член Международного исследовательского комитета «Бедность, социальное благополучие и социальная политика»; председатель диссертационного совета РГСУ; член ВАК. Сфера научных интересов — теория и методология социологического анализа, социология социальной сферы общества.

Осипов Геннадий Васильевич (р. 1929) — академик РАН; доктор философских наук, профессор, директор Института социально-политических исследований РАН; президент Российской академии социальных наук. Организатор и инициатор проведения первых в СССР конкретных социологических исследований. Исследовательскую деятельность ведет в следующих направлениях: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, методология и методика социологических исследований, применение математических методов в социологии, история социологии. Внес значительный вклад в разработку методологических основ изучения новейших направлений философско-социологической мысли (теории неомарксизма, теорий технократии и менеджеризма, теорий структуры функционирования и социального конфликта).

Попов Александр Васильевич (р. 1947) — доктор социологических наук, профессор, создатель и заведующий первой в России кафедры теоретической и прикладной регионалистики Южного федерального университета, действительный член Академии гуманитарных наук России, депугат Государственной Думы РФ. Первый председатель Южнороссийской парламентской ассоциации, член редакционной коллегии «Южнороссийского обозрения». Разрабатывает два основных научных направления: социальные технологии управления экономическими процессами в регионе и проблемы правового обеспечения федеральных отношений и национальной безопасности. Имеет правительственные награды: медаль «За трудовую доблесть» и орден Дружбы.

Радаев Вадим Валерьевич (р. 1961) — доктор экономических наук, профессор, первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), заведующий кафедрой экономической социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ. Профессиональные интересы — экономическая социология, социология рынков, неформальная экономика. Имеет свыше 100 публикаций.

Скворцов Николай Генрихович (р. 1955) — доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), декан факультета социологии СПб ГУ, заведующий кафедрой культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ, председатель научно-методического со- вста по социологии Министерства образования и науки РФ. Один из ведущих специалистов в области социальной/культурной антропологии, этнических исследований.

Слепцов Николаи Степанович (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук РФ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ, член президиума Южного научного центра РАН. Один из ведущих специалистов в области миграции, социологии управления регионом и конфликтологии.

Тихонова Наталья Евгеньевна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института социологии РАН, руководитель Центра комплексных социальных исследований И С РАН, преподаватель ГУ — Высшей школы экономики и Высшей школы гуманитарных наук и журналистики (Польша). Действительный член Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES); член Бюро президиума Сообщества профессиональных социологов. Автор более 200 научных работ, в том числе 3 индивидуальных монографий и 10 монографий, подготовленных в соавторстве. Сфера научных интересов — социальная стратификация российского общества; социально-экономические последствия реформ для социальной структуры российского общества в целом и различных групп населения (молодежь, женщины, бедные, безработные, средний класс и т.д.); социокультурная трансформация и модернизация российского общества; реформирование социальной политики и его социальные последствия. Руководитель ряда проектов по проблемам динамики социальной структуры российского общества. Организатор общероссийских тематических исследований, получивших широкий общественный резонанс, в том числе: «Массовое сознание россиян в период общественной трансформации», «Средний класс в современной России», «Социальные реформы: ожидание и реальность» и т.д.

Тощенко Жан Терентьевич (р. 1935) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор; главный редактор журнала «Социологические исследования»; заведующий кафедрой теории и истории социологии РГГУ; член Российского общества социологов; действительный член Международной академии информатизации, Академии социальных наук; член Нью-Йоркской академии наук, Академии наук Белоруссии, Академии наук Казахстана. Специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления. Автор более 400 работ, в том числе монографического исследования «Парадоксальный человек» и учебника «Социология труда: опыт нового прочтения» и др.

Халий Ирина Альбертовна — доктор социологических наук, заведующий сектором по изучению социокультурного развития регионов России; ученый секретарь Института социологии РАН, член общественного совета по международному сотрудничеству ИС РАН; член Международной социологической ассоциации, сопредседатель Женской ассоциации «ЭкоСоциология». Сфера научных интересов — общественные движения и их социальное назначение, социология экологии, социология местных сообществ, социально-политические процессы. Руководитель ряда международных проектов, в том числе: «История и перспективы развития экологических организаций в России, на Украине и в Молдове»; «Руководство по организации экологических действий в России»; «Роль общественности в принятии решений» и др.

Хунагов Рашид Думаличевич (р. 1953) — доктор социологических наук, профессор, ректор Адыгейского государственного университета; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки Кубани, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики; председатель двух диссертационных советов — по социологическим наукам и экономике; член редакционных коллегий ряда северокавказских научных журналов, главный редактор журналов «Образование. Пространство RU» и «Вестник АГУ», член Союза ректоров РФ, заместитель председателя Совета ректоров Южного федерального округа; действительный член Академии социальных наук. Сфера научных интересов — социология, политология и геоинформационные технологии. Активно занимается проблемами эволюции социально-политических систем и теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов.

Чупров Владимир Ильич (р. 1938) — доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член исследовательского комитета по социологии молодежи Международной социологической ассоциации, Международной академии ювенологии; сопредседатель комитета по социологии молодежи Российской социологической ассоциации, действительный член Академии социальных наук, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всероссийского общества социологов и демографов. С 2004 г. главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института комплексных социологических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, известен как в России, так и за се пределами. Основоположник ряда научных направлений, связанных с методологией социального развития молодежи. Сформулировал новую трактовку социологического определения молодежи в парадигме общественного воспроизводства, разработал концептуальные подходы к социологическому изучению социального положения современной молодежи, се интеграции в социальную структуру реформируемого общества, изменений мотивационной сферы сознания в условиях социальной нестабильности, моделей социального поведения в ситуациях неопределенности и риска.

Шаповалов Владимир Александрович (р. 1946) — доктор социологических наук, профессор, ректор Ставропольского государственного университета. Входит в состав ряда общественных академий — Академии социальных наук, Академии информатизации, Международной академии высшей школы, Академии гуманитарных наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов — социология образования.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) — доктор философских наук, профессор, создатель Ленинградской социологической школы. С 1989 г. по июнь 2000 г. директор Института социологии РАН. Основные направления научной деятельности — методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, теория социальных изменений, общетеоретические тенденции в современной социологии. Наиболее известные исследования, выполненные под руководством В.А. Ядова: «Человек и его работа» (1967), «Социально-психологический портрет инженера» (1977), «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979).

Приведенный список отечественных социологов далеко не полон, но позволяет с уверенностью говорить о значительном вкладе русской (российской) социологии в развитие мировой социологической мысли. Возвращаясь к поставленному в начале данного параграфа вопросу о необходимости национальной русской социологии, можно сделать вывод о том, что ее востребованность объясняется прежде всего потребностью в исследовании специфики культурно-исторического развития российского общества во всем его социокультурном многообразии, определении основных тенденций развития российского государства и прогнозировании на ближайшую историческую перспективу, даже с учетом того, что на уровне мирового социологического сообщества серьезное знание об отечественных реалиях скорее всего не будет иметь значительного научного резонанса.

Периодизация истории отечественной социологии. Основные школы и направления

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. XIX в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. XX в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.

Первый этап (конец 1860-х - 1890-е гг.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как «склад» фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по П. Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского. М. М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.

В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л. И. Мечников), ор- ганицизм (Г1. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков; социо-психизм: Е. В. Де Роберти).

Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П. Л. Лаврова (1823 - 1900) и Н. К. Михайловского (1842 - 1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е. В. Де Роберти (1843 - 1915). Центральной в его концепции была идея о решающей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения. Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А. И. Стронина (1826- 1889) и П. Л. Лилиенфсль- да (1829-1903). Последний, вслед за Г. Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. А. И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй этап (1890-е гг. - начало XX в.). Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев. В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Пстражицкий, В. М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П. Б. Струве (1870 - 1944).

Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М. М. Ковалевского (1851 - 1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М. М. Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве «теории социального прогресса». Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Третий этап (первые два десятилетия XX в. Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарсв), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов).

Первые два десятилетия XX в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.

В сталинские времена социология подвергается идеологизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х- начале-60-x годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах XX века социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госунивсрси- тете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования».

В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Первый этап развития социологии (1860-е гг. - 1890 г.) связан прежде всего с творчеством народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) иН.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название«этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с ихсубъективной оценкой , основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом П.Л. Лаврова являются«Исторические письма», где по его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Наряду с субъективной социологией заметную играетпозитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход М.М. Ковалевского. Ковалевский в своих социологических воззрениях разделяет положения многих социологических школ и направлений, пытаясь понять и использовать их при анализе различных социальных явлений. Исходя из установок«социологического плюрализма», он разработантеорию общественного прогресса, Ковалевский видел в«расширении сферы человеческой солидарности» .

В русле позитивизма развивалась«натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относитсяконцепция географического детерминизма. разработанная Л.И. Мечниковым (1838-1888).

Наиболее яркими представителямипсихологического направления в российской социологии былиЕ.В. Де Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареев.

Большой вклад Н.И. Кареев считалдуховное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.

Социологиямарксизма в России была представлена двумя основными теориями:ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов иВ.И. Ленин) и так называемый«легальныймарксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма.



Анархизм (от греч.anarchia - безначалие, безвластие) - это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими были русские революционерыМ.А. Бакунин (1814-1876) (основная работа -«Бог и государство») иП.А. Кропоткин (1842- 1921) (основные работы: «Записки революционера», «Этика»).

Видным представителемисторической школы (направления) русской социологии былН.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде«Европа и Россия» он выделил и проанализировал цивилизации.

Навтором этапе (1890-е гг. - начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них сталасоциологическая школа права. Представители этой школы - известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904),С.А. Муромцев (1850-1910),П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. - выступали с резкой критикой позитивизма и стремились датьнормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

Третий этап (начало XX в. - 1917 г.) ориентацией нанеопозитивизм , наиболее известными представителями, которого былиК.М. Тахтарев (1871- 1925) иП.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов -наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения , поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Развитие социологии в России после революции 1917 г. вследствие сложившихся сложных общественно-политических условий отличалось неравномерностью и противоречивостью.

Социалистические преобразования оказали воздействия и на предмет социологических исследований, и на условия их реализации. Первые годы советской власти ознаменовались взлетом общественных наук в целом, и социологии в частности. Этому способствовал имевший место, хотя и недолго, идеологический плюрализм. Нашли свое продолжение традиции социологической мысли, которые сформировались в предшествующий период. Начался процесс институциализации науки. Была создана Социалистическая Академия общественных наук в Москве, а в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с кафедрой социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. Μ. М. Ковалевского, председателем которого стал Н. И. Кареев. Началась публикация многочисленных работ по социологии.

В 1920-е гг. получили развитие отдельные отрасли социологического знания: в области социологии экономики и труда (С. Г. Струмилин, А. К. Гастев, Π. М. Керженцев), социологии молодежи (А. И. Колодная), социологии села (А. Б. Гайстер, П. А. Анисимов), социологии культуры (И. А. Загорская и А. В. Трояновский) и др., проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования .

Вместе с тем уже в начале 1920-х гг. ситуация начата меняться. В 1922 г. из страны было выслано около 160 деятелей науки и культуры, не желавших примириться с новой властью. Среди них были многие выдающиеся философы и социологи – в том числе П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев и другие. Марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н. И. Бухарина (1888–1938), опубликовавшего монографию "Теория исторического материализма: популярный учебник социологии" исторический материализм стал отождествляться с социологией, а вскоре вообще ее вытеснил, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

Разделение ученых по классовому признаку, в конечном счете, привело к свертыванию свободных научных исследований, критический подход был заменен идеологией "революционной пролетарской сознательности". Последовательно осуществлялась линия на массовую пропаганду основ марксизма. Окончательно оформила запрет на социологию в 1929 г. дискуссия в Институте философии Коммунистической академии, на которой был сделан вывод о том, что социология является лженаукой, "выдуманной французским реакционером Огюстом Контом, и само слово “социология” не должно использоваться в марксистской литературе" . Конец 1920-х – начало 1930-х гг. ознаменовались окончательным оформлением культа личности И. В. Сталина и становлением тоталитарного режима в стране. Это оказало влияние и на развитие общественных наук. Начинается процесс догматизации марксистского учения и начало политических репрессий по отношению к неугодным властям ученым. В 1938 г. был опубликован "канонический" текст марксистско-ленинской философии и социологии, которая была обязательна для изучения во всех властных структурах и в вузах. Исторический материализм был объявлен единственно верным объяснением всей совокупности общественных явлений.

Основной идеей стала теория стадий прогресса, реализующегося через борьбу классов, которая определяла закономерное движение всего человечества от низшей фазы (первобытно-общинного строя) к высшей (коммунистического общества). В качестве движущей силы перехода от одной формации к другой рассматривались внутренние противоречия способа производства между производительными силами и производственными отношениями.

В меньшей степени запреты коснулись прикладных социологических исследований, которые в этот период времени проводились в рамках демографического изучения состава и численности населения. К наиболее известным ученым в этой области можно отнести А. А. Чупрова, С. Г. Струмилина, С. Л. Томилина. Появились интересные работы в сфере социологии здравоохранения (Η. А. Семашко, Б. Я. Смулевич). Однако к концу 1930-х гг. в стране были практически свернуты все социологические исследования.

Этот перерыв в развитии науки продолжался практически 20 лет. Только в 1950-е гг. после смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в стране начинается период преобразований, оказавший благоприятное воздействие на развитие общественных наук.

Возрождение социологии началось с конца 1950-х гг. В этот период росло убеждение в необходимости организации социологических исследований, первые шаги делало социологическое образование. Важным этапом стало проведение в 1957 г. в Москве Международного совещания социологов по вопросу о мирном сосуществовании, в котором приняли участие крупнейшие социологи мира – Р. Арон, Ж. Фридман, А. Холландер, Э. Хьюз, X. Шельски, Т. Боттомор.

В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Развитие международных связей способствовало организации обмена мнениями и результатами научных исследований между западными и советскими учеными.

Результатом прогрессивных изменений явилось открытие в 1960-е гг. Института конкретных социологических исследований, а также кафедр и отделов социологии в вузах Москвы и некоторых крупных городов СССР. В том же 1960 г. в Ленинградском государственном университете открылась первая в стране Социологическая лаборатория под руководством В. А. Ядова.

25 февраля 1966 г. Президиум Академии наук СССР принял постановление "О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований". В Академии был создан Научный совет по проблемам конкретных социальных исследований, сектор исследования новых форм труда и быта в Институте философии преобразовался в отдел конкретных социальных исследований.

В Институте экономики была организована лаборатория социально- экономических и демографических проблем, сектор конкретных исследований культуры и быта народов СССР был создан в Институте этнографии, а в Институте государства и права – лаборатория социально-правовых исследований.

В 1966 г. президентом Советской социологической ассоциации был назначен Г. В. Осипов. В 1968 г. был образован Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР (с 1972 г. – Институт социологических исследований АН СССР), ставший ведущим социологическим учреждением страны. В СССР развернулась широкая публикация результатов проводимых исследований. Важным шагом в развитии социологии в стране стало издание в 1966 г. двухтомника "Социология в СССР", в который вошли результаты исследований по социологической теории, по различным проблемам функционирования и развития социальной сферы (труда, быта и т.д.).

Печатным органом, объединившим усилия социологов и сделавшим очень много для распространения научного социологического знания и методического опыта, стало появление в 1965 г. журнала "Социальные исследования" (с 1974 г. – "Социологические исследования").

В этот период времени в научном сообществе была развернута дискуссия о статусе социологической науки, ее месте и роли в системе общественных наук. Одна группа ученых рассматривала социологию как самостоятельную отрасль наук, задача которой состоит в создании общесоциологических теорий, определяющих направление, цели и методы эмпирических исследований (Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и другие). Другие рассматривали социологию как исключительно вспомогательную науку, которая должна собирать эмпирические данные для других общественных наук (Ю. Е. Волков, Л. Н. Коган, Μ. Н. Руткевич) . В результате дискуссии возобладал второй подход, который оставался ведущим до конца 1980-х гг. Правда, в качестве позитивного момента можно отметить активизацию прикладных исследований и открытие в стране сети социологических лабораторий для их проведения.

Постепенно расширяется спектр интересов представителей российской социологической мысли. Исследования в области трудового процесса дополняются разработками в рамках социологии города и села, развития трудовых коллективов, социологии молодежи, социологии личности и др.

Перестроечные процессы во второй половине 1980-х гг. способствовали преодолению представления о социологии как о прикладной науке, с тех пор она восстановила свой статус фундаментальной теоретической дисциплины.

Несмотря на сложную судьбу отечественной социологии, ей все же удалось внести существенный вклад в развитие отдельных отраслей социологического знания, таких, как эмпирическая социология, социология труда и экономическая социология, аграрная социология, социология управления, социология образования, социология молодежи и некоторые другие.

В XX в. эмпирическая социология становится самостоятельной областью научных исследований, как в зарубежной, так и в отечественной социологии.

В этой связи большой интерес представляют работы, посвященные методике социологических исследований и проблемам ее надежности, обоснованности, репрезентативности (Г. С. Батыгин, И. А. Бутенко, В. И. Волович, В. Г. Гречихин, Б. 3. Докторов, А. П. Куприян, О. М. Маслова и др.). В них рассматриваются проблемы повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов, анализируются типичные ошибки, выявляются те ограничения, которые влияют на полноту и достоверность выводов. Авторам в этих работах удалось преодолеть излишнее увлечение погоней за фактами в ущерб теоретическим выводам. Однако они показывают научную значимость правильно организованной информации, полученной по специальным методикам в процессе социологических исследований.

Большую роль в развитии социологии сыграли научные публикации, посвященные методам социологического исследования, а также сбору, обработке, хранению и использованию социологической информации. В работах В. Г. Андриенкова, Э. П. Андреева, Ф. М. Бородкина, Г. Г. Татаровой, Г. И. Саганенко, В. Ф. Устинова и других рассматривались принципы синтеза математических и социологических методов исследования, которые способствовали повышению качества и надежности его результатов. Особая ценность этого союза математики и социологии проявилась в создании банков социологической информации, ибо это ознаменовало переход социологии от описательных методов к широкому внедрению сравнительных исследований. Банк социологической информации позволил совершенствовать методику и организацию социологических исследований, выявлять пробелы в получаемой информации, корректировать и на новых основах группировать данные .

В полной мере формирование социологии труда и экономической социологии в России началось еще в XIX в. Уже в тот период исследователи на основе статистических материалов проводят анализ типов хозяйства (помещичьего, фермерского, крестьянско-общинного), описывают условия труда и быта, уровень и образ жизни работающего населения, рассматривают отношения между работниками умственного и физического труда, функции бюрократического института и технического прогресса. Весомый вклад в разработку проблем социологии труда внесли русские экономисты-статистики – А. А. Чупров, А. А. Кауфман, И. И. Янжул, Ю. Э. Янсон.

В поле зрения ученых находятся проблемы организации труда и его условий, производственного травматизма и заболеваний, заработной платы и стимулирования и др. Ими применялся широкий спектр эмпирических исследований: сплошные и выборочные обследования, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и статистических данных. В эмпирических исследованиях в России конца XIX – начала XX в. стали уделять большое внимание санитарным условиям труда и быта, положению рабочего класса. Важное место в истории отечественной социологии труда и экономической социологии отводится работам выдающегося мыслителя М. И. Туган-Барановского.

В первые годы после Октябрьской революции свое развитие в социологии получают проблемы научной организации труда. В этот же период в социологии труда получили развитие и другие направления: исследование условий жизни и быта рабочего класса (Е. А. Кабо, Б. Б. Коган, М. С. Лебединский); изучение интересов рабочей молодежи (А. И. Колодная, А. И. Тодорский, В. А. Зайцева) и др.

Возобновление социологических исследований в середине 1950-х гг. в данной области вылилось в изучение проблем рабочего и внерабочего времени, подъема культурно-технического уровня рабочего класса, процесса превращения труда в первую жизненную потребность.

В 1960–1980-е гг. проводятся теоретические и эмпирические исследования по широкому кругу проблем, связанных с экономикой.

В конце 1990-х и начале 2000-х гг. активно ведется изучение трудовых отношений на разных уровнях. Продолжаются исследования в области социально-профессиональной структуры и мобильности, трудовой мотивации и удовлетворенности трудовым процессом, социально-экономических проблем села.

В последнее время активно проводятся исследования в области социологии потребления. В центре их внимания находится динамика потребительского поведения, образ и стиль жизни, вкусовые приоритеты, социальная идентичность и др.

Отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере сельского хозяйства называют аграрной социологией . К концу 1970-х гг. не осталось ни одной сферы сельского бытия, которая не попала бы в поле зрения не только социологов-аграрников. Активно проводятся региональные исследования в Краснодарском крае, Орловской, Иркутской, Тюменской и других областях.

В 1980-е гг. проведенные эмпирические исследования явились основанием для дальнейших исследований. Было признано, что деревня является одним из базовых исходных компонентов социума.

С начала рыночных преобразований в экономической жизни страны имеет место некоторый всплеск внимания к сельской тематике, частично реализованный в исследовательских проектах Т. Шанина. Усилилась критика последствий аграрного реформирования. Факты кризисного состояния сельского сообщества анализировались 3. И. Калугиной, В. А. Артемовым, С. Н. Семеновым, Π. П. Великим, В. И. Староверовым, А. М. Сергиенко, И. Е. Ильиным и другими. Был организован мониторинг социально-трудовой сферы села, в котором участвовали социологи 18 регионов страны.

Среди актуальных тем, исследуемых в современной аграрной социологии – состояние человеческого потенциала села, социальная стратификация, проблемы социальной справедливости, социальная мобильность, взаимодействие села с городом и др. Вместе с тем следует признать, что нерешенность актуальных проблем аграрного сектора экономики, обеднение села приводят к потере интереса исследователей к осуществлению научных проектов в данной области .

Социология образования представляет собой отрасль социологии, изучающую систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности. Без рассмотрения вопросов образования с точки зрения социологической парадигмы нельзя оценить роль данного социального института как определяющего фактора научно-технического прогресса, экономического, социально-политического и духовного развития общества.

Социология образования возникла в начале XX в. Истоковые положения данной отрасли социологического знания коренятся в творчестве М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других. Отправными точками развития этой отрасли знания стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

Начиная с 1917 г., социологические исследования в сфере образования начинаются и в России. Однако в 1930-е гг. в условиях ужесточения режима и фактического запрета социологии закрываются исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Образование начинают рассматривать исключительно с позиций педагогики и психологии, что ограничило возможности глубоких теоретических исследований в этой области и нанесло урон практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться только в 1960-е гг. (В. Н. Гурченко, Ф. Р. Филиппов, В. М. Димов, В. Т. Лисовский и другие).

Исходя из трактовки образования в качестве социальной категории, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой царящих в обществе социальных связей и отношений. С возрастанием роли образования в жизни современного общества актуализируется и проблема социологических исследований в данной области. В настоящее время в стране существует развернутая сеть исследовательских центров, ведущих разработку проблем социологии образования. Среди современных ученых, наиболее известны имена Я. У. Астафьева, В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского, Е. И. Прониной.

Еще одной отраслью социологических исследований в Российской науке стала социология молодежи , которая представляет собой специальную социологическую теорию, изучающую сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации молодых людей, процесс взаимодействия со старшими поколениями, степень, уровень и формы новаторства при решении социальных проблем.

1960-е гг. в жизни мирового сообщества ознаменовались масштабными выступлениями молодежи в различных странах, что актуализировало необходимость обращения к исследованию проблем данной социальной группы в социологической науке. Предметом анализа стали молодежные движения, молодежные субкультуры, социально-психологические особенности молодежи, изменения в ценностных ориентациях и т.д.

Следствием накопления материалов теоретических и эмпирических исследований в данной отрасли явилось создание в 1970 г. на Международном социологическом конгрессе в Варне специального исследовательского комитета, занимающегося изучением молодежной проблематики.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте изучения всего общества, его структуры и динамики, так и в качестве особой социальной группы, с присущими только ей признаками и свойствами. В силу специфики изучаемой социальной группы социология молодежи очень тесно связана с другими отраслями социологической науки, такими как военная социология, социология личности, коллектива, семьи, города, культуры, образования и др.

Молодежная проблематика в России связана с теми же объективными процессами, которые протекают в остальном мире: урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров, лиц старшего возраста, снижением рождаемости и т.д. Вместе с тем молодежные проблемы в нашей стране имеют и свои особенности, опосредованные спецификой российской действительности, и политикой, проводимой государством в отношении данной социальной группы.

Среди советских и российских исследователей в этой области наиболее известны имена Η. М. Блинова, В. М. Боряза, Ю. А. Зубок, С. И. Иконникова, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, В. Ф. Левичевой, В. Г. Мордковича, Б. С. Павлова, В. Н. Шубкина, З. В. Сиксвич, Н. С. Слепцова, Μ. X. Титмы, В. И. Чупрова и других .

Усложнение социальных механизмов участия различных социальных групп в политических, экономических и иных социальных процессах, актуализируют интерес к научным аспектам социологии управления . Предметом социологии управления как специальной социологической дисциплины являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействия людей и социальных групп в процессе управленческого воздействия.

Характерными чертами социологии управления являются познание и сознательное использование социальных законов, законов и закономерностей управления; обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений; взаимосвязь и взаимодействие государственного, хозяйственного и социального управления.

  • Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. С. 26.
  • Великий Π. П. Российская аграрная социология: этапы, имена, идеи // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 101 – 107.
  • Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. С. 167.
  • Социология в России прошла в своем развитии четыре исторических периода:

    • 1) дореволюционный (с 1860-х до 1917 г.);
    • 2) постреволюционный (с 1917 по 1937 г.);
    • 3) послевоенный (с 1957 по 1992 г.);
    • 4) современный (с 1992 г. по настоящее время).

    Каждый исторический период в развитии социологической науки связан с крупными историческими и политическими событиями в нашей стране:

    • – первый период ограничен падением крепостного права (1861), развитием капитализма, социалистической революцией (1917):
    • – второй период характеризуется установлением советской власти, борьбой с "буржуазной" наукой, расцветом социологической мысли, а затем репрессиями (1937);
    • – третий период наступает после большого перерыва, с хрущевской оттепели, и связан с развитием эмпирических исследований и теоретической мысли в послевоенном СССР;
    • – четвертый, современный период знаменует распад Советского Союза, переход от социализма к капитализму, коренные изменения в социально- экономическом укладе общества.

    Россия наряду с Францией, Германией, Англией, США и Италией принадлежит к шести великим социологическим державам, внесшим наиболее весомый вклад в мировую социологию.

    Развитие социологии в нашей стране характеризуется следующими содержательными моментами.

    • 1. В течение 100 лет российскую социологию создавали не социологи, если брать в качестве критерия базовое образование.
    • 2. Институционализация отечественной социологии отстала от мирового уровня на 100 лет, если брать в качестве критерия время появления университетского социологического образования в США в 1892 г.
    • 3. Россия относится к странам с прерывной традицией социологического образования вместе с Германией и Италией.
    • 4. На протяжении всех четырех исторических этапов (на первом в меньшей степени, а на трех других – в большей) в отечественной социологии доминировала философская ориентация, в рамках которой господствующие позиции занимал марксизм.

    Дореволюционный период

    Дореволюционный период подразделяется на три этапа: 1) середина 1860-х – первая половина 1880-х гг.; 2) вторая половина 1880-х – конец 1890-х гг.; 3) 1900–1917 гг.

    Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов, и поначалу формировалась в русле позитивистской традиции.

    Русская дореволюционная социологическая мысль начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. Идеи О. Конта, пожалуй, даже раньше, чем на его родине, были изучены в России. Передовая интеллигенция тянулась ко всему новому, свежему. Русские социологи как с равными полемизировали с О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Выдающийся статистик А. И. Чупров оставил после себя глубокое эссе о неокантианской социологии. Наша страна дача миру социологов экстра-класса. Достаточно назвать Μ. М. Ковалевского и П. А. Сорокина.

    Первый этап (1860–1880-е гг.)

    На первом этапе в отечественной социологии доминировал позитивизм. В России О. Копта хорошо знали и любили. Пожалуй, ни в одной стране мира его идеи не разрабатывались так активно, как в России. Позитивизм привлекал не только своим научным, но и социальным пафосом: желанием немедленно переделать общество на строго научных основах.

    Позитивистски ориентированная социология была представлена в России целым спектром различных подходов и направлений:

    • географическая школа (Л. И. Мечников);
    • органицизм (П. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин);
    • психологизм (субъективная школа – П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков, социопсихологизм – Е. В. Де Роберти).

    Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовали достижения земской статистики – местных исследований, предпринятых на земские средства, в ходе которых опрашивались крестьяне, изучался их хозяйственный уклад и образ жизни. На становление социологии повлияли усложнение социальной структуры русского общества, активный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.

    С середины 1860-х гг. в России появляются работы, в которых неоднократно встречается термин "социология", хотя новая наука все еще рассматривается как "философия истории на научной основе". В конце 1860-х гг., отмечал крупнейший историограф русской социологии Н. И. Кареев, "позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход".

    Передовая отечественная журналистика выступала с критикой и требованием пересмотра архаических заветов и преданий прошлого, устаревших институтов и организаций. Наука об обществе – социология – многим представлялась тогда наиболее надежным помощником в деле преобразования русского общества. Русские мыслители предлагали не верить, а изучать и измерять; не преклоняться перед стариной, а разрабатывать практические программы обновления общества.