Что такое портфолио студента колледжа. Творческая работа по русскому языку, приуроченная мероприятию ко Дню славянской письменности и культуры. День Защитника Отечества, получение приписного свидетельства

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008, и в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего и начального профессионального образования.

1.2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений студента ГАОУ ВПО НГТТИ.

1.3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы.

1.4. Портфолио студента ГАОУ ВПО НГТТИ – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).

1.5. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.

1.6. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в ГАОУ ВПО НГТТИ, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.

1.7. Портфолио создается в течение всего периода обучения в институте. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.

1.8. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

2. Цели и задачи ведения Портфолио студента

2.1 Цель Портфолио : отслеживание и оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности.

2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:

    Оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

    Поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

    Отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально-значимых качеств, успешности общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

    Формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

    Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

    Совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.

2.3. Функции Портфолио:

    Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;

    Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы;

    Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008, и в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего и начального профессионального образования.

1.2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений студента ГБОУ СПО ТОТФиП.

1.3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы.

1.4. Портфолио студента ГБОУ СПО ТОТФиП - это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).

1.5. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.

1.6. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в ГБОУ СПО ТОТФиП, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.

1.7. Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.

1.8. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

2. Цели и задачи портфолио

2.1. Основная цель портфолио - анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.

2.2. Портфолио позволяет решить следующие задачи:

Проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;

Оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;

Поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;

Поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;

Развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,

Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;

Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

2.3. Формирование портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:

Самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности;

Обучающийся/студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру;

Структуризации и логичности материалов, представляемых в «Портфолио»;

Аккуратности и эстетичности оформления «Портфолио»;

Целостности, тематической завершенности материалов;

Наглядности и обоснованности презентации «Портфолио студента».

3. Порядок ведения портфолио.

3.1. Портфолио обучающегося/ студента формируется с первого курса обучения.

3.2. Ответственное лицо (классный руководитель, мастер производственного обучения, руководитель группы) доводит до сведения обучающихся/студентов информацию о структуре, содержании портфолио, требованиях, предъявляемых к его оформлению.

3.3. Обучающийся/студент, совместно с ответственным лицом определяют цель формирования портфолио, его вид структуру и содержание, планируют систему действий по организации работы над портфолио, определяют вспомогательные материалы, итоговую форму предоставления защиты портфолио.

3.4. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности, отбирает работы и включает их в портфолио.

3.5. Заведующие отделениями обязаны учитывать наличие портфолио при допуске к государственной (итоговой) аттестации.

3.7. Электронный портфолио может быть размещен на сайте учебного заведения.

4. Структура портфолио

4.1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.

4.2 Портфолио состоит из титульного листа, портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов (см. Приложение 1, 2).

На титульном листе, в резюме студент самостоятельно записывает или оформляет на компьютере общие сведения о себе в соответствии с образцом.

В портфолио достижений студент самостоятельно записывает сведения об участии в учебно-производственной деятельности, в мероприятиях, научной деятельности, получении дополнительного образования и т. д.

Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, заверенных заведующим отделением, а также фото- (видео-) материалы.

Портфолио работ включает в себя творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы и т.д.

Портфолио отзывов - это характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, отзывы о достижениях студента, благодарственные письма и др.

4.3 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:

Систематичность и регулярность ведения;

Достоверность предъявляемых сведений;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей.

5. Порядок представления портфолио

5.1. Обучающийся/студент представляет свой портфолио на олимпиадах профессионального мастерства, научно-практических конференциях (не зависимо от уровня их проведения), на экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю, а так же аттестационной комиссии на Государственной итоговой аттестации

5.2. Портфолио, предъявляемый на экзамене(квалификационном) по профессиональному модулю и на Государственной итоговой аттестации, должен иметь специфическую направленность, соответствовать профилю деятельности, выбранному обучающимся/студеном.

Приложение 1

ГБОУ СПО

«ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИНАНСОВ И ПРАВА» (ОБРАЗЕЦ)

ПОРТФОЛИО

Студента группы_________

Специальность___________

________________________

(Ф.И.О.)

Санкт- Петербург

1. РЕЗЮМЕ

ФОТО СТУДЕНТА

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Дата рождения:_____________________________________________________

Образование (какую школу, ПУ окончил, год окончания)_________________

__________________________________________________________________

Специальность, получаемая в колледже________________________________

__________________________________________________________________

Специализация_____________________________________________________

Сведения о дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная, школа иностранных языков или иная школа)_________________

__________________________________________________________________

Опыт работы по специальности (где и в какой должности)________________

__________________________________________________________________

Контактный телефон________________________________________________

Е-mail_____________________________________________________________

Приложение 2

2. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ

2.1. Учебно-профессиональная деятельность

Название профессиональных модулей

Место прохождения практики, сроки прохождения практики

Должность

Оценка

2.2. Курсы, дополнительное образование (название курсов и полученного документа (сертификат, удостоверение ))______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.3. Сведения об участии в мероприятиях

Вид мероприятия

Учебный год

Место проведения, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж)

Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.)

Результат (грамота, сертификат, благодарность и др.)

Научные конференции

Профессиональные конкурсы

Концерты

Волонтерство

Конкурсы (интеллектуальные, творческие)

2.4. Олимпиады по дисциплинам (по специальностям)

(учебный год, название дисциплины, результат)_________________________

__________________________________________________________________

2.5. Спортивные достижения

(учебный год, вид соревнований, уровень (всероссийские, областные, городские, колледж), вид спорта, результат)_____________________________

__________________________________________________________________

2.6. Научная деятельность

(участие в научно-практических конференциях, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж), темы исследований, результат) ___________

__________________________________________________________________

2.7. Участие в общественной жизни: органах студенческого самоуправления, в мероприятиях: областных, городских, колледже, общежитии и др. (название мероприятия, форма участия, выполняемое поручение) ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ

Прикладываются дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения, фотоматериалы и др. (копии или оригиналы)

4. ПОРТФОЛИО РАБОТ

Вкладываются творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы (все работы должны быть авторскими, оригинальными, не содержащими плагиата).

5. ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ

Характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, благодарственные письма, отзывы о достижениях студента, характеристики куратора.

Безусловно, пригодится не всем. Этот документ будет хорошим помощником только активным, перспективным и предприимчивым студентам.

Многие крупные компании готовы взять на работу молодых специалистов, и для получения перспективной работы грамотно оформленные достижения – незаменимый инструмент. Для этих целей больше подойдет электронное портфолио студента в виде презентации. В нем следует в первую очередь выделить именно те моменты, которые, на ваш взгляд, были бы интересны работодателю.

Наличие портфолио может повлиять на размер стипендии, некоторые ВУЗы выплачивают дополнительную академическую стипендию наиболее успешным студентам и выбирают таких учащихся, анализируя их успеваемость, достижения и социальную активность. Кроме академической стипендии существует еще президентская стипендия, которую тоже получает далеко не каждый желающий, тут тоже портфолио может пригодиться.

Любителям участвовать в конкурсах и олимпиадах иногда требуется портфолио. Это касается, в первую очередь, престижных конкурсов, таких как «Студент года». Целью такого конкурса является выявление и поддержка талантливой молодежи, победители награждаются дипломами и ценными подарками.

Портфолио – секрет успешного студента!

Каждому студенту хочется добиться успеха, получить признание и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Создав собственное портфолио, мало кому будет интересно оставить его листы наполовину пустыми. Чтобы сделать презентацию, способную произвести впечатление, придется относиться к учебе внимательнее - писать научные работы, публиковать статьи, участвовать в научных конференциях, олимпиадах.

Если с наукой возникнут трудности, бросать оформление своих заслуг не стоит, можно обратить внимание на творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет и самоопределению, в процессе участия в конкурсах может оказаться, что специальность выбрана неправильно и ваше призвание, например, дизайнер, а не механик. Еще не поздно сменить профессию, пройти обучение на дополнительных курсах.

Добиваясь успеха в выбранной сфере образования, продолжая пополнять портфолио студента грамотами, наградами, дипломами, подтверждая профессиональную компетенцию, можно значительно увеличить шансы устроить свое будущее наилучшим образом и получить хорошую работу. А опыт участия в конкурсах и соревнованиях поможет быстрому движению по карьерной лестнице.

Вы - студент. Активный, успешный, считающий себя идущим в ногу со временем. И точно мечтаете о будущей сногсшибательной карьере! Что ж, в этом деле одной лишь старательности и профессионализма явно недостаточно. На работодателя еще потребуется произвести выгодное впечатление.

Приступаем к делу

Как это сделать? Беспроигрышный вариант - собрать тщательно продуманную и отфильтрованную информацию о своих собственных достижениях, умениях и навыках. Именно для этого существует студенческое портфолио, причем приступают к его формированию уже на первых курсах родного учебного заведения.

Портфолио студента колледжа или вуза - это своего рода реклама, смысл которой - в демонстрации наиболее ярких, интересных, одним словом, ключевых моментов учебной, профессиональной и даже личной жизни будущего молодого специалиста. Цель - предстать перед потенциальным работодателем с наиболее выигрышной стороны и убедить последнего в наличии тех необходимых для трудоустройства и успешного продвижения по карьерной лестнице навыков, которые так востребованы в нынешнем обществе в целом и котируются в глазах конкретного босса в частности.

Чем же можно похвалиться?

В портфолио студента находит свое отражение весь спектр научных, творческих, спортивных и личных достижений, которыми может похвалиться будущий молодой специалист. Подтверждением служат наглядные свидетельства в виде красиво оформленных дипломов, грамот, фото и прочих документов, имеющих отношение к делу.

Создавать портфолио студента его будущему владельцу стоит начать уже в первый год студенческой жизни. Помимо прочего, такое занятие отлично повышает мотивацию к планированию карьерных перспектив и овладению навыками дисциплины и самоорганизации.

Если же первокурсник отнесся к делу легкомысленно и не поторопился зафиксировать начало студенческой жизни, заведя "копилку достижений", то от выпускника она требуется в обязательном порядке. Ведь к окончанию учебного заведения ему следует поторопиться с самоопределением в профессиональном и личностном плане.

Что дает портфолио

Каждый, кто задумался о формировании подобного документа, поневоле вынужден "провести ревизию" индивидуальной учебной, трудовой и личной биографии, оценить свою значимость в глазах своих и окружающих.

Портфолио станет помощником в решении задачи объективной оценки творческих и прочих компетенций и успехов, планировки направлений будущей деятельности, овладения навыками самоконтроля, повышения ценности себя как специалиста.

Как самостоятельно изготовить портфолио студента?

Оформить его своими руками не так уж и сложно, но в этом вопросе следует проявить определенную ответственность. Не нужно забывать, что данный документ составляется согласно определенным канонам, самодеятельность здесь неуместна.

Разделы его должны иметь четкую структуру и быть логически выстроенными. Должна соблюдаться необходимая последовательность изложения и наблюдаться взаимосвязь между соседними частями или главами.

Само содержание не должно противоречить существующим стандартам образовательного характера. Ни в коем случае не допускаются грубые ошибки - от стилистических до пунктуационных и орфографических. Наличие их сразу же заявляет о невысоком уровне грамотности соискателя и способно оттолкнуть тех, кто готов обратить благосклонное внимание на профессиональные и прочие достоинства будущего работника. Предъявление такого некачественного документа окажет эффект, обратный ожидаемому, - скорее оттолкнет, чем привлечет возможных коллег и начальство.

Как оно выглядит

Единого универсального портфолио студента не существует. Каждый вуз обладает собственной спецификой, и требования к разделам и составу данного документа везде свои. Шаблоны для портфолио студента существуют в огромном количестве как в печатном виде, так и на просторах сети интернет. Раздобыть подходящий не составляет никакой сложности. Решив подойти к делу грамотно, просмотрите несколько вариантов и определитесь с выбором портфолио студента, образец которого вам подходит больше всего.

Какие же типы их в основном бывают? Как правило, таковых несколько. Есть чисто документальные, представляющие собой сборники всевозможных грамот, дипломов, свидетельств и т. п.

Если вы - гуманитарий

Представители творческих (а также научных) профессий чаще всего в студенческие годы заняты формированием пакета собственных работ, наглядно демонстрирующих направления исследовательской, научной, творческой либо другой специфической деятельности.

Портфолио может представлять собой коллекцию отзывов - руководителей, преподавателей, других заинтересованных лиц.

Все вышеописанные типы возможно объединить в единый документ, к тому же перевести его в электронный формат. Хранить данные в цифровом виде - практично и удобно, такое портфолио на компактном носителе всегда под рукой и может быть в любой нужный момент продемонстрировано работодателю.

Что требуется знать

Оформление портфолио студента в "продвинутой" электронной форме требует элементарных навыков владения программой Word (либо другим текстовым редактором), а также PowerPoint - средством для создания презентаций. Среди современных студентов стало популярным размещение такого электронного портфолио в сети Internet (например, в облачном хранилище), где оно практически всегда под рукой.

Более того, появились уже и специальные онлайн-сервисы, позволяющие создавать презентации прямо в сети, снабженные коллекцией образцов и шаблонов.

Портфолио студента - образец оформления

Из чего же конкретно состоит данный документ? Давайте рассмотрим стандартную структуру портфолио студента.

В документе любого вида имеется титульный лист с названием вуза, данными учащегося в виде Ф.И.О. и иногда - даты рождения. Чаще всего титульный лист портфолио выпускника или студента содержит указание на квалификацию и специальность. Здесь же упоминается форма обучения и временной период, к которому относятся предъявляемые документы.

Кроме того, титульный лист портфолио несет, как правило, всю необходимую контактную информацию (номер мобильного телефона, адреса скайпа и электронной почты). В уголке его располагается фотография.

Что на следующих листах?

Как правило, основные и самым тщательным образом оформленные первые страницы бывают посвящены учебной деятельности студента. Их обычно заполняют примерами учебных работ, выписками из ведомостей с указанием среднего балла, преподавательскими отзывами.

Далее следует информация, касающаяся профессиональной стороны дела - описание имеющегося опыта, данные о прохождении разных видов производственной практики, о наличии дополнительной профессии (что подтвердить можно приложением соответствующих сертификатов, дипломов и квалификационных удостоверений). Сюда же помещаются и отзывы, полученные на производстве при прохождении практики. Если студент принимал участие в каких-либо мастер-классах, это следует обязательно упомянуть и дополнить имеющимися свидетельствами и фотографиями.

Наука - это престижно

Отдельный раздел портфолио студентов вуза обычно бывает отведен для научной работы и различных исследований. Здесь же описывается участие в разных видах конкурсов и олимпиад, посещение научных кружков и объединений, журнальные и газетные публикации, доклады и выступления (если таковые были) на всевозможных конференциях. Данный раздел обычно бывает заполнен образцами публикаций, сертификатов, газетных статей, текстов выступлений и т. п.

Следующий из разделов содержит чаще всего информацию о внеурочной деятельности студента, то есть о тех спортивных мероприятиях и творческих конкурсах, где он мог проявить себя, а также о военно-патриотической деятельности.

Напоследок приводятся данные о дополнительном образовании - студиях, секциях, кружках и пр.

В каких случаях ваше портфолио вам пригодится?

Это случается не у всех и не всегда. Поможет оно активному, предприимчивому студенту, хорошо знающему, чего он хочет добиться в жизни и в профессии. Такой выпускник автоматически попадает в число перспективных.

Большинство крупных компаний не против сотрудничества с молодыми специалистами, таким образом вчерашний студент может в одночасье получить вполне перспективную работу. Вот тут-то грамотно оформленное портфолио способно оказать своему владельцу неоценимую услугу.

Как уже упоминалось выше, удобнее всего иметь цифровую версию данного документа. Можно подготовить не слишком длинную электронную презентацию, в которой в форме выразительно оформленных слайдов подать краткую информацию о себе, интересную именно с точки зрения будущего работодателя.

На что еще может повлиять наличие либо отсутствие портфолио?

Порой от него зависит даже получение студентом стипендии. В отдельных вузах принято самым успешным студентам назначать вознаграждение в виде дополнительной академической стипендии. Выбирают претендентов на нее из числа максимально успешных, а таковыми всегда считаются те, кто лучше всех учатся и демонстрируют высокую социальную и общественную активность.

Существует и президентская стипендия, и претендующим на ее получение портфолио также совсем не помешает.