Конспект непосредственно - образовательной деятельностиТема: «Знакомство со звуком и буквой Ч.Правила написания сочетаний ча, чу. Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) «Звук

Конспект открытого подгруппового занятия в

подготовительной группе

для детей с ФФНР

Провела:

Денисова О.А.

учитель-логопед

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

Совершенствовать навык ЗБА;

Учить образовывать уменьшительную форму существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

Развивать фонематические процессы;

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз (на слайде).

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

  1. Повторение пройденного материала .

Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

5. Развитие фонематических процессов.

Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

Сколько мячиков нашли? (пять)

Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.

6. Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

7. Знакомство с буквой Ч.

У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).

Это буква Ч. На что она похожа?

Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

8. Звуко-буквенный анализ.

А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).

Аналогично со слогом «ОЧ»

9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

10. Составление предложений

Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: чайник, ручка, чеснок.

11. Итог

Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что для вас было сложным?

А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.


Цель: - ознакомление родителей с формами работы по изучению нового звука и буквы;

- оказание помощи родителям при обучении ребенка грамоте через создание игровых ситуаций.

Задачи: Обучающие: - обучать соотношению буквы и звука;

Обогащать активный и пассивный словарь дошкольника;

Повышение компетентности родителей при обучении детей чтению;

Формировать у детей и их родителей интерес к речевым занятиям.

Развивающие: - развивать фонематический слух;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать мелкую моторику рук;

Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: - воспитывать взаимодействие: родитель-ребенок;

Оборудование: аудиозапись артикуляционной гимнастики и движения поезда, картинки-часы,ключ, дача, челка, ручка, грач, калач, крючок, щенок, дуб, свеча, чеснок,картинки(на что похожа буква ч), маркеры, салфетки, разноцветные полоски из игрового пособия «Ларчик» В.Воскобович, диск «Складушки» игровое пособие по обучению чтению В.Воскобович.

Дидактический материал: игровые пособия В.Воскобовича «Игровизор», «Коврограф», «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Фиолетовый Лес», сказочный герой Луч Владыка.

Конспект мастер-класса

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас вместе с детьми на занятии по обучению грамоте. Сегодня познакомимся с новым звуком и буквой, будем определять местонахождения звука в словах, называть слова с новым звуком, учиться начертанию новой буквы, учиться сливать звуки в слоги.

2. Вводная часть.

Воспитатель: - Проведем артикуляционную гимнастику для подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

(Артикуляционная гимнастика по выбору воспитателя).

3. Основная часть.

*Знакомство с новым звуком.

Воспитатель: (аудиозапись движения поезда).

Движение какого транспорта можно изобразить с помощью данной музыки? (поезд).

Изобразим звуками,как движется поезд(родители вместе с детьми произносят чух -чух -чух).

Медленно, ускоренно, быстро. (Дети вместе с детьми произносят).

Какой звук слышите первым? [ч’]

Что делает язык во время произнесения этого звука? (Ответы).

Какой это звук? (согласный, глухой, мягкий).

Почему согласный? (Ответы).

Почему глухой? (Ответы).

Запомните, этот звук всегда мягкий.

Воспитатель: - Назовите слова, начинающиеся со звука [ ч’]. (Дети и родители называют).

*Определение местонахождения звука [ ч’] в словах.

(Часы, ключ, дача, челка, ручка, грач).

- Используется » Игровизор» В. Воскобовича.

(Родители вместе с детьми определяют количество звуков в данных словах и обозначают их кружочками; местоположение звука [ ч’]- кружок закрашивают).

- Используются пособия В.Воскобовича » Коврограф» и разноцветные полоски.

(На «Коврографе» картинки - калач, крючок, щенок, дуб, свеча, чеснок; про вести полоски к тем словам, в которых слышится звук [ч’]).

4. Физкультминутка Е. Благинина «Четыре Анюточки».

*Знакомство с новой буквой.

Воспитатель: - Звук [ч’] обозначается буквой «че». (Показ изображения буквы).

На что похожа буква ч? (Ответы детей).

(Показ картинок, на что похожа буква ч).

- Стихотворение В. Степанов «Да, вы правильно решили…».

Игровое пособие по обучению чтению «Складушки» (картинки, стихи, песенки). В.Воскобович. Песенка про букву «ч» (дорожка № 21).

- Используется пособие В.Воскобович «Лабиринт согласных букв» и «Игровизор».

а) найти букву Ч и обвести в кружок.

*Начертание буквы Ч.

(Пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя).

б) обвести букву «ч» и продолжить ее написание.

- Используется пособие В.Воскобовича «Шнур малыш» и «Конструктор букв».

(«Вышивают» букву «ч» и выкладывают из деталей конструктора букву «ч»).

- Используется пособие В. Воскобовича «Коврограф» и разноцветные полоски.

(С помощью полоски выложить букву «ч»).

*Чтение слогов (ач, оч, уч, ич, ча, чо, чу, чи).

* Чистоговорки и скороговорки на выбор воспитателя.

- Используется игровой момент (Сказочный герой «Фиолетового Леса»- Луч Владыка; пособие В.Воскобович).

Воспитатель: - Луч Владыка к нам пришел,

Слоги он в лесу нашел.

Чтобы умненькими стать!

(Слоги размещены на пособии В. Воскобовича «Фиолетовый Лес»).

(Дети вместе с родителями читают слоги).

Воспитатель: - Дополните слоги (оч, уч, ча,чу, чи до целого слова).

(Дети вместе с родителями выполняют задание).

5.Заключительная часть.

*(Ребусы на выбор воспитателя).

Воспитатель: - Что вы узнали о звуке [ ч’]? (Ответы детей и родителей).

Какой буквой он обозначается? (Ответы детей и родителей).

Всем спасибо за вниманье

И за дружное пониманье.

Рада видеть вас была,

И довольна детвора.

Приходите чаще к нам,

Чтоб учиться всем азам.

До новых встреч!

Название: Конспект мастер-класса в подготовительной группе «Звук [ч’], буква ч»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №19 «Березка»
Месторасположение: поселок Козьмодемьянск, Ярославский район, Ярославская область

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Занятие по развитию речи.

Тема :” Звук и буква Ч “.

Воспитатель логопедической группы: Коваленко Елена Александровна

Цель и задачи:

Уточнить произношение звука [ч] в изолированном виде, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие, развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Уточнить и расширить лексический запас детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительных суффиксов. Учить сочинять скороговорки. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с буквой Ч. Учить читать, печатать слова с этой буквой.

Оборудование:

Игрушка или плоскостное изображение чижа, предметные картинки со звуком [Ч ], цветовые символы звуков, сундучок, пирамидка для определения количества звуков, игрушки в названии которых есть звук [Ч], гречка.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель: Представьте , чт о вы чижи. Изобразите чижа по имени Чип, который мокнет под дождём. Нам жалко Чипа, А теперь изобразите как мы огорчились. Вот появился кот. Покажите как он подкрадывался к чижу. Изобразите голодного, сердитого кота, который хочет поймать Чипа. А сейчас изобразите чижа испугавшегося кошки. Чиж вспорхнул и улетел, покажите как он обрадовался, что перехитрил кота.

Молодцы ребята. По дороге в детский сад я встретила нашего знакомого чижа Чипа. И он сказал, что сегодня он придет к нам в гости. Какой первый звук в слове чиж?

Дети отвечают.

Воспитатель: А в имени Чип?

Дети отвечают

Воспитатель ; Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?

Дети отвеча ют.

Воспитатель: Верно, это звук [ч] сегодня мы будем повторять этот звук и произносить много слов с ним. Какой это звук и почему?

Дети :Это мягкий согласный звук.

Воспитатель : Верно, вот как обозначается звук [ч] цветовыми символами.

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [Ч ] ?

Д ети отвечают .

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда поднесёте ладошку к губам?

Дети высказываются.

Воспитатель : Можно ли спеть звук [Ч ] ?

Д ети отвечают.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам об одном насекомом, о кузнечике Чарли. В его имени тоже есть звук [ч].

В лесу на широком листе сидел маленький кузнечик (упражнение «Лопаточка»). Он появился только на свет и с интересом вcё разглядывал. Посмотрел вверх (упражнение « Чашечка») и увидел большой гриб на тонкой ножке (упражнение « Грибок») прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землёй. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз «Здорово!» Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз (упражнение «Качели») 5-6 раз. Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку. А песенка у него была очень красивой «Ч-ч-ч-ч-ч», спойте песенку кузнечика. И разлетелась песенка по всему лесу и зазвучала на разные голоса: «Ча- ча-ча», «чо-чо-чо», « чу-чу-чу»

Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Наверное, это чижик Чип пришёл к нам

Воспитатель заглядывает за дверь .

Воспитатель: Нет, это почтальон принес нам письмо. Сейчас мы прочтём от кого оно.

Воспитатель читает письмо.

« Когда я летел к вам в детский сад меня поймал злой колдун и посадил в клетку. А выручить меня из беды можете только вы, но для этого вы должны преодолеть нелёгкий путь и выполнить задании.

Задание 1: «Где спрят ался звук?»

Нужно достать из гречки предмет, назвать его, и ответить где находится звук Ч.

Развитие мелкой моторики.

« Я крупу перебираю

Между пальчиков кручу

Я с закрытыми глазами

Всё что хочешь, отыщу »

Дети достают игрушки и называют, где спрятался звук Ч.

Задание 2: Игра « Сундучок»

В лесу под елкой спрятан сундучок, но путь не близкий, лежит через болото. А чтобы нам не заблудиться, и не утонуть в болоте нам нужно взяться за руки и помогать друг другу.

Мы в лесочек пойдём

Сундучок найдём

По тропинке пойдем

И по кочкам пойдём

Мы на кочках отдохнём,

Воспитатель: Вот мы и добрались до сундучка. Но он откроется, если мы произнесём волшебные слова:« Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок».

Сундучок приоткрывается и дет и берут из него картинки.

Воспитатель: Дети, в названии ваших картинок есть слова, состоящие из 3,4,5 звуков. Нам нужно выложить ступеньки. Верхняя ступенька самая короткая, на неё нужно поставить картинки в названиях которых три звука (мяч, чиж, луч).

На среднюю ступеньку – картинки, в названии которых 4 звука (часы, очки, ключ, грач). На нижнюю – в названии которых 5 звуков (чашка, ручка, чипсы, пчела, бычок)

Зада ние 3,« Развитие словотворчества детей»

Воспитатель: Придумайте продолжение.

Ча-ча-ча………..

Чи -чи – чи

Задание 4.

Переставь слоги, чтобы подучилось слово и правильно назови его.

ли-ка-че (качели) Дан-че-мо (чемодан)

Век – че – ло (человек) Чок – бы (бычок)

Сы – ча (часы) Ник-чай (чайник)

Чка-ба-бо (бабочка) Ча -дей -ро(чародей)

Воспитатель: Молодцы, все задания выполнили.

Физминутка «Чижик».

Чижик в клеточке сидел.

Чиж печально песню пел:

Маленькие деточки, откройте мою клеточку

Чу – чу -чу, я на воле жить хочу!

Дети клетку открывают

Чижа на волю отпускают.

Воспитатель : Изобразите печального чижика, сидящего в клетке. Откроем клетку.

Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите – ка как вы рассердились на мальчика, посадившего чижика в клетку.

Молодцы! Вот мы и выручили из беды нашего чижика Чипа. А сейчас давайте покажем какие мы гостеприимные хозяева. Чем мы угостим чижа Чипа? Давайте изменим слово так, чтобы в каждом слове был звук Ч:

Конфета- конфеточка

Пряники- прянички

Булка – булочка

Воспитатель : Напоим Чипа? Чем?

Дети :Напоим чипа чаем.

Воспитатель: Устроим чаепитие?

Дети ;Да

Воспитатель: Чаепитие, из каких двух слов образовалось это слово?

Дети :Это слово образовалось из слов чай и пить.

Воспитатель: Верно. Что нам нужно для чаепития?

Дети :Нам нужны чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник.

Воспитатель: Чем похожи эти слова?

Дети: Во всех этих словах есть слово чай.

Воспитатель: Верно. Как можно иначе их назвать? Это какие слова?

Дети: Это родственные слова.

Воспитатель : Но для нашего чижа Чипа, нужны все предметы маленькие. Например, не чайник, а чайничек,

Не чашка, а… (чашечка)

Не блюдце, а… (блюдечко)

Не ложка, а …(ложечка)

Не ваза, а …(вазочка)

Не тарелка, а …(тарелочка)

Воспитатель: А каких птиц чиж может позвать на чаепитие? Назовите птиц в названии которых есть звук Ч.

Дети : Чиж может позвать на чаепитие чайку, грача, чибиса, сыча, ласточку.

Воспитатель: Молодцы. А теперь посмотрите на букву Ч. На что она похожа?

Дети :Она похожа на цифру 4.

Воспитатель: Верно Ч – вы правильно решили, пишут так же как 4.

Только с цифрою друзья, путать букву нам нельзя.

Воспитатель :Изобразитебукву«Ч».

« Человек-человек

Покажи нам букву «Ч»

Это просто показать

Надо руку так поднять »

А теперь выложите из фасоли букву Ч , (дети выполняют задание)

Воспитатель: Давайте с вами прочитаем слова.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас напечатайте одно из этих слов в тетрадь.

Дети печатают слово.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите что вы сегодня узнали нового?

Дети отвечают.

Воспитател ь:На этом наше занятие заканчивается.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Звук Ч и буква Ч».

Цель: закрепить произношение звука Ч, продолжать учить выделять его в слогах, словах; продолжать учить детей умению подбирать слова с нужным звуком, определять позицию звука в слове; совершенствовать умение проводить звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных; продолжать знакомить с буквами; учить читать слоги и простые слова с новой буквой, преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки; познакомить с правилом «ЧА-ЧУ»; активизировать словарь детей.

Материал и оборудование: предметные картинки, карточки для чтения, наборы для составления схем, разрезные азбуки, конверты с заданиями, игровой персонаж Чебурашка, волшебный кубик, Азбука.

Ход.

- Ребята, в нашу группу пришло необычное звуковое письмо. Послушайте его. Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Дед Буквоед, я – Невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я убедилась, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она закрыта на замок. Как же раскрыть Азбуку? Вам помогут ключ, волшебный кубик с заданиями и волшебные слова. Запомните их:

Крутись, вертись, на бочок ложись!

За каждое правильно выполненное задание вы получите кусочек ключа. А кубик принесет вам известный вам герой, нужно отгадать загадку о нем. До свиданья! Желаю удачи! (Читаю загадку).

Появляется Чебурашка.

Чебурашка очень воспитанный, он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотрите, он принес нам волшебный кубик. На каждой грани кубика имеется задание, выполнив которые, вы сможете собрать ключ и открыть Азбуку.

Сначала, давайте поиграем. Звуковая зарядка:

К А –ка, Н О- но, Р У – ру, П И – пи, К О Т – кот, М А К – мак, С О М – сом.

Игра «Горлышко болит» - догадайтесь, какой звук я не произнесла? Какое слово получилось? (Первый звук слова произносится про себя, артикулируя его губами, остальное слово – вслух). Дети догадываются, что это за слово и произносят слово вслух целиком.

Аист, Утка, Окунь, Книга.

Задание №1.

Обращаю к детям грань кубика с четырьмя предметными картинками и буквой Ч. Нужно отгадать загадки:

  1. Его пинают – он не плачет,

Его бросают – назад скачет.

Упадет, поскачет,

Ударят – не плачет. (мяч).

  1. Снизу – камень, сверху – камень,

Четыре ноги, одна голова. (черепаха).

  1. Идут круглые сутки, не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (часы).

  1. Что это у Галочки? Ниточка на палочке?

Палочка в руке, ниточка в реке. (удочка).

Какой одинаковый звук встретился во всех этих словах? Правильно, звук Ч. Сегодня мы с вами продолжим знакомится со звуком Ч. Произнесите этот звук: про себя, хором, громко, тихо. Можно ли этот звук пропеть. Значит, какой это звук? Закройте уши и слушайте, какой это звук? (глухой, шипящий, этот звук всегда мягкий).

Игра «Внимательные ушки» - я буду называть слоги, а вы, если услышите звук Ч, хлопните в ладоши.

ЧО, ТЯ, АЧ, ТИ, СЯ,ИТЬ,ОЧ.

Определите место звука в слове.

Задание №2. Крутись, вертись, на бочок ложись.

Чтение рассказа «Очки».

Какие слова со звуком Ч встретились в рассказе «Очки»? (очки, начал, читать, внучек, хочу, научится).

Для чего нужны очки дедушке?

Почему он читает в очках?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ХОМКА).

Задание №3 . Крутись, вертись, на бочок ложись. Игра «Добавлялки». Вы должны будете закончить фразу и подобрать слова близкие по смыслу.

Словно легкий черный мяч, скачет в поле черный….ГРАЧ.

Среди хмурых, черных туч, появился солнца…ЛУЧ.

По дорожке мчится вскачь круглый, пестрый, легкий….МЯЧ.

Чтоб тепло в избе сберечь, бабушка затопит….ПЕЧЬ.

Может голову отсечь острый богатырский …МЕЧ

Прекрати свой громкий плач, зуб тебе залечит….ВРАЧ.

Весной зеленные листочки появятся на каждой ….ПОЧКЕ.

Задание№4. Крутись, вертись, на бочок ложись.

А здесь зашифровано название птицы, которая первой прилетит к нам весной. А что это за птица, вы узнаете с помощью игры «Живое слово». Выходят четыре ребенка, педагог шепчет на ушко каждому ребенку звук. Дети произносит вслух звуки друг за другом «Г Р А Ч».

Сколько звуков в этом слове? Почему?

Какой первый звук? Какой он?

Какой второй звук? Какой он?

Какой третий звук? Какой он?

Какой четвертый звук? Какой он?

Сколько всего звуков в слове «ГРАЧ».

Составьте предложение с этим словом.

Откройте тетради. Положите их правильно. Зарисуйте схему предложения в тетради. Сколько слов в предложении? Чтобы составить предложение, что нужно помнить? Проверка задания у доски.

Задание №5. Крутись, вертись, на бочок ложись.

Знакомство с буквой «Ч». Выставляю букву «Ч». Звук «Ч» обозначается на письме буквой «Ч»(показ) на что похожа буква?

Ч – вы правильно решили

Пишут так же как четыре,

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

Ч, ну чем не человечек?

Он учителю навстречу

Тянет руку!

Отвечать хочет он всегда на пять.

Человечек, человечек,

Покажи нам букву Ч

Это просто показать,

Надо руку нам поднять!

Ребята, откройте свои кассы и найдите букву Ч.

Чтение слогов по таблице.

Знакомство с правилом правописания ЧА-ЧУ.

Упражнение «Покорение вершин».

Задание №6.

Крутись, вертись, на бочок ложись.

Нужно вписать под каждой картинкой букву, обозначающую первый звук. И тогда мы сможем прочитать слово.

Итог занятия.

Ребята, мы с вами смогли выполнить все задания. Вы были очень активными и внимательными. Сегодня у (имя) получилось ….Или (имя) смог…Ребята, если кто-то из вас еще затрудняется в чем-то, не переживайте. У вас все обязательно получится! Наш волшебный ключ собран и можем открыть АЗБУКУ. АЗБУКА для вас – будущих первоклассников теперь будет самой главной книгой!