«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи. Игра «Поход в лес». Какой звук есть во всех словах

Речевые игры-разминки на гласные звуки для детей дошкольников.

Уважаемые педагоги, коллеги-логопеды, представляю Вам материал для использования на занятиях в качестве речевых разминок, минуток отдыха, в перерывах для смены деятельности, режимных моментов.
Актуально использовать речевые разминки на определённый звук при ознакомлении с ним на занятиях, а также для автоматизации и закреплении данных звуков. Для детей младшего дошкольного возраста эти упражнения тоже будут интересны и доступны.
Задачи речевых разминок:
1. Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание,фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса;
5. Формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи;
8. Формировать умение соотносить речь с движениями, т.е.работа над общей моторикой.
9. Совершенствовать мелкую моторику рук.
10. Активизировать словарный запас на определённый звук.
11.Упражнять детей в самомассаже.

Речевые разминки на гласные звуки: А, У, О, Э, Е, И, Ы.
Активно работают губы. Произносим нужные гласные звуки в стихах на выдохе длительно.

А, У
Мы в лес пойдём
(шагаем на месте)
Детей позовём:
(руки рупором)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Ау,ау,ау (руки рупором, поизносим тише, чтобы одновременно работать над силой голоса)

Мы учили букву У (в воздухе пишем пальчиком букву У)
Мы учили букву А (в воздухе пишем букву А
Малыши кричат: УА! (поём длительно)
Мы в лесу кричим: АУ! (руки рупором, длительно поём)

Песенку поёт труба:
(имитируем игру на трубе)
У…У…У… А…А…А…
Трубачи поют в ответ:
А…А…А… Ура! Успех!

О
Не под окном
(руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)
Каталось О
(руки вперёд образуют овал)
И охало.
Не под окном, (руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)

«Ох-Ох, Ох-Ох» - баба сеяла горох
(руки кольцом перед грудью, и назад за спину)
Ой, горошки покатились
(постукивание кончиками пальцев по ладошке)
И назад не воротились (ладошки рук приложить к щёчкам и покачать головой)

И, У
Улыбнулись губки нам (упражнение «Улыбочка»)
Ух, как рады, мы друзьям
(посмотрели друг на друга улыбнулись)
Все игрушки уберём (приседания, имитируем уборку игрушек)
И гулять быстрей пойдём! (шагаем на месте)

И, А

Часики стучат вот так.
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Интересно будет нам
Будем заниматься
Будем мы стараться(присаживаются на занятие)

И-А, И-А (Руки в стороны-И, руки вниз-А)
Ослик нам кричит: ИА
Ослик песенки поёт,
Широко раскрывши рот: И-А
Э
Будем этажи считать.
(присели на корточки)
1,2,3,4,5- (потихоньку встаём на каждый счёт)
Этажи, этажи,
Теперь эхо повтори.
Дети по очереди произносят слово: Этажи.

Ы
Мышка мышке говорит (руки на макушке -ушки, повороты вправо-влево):
Принеси на завтрак сыр
Дырка к дырке (пальцы указательный и большой кольцом)
Вот и сыр.
Больше дырок -лучше сыр (к большому пальчику присоединяются все пальчики поочерёдно)

Ы,О
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Ставим ножку на носок (правую ножку на носок)
Слышишь как кричит медведь: ЫЫЫЫ (протяжно поём: Ы)
Ну-ка, мишка, не реветь! (грозим пальчиком)

Е
Ехали мы, ехали (изображаем руль)
К елям мы подъехали.
Ели ветками шумят (качаем ручками, изображая ветки ели)
Ели уколоть хотят (пальчиком, ноготком покалываем по ладошке)

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ . Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ . Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп .

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть .)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить .)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает мед ведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать дли тельный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового вы доха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, орган чик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети си дели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным мо лоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

Ты спой, Мурка!

Мяу, мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула утка.

И ты. Мишка!

Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой!

Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

А ты, кукла, что споешь?

Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с на ми?» Дети: «ко-ко-ко».

Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном вы дохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие - 3 - 4.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медлен но, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сей час зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, что бы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Кто внимательный?»

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.

Краткое описание:

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому си деть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Упражнение «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем мед ленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Подбери по цвету»

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети вы ходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук «у» громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание:

Педагог вешает на доску картины, изображающие четы ре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания. До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание:

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одно го из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Эхо»

Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание:

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Определи место игрушки»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание:

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Краткое описание:

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают вы дох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание:

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, де лают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

Игра «Вьюга».

Цель: Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание:

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сиг налу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук «у» тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание:

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза «Волк ушел» говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания. Дети должны внимательно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»

Королева Д.В.