Конспект занятий "голубая гжель"

натали корюгина

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель » .

Программные задачи :

1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз .

2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики .

3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи .

4. Закреплять представления детей о народных промыслах : Дымково, Хохлома.

5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.

6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька» , наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета» .

7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

Оборудование :

Слайдовая презентация «Сказочная гжель » , изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.

Предварительная работа :

Знакомство с гжельским промыслом .

Ход НОД

Воспитатель :

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес : г. Торжок, детский сад «Солнышко» , детям старшей группы . Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)

Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения )

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

Как хороша эта девица-душа :

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Этоигрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)

А вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У красавца индюка

Все расписаны бока!

Это игрушка каких умельцев?

Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)

Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье ,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель !

(дети находят в посылке предметы Гжели )

Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?

(ответы детей)

Воспитатель :

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку . А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель . Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить , что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель :

Понравилась вам сине-голубая сказка ?

(ответы детей)

Беседа по сказке .

О каком промысле эта сказка ?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

Какую краску используют мастера в гжельской росписи ? (синюю)

Каким узором украшают мастера свои изделия?-показ демонстрационных изображений элементов Гжели

(широкая и узкая полоса, точка, волна,кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

Физкультминутка

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель :

А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель » . Рассмотрим изделия гжельских мастеров , полюбуемся на это голубое чудо.

(рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия ?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель :

Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком , а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором . Расписывать посуду мы будем красками.

(дети выбирают посуду и садятся за столы)

Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)

Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

Капелька – один из любимых элементов Гжели .

Разбор этапов выполнения работы

Серединка цветка.

Лепестки-капельки.

Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

Бордюр. (волнистая линия с точками)

Особый приём, отличающий гжельскую роспись , «растяжение цвета» , от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.

(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)

Воспитатель

С чего вы начнёте работу?

Приступаем к работе.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)

В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Подведение итогов

Воспитатель :

Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит» .

О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета» )

Что вы можете сказать о своих работах ? Всё ли удалось, почему?

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи !

ФЦКМ
Тема: «В гостях у гжельских мастеров».

Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Материалы: гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки; скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух; книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»; иллюстрации с изображением гжельских предметов; значки каждому ребенку с изображением гжельского цветка-розетки на круге.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель раздает всем значки с цветком – приглашение на выставку.

Выставка гжельской посуды в Русской избе. Дети называют знакомые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей.

Рассказ воспитателя

Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь – на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжелькие мастера – большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза.
Изделия делают скульпторы, художники, мастера.
Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия на фотографиях). Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.
Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. (Показать фотографии с мастерицами цеха). И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры, сине-голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие.
По краю всех изделий располагают кайму. (Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры).

Чем украшена посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

Синие гроздья на синих рябинах,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится…

Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров?
- Какие узоры были самые необычные? (Дети отвечают, рассуждают).

После занятия в группе организовывается выставка изделий с гжельской росписью. Рассмотреть их с детьми. Предложить посмотреть, есть ли дома такие изделия, и потом рассказать.

Рисование

Тема: «Зимнее одеяло».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели, с гжельской росписью; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить получать различные оттенки синего цвета, разбавляя синюю краску водой; видеть особенности цвета и его оттенка; расширять представление детей о художественном промысле; воспитывать любовь и уважение к русской культуре.

Материалы: гжельская посуда; изделия из ткани, украшенные гжельской росписью: салфетка, скатерть, фартук, рукавицы, рубаха, сарафан; у каждого ребенка квадрат белой бумаги 10*10, разделенной на четыре части по диагонали, гуашь синего цвета, палитра, бумага для упражнений, кисть.

Ход занятия

В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Воспитатель предлагает рассмотреть на выставке красивую посуду, изделия из ткани, украшенные гжельской росписью.
- Какие изделия вы видите?
- Чем они украшены? (Узорами.)
- На что похожи эти цветы? (На колокольчик, ромашки, розы, хризантемы.)
- Какого цвета краски используют мастера? (Синий, голубой.)

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтоб заблестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Воспитатель предлагает детям составить несколько оттенков одного цвета. Показывает, как на палитре, добавляя воду, можно получить более светлые оттенки.
Дети учатся получать различные оттенки синего цвета. Затем, первый треугольник закрашивают цветом, следующие – оттенком, каждый светлее предыдущего.
В конце занятия дети при помощи воспитателя соединяют все квадраты и наклеивают их на основу. Получается большое полотно, похожее на зимнее одеяло.

Рисование

Тема: «Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины и оттенка, точки)».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели; учить видеть красоту скульптуры малой формы; составлять узор из прямых линий различной величины и точек; получать оттенок синего цвета (голубой) при смешивании гуаши синего и белого цветов; побуждать видеть красоту этих цветов; воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал: гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, сахарница, масленка, чашки, молочник; скульптуры малой формы: кошка, собака, петух, тигренок; иллюстрации с изображением гжельских предметов и основных узоров гжели; у каждого ребенка полоска бумаги 5*20 см, гуашь синего и белого цветов, кисти двух размеров, бумага белого цвета для смешивания тонов.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку изделий из Гжели.

Дети рассматривают фигурки и посуду. Воспитатель обращает внимание на то, что фигурки похожи на игрушки – веселые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета – синей и её оттенком – голубой; что посуду украшает кайма – узкая синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Воспитатель предлагает получить голубой цвет, смешав гуашь синего и белого цветов. Дети на отдельном листе бумаги смешивают два цвета, убеждаются в том, что при большем добавлении белой краски в синюю, голубой цвет становится светлее.
Далее дети выполняют задание – украшают полоску бумаги белого цвета узором: учатся проводить прямые параллельные линии разной толщины и оттенка, рисовать точки и кружочки.
В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают все работы, прикладывая полоски к силуэтам 2-3 предметов.

Рисование

Тема: «Бордюры. Рисование каймы».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить рассматривать узор, выделять его элементы – точки, волнистые и дугообразные линии, петельки; учить рисовать бордюры на узкой полосе бумаги; побуждать видеть красоту синего и белого цветов; развивать эстетические чувства.

Материалы: гжельская посуда с вариантами украшения каймы, скульптура малой формы, бумага белая 10*20, разделенная вдоль на две части, гуашь синяя, кисть тонкая.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку гжельской посуды:

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела?

Дети рассматривают варианты украшения посуды, с помощью воспитателя выделяют основные элементы узора: воспитатель показывает кайму, которая украшает всю посуду, - это либо тонкая прямая полоса, либо волнистая или дугообразная линии синего цвета, внизу которых расположены точки или маленькие мазки.
Затем, воспитатель предлагает детям выполнить упражнения на ознакомление с основными элементами бордюров. Показывает детям, как при выполнении работы необходимо держать кисть (тремя пальцами, перпендикулярно листу), объясняет, что рисовать линии следует кончиком кисти.
В конце занятия воспитатель организует выставку работ, хвалит всех ребят. Дети выбирают наиболее понравившиеся им работы.

Аппликация

Тема: «Гжельский цветок».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка синего цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрация с изображением цветка и бутонов; фланелеграф и части цветка; два полукруга темного оттенка (лепестки) для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько синих и голубых полукругов (листья), полоска (стебель), подклеенные с обратной стороны фланелью; квадрат для показывания приемов вырезания. У одних детей квадраты 5*5 см и 4*4 см одного цвета, но разных оттенков, у других – квадраты 5*5 см и 2,5*2,5 см для бутонов; на двоих детей узкие полосочки 13*0,5 см (стебли); ножницы, клей, прямоугольные листы бумаги белого цвета для наклеивания аппликации.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что весной расцветает много разных цветов на лугах, на клумбах, в садах и в парках. Показывает иллюстрацию, на которой изображены распустившиеся цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившегося цветка видны все лепестки, а у бутона лепестки еще свернуты и те, которые внутри, не видны.
Говорит, что сегодня дети будут учиться изображать распустившийся цветок и бутон. Но цветы эти будут не обычными, а сказочными – гжельскими.
Помещает перед ними фланелеграф, на котором были заранее прикреплены два голубых стебля (прямые полоски). Говорит, что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты (прикладывает к стеблю большой круг), а те, которые внутри бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину находил на большой). Спрашивает у детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которых составили бутон (синего, но разных оттенков, большой светлее, а маленький темнее).
Далее воспитатель спрашивает: «Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка?». Дети отвечают.
Воспитатель продолжает: «Листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить листья к стеблю.
Затем воспитатель выкладывает распустившийся цветок. Сначала верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по-другому, чем у первого цветка, - выпуклой стороной вниз.
Предлагает детям выбрать, кто будет изображать бутон, а кто – распустившийся цветок.
Объясняет и показывает, как вырезать из квадрата круг (начинать следует с середины стороны квадрата и закруглять уголок идо середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины).
Дети могут положить перед собой квадрат и пальцем показать, где они будут делать надрез ножницами, чтобы получился круг.
Воспитатель спрашивает детей, с чего надо начать работу. Все ли должны будут разрезать круг пополам для головки цветка? Дети отвечают.
В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети, вырезая круги, использовали всю поверхность квадратов, левой рукой плавно поворачивали квадрат навстречу лезвиям ножниц; советует начинать с головки цветка, а потом приклеивать стебель.
В конце занятия все работы выкладываются на стенд вплотную друг к другу. Получается красивое гжельское панно из аппликаций.

Тема: «Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды (чашка с ручкой)».

Цели: познакомить детей с гончарным искусством; развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям; продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы; познакомить с материалом для лепки – глиной; учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев.

Материалы: иллюстрации с изображение гончарной мастерской, посуда: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью,
глина, влажные салфетки и губка.

Ход занятия

На доске помещены иллюстрации с изображением гончарной мастерской; на столе – выставка керамической посуды, украшенной росписью.
Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена сначала лепили руками, а потом придумали гончарный круг, который давал возможность быстрее лепить посуду. Затем, мастера обжигали вылепленную посуду и украшали узором, который придумывали сами. Волнистая линия – это вода, прямые линии изображали землю, точки – семена, косые линии – дождь.
Далее, воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посуды.
Воспитатель.
- Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)
- Какая она? (Блестящая, красивая.)
- Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюда –
Вся посуда – просто чудо!

Воспитатель предлагает вылепить чашку способом вдавливания, уточняет способ присоединения ручки к чашке – примазывание, напоминает о том, что при работе с глиной необходимо постоянно увлажнять руки тряпочкой. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, подсказывает, как лучше передать форму изделия, сделать чашку более устойчивой, загладить неровности влажной губкой.
В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их, сравнивают с посудой, изготовленной гжельскими мастерами. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на красоту формы чашек, вылепленных детьми.

Тюнтяева Оксана Анатольевна

Цель: научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи, приобщать к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме;

Учить детей рисовать узоры на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки», «капельки» и др.);

Учить красиво располагать узор на предлагаемой форме;

Закреплять умение рисовать гуашью, учить рисовать концом кисти, передавая изящество и тонкость выполненных узоров;

Учить закрашивать поверхность изделия сначала по краю, потом в середине слева направо, сверху вниз слитными линиями;

Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на прекрасное;

Материалы: изделия гжельских мастеров, наглядный материал, листы для рисования, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:

1. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся со старинным народным промыслом – гжелью. Существует мнение, что слово «гжель» является искаженным словом «жгель». Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится это знаменитое своими мастерами село Гжель.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера



«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.

Но не всегда гжель имела такую гамму оттенков.

Изначально Гжель была разноцветной. Посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а желтые, красные, зеленые.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

(русский народный фольклор – потешка)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каких «синих просторах» говорится в потешке?

Дети (ответы детей)

Воспитатель: Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используются для создания гжели в наше время?

Дети (ответы детей)

Физкультурная минутка

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Н. Нищева

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Дети: чайник

Воспитатель: Молодцы, правильно, чайник.

2. Показ детям простых элементов гжельской росписи.

3. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность.

4. Выставка детских работ.





Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в средней группе детского сада «Моя любимая игрушка Мишутка» Программное содержание: 1.1. Учить детей рисовать с натуры мягкую игрушку: располагать рисунок в центре листа; Формировать умение передавать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Уральская роспись. Прялка» Цели. Образовательная. Продолжать знакомить детей с уральской росписью. Познакомить с этапами выполнения элементов росписи (подмалёвок,.

Конспект НОД в подготовительной группе. Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи. Цель: развитие творческих способностей,.

Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица» Цель: Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, создание рисунков по замыслу на тему: «масленица» Задачи: 1. Учить изображать самого.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное азвитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000» г. Новокузнецк, Кемеровской области

«Небесная лазурь Гжели»

Детский творческо-познавательный проект

Воспитатель:

Первый этап. Целеполагание

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

· Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»

· Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах

· Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии)

· Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой

· Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

· Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Второй этап. Разработка проекта

· Родители были ознакомлены с темой проекта, целью, задачами

· Донесли до участников важность данной темы.

· Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители)

· Наметили и обсудили план по проекту

· Установили срок реализации проекта – 2 месяца

· Подобрали методическую литературу, наглядно – дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды, фильмы

· Разработали конспекты непосредственной образовательной области и праздника.

· Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа

· Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий и атрибутов, изготовления костюмов, росписи шарфиков)

Третий этап. Выполнение проекта

Непосредственная

образовательная область

Формы и методы работы

Познание

Чтение рассказов, сказок

«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва

«Небесная Гжель»,

(рассказ о промысле)

Чтение стихов

«Сине-белая посуда», С. Вахрушева

«Гжель», П. Синявский

«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

«Гжель», М. Шапиро

«Гжель», С. Ледкова

«Незатейливый узор», Н. Радченко

«Гжель», Н. Радченко

«Гжель лелеял мастер»

просмотр художественных альбомов

«Небесная гжель»,

«Гжель», С. Вохринцева

«Гжель», А. Н Дорофеева

просмотр слайдов

Изделия гжельских мастеров

Чудо на фарфоре

просмотр видеофильмов

«Этапы гжельской росписи»

учебный фильм для детей

«Ода Гжели»

мастер-класс для детей

Художественное

творчество

Декоративное рисование

«Знакомство с гжельским узором»

« Расписывание тарелочки»

« Расписывание чайника»

Лепка

«Гжельский сервиз для Гоши»

Аппликация

« Сказочная посуда»

«Сказочный цветок»

Детское творчество

«Украшение тарелочки»

Эстетическая развивающая среда

Оформление выставки для родителей из детских работ

данной тематики

Музыка

Восприятие музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

М. Кузьмичева «Лазури хоровод»

Пение

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

«Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

Танцевальное творчество

«Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

Танец с гжельскими шарфиками

«Красный сарафан», оркестр П. Мориа

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель»

«Найди гжельский узор»

«Сложи узор»

«Укрась тарелочку

Работа с родителями

Раскрашивание совместно с детьми альбома

«Гжельская посуда»

Изготовление гжельских костюмов

(сарафанов, кокошников, блузок)

Расписывание шарфиков для танца

Участие в празднике «В гости к мастерам Гжели»

Четвертый этап. Презентация проекта.

1. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Небесная лазурь Гжели»

2. Праздник совместно с родителями « В гости к мастерам Гжели»

Пятый этап. Подведение итогов

В процессе реализации проекта, дети познакомились искусством гжели, научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научились самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности , появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Шестой этап. Определение задач для новых проектов

Продолжать развивать творческие стремления детей

Познакомить с городецким искусством

Создать новый творческий проект «В гости к мастерам Городца»

Конспекты занятий и развлечений

I. «Голубая гжель»

Продуктивная деятельность по декоративному рисованию

Цель -

Задачи:

· Учить выделять середину композиции цветком-розой

· Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием

· Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель

· Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность

· Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту

Материалы и оборудование:

Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи. Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель . Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель . Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы ). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель . Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель . Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

II. «Гжельский сервиз»

Продуктивная деятельность «Лепка»

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

· Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук.

· Закреплять представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

· Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.

Материалы и оборудование:

Письмо от клоуна Гоши. Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз». Пластилин белого и синего цветов, салфетки, доски, стеки.

Ход занятия:

Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно? (читает письмо).

«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка.

Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадку про роспись:

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете.

Клоун Гоша».

Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?

Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз».

Воспитатель: Ребята, какой же сервиз красивый! А как называется роспись, которой он украшен? Ответы

Воспитатель : Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Ответы

Воспитатель : Какие изделия делают мастера из глины? Ответы

Воспитатель: Каким узором украшают свои изделия умельцы? Ответы

Воспитатель : Ну что, ребята, вы готовы стать мастерами – умельцами?

Ответы

Воспитатель: Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

«Раз – два – спит цветок.

Три – раскрыли лепесток.

Раз – сомкнулись,

Два – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись!»

Воспитатель: Садитесь по - удобней и начнем работу. Обратите внимание, узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Давайте рассмотрим разбитую посуду. Какие узоры вы видите на ней (цветок и бордюр)? Где расположен цветок (В середине)? А из каких элементов состоит цветок (серединка – это шарик, лепестки – шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)? На что похожи лепестки (на капельки)? А что расположено по краю изделия (бордюр – скатываем шарики и выкладываем по краю)? Не забудьте, работу начинаем с цветка. А чтобы работа быстрее спорилась, включу вам музыку.

Звучат русские лирические мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов

Воспитатель : Какие вы у меня молодцы! Такой красивый сервиз сделали. Настоящие мастера – умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас. Вы и себя порадовали и Гоше помогли. Он очень будет рад.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали? Какие цвета используют в этом промысле? А как вы думаете, понравится Гоше наш сервиз? Ответы детей

Конечно, понравится, ведь мы сделали его с любовью! А закончить наше занятие я хочу вот такими замечательными словами:

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

III. «Сказочный цветок»

Продуктивная деятельность: Аппликация

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета

· Развивать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации.

· Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развития мелкой моторики рук

· Закреплять умения видеть и выделять элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы.

· Формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Материалы и оборудование:

Предметы, украшенные гжельской росписью. Дидактическая игра «Найди похожую посуду». Игровое упражнение «Назови элемент гжельской росписи и покажи его на посуде». Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя и голубая), кисть для клея, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с новым видом росписи. С каким, кто мне скажет? (гжельская роспись). А какие изделия расписывали мастера? (посуду) Какие слова можно подобрать, говоря об этой посуде? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая ). Вся посуда разная, а что в ней общего? (украшена сине-голубым узором, на белом фоне) Из чего делали мастера такую посуду? (из глины).

Посмотрите вокруг. В нашей группе есть гжельская посуда?

Дидактическая игра «Найди похожую посуду».

Воспитатель. А давайте рассмотрим посуду. Какими узорами украшают мастера свои изделия? (растительными - цветы, трава ). А какие элементы гжельской росписи вы знаете? Давайте будем называть элемент и показывать его на посуде.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи элемент росписи».

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий?(гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная. Старые люди говорят так:

Звучит русская лирическая мелодия

В далекой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В ее саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь ее: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать ее на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую росписную посуду с синей розой.

Давайте и мы, ребята, сделаем посуду с красивой синей розой. Но сначала разомнемся.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнутая, как носик).

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг),

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой),

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Теперь можно и приступить к работе. Каждый лепесток нашей сказочной розы будем делать из отдельного кусочка бумаги, обрывая его. Но помните, каждый синий лепесток имеет голубой оттенок.

Воспитатель. Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилось вам быть в роли мастеров? Люди говорят: «Хорошая работа два века живет».

Напомните мне, о какой росписи мы сегодня говорили? Какие у этой росписи основные элементы? Как еще называют эту роспись?

Воспитатель. Вы у меня большие молодцы. Спасибо вам за работу.

IV. « Небесная лазурь Гжели».

Интегрированное занятие

Цель: Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Задачи:

1. Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

2. Учить рисовать простейшие узоры (розы, бутоны , листики, решетку, волнистые линии, спираль), используя синий цвет.

3. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, соответствующей тематики современных композиторов, художественным словом.

4. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.

Материалы к занятию: несколько видов изделий, расписанных гжелью (блюдце с чашечкой, декоративное панно, подсвечник, лошадка, дед на печи, чайник, вазочка), кисти, краски, бумага, мольберт, образец рисунка.

Предварительная работа:

· Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» , «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью.

· Слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла

· Рассматривание особенностей орнамента и цвета.

· Просмотр учебного фильма «Этапы гжельской росписи» и слайдов «Посуда Гжели»

· рисование узора (розаны, колокольчики, листочки, волнистые линии, точки, сеточка).

· разучивание песен, стихов данной тематики

· Активизировать словарь: декоративное панно, орнамент, оживка, сеточка, спираль, подсвечник, промысел, сувениры.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

рассаживаются на стульчики.

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к Гжельским мастерам.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель! П. Синявский

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь». Послушайте, какую легенду хранят жители этой деревни:

« История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось делать горшки из глины, которой в этих местах было много. Она обжигала их в печи и продавала на рынке, так и жили. Да и дочка Настенька умница была: печь затопит, пол подметёт, за водой сходит.

Наступила зима, да такая суровая, с ветром сильным, с морозами лютыми. И надобно же было, так случится - простудилась Настенька и заболела. Лежит в постели, встать не может. Какие только доктора

не смотрели Настеньку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах,

снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника: с каждым часом ей становилось всё хуже. Матушка не знала, чем радовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт, веселье принесёт. Может это тебе силы придаст?» - говорит матушка. « Не до праздника мне матушка, не до веселья. А вот есть у меня одно заветное желание: хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться» - отвечает Настя. « Да где же мне среди зимы васильков тебе найти? Вот подожди, весна скоро придёт». Ничего не ответила Настя, только еще грустнее стала. Этот разговор услышала юная звездочка, которая только что зажглась на небе. Стало жалко ей Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более, что под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Чего там только не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась она за помощью к солнышку ясному: «Солнышко - батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить, помоги мне: надели силой волшебной узоры сказочные, ты же всё можешь».

Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные и заиграли они весело на солнышке. Да и Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно – голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно–голубые цветы и на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась и вскоре совсем выздоровела.

С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют

«Небесно– голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.» [ 3 ]

Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и прямо какой – то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь - дзинь! дзинь – дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной

единственной синей краской. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка дирижера помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртых, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

показывает несколько готовых изделий из Гжели. Дети

рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем.

Рассказывание стихов

1 ребёнок: Сине - белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

2 ребёнок: Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель! П. Синявский

3 ребёнок: Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

4 ребёнок: Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста – взял белизну

Просторов наших русских

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

Ведущая: Спасибо за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительные песни, вдохновленные красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели?!

Исполняют песню. « Гжель»

Ведущая: Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А сейчас, ребята, мы тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать посуду в гжельском стиле.

Посмотрите, у меня на мольберте рисунок чайника. Посмотрите, какой он красивый. Изящный носик, красивая гнутая ручка, крышечка. Давайте рассмотрим его.

а) рассматривают и называют форму

б) рассматривают узор и называют элементы, которыми они украшены

(розы, листочки, сеточка, точки, волнистые линии)

в) называют цвет фона, узора, оживки.

Ведущая: А теперь возьмите листочек с контуром. Сейчас мы приступим к самому интересному - таинству создания волшебного узора. Вы можете нарисовать узор, который изображен на чайнике, а можете придумать свой. Использовать можно только нужный нам цвет и узор, узор, который характерен для гжели.

г) дети называют элементы орнамента

д) воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, последовательность нанесения узора, аккуратности.

Звучат русские лирические мелодии, дети расписывают чайники. По окончании расписывания, ведущая выставляет готовые работы на стенд и рассматривает их с детьми. Дети рассматривают работы, говорят, чьи работы понравились больше всего.

Ведущая: Вот и подошло к концу наше замечательно занятие. Я думаю, что вы почувствовали себя мастерами и получили удовольствие от творчества. Из наших работ мы сделаем выставку для родителей. А сейчас, давайте споем замечательную песню о русских умельцах.

Пение песни «На Руси умельцев много»,

слова М. Кузьмичевой, музыка А. Иванова.

Под звучание русской народной мелодии дети выходят.

V. « В гости к мастерам Гжели»

познавательно - творческое развлечение

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

становятся полукругом.

Ведущая : Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Исполняют песню « Россия, Россия », музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети садятся

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к мастерам Гжели.

В Подмосковье, на русской сторонке,

Где березки ведут хоровод,

Где поляны колокольцев звонких,

Васильков лазурных, да синий лён цветет.

Расцветает Гжель, над землей плывет,

Наша чудо - гжель лазури хоровод!

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. На занятиях мы с вами много говорили об искусстве Гжель. Помните, одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (в названии этой деревушки слышится слово «жечь») Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: Гжельская посуда хороша необыкновенно!

показывает образцы посуды на стенде

Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине – белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртые, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

показывает несколько готовых изделий из Гжели.

Рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем

Рассказывание стихов.

1 ребёнок : Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

2 ребёнок : Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

3 ребёнок : Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка-

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская, звонкая Гжель!

4 ребёнок: Из глубины веков до наших дней.

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо - гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы предвидя приближенье.

Ну, а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым! С. Ледкова

5 ребёнок: За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришел с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахрамой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Ведущая: Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительных песен, вдохновленных красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели.

Исполняют песню « Гжель», муз. З. Роот.

Ведущая : Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А девочки сейчас станцуют танец с Гжельским шарфиками, которые мы расписывали вместе с родителями.

Танец с Гжельскими шарфиками, музыка «Красный сарафан»

(кас. ритмика Бурениной)

Ведущая: Ребята, на занятиях мы с вами знакомились с гжельской росписью и я думаю, что вы хорошо запомнили её особенности. Чем же характерна Гжельская роспись? (рисуется всеми оттенками синего на белом фоне; цветочный орнамент: розаны, колокольчики, васильки, маки, завитки, спирали, решеточки; расписывается посуда, подсвечники, игрушки)

Ведущая: Молодцы! Вот сейчас мы с вами поиграем и все про вас мы разузнаем!

Игра « Найди Гжельскую роспись»

Ход игры: Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Гжельской и Дымковской росписи. По команде ведущей первые дети берут Гжельский силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет Гжель и не допустит ошибок?

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Гжельский волшебный узор. Хотите стать художниками?

Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»

Ход игры: Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом. Какая команда быстрее справится с заданием? Чей узор больше понравился гостям?

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,

Наша чудо Гжель - лазури хоровод!

Эти синие цветы мы в узоры заплели,

Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети продолжают стоять в кругу

Ведущая: Есть еще одна игра, сейчас играть мы будем?

Дети: Да!

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. (3 раза)

после игры предлагают детям сесть на места

Ведущая : Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Гордимся мы тобой Россия,

Таких умельцев - нет нигде!

И Хохлома, и Гжель, и Дымка –

Весь мир завидует тебе!

дети выходят и становятся полукругом лицом к гостям

Песня « На Руси умельцев много »,

слова М. Кузьмичевой

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

Понравилось вам, ребята? А сейчас пригласите своих родителей и по-

кажите зрителям свои работы, которые вы выполняли дома.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Незабудковая Гжель», дети идут перед гостями, показывая свои работы

Ведущая: А в память о нашем празднике мы подарим вам платочки, с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, воспитатели раздают детям платочки.

Методическая литература:

1. Веракса, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / , . М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

Наглядно - дидактический материал

4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ /-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / .-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. .-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.

Музыкальный материал

7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.

8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

10. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении квартета баянистов// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ .- весть –ТДА,2005.

11 Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.

Интернет ресурсы

12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708

13. Сказочная гжель: [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«*****»

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт - одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

Чайные пары
Сервизы
Вазы для цветов
Заварочные чайники
Сахарницы
Розетки для варенья
Самовары
Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

Создание заготовки
Подготовка к росписи и первый обжиг
Контроль и отбраковка изделий
Роспись
Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон
Насыщенно-синий рисунок
Глазурирование поверхности
Многообразный и сложный растительный орнамент
Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальная
Растительная
Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.