Османская империя. Начало ослабления политического влияния и военной мощи Порты в XVIII веке. Снижение военной мощи турок. Поражение под Веной и его последствия


1. Внутреннее устройство Османской империи.

2. Начало кризиса традиционного общества и реформы Кепрюлю.

3. Системный кризис в Османской империи в XVIII в.

К началу нового времени под властью турок находились Малая Азия, основная часть Балканского полуострова и Крымское ханство. В XVI в. турки продолжили военные походы и значительно расширили территорию своего государства. Они захватили Сирию, Месопотамию, Палестину, Аравию и Северную Африку. В Европе турки захватили Венгрию и в 1529 г. впервые осадили Вену. Лишь в 1571 г. после битвы при Лепанто наступило стратегическое равновесие, хотя локальные стычки продолжались. Таким образом, в XVI в. Османская империя превратилась в крупную и грозную державу.

По своему внутреннему устройству Османская империя была типичной восточной страной. В основе экономики лежала военно-ленная система. Все земли делились на государственные (87%) и вакуфные (13%). Государственные земли султаны распределяли среди турецких воинов в виде тимаров и зеаметов – условных держаний за военную службу. Их владельцы (тимариоты и заимы) не вели своего хозяйства и были прежде всего сборщиками налогов. Основную часть собранных средств они передавали казне, а оставшаяся часть шла на прокорм ленников и на содержание их военных отрядов. При этом государство строго контролировало деятельность ленников и размер их доходов, поэтому главным источником средств для турецких воинов являлась военная добыча. Не случайно многие специалисты называют военно-ленную систему институтом, продуцирующим стремление к агрессии. Гражданским чиновникам также получали земельные участки (хассы и арпалыки), доходы от которых целиком оставляли себе, но передать эти земли по наследству не могли.

В городах, населенных в основном иноверцами, торговцы и ремесленники объединялись в торговые гильдии и цехи со своими уставами. В отличие от Европы, в Османской империи городское население было целиком под контролем государственной бюрократии, не имея почти никаких прав и гарантий.

Особенность социальной структуры Османской империи являлось полное бесправие всех ее жителей перед лицом государства, независимо от происхождения и богатства. В османских источниках население делилось на 4 разряда (духовенство, военные, ремесленники и крестьяне), но эти разряды нельзя считать сословиями, поскольку они не имели юридически закрепленного статуса. С точки зрения административно-судебной и налоговой практики население делилось на 2 разряда: военных (аскери) и податных (реайя). К первым относились воины, духовенство и чиновники. Их главной обязанностью была служба государству, что и освобождало их от уплаты налогов. Ко второму разряду относились крестьяне и ремесленники, чьей главной обязанностью была уплата налогов.

В политическом отношении Османская империя была типичной восточной деспотией. Страной правили султаны из дома Османов, являвшиеся одновременно светскими и духовными правителями. Власть султанов была практически абсолютной, но в своих действиях они были обязаны учитывать нормы шариата. Особенность системы управления империей заключалась в том, что в начале XVI в. этнические турки были отстранены от управления страной, и оно сосредоточилось в руках султанских рабов (капыкулу). Из них набирались чиновники и формировались элитные воинские части, среди которых наибольшую известность получили пехотные войска – янычары.

Пика своего развития Османская империя достигла в правление Сулеймана Великолепного (1520-1566). Но уже во второй половине XVI в. страна начала погружаться в затяжной кризис, который по своей сути был кризисом традиционного общества.

Толчок кризису был дан «революцией цен» в Европе, которая вызвала в Османской империи стремительный рост цен из-за обесценивания денег. Инфляция наиболее сильно ударила по положению тимариотов, янычар, чиновников. Тимариоты начали сокращать размер налоговых выплат в казну и уклоняться от военной службы, чиновники массово коррумпировались, а янычарский корпус стремительно терял дисциплину и боевые качества. С конца XVI в.начались периодические мятежи янычар и сипахийских войск.

Государство не смогло улучшить ситуацию, поскольку экономический кризис совпал с кризисом власти. Он проявился в растущем вмешательстве гарема и янычар в управление страной. Период 1596-1658 гг. получил название «джелялийской смуты», когда страну охватила волна восстаний, бандитизма, сепаратизма наместников и вассалов.

Страна оказалась на грани катастрофы, что потребовало проведения внутренних реформ. Они развернулись в правление Мехмеда IV (1648-1687) и было проведено великими везирами из албанского рода Кепрюлю. Они жесткими методами сбалансировали бюджет, вывели администрацию из подчинения гарему, повысили дисциплину среди тимариотов и янычар. Реформы привели к восстановлению авторитета центральной власти и позволили возобновить военные походы (в 1683 г. турки вновь осадили Вену). Однако главный просчет реформаторов заключался в том, что реформы были направлены на восстановление традиционной системы, что не позволило догнать Европу, которая после Вестфальского мира 1648 г. начала быстро наращивать свой экономический и военный потенциал. В 1683 г. турки были разбиты под Веной, потерпели ряд военных поражений и по Карловицкому миру 1699 г. потеряли часть своих европейских владений. Военные неудачи привели к казни Кепрюлю и низложению Мехмеда IV, к возобновлению сепаратизма. В XVIII в. под властью Стамбула находились только Румелия, Анатолия и Крымское ханство. В остальных провинциях власть султана стала номинальной.

В то же время в XVIII в. в жизни империи произошли значительные сдвиги:

1) произошло окончательное разложение военно-ленной системы и начало создаваться частное землевладение;

2) в провинциях сформировался слой аянов – влиятельной провинциальной знати, не подконтрольной Стамбулу;

3) усилилась пауперизация крестьянства, которое все больше теряло наследственные права на землю и превращалось в арендаторов частных земель;

4) развернулась борьба между верхушкой чиновников и аянами, которых не допускали в ряды высшей бюрократии;

5) начало усиливаться нацонально-освободительное движение христианских народов в связи с усилением экономического и религиозного гнета.

Одновременно продолжало деградировать и внешнеполитическое положение Османской империи. В 1740 г. султан подписал с Францией т.н. Генеральную капитуляцию, по которой власти империи утратили возможность самостоятельно определять привилегии французских купцов на территории страны. Этот документ открыл западноевропейским торговцам путь в османскую экономику, и в конце XVIII в. внешняя торговля Османской империи оказалась в руках французских и британских компаний. В ходе русско-турецких войн последней трети XVIII в. Османская империя утратила Северное Причерноморье, Крым, земли между Днепром и Южным Бугом. За Османской империей закрепилось прозвище «больного человека Европы», и уже в конце XVIII в. появились первые планы раздела ее владений.

Фактически Османская империя переживала структурный кризис. В то же время в социально-экономической сфере появились новые явления, позволявшие османскому обществу перейти к новой модели развития. Однако процесс перемен не затронул духовную сферу. Это обстоятельство затрудняло процесс адаптации Османской империи к новым реалиям.

Турки – народ сравнительно молодой. Его возраст составляет всего 600 с небольшим лет. Первые турки представляли собой кучку туркменов, беглецов из Средней Азии, убежавших от монголов на запад. Они добрались до Конийского султаната и попросили землю для поселения. Им выделили место на границе с Никейской империей около Бурсы. Там беглецы и стали обживаться в середине XIII века.

Главным у беглых туркменов был Эртогрул-бей. Выделенную ему территорию он назвал Османским бейликом. А с учётом того, что конийский султан потерял всякую власть, стал самостоятельным правителем. Эртогрул умер в 1281 году и власть перешла к его сыну Осману I Гази . Именно он считается основателем династии османских султанов и первым правителем Османской империи. Просуществовала Османская империя с 1299 по 1922 годы и сыграла заметную роль в мировой истории .

Османский султан со своими воинами

Важным фактором, способствующим образованию могущественного турецкого государства, послужило то, что монголы, дойдя до Антиохии, дальше не пошли, так как считали Византию своим союзником. Поэтому они не тронули земли, на которых находился Османский бейлик, полагая, что тот вскоре войдёт в состав Византийской империи.

А Осман Гази, подобно крестоносцам, объявил священную войну, но только за мусульманскую веру. Он стал приглашать всех желающих принять в ней участие. И со всего мусульманского востока к Осману начали стекаться искатели удачи. Они готовы были сражаться за веру ислама, пока сабли у них не затупятся и пока они не получат достаточное количество богатства и жён. А на востоке это считалось очень большим достижением.

Таким образом, османское войско стало пополняться черкесами, курдами, арабами, сельджуками, туркменами. То есть любой мог прийти, произнести формулу ислама и стать турком. А на захваченных землях таким людям начали выделять маленькие участки земли для ведения сельского хозяйства. Назывался такой участок «тимар». Представлял он собой дом с садом.

Хозяин тимара становился всадником (спаги). В его обязанность входило по первому зову являться к султану в полном вооружении и на собственном коне, чтобы служить в конном войске. Примечательным было то, что спаги не платили налоги в виде денег, так как налог они платили своей кровью.

При такой внутренней организации территория Османского государства начала быстро расширяться. В 1324 году сын Османа Орхан I захватил город Бурсу и сделал его своей столицей. От Бурсы до Константинополя рукой подать, и византийцы потеряли контроль над северными и западными районами Анатолии. А в 1352 году турки-османы переправились через Дарданеллы и оказались в Европе. После этого начался постепенный и неуклонный захват Фракии.

В Европе одной конницей обойтись было невозможно, поэтому возникла острая необходимость в пехоте. И тогда турки создали абсолютно новое войско, состоящее из пехоты, которую назвали янычарами (янг – новый, чарик – войско: получается янычар).

Завоеватели силой брали у христианских народов мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и обращали в ислам. Этих детей хорошо кормили, обучали законам Аллаха, военному делу и делали пехотинцами (янычарами). Эти воины оказались самыми лучшими пехотинцами во всей Европе. Ни рыцарская конница, ни персидские кызылбаши не могли прорвать строй янычар.

Янычары - пехота османской армии

А секрет непобедимости турецкой пехоты заключался в духе боевого товарищества. Янычары с первых дней жили вместе, ели из одного котла вкусную кашу, и, несмотря на то, что принадлежали к разным народам, были людьми одной судьбы. Когда они становились взрослыми, то женились, обзаводились семьями, но продолжали жить в казармах. Лишь во время отпуска посещали жён и детей. Именно поэтому они не знали поражений и представляли собой верную и надёжную силу султана.

Однако, выйдя к Средиземному морю, Османская империя не могла ограничиться лишь одними янычарами. Раз есть вода, то нужны корабли, и возникла потребность в военном флоте. На флот турки начали набирать пиратов, авантюристов и бродяг со всего Средиземного моря. К ним пошли служить итальянцы, греки, берберы, датчане, норвежцы. У этой публики не было ни веры, ни чести, ни закона, ни совести. Поэтому они охотно переходили в мусульманскую веру, так как вообще не имели никакой веры, и им было абсолютно всё равно, кем быть, христианами или мусульманами.

Из этой разношерстной публики сформировали флот, который больше напоминал пиратский, чем военный. Он начал свирепствовать в Средиземном море, да так, что привёл в ужас испанские, французские и итальянские корабли. Само же плавание по Средиземному морю стало считаться опасным делом. Турецкие корсарские эскадры базировались в Тунисе, Алжире и других мусульманских землях, имевших выход к морю.

Османский военный флот

Таким образом, из абсолютно разных народов и племён сформировался такой народ как турки. А связующим звеном стали ислам и единая военная судьба. Во время удачных походов турецкие воины захватывали пленниц, делали их своими жёнами и наложницами, а дети от женщин разных национальностей становились уже полноценными турками, родившимися на территории Османской империи.

Маленькое княжество, появившееся на территории Малой Азии в середине XIII века, очень быстро превратилось в мощную средиземноморскую державу, называемую Османской империей по имени первого правителя Османа I Гази. Турки-османы также называли своё государство Высокой Портой, а себя не турками, а мусульманами. Что же касается настоящих турков, то ими считалось туркменское население, жившее во внутренних районах Малой Азии. Этих людей османы покорили в XV веке уже после взятия Константинополя 29 мая 1453 года.

Европейские государства не могли противостоять туркам-османам. Султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал его своей столицей – Стамбулом. В XVI веке Османская империя заметно расширила свои территории, а с захватом Египта турецкий флот стал господствовать в Красном море. Население государства ко второй половине XVI века достигло 15 млн. человек, а саму Турецкую империю стали сравнивать с Римской империей.

Но к концу XVII века турки-османы потерпели ряд крупных поражений в Европе . Важную роль в ослаблении турок сыграла Российская империя. Она всегда била воинственных потомков Османа I. Отобрала у них Крым, побережье Чёрного моря, и все эти победы стали предвестником заката государства, которое в XVI веке блистало в лучах своего могущества.

Но Османскую империю ослабили не только бесконечные войны, но и безобразное ведение сельского хозяйства. Из крестьян чиновники выжимали все соки, а поэтому те вели хозяйство хищническим способом. Это привело к появлению большого количества бросовых земель. И это в «благодатном полумесяце», который в древности кормил почти всё Средиземноморье.

Османская империя на карте, XIV-XVII века

Кончилось всё это катастрофой в XIX веке, когда государственная казна оказалась пустой. Турки начали брать в долг кредиты у французских капиталистов. Но вскоре выяснилось, что оплатить долги они не могут, так как после побед Румянцева, Суворова, Кутузова, Дибича турецкая экономика оказалось полностью подорванной. Тогда французы ввели военный флот в Эгейское море и потребовали таможни во всех портах, разработки полезных ископаемых как концессии и право на сбор налогов, пока долг не будет возвращён.

После этого Османская империя получила название «больной человек Европы». Она начала быстро терять завоёванные земли и превращаться в полуколонию европейских держав. Ситуацию попытался спасти последний самодержавный султан империи Абдул-Хамид II. Однако при нём политический кризис ещё больше усугубился. В 1908 году султана свергли и заключили под стражу младотурки (политическое течение прозападного республиканского толка).

Младотурки 27 апреля 1909 года возвели на престол конституционного монарха Мехмеда V, приходившегося братом свергнутому султану. После этого младотурки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии и были разбиты, уничтожены. Ничего хорошего в их правлении не было. Они обещали свободу, а закончили жуткой резнёй армян, заявив, что те против нового режима. А те действительно были против, так как в стране ничего не изменилось. Всё осталось так же, как до этого было 500 лет при власти султанов.

После поражения в Первой мировой войне Турецкая империя начала агонизировать . Англо-французские войска заняли Константинополь, греки захватили Смирну и двинулись вглубь страны. Мехмед V умер 3 июля 1918 года от сердечного приступа. А 30 октября того же года было подписано позорное для Турции Мудросское перемирие. Младотурки бежали за границу, оставив у власти последнего османского султана Мехмеда VI. Он стал марионеткой в руках Антанты.

Но тут случилось неожиданное. В 1919 году в далёких горных провинциях зародилось национальное освободительное движение. Возглавил его Мустафа Кемаль Ататюрк. Он повёл за собой простой народ. Тот очень быстро выгнал со своих земель англо-французских и греческих захватчиков и восстановил Турцию в тех границах, которые существуют ныне. 1 ноября 1922 года султанат был упразднён. Таким образом, Османская империя прекратила своё существование. 17 ноября последний турецкий султан Мехмед VI покинул страну и уехал на Мальту. Умер он в 1926 году в Италии.

А в стране 29 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой Республики. Она существует по сей день, а её столицей является город Анкара. Что же касается самих турок, то последние десятилетия живут они вполне счастливо. Утром поют, вечером танцуют, а в перерывах молятся. Да хранит их Аллах!

(со времен заката Византии), была образована в Анатолии племенами тюрков. Просуществовало государство до самого 1922 года - момента формирования Турецкой республики. Названа по имени первого султана - основателя

В начале правления султан расширил свой удел, присоединив территории от Мраморного и Черного моря, значительную часть земли к западу от реки Сакарья.

После смерти Османа на престол взошел его Орхан. В годы его правления была утверждена столица государства - Бурса (бывший византийский город).

После Орхана правителем стал его старший сын Мурад 1. Этот великий государственный деятель сумел укрепить присутствие войск своего государства в Европе. Мурад 1 в 1389 году одержал победу над сербским князем на В результате этого сражения Османская империя приобрела большую часть южной территории Дуная.

Система государственного правления в стране строилась на сочетании византийских, сельджукских и арабских традиций и обычаев. На землях, которые завоевывали османы, они старались сохранять по возможности местные традиции, не разрушать исторически сложившиеся отношения.

Еще больше расширилась территория Османской империи во времена правления сына Мурада 1, Баязида 1. Самой знаменательной победой стала битва при Никополе в 1396 году (на Дунае). Однако, несмотря на внешнее благополучие, Османская империя испытывала достаточно серьезные трудности, как внешние, так и внутренние. Главным образом, манерное поведение правителя, его огромный гарем, изысканные церемонии во дворце вызывали у многих гази раздражение. Кроме того, беспокойство вызывали и походы Баязида против мусульман и прочих гази в Малую Азию. В результате большинство местных беев перешли к Тамерлану и убедили начать против османского правителя войну.

В результате сражения в 1402 году армия Баязида была разгромлена, а сам правитель пленен. Османская империя оказалась раздробленной вследствие последующих походов Тамерлана. Однако за султанами была сохранена власть над некоторыми территориями страны.

В течение 15 века в Оттоманском государстве проводилась политика внутреннего переустройства и внешнего расширения и укрепления границ.

"Золотым" для империи стал 16 век. В этот период правил страной Сулейман 1, придававший большое значение укреплению морской мощи государства. Середина 16 века стала расцветом архитектуры и литературы.

В Османской империи в тот период господствовали феодальные отношения, а военная организация и административная система были структурированы законодательством.

Следует отметить, что после этого времени (после правления Сулеймана 1) большинство султанов оказались достаточно слабыми правителями. В начале 17 века в государстве была проведена реформа власти. Ранее в империи существовала довольно жестокая традиция - вступающий на престол султан убивал всех своих братьев. С 1603 года братья правителей и их родственники заточались в особой, отдаленной части дворца, где проводили всю жизнь, до смерти правителя. Когда же султан умирал, на его место приходил старший из заключенных. В результате практически все царствовавшие в 17-18 веках султаны не были интеллектуально развиты и, разумеется, не имели никакого политического опыта. В связи с тем, что не было достойного правителя, огромная страна начала терять свое единство, а сама власть стала ослабевать очень быстро.

В результате Османская империя в 18 веке потеряла большую часть своей мощи на Средиземном море. Завершение Семилетней войны спровоцировало новые нападения на государство. Таким образом, империя приобрела, кроме старого врага Австрии, нового врага - Россию.

Социально-экономическое и политическое положение во второй половине XVII века
В начале нового времени Османская империя уже начала терять своё былое могущество. Еще в конце XVI века начался период застоя, так как большинство правивших султанов были несостоятельны как правители. Во времена султана Ибрагима (1640- 1648 гг.) коррупция достигла небывалых размеров, было казнено много способных государственных деятелей. Султан Мехмет IV (1648-1687 гг.), возведенный на престол в семь лет возложил все дела на визиря. Получавшие высокие должности по протекции или за взятки вали, казн и другие чиновники грабили народ.
Военно-ленная система в этот период ослабевала. Тяжелые налоги, в том числе ашар, разоряли народ. Армия стала терять былую мощь. Янычары обзаводились семьями, занимались торговлей, ввязывались в политику и даже восставали с целью сменить султана на престоле. Например, в 1651 году командир одного из янычарских корпусов Бекташ Ага поднял бунт с целью привести к власти брата Мехмета IV принца Сулеймана, но сторонники Мехмета IV подавили этот бунт. В 1656 году вновь поднялся бунт и Мехмет IV даже был вынужден частично выполнить требования янычаров.
Флот был не в лучшем состоянии. Со времени завоевания острова Крит о флоте совсем забыли. Длительные войны, нарушения при сборе налогов, рост расходов на содержание двора привели казну государства в плачевное состояние.
Еще в 1535 году с Францией была заключена «Капитуляция», дающая французам налоговые льготы и таможенные скидки.
Перемещение мировых торговых путей также отрицательно сказалось на состоянии Османской империи.
По наущению Австрии, Венеции, Ватикана и России сербы, греки, болгары регулярно восставали, возникали группы разбойников- гайдуков. В такой тяжелой ситуации 75-летнему визирю Кепрюлю Мехмет паше было поручено вывести страну из кризиса. Он подавил восстания, вновь провел перепись владельцев тимаров — условных земельных пожалований, за их счет увеличил численность феодальных ополчений, наполнил казну, доходы с вакуфных земель и часть доходов с султанских земель он перевел в пользу государства. Эти мероприятия позволили усилить армию и флот.
Османская империя в начале XVIII века
В 1703 году в результате восстания к власти пришел Ахмет III (1703-1730 гг.), который поставил перед собой цель вернуть утерянные в XVII веке территории Османской империи и провести новые реформы. В отличие от реформ XVII века преобразования начала XVIII века были направлены не на укрепление существующих порядков, а на обновление социальной жизни.
Эти реформы связаны с именем главного визиря Ибрагим пашы. Признавая военное превосходство европейских держав, Ибрагим паша старался не портить отношения с Россией и Австрией, пока не будет создана армия европейского типа. В 1727 году была открыта первая типография, печатающая книги на турецком языке.
Сопротивление духовенства и янычаров делало реформы недолговечными. Назначение Ибрагим пашой на должности своих людей, увеличение налогов на торговлю и то, что в 1730 году Надир хан Афшар отнял Тебриз у османов, переполнило чашу терпения жителей Стамбула. Военные поражения, ухудшение экономического положения, взяточничество привели к восстанию в Стамбуле в сентябре 1730 года под руководством янычара Патрон Халила.
Ибрагим паша был убит. Ахмет III отрекся в пользу племянника Махмуда I, новые налоги отменили. Но по приказу Махмуда I Патрон Халил был казнен, и в 1731 году восстание было подавлено.
Хотя и наблюдалось относительное улучшение экономической жизни, отставание Турции от европейских стран было налицо. Товары ремесленников не выдерживали конкуренции с зарубежными.
В 1740 году по договору “Капитуляции” с Францией французам были сделаны новые уступки в торговле, принята 10%-ная таможенная пошлина. Если ранее такой договор относился только к правлению султана, заключившего его, то теперь договор имел неограниченный срок действия. Впоследствии льготные права были даны купцам Англии и Голландии.
Османо-австрийские войны
Попытка Австрии единолично править в Венгрии привела в 1664 году к войне с Турцией (1664-1699 гг.). Главный визирь Фазил Ахмед паша двинул войска в Венгрию и захватил укрепленную крепость Уййар. Австрия запросила помощи у Ватикана и европейских стран. Франция послала Австрии 6 тысяч солдат. Австрийская армия потерпела поражение, но у реки Раб близ Сен-Готара австрийцы взяли реванш. По соглашению между Османской империей и Австрией завоеванные турками австрийские крепости были возвращены.
Несколько лет спустя османы начали войну с Польшей за сферы влияния на Украине и победили. Поляки признали за османами право на правление Украиной.
В 1681 году вновь началась война с Австрией. Император Австрии, сам католик, хотел насильно обратить протестантов- венгров в католическую веру. В ответ венгры под предводительством Текели Имре подняли восстание и обратились за помощью к Турции. В 1683 году армия Кара Мустафа паши осадила Вену.
В 1684 году Австрия, Польша, Венеция и Мальта создали «Священную Лигу». В 1686 году Россия присоединилась к этой Лиге, а Франция — нет.
В 1686 году войска «Священной Лиги» завладели Будапештом. В 1687 году войска османов под командованием Сулейман паши близ Мохача потерпели поражение. После этого поражения янычары подняли бунт и вернулись в Стамбул. Султан Мехмет IV был свергнут, и на престол вступил Сулейман II. Сын Кепрюлю Мехмет паши — Кепрюлю Фазил Мустафа паша был назначен главным визирем. Он, проведя реформу, улучшил финансовое положение страны. Войска османов вернули Белград и оттеснили австрийцев к северу от Дуная. Но в 1691 году в битве у местечка Салакалин турки потерпели поражение и отошли к Белграду.
В 1695 году на престол взошел султан Мустафа II, который организовал три похода против Австрии. Первые два были удачными, но в третьем (1697 г.) турки проиграли. В 1699 году в селении Карловицы Турция подписала по отдельности с Австрией, Венецией и Польшей соглашения сроком на 25 лет, а с Россией — на три года. По соглашению с Австрией, вся Венгрия, а также часть Хорватии перешли к Австрии. По соглашению с Польшей Подольский край и Украина были отданы Польше. Ежегодная дань Польши крымским ханам была отменена. По соглашению с Венецией полуостров Морея и берега Далмации отошли к Венеции. По Карловицким соглашениям Османская империя впервые потеряла большие территории.
В 1715 году, сочтя международное положение благоприятным, Турция начала войну с Венецией за Морею и Далмацию. Войска Дамад Али паши захватили Морею и Крит. Австрийское правительство было обеспокоено успехами турков, и в 1716 году началась новая война. Австрийцы вошли в Белград. Дамад Али паша погиб. При посредничестве Англии и Франции был подписан Пожаревацкий договор 1718 года. По условиям договора северные районы Сербии и Боснии перешли к Австрии, но Морея осталась в Османской империи.
Желая захватить новые территории, всю Сербию, Боснию и Герцеговину, Австрия в 1735-1739 годах начала безуспешную войну с османами. В 1739 году между двумя империями был заключен Белградский мир, по которому Австрия была вынуждена вернуть северные части Сербии и Боснии, а также и город Белград. За то, что Франция поддерживала османов, данные ей капитуляционные привилегии были в 1740 году еще более расширены.
Российско-османские войны.
Российско-османские войны в 30-е годы XVIII века
В 1736 году Россия вторглась в Крым, мотивируя это тем, что Крымское ханство представляет угрозу для южных границ России и что Турция оказывает помощь ханству. Россия захватила столицу ханства — Бахчисарай. Впоследствии Россия вернула Бахчисарай, но оставила за собой Очаково, Азов, Кинбурн.
Союзник России — Австрия проиграла в войне 1735-1739 годов, отношения России со Швецией ухудшились. Это заставило Россию вступить в переговоры с Османской империей. По мирному договору 1739 года, заключенному в Белграде, только Азовская крепость оставалось у России. Русским кораблям было запрещено плавать в Азовском и Черном морях. В торговых перевозках следовало пользоваться только турецкими кораблями. Россия получила право открыть посольство в Стамбуле.
Попытки России захватить побережье Черного моря, присоединить к себе часть польских земель вновь привели к столкновению с Османской империей. В 1768 году султан потребовал у русского посла вывести войска из Польши, но получил отказ. При поддержке со стороны Австрии и Франции Османская империя в 1768 году объявила России войну. Англия также была на стороне Турции. В числе причин войны были и расправа русских войск над турецким населением одной из крымских деревень, и подрывная деятельность, проводимая русскими среди христианского населения Османской империи.
Русско-турецкая война 1768-1774 годов разворачивалась на трех фронтах — Дунайском, Крымском и Южнокавказском. Несмотря на то, что турецкие войска продвигались вглубь России, кампания 1769 года была безуспешной. Основные военные действия разворачивались в 1770-1771 годах. Главнокомандующий русскими войсками П.А. Румянцев летом 1770 года в битве у рек Ларга и Кагул добился победы и вышел на правый берег Дуная, захватив Бессарабию, Молдавию и Валахию. В июне 1770 года русский флот одержал победу в Чесменской бухте.
Австрия не желала усиления России на Балканах. Поэтому угрозы европейских стран и восстание Е. Пугачева вынудили Россию вступить в переговоры. В 1774 году в болгарском селе Кючук- Кайнарджи был подписан мирный договор между Россией и Турцией. К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости Керчь и Еникала в Крыму, а также земли до Кубани. Крымское ханство вышло из вассальной зависимости Турции и стало независимым. Россия получила право укрепить Азов. Русские торговые корабли получили право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Впервые русские корабли получили право плавать в Черном море. Османам навязали репарации в сумме 4,5 миллиона рублей. Валахия и Молдова перешли под “покровительство” России. Османы были обязаны соблюдать кондиции (условия) по управлению этими княжествами.
Завоевание Россией Крымского ханства
Не ограничиваясь результатами войны 1768-1774 годов, Россия во второй половине 70-х годов XVIII века выдвинула разработанный князем Потемкиным план, называемый «Греческим проектом», по которому Османская империя изгонялась из своих европейских владений, воссоздавалась греческая империя и дунайские княжества Валахия и Молдова превращались в независимую от Османской Турции «Дакию».
Кючук-Кайнарджинский мир значительно облегчил захват Россией Крымского ханства, которое ослабло и раздиралось внутренними распрями. Теперь и Османская Турция уже не могла оказать ему военную помощь. В 1779 году Россия вывезла из Крыма всех христианских купцов и ремесленников, нанеся сокрушительный удар по социально-экономическому развитию ханства.
Воспользовавшись тяжелым положением Крымского ханства, Россия присоединила к себе его земли в 1783 году, дав им новое название — Таврида. Плодородные причерноморские степи также попали в руки России, став «Новороссией». Для укрепления русского владычества на берегах Черного моря были построены города Херсон, Николаев, Севастополь, был создан Черноморский флот.
Русско-турецкая война 1787-1791 годов
Присоединение Крыма к России стало причиной новой войны с Турцией. Австрия стала союзницей России в обмен на ее согласие по первому разделу Польши. Турция надеялась на поддержку Пруссии, Голландии и Англии и рассчитывала, что Швеция и Польша также объявят России войну. Но тщетно. Подстрекаемая Францией и другими европейскими странами, Турция в июле 1787 года направила России ультиматум из 7 требований. Не получив ответа, Османское правительство в августе 1787 года объявило войну. Война началась с попытки взять крепость Кинбурн, но неудачной для турок. Гарнизон под командованием А.В.Суворова отбил атаку десанта. В 1788 году русские войска взяли Очаков. В 1789 году Австрия также вступила в войну против Османской империи. Хотя Австрия и проиграла в битве при Банат, но русские войска в битвах при Фокшанах и при Рымнике с помощью австрийцев нанесли поражение османам. Австрия захватила и Белград, но, заключив с Турцией сепаратный мир, вышла из войны. Россия продолжила войну, и в 1790 году войска Суворова взяли крепость Измаил. В этой битве полководец М.И. Кутузов был ранен и потерял глаз.
Оставшись без союзника, Россия заключила, мир со Швецией, а в 1791 году под давлением западных стран заключила в Яссах мир с Турцией. По условиям мира:
Земли между Южным Бугом и Днестром получила Россия.
Река Днестр стала пограничной между Россией и Турцией.
Все причерноморские земли от Днестра до Крыма переходили к России.
Турки отказались от притязаний на Крым и признали его принадлежность России.
Россия окончательно утвердилась на Черном море. Позиции Турции на Балканах и Кавказе ослабели.
«Восточный вопрос»
Главной причиной поражения османов в войнах конца XVIII — начала XIX веков было экономическое отставание. В этот период усилился сепаратизм крупных феодалов. В болгарском городе Видине Осман Пазванд оглу даже чеканил монеты со своим именем. Европейские государства, пользуясь кризисной ситуацией в Османской империи, хотели расчленить ее территорию. Российская императрица Екатерина II положила начало политике, получившей название «Восточный вопрос». В действительности это было составной частью нереализованного «Г реческого проекта». «Восточный вопрос» предусматривал:
освобождение христианских народов Балкан от османского владычества;
добиться путем восстаний их автономизации или независимости;
отобрать у турок Стамбул;
провести реформы в пользу христианских меньшинств, проживающих в разных частях Османской империи;
раздробить Анатолию и изгнать оттуда турок.
Реформы Султана Селима III
В конце XVIII века Султан Селим III (1789-1807 гг.) приступил к реформам, чтобы вывести страну из кризиса. Реформаторы видели причины поражений в дезорганизованности армии. Поэтому в центре реформ стоял вопрос формирования армии. До реформы основу армии составляли феодальная конница и янычары. Янычары не подчинялись никаким законам и порядкам. Реформы Султана Селима III известны как «Низам-и-Джадид» (т.е. новый порядок), который включал 72 статьи. В 1791 году Селим III дал указание создать армию по европейскому образцу. В 1792-1793 годах активно приступили к осуществлению реформ. По фирману Селима III: 1) не исполнявшие свой воинский долг лишались тимаров и зиаметов; 2) создавался военный корпус по европейскому образцу; 3) для обеспечения финансирования реформ учреждалась специальная касса и сбор некоторых налогов передавался в эту кассу. Реформы проводились под руководством шведских и французских военных. Заново создавался флот. Чтобы находиться в курсе европейских дел, открылись посольства в Лондоне, Париже, Вене. Открытая еще при Махмуде I военно-инженерная школа значительно расширилась. Но консерваторы и янычары сопротивлялись осуществлению реформ, а Селим III проявлял нерешительность. Главной причиной неудач реформ Селима III было то, что, пытаясь создать армию по образцу буржуазных государств Европы, он не затронул феодальные основы Османской империи. Прогрессивной чертой реформ была их направленность против военно-ленной системы.
Усиление соперничества Англии и Франции в конце XVIII века стало причиной обострения международных отношений. Первоначально между Наполеоном I и Селимом III сложились враждебные отношения. Когда в 1798 году Наполеон I совершил поход в Египет, Турция объявила войну Франции. Неудачи в Египте и Сирии заставили Наполеона I возвратиться во Францию. Завоевательская политика Наполеона I сблизила Россию и Турцию. В январе 1799 года в Стамбуле был подписан договор о союзе между Россией и Турцией против Франции. Такой же договор Турция заключила с Англией. Турция вошла в антифранцузскую коалицию.
Османская империя в первой половине XIX века
В начале XIX века в Европе возрос спрос на продукты сельского хозяйства Турции, но экономика страны была в кризисе. Консерваторы при поддержке янычаров продолжали тормозить реформы. Когда Селим III попытался часть янычаров направить на фронт, они в 1805 году подняли бунт. Селим III, проявив слабость, отменил свой фирман, распустил новообразованный корпус. Бунтовщики сместили Селима III и возвели на престол Мустафу IV.
В такой сложной ситуации наполеоновские захватнические войны сблизили Россию и Турцию, которые в 1805 году заключили договор, и русские военные корабли получили право прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако активизация русских в Валахии и Молдове, а англичан — в Египте и Сирии привели к тому, что после битвы при Аустерлице в 1805 году Селим III сблизился с Францией. Вторжение русских войск в 1806 году в Валахию и Молдову стало причиной объявления Турцией войны России. Попытка Турции с помощью Франции вернуть Крым не удалась, и 16 мая 1812 года был заключен Бухарестский мир, по условиям которого: 1) Бессарабия перешла к России; 2) было подтверждено право русских кораблей ходить по Дунаю; 3) Молдова и Валахия остались за Турцией, а Сербия получила право самоуправления.
В 1821 году греки подняли антитурецкое восстание в Морее. Россия, Англия и Франция воспользовались этим и потребовали автономии для Греции. Получив отказ, флоты Англии и Франции в октябре 1827 года в Наваринской бухте разбили турецкий флот. Дипломатические отношения с Англией и Францией были прерваны. А в 1828 году началась новая война с Россией. Русские захватили Эдирну. Эта война завершилась 2 сентября 1829 года заключением мира в Эдирне, по условиям которого: 1) Греция получила независимость; 2) острова в дельте Дуная отошли к России; 3) Валахия, Молдова и Сербия получили внутреннюю автономию; 4) ряд крепостей в Анатолии переподчинили России; 5) русские торговые корабли получили право прохода через проливы.
Попытка египетского наместника Мухаммедали в 1831 году превратить Египет в независимое государство стала поводом для конфликта. В декабре 1832 года в бою близ Коньи турки проиграли. 9 мая 1833 года между османами и Египтом был заключен в Кютахье договор. По его условиям Египет, Сирия, Ливан, Палестина и Киликия перешли под власть Мухаммедали.
Неожиданно Россия заступилась за Турцию. В июле 1833 года между Турцией и Россией был заключен в Ункяр-Искелеси договор о военном сотрудничестве сроком на 8 лет.
В 1838 году между Турцией и Египтом произошел новый конфликт. В 1839 году в битве при Низибе турки опять проиграли. Этот конфликт завершился Лондонским договором 1840 года. Договор больше соответствовал интересам Англии, России, Австрии и Пруссии и запрещал военным кораблям всех стран входить в Босфор и Дарданеллы. Мухаммедали остался лишь наследственным правителем Египта и платил дань османам. Более всех выиграла в этом конфликте Англия. Она получила возможность влиять на политику Турции.
Прогрессивные силы Турции сознавали отсталость страны, а потому боролись за реформы. Таким путем они пытались прекратить вмешательство Европы во внутренние дела Турции и выйти из кризиса. Комиссия под руководством Мустафы Рашид паши подготовила «Хатти-шериф Гюльхане» (великий фирман) султана Абдул-Меджида, который в ноябре 1839 года был обнародован во дворце Гюльхана. В фирмане предусматривалось: 1) безопасность всех граждан; 2) справедливое назначение налогов; 3) отмена системы откупа налогов; 4) сокращение срока военной службы; 5) управление областями на основе новых законов; 6) равенство всех граждан страны независимо от вероисповедания. Вслед за фирманом Гюльханы были осуществлены и другие реформы, которые в истории Турции получили название «Танзиматихайрийе” (полезные реформы). В 1840 году был издан фирман о правилах сбора налогов, в 1843 году о реорганизации в армии. Срок службы в армии сократился с 15 лет до 5 лет. Эти реформы носили буржуазный характер.
Турция во второй половине XIX века
18 февраля 1856 года султан издал фирман («Хатти-хумаюн»), по которому: 1) немусульманам были даны права наравне с мусульманами; 2) была гарантирована безопасность всех граждан независимо от вероисповедания; 3) все концессии облагались единым налогом. Таким образом, начался второй этап танзимата (1856-1870 гг.). И эти реформы не принесли ощутимой пользы. Не выдержавших тяжелой жизни и решивших свергнуть султана сажали в тюрьму Гюльали. Поэтому события 1859 года назвали «Операция Гюльали».
В XIX веке и в Турции нашлись интеллигенты, которые видели спасение нации в ее просвещении, в создании конституционной формы правления. В это время возникли организации «Османское общество просвещения» и «Книжное общество». Создателями этих обществ были Ибрагим Шинаси и Намиг Кемаль. Они называли себя «Новые османы». В 1865 году в Стамбуле возникло тайное общество «Новых османов». Главной задачей общества было утверждение в стране конституционной монархии.
Для усиления борьбы с оппозицией султан Абдул Азиз отказался от политики танзимата, взяв курс на открытую реакцию, и в 1871 году назначил главным визирем Махмуда Недим пашу. Для облегчения контроля над оппозицией члены организации «Новые османы» были амнистированы. Однако в 1876 году «Новые османы» добились отставки Махмуда Недим паши. Член организации Мидхат паша вошел в правительство нового визиря Мухаммеда Рюшти паши.
В 1876 году сторонники Мидхат паши свергли сначала Абдул Азиза и на его место посадили Мурада V, затем к власти привели Абдулгамида II. В 1876 году султан принял Конституцию, подготовленную Мидхат пашой. Конституция провозглаша: 1) Османское государство становилось конституционной монархией. Предусматривалось создание двухпалатного парламента; 2) все население империи отныне называлось “османами”; 3) все население независимо от этнической и религиозной принадлежности было равно перед законом; 4) нижняя палата избиралась на основе имущественного ценза; верхняя палата (сенат) назначалась султаном пожизненно; 5) ислам объявлялся государственной религией.
Позднее Абдулгамид II отправил Мидхат пашу в ссылку и не допустил «Новых османов» к участию в парламентских выборах. В 1877 году парламент начал работу, провел 20 заседаний и был распущен. Конституция вновь осталась только на бумаге.
В 70-е годы XIX века международный имидж Османской империи еще более померк. Но Англия, Франция и Австрия, не желая укрепления России на Балканах, заставили русских пересмотреть условия Сан-Стефанского мирного договора. Для этого в июле 1878 года был созван Берлинский конгресс, на котором: 1) Болгария была поделена на 3 части, и только Северная Болгария получила независимость; 2) Южная Болгария получила автономию в составе Османской империи; 3) Сербия, Черногория и Румыния получили полную независимость; 4) Карс, Ардаган, Батум достались России; 5) Македония и Восточный Баязид были возвращены Турции; 6) Босния и Герцеговина попали под протекторат Австрии.
Прогрессивные интеллигенты продолжали бороться против султанского режима. В 1889 году курсанты Стамбульской военно­медицинской школы создали общество «Единение и прогресс», тем самым положив начало буржуазно-демократическому движению. Члены общества назывались «младотурками». Их основным требованием было восстановление Конституции 1876 года. В 1891 году открылись зарубежные секции этой организации.
Турция в начале XX века
В начале XX века экономика Османской империи находилась в кризисном состоянии, зависимость от иностранных государств увеличилась. Наибольшую прибыль иностранцы получали от турецких железных дорог. В 1903 году было подписано соглашение с Германией о совместном строительстве железной дороги Берлин — Багдад. Россия и Англия, считавшие Германию своим противником, в году в Ревеле (Таллинн) достигли согласия о разделе Османской империи. Чтобы предотвратить это, младотурки решили выступить раньше времени, определенного на съезде в Париже в 1907 году. 3 июля 1908 года первым выступил Ниязи бей — комендант маленького городка в Македонии. К нему примкнула группа Энвер бея. Так началась «Младотурецкая революция» (1908-1909 гг.). Организация «Единение и прогресс» 23 июля 1908 года в городе Монастыр предъявила Абдулгамиду II ультиматум, требуя восстановления Конституции. Султан принял ультиматум и в тот же день распорядился восстановить Конституцию и созвать парламент. Османское государство стало конституционной монархией.
Правительство, образованное с согласия «младотурков», в 1908-годах возглавляли последовательно Саид паша, Кемил паша, Сулейман паша.
2 ноября 1908 года состоялось первое заседание турецкого парламента. Из 230 депутатов парламента 150 были младотурками. В 1909 году Абдулгамид II, опираясь на поддерживаемую англичанами партию «Ахрар» (либералы) и религиозную организацию «Иттихади мусульман» (мусульманское общество), с помощью стамбульского гарнизона осуществил контрреволюционный переворот и вернул себе власть. В ответ в апреле 1909 года младотурки ввели в Стамбул македонские войска под командованием Шевкет паши и провозгласили султаном Мехмета V Решада.
Революция младотурков победила, но политическую структуру империи не изменила. Это была поверхностная революция.
Заметив слабость младотурков, зарубежные государства вновь вернулись к плану раздела турецких территорий. Самой большой неудачей того времени стала «Траблисская война”. На основании российско-итальянского Раккониджийского соглашения 1909 года Италия признавала интересы России на Балканах, а Россия признавала интересы Италии в Траблисе. В сентябре 1911 года Италия потребовала у Турции передать ей Траблис. Получив отрицательный ответ, итальянцы перешли в наступление и победили. Добровольные дружины Энвер паши и Мустафы Кемаль паши не были эффективны. 18 октября 1912 года в Лозанне был заключен договор, по которому Траблис и Киренаика под общим названием Ливия были переданы Италии. Этот договор еще более ослабил Османскую империю.
В октябре 1912 года Болгария, Сербия, Греция и Черногория, образовав «Балканский Союз», объявили войну Турции. Началась Первая Балканская война (1912-1913). Турецкие войска, не готовые к войне, были побеждены. В мае 1913 года в Лондоне был подписан мирный договор, по которому Турция уступала территории на Балканах, большую часть островов в Эгейском море; получившая независимость в 1912 году Албания была объявлена княжеством.
Болгария, стремившаяся к верховенству на Балканах, поощряемая Австро-Венгрией и Германией, объявила в 1913 году войну Сербии и Греции. Началась Вторая Балканская война. В этой войне Черногория и Румыния поддержали Сербию и Грецию, а Турция вступила в войну против Болгарии. Война началась 30 июня 1913 года и завершилась 10 августа тяжелым поражением Болгарии. Младотурки воспользовались этим и вернули Эдирну и прилегающие к ней территории.
Балканские войны еще более осложнили внутреннюю ситуацию в Турции. Тогда младотурки в начале 1914 года создали в стране диктатуру «Младотурецкой тройки». В нее вошли военный министр Энвер паша, председатель партии «Единение и прогресс», министр внутренних дел Талат паша и вали Стамбула Джамал паша.
В годы правления младотурков в государственном строительстве был осуществлен ряд важных мероприятий. В экономической области самым важным была ликвидация с 1914 года режима капитуляции.
В 1914 году в Стамбуле был открыт первый женский университет. Было указано в последующие годы вести переписку в государственных учреждениях только на турецком языке. Для переформирования армии из Германии были приглашены инструкторы и советники.

Османская империя в XV - XVII веках. Стамбул

Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI-XVII вв. огромную территорию в трех частях света - в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. И если турецким султанам во второй половине XV в. и в XVI в. удавалось в целом решать эту проблему, то главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. И все эти три рычага обеспечения могущества империи прочно удерживались в руках султанов, олицетворявших всю полноту власти не только светской, но и духовной, ибо султан носил титул халифа - духовного главы всех мусульман-суннитов.

Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул - центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, - пишет он, - на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул, была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».

Став столицей одного из самых сильных государств эпохи Средневековья, древний город на берегах Босфора в очередной раз в своей истории превратился в политический и экономический центр мирового значения. Он вновь стал важнейшим пунктом транзитной торговли. И хотя великие географические открытия XV-XVI вв. привели к перемещению главных путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантику, черноморские проливы оставались важнейшей торговой артерией. Стамбул в качестве резиденции халифов приобрел значение религиозного и культурного центра мусульманского мира. Бывшая столица восточного христианства стала основным бастионом ислама. Мехмед II перенес свою резиденцию из Эдирне в Стамбул только зимой 1457/58 г. Но еще до этого он приказал заселить опустевший город. Первыми новыми жителями Стамбула стали турки из Аксарая и армяне из Бурсы, а также греки из Морей и с островов Эгейского моря.

Новая столица не раз страдала от чумы. В 1466 г. в Стамбуле ежедневно гибло от этой страшной болезни по 600 жителей. Мертвецов не всегда успевали хоронить вовремя, ибо в городе не хватало могильщиков. Мехмед II , который в этот момент вернулся из военного похода в Албанию, предпочел переждать страшную пору в македонских горах. Менее чем через десять лет на город обрушилась еще более опустошительная эпидемия. На этот раз весь двор султана перебрался в Балканские горы. Эпидемии чумы бывали в Стамбуле и в последующие века. Десятки тысяч жизней унесла, в частности, эпидемия чумы, свирепствовавшая в столице в 1625 г.

И все же число обитателей новой турецкой столицы быстро увеличивалось. Уже к концу XV в. оно превысило 200 тыс. Чтобы оценить эту цифру, приведем два примера. В 1500 г. лишь шесть европейских городов имели население численностью более 100 тыс. - Париж, Венеция, Милан, Неаполь, Москва и Стамбул. В регионе Балкан Стамбул был самым большим городом. Так, если Эдирне и Салоники в конце XV - начале XVI в. насчитывали по 5 тыс. хозяйств, облагаемых налогами, то в Стамбуле уже в 70-х годах XV в. было более 16 тыс. таких хозяйств, А в XVI в. рост населения Стамбула был еще более значительным. Селим I переселил в свою столицу много валахов. После завоевания Белграда в Стамбуле обосновалось много ремесленников-сербов, а покорение Сирии и Египта привело к появлению в городе сирийских и египетских ремесленников. Дальнейший рост населения был предопределен быстрым развитием ремесла и торговли, а также широким строительством, которое требовало множества рабочих рук. К середине XVI в. в Стамбуле насчитывалось от 400 до 500 тыс. жителей.

Этнический состав жителей средневекового Стамбула был разнообразен. Большую часть населения составляли турки. В Стамбуле появились кварталы, заселенные выходцами из городов Малой Азии и названные по именам этих городов - Аксарай, Караман, Чаршамба. В короткий срок в столице сложились и значительные группы нетурецкого населения, преимущественно греческого и армянского. По приказу султана новым жителям предоставлялись дома, опустевшие после гибели или увода в рабство их прежних жителей. Новоселам предоставлялись различные льготы с целью поощрения занятий ремеслом или торговлей.

Самой значительной группой нетурецкого населения были греки - выходцы из Морей, с островов Эгейского моря и из Малой Азии. Греческие кварталы возникали вокруг церквей и резиденции греческого патриарха. Поскольку православных церквей было около трех десятков и они были разбросаны по всему городу, кварталы с компактным греческим населением возникли постепенно в разных районах Стамбула и в его пригородах. Стамбульские греки играли важную роль в торговле, рыболовстве и мореходстве, занимали прочные позиции в ремесленном производстве. Большинство питейных заведений принадлежало грекам. Значительную часть города занимали кварталы армян и евреев, также селившихся, как правило, вокруг своих молитвенных домов - церквей и синагог - либо вблизи резиденций духовных глав своих общин - армянского патриарха и главного раввина.

Армяне составляли вторую по численности группу нетурецкого населения столицы. После превращения Стамбула в крупный перевалочный пункт они стали активно участвовать в международной торговле в качестве посредников. Со временем армяне заняли важное место в банковском деле. Весьма заметную роль играли они и в ремесленном производстве Стамбула.

Третье место принадлежало евреям. Вначале они занимали десяток кварталов у Золотого Рога, а затем стали селиться в ряде других районов старого города. Появились еврейские кварталы и на северном берегу Золотого Рога. Евреи традиционно участвовали в посреднических операциях международной торговли, играли важную роль в банковском деле.

В Стамбуле было немало арабов, преимущественно выходцев из Египта и Сирии. Поселились здесь и албанцы, в большинстве своем мусульмане. В турецкой столице жили также сербы и валахи, грузины и абхазцы, персы и цыгане. Здесь можно было встретить представителей практически всех народов Средиземноморья и Ближнего Востока. Еще более пестрой картину турецкой столицы делала колония европейцев - итальянцев, французов, голландцев и англичан, занимавшихся торговлей, врачебной или аптекарской практикой. В Стамбуле их обычно именовали «франками», объединяя под этим названием выходцев из разных стран Западной Европы.

Интересны данные о мусульманском и немусульманском населении Стамбула в динамике. В 1478 г. в городе было 58,11% мусульман и 41,89% немусульман. В 1520- 1530 гг. это соотношение выглядело так же: мусульман 58,3%, а немусульман 41,7%. Путешественники отмечали примерно то же соотношение и в XVII в. Как явствует из приведенных данных, Стамбул весьма отличался по составу населения от всех других городов Османской империи, где немусульмане были обычно в меньшинстве. Турецкие султаны в первые века существования империи как бы демонстрировали на примере столицы возможности сосуществования завоевателей и покоренных. Впрочем, это никогда не заслоняло разницу в их правовом статусе.

Во второй половине XV в. турецкие султаны установили, что духовными и некоторыми гражданскими делами (вопросы брака и развода, имущественные тяжбы и пр.) греков, армян и евреев будут ведать их религиозные общины (миллеты). Через глав этих общин султанские власти взимали также различные налоги и сборы с немусульман. Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены в положение посредников между султаном и немусульманским населением. Султаны покровительствовали главам общин, оказывали им всевозможные милости в качестве платы за поддержание в их пастве духа покорности и повиновения.

Немусульманам в Османской империи был закрыт доступ к административной или военной карьере. Поэтому большинство жителей Стамбула - немусульмане обычно занимались ремеслом или торговлей. Исключение составляла небольшая часть греков из богатых семей, живших в квартале Фанар на европейском берегу Золотого Рога. Греки-фанариоты находились на государственной службе, преимущественно в должностях драгоманов - официальных переводчиков.

Султанская резиденция была центром политической и административной жизни империи. Все государственные дела решались на территории дворцового комплекса Топкапы. Тенденция к максимальной централизации власти выразилась в империи уже в том, что все основные государственные ведомства располагались на территории султанской резиденции или рядом с ней. Этим как бы подчеркивалось, что особа султана является средоточием всей власти в империи, а сановники, даже самые высшие, лишь исполнители его воли, причем их собственная жизнь и имущество целиком зависят от властелина.

В первом дворе Топкапы были расположены управление финансами и архивами, монетный двор, управление вакуфами (землями и имуществом, доходы от которых шли на религиозные или благотворительные цели), арсенал. Во втором дворе находился диван - совещательный совет при султане; здесь же помещалась султанская канцелярия и государственная казна. В третьем дворе находились личная резиденция султана, его гарем и личная казна. С середины XVII в. один из дворцов, сооруженных рядом с Топкапы, стал постоянной резиденцией великого везира. В непосредственной близости от Топкапы были устроены казармы янычарского корпуса, где обычно размещалось от 10 тыс. до 12 тыс. янычар.

Поскольку султан считался верховным вождем и главнокомандующим всех воинов ислама в священной войне против «неверных», сама церемония восшествия турецких султанов на престол сопровождалась обрядом «опоясания мечом». Отправляясь на эту своеобразную коронацию, новый султан прибывал к мечети Эйюба, расположенной на берегу залива Золотой Рог. В этой мечети шейх почитаемого ордена дервишей мевлеви опоясывал нового султана саблей легендарного Османа. Возвращаясь в свой дворец, султан выпивал у янычарских казарм традиционную чашу шербета, приняв ее из рук одного из высших янычарских военачальников. Наполнив затем чашу золотыми монетами и заверив янычар в неизменной готовности бороться против «неверных», султан как бы заверял янычарское воинство в своем благорасположении.

Личная казна султана в отличие от государственной обычно не испытывала нехватки средств. Она постоянно пополнялась самыми различными способами - данью из вассадьных дунайских княжеств и Египта, доходами от вакуфных учреждений, бесконечными подношениями и подарками.

На содержание султанского двора тратились баснословные суммы. Дворцовая челядь исчислялась тысячами. В дворцовом комплексе жило и кормилось более 10 тыс. человек - придворные, султанские жены и наложницы, евнухи, слуги, дворцовая стража. Особенно многочислен был штат придворных. Здесь были не только обычные придворные чины - стольники и ключники, постельничие и сокольничие, стремянные и егеря, - но и главный придворный астролог, хранители шубы и чалмы султана, даже стражи его соловья и попугая!

В соответствии с мусульманской традицией султанский дворец состоял из мужской половины, где находились покои султана и все официальные помещения, и женской, называвшейся гаремом. Эта часть дворца была под неослабной охраной черных евнухов, глава которых имел звание «кызлар агасы» («господин девушек») и занимал одно из высших мест в придворной иерархии. Он не только всевластно распоряжался жизнью гарема, но и ведал личной казной султана. В его ведении были также вакфы Мекки и Медины. Глава черных евнухов был особой, приближенной к султану, пользовался его доверием и обладал весьма большой властью. Со временем влияние этого лица стало столь значительным, что его мнение оказывалось определяющим при решении важнейших дел империи. Не один великий везир был обязан своим назначением или смещением главе черных евнухов. Бывало, правда, что и начальники черных евнухов кончали плохо. Первой персоной в гареме была султанша-мать («валиде-султан»). Она играла немалую роль и в политических делах. Вообще гарем всегда был средоточием дворцовых интриг. Многие заговоры, направленные не только против высших сановников, но и против самого султана, возникали в стенах гарема.

Роскошь султанского двора была призвана подчеркнуть величие и значимость повелителя в глазах не только его подданных, но и представителей других государств, с которыми Османская империя имела дипломатические отношения.

Хотя турецкие султаны обладали неограниченной властью, случалось, что они сами становились жертвами дворцовых интриг и заговоров. Поэтому султаны всячески стремились обезопасить себя, личная охрана должна была постоянно ограждать их от неожиданного нападения. Еще при Баязиде II было установлено правило, запрещавшее вооруженным людям приближаться к особе султана. Более того, при преемниках Мехмеда II любое лицо могло приблизиться к султану только в сопровождении двух стражников, бравших его под руки. Постоянно принимались меры, исключавшие возможность отравления султана.

Поскольку братоубийство в династии Османа было узаконено еще при Мехмеде II , на протяжении XV и XVI вв. десятки принцев окончили свои дни, иные в младенческом возрасте, по воле султанов. Однако даже такой жестокий закон не смог оградить турецких монархов от дворцовых заговоров. Уже в период царствования султана Сулеймана I двое его сыновей, Баязид и Мустафа, были лишены жизни. Это было результатом интриги любимой жены Сулеймана султанши Роксоланы, которая столь жестоким способом расчищала путь к престолу для своего сына Селима.

От имени султана страной управлял великий везир, в резиденции которого рассматривались и решались важнейшие административные, финансовые и военные дела. Осуществление своей духовной власти султан перепоручал шейх-уль-исламу - высшему мусульманскому духовному лицу империи. И хотя этим двум высшим сановникам самим султаном была доверена вся полнота светской и духовной власти, реальная власть в государстве сплошь и рядом сосредоточивалась в руках его приближенных. Не раз бывало, что государственные дела вершились в покоях султанши-матери, в кругу близких ей лиц из придворной администрации.

В сложных перипетиях дворцовой жизни важнейшую роль неизменно играли янычары. Янычарский корпус, на протяжении нескольких столетий составлявший основу турецкой постоянной армии, был одной из прочнейших опор султанского трона. Султаны стремились завоевать сердца янычар щедростью. Существовал, в частности, обычай, по которому султаны должны были при вступлении на престол делать им подарки. Этот обычай со временем превратился в своеобразную дань султанов янычарскому корпусу. С течением времени янычары сделались чем-то вроде преторианской гвардии. Они играли первую скрипку почти во всех дворцовых переворотах, султаны то и дело смещали высших сановников, не угодивших янычарской вольнице. В Стамбуле находилось, как правило, около трети янычарского корпуса, т. е. от 10 тыс. до 15 тыс. человек. Время от времени столицу потрясали бунты, которые обычно возникали в одной из янычарских казарм.

В 1617-1623 гг. янычарские бунты четыре раза приводили к смене султанов. Один из них, султан Осман II, был возведен на трон в четырнадцатилетнем возрасте, а через четыре года убит янычарами. Это произошло в 1622 г. А через десять лет, в 1632 г., в Стамбуле вновь вспыхнул янычарский бунт. Возвратившись в столицу из неудачного похода, они осадили султанский дворец, а затем депутация янычар и сипахи ворвалась в покои султана, потребовала назначения угодного им нового великого везира и выдачи сановников, к которым у бунтовщиков были претензии. Мятеж удалось подавить, как всегда уступив янычарам, но их страсти уже так разбушевались, что с наступлением священных для мусульман дней рамазана толпы янычар с факелами в руках носились ночами по городу, угрозами поджога вымогая деньги и имущество у сановников и зажиточных горожан.

Чаще всего рядовые янычары оказывались простым орудием в руках противостоявших друг другу дворцовых группировок. Глава корпуса - янычарский ага - был одной из самых влиятельных фигур в султанской администрации, его расположением дорожили высшие сановники империи. Султаны с подчеркнутым вниманием относились к янычарам, периодически устраивая для них всевозможные развлечения и зрелища. В самые трудные для государства моменты никто из сановников не рисковал задерживать выплату жалованья янычарам, ибо это могло стоить головы. Прерогативы янычар оберегались так тщательно, что дело доходило порой до печальных курьезов. Однажды случилось так, что главный церемониймейстер в день мусульманского праздника по ошибке допустил к целованию мантии султана командующих кавалерией и артиллерией ранее янычарского аги. Рассеянный церемониймейстер немедленно был казнен.

Янычарские бунты были опасны и для султанов. Летом 1703 г. восстание янычар окончилось свержением с престола султана Мустафы II.

Бунт начался довольно обычно. Его зачинщиками стали несколько рот янычар, которые не пожелали выступить в назначенный поход в Грузию, сославшись на задержку в выплате жалованья. Бунтовщики, поддержанные значительной частью янычар, находившихся в городе, а также софтами (учащимися духовных школ - медресе), ремесленниками и торговцами, оказались практически хозяевами столицы. Султан и его двор находились в это время в Эдирне. В среде сановников и улемов столицы начался раскол, часть примкнула к мятежникам. Толпы бунтовщиков громили дома неугодных им сановников, в том числе дом стамбульского градоначальника - каймакама. Один из ненавистных янычарам военачальников, Хашим-заде Муртаза-ага, был убит. Руководители мятежников назначили на высшие посты новых сановников, а затем послали к султану в Эдирне депутацию, потребовав выдачи ряда придворных, которых они считали повинными в расстройстве государственных дел.

Султан попытался откупиться от бунтовщиков, направив в Стамбул большую сумму для выплаты жалованья и выдачи денежных подарков янычарам. Но это не принесло желаемого результата. Мустафе пришлось сместить и отправить в ссылку неугодного мятежникам шейх-уль-ислама Фейзуллах-эфенди. Одновременно он собрал в Эдирне верные ему войска. Тогда янычары 10 августа 1703 г. двинулись из Стамбула на Эдирне; уже в пути они провозгласили новым султаном брата Мустафы II - Ахмеда. Дело обошлось без кровопролития. Переговоры между командирами бунтовщиков и военачальниками, возглавлявшими султанские войска, закончились фетвой нового шейх-уль-ислама о низложении Мустафы II и восшествии на престол Ахмеда III. Непосредственные участники бунта получили высочайшее прощение, но, когда волнения в столице улеглись и правительство опять контролировало положение, некоторые из главарей мятежников были все же казнены.

Мы уже говорили, что централизованное управление огромной империей требовало значительного правительственного аппарата. Руководители основных государственных ведомств, среди которых первым был великий везир, вместе с рядом высших сановников империи составляли совещательный совет при султане, именовавшийся диваном. Этот совет обсуждал государственные вопросы особой важности.

Ведомство великого везира именовалось «Баб-и али», что означало дословно «Высокие врата». На французском языке - языке дипломатии того времени - это звучало как «La Sublime Porte», т. е. «Блистательные [или Высокие] врата». В языке же российской дипломатии французское «Porte» превратилось в «Порту». Так «Блистательная Порта» или «Высокая Порта» надолго стало в России наименованием османского правительства. «Портой Оттоманской» порой называли не только высший орган светской власти Османской империи, но и само турецкое государство.

Пост великого везира существовал с момента основания османской династии (учрежден в 1327 г.). Великий везир всегда имел доступ к султану, он вершил государственные дела от имени суверена. Символом его власти была хранившаяся у него государственная печать. Когда султан приказывал великому везиру передать печать другому сановнику, это означало в лучшем случае немедленную отставку. Нередко этот приказ означал ссылку, а порой и смертный приговор. Ведомство великого везира руководило всеми государственными делами, в том числе и военными. Его главе подчинялись руководители других государственных ведомств, а также бейлербеи (наместники) Анатолии и Румелии и сановники, управлявшие санджаками (губерниями). Но все же власть великого везира зависела от многих причин, в том числе таких случайных, как прихоть или каприз султана, интриги дворцовой камарильи.

Высокий пост в столице империи означал необычайно большие доходы. Высшие сановники получали от султана земельные пожалования, приносившие колоссальные денежные суммы. В результате многие высшие сановники накапливали огромные богатства. Например, когда сокровища великого везира Синан-паши, умершего в конце XVI в., попали в казну, их размеры настолько поразили современников, что рассказ об этом попал в одну из известных турецких средневековых хроник.

Важным государственным ведомством было управление кадиаскера. Оно осуществляло руководство органами юстиции и суда, а также школьными делами. Поскольку в основе судопроизводства и системы обучения лежали нормы шариата - мусульманского права, ведомство кадиаскера подчинялось не только великому везиру, но и шейх-уль-исламу. До 1480 г. существовало единое ведомство кадиаскера румелийского и кадиаскера анатолийского.

Финансами империи управляло ведомство дефтердара (букв, «хранителя реестра»). Управление нишанджи было своего рода протокольным департаментом империи, ибо его чиновники оформляли многочисленные указы султанов, снабжая их искусно выполненной тугрой - монограммой правившего султана, без которой указ не получал силы закона. Вплоть до середины XVII в. ведомство нишанджи осуществляло также связи Османской империи с другими странами.

Многочисленные чиновники всех рангов считались «рабами султана». Многие сановники и в самом деле начинали свою карьеру настоящими рабами на дворцовой или военной службе. Но и получив высокий пост в империи, каждый из них знал, что его положение и жизнь зависят только от воли султана. Примечателен жизненный путь одного из великих везиров XVI в. - Лютфи-паши, который известен как автор сочинения о функциях великих везиров («Асаф-наме»). Он попал во дворец султана мальчиком в числе детей христиан, принудительно набиравшихся для службы в янычарском корпусе, служил в личной гвардии султана, сменил ряд постов в янычарском войске, стал бейлербеем Анатолии, а затем Румелии. Женат Лютфи-паша был на сестре султана Сулеймана. Это помогало карьере. Но он лишился поста великого везира, как только осмелился порвать со своей высокорожденной супругой. Впрочем, его постигла далеко не худшая участь.

К казням в средневековом Стамбуле были привычны. Табель о рангах отражалась даже в обхождении с головами казненных, которые обычно выставлялись у стен дворца султана. Отрубленной голове везира полагалось серебряное блюдо и место на мраморной колонне у дворцовых ворот. Менее крупный сановник мог рассчитывать лишь на простую деревянную тарелку для своей слетевшей с плеч головы, а уж головы рядовых проштрафившихся или безвинно казненных чиновников укладывались без всяких подставок на землю у стен дворца.

Особое место в Османской империи и в жизни ее столицы занимал шейх-уль-ислам. Высшее духовенство, улемы, состояло из кадиев - судей в мусульманских судах, муфтиев - исламских богословов и мюдеррисов - преподавателей медресе. Сила мусульманского духовенства определялась не только его исключительной ролью в духовной жизни и администрации империи. Оно владело огромными земельными угодьями, а также разнообразным имуществом в городах.

Только шейх-уль-ислам обладал правом толковать любое решение светских властей империи с точки зрения положений Корана и шариата. Его фетва - документ, одобряющий акты высшей власти, - была необходима и для султанского указа. Фетвы санкционировали даже низложение султанов и их восшествие на престол. Шейх-уль-ислам занимал в османской официальной иерархии место, равное великому везиру. Последний ежегодно наносил ему традиционный официальный визит, подчеркивая уважение светских властей главе мусульманского духовенства. Шейх-уль-ислам получал огромное жалованье от казны.

Османская бюрократия не отличалась чистотой нравов. Уже в указе султана Мехмеда III (1595-1603), изданном по случаю его восшествия на престол, говорилось о том, что в прошлом в Османской империи никто не страдал от несправедливости и вымогательства, ныне же сводом законов, гарантирующих справедливость, пренебрегают, а в делах административных присутствуют всевозможные несправедливости. С течением времени коррупция и злоупотребление властью, продажа доходных местечек и безудержное взяточничество стали очень распространены.

По мере роста могущества империи османов многие европейские государи стали проявлять все большую заинтересованность в дружественных отношениях с нею. Стамбул часто принимал иностранные посольства и миссии. Особенно активны были венецианцы, чей посол побывал при дворе Мехмеда II уже в 1454 г. В конце XV в. начались дипломатические отношения Порты с Францией и Московским государством. А уже в XVI в. дипломаты европейских держав вели в Стамбуле борьбу за влияние на султана и Порту.

В середине XVI в. возник сохранившийся до конца XVIII в. обычай обеспечивать иностранные посольства на время их пребывания во владениях султанов довольствием от казны. Так, в 1589 г. Высокая Порта выдавала персидскому послу сто баранов и сто сладких хлебов в день, а также значительную денежную сумму. Послы мусульманских государств получали содержание в большем размере, нежели представители христианских держав.

В течение почти 200 лет после падения Константинополя иностранные посольства располагались в самом Стамбуле, где для них было отведено специальное здание, называвшееся «Эльчи-хан» («Посольский двор»). С середины XVII в. послам были предоставлены резиденции в Галате и Пере, а в Эльчихане располагались представители государств - вассалов султана.

Прием иностранных послов проводился по тщательно разработанному церемониалу, который должен был свидетельствовать о мощи империи османов и могуществе самого монарха. Высоких гостей стремились поразить не только убранством султанской резиденции, но и грозным видом янычар, которые в таких случаях тысячами выстраивались перед дворцом в качестве почетного караула. Кульминацией приема был обычно допуск послов и их свиты в тронный зал, где они могли приблизиться к особе султана лишь в сопровождении его личной охраны. При этом по традиции каждого из гостей вели к трону под руки двое из стражей султана, отвечавших за безопасность своего господина. Богатые подарки султану и великому везиру были непременным атрибутом всякого иностранного посольства. Нарушения этой традиции были редки и, как правило, дорого обходились виновникам. В 1572 г. французский посол так и не удостоился аудиенции у Селима II, ибо подарков от своего короля он не привез. Еще хуже обошлись в 1585 г. с австрийским послом, также явившимся ко двору султана без подарков. Его просто заточили в темницу. Обычай подношения даров султану иностранными послами просуществовал до середины XVIII в.

Сношения иностранных представителей с великим везиром и другими высшими сановниками империи также были обычно сопряжены с множеством формальностей и условностей, а необходимость делать им дорогие подарки оставалась до второй половины XVIII в. нормой деловых отношений с Портой и ее ведомствами.

При объявлении войны послов сажали в темницу, в частности в казематы Едикуле, Семибашенного замка. Но и в мирное время случаи оскорбления послов и даже физического насилия над ними или произвольного тюремного заключения не были явлением чрезвычайным. К представителям России султан и Порта относились, пожалуй, уважительнее, чем к прочим иностранным послам. За исключением заточения в Семибашенный замок при возникновении войн с Россией русские представители не подвергались публичным унижениям или насилиям. Первый московский посол в Стамбуле, стольник Плещеев (1496), был принят султаном Баязидом II, а ответные грамоты султана содержали уверения в дружбе Московскому государству, да и весьма добрые слова о самом Плещееве. Отношение султана и Порты к российским послам в последующие времена, очевидно, определялось нежеланием ухудшать отношения с могущественным соседом.

Однако Стамбул был не только политическим центром Османской империи. «По своему значению и как резиденция халифа Стамбул стал первым городом мусульман, столь же сказочным, как и древняя столица арабских халифов, - отмечает Н. Тодоров. - В нем было сосредоточено огромное богатство, которое составили добыча победоносных войн, контрибуции, постоянный приток налогов и других поступлений, доходы с развивавшейся торговли. Узловое географическое положение - на скрещении нескольких основных торговых путей по суше и морю - и привилегии в снабжении, которыми Стамбул пользовался на протяжении нескольких веков, превратили его в крупнейший европейский город».

Столица турецких султанов обладала славой красивого и процветающего города. В великолепный природный рисунок города хорошо вписались образцы мусульманского зодчества. Новый архитектурный облик города возник не сразу. Обширное строительство велось в Стамбуле долгое время, начиная со второй половины XV в. Султаны позаботились о восстановлении и дальнейшем укреплении городских стен. Затем начали возникать новые здания - султанская резиденция, мечети, дворцы.

Гигантский город естественным образом распадался на три части: собственно Стамбул, находившийся на мысу между Мраморным морем и Золотым Рогом, Галата и Пера на северном берегу Золотого Рога и Ускюдар на азиатском берегу Босфора, третий крупный район турецкой столицы, выросший на месте древнего Хрисополя. Основную часть городского ансамбля составлял Стамбул, границы которого определялись линиями сухопутных и морских стен бывшей византийской столицы. Именно здесь, в старой части города, сложился политический, религиозный и административный центр Османской империи. Здесь находились резиденция султана, все правительственные учреждения и ведомства, важнейшие культовые сооружения. В этой части города по традиции, сохранившейся с византийских времен, располагались крупнейшие торговые фирмы и ремесленные мастерские.

Очевидцы, дружно восхищавшиеся общей панорамой и местоположением города, были столь же единодушны в разочаровании, возникавшем при более близком знакомстве с ним. «Город внутри не соответствует своему прекрасному внешнему облику, - писал итальянский путешественник начала XVII в. Пьетро делла Балле. - Напротив, он довольно безобразен, поскольку никто не заботится о том, чтобы держать улицы в чистоте... из-за небрежности жителей улицы стали грязными и неудобными... Здесь очень мало улиц, по которым легко могут проехать... дорожные экипажи - ими пользуются только женщины и те лица, которые не могут ходить пешком. По всем остальным улицам можно ездить только верхом или идти пешком, не испытывая при этом большого удовлетворения». Узкие и кривые, в большинстве своем немощеные, с непрерывными спусками и подъемами, грязные и мрачные - такими выглядят в описаниях очевидцев почти все улицы средневекового Стамбула. Только одна из улиц старой части города - Диван Иолу - была широкой, сравнительно опрятной и даже красивой. Но то была центральная магистраль, по которой султанский кортеж обычно проезжал через весь город от Адрианопольских ворот до дворца Топкапы.

Путешественников разочаровывал вид многих старых зданий Стамбула. Но постепенно, по мере расширения Османской империи, турки воспринимали более высокую культуру покоренных ими народов, что, естественно, отражалось и на градостроительстве. Тем не менее в XVI-XVIII вв. жилые дома турецкой столицы выглядели более чем скромно и отнюдь не вызывали восхищения. Европейские путешественники отмечали, что частные дома стамбульцев, за исключением дворцов сановников и богатых купцов, представляют собой малопривлекательные сооружения.

В средневековом Стамбуле насчитывалось от 30 тыс. до 40 тыс. зданий - жилых домов, торговых и ремесленных заведений. В подавляющем большинстве это были одноэтажные деревянные дома. Вместе с тем во второй половине XV-XVII вв. в османской столице было сооружено немало зданий, ставших образцами османской архитектуры. Это были соборные и малые мечети, многочисленные мусульманские духовные училища - медресе, дервишские обители - текке, караван-сараи, здания рынков и различных мусульманских благотворительных учреждений, дворцы султана и его вельмож. В первые же годы после завоевания Константинополя был выстроен дворец Эски Сарай (Старый дворец), где 15 лет располагалась резиденция султана Мехмеда II .

В 1466 г. на площади, где некогда находился древний акрополь Византия, было начато сооружение новой султанской резиденции - Топкапы. Она оставалась местопребыванием османских султанов до XIX в. Строительство дворцовых зданий на территории Топкапы продолжалось в XVI-XVIII вв. Главную прелесть дворцовому комплексу Топкапы придавало его расположение: он находился на высоком холме, буквально нависая над водами Мраморного моря, его украшали прекрасные сады.

Мечети и мавзолеи, дворцовые здания и ансамбли, медресе и текке были не только образцами османской архитектуры. Многие из них стали и памятниками турецкого средневекового прикладного искусства. Мастера художественной обработки камня и мрамора, дерева и металла, кости и кожи участвовали во внешней отделке зданий, но особенно их интерьеров. Тончайшая резьба украшала деревянные двери богатых мечетей и дворцовых зданий. Изумительной работы изразцовые панно и цветные витражи, искусно выполненные бронзовые канделябры, знаменитые ковры из малоазиатского города Ушака - все это было свидетельством таланта и трудолюбия многочисленных безымянных умельцев, создавших подлинные образцы средневекового прикладного искусства. Во многих местах в Стамбуле были сооружены фонтаны, строительство которых считалось у мусульман, высоко чтивших воду, делом богоугодным.

Своеобразный облик придавали Стамбулу наряду с мусульманскими культовыми сооружениями знаменитые турецкие бани. «После мечетей, - отмечал один из путешественников, - первые предметы, поражающие приезжего в турецком городе, - здания, увенчанные свинцовыми куполами, в которых сделаны в шахматном порядке отверстия с выпуклыми стеклами. Это «гаммамы», или общественные бани. Они принадлежат к лучшим произведениям архитектуры в Турции, и нет городишка, такого жалкого и бездольного, где бы не было общественных бань, открытых с четырех часов утра до восьми вечера. В Константинополе их до трехсот».

Бани в Стамбуле, как и во всех турецких городах, были для жителей также местом отдыха и встреч, чем-то вроде клуба, где после омовения можно было многие часы проводить в беседах за традиционной чашечкой кофе.

Подобно баням неотъемлемую часть облика турецкой столицы составляли рынки. В Стамбуле было много рынков, в большинстве своем крытых. Существовали рынки по продаже муки, мяса и рыбы, овощей и фруктов, мехов и тканей. Был и специаль