Роль этикета в современной жизни. Этикет и его роль в обществе. Основные нормы этикета юриста


План
Введение
1. Понятие профессиональной этики юриста
2. Формы проявления эстетической культуры юриста.
3. Роль и значение этикета в работе юриста
Заключение
Список литературы

Введение
Современное общество все в большей степени становится обществом экспертов, специалистов, владеющих особыми знаниями и навыками. Эта тенденция общества к специализации порождает все большую независимость, самостоятельность профессиональных групп, которая, в свою очередь, порождает массу этических проблем.
В первую очередь, это проблема существования кодексов профессиональной этики, а точнее совместимости их требований к членам той или иной профессии с требованиями универсальной этики. То есть, профессиональные кодексы не должны быть источником какой- то особой этики, которая бы позволяла членам соответствующих профессиональных групп "делать то, что другим делать безнравственно". Другая сторона этой же проблемы - необходимость соединять профессиональную этику с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.
Хотя указанная проблема важна для любой профессиональной группы, для юридической профессии она должна, по всей видимости, находится на первом месте. Причиной тому служит сам характер деятельности юриста, которая, как весьма точно определяет доктор юридических наук, профессор А.С. Кобликов, "касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека".
Следовательно, собственная проблема существования юридической этики связана с особой ответственностью юридической профессии перед обществом.
По словам французского специалиста правоведа Ж. Л. Бержеля, юрист "не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого становится причиной нелогичных и непредвиденных событий". Юристы должны заботиться о безопасности и стабильности отношений между людьми даже тогда, когда их не совсем устраивает существующий порядок.
Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.
Конечно, снижение общественного контроля допустимо не для всех видов юридической профессии (общественный контроль необходим в первую очередь там, где юристы осуществляют функции государственной власти: суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.). Но в любом случае одновременно с общественным контролем должен существовать внутренний профессиональный контроль соблюдения принципов и правил профессиональной юридической этики. В этих целях и создаются кодексы профессиональной этики, устанавливается ответственность за их нарушение.
Следует также учесть, что зачастую нормы профессиональной этики различных юридических профессий содержатся в законах. Отсюда совершенствование юридической этики отчасти решает и задачу совершенствования механизма правового регулирования в целом.
Для решения этой задачи необходимо обратить внимание на категории, лежащие в основе юридической этики, ее цели и принципы, которые служат своего рода ценностными стандартами, по которым качественно выверяются сами правила профессиональной этики.
Эти категории и будут рассмотрены в настоящей работе.
Основная цель работы - раскрыть содержание указанных категорий и показать их значение и взаимосвязь. Для достижения указанной цели категории и принципы профессиональной этики юриста рассматриваются в сравнении с категориями универсальной этики, на примерах конкретных юридических профессий, анализу этических принципов одной из которых (адвокатской деятельности) посвящен один из разделов работы.
Работа основана на анализе специальной научной литературы, посвященной проблемам юридической этики, в частности работ таких авторов как М.Ю. Барщевский, А.С. Кобликов, Е.А. Красникова, Н.Я. Соколов и др. В работе учтено действующее российское законодательства, а также рассматриваются нормы российских и зарубежных кодексов этики различных юридических профессий.

3. Роль и значение этикета в работе юриста
Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактору юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
- обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
- моральная устойчивость, проявляющаяся, прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших, и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.

Заключение
Формирование у будущих специалистов юридической профессии морально-этических навыков следует начинать на ранней стадии обучения, поскольку каждый индивид воспитан в соответствии со своим социальным положением. А профессия юриста предполагает наличие значительных полномочий, что может отрицательно сказаться на человеке с неустойчивыми моральными принципами.
Юридическая этика - меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этические аспекты.
и т.д.................

ВВЕДЕНИЕ

Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе.

Никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать на работе? Первый, хватая звёзды с неба, ни в чём себе не отказывает и состоит в прекрасных отношениях с начальством. Другой же - совсем наоборот: никак не вписывается в коллектив, да и прибыли особой нет. В чём же секрет успешного бизнеса? Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением над поставленной задачей и опухшими глазами перед экраном монитора в десять вечера. И в нашем случае с двумя коллегами, счастливчик овладел всевозможными правилами поведения на работе, когда неудачливый трудяга не имеет ни малейшего понятия о деловом этикете.

Целью данного реферата является изучение темы «Роль этикета в деловом общении».

РОЛЬ ЭТИКЕТА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Основы этикета делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения и т.д.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру.

Этикет представляет собой «условный язык», имеющий характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его внутренней культуры, его нравственных и интеллектуальных качествах уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит.

Этикет (от фр. - etiquette - ярлык, церемониал, норма обхождения) - это совокупность норм и обычаев, регулирующих внешние формы поведения человека в обществе. В понятие этикета входит совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения.

Основную функцию делового этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Деловой этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский:

  • 1) обязательным условием делового общения является вежливость , которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость - означает проявлять доброжелательность. В деловом мире вежливость рассматривается как экономическая категория, содействующая достижению деловых успехов в партнерстве;
  • 2) тактичность - это чувство меры, соблюдаемое в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает обида, огорчение, а иногда и раздражение. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами;
  • 3) скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью, т.к. это различные категории;
  • 4) корректность - это нейтральная, официальная, сдержанная, сухая вежливость. Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых обстоятельствах, в т.ч. в конфликтных;
  • 5) благородство - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды;
  • 6) точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении. этикет личностный темперамент коммуникация

В современном обществе хорошими манерами считаются вежливость, скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Манеры - это способ держать и преподносить себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

К плохим манерам можно отнести привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, навязывание другим людям своей воли и желаний, бестактность, неумение сдерживать свое раздражение и т.д.

Этикет делового общения подразумевает уважительное и учтивое отношение к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия; правила ведения разговора, беседы и переговоров и т.д..

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой ин­формации и специальная литература все чаще обращаются к про­блеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объяс­няется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают ника­кой критики.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения при­дворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места орга­низации приема, а также рекомендации по регламенту и особен­ностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех наро­дов были свои установленные правила и нормы поведения для раз­личных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных сло­ев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептичес­ким, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждеб­ным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспита­нию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж не­сомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхож­дения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться не­опрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецен­зурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможны­ми. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой об­щества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виден­ным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспита­нием.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, же­лательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-боро­датым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охот­но принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджа­кам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" под­чиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические ли­деры.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпри­нимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уров­ня, то его поведение в обществе достаточно строго регламенти­ровано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Весьма популярна за последние годы ориентация на амери­канских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импони­рует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, уме­ние быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон бе­седы. Однако простота и демократичность манеры поведения аме­риканского делового человека также достаточно жестко форма­лизована и подчиняется непростому этикету. Да, американец счи­тает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать при­ятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский об­раз жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблю­дения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведе­ния в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дру­жеского общения деловых людей Америки.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом эти­кете и других стран: корректность и безупречные манеры англий­ских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуаль­ность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составля­ло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискажен­ном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных цен­ностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальней­шее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользо­вался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого уга­сающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обремени­тельным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворян­ства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой стра­ны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младен­ческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были доро­же любых результатов. Именно принципы чести и достоинства воз­несли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуе­мо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Стро­гость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надмен­ность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой арис­тократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержан­ность, даже простота в общении со всеми, независимо от их об­щественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная ан­глийская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлека­тельные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Мно­гие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весь­ма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализиро­вать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного вла­дения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, уни­верситеты, сеть закрытых специальных учебных заведений откры­вали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезно­го образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяе­мого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, от­куда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Лари­на всей душой любила обычаи и преданья "простонародной стари­ны". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное ме­сто народные сказания и поверья, широко использовались народ­ные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традици­ям угасающего русского дворянства имел основной целью дока­зать, что за образцами высокой нравственности, духовности, стро­гих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не ус­ложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, ко­нечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая про­верить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и эти­кет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизнен­ных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Од­нако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в пер­вую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключе­ния. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно оши­баться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при зна­комстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нуж­но учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызы­вают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различ­ных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жест­ко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая жен­щина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садо­вое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и гал­стук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государ­ственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уров­ней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды при­шел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с наклад­ными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вож­дя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень про­сто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрич­ки, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти пер­вым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высо­ким титулом - Женщина.

Æ Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный (государственный) этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

религиозный этикет – правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов: делового и неделового общения; обрядовый; застольный; беседы – визуальной, телефонной, электронной и др.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.


Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а с близкими людьми не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.È

Æ Истинная вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическое, ровное отношение к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях вытекают из нравственных принципов. В отличие от невежды, который выплескивает свои негативные эмоции на окружающих, вежливый человек умеет их сдерживать.

Быть вежливым – вовсе не значит лебезить и заискивать. Вежливость не только располагает, но и позволяет держать человека на расстоянии.

Тактичность и чуткость по отношению к окружающим – непременное условие плодотворного сотрудничества начальника и подчиненного, коллег по работе. Содержание этих двух благородных человеческих качеств – внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение.

Тактичность и чуткость на самом деле неразрывно связаны с нормальным трудовым процессом в коллективе. Учреждение, в котором работают воспитанные люди, работает как часы: профессиональные проблемы решаются быстро, личные проблемы отступают, если члены коллектива принимают в них участие. Проявите бестактность и хамство по отношению к подчиненному, и его обида немедленно выльется в самых непредсказуемых формах.

Тактичность – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; это умение чувствовать границу, которую никто не вправе переступать. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разница в возрасте, пол, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Впрочем, культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении по отношению к руководителю и к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы тем же своему окружению?

Тактичность и чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не умалит вашего достоинства, но, наоборот, укрепит мыслящих людей во мнении о вашей скромности – исключительно ценной человеческой черты.

Скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного решительнее и активнее.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, не требует для себя никаких привилегий. Слово «скромный» родственно словам «укромный» (скрытый) и «сокровенный» (под покровом тайны). Все эти слова связаны одним общим значением – скрыть от глаз людских. Скромный, не обнажающий свой внутренний мир человек является наиболее защищенным.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, – вот решение этого противоречия между требованиями хорошего тона при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписываемых общегражданским этикетом. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, текущие изменения социально-бытовых условий сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому очень многое из того, что было принято еще в начале или середине XX в., может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее лучшие традиции общегражданского этикета, даже изменившись по форме, сохранились.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению к людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже если вы не знакомы со всеми правилами общегражданского этикета, которые существуют в великом множестве.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика – все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми – именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление – вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения – это еще не значит относиться к жизни проще.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Очень важно найти собственный, неповторимый имидж. Не забывайте постоянно и неусыпно заботиться о своем внешнем облике.

Придирчиво изучайте себя в зеркале и наведите лоск в одежде. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних.

При выборе цветов в одежде следует учитывать следующие закономерности:

Красный цвет в одежде подчеркивает естественную белизну лица;

Синий цвет больше подходит к светлым волосам;

Желтый цвет придает белизне лица фиолетовый оттенок, подходит к темным волосам;

Белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи лица;

Черный цвет поглощает блеск других цветов.

Не носите одежду чересчур ярких цветов или слишком пеструю. Выбирайте спокойные тона и фасоны, которые более всего подходят и вам, и мероприятию, в котором вы участвуете.

Не пренебрегайте деталями своего туалета. Мятый костюм, невыглаженная рубашка, линялый галстук скажут о вас больше, чем самый злостный сплетник.

Если вам захочется привести в порядок свой костюм, причесаться, почистить ногти и т. п., выбирайте для этого места, где вас не видят.

Не кладите в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Всегда крайне важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Состояние обуви характеризует человека. Не выходите на улицу в нечищеной обуви. Войти в общественное место босиком или в грязных ботинках – в равной степени неуважительно.

Не носите шляпу натянутой на глаза (как мафиози) или сдвинутой за затылок (как деревенщина).

В халате или домашних туфлях нигде, кроме спальни или ванной комнаты, появляться не следует.

Какой бы роскошный спортивный костюм у вас ни был, его следует оставить исключительно для занятий спортом. К тому же в недавнем прошлом спортивный костюм в сочетании с кожаной курткой, как и пресловутый красный пиджак, служил традиционным нарядом русских мафиози, членов преступных группировок.

Драгоценности служат не только для украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, брошь, заколку и др., потому что эти вещи полезны. Но чем они проще, тем лучше. Женщины должны быть особенно внимательны к своим украшениям и не перегружать свой образ их чрезмерным количеством.

Следите за своей походкой. Ходить следует не вразвалку, а твердо, не сгибаясь и с достоинством.

Всегда держите под контролем свои руки. Не жестикулируйте ими без необходимости и не кладите их часто в карманы.

Не свистите на улице и в обществе. Недаром говорится: «Все деньги просвистишь».

Не смейтесь слишком громко, даже если вам очень смешно.

Не курите, если это неприятно другим.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и на ваши манеры обращают внимание окружающие.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не должен курить. Если курят оба, то им имеет смысл для этого остановиться.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине. открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине.

Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины, а поднимаясь – на пару ступенек сзади, чтобы, если женщина оступится или поскользнется, он успел ее поддержать.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя, подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи или уступает ей место в общественном транспорте. Но это правило не распространяется на меховую накидку или манто, кроме случаев, когда дама плохо себя чувствует.

Воспитанный мужчина никогда не станет откровенничать по поводу своих отношений с девушкой или женщиной с другим человеком (это называется сплетней и унижает и рассказчика, и слушателя).

Воспитанный мужчина никогда не позволит себе войти в комнату впереди женщины, если только там не темно и ему не нужно включать свет, чтобы она могла войти.

Воспитанный мужчина никогда не станет сидеть в присутствии стоящей дамы или садиться без приглашения.

Не стоит начинать разговор с женщиной или кланяться ей, пока она вас не узнала. Хотя из этого правила есть исключения. Если мужчина желает обратить на себя внимание некоей знакомой, он может догнать ее и осторожно коснуться ее руки или негромко позвать ее по имени-отчеству (но ни в коем случае не по фамилии).

Воспитанный мужчина никогда не станет говорить с женщиной о ее возрасте, если он не три исполнении служебных обязанностей. Априори тут следуют правилу: женщине столько лет, на сколько она выглядит.

Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу. Если вы полагаете, что ваши чувства позволяют вам объятия и поцелуи, то в любом случае не стоит этого десть на улице и в присутствии незнакомых людей.

Даже если дама курит, мужчина не должен закуривать, не предложив сначала сигарету той, которую он сопровождает, и без ее разрешения, если она отказалась курить.

В поезде, в толпе у бара не курите, стоя слишком близко к женщине: дым может вызвать у нее отрицательную реакцию. Не курите трубку или сигару в тесном помещении, не спросив разрешения у присутствующих женщин, – ароматы, которые вам кажутся неземными, другим могут показаться омерзительными.

Мужчина не должен говорить за столом о неприятных вещах, затрагивать двусмысленные, обижающие других, и особенно дам, темы.

Джентльмены не опаздывают. Если мужчина встречается с дамой в условленном месте, опоздание на 5-10 минут допустимо, но… крайне нежелательно.

По правилам хорошего тона мужчина приходит на место свидания на несколько минут (но не секунд!) раньше. Его опоздание может поставить даму в неловкое положение; в случае непредвиденных обстоятельств нужно постараться сообщить ей об этом.

Женщина ожидает возлюбленного, пока позволяет сила ее чувства.

Женщина может опоздать на свидание на несколько минут: Но не стоит устраивать испытания возлюбленному на устойчивость и выдержку под дождем или в непогоду.

Влюбленный мужчина никогда не забывает договориться о следующей встрече и не прощается первым. Если ваш друг ведет себя по-другому, то обольщаться на его счет не стоит.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

ÆТест: насколько вы тактичны?

1. Если друг расскажет вам о том, что его роману пришел конец или что его брак распался, то вы:

а) спросите его, что же произошло (3);

б) скажете, что вам не хотелось бы вмешиваться в это дело (0);

в) выслушаете все, что он захочет вам рассказать (10).

2. Если вы встретитесь с другом, с которым долго не виделись, и окажется, что он сильно располнел, то вы:

а) скажете ему, что он здорово растолстел (0);

б) скажете ему что-нибудь приятное о том, как он хорошо выглядит (0);

в) ничего не скажете (10).

3. Сосед сообщает вам о своей удачной покупке. Если вы знаете место, где эту вещь можно купить за меньшую сумму, то:

а) скажете вашему соседу, что он сделал ошибку

б) посоветуете ему заходить и в другие магазины

в) не станете распространяться о том, была ли эта покупка, по вашему мнению, удачной (10).

4. Вы с группой коллег отправились на загородную прогулку. Выясняется, что один из них забыл дома деньги. Вы:

а) гордо объявите, что заплатите за него (0);

б) ничего не скажете (3);

в) тихо скажете ему, что у вас хватит денег, чтобы оплатить его расходы (10).

5. Для того чтобы устроиться на работу, вам предстоит пройти собеседование. Зная, что работодатель придерживается консервативных взглядов, вы:

а) все равно оденетесь непринужденно (0);

б) наденете очень солидный, вышедший из моды костюм (3);

в) оденетесь в модный деловой костюм, сшитый в строгом стиле (10).

6. Вас пригласили на званый обед. Когда подали второе, оно вам показалось невкусным. Вы:

а) отодвинете свою тарелку в сторону (0);

б) скажете, что сидите на диете (3);

в) беседуя о чем-нибудь интересном, съедите лишь небольшую часть блюда (10).

Результаты теста. Если вы набрали

50–60 очков. Вы легко находите новых друзей и благодаря своей предупредительности по отношению к другим редко оказываетесь объектом нападок.

30–49 очков. В общем и целом вы откровенный человек. Иногда вы наступаете на чужие мозоли, но делаете это без злого умысла.

0-29 очков. Похоже, вам совсем безразлично, что чувствуют другие. Это не лучший путь к налаживанию контактов.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.


Полностью это изречение звучит так: «Noscitur ex socio, qui non cognoscitur ex se» - «От самого человека не узнаем того, что узнаем о нем от его товарища».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЭТИКЕТА. РОЛЬ И МЕСТО ЭТИКЕТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА .
Во второй половине ХVIII века в России получило распространение новое понятие поведенческой культуры- этикет , который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения.

Российский этикет- сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами.

Современное понятие слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах , манерах и внешнем облике человека.

Понятие этикет сформировалось в ХVII в. во Франции при дворе Людовика XIV и определялось как порядок поведения при дворе французского короля.

Основу этикета XIX века составляли вежливость и учтивость, такт и благопристойность.

В конце второго десятилетия ХХ века возникли новые поведенческие правила и нормы, основанные на принципе: кто был никем, тот станет всем. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Отношения между мужчиной и женщиной стали строиться на принципах товарищества. Высмеивалось и даже наказывалось внимание к своему внешнему виду. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. В социалистическом обществе использовалось понятие культура поведения.

В жизни общества этикет играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей , различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как приятно вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми людьми . Соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком.

Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере общения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимо владение нормами и правилами речевого этикета. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.

Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма.

Есть правила, являющиеся основными, пронизывающими все поведение человека. Важнейшее из них- стараться не ставить людей в неудобное положение; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…».

В общении с людьми поможет вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет противников.

Принципы современного этикета:

Разумность и необходимость соблюдения этикета,

В основе любого правила лежат нравственные требования: проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности,

Прочность манер (привычность к поступку),

В этикете нет мелочей,

Важно уметь делать все красиво,

Необходимо уважение к национальным обычаям.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК.
Продумывая его, учитывайте характер производственной деятельности. Внешний облик педагога должен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражаться любовь и забота о воспитанниках, богатый внутренний мир. Дети учатся у взрослых правильно одеваться . Красиво выглядеть- значит проявлять уважение к окружающим людям.

Первое из требований- тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Чистота и элегантность одежды, подобранные в тон аксессуары свидетельствуют о его уверенности в себе. Женщинам следует исключить из делового костюма декольтированные вырезы, прозрачные блузки, чрезмерно короткие юбки, большие и броские украшения, яркие и крикливые цвета.

Костюм должен соответствовать профессиональному занятию, должности, возрасту, особенностям фигуры, той социальной среде, в которой человек находится.

Следует учитывать цветовое воздействие на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и на более трех цветов. Нежелательны изображения цветов, птиц ярких расцветок.

Обувь следует чистить ежедневно. Светлые и открытые туфли предназначены для легкого делового костюма, темные и закрытые- для теплого. Деловая обувь- на невысоком каблуке (3- 4 см.). Домашние тапочки- только для дома. Сапоги- только для улицы. Деловая косметика неяркая. Лак для ногтей светлый и свежий. Аромат духов- легкий, распространяется не далее чем на полметра. Прическа современная.

Украшения просты и лаконичны.

Рабочий стол и кабинет следует содержать в порядке и чистоте, исключив ненужные для работы предметы, семейные или журнальные фотографии, убрав от посторонних глаз косметические принадлежности, верхнюю одежду, сменную обувь. Пользоваться лучше хорошей авторучкой.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.


Важнейшее средство делового общения- наша речь. Предостерегая от словесной жестокости, русские пословицы гласят: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от него люди гибнут». Вместе с тем словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к жизненным достижениям.

Соблюдение речевого этикета- важнейшее профессиональное требование. Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений.

Простейшая формула речевого этикета выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия .
ИСКУССТВО СОБЕСЕДНИКА.
Основные требования к разговорной речи: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). Вместо слов я хочу, ты должна лучше употребить сослагательное наклонение: мне бы хотелось, не могла бы ты, это смягчает остроту требования.

Крайней бестактностью считаются перешептывания в присутствии других; настойчивые вопросы, на которые не хочется отвечать; ответы, выражающие превосходство (проблема первого становится незначительной по сравнению с проблемой второго).

Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.

Другое этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно. В трудную минуту важно слышать слова ободрения.

В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты- добрые слова о достоинствах человека . Неискренний комплимент похож на лесть и вряд ли приведет к взаимопониманию. Принимая комплимент, обязательно поблагодарите за добрые слова.
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.
Деловая беседа состоит из трех основных этапов, каждый из которых следует тщательно обдумать:


  1. ознакомление с проблемой и ее раскрытие;

  2. уточнение факторов, влияющих на выбор решения;

  3. принятие решения, выводы.
В ходе беседы целесообразно отбросить личные предубеждения против собеседников, быть спокойным, выдержанным, терпеливо воспринимать возражения (даже если они ошибочные). Проявление негативных эмоций мешает принятию разумного решения.

Позитивный собеседник всегда доброжелателен, готов воспринять чужой взгляд. Всезнайка высказывает мнение по любому поводу. Высокомерный сотрудник замкнут: все недостойно его внимания. Неуверенному в себе собеседнику надо помочь укрепить веру в себя.

ДИСКУССИЯ.


Существует мнение, что лучший способ победить в споре- не вступать в него вовсе. Но бывают ситуации, при которых необходимо выяснить позиции и отстоять свою точку зрения.

Правила ведения дискуссии:


  1. Принимайте в ней участие только при необходимости .

  2. Заранее определите предмет дискуссии, договоритесь о терминологии, сути, цели. Упустив это, можно спорить до хрипоты.

  3. Обсуждайте не личность оппонента и не его точку зрения, а раскрывайте и отстаивайте свой взгляд на проблему, на фактах доказывайте его правильность.

  4. Аргументацию начните с похвалы оппоненту. Никогда не принижайте его, предоставляйте возможность сохранить престиж.

  5. Если Вы поняли, что не правы, а оппонент рассуждает верно, признайте это. Главное- понять суть ошибки и пути ее исправления. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Для позитивного решения важной проблемы примените метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. При этом возникает единство взглядов, интересов, действий. Через определенное число вопросов тем же тоном, спокойно задайте главный вопрос. Человек, настроившийся на позитивные ответы, скорее всего, ответит соответственно. Этот способ убеждения называют СЕКРЕТОМ СОКРАТА.

Для сохранения доброжелательных отношений старайтесь, как можно реже, критиковать своих близких, друзей, сослуживцев. Людей надо воспринимать такими, какие они есть, со всеми их недостатками и достоинствами. Следует меньше критиковать и больше подчеркивать достоинства своих коллег. Допускайте право человека на ошибку. Если обстоятельства заставляют высказываться критически, соблюдайте доброжелательный и уважительный тон. Критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования. Если не знаете, что предложить, то и не критикуйте.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО.
Чтобы Ваше выступление на заседании, собрании приносило не только пользу, но и радость и выступающему и слушателям, необходимо соблюдать ряд этических и этикетных моментов.


  1. Тщательная подготовка выступления предполагает подбор материала, фактов и запись текста, тезисов. Следует учитывать, что через 15- 20 мин. доклада наступает время кризиса внимания; на слух плохо воспринимаются чрезмерное количество цифр и длинные предложения, содержащие более 14 слов. Прорепетируйте выступление перед зеркалом, обратите внимание на свою позу, мимику, которые не должны утомлять слушателей.

  2. Продумайте соответствие внешнего вида теме выступления. Проверьте иллюстративный материал к докладу и необходимое техническое оборудование.

  3. Излагать следует легко и свободно, не читая текст, а лишь изредка в него заглядывая. Яркость выступлению придадут разнообразные интонации, замедления или ускорения речи. Паузы помогут вам передохнуть, заглянуть в записи, а слушателям- обдумать сказанное.

  4. Всегда соблюдайте регламент. Аудитория настраивается на отведенное время и плохо слушает тех, кто говорит дольше. Обязательно подведите итог выступления, выделив его главную мысль; поблагодарите слушателей за внимание.

ЭТИКЕТ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА


По служебному телефону ведут официальные разговоры и лишь в исключительных случаях личные.

Правила пользования телефоном просты:

По домашнему телефону ждут ответа 5- 7 гудков, по служебному- 3- 4 (кроме тех учреждений, где не могут быстро ответить);

Сняв трубку, приветливо и доброжелательно произносят первое слово алло ;

По личному телефону звонят с 9 утра до 10 вечера, звонок в другое время требует веской причины и слов извинения;

Разговор длится 3- 5 минут; его окончание определяет женщина в беседе с мужчиной, старший по возрасту или положению.

Звонить домой незнакомому человеку; в противном случае следует сослаться на источник сведений о номере телефона;

Назойливо договориться, чтобы находящийся дома абонент обязательно ответил на телефонный вызов;

Передавать конфиденциальную информацию;

Возмущаться и кричать по поводу неправильно набранного номера;

Служебный телефонный разговор весьма краток (3- 5 мин.) и состоит из нескольких частей: 1) приветствие и представление, 2) введение в курс дела, обсуждение, 3) заключение. Говорят спокойным и сдержанным тоном, без лишних эмоций, только по существу, не забывая вежливые слова. Недопустимы недоброжелательный тон, нечеткие и невежливые ответы, жаргонные выражения.