Потеря интереса к учебе. Строгое следование плану. Учет гендерных различий

Отсутствие интереса к учению – одна из главных проблем школьного образования.

Одной из главных проблем школьного образования является то, что огромное количество учащихся всех звеньев обучения теряют желание учиться, а число имеющих ситуативные, аморфные, нестойкие интересы, увеличивается.

Как пишет в своей работе «Формирование учебных навыков» Д. Хамблин: «Случается, что ученик только физически присутствует на уроке, в то время как мысли его витают где-то далеко. Несосредоточенность на работе классе, невключенность в нее, по-видимому, связаны с пассивными и инертными способами учения». .

В то же время дети, инертные в школе, активно стремятся к проявлению себя в других жизненных сферах, никак не связанных со школой. Инертность, пассивность таких детей приводит в конечном итоге к отставанию по тем или иным предметам из-за невооруженностинеобходимыми навыками и умениями, приводит к уклонению от учения и сопровождается снижением познавательного интереса.

Кроме того следует иметь в виду, что на отдельных учащихся, стремящихся как-то выделиться в положительную сторону во время учебных занятий, могут негативно повлиять одноклассники или же сверстники, с которыми они чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни.

Д. Хамблин облекает это в следующие слова: «Группа может навязать нормы заурядности тем, кто хочет выделиться, или наказывать их». .

Правда, он тут же указывает на то, что не следует переоценивать влияние сверстников – это означало бы признать собственную педагогическую беспомощность.

Переоценивать, безусловно, не следует, но и недооценивать тоже нельзя. С этим негативным влиянием сталкиваются все педагоги, и не всегда удается этому помешать.

Еще Г.И. Щукина в своей книге «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника» выделяет «три важнейших источника стимуляции познавательных интересов: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися и между учениками». .

Так, где же найти пути решения этой проблемы? Как вернуть интерес к учению тем, кто его потерял? Конечно, здесь может помочь и содержание учебного материала. Если его обновить и нужным образом преподнести, то это может вызвать у учащихся удивление, например, к новым открытиям, или уважение к науке или ее представителям, что так или иначе будет способствовать пробуждению интереса. Кстати, Г.И. Щукина в своей книге отмечает несколько таких путей, основанных на содержании учебного материала. Среди этих стимулов она называет новизну самого материала, остранение,исторический подход к содержанию знаний, показ достижений современной науки и др. Но, несомненно, более важным и сейчас более востребованным современной школой являются два источника стимуляции познавательных интересов. Г.И Щукина, в частности, среди стимулов, связанных с организацией познавательной деятельности учащихся, акцентирует внимание на следующих: многообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемности в обучении, элементах исследования, а среди стимулов, вытекающих из отношений учащихся и учителем на уроке, она называет эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, поддержка начинаний учителя учениками, соревнование..

Д. Хамблин тоже неоднократно высказывал свою озабоченность отсутствием интереса к учению. Для него решением этой проблемы является поощрение активного учения школьников. «Чтобы преодолеть инертность и безразличие, - пишет он в своей работе, - необходимо основывать формирование умений учебной работы на такой деятельности, которая поможет ученикам осознать и почувствовать ответственность за собственные успехи и неудачи»..

Как же сподвигнуть детей вести себя более активно на уроке? Причем речь идет о такой активности, которая была бы нацелена на развитие личности, на приобретение знаний, умений, навыков.

Для этого нужно изменит взгляды на природу человека. Д.Хамблин в своем исследовании дальше пишет: «Мы должны сделать выбор между представлениями о человеке как существе пассивном, формируемым внешними силами…, или же активном, способном осознавать окружающий его мир и воздействовать на него». .

Еще Р. Уайт показал, что человеку свойственно врожденное стремление к познанию себя и реализации себя в деятельности. В чем же поэтому при данном подходе должна состоять роль учителя? Д. Хамблин утверждает: «Одна из задач наставника – помочь детям осознать себя в роли субъекта учебной деятельности».. Из инертных и потерявших всякий интерес к обучению дети трансформируются в существ инициативных, находчивых, стремящихся к образованию. Как пишет сам Д. Хамблин: «Понимание роли собственной активности способно иногда пробудить дремлющую инициативу и энергию у ранее пассивного мальчика или девочки».[ 41 , 25-26] .

Но процесс обучения в школе на уроке строго регламентирован, вставлен в определенные рамки, это и объем информации, которую нужно усвоить, это этапы урока, которые нужно пройти, это контроль и т.д. Можно ли эти рамки раздвинуть, видоизменить с тем, чтобы учащимся на уроке дышалось свободнее, чтобы они ощутили себя активными участниками учебного процесса, субъектами деятельности на уроке?

Как подмечает Н.А. Менчинская: «Учение школьника детерминировано внешними обстоятельствами (программой, методами обучения). В то же время оно является результатом активности личности самого школьника»..

Н.А. Менчинская ставит вопрос: «Какой путь является более эффективным, путь строгой регламентации действий учащихся или путь поисковый, когда перед учеником ставится проблема и он сам активно ищет способы ее решения?» .

В ряде исследований изучалась эффективность этих путей. З.И. Камыкова и Г.В. Кирия независимо друг от друга пришли к одним и тем же выводам. На первом этапе усвоение происходит быстрее в тех условиях, когда даются готовые указания, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи, когда требуется самостоятельно приложить знания к решению задач, преимущество явно оказывается на стороне проблемных методов.

Таким образом, решение проблемы включенности ученика в учебный процесс как активного его участника, преодоление инертности, отсутствия интереса к учению лежит на пути признания за ним его неповторимости как личности, которая может и должна проявить весь заложенный в ней потенциал в процессе деятельности на уроке. Образование должно ориентироваться на такую личность, стать личностно-ориентированным.

И.С. Якиманская указывает на то, что в основе личностно-ориентированного обучения, о котором в данном случае идет речь, «лежит признаниеиндивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом». [ 57, 9] .

Вслед за изменением статуса ученика должна и изменится основная функция школы, которая по словам И.С. Якиманской «состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, окультуривании путем обогащения результатами общего исторического опыта». .

Меняется школа, а значит должны измениться и общие подходы к этой проблеме педагогической науки. И.С. Якиманская далее пишет: «Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки»..

Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в том, чтобы развить способности ученика. Из этого следует, что здесь она пересекается с концепцией развивающего обучения.

Учебный процесс, так же как в при развивающем обучении, здесь при личностно-ориентированном подходе нужно строить не от обучения к учению, а от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно-ориентированного обучения предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения, определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика, определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития.

Вслед за всеми этими изменениями модифицируется и сам урок. Перед ним ставятся несколько иные задачи. Как отмечает И.С. Якиманская: «В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию».[ 57, 41] .

Наступило первое сентября, ребенок пошел в школу. Это его самый первый звонок и первый урок. Вас переполняет гордость, ведь он уже так вырос и стал самостоятельным.

Он так долго ждал и готовился к этому праздничному дню. В первый раз идет в школу с таким удовольствием, а значит, и учиться будет хорошо. Родители тоже рады и думают, что им не придется переживать из-за учебы.

Проходит несколько месяцев или год и все надежды родителей на хорошую учебу терпят крах. Ребенку перестают нравиться школьные занятия. Зачастую такое происходит при переходе во второй класс. Возрастает нагрузка, учителя начинают больше требовать от детей. Ведь нужно освоить большее количество материала. Иногда ребенок теряет интерес к учебе уже через 3-4 недели посещения школы. В некоторых случаях проблемы начинаются в классе пятом или шестом, хотя до этого никаких проблем не было.

Причины, по которым дети не хотят учиться

Основной причиной, из-за которой пропадает желание учиться, часто становится отсутствие мотивации. Во время очередного скандала ваш ребенок начинает задавать вопрос: «Зачем мне сдалась эта учеба?». Он не может понять, зачем столько времени отдавать неинтересным школьным заданиям. Ведь так хочется поиграть с друзьями или в компьютер, посмотреть телевизор. В основном так ведут себя дети в младших классах.

Это происходит из-за того, что дети до 13 лет, в силу своего возраста, не строят планы на будущее. Они еще не понимают, что повзрослеют, что надо будет поступать в институт и выбирать профессию. Малыши думают, что родители будут постоянно заботиться о них. Обычно с возрастом это проходит. Подростки тоже могут потерять интерес к учебе. Происходит это по одной простой причине - они видят как люди, имеющие высшее образование, живут в нищете. При этом те, кто не отличается высоким интеллектом, имеют и деньги, и успех.

А может, проблема в окружении

Есть вероятность, что проблема может заключаться в окружении вашего ребенка. Может, у него не очень хорошие отношения с одноклассниками. Дети могут быть достаточно жестокими по отношению к другим. Возможно, вашего ребенка дразнят или даже бьют те, кто посильнее. В наших современных школах может быть ситуация, когда старшеклассники издеваются и забирают деньги у тех, кто младше и слабее. Жертва, как правило, никому из взрослых об этом не рассказывает.

Кроме конфликта с одноклассниками, отношения могут не сложиться и с учителем. Как правило, в младших классах большинство предметов ведет один педагог. Ребенок оказывается заложником ситуации. Он находится практически в постоянном стрессе. От этого может пострадать и психика ребенка. Но не во всем виновата школа. Очень сильно на поведение детей влияет ситуация в семье. Может таким способом ребенок просто протестует против ваших методов воспитания?

Одна из причин - это усталость

От занятий можно устать не только физически, но и интеллектуально. Проще всего восстановить физические силы, надо только полноценно питаться и хорошо высыпаться. Хуже обстоят дела с интеллектуальной или эмоциональной усталостью. Возможно, придется обратиться за помощью к специалисту. Психолог сможет разобраться в проблеме и решить ее.

Родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, самым лучшим учеником в классе и при этом посещал еще и несколько кружков. Из-за этого может случиться эмоциональное и умственное истощение. Бывает, что и дети, особенно девочки, хотят быть лучшими, самыми умными. Чтобы добиться своей цели они постоянно занимаются. Первое время все выходит, но в один прекрасный момент все меняется, ухудшается психическое состояние. Память становится хуже, материал не запоминается, снижается концентрация внимания.

Дети, привыкшие побеждать, очень тяжело переносят свою невозможность быть первыми. У них снижается общая самооценка. Родители, вместо того чтобы поддержать, начинают критиковать. Все это вместе психически давит на ребенка, он не видит смысла стараться и укрепляется во мнении о своей бездарности. У преуспевающих школьников пропадает всякое желание учиться.

Выше рассмотрены самые распространенные причины, из-за которых дети теряют интерес к учебе. Что могут сделать родители? Прежде всего, стоит поговорить со своим ребенком, не критикуя его, и выяснить, почему сложилась такая ситуация. Если произошел эмоциональный срыв, то единственно правильное решение - это обращение к специалисту. Психолог поможет скорректировать мотивацию. В случае, когда произошел конфликт с одноклассниками или с учителем, просто переведите ребенка в другое учебное заведение. Не оставляйте своего ребенка один на один с проблемой. Помогите ему изменить мнение о сложившейся ситуации. Ваше понимание и доверие помогут ему все осознать и попробовать что-то изменить.

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)