Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества (практическая работа)

Цели:

1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.

3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.

Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к выполнению практической работы.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3. Ход работы.

Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.

Работаем в тетради для практических работ.

ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:

а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.

2. Что называют мениском?

(1 балл.)

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.

II вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:

а) m;
б) w;
в) V;
г) M.

2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.

Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.

Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.

Упражнения.

1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).

2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г

Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.

I вариант

Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?

Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

II вариант

Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.

При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.

Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?

Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.

ТЕМА: Практическая работа №3 . Приготовление растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества .

Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.

Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.

Организационные формы : беседа, практическая работа.

Структура урока

I. Организационный этап 2 мин

II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин

    Инструктажи: по технике безопасности

по проведению практической работы..5-6 мин

    Проведение практической работы …. 25 мин

    Домашнее задание...1- 2 мин

    Подведение итогов урока...3 мин

    Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.

Беседа по вопросам

    Какие компоненты входят в состав раствора?

m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).

    Как определить состав раствора?

Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:

Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.

Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:

m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)

m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%

    Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.

ρ=m / v V= m / х;

Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

    Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).

Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.

    ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).

Учащиеся называют Правила по ТБ.

    Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.

    Нельзя брать реактивы не защищенными руками.

    Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.

    Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).

Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)

Практическая работа №3

Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.

Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.

Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.

Ход работы

Задание № 1. Проведите расчеты.

Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.

Результаты расчетов занесите в таблицу:

Масса раствора

Массовая доля раств. вещества w (%)

Масса вещества

Масса воды

Объем воды

Задание № 2. Взвешивание.

Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.

Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.

Задание № 3. Приготовление раствора .

Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.

Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.

Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.

Список использованной литературы:

    Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

    Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.

m (вещества)

m (вещества)

Приложение №1.

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

Приложение №2.

Практическая работа №1

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.

Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Правила техники безопасности во время выполнения практической работы

Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Порядок выполнения работы

1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.

Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:

m (рас. в-ва)= w

Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .

V =;

После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.

2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.

3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Составляем отчет в такой форме:

    Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

    Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.

    Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.

    Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.

Задания

А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;

Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;

В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;

Наблюдения: соль растворилась.

Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.

Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.

Домрачева Нина Павловна

Учитель химии

МБОУ «Новоторъяльская СОШ»

Новоторъяльского района Республики Марий Эл

Паспорт урока

Предмет: химия

Тема урока: Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества

Тип урока: практическая работа

Цель: приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Задачи:

1. образовательные:

    закрепить и проверить умения решать задачи прикладного характера на вычисление массы растворенного вещества и объема воды;

    научить учащихся приготавливать растворы веществ, имеющих практическое значение в повседневной жизни.

2.воспитательные:

    воспитывать ответственное отношение к выполнению своей работы, наблюдательность, настойчивость

    воспитывать культуру поведения в мире веществ.

3. развивающие:

    развивать умения переносить знания о растворах в новые условия;

    развивать коммуникативные качества учащихся: способность к сотрудничеству, взаимопомощи, делового общения.

Умения:

    общелабораторные: растворение, взвешивание, работа с мерной посудой;

    организационные: соблюдать правила ТБ, работать по инструкции, оформлять записи, осуществлять самоконтроль, соблюдать аккуратность

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: медицинские перчатки, технические весы с разновесами, колба, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, тв. гидрокарбонат натрия, борная кислота, сульфат цинка, перманганат калия, таблетки фурацилина, таблетки гидропирита, хлорид натрия.

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Целеполагание

    Выполнение работы

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности:

Ребята, вы любите сказки? И я их очень люблю. А давайте сегодня на уроке побываем в сказке, и не просто будем присутствовать, а будем непосредственными участниками этой сказки, её героями.

Итак, представьте себя на борту красивого белого корабля. Вы на верхней палубе корабля, кругом вода, а впереди…

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С куполами золотыми

И с оконцами резными

У окна царевны лик,

На море она глядит,

И не ест она, не спит,

Грусть, тоска её съедает,

И болезнь одолевает…

Ей поможет эликсир.

Но волшебный эликсир

Он в руках у злой купчихи,

Сватьи бабы Бабарихи,

Что на острове Буяна,

В царстве славного Салтана.

Ребята, нужно помочь царевне. Итак, какова же цель нашего путешествия?

(узнать рецепт волшебного эликсира и приготовить его раствор).

Отправляемся в путешествие за рецептом волшебного напитка.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

Но заветная страна

Очень далеко пока.

На нашем пути 1 препятствие - горбатые киты. Чтобы преодолеть препятствие, вы должны пройти тест (Приложение № 1), самопроверка (правильные ответы на экране), подсчитываем количество правильных ответов и заносим их в маршрутный лист. Первое препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

И заветная страна

Вот уж, вот, почти видна.

На нашем пути 2 препятствие – морские рифы.- нужно повторить правила по ТБ (Приложение № 2). Работа в паре: по очереди –по 5 правил по ТБ, которые необходимо соблюдать при выполнении практической работы.

Подсчитываем количество правил и заносим их в маршрутный лист. Второе препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

И заветная страна

Там в дали уже видна.

На нашем пути 3 препятствие – айсберг, его нужно обойти – решить задачу (Приложение № 3). Задачи под номерами на выбор. Работа в паре. Проверяем решение (решение задач, критерии оценки на экране), ставим оценку и заносим её в маршрутный лист. Двигаемся дальше.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

И заветная страна

Ближе, ближе к нам она

На нашем пути 4 препятствие – шторм: приготовление раствора (Приложение № 4) Склянку с готовым раствором сдаем учителю или лаборанту, получаем оценку и заносим её в маршрутный лист.

Ребята, где можно использовать приготовленные вами растворы? (В домашних условиях для лечения некоторых заболеваний).

Могут ли эти растворы помочь царевне? (Нет, так как у неё тяжелое заболевание).

Ветер на море гуляет

А кораблик подплывает.

Пушки с пристани палят-

Кораблю пристать велят.

Пристаем к причалу сходу,

А на берегу – народу.

Здесь и баба Бабариха

Отдает листок заветный

В нем рецепт великолепный.

Открываем экран, читаем: приготовить 0,9 % раствор хлорида натрия массой 50 г. Решаем задачу, проверяем её решение у доски, готовим раствор

(2 ученика готовят раствор, класс комментирует каждый этап приготовления раствора).

Ребята, в чем особенность этого «простого» раствора?

Выступление ученицы 10 класса биолого – химического профиля: Называется этот раствор «физиологический» или сокращенно «физраствор». И для человека он имеет большое значение. Хлорид натрия содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной. Таким образом, физраствор – незаменимое средство в современной медицине, а его концентрация – залог нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Вот такой живительный раствор вы сегодня научились готовить.

Как вы думаете, помогли вы царевне? (ответы учащихся))

Подводим итог нашего урока.

Чему вы научились сегодня на уроке? (Приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества).

Что необходимо знать, чтобы приготовить раствор? (Необходимо взвесить определенную массу твердого вещества, отмерить объем воды и перемешать содержимое до полного растворения твердого вещества).

Где можно использовать приготовленные вами на уроке растворы?

(№1 – для промывания глаз, для примочек;

2 – при ожогах, для полоскания горла;

3 – при простуде и боли в горле – полоскание;

(№4 –глазные капли для лечения конъюнктивита;

5 – раствор фурацилина для лечения ангины;

6 – для промывания ран;

7 – для обработки ран).

Приводим в порядок свое рабочее место. Маршрутные листы сдать учителю.

Домашнее задание: решить задачи на выбор

1. Какова массовая доля в % соли в супе, который вы обычно едите? (чайная ложка вмещает около 10 г. поваренной соли.)

2. При приготовлении рассола для соления огурцов на ведро воды (5л) требуется 600 г. поваренной соли. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите сколько воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора.

Всем спасибо за работу. Урок закончен.

Приложение

Маршрутный лист

Я верю в тебя и желаю успешной работы

этапы работы

оценка

1. тест

2.правила по технике безопасности

3. решение задачи

4.практическая работа

Приложение № 1 Тест «да-нет»

    Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более компонентов (да)

    Воздух – это смесь газов (да)

    Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворителя к массе растворенного вещества (нет)

    Растворы могут быть твердые, жидкие, газообразные (да)

    Вода является универсальным растворителем (да)

    Для того, чтобы приготовить раствор серной кислоты, нужно воду тонкой струйкой вливать в кислоту (нет)

    Морская вода является раствором (да)

    Масса раствора – это сумма масс растворителя и растворяемого вещества (да)

    Углекислый газ не растворяется в воде (нет)

    Массовая доля растворенного вещества может быть выражена в процентах (да)

    При нагревании воды растворенные в ней газы улетучивается (да)

    Сахар - это малорастворимое вещество (нет)

Приложение № 2 Правила ТБ.

1.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием.

2.Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

5. Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

7. Работать только над столом.

8. Для каждого вещества отдельная ложечка.

9. Разновесы берем пинцетом.

10. Чашки для весов должны быть сухими.

Приложение №3 Задачи. Повтори формулы, необходимые для решения задачи (плотность воды принять равной 1г/л)

    Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50г. раствора с массовой долей кислоты 2%. Где применятся данный раствор?

    Какие массы гидрокарбоната натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? Где применяется данный раствор?

    Определите массы воды и соды, необходимые для приготовления 150г раствора с массовой долей соды 2% Где используется данный раствор?

    Какие массы сульфата цинка и воды необходимо взять для приготовления раствора массой 100г с массовой долей соли 2,5%.Где можно использовать данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и таблеток фурацилина, чтобы приготовить 200г раствора с массовой долей 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и перманганата калия (марганцовки) для приготовления 100г раствора с массовой долей вещества 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько таблеток гидропирита (каждая 0,75г) и воды необходимы для приготовления 100г 3% раствора? Где применяется данный раствор?

Приложение № 4 Инструкция по выполнению работы

1.Отрегулируйте арретиром весы. Взвешиваемое вещество насыпаем на левую чашку весов, разновесы ставим на правую чашку весов.

2. Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть в те гнезда футляра, из которых они были взяты.

3. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан или в колбу на 200мл.

4. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем воды и вылейте в стакан с веществом.

5. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов.

6. В маршрутном листе опишите последовательность ваших действий.

7. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Получите оценку.

Литература

1.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие- М, Дрофа, 2004.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 10-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2005.

3.Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8 класс –М.: Дрофа, 2005

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Растворимость веществ»

Цель: изучение растворимости некоторых веществ при различных условиях; закрепление знаний о явлении растворимости

Рис. 1. Кривые растворимости

Некоторых солей

Практические работы" href="/text/category/prakticheskie_raboti/" rel="bookmark">практической работы .

Из жизненного опыта вам известно, что растворимость веществ не безгранична. По степени растворимости вещества можно разделить на практически нераство-римые например, хлорид серебра - 0,0015 г/л), малорастворимые ( гипс- 2 г/л) и хорошо растворимые (сахар - 2000 г/л). В соответствии с количеством растворенного вещества юры могут быть ненасыщенные, насыщенные и перена-сыщенные.

Раствор, в котором данное вещество при данной темпера|туре больше не растворяется, называется насыщенным, а раствор, в котором еще может раствориться добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным. Например, - насыщенный раствор поваренной соли при комнатной тем­пературе образуется при растворении в 100 г воды 32 г соли. Если мы добавим еще некоторое количество соли, то она вы­падет в осадок. Однако при нагревании смеси соли с водой до 100°С в 100 г воды может раствориться 39,8 г соли. При охлаждении раствора избыток соли не всегда выпадает в осадок. Такие растворы называются перенасыщенными (они очень неустойчивы). Графически зависимость растворимости от температуры выражается так называемыми кривыми растворимости (рис. 1). По ним можно определить растворимость вещества при различной температуре, выбрав соответствующую точку. Например, растворимость калийной селитры при 700 С – 130 г в 100 мл воды. Количественно растворимость характеризуется коэффициентом растворимости – эта масса (в г) вещества, насыщающаяся при данных условиях 100г растворителя.

Ход работы

Результаты оформляете в таблицу:

I. Зависимость растворимости от природы растворяемо­го вещества.

1. Получите следующие вещества: иодид калия (KI), по­варенную соль (NaCl), калийную селитру (KN03).

2. Пользуясь графиком растворимости, определите коэф­фициенты растворимости этих веществ при данной тем­пературе (массу веществ, образующую насыщенный рас­твор в 100 мл воды).

3. По возможности точно отвесьте необходимые количе­ства веществ и отмерьте мерным цилиндром объем во­ды - 100 мл (три порции).

4. Приготовьте насыщенные растворы: осторожно при­сыпайте в колбы с водой отвешенное количество ве­ществ, постоянно перемешивая стеклянной палочкой. Убедитесь, что растворы насыщенные (вещества больше не растворяются). Избыток вещества удалите из раствора фильтрованием.

Колбы, в которых находятся насыщенные растворы по­варенной соли и калийной селитры, оставьте для даль­нейшей работы.

II. Зависимость растворимости твердых веществ от тем­пературы.

1. Возьмите насыщенные растворы калийной селитры и поваренной соли, нагрейте их до кипения и прекратите нагревание.

2. Осторожно добавляйте NaCl и KN03 в соответствую­щие горячие растворы, пока не получите перенасыщен­ные растворы (дальнейшего растворения веществ не про­исходит). Отметьте, какого вещества удалось растворить больше (сравните ваши наблюдения с данными кривых растворимости этих веществ).

3. Охладите растворы. Наблюдайте выпадение кристал­лов растворенных веществ.

Сформулируйте общий вывод по практической работе