Высказывание ленина о кино. «Взбесившийся» от ужасов капитализма мелкий буржуа. Три источника и три составные части марксизма

Самое опасное в войне, которая начинается при таких условиях, как теперь война с Польшей, самое опасное - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне, и это самая худшая черта российского характера, которая сказывается в хрупкости и дряблости. Важно не только начать, но нужно выдержать и устоять, а этого наш брат россиянин не умеет. И только длительной выучкой, пролетарской дисциплинированной борьбой против всякого шатания и колебания, только посредством такой выдержки можно довести российские трудящиеся массы, чтобы они от этой скверной привычки могли отделаться.

Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочеты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?

На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло. Первое правительство в мире, которое может о гражданской войне говорить открыто.

…Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать.

…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется».

А что такое закон? Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть.

Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни.

Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.

Мы грабим награбленное.

Мир - это передышка в войне.

Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т.е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора… Надо, чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку.

Юристов надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.

Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс.

…Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.

Скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чем ты ошибся.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Страницы:

Хорошо известно, что все цитаты и выска­зывания того или иного исторического деяте­ля следует рассматривать не только в контек­сте всей речи, статьи или книги, но примени­тельно к конкретной исторической ситуации. Иными словами, прежде чем что-либо цити­ровать, надо знать, где, когда, при каких об­стоятельствах были произнесены (написаны) данные слова. Тогда будет понятно их истин­ное значение. Но зачастую происходит так, что не утруждающий себя подобной работой обыватель попадает в ловко расставленные фальсификаторами истории сети и сам ста­новится объектом манипуляции сознанием.

Приведем здесь несколько взятых на вскидку цитат В.И. Ленина, которые уже давно стали объектом нападок антикоммунистов всех мастей и подвергнем их историческому анализу.

«Любая кухарка способна управлять государством».

Фраза «Любая кухарка способна управ­лять государством», приписываемая В. И. Ле­нину, часто используется при критике социа­лизма и советской власти, так же, как и ее вариант «Любая кухарка должна управлять го­сударством».

Но дело в том, что приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л.Троцкому) цитата «лю­бая кухарка способна управлять государ­ством» ему не принадлежит!

В статье «Удержат ли большевики госу­дарственную власть» (Полное Собрание Со­чинений, т. 34, с. 315) Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обу­чению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Почувствуйте разницу!

«На деле это не мозг, а говно» (об интеллигенции)

Известную фразу Ленина об интеллигенции: «На деле это не мозг, а говно» интеллигенты-антисоветчики всякий раз выдвигают в качестве показателя отношения советского вождя к данной прослойке общества и его-де невысокого интеллектуального уровня. Посмотрим, как было на самом деле.

Ленин в письме А. М. Горькому, отправ­ленном 15 сентября 1919 года в Петроград, достаточно резко говорил об интеллигенции (в частности, о В. Г. Короленко), непримиримо выступающей против «справедливой», по Ленину, Гражданской войны, но недостаточно осуждающей происходившее на Первой мировой войне; о недопустимости смешения «Интеллектуальных сил» народа … с «сила­ми» буржуазных интеллигентов», отказываю­щихся вести конструктивное сотрудничество с новой властью и участвующих в различных заговорах и подрывных действиях. В письме Ленин также признаёт факты ошибочных аре­стов интеллигенции, факты помощи «Интел­лектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу)», и упо­минает о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года, где обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов (По­литбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных).

Трудно не согласиться с Ильичом.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств о том, что он использовал слово «проститутки» по отно­шению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Цен­тральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года, где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конфе­рировать?»

Эх, дожил бы Ленин до наших дней… На­смотрелся бы на этих представителей древней профессии, засевших в государственных кабинетах.

«Мы пойдём другим путём»

А вот здесь и в самом деле легенда. Но позитивная. После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника наро­довольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс фразу: «Мы пойдём другим путём», которая означала его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда сказал

Ильич семнадцатигодовый -

это слово крепче клятв

солдатом поднятой руки:

Брат, мы здесь тебя сменить готовы,

победим, но мы пойдем путём другим.

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу: «Нет, мы пойдём не таким пу­тём. Не таким путём надо идти».

Ну, в конце концов, и Александр Невский произносит свои знаменитые слова «Кто с ме­чом к нам придет, от меча и погибнет» лишь в фильме Эйзенштейна. Но ведь этими словами он лишь подтверждает деятельность исторического Невского, разгромившего-таки пришедшего с мечом на Русь врага. А уж Ле­нин тем более пошел другим, до того никем не пройденным, путем. Может и не говорил, но сделал!

«Насилие необходимо и полезно»

Противники Ленина любят выдирать эту цитату из контекста с искажением смысла. И делают это потому, что в контексте она выгля­дит совершенно иначе.

«Есть условия, при которых насилие и необходимо, и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов». ПСС, 5-е изд., т. 38, с.43, «Успехи и трудности советской власти», 1919 г..

«Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции».

Ложь, получившая, к сожалению, широкое распространение с легкой руки писателя Со­лоухина. Посмотрим, как эту ложь опроверга­ет русский историк и философ Вадим Кожи­нов в своем двухтомнике «Россия. Век XX»: «Владимир Солоухин утверждает, что в 1918 году Ленин «бросил крылатую фразу: пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции. Тогда-то заместитель Дзержинского Лацис (на деле - пред. ЧК 5-й армии. - В.К.)... опубликовал в газете «Красный террор» 1 ноября 1918 года своеобразную инструкцию всем своим под­чиненным: «...Мы истребляем буржуазию как класс... Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действо­вал делом или словом против советской вла­сти»... Но, во-первых, сия «крылатая фраза» принадлежит не Ленину, а Г.Е. Зиновьеву, ко­торый к тому же говорил все-таки о гибели 10, а не 90%, а, во-вторых, ознакомившись с тем самым журналом (а не газетой) «Красный террор», Ленин тут же не без резкости зая­вил: «...вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в сво­ем казанском журнале «Красный террор» то­варищ Лацис... на стр. 2 в N 1: «не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 310).

Согласитесь, если обратиться к досто­верному первоисточнику, то картина истори­ческой действительности предстает совсем иной, нежели навязывают нам всякие интел­лектуальные недодыкомки. Впрочем, не о них ли и писал Ленин в своем письме Горькому?

А в заключение приведем несколько ле­нинских цитат, не вызывающих столь ожесто­ченных споров и не теряющих актуальности по сей день.

СЛОВО ТОВАРИЩУ ЛЕНИНУ

«Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции». - «Падение Порт- Артура» (14 (1) января 1905 г.).- ПСС, 5-е изд, т. 9, с. 159.

«Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется». ПСС, 5-е изд, т. 31, с. 217, «Союз лжи», 13 (26) апреля 1917.

«Честность в политике есть результат силы, - лицемерие - результат слабости». ПСС, 5-е изд, т. 20, с. 210, «Полемические заметки», март 1911 г.

«Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?» - « Об очистке русского языка» (написано в 1919 г. или 1920 г.; впервые опубликовано 3 декабря 1924 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 40, с. 49.

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». - «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет». - «Задачи союзов молодёжи». Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года.- ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305-306.

«Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует». - «Социалистическая партия и беспартийная революционность», II (2 декабря 1905 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 137.

«Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». - Ценные признания Питирима Сорокина (20 ноября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.

«…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». - Отчёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.- ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 309.

«Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни». - «О характере наших газет» (20 сентября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 91.

Подготовил Дмитрий ПИСАРЕВ

Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти» . Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту ".

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С.10; опубликовано письмо полностью;
в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т.44 — С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» . В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9:
"В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»".

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)» гл. VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 г.,:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими

общественными течениями погодим: мы еще не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.):

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда». № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.) слово было повторено дважды:

«Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды.»
«Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.»

В „Планах доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна“ («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую)

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года. На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».)

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?».

« Лучше меньше, да лучше»

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

«Кто не работает, тот не ест»

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: "...Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10).

«Профсоюзы — школа коммунизма»

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

Очень многие высказывания Ленина вошли в повседневный обиход, став расхожими фразами. Люди цитируют их, зачастую не зная источника. Я собрал сто самых известных высказываний Владимира Ильича Ленина. Проверьте себя - если какие-то из них вам нравятся и вы регулярно их используете - то, может быть, вы сами - большевик? ;)

2. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

3. Все на свете имеет две стороны

4. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

5. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

6. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

7. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

8. Без революционной теории не может быть и революционного движения

9. Богатые и жулики - это две стороны одной медали

10. Больших слов нельзя бросать на ветер

11. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

12. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

13. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

14. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

15. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

16. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

17. Слова обязывают к делам

18. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

19. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

20. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

21. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

22. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

23. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

24. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

25. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

26. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

27. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

28. Книга - огромная сила

29. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока

30. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

31. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

32. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс

33. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

34. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

35. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

36. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

37. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

38. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

42. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

43. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

44. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

45. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны

46. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

47. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

48. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

49. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

50. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

51. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

52. Революции в белых перчатках не делаются

53. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее

54. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

55. Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать

56. Талант надо поощрять

57. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

58. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

59. Во всякой сказке есть элементы действительности

60. Фантазия есть качество величайшей ценности

61. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

62. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

63. Невежество не есть аргумент

64. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

65. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

66. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

67. Учиться, учиться и учиться!

68. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

69. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

70. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

71. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

72. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

73. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

74. Лучше меньше, да лучше

75. Мы грабим награбленное

76. Разбитые армии хорошо учатся

77. Религия – род духовной сивухи

78. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

79. Люблю я, когда люди ругаются, - значит, знают, что делают, и линию имеют

80. Швыряться звонкими фразами - свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции... Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

81. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

82. Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие

83. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

84. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

85. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее "доводить до конца"

86. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

87. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

88. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

89. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

90. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

91. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

92. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

93. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

94. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

95. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

96. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

97. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

98. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

99. Сотрудничество представителей науки и рабочих, - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила

100. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

Идеи качественно перерождаются, наполняясь мощью, когда массы берут их на вооружение.

Победит и удержит власть лишь тот, кто всецело опирается на людей, народное творчество, неиссякаемый родник гражданского общества. – Владимир Ленин

Истина не может быть абстрактной, она всегда конкретизирована и жестко привязана к месту и времени.

Идеи всевышнего придуманы для усмирения человечества, чтобы притупить на время чувства несправедливости, голода и невостребованности, подменяя живое участие давно испепеленными идеями минувших лет, а людней превращающих в рабов. – Ульянов

Идеалы будущего общества невозможно представить без синтеза науки и практики, школы и трудового обучения.

Ленин: Зубрежка не подходит при изучении наук – осмысливание и понимание процессов важно.

Решить любую проблему можно, если смотреть горькой правде в лицо.

Истина проста – создай революционную теорию, затем, реализуй, ее на практике с привязкой к державе, народу и времени.

Идея Господа – это не связь личности, индивидуума и социума, а отношения угнетенных классов с божественными поработителями.

Продолжение красивых цитат Ленина читайте на страницах:

Свобода развода означает не распад семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.

Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости.

Идея есть познание и стремление хотение человека.

Если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя.

Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт.

Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости.

Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Чтобы разумно, осмысленно, успешно участвовать в революции, надо учиться.

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были несогласны с ними.

О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.

Разбитые армии хорошо учатся.

Пролетариат нуждается в правде, и нет ничего вреднее для его дела, как благовидная, благоприличная, обывательская ложь.

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении…

Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции.

Сотрудничество представителей науки и рабочих - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила.

Про всякий закон можно сказать, что он касается общегосударственных потребностей!

Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее.

Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой, и классовым гнетом,- идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.

Политическая свобода означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, за крепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Приятнее и полезнее опыт революции проделывать, чем о нём писать.

Хранить наследство - вовсе не значит ещё ограничиваться наследством. - От какого наследства мы отказываемся?

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила!

Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки.

Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения.

Критика составляет долг революционера.

Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.

Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.

Как грязны должны быть источники, подменяющие борьбу идей распространением клевет!

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Всякая абстрактная истина становится фразой, если применять ее к любому конкретному положению.

Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.

Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни.

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности,

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы.

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторва но от бурной жизни.

Человеческое достоинство,- этого в мире капиталистов искать нечего.

Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно.

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок.

Прямая политика - самая лучшая политика. Принципиальная политика - самая практичная политика.

Без насилия по отношению к насильникам нельзя избавить народ от насильников.

Партия революционного пролетариата достаточно сильна, чтобы открыто критиковать сама себя, чтобы назвать без обиняков ошибку и слабость ошибкой и слабостью.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

Искренность в политике есть вполне доступное проверке соответствие между словом и делом.

Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

В нашем идеале нет места насилию над людьми.

Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности.

Не фразы, а дело нам нужно.

Порядок, цель, закон суть не более как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык, чтобы понять их.

Народу надо говорить правду, только тогда у него раскроются глаза, и он научится бороться против не правды.

Быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств.

Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.

Истина есть процесс. От субъективной идеи чело век идет к объективной истине через практику (и технику).

Всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции.

Малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уже дыра, которую немедленно используют враги трудящихся.

Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное.

Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете.

Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.

Фантазия есть качество величайшей ценности.

Нам надо, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

Самообладание, самодисциплина - не рабство; они необходимы и в любви.

Чтобы придти к большему, надо начинать с меньшего.

Гласность есть меч, который сам исцеляет нанесенные им раны.

Мы должны всегда и безусловно стремиться к самому тесному соединению пролетариата всех национальностей.

Мы должны всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я часть великой армии свободного труда.

Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей.

Для того чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде.

Тот, кто борется за свободу народа, не борясь за полновластие народа в государстве, тот либо непоследователен, либо неискренен.

Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется.

Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения.

В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой.

В новом, необыкновенно трудном деле надо уметь начинать с начала несколько раз: начали, уперлись в тупик - начинай снова,- и так десять раз переделай, но добейся своего.

Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой па других, нуждою и одиночеством.

Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви.

Надо уметь признать зло безбоязненно, чтобы тверже вести борьбу с ним.

Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.

Самокритика безусловно необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма.

Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их.

Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации.

Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни.

Правда не должна зависеть от того, кому она должна служить.

Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине. - Заметки публициста (конец февраля 1922 г.).

Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду - это работа многих лет и десятилетий. Это - благороднейшая и благодарнейшая работа.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и безошибочно действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - что-нибудь останется.

Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать.

Самый глубокий источник религиозных предрассудков- это нищета; с этим злом и должны мы бороться.

Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.

История идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей.