Внутренняя политика александра 3 эпоха контрреформ. Контрреформы Александра III

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.



В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Контрреформы Александра III - это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.

Причины контрреформ

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.

К.П. Победоносцев

Контрреформы

Крестьянский вопрос

Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в судебной системе

Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Пересмотр образовательной реформы

Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.

С особенной строгостью применялись к журналам и газетам, в особенности в первые годы толстовского режима, все те драконовские меры, которые устанавливались и новым и прежним законодательством о печати. Так, на органы-печати сыпались такие кары, как лишение права печатать объявления, как многочисленные предостережения, которые вели в конце концов к приостановке и затем, по новому закону, к отдаче под предварительную цензуру, как лишение права розничной продажи, что больно било газеты в экономическом отношении. Очень скоро применен был и новый способ окончательного прекращения журнала по решению четырех министров: именно таким образом были прекращены «Отечественные записки» с января 1884 г. и некоторые другие либеральные органы печати того времени.

В конце толстовского режима, именно в 80-х годах, в последние два-три года жизни Толстого число таких кар значительно уменьшилось, и можно было, как замечает К.К.Арсеньев, даже подумать, что это являлось симптомом смягчения режима; но такое уменьшение числа кар на деле, как объясняет тот же историк цензуры, зависело от того, что не на кого и не за что было их налагать, так как значительное число либеральных зависимых органов печати было или совершенно прекращено, или поставлено в такое положение, что они не смели пикнуть, и в случаях сомнения сами редакторы наперед объяснялись с цензорами и выторговывали себе ту небольшую область свободы, которая им представлялась самою цензурою. В таких обстоятельствах выжили в этот трудный момент лишь немногие из либеральных органов печати, как, например, «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости», которые, впрочем, постоянно чувствовали над собой дамоклов меч, и их существование висело также все это время на ниточке.

4.3 Суд

Не отвечал представлениям правительства о сильной центральной власти и независимый суд, учрежденный уставами 1864 г. «Судебная республика», по определению М.Н. Каткова, или «безобразие судов», как считал сам государь, были для либерального общества символом общественной и частной независимости. Правительство не устраивала «непокорность» судов, случаи, когда судебные учреждения, даже вопреки законам, выгораживали государственных преступников (как в нашумевшем случае с революционеркой В.З асулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и при очевидной уголовной квалификации ее деяния оправданной судом присяжных в 1878 г.). Более всего раздражал администрацию тот дух свободы, который царил в новом суде. Но ни прежний министр юстиции Д.Н. Набоков, ни новый (с1885 г.) министр А.Н. Манасеин не провели судебной контрреформы по примеру земской и городской, так как понимали, что без эффективного суда невозможно само существование государства. Суд эпохи «Великих реформ» подвергся только частичным ограничениям: везде, за исключением шести крупных годов и столиц, был упразднен мировой суд (впрочем, его эффективность и так оставляла желать лучшего), ограничивалась гласность судебного процесса, повышался ценз для присяжных, из ведения общих судов изъяли политические дела, Сенат получил более реальные права увольнять с должности судей-правонарушителей.

4.4 Крестьянство

На первом плане стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже раньше перешли на выкуп, т.е. вопрос о понижении выкупных платежей. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи.

Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений.

Было постановлено, что Крестьянский банк должен помогать крестьянам независимо от того, какие крестьяне и в каком размере покупают землю.

В 1884 г. в правилах об аренде казенных земель сказано, что по закону земли отдавались в 12-летнюю аренду и притом без торгов могли их брать только те крестьяне, которые живут не далее 12 верст от арендуемой оброчной статьи.

Что касается до переселенческого вопроса, который стал в это время заявлять о себе в довольно острых формах, то следует заметить, что были утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889).

Следует упомянуть о тех законах по рабочему вопросу, которые были изданы начиная с 1882 г. Впервые русское правительство стало с этого времени на путь защиты – если не всех рабочих, то, по крайней мере, малолетних и женщин – от произвола фабрикантов. Законом 1882 г. впервые ограничена была продолжительность рабочего времени малолетних и женщин и более или менее поставлены под контроль правительственных отраслей условия их работы, а для надзора за исполнением этих постановлений были учреждены первые должности фабричных инспекторов.

Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

4.5 Земская и городская контрреформы

Были проведены в 1890 и 1892 гг.

Инициатором земской контрреформы был Д.А.Толстой. Эта контрреформа обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90 %, а в губернских земских управах – до 94%. Деятельность земских учреждений ставилась под полный контроль губернатора. Председатель и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний.

Укреплению «государственного элемента» служила и городская контрреформа. Она устраняла от участия в городском самоуправлении городские низы, значительно повышая имущественный ценз. В Петербурге и Москве в выборах могло участвовать менее одного процента населения. Были города, где число гласных городской думы равнялось числу участвовавших в выборах. Городские думы контролировались губернскими властями. Городская контрреформа находилась в вопиющем противоречии с проходившим процессом бурной урбанизации. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними (теперь выборные представители городского самоуправления стали считаться государственными служащими), уменьшился круг вопросов, подлежавших компетенции дум.

Таким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности.

Заключение

Разумеется, царствование Александра III не было для России абсолютно беспросветным. Внутри страны, благодаря таланту и энергии Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, царизм сумел обеспечить экономический подъем – не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, хотя и дорогой ценой. «Сами не доедим, а вывезем», — хвастался Вышнеградский, не уточняя, кто недоедает – кучка «верхов», или многомиллионные «низы». Страшный голод 1891-го, поразивший 26 губерний, с рецидивами в 1892 – 1893 годах, тяжело отразился на положении народных масс, но не встревожил монарха. Его Величество лишь рассердился… на голодающих. «Александра III, — свидетельствовал знаменитый адвокат О.О. Грузенберг, — раздражали упоминания о «голоде», как слове, выдуманном теми, кому жрать нечего. Он высочайше повелел заменить слово «голод» словом «недород». Главное управление по делам печати разослало незамедлительно строгий циркуляр».

Отдельные положительные черты царствования Александра III ни на йоту не искупают общего негатива: ложки меда, сколько бы их ни было, не усластят бочку дегтя. Рептильное титло этого монарха «Царь-Миротворец» его противники не без оснований переиначили в другое: «Царь-Миропорец», имея в виду его пристрастие (по рецепту князя Мещерского) к порке – кого угодно (включая женщин), но главным образом – крестьян, к порке и порознь, и вкупе, целым «миром». Все вообще царствование Александра III Лев Толстой определил как «глупое, ретроградное», как один из самых мрачных периодов отечественной истории: Александр III пытался «вернуть Россию к варварству времен начала столетия», вся его «постыдная деятельность виселиц, розг, гонений, одурения народа» вела к этому. Так же, хотя и в менее резких выражениях, оценивали правление Александра III П.Н. Милюков, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.А. Блок, В.Г. Короленко, а М.Е. Салтыков-Щедрин увековечил Александровскую реакцию в образе «Торжествующей свиньи», которая «кобенится» перед Правдой и «чавкает» ее.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец - Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.

Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Абазу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.

Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов. По существу, это была ликвидация временнообязанного состояния (выполнение указа затянулось до 1917 г.). Выкупные платежи были снижены на 1 рубль (средний выкуп равнялся 7 рублям), в 1883-1886 гг. - поэтапно отменена подушная подать. Проблему крестьянского малоземелья пытались решить организацией переселения крестьян (1889), учреждением Крестьянского банка для кредитования покупки земли, облегчением аренды государственных земель. В 1893 г. царь подписал закон, разрешавший проводить переделы земли между общинниками не чаще, чем каждые 12 лет, а семейные разделы осуществлять только с согласия сельского схода. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. Этот закон наиболее ярко характеризует политику Александра III в крестьянском вопросе, ее покровительственный, патриархальный характер. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария. Крестьянская политика 80-90-х гг., с одной стороны, опекала крестьянство, защищала его от новых экономических реалий, но с другой - поощряла пассивных и безынициативных, слабо помогала активным и энергичным.

Политика в рабочем вопросе. Законами 1882- 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.

Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях. Губернатор и градоначальник могли сажать в тюрьму подозрительных лиц на срок до трех месяцев, запрещать любые собрания и др. Во всех крупных городах были созданы «отделения по охране порядка» с функциями политического сыска и обширной агентурой.

Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания. Министр просвещения И. Д. Делянов прославился разработкой нового университетского устава, лишавшего университеты автономии (1884), и публикацией циркуляра о «кухаркиных детях», запретившего принимать в гимназию детей мелких лавочников, кучеров, лакеев, поваров.

Контрреформы. 1889-1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.

Закон 1890 г.

фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.

Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.

В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60-70-е гг.

Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.

Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

Читайте также:

Александр III (1881–1894) был вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником престола. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами.

Контрреформы Александра III

Еще в тот период, когда император был только наследником престола, вокруг него сложилось консервативное окружение («партия Аничкова дворца»), главной фигурой в котором стал К.П. Победоносцев. Победоносцев был противником развития на российской почве западно-европейских демократических институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни» размывают государственные устои страны, приведут в конечном счете к краху. После цареубийства Александра II окончательно определился консервативный курс нового императора:

1) в политическом плане Александр III считал необходимым укреплять самодержавие, сословные порядки;

2) он отверг проект либеральных реформ, поддержанный Александром II;

был утвержден Манифест «О незыблемости самодержавия», а позже «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ:

– многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I;

– в 1890 г. вышло в свет «Положение об участковых земских начальниках», по которому земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

– ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

– «Временные правила о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны: 1) было отменено временнообязанное состояние крестьян; 2)понижена сумма выкупных платежей; 3) началась постепенная отмена подушной подати; 4) в 1882 г.

был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам кредиты для покупки земли; 5) наметилась демократизация офицерского корпуса; 6) в 1885 г. была запрещена ночная работа несовершеннолетних детей и женщин; 7) в 1886 г. принят документ, который регламентировал условия найма и увольнения, ограничил размеры штрафов, взимаемых с рабочих.

Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избежала участия в войнах.

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 99 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Контрреформы Александра 3 (1881-1894)

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Александр III

Контрреформы – это изменения, которые проводил Александр 3 в годы своего правления с 1881 по 1894 года. Названы они так, потому что предыдущий император Александр 2 провел либеральные реформы, которые Александром 3 считались неэффективными и вредными для страны.

Император полностью ограничил влияние либерализма, сделав ставку на консервативное правление, сохраняя мир и порядок в Российской империи. Кроме того, благодаря внешней политике Александра 3 прозвали «царь-миротворец», поскольку он не вел ни одной войны за все 13 лет своего правления. Сегодня мы поговорим про контрреформы Александра 3, а также об основных направлениях внутренней политики «царя-миротворца».

Идеология контрреформ и главные преобразования

1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

  • К. Победоносцева
  • М. Каткова
  • Д. Толстой
  • В. Мещерский

Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

Изменения в крестьянской сфере

Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

  1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
  2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
  3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

Новым министром финансов стал Н.Бунге. Именно ему доверили провести решение «крестьянского вопроса». 28 декабря 1881 года был принят закон, который утверждал отмену положения «временнообязанных», для бывших крепостных крестьян. Также в этом законе уменьшались выкупные платежи на один рубль, что по тем временам средняя сумма. Уже в 1882 году правительство выделило еще 5 миллионов рублей на уменьшение платежей в отдельных регионах России.

В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

Рабочее законодательство

Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:

  • 1 июня 1882 года был принят закон, который запрещал труд детей младше 12 лет. Также в этом законе вводилось 8-часовое ограничение на труд 12-15 летних детей.
  • Позже принят дополнительный закон, в котором запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.
  • Ограничение размера штрафа, который предприниматель мог «стягивать» с рабочего. Кроме того, все штрафы поступали в специальный государственный фонд.
  • Введение расчетной книжки, в которую необходимо было вносить все условия найма рабочего.
  • Принятие закона, увеличивающего ответственность рабочего за участие в стачках.
  • Создание фабричной инспекции для проверки выполнения законов в трудовой сфере.

Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

Борьба с «крамолой»

Для предотвращения распространения террористических организаций и революционных идей 14 августа 1881 года был принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия». Это были важные контрреформы Александра 3, который видео большую угрозу для России именно в терроризме. Согласно новому приказу, министр внутренних дел, а также генерал-губернаторы имели право объявить «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии. Также генерал-губернаторы получали право закрывать любые частные учреждения, которые подозревались в сотрудничестве с нелегальными организациями.

Государство существенно увеличило объем средств, которые выделялись тайным агентам, число которых значительно возросло.

Кроме того, открывалось специальное полицейское отделение, «охранка», для рассмотрения политических дел.

Издательская политика

В 1882 году был создан специальный совет для контроля за издательствами, состоящий из четырех министров. Однако главную роль в нем играл Победоносцев. В период между 1883 и 1885 было закрыто 9 изданий, среди которых очень популярные «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.

В 1884 году была проведена еще и «чистка» библиотек. Был составлен список из 133 книг, которые запрещалось хранить в библиотеках Российской Империи. Кроме того, усиливалась цензура на вновь опубликованные книги.

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

Среднее образование и его реформирование

Самые неоднозначные контрреформы Александра 3 коснулись среднего образования. 5 июня 1887 года был принят закон, который в народе назвали «о кухаркиных детях». Его главная цель – затруднить поступление в гимназии детям из крестьянских семей. Для того, чтобы крестьянский ребенок мог продолжить учится в гимназии за него должен был ручаться кто-то из «знатного» сословия. Также существенно повышалась плата за обучение.

Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.

Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств.

28.) Александр III и контрреформы

Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика

В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Православная церковь становилась опорой самодержавия. Император объявил борьбу с сектантствами. В гимназиях увеличивалось количество часов на предметы «религиозного» цикла. Также буддистам (а это буряты и калмыки) запрещалось строить храмы. Евреям запрещалось селиться в крупных городах, даже за «чертой оседлости». Кроме того, полякам-католикам был закрыт доступ к управленческим должностям в Царстве Польском и Западном Крае.

Что предшествовало реформам

Уже через несколько дней после гибели Александра 2, Лорис-Меликов, один из главных идеологов либерализма, министр внутренних дел при Александре 2, был отправлен в отставку, а вместе с ним ушли министр финансов А.Абаза, а также известный военный министр Д.Милютин. Новым министром внутренних дел был назначен Н.Игнатьев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Этот документ является одним из главных в определении идеологии контрреформ Александра 3. Кроме того, император отказался принимать Конституцию, которую разработал Лорис-Меликов.

Что касается М.Каткова, то он был главным редактором «Московских ведомостей» и вообще одним из самых влиятельных журналистов страны. Он обеспечил поддержку контрреформ на станицах своего издания, а также других газет по все территории империи.

Назначения новых министров показало, что Александр 3 не собирался полностью останавливать реформы своего отца, просто он рассчитывал повернуть их в нужное для России «русло», убирая «чуждые для нее элементы».

Период контрреформ в России

После отставки либеральных министров одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия августа 1881 г. – закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении его в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные и предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г.

Кроме того, были усилены репрессивные органы – созданы отделения по охране порядка – охранные отделения . Благодаря принятым мерам, а также внутреннему кризису революционного движения властям удалось разгромить Народную волю и восстановить порядок в стране.

Земские начальники. В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках , которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права.

Земская контрреформа. По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой кури имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями.

Городская контрреформа (1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, ещеактивнее вмешиваться в дела думы и т. д.

В судах была ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы.

Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу.

Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев.

Русская культура XIX в.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков , И. В. и П. В. Киреевские , братья К. С. и И. С. Аксаковы ., Ю. Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал – либерализма.

Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства:

– важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность , а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;

– в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

– основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности ;

– Россия развивается ненасильственным путем;

– в России духовные ценности преобладают над материальными;

– Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;

– крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);

– для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

– славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под воздействием общества по принципу: царю – сила власти, народу – сила мнения.

Западничествооформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского . Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя.

Контрреформы Александра 3: причины, характеристика, последствия

Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.

Несмотря на реакцию (по словам А. И. Герцена – внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу – независимость и свободомыслие духовной элиты .

Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения .

Началась дифференциация общественно-политических направлений , которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества .

Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного духовного парламента России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Правление Николая II (1894-1917 гг.)

Социально-экономические пережитки в сельском хозяйстве (отсталое помещичье хозяйство, использовавшее отработки крестьян, аграрные порядки в российской деревне, неполная собственность общины на землю и пр.) сочетались сразвитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению противоречий в российском обществе .

Неурожай 1900 г., экономический кризис 1900-1903 гг. и экономические последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.усугубили аграрный кризис и привели к ухудшению экономического положения широких народных масс.

Политические предпосылки.

Самодержавие – российская абсолютная монархия являлась главным политическим пережитком феодализма. Самодержавие препятствовало каким бы то ни было социально-политическим изменениям и было неспособно модернизировать общественный строй России. Важную роль играли и личные качества Николая II, современники, в том числе из окружения царя, подчеркивали недоверие государя ко всем реформам.

Режим политического бесправия. Царизм, несмотря на уступки 60-70 гг. прошлого века продолжал преследовать ростки политического инакомыслия, прибегая к репрессиям против рабочего и крестьянского движения, ссылкам и тюрьмам в отношении революционеров, слежке и травле даже умеренных российских либералов.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Александр III (годы правления 1881-1894) был вторым сыном Александра II. К царствованию его не готовили, и поэтому серьезного образования он не получил. Лишь в 1865 г., после смерти старшего брата Николая Александровича, двадцатилетний Александр Александрович стал наследником престола. По выражению историков, Александр III из всех неограниченных русских самодержцев был самым ограниченным, хотя никаких «конституцией» не признавал. Он был ограничен не парламентом, а «Божьей милостью». Александр III отличался отменным здоровьем и колоссальной физической силой. Он легко ломал подковы, и сгибал серебряный рубль.

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после исторических событий 1 марта 1881 г. (см. Александр II и реформы 60-70-х гг. XIX в.). Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Злым гением царствования Александра III становится К. П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего синода. Обладая острым аналитическим умом, Победоносцев вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его «великой ложью нашего времени», считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом.

Что же предлагалось взамен? По мнению Победоносцева, общество держится на «натуральной силе инерции», основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. Как известно, мудрая государственная политика учитывает оба эти жизненных фактора.

На практике реализация этих достаточно сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма.

Контрреформы Александра III (стр. 3 из 4)

Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль.

Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

В пореформенные годы дворянство с чувством ностальгии вспоминало «добрые старые времена» крепостнической эпохи. Вернуться к прежним порядкам правительство уже не могло, поддержать такое настроение пыталось. В год двадцатилетия реформы 1861 г. было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.

Попыткой воскресить дореформенные порядки стало и принятие некоторых законодательных актов. 12 июня 1889 г. появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т. д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.

В 1892 г. появляется новое положение о городах. Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно. Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов. Для избирателей повышался имущественный ценз. В результате число избирателей сократилось в 3 - 4 раза. Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс. до 7 тыс. человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев, промышленников, торговцев и трактирщиков.

В 1890 г. права земств были еще более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией, а в случаях их неутверждения они назначались начальством. Сокращалось число гласных от крестьян, вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причем на каждое место не менее двух-трех, из которых губернатор назначал гласного. Разногласия между земствами и местной администрацией решались последней.

В 1884 г. был введен новый университетский устав, отменявший внутреннюю автономию университетов. Преподаватели, избранные на свои должности учеными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения. Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием. Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о «кухаркиных детях», рекомендовавший ограничить поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

Пожалуй, более всего России в этот период повезло с финансовой политикой, чему в значительной степени способствовали выдающиеся люди, занимавшие последовательно друг за другом пост министра финансов: Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте. В России было достигнуто финансовое оздоровление: рубль стал устойчив, а финансовый дефицит преодолен. Это произошло за счет улучшения налоговой системы, развития железнодорожного и промышленного строительства, привлечения иностранного капитала и резкого увеличения экспорта хлеба. За границу стали продавать хлеба больше, чем это мог позволить спрос. Однако на плечах голодающей деревни Россия смогла захватить продовольственные рынки Европы, и государство достигло финансового расцвета.

Александр III, не имея пристрастия к размышлениям, не знал сомнений. Как у любого ограниченного человека, у него была полная определенность в мыслях, чувствах и поступках. Историю он понимал как занятные рассказы и не считал нужным делать из нее выводы. Ставка на поддержку поместного дворянства к концу XIX в. была по меньшей мере политической ошибкой. В России сформировались новые силы. Окрепшая буржуазия настойчиво требовала своего участия в политической жизни. Тринадцать лет царствования Александра III были относительно спокойным периодом, но это спокойствие сопровождалось глубоким политическим застоем, не менее опасным, чем бурные события.

Александр III. Русский император (1881-1894), прозванный Миротворцем. Портрет работы И. Н. Крамского. 1880.

После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это было ответом на антиправительственную деятельность разночинной интеллигенции. Ближайшее окружение правителя составили реакционеры: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков. В то же время Александр III вел осторожную внешнюю политику, при нем Россия ни с кем не воевала, за что император получил прозвище «Миротворец». Основные мероприятия реакционного курса:

1)Земская контрреформа. В 1889 г. были введены земские начальники. Они назначались министром внутренних дел только из местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Они следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей могли сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников практически восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе реформы 1861 г.

В 1890 г. был значительно увеличен имущественный ценз при выборах в земства, что значительно увеличило в них число помещиков. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

2)Городская контрреформа. В 1892 г. за счет увеличения имущественного ценза число избирателей сократилось. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление было практически под контролем правительства.

3)Судебная контрреформа. В 1887 г. повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство в суде. Ограничивалась публичность и гласность. Из ведения суда присяжных изымались политические дела.

4)Контрреформы в образовании и печати. Ужесточался контроль над вузами. Университетский устав 1884 г. фактически упразднял автономию университетов. Ректор и профессора назначались правительством. Плата за обучение была увеличена в 2 раза. Была создана особая инспекция, осуществлявшая надзор за студентами.

В 1887 г. был принят так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», который не рекомендовал принимать в гимназию детей из недворянских семей, открытым текстом говорилось о запрете принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Была ужесточена цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий были закрыты.

С 1881 г. в любой части империи позволялось вводить чрезвычайное положение. Местные власти получили право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

Тем не менее, правление Александра III не ограничивалось лишь проведением контрреформ. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, в 1881 г. отменялось их временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. В 1883-1885 гг. была отменена подушная подать с крестьян.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних рабочих (до 12 лет). Запрещалась ночная работа женщин и несовершеннолетних. Ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня – 11,5 ч. Под влиянием Морозовской стачки (1885) был издан закон о введении фабрично-заводской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов. Тем не менее, социальная напряженность не была снята.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от главных целей и принципов реформ 60-70-х гг. Проведенные контрреформы на время стабилизировали социально-политическую обстановку в стране. Однако в обществе все больше нарастало недовольство проводившимся курсом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Федеральное государственное бюджетное образовательное.. учреждение высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйственная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И политологии фгбоу впо ижевская гсха
О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова

Понятие и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история


Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследовател

Методы и принципы исторического исследования
Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических факто

Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать

Подходы к изучению истории
В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории: Ист

Отечественной историографии
2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в. 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в
До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прош

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г

Особенности историографии советского периода
После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческ

Современная отечественная историография
После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одно

Место и роль России в истории человечества
Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох

Особенности российской истории и менталитета
Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории ста

Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных сосед

Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государс

Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г.

Период раздробленности (xii-xv вв.)
5.1 Начало раздробленности. 5.2 Причины раздробленности. 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII вв. 5.4 Монголо-

Начало раздробленности
Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святос

Причины раздробленности
Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами: 1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выр

Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
Ослабление Руси в период раздробленности обернулось для нее завоеванием со стороны монголов. Традиционно в историографии завоевателей принято называть монголо-татарами, хотя современные татары к ни

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
После завоевания монголами русских земель почти на 240 лет (до 1480 г.) установилось монголо-татар­ское иго – политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Политич

Московская русь (xvi-xvii вв.)
6.1 Причины возвышения Москвы. 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы. 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве. 6.4 Основные категории населения Мос

Причины возвышения Москвы
Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стал

Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия: 1) 1276-13

Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должнос

Основные категории населения Московского государства
Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу го

Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположит

Смутное время
Смутное время (Смута) (1598-1613) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса в России. Смутой стал междинастический период: в 1598 г. умирае

Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических пор

Российская империя в XVIII в
7.1 Реформы Петра I. 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 7.4 Правление Павла I.

Реформы Петра I (1682-1725)
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. По

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в
Период 1725-1762 гг., т.е. со смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, получил название «дворцовые перевороты».За 37 лет на троне побывало шесть правителей, и четверо из них при

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставл

Правление Павла I
Павел I (1796-1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже сложившимся человеком. При жизни Екатерины II он жил фактически под домашним арестом в Гатчине. Став императором, Па

Российская империя в первой половине xix в
8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I. 8.2 Движение декабристов. 8.3 Консервативная модернизация при Николае I. 8.

Движение декабристов
Декабристы – участники тайных обществ, организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда – декабристы) вооруженное выступление против самодержавия. По составу движение декабристов было дворянским, причем с

Консервативная модернизация при Николае I
Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной

Русская культура в первой половине XIX в
XIX в. – время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н

Российская империя во второй половине xix в
9.1 Отмена крепостного права и ее последствия. 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. 9.3 Движение народников. 9.4 Контрреформы Александра III.

Отмена крепостного права и ее последствия
Причины отмены крепостного права: 1) недовольство крепостных крестьян своим положением. Участившиеся крестьянские восстания грозили перерасти в революцию. Вступивший на престол после Никол

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в
Отмена крепостного права потребовала приведения общественного устройства в соответствие с новыми реалиями. В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – вс

Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из

Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический ст

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим. Помещичьи хозя

Внешняя политика России во второй половине XIX в
Главной задачей внешней политики второй половины XIX века являлась отмена ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. и, прежде всего, получение права на воссоздание Черноморс

Русская культура во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжился «золотой век» русской культуры. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Произвели открытия П.Н. Яблочков (дуговая лампа), А.Н. Лодыгин (лампа нак

Россия в начале хх в
10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг. 10.2 Столыпинская аграрная реформа. 10.3 Политические партии начала XX в. 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: дея

Первая российская революция 1905-1907 гг
Революция – глубокий качественный переворот во всех сферах общественной жизни. Первая российская революция длилась с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Ее причинамистали:

Столыпинская аграрная реформа
Аграрная реформа началась в 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина, председателя Совета министров. Главная цель реформы заключалась в разрушении общины и превращении крестьян в собственников земли. П

Политические партии России начала XX в
Политическая партия – группа единомышленников, стремящаяся реализовать свои взгляды путем завоевания власти. Первые партии в России стали возникать на рубеже XIX-ХX вв. (эсеры, социал-демократы), н

Россия в годы Первой мировой войны
Причинами войны стали противоречия между ведущими европейскими странами, которые боролись за передел мира. Участники. В войне участвовали два блока:

Февральская революция 1917 г
Причины: 1) Системный социально-экономический кризис. Война до предела ухудшила состояние экономики России. В армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны,

Россия от Февраля к Октябрю
Двоевластие. После победы Февральской революции, с начала марта и до начала июля 1917 г., в стране действовало двоевластие, т.е. одновременно существовали два центра власти: Времен

Октябрьская революция 1917 г
Причинами революции стали: 1) общенациональный системный кризис; 2) неспособность Временного правительства его решить; 3) действия большевиков по захвату власти в стране. В сентябре 1917 г

Формирование и сущность советского строя
11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.). 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма». 11.3 Новая эконо

Новая экономическая политика (НЭП)
К началу 1921 г. Красная Армия установила полный контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Но внутреннее полож

Образование СССР
Нерешенный национальный вопрос был одной из причин падения монархии в России. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство также не стало решать национальные проблемы в стране. Более

Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустр

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения от

Культурные преобразования в 1920-1930-е гг
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сд

Внешняя политика в 1920-1930-е гг
Окончание гражданской войны и иностранной интервенции зафиксировали новое состояние международных отношений. Важным фактором стало существование советского государства как принципиально новой, соци

СССР накануне Великой Отечественной войны
В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне. Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее

Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. с нападения войск Германии и ее союзников (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и др.) на СССР и длилась до 9 мая 1945 г. Ее продолжительность со

Советский тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основополагающим. Советские г

Народная борьба на оккупированной территории
С первых дней войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания. Массовые репрессии и уничтожение

Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг
С первых месяцев Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция во главе с СССР, Великобританией и США. Во время войны общая опасность объединила различные общест

Итоги войны
Главным итогом Великой Отечественной войны была ликвидация смертельной опасности, угрозы порабощения и геноцида русского и других народов СССР. Главной причиной победы ста

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)
Начало «холодной войны».Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться

Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя

Перестройка 1985-1991 гг
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим

Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг
Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депу

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:

Внешняя политика России в 1990-е гг
После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства ми

Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг
26 марта 2000 г. Президентом РФ был избран В.В. Путин. В 2004 г. он был переизбран на второй срок. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004). В мае 2000 г. В.В. Путин н

Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг
Благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре и действиям правительства темпы экономического развития России в 2000-е гг. составили в среднем 7%. Это позволило выплатить значительную долю государств

Внешняя политика России в 2000-е гг
Внешняя политика РФ в 2000-е гг. определялась необходимостью сдерживания натиска на экономические и политические интересы страны в условиях нехватки ресурсов, морального и фактического старения вое

События
Призвание Рюрика в Новгород Объединение Новгорода и Киева под властью Олега 882-912 Княжение

Это трагическое событие привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881 — 1894 гг.) . Он вошел в историю как “Миротворец ”, т.к. был противником разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренних делах он был глубоко консервативен.

8 марта 1881 г. Совет министров отверг конституцию Лорис-Меликова. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия ”.

14 августа 1881 г . было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия ”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.

Россия в пореформенный период

Реформы 60 — 70-х гг . дали толчок развитию капитализма в России . Развитие рынка свободной рабочей силы привело к быстрым темпам роста численности рабочего класса, во второй половине XIX в. он вырос в два раза составил 51 % населения страны.

Получило простор развитие предпринимательства, что выражалось в развитии частной промышленности, торговле, железнодорожном строительстве, росте и благоустройстве городов. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединили огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс.

Одна из характерных примет пореформенной России: развитие коммерческих структур . Так в 1846 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. К началу 1881 г. в России насчитывалось 33 акционерных коммерческих банка с капиталом в 97 млн. руб. Начали создаваться акционерные страховые общества, биржи.

Промышленность в России была развита неравномерно как по районам сосредоточения, так и по отраслям, и характеризовалась высокой степенью концентрации промышленного производства . В конце 70-х гг. в России было около 4,5 % крупных предприятий, дававших 55 % всей промышленной продукции. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочих с 1866 г. по 1890 г. выросло вдвое, численность рабочих в них — втрое, а сумма производства — впятеро.

Привлекательным для иностранного капитала были дешевые рабочие руки, богатые сырьевые ресурсы, высокие прибыли. Общая сумма иностранных капиталовложений в экономику России в 1887 — 1913 гг. составила 1783 млн. руб., и их воздействие на хозяйство страны нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, они действительно ускорили капиталистическое развитие России. Но ценой этого были разные экономические уступки: благоприятные пошлинные тарифы, условия производства и сбыта. Однако иностранному капиталу не удалось приспособить к своим интересам российскую экономику: страна не стала ни колонией, ни полуколонией. Это говорило об уровне развития капитализма и жизнеспособности отечественного предпринимательства.

В пореформенный период усиливается развитие капитализма в сельском хозяйстве, но темпы развития капитализма сдерживались многочисленными феодальными пережитками.

В России сформировались два основных типа российских капиталистов . Первый был представлен монополистами, имеющими в основе семейную фирму . Впоследствии она превращалась в акционерное общество с узким кругом владельцев крупных паев.

Это были потомственные предприниматели. Наибольшее развитие этот тип буржуазных предпринимателей получил в среде московской торгово-промышленной буржуазии.

Таковыми были Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, “хлопковые бароны” Кнопы, клан Вогау и др. Уже в названии фирмы нередко подчеркивался ее семейный характер. Товарищество “И. Коновалов с сыном” специализировались, например, на выпуске бельевого и одежного товара, а московское товарищество “Братьев Крестовниковых” владело прядильным и химическим производством, “Товарищество А.И. Абрикосов и Сыновья” было связано с конфетным производством.

Другой тип российского крупного капитала представлял довольно узкий слой финансовой олигархии , преимущественно петербургской. Этот слой формировался из числа высших служащих банковских и промышленных монополий. Можно назвать таких финансистов, как И.Е. Ададуров — председатель правления Российского торгово-промышленного банка, К.Л. Вахтер — председатель правления Петербургского частного банка, Э.Е. Мендес — председатель правления Русского для внешней торговли банка и др.

Существовала еще одна многочисленная группа капиталистов, преимущественно провинциальных, которая действовала, в основном, в сфере торговли.

В ходе промышленного переворота в конце 80-х гг. XIX в., в России сформировались основные классы капиталистического общества — рабочий класс и крупная промышленная буржуазия , которая оттеснила на второй план господствующих ранее в экономике представителей торгового капитала.

К началу XX в. из 125,6 млн. чел. населения страны численность крупной торгово-промышленной буржуазии составила 1,5 млн. чел. На ее долю приходилось 70 % прибыли крупных предприятий, что было свидетельством экономического господства буржуазии. Однако ее политическая роль в обществе была недостаточно велика.

В условиях российского абсолютизма торгово-промышленное предпринимательство зависело от государственных структур. Они за долгую эволюцию капитализма в России сумели приспособиться друг к другу. Российскую буржуазию устраивало то, что их предприятия обеспечивались государственными заказами, имелась возможность за счет колониальной политики царизма получить рынки сбыта, дешевое сырье, дешевые рабочие руки и большие прибыли. Царизм с его мощным репрессивным аппаратом защищал буржуазию и от стремительно возрастающей революционности российского пролетариата и крестьянства. Это привело к запоздалой консолидации буржуазии в класс, осознанию ею своей исторической роли, определенному политическому консерватизму и политической инертности.

Несмотря на то, что на исходе XIX в. Россия оставалась преимущественно страной аграрной (из 125,6 млн. населения 93,7 млн., т.е. 75 % было занято в сельском хозяйстве), капиталистическое развитие страны набирало темпы. К началу 80-х гг. в России завершился промышленный переворот , выразившийся в том, что сформировалась индустриально-техническая база российского капитализма.

Государство вступило на путь четко выраженного внешнеэкономического протекционизма. Такая направленность экономической политики царизма еще больше укрепилась в 90-х гг. XIX в. Этому во многом способствовала деятельность Сергея Юльевича Витте.

Россия в конце XIX — начале ХХ вв.

В начале ХХ в. происходили существенные изменения в экономике страны. Россия вступала в стадию монополистического капитализма , хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Но о качестве новых явлений в российской экономике говорит многое. И прежде всего — это образование промышленных и банковских монополий. Первые монополии в России возникли в конце XIX в. В 90-е гг., во время промышленного подъема, и в 1900 — 1903 гг., в период кризиса, начался их бурный рост. В это время оформляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической (“Продамет”) и угольной (“Продуголь”) промышленности, “Продпаровоз” и “Продвагон” — в транспортном машиностроении, в металлообрабатывающей промышленности — военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка.

Сложились мощные банковские монополии. За 1908 — 1913 гг. общее число банков вместе с их филиалами увеличилось в России вдвое и достигло 2393. В 2,5 раза возросли ресурсы всех коммерческих банков (до 7 млрд. руб.) и их активные операции — до 6 млрд. руб. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки, в которых в 1917 г. было сосредоточено 70 % вкладов и текущих счетов. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско-Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Монополистические организации становились одной из основ экономической жизни страны.

Однако в целом условия для развития национальной промышленности в России складывались неблагоприятно, так как достигнутый уровень развития был недостаточен. Он не позволял российской промышленности успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада, а это означало отсутствие гарантий стабильности развития. Успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства, которая была одним из существенных элементов торгово-промышленной политики царизма. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.

Таким образом, несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, было очевидно, что противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, вернее, между феодализмом и капитализмом, будут нарастать.

Буржуазия постепенно становится ведущей силой в экономике страны, но политическую роль страны определяла не она, а дворянство , представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Опираясь на дворянство, царь самодержавно правил Россией, сосредоточив в своих руках всю законодательную и исполнительную власть.

В то время, как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, Российская империя оставалась в конце XIX — начале ХХ вв. последним оплотом абсолютизма , а власть императора не ограничивалась никакими выборными структурами. Незыблемость принципа царской власти была подтверждена новым российским императором Николаем II , взошедшим на престол в 1894 г . “Милый Ники”, как называли его в семье, в 26 лет превратился в самодержца. 17 января 1895 г., принимая в Зимнем дворце представителей от земства и городов, Николай II сказал: “Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления: пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Вся внутренняя политика Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами, законсервировать существующие порядки. Но в условиях нарастающего социально-политического кризиса в России снять социальную напряженность такими методами было уже невозможно.