Общество как социо культурное общество. Общество как социокультурная система

Сегодня в социологии нет единого определения понятия «общество». Теоретики спорят о составляющих эту категорию признаках, о сущности термина. Поиски последней обогатили социологическую науку двумя противоположными позициями относительно главной характеристики общества. Т. Парсонс, и другие сторонники первого подхода утверждают, что общество - это, первую очередь, совокупность людей. Э. Гидденс и разделяющие его точку зрения учёные ставят во главу угла систему отношений, которые складываются между людьми.

Совокупность людей, в отсутствие объединяющей их общности, не может называться обществом. Эти состояние характерно для людей, живших в в древние времена. С другой стороны, система отношений и ценностей, не может существовать самостоятельно, в отсутствие носителей этих ценностей. Значит, признаки, выделяемые представителями обоих подходов, являются неотъемлемыми характеристиками общества. Однако если ценности гибнут без носителей, то не обременённая ценностями совокупность людей в процессе совместной жизнедеятельности способна выработать собственную систему отношений. Поэтому общество как социокультурная система - совокупность людей, вырабатывающих в процессе совместной деятельности специфическую систему отношений, которая характеризуется определёнными ценностями, культурой.

В соответствии с функциональной парадигмой, общество как социокультурная система включает несколько компонентов:

  • Коллективы - дифференцированные общности, объединенные определёнными целями;
  • Ценности - культурные образцы, идеи и столпы, которые разделяют и отстаивают члены общества;
  • Нормы - регуляторы поведения, обеспечивающие порядок и взаимопонимание в социуме;
  • Роли - модели поведения личности, определяемые формами их взаимоотношений с другими субъектами.

Общество как социокультурная система - совокупность социальных групп и индивидов, взаимодействие которых скоординировано и упорядочено специальными социальными установлениями: правовыми и социальными нормами, традициями, институтами, интересами, установками и т.д.

Общество как социокультурная система - это не только теоретическая категория, это живая динамичная система, которая пребывает в постоянном движении. Ценности общества не статичны, они меняются в результате преломления внешних событий через призму сознания социальных групп. Традиции и установки изменяются, но не перестают существовать, являясь важнейшим связующим звеном между людьми.

Одной из важнейших ценностей современного общества является материальное благополучие. Общество потребителей - результат развития капитализма. Массовое потребление материальных благ и формирование соответствующей характеризуют такое общество. Философия членов такого общества - развитие прогресса и совершенствование технологий для увеличения объёмов благ.

Будущее общества зависит от формы и качества работы Поддержка брака, обеспечение бесплатного и общедоступного образования - важнейшие направления, определяющие перспективы каждой социальной системы.

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ регулируется, направляется и упорядочивается определœенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, данный вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделœения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры состоит по сути в том, что культура рассматривается как механизм регуляции

поведения человека, социальных групп, функционирования и "развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3)культура - это всœе то, что транслируется от поколения к поколению. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно дать следующее определœение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта͵ следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом;

2) уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

5.2. Культура и нормативная регуляция поведения

Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде данный уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

институциональный;

неинституциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие "социальная норма" включает в себя три базовых признака:

1) набор правил поведения в данной ситуации;

2) эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или группе применительно к данной ситуации;

3) экспектации - основу механизма действия норм образуют, ᴛ.ᴇ. ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они бывают сведены к двум областям:

1) обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность, как мода;

2) общественным нравам или, «общественной морали».

Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.

Сам термин «модный стиль» является одним из симптомов -современного динамично меняющегося общества. В моде отмечаются прежде всœего ее культурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определœенной социальной группой. Для многих людей, особенно тех, кто идет впереди моды, она служит важным способом повышения социального статуса и престижа.

Еще в начале XX века известный американский социолог Т. Веблен описал феномен «престижного потребления», присущий представителям богатых слоев общества, многие из которых приобретали дорогие вещи не по причинœе их полезности, утилитарности, а с целью демонстрации своего высокого положения.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всœем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.

Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.

К специальным нормам относятся нормы поведения определœенных социальных и профессиональных групп (молодежи, врачей, учителœей и т.д.).

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определœенное поведение.

Тот факт, что человек рождается в определœенной группе, обладающей специфической культурой, является основой этноцентризма. В своей известной работе «Народные обычаи» У.Г. Самнер пытался выяснить роль народных обычаев, нравов и социальных институтов в интеграции общества. Он обратил внимание на то, что члены группы относятся уважительно и стремятся приспособиться к ценностям и нормам своего общества, относясь в то же время с большим недоверием и даже враждебно к культурным ценностям других народов.

Под социально-культурной системой совокупность элементов культурной сферы, находящихся между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. Другими словами, СКС -- это то социальное пространство, в рамках которого реализуется СКД. Осуществление социально-культурной деятельности -- общественное назначение СКС, которое выражается в сущностных функциях системы. Сущностные функции СКС соответствуют операциям культурной деятельности (созидание, хранение, распространение культурных ценностей). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей СКС, например, оформление и тиражирование сообщений. Функции осуществляются функционально специализированными подсистемами, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями структуру СКС. В структуру социально-культурной системы входят следующие функционально-специализированные подсистемы.

  • 1. Подсистема профессионального духовного производства, состоящая из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий» . Профессиональное творчество всегда ярко индивидуально. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации, но и ради одобрения других людей. Вне общества их деятельность теряет смысл, поэтому они входят в подсистему духовного производства СКС. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.
  • 2. Подсистема анонимного народного творчества. Эта подсистема социально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы являются фольклор и народное творчество, обряды и традиции, мода, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение. Творцами духовных ценностей в данном случае выступают не конкретные авторы, а коллективы неопределенного состава. Эта подсистема изначально относится к СКД.
  • 3. Подсистема любительского творчества -- область индивидуальной культурно-досуговой деятельности. Любительское творчество, как правило, не продуктивно, а репродуктивно; оно ориентировано на творчество профессиональных работников подсистемы. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются впечатляющие культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. В социально-культурной системе творческая досуговая СКД (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой СКД или анонимному народному творчеству.
  • 4. Подсистема хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) -- это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты. Пользователями этой подсистемы считаются как настоящее, так и будущие поколения.
  • 5. Подсистема распространения культурных ценностей имеет задачей обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистеме хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.

Обе последние подсистемы являются формальными (общественно организованными) коммуникационными системами: они передают культурные ценности, играющие роль сообщений, либо во времени (подсистема хранения), либо в пространстве (подсистема распространения). Параллельно с ними действуют неформальные (стихийные) коммуникационные каналы. Так, подсистема хранения не обеспечивает сохранности живого естественного языка, в частности русского; эта важная часть культурного наследия хранится в памяти современников. Неформальными каналами пользуется подсистема анонимного народного творчества для распространения ее продуктов.

  • 6. Подсистема материально технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем СКС. Сюда относятся редакционно-издательские службы, техническое обеспечение радио- и телецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.
  • 7. Подсистема кадрового обеспечения (подсистема специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов СКС.
  • 8. Подсистема научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
  • 9. Подсистема управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например цензурой.
  • 10. Подсистема юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), федеральный Закон о средствах массовой информации (1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др.

Суммарно структуру социально-культурной системы можно представить следующим образом:

I. Творческие подсистемы во главе с духовно-производственными институтами (3 подсистемы).

ІІ. Коммуникационные подсистемы (2 подсистемы).

III. Обеспечивающие (вспомогательные) подсистемы (5 подсистем).

IV. Пользователи -- люди, имеющие культурные потребности и взаимодействующие с СКС в процессе своей индивидуально-культурной деятельности.

Российский ученый Осипов дает следующее определение обществу: общество понимается как определяющаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших так малых групп людей, поддерживающаяся силой обычая, традиций, законов, социальных институтов и т.д.

Существует несколько подходов к определению общества:

    представляет общество в его телесности, т.е. исходным материалом становятся живые, действительные люди, совместная деятельность которых формирует ассоциации. Эту точку зрения разделяли ученые от Парсонса до Дюркгейма.

    подход базируется на признании того, что социальные понятия общества как объединение людей должны выводиться не из определения «люди», а из такого понятия как система отношений, отсюда определение Гидденса.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты.

В русле этого подхода можно рассмотреть теорию социокультурной динамики: (Сорокин 1889-1968 гг. – является автором работы «Социальная культурная динамика») проанализировав огромное количество фактического материала из культурной, социальной, политической, экономической и др. сфер жизни общества, Сорокин пришел к выводу, что в многообразии разнородных процессов можно обнаружить определенную целостность, интегрированность, которую он назвал системой культуры или социо-культурной системой. Он обнаружил в истории западной цивилизации 7 социо-культурных систем, из которых базовыми являются 2: чувственная или сенсорная и умозрительная или идеациональная. Он полагал, что как умозрительная так и чувственная имеют свои собственные ментальности, свои системы знаний, философию и мировоззрение, свою религию, культуру, мораль, законы и нормы и наконец свою собственный тип человеческой личности. Каждый момент времени в обществе могут присутствовать различные системы, но большинство составляют носители доминирующей культуры. Для чувственной культуры характерно преобладание материального мировоззрения (атеизма), популярность утилитарных, гедонистических ценностей, развитие науки и динамичный характер социальной жизни.

В обществе второго типа доминируют элементы рационального мышления, этика абсолютных принципов. Социальная жизнь имеет статический характер, невысокий уровень развития науки.

В качестве переходной социо-культурной системы рассматривал идеалистическую систему, в которой смешаны черты двух базовых.

Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами доминирования двух основных систем. Почему же меняются доминирующая система культуры? По мнению Сорокина ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены, когда созидательные силы исчерпаны, соответствующая культура и общество становятся мертвыми, и общество переходит к альтернативному виду культуры.

Почему социо-культурная система возвращается к старым состояниям, а не принимают новые формы? По его мнению, существует принцип предела, который констатирует, что хотя непрерывный процесс эволюции социо-культурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека обуславливаю дискретное восприятие процессов, выделение конкретного числа черт, устойчивых состояний, этапов и направлений. Эти когнитивные способности человека ограничивают количество рассматриваемых физических изменений, что вынуждает эти процессы повторять одни и те же состояния.

По мнению Сорокина процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов, нормативных образцов. Это порождает социально-культурные кризисы, войны, революции, анархии.

    Системный подход Т.Парсонса.

Общество как систему рассматривает одна из макросоциологических парадигм – функциональная. Ее представители: Конт, Дюркгейм, Пуко – рассматривали общество как систему взаимосвязанных составляющих, которые вместе образуют единое целое. Общество они рассматривали как целостную саморазвивающуюся структурную систему, состоящую из четырех основных компонентов:

    ценности – обобщение представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов.

    нормы – представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальных систем.

    коллективы – общности, имеющие статичную дифференциацию, ориентированные на использование целедостиженческой функции.

    роли – ожидание относительно поведения личности, выполняющей в социальной системе функцию адаптации.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институализация: процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Следствием этого процесса является образование социальной структуры, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей, поэтому социальную систему можно определить как инситуализированный набор ролей. Подсистемами социальной системы выступает экономическая, политическая система, система социальных общностей и система социализации.

Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям:

    адаптация - рассматривает отношение между системой и средой. Система должна обладать свойством приспосабливаться к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

    целедостижение – выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения.

    интеграция – подразумевает координацию всех частей государственной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право.

    удержание образца – создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей.

Определив основные функции системы, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он выделяет 4 подсистемы; экономическая, политическая, культурная и социальная. Каждая из этих подсистем занимает определенное место в соцоитальной системе и выполняет строго очерченные функции:

    экономика – адаптация (роли)

    политика – целедостижение (коллективы)

    родство (социальная подсистема) – интеграция (нормы)

    культура – удержание образца (ценности).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система, и напротив, выполнение каким-либо институтом не свойственных ему функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность. Консенсус и нестабильность системы не означает, что она не способна к изменению, напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». По мнению Парсонса есть два пути достижения социального равновесия:

    социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому.

    создание разнообразных механизмов социального контроля.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.

3.1. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения

Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.

> под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей .

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры – образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Итак, культура включает в себя:

вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;

символические объекты, в первую очередь ценности и нормы ,т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;

образцы человеческих отношений, социальных связей , т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Таковы структурные компоненты культуры.

Различия в культуре проявляются не только в манере поведения, но и в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к властям, к деньгам, к религии, к спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».

> Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения.

Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

> Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике – национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

социализация , т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

социальные контроль , т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор , т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

> Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

Умение противодействовать толпе – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:

необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий, чтобы ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

Аутгруппы – это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.

Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).

> Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы.

Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация – из этносов.

В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора развития в этом случае выыступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

3.3. Общество как система

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

> Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

> Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

> Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме – многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей).

> Интеграция – это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезин-теграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектро-станции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой – природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).


Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество – открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели – целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Инте-гративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

Вопросы для самоконтроля

Что понимается под культурой в социологии?

Каковы структурные элементы культуры?

Что такое культурные универсалии?

Каковы функции культуры в обществе?

Что такое социальная группа?

Чем отличаются формальные и неформальные, первичные и вторичные, аут– и ингруппы?

Каковы свойства толпы как квазигруппы?

Как противодействовать толпе?

Что понимается под социальной общностью в социологии?

Какую роль в современном обществе играют социальные движения?

Почему люди, элементы природы и культура являются необходимыми составляющими общества?

Перечислите основные процессы, протекающие в обществе.

Почему общество можно рассматривать как социокультурную систему?

Что представляет собой система AGIL T. Парсонса?

Литература

Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1.

Исаев Б. А. Курс социологии. СПб., 1998. Лекция 2.

Исаев Б. А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997. Гл. 1.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

Маркович Д. Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Гл. 1, 5.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1995. Лекция 16.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 2, 3.

Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Социология / Сост. И. П. Яковлев. СПб., 1993.

Социология: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1998.

Социология: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.

Фролов С. С. Социология. М., 1998. Разделы 2, 4.

Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992.