Название стадиона 1 олимпиады древней греции. Зарождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры в Древней Греции

«Citius, Altius, Fortius» — девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн - вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

Греция с давних времен подвергалась постоянным вражеским набегам, поэтому спортивной форме древних греков всегда уделялось большое внимание. Атлеты становились настоящими национальными героями, а спортивные тренировки при так называемых гимнасиях - часть повседневной жизни.

Существует несколько различных версий по поводу возникновения Олимпийских игр. Одна из них связывает эти соревнования с именем Пелопса, победившего в соревнованиях колесниц и основавшего регулярные, проводящиеся раз в 4 года, спортивные состязания.

Другая версия гласит о том, что спортивные состязания впервые были проведены Гераклом, сыном Зевса. Он после того, как царь Авгий не принял результаты чистки его конюшен, покарал вероломного правителя, устроил всенародное празднество и легкоатлетические состязания, постановив их регулярными.

Конечно, существуют и другие версии возникновения спортивных состязаний. Одна из популярнейших говорит о договоренности, достигнутой между правителем Спарты Лигургом и царем Эллады Ифитом о перемирии на время проведения спортивных соревнований. Тогда же было принято решение о месте проведения игр - местечке Олимпия около горы Кронос. Естественный рельеф этой местности служил удобной трибуной для многочисленных зрителей. Был построен целый архитектурный комплекс, в который кроме стадиона и ипподрома входило несколько спортивных площадок для борьбы, спортивных игр с мечом, метания диска, также в спортивных комплекс входило несколько гимнасий и бани.

В то время к Олимпийским играм допускались только мужчины: и в качестве участников, и в качестве зрителей. Основным направлением соревнований был бег на короткие дистанции, впоследствии к видам состязаний добавилась борьба, кулачный бой, скачки, пятиборье, бег на длинные дистанции и другие виды спорта. Вначале участвовать в играх могли только атлеты из Пелопонесса , позже к ним присоединились спортсмены из Спарты, Коринфа и других стран. В 5-4 веках до н.э. спортивные игры в Олимпии стали настолько популярны, что на эти соревнования стали приезжать атлеты даже из Африки, Азии, Италии, Сицилии и более дальних регионов.

После того, как римская власть утвердилась в Греции, и христианство получило статус государственной религии, спортивные игры в Олимпии были запрещены. Всего к этому времени (к 394 году н.э.) было проведено 293 Олимпийские игры. На долгие века эти спортивные состязания были забыты.

Олимпийские игры в наши дни

«Вспомнили» об Олимпийских играх только во второй половине 18 века, когда во время археологических раскопок в районе Олимпии были обнаружены сооружения, явно относящиеся к спортивным. В конце 19 века мысль о том, что просто необходимо возродить былое величие спорта, быстрыми темпами распространилась по Европе, начиная с Франции. Пьер де Кубертен, французский барон, объяснил поражение французов во франко-прусской войне именно слабым физическим состоянием французской армии. Кроме того, в спорте он увидел возможность для мирного урегулирования споров путем соревнований, своего рода выход к мирному урегулированию, к взаимопониманию различных народов. Возрождение Олимпийских игр показалось наилучшим вариантом. И в результате его выступления на конгрессе в Сорбонне (Франция) было решено вновь начать проведение регулярных Олимпийских игр, первые из которых должны были пройти в 1896 году, конечно же, в Греции, в Афинах. Тогда же был основан МОК - Международный Олимпийский Комитет, председателем которого стал грек по национальности Деметриус Викелас.

Несмотря на то, что первые Олимпийские игры 1896 года были представлены всего 14 странами-участницами и 241 атлетом, успех их был поистине грандиозным. Греческие власти были очень довольны результатами проведенных соревнований, и было вынесено предложение о том, чтобы Олимпийские игры впредь проходили только в Греции, на родине этих соревнований. Но Олимпийский комитет решил иначе: каждый раз Олимпиада должна менять страну проведения в результате ротации между государствами.

В начале 20 века Олимпийским играм пришлось испытать на себе некоторый кризис, во-первых, потому что проведение игр было совмещено по времени с Международными выставками, а во-вторых, потому что для участия в играх в Сент-Луисе (США) большинству участников необходимо было пересечь Атлантический океан, а в то время это было довольно затруднительно. Но четвертые Олимпийские игры , прошедшие снова в Греции в 1906 году, опять собрали большую аудиторию и стали успешными. Позже эти игры были исключены из списка Олимпийских, так как проведены были досрочно. Нумерация игр ведется, начиная с первых игр в Афинах, проведенных в 1896 году. У зимней Олимпиады своя независимая нумерация.

На родине Олимпиады - в Греции - дважды проходили летние Олимпийские игры: в Афинах в 1896 году - первые и в 2004 году - 28-е игры.

Олимпийские игры.Некоторые правила проведения Олимпийских Игр

Принципы Олимпийских игр основаны на честности и равноправности всех участников и судей. Они были закреплены в хартии Игр Олимпиады в 1894 году. Символ Олимпийских игр - пять сцепленных между собой колец пяти цветов, которые символизируют пять частей света (Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия) и дружественные связи между ними. Также у Олимпиады есть свой флаг и гимн.

Во время всех Олимпийских игр проводятся специальные ритуалы, главными из которых являются следующие:

На церемонии открытия Олимпиады зажигается олимпийский огонь . Каждый раз в Олимпии зажигается огонь от солнечных лучей в античном храме Аполлона, и после этого огонь доставляется при помощи эстафеты в город, где организованы Олимпийские игры. Право зажечь олимпийский огонь на главном стадионе города-организатора Олимпиады является наиболее почетным.

От имени всех участников Олимпиады один из самых выдающихся спортсменов страны-организатора произносит олимпийскую клятву.

От имени всех судей произносит клятву о том, что судейство будет происходить честно и беспристрастно, представитель страны-организатора Олимпийских игр.

Победителям Олимпийских игр вручаются медали, а в честь победителей каждых соревнований играется гимн страны, чьим представителем стал спортсмен, занявший первое место.

Яркие и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.

В городе, где планируется проведение Олимпиады, строится «олимпийская деревня» — это комплекс зданий и сооружений для принятия спортсменов-гостей из других стран-участниц Олимпийских игр.

Олимпийские игры стали важнейшим спортивным событием на международном уровне, а звание олимпийского чемпиона - самым престижным для спортсменов, особенно в индивидуальных видах спорта.

«Против человеческой славы бессильны даже боги» - эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…

У древних эллинов было много богов . Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.

Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.

Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…
Единственное, что отличало их от людей - бессмертие.

Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг .

Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…

И тогда люди придумали Олимпийские игры.

История появления Олимпийских игр

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.

Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.

И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды , той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»

Тогда умный правитель отправляется к своему соседу - царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула , а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.

Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры , посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.

Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.

Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.

Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев - спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия - перемирие на время проведения соревнований .

Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание - огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.

Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны , заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.

Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе - Истмийские, в Дельфах - Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом - Немейские.

Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.

Место проведения первых Игр

Даже место, для них избранное, назвали Олимпия , чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу - божественной горе Олимп.

Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова - Пелопоннеса.

Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

Как проводились и почему были запрещениы

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и
лишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.

По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям : им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.

Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.

Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона - элидского повара Корэба и дата этой победы - 776 г.

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.

После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.

Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Виды состязаний

Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.

Длина дистанций измерялась шагами или стадиями - не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.

В Олимпии стадия равнялась 192,7 см - считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.
Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».

В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.

Позже появился самый жестокий вид состязаний - борьба без правил , или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.

В 680 г., прибавились гонки на колесницах.

Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:

  • быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
  • быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
  • контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.

Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.
А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.

Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами .

Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.

В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:

Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.

Чем награждали

Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?

Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис , украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз .

Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.

Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.

Возрождение: современные Олимпийские игры

И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.

Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях - кулачном бою и панкратионе.

А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.

И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света , потомкам удалось возродить дух этого священного места.

А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.

Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь , символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.

История возникновения Олимпийских игр

Один раз в четыре года проходят Олимпийские игры — так называются спортивные соревнования, в которых участвуют самые лучшие спортсмены из разных стран мира. Каждый из них мечтает стать олимпийским чемпионом и получить в награду медаль — золотую, серебряную или бронзовую. На олимпийские соревнования 2016 года в бразильский город Рио-де-Жанейро приехали почти 11 тысяч спортсменов из более 200 стран мира.

Хотя в этих спортивных играх участвуют в основном взрослые, однако некоторые виды спорта, а также история Олимпийских игр для детей тоже могут быть очень увлекательными. И, наверное, и детям, и взрослым интересно было бы узнать, когда же появились Олимпийские игры, как они получили такое название, а также какие виды спортивных упражнений были на самых первых состязаниях. Кроме того, узнаем, как проходят современные Олимпийские игры, и что означает их эмблема - пять разноцветных колец.

Родина Олимпийских игр — это Древняя Греция. Самые первые исторические записи о древних Олимпийских играх были найдены на греческих колоннах из мрамора, где была выгравирована дата — 776 год до н.э. Однако известно, что спортивные состязания в Греции проходили намного раньше этой даты. Поэтому история Олимпиады насчитывает уже около 2800 лет, а это, согласитесь, довольно много.

А знаете ли вы, кто, согласно истории, стал одним из первых олимпийских чемпионов? - это был обычный повар Корибос из города Элида , имя которого до сих пор выгравировано на одной из тех мраморных колонн.

История Олимпийских игр уходит корнями в древний город — Олимпию, откуда и возникло название этого спортивного праздника. Это поселение находится в очень красивом месте — возле горы Кронос и на берегу реки Алфей, и именно здесь с древних времен и до наших дней происходит церемония зажигания факела с олимпийским огнем, который потом передают по эстафете до города проведения Олимпийских игр.

Можно попробовать найти это место на карте мира или в атласе и заодно проверить себя — смогу ли я найти сначала Грецию, а затем Олимпию?

Как проходили Олимпийские игры в древности?

Сначала в спортивных соревнованиях принимали участие только местные жители, но потом это настолько всем понравилось, что сюда стали приезжать люди со всей Греции и подчиненных ей городов, аж от самого Черного моря. Добирались люди кто как мог — кто-то ехал верхом на лошади, у кого-то была повозка, но больше всего людей на праздник шли пешком. Стадионы всегда были переполнены зрителями — всем очень хотелось своими глазами увидеть спортивные соревнования.

Интересно еще и то, что в те дни, когда в Древней Греции собирались проводить олимпийские состязания, по всем городам объявлялось перемирие и примерно на месяц прекращались все войны. Для обычных людей это было спокойное мирное время, когда можно было отдохнуть от повседневных дел и повеселиться.

Целых 10 месяцев спортсмены тренировались у себя дома, а затем еще месяц в Олимпии, где опытные тренеры помогали им как можно лучше подготовиться к соревнованиям. В начале спортивных игр все приносили клятвы, участники - что будут соревноваться честно, а судьи - судить справедливо. Затем начинались сами соревнования, которые длились 5 дней. Начало Олимпийских игр объявлялось при помощи серебряной трубы, в которую трубили несколько раз, приглашая всех собраться на стадионе.

Какие же виды спорта были на Олимпийских играх в древние времена?

Это были:

  • состязания в беге;
  • борьба;
  • прыжки в длину;
  • метание копья и диска;
  • рукопашный бой;
  • гонки на колесницах.

Самым лучшим спортсменам вручали награду - лавровый венок или оливковую ветку, чемпионы торжественно возвращались в родной город и до конца своей жизни считались уважаемыми людьми. В их честь устраивались банкеты, и скульпторы делали для них мраморные статуи.

К сожалению, в 394 году уже нашей эры проведение Олимпийских игр было запрещено римским императором, которому такие соревнования очень не понравились.

Олимпийские игры наших дней

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году, в стране-родоначальнице этих игр — Греции. Можно даже посчитать, насколько долгим был перерыв — от 394 года до 1896 года (получается 1502 года). И вот спустя столько лет в наше время зарождение Олимпийских игр стало возможным благодаря одному известному французскому барону, его звали Пьер де Кубертен.

Пьер де Кубертен — основоположник современных Олимпийских игр.

Этот человек очень хотел, чтобы как можно больше людей занимались спортом и предложил снова возобновить проведение Олимпийских игр. С тех пор раз в четыре года проводятся спортивные игры, с максимальным сохранением традиций древних времен. Но теперь Олимпийские игры стали делиться на зимние и летние, которые чередуются друг с другом.

Традиции и символика Олимпийских игр



Олимпийские кольца

Наверное, каждый из нас видел эмблему Олимпиады — переплетенные цветные кольца. Их выбрали не просто так — каждое из пяти колец означает один из континентов:

  • кольцо синего цвета — символ Европы,
  • черный — Африки,
  • красный — Америки,
  • желтый — Азии,
  • зеленое кольцо — это символ Австралии.

А то, что кольца переплетаются между собой, означает единство и дружбу людей на всех этих континентах, несмотря на разный цвет кожи.

Олимпийский флаг

Официальным флагом Олимпийских игр был выбран белый флаг с олимпийской эмблемой. Белый цвет - это символ мира во время олимпийских соревнований, так же, как и во времена Древней Греции. На каждой Олимпиаде флаг используют при открытии и закрытии спортивных игр, а затем передают тому городу, в котором через четыре года состоится следующая Олимпиада.

Олимпийский огонь



Еще в древности возникла традиция зажигать огонь во время проведения Олимпийских игр, сохранилась она и до наших дней. За церемонией зажигания Олимпийского огня наблюдать очень интересно, это напоминает древнегреческую театральную постановку.

Все начинается в Олимпии еще за несколько месяцев до начала соревнований. Например, огонь для бразильских Олимпийских игр был зажжен в Греции еще в апреле этого года.

В греческой Олимпии собираются одиннадцать девушек, одетых в длинные белые платья, какие были раньше в Древней Греции, затем одна из них берет зеркало и с помощью солнечных лучей зажигает специально приготовленный факел. Это и есть тот огонь, который будет гореть на протяжении всего периода олимпийских соревнований.

После того, как факел загорится, его передают одному из лучших спортсменов, который дальше понесет его сначала по городам Греции, а затем доставит в ту страну, в которой будут проходить Олимпийские игры. Дальше эстафета огня проходит по городам страны и, наконец, прибывает на место, где будут проводиться спортивные соревнования.

На стадионе устанавливают большую чашу и зажигают в ней огонь тем факелом, который прибыл из далекой Греции. Огонь в чаше будет гореть до тех пор, пока не закончатся все спортивные состязания, затем он гаснет, и это символизирует окончание Олимпийских игр.

Церемония открытия и закрытия Олимпиады

Это всегда яркое и красочное зрелище. Каждая страна, принимающая Олимпийские игры, старается превзойти предыдущую в этом компоненте, не жалея на представление ни сил, ни средств. Для постановки применяются последние достижения науки и техники, инновационные технологии и разработки. Кроме того, задействуется большое количество людей - волонтеров. Приглашаются самые известные люди страны: артисты, композиторы, спортсмены и др.

Награждение победителей и призеров

Когда были первые Олимпийские игры, победители в качестве награды получали лавровый венок. Однако современные чемпионы награждаются уже не лавровыми венками, а медалями: первое место — золотая медаль, второе место — серебряная, и третье — бронзовая.

Наблюдать за соревнованиями очень интересно, но еще интереснее увидеть, как награждают чемпионов. Победители выходят на специальный пьедестал с тремя ступеньками, согласно занятым местам, им вручают медали и поднимают флаги тех стран, откуда приехали эти спортсмены.

Вот и вся история Олимпийских игр, для детей, думается, будет интересна и полезна выше изложенная информация

История Олимпийских игр берет свое начало в Древней Греции. Первые исторические упоминания об этом мероприятии датируются 776 годом до н.э. Интересно, что Олимпийские игры в древности проводились не только как спортивные состязания, но еще и как религиозная церемония. Изначально игры устраивались каждые четыре года и длились они всего один день. Согласно одной из легенд, первым участником древнегреческих олимпийских игр стал Геркулес.

Древнегреческая Олимпия была единственным местом, где проходили Олимпийские игры древности. Это крупнейшее святилище на Пелопоннесе было выбрано не случайно - оно имело форму естественного, природного амфитеатра, который располагался среди лесистых равнин и склонов, между реками Клавдия и Алфей. Благодаря удобному расположению поселения Олимпия, участники из далеких земель прибывали на игры на кораблях.

Исторические документы свидетельствуют, что Олимпийские игры в древности проходили только в мирное время - за месяц до начала игр между всеми враждующими городами объявлялось перемирие, чтобы все участники смогли безопасно прибыть в Олимпию. Любой город, который нарушал закон о перемирии, наказывался путем запрета его спортсменам участвовать в дальнейших соревнованиях.

В Олимпии не только проводились Олимпийские игры - история рассказывает о том, что там проходил и древнегреческий религиозный фестиваль. Во время религиозной церемонии народ славил Зевса, а также павших героев. Сами игры начинались с молитвы и ритуального жертвоприношения.

В год, когда должны были проводиться Олимпийские игры, в древности во все уголки Греции направлялись гонцы с факелами, которые объявляли о перемирии. Много веков спустя несение факела стало неотъемлемым ритуалом, предшествующим началу современных Олимпийских игр.

Соискателями на чемпионство в соревнованиях могли быть только свободнорожденные греки или рабы, получившие освобождение и помилование. Спортивные соревнования устраивались отдельно для мужчин и отдельно для мальчиков. Юношей группировали на несколько категорий, исходя из их возраста, телосложения и силы.

Хоть женщинам и запрещено было участвовать в физических соревнованиях, но они могли показать свои умения в конноспортивных состязаниях, однако для этого должны были владеть колесницей или лошадью.

Олимпийские игры в древности изначально включали в свой регламент только пять видов спортивных соревнований: метание копья, метание диска, прыжки в длину, борьбу и бег. Впоследствии прибавились скачки, гонки на колесницах, бокс и панкратион. В первый день Олимпиады проводились религиозные церемонии, а также древнегреческие спортсмены принимали присягу о соблюдении честных правил игры. Сами состязания начинались на следующий день.

Победителей соревнований венчали коронами из оливковых листьев из храма Зевса. Кроме этого, победитель мог изваять в Олимпии собственную статую. После возвращения в родные края чемпиона ждали слава и почет - он получал различные привилегии в виде бесплатного питания и лучших мест на общественных мероприятиях.

На Олимпийских играх были предусмотрены только первые призовые места, поэтому спорт в Древней Греции с самого раннего детства культивировался и почитался так же, как и гуманитарное образование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств.

Культурологический Факультет.

Кафедра: Социально-культурной деятельности.

Реферат

По дисциплине: История социально-культурной деятельности.

Тема: Олимпийские игры в древней Греции.

Челябинск 2015г

Введение

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

3. Программа Олимпийских игр

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр

Заключение

Список литературы

Введение

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние -- храмы, сокровищницы, стадион, ипподром -- возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия…

Цель исследования: Исторический анализ Олимпийских игр в условиях развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период.

1. История Олимпийских игр

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм. (6)

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек и ареной примерно 213х29 м. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки, гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.(3)

Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшийся к суду и никогда не уличенный в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания -- в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции. Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела.

В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные???трясений, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др.

Для человеческого честолюбия олимпийские игры предоставляли благодарную арену. Все знаменитые люди и все жаждавшие славы стекались сюда. После персидских войн в Олимпию явился Фемистокл и во время церемоний привлекал внимание народа. Бывали здесь и философы Анаксагор, Сократ, Аристипп и Диоген; одни из них поучали толпу своими нравоучительными проповедями, другие вызывали скандалы своими циническими выходками. На стадии часто присутствовали Пифагор и Платон, увлекавшиеся борьбой, тем более что в молодости они сами одерживали в ней победы. Ораторы Горгий, Лизий, Демосфен нередко появлялись здесь и давали возможность всей Греции послушать образцы их искусства. Поэты Пиндар, Симонид и многие другие искали тут вдохновения, а может быть, и клиентов.

К великим людям примешивались разные шарлатаны, которые вызывали у толпы зевак почтительное изумление. Наиболее оригинальным среди таких шарлатанов был, пожалуй, Менекрат. (3)

2 . Правила, условия, тради ции олимпийских игр в древности

Олимпийские празднества происходили каждые четыре года. Это был такой же подвижной праздник, как, например, христианская Пасха. Празднование его происходило от 11 до 15 дня иеромении, т. е. священного месяца, который начинался с первого новолуния после летнего солнцестояния. Таким образом, он падал на конец июня и начало июля нового стиля.

Особые послы рассылались из Олимпии и отправлялись группами до дальних берегов Черного моря, до Египта и испанских колоний, сообщая грекам о дне празднеств. В то же время эти послы, носившие наименование феоров, провозглашали священный мир.

Вот несколько статей из этого постановления:

1) Всякие военные действия должны быть прекращены во всех странах, как только будет объявлена иеромения.

2) Для всех народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, должна быть неприкосновенна.

3) Всякий иностранный отряд, вступающий на территорию Элиды, должен сложить оружие.

4) Тех, кто захочет, завладеть этой территорией или не окажет помощи элейцам против святотатственного неприятеля, да поразит проклятие богов.

5) На всех тех, кто нарушит перемирие, будет наложен штраф в 2 мины (около 75 руб.) с каждого воина.

6) В случае отказа уплатить этот штраф виновные будут преданы отлучению.

7) Всякий, кто обидит путника, отправляющегося на олимпийское празднество, подвергнется проклятию и штрафу.

Так как праздник давал повод к устройству большой ярмарки, то вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, где сидели всякого рода торговцы.

Но самой серьезной приманкой на празднествах были религиозные церемонии и игры. Каждый жертвовал сообразно со своими средствами. Люди богатые составляли целые гекатомбы. Более скромные паломники довольствовались принесением в жертву баранов, козленка, нескольких капель вина, нескольких крупинок фимиама. По установленным правилам олимпийские боги вступали в непосредственное общение только с гражданами Элиды. Иностранцев должен был представлять кто-нибудь из элейцев. Сверх того чужеземцы подлежали особому налогу, но обыкновенно это препятствие не останавливало даже самого бедного человека. Поэтому благочестивые люди с утра до вечера окружали алтари, где происходили возлияния из вина, благовоний и крови.(2)

Празднество занимало пять дней:

В 1-й день участники Игр перед алтарем Зевса, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения.

Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков,

в 3-й состязания мужчин,

в 4-й конные ристания,

в 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Судьи и уставы состязаний. Руководство всеми состязаниями принадлежало элланодикам, или судьям эллинов. Это были должностные лица Элиды, назначаемые для каждой олимпиады по жребию из ограниченного по количеству класса граждан. Этих судей было десять. Они приступали к исполнению своих обязанностей за десять месяцев до начала празднеств. Отправляясь в Олимпию, они, прежде чем вступить в священную ограду, совершали омовение и закалывали в жертву свинью. В Булевтерии они принимали присягу от участников состязаний, их семей и учителей. Сами элланодики клялись выполнить свой долг перед алтарем Зевса Геркейского и производили испытание атлетам, детям, лошадям и жеребятам; они распределяли их по разрядам, составляя для каждого состязания список соперников.

Вот главные статьи устава: 1) Из игр исключаются рабы и варвары. 2) Исключаются также: подвергавшиеся наказанию по суду; все убийцы, даже те, которые совершили преступление по неосторожности; люди, на которых тяготеет святотатство; все частные лица или граждане тех государств, которые не выплатили наложенных на них штрафов. 3) Все участники состязаний должны записаться заранее, в установленные законом сроки, в элидскую гимназию, выполнить там известное испытание и принести присягу. 4) Неявившиеся к сроку не допускаются к участию в состязаниях. 5) Замужним женщинам, безусловно, воспрещается появляться в Алтисе и на местах состязаний во время великих празднеств. 6) Учителя участников состязаний во время игр на стадии помещаются за соседней оградой и должны оставаться там совершенно обнаженными. 7) Под угрозой лишения награды и наложения штрафа запрещается убивать своего соперника намеренно или по неосторожности в борьбе или в кулачном бою. 8). Запрещается толкать своего соперника и прибегать к каким-нибудь недобросовестным приемам. 9) Запрещается запугивать своего соперника и предлагать ему денежное вознаграждение за то, чтобы он поддался в борьбе. 10) Наказание розгами грозит всякому, кто сделает попытку подкупить судей. 11) Запрещается выражение публичного протеста против постановления судей. 12) Всякий участник состязания, недовольный приговором элланодиков, может жаловаться в олимпийский Совет и добиваться осуждения виновных судей за свой собственный страх и риск.

Всякое неправильное действие наказывалось штрафом, установленным законом и налагавшийся по приговору судей. За уплату этого штрафа были ответственны не только семья участника состязания, но и его родной город.

Участники состязаний. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. За исключением бывших победителей в Олимпии и нескольких атлетов, имевших всемирную известность. Но большая часть будущих участников состязаний проводила в этой гимназии все десять месяцев, предназначенных для упражнений. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор, все должны были выдержать в течение 30 дней ряд испытаний в элидской гимназии; Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотром специальных судей («элланодиков»), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

В состязаниях участвовали люди, сходившееся со всех концов греческого мира. Несмотря на то, что по внешности организация игр носила свободный характер, участие в состязаниях было доступно лишь гражданам высших классов: только богатые люди имели возможность снарядить для гипподрома упряжки, обучить для бегов лошадей, покрыть издержки, которые связаны с содержанием большой конюшни. Простой народ не мог принимать участие даже в состязаниях на стадии вследствие необходимости продолжительной подготовки, путевых расходов и пребывания в Элиде. Действительно, в состязаниях на гипподроме участвовали члены аристократических фамилий, а состязание на стадии происходило между представителями буржуазии.

При приближении игр атлеты перевозились в Олимпию и поселялись в особых помещениях. Вступление их в Булевтерий совершалось с большой пышностью и в присутствии их отцов, братьев и учителей. Войдя туда, участники состязаний простирали руку на алтарь Зевса Геркейского, где предавались сожжению внутренности дикого кабана, и пред элланодиками приносили клятву вести себя согласно требованию устава. (5)

Первый день открывался состязаниями на стадии. Еще задолго до зари все паломники, распределенные по национальностям, теснились на склонах гор. При восходе солнца раздавался трубный звук. Элланодики в красных одеяниях переходили через все поле состязания и занимали свои места против старта. Вокруг них на почетных местах восседали должностные лица и жрецы Элиды, общественные гости, редставители разных государств, все именитые иностранцы. Поблизости возвышался трон единственной замужней женщины, присутствие которой допускалось при этом зрелище, а именно жрицы Деметры-Хамины.(2)

3 . Программа Олимпийских игр

Игры занимали большую часть трех дней паломничества. 40 или 50 тысяч людей, пришедших со всех концов мира, в течение бесконечного числа часов испытывали божественное наслаждение, созерцая, как люди наносили друг другу смертельные удары кулаками, а лошади состязались в скорости бега. Но к этому зрелищу греков привлекала не грубая страсть к азартной игре современных европейских конских бегов. Эстетические стремления, потребность полюбоваться двумя царями природы -- человеком и лошадью -- в расцвете их красоты и порыве смелости, -- вот что увлекало эллинов. К этому удовольствию примешивалось патриотическое волнение. Каждый обращал к богам свои нетерпеливые моления о победе своего родного города на этих аренах, где собирались все греческие народы. Само собой разумеется, что побудителем состязающихся было, прежде всего, их личное самолюбие. Они стремились вызвать восхищение своей силой или роскошью, но им было приятно также, что победой они прославят свое отечество.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром. (1)

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром - бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло.

На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос - бег на 2 стадия, а 4 года спустя - долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев.

Состязание в беге.

Но вот снова зазвучали трубы. На арене появляется глашатай и громко кричит: «Состязающиеся в беге, выходите!». Одно из начальствующих полицейских лиц вызывает атлетов, а глашатай представляет их толпе, сообщая их имя и место родины, и спрашивает, не оспаривает ли кто-нибудь их достоинство гражданина и честного человека. Один из элланодиков обращается с речью к атлетам и приказывает недостойным удалиться. Затем участники в состязаниях уходят в особое здание, расположенное между стадием и гипподромом, где снимают с себя одежды и натираются маслом. Когда они появляются снова уже обнаженными, на арену приносят урну Зевса, т.е. серебряную вазу, в которой лежат деревянные дощечки с выгравированными на них буквами. Каждый участник состязания вынимает по жребию одно из двадцати мест, которое он и должен будет занять. Алитарх отбирает эти дощечки, проверяет их и отводит атлета на его место. Раздается трубный звук, и четыре соперника пускаются в бег.

Все пять групп состязающихся, из четырех человек каждая, бежали одна за другой. Затем должны были состязаться победители этого предварительного бега. Судьи выносили свой приговор, а глашатай объявлял, кто оказался окончательным победителем, главным олимпиоником, именем которого называлась олимпиада.(4)

Таков был простой бег. При двойном беге надо было начать бег от места элланодиков и возвратиться опять к ним же. При шестерном беге полагалось пробежать шесть раз вдоль всей арены. Подобно бегу, и различные виды борьбы усложнялись все более и более.

Бег с оружием.

Он откладывался к концу игр. Это состязание состояло в том, что надо было два раза пробежать на стадии в военном вооружении. Первоначально этот бег совершался в полном вооружении, т. е. со щитом, копьем, в шлеме и набедренниках, но мало-помалу произошло облегчение этой тяжести, и в IV веке выходили только со щитом. (4)

Борьба .

На 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

В простой борьбе выходили с голыми руками. Победителем считался борец, который три раза повалил своего противника таким образом, что тот коснулся земли лопатками. Вопрос о том, с кем в паре приходилось бороться состязающимся, решался жребием. В урну клали две буквы A, две буквы B и т. д. Те, кто вынул одну и ту же букву, боролись друг с другом; затем, также по жребию, соединялись попарно победители. Так делали до тех пор, пока не оставался один-единственный победитель. Этим правилам следовали и при кулачной борьбе и при так называемом панкрате.

На 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой. Выходя на кулачную борьбу, борцы надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки заматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это была жестокая борьба. Собираясь нанести удар, борец вместе с тем принимал меры предосторожности: защищал голову поднятыми руками, старался, чтобы противник был ослеплен солнцем; затем изо всей силы бил кулаком, как бы закованным в железо, по ребрам, лицу и разным членам своего противника. Обыкновенно из этой борьбы выходили обезображенными, искалеченными, истекающими кровью; часто она кончалась смертью. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из противников не признавал себя побежденным.

Панкрат .

Панкрат был соединением борьбы и кулачного боя. Сражающееся имели право наносить удары, опрокидывать на землю и сжимать своему противнику горло, но запрещалось пускать в ход зубы и надевать на руки металлические нарукавники. Часто соперника лишали возможности действовать особым приемом, при котором вывертывались или ломались пальцы.

Пятиборство .

Пятиборство включало пять различных состязаний: прыгание, метание диска и дротика, простой бег и борьбу. Два последних испытания только что описаны. При состязании в прыжках входили на особую насыпь; для увеличения прыжка состязающиеся размахивали гирями. Благодаря этому прыжки достигали громадных размеров, -- как говорят, до 50 футов.

Детские состязания были точным повторением состязаний взрослых людей. Впрочем, уже с давних пор пятиборство было исключено из них, как состязание слишком тяжелое для юного возраста.

Бега колесниц.

На 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

Самыми старинными состязаниями на гипподроме были бега колесниц, запряженных двойкой или четверкой лошадей. Эти состязания всегда оставались в Греции самыми излюбленными.

Требовалось обогнуть столб у старта двенадцать раз. В более позднюю эпоху стали появляться упряжки мулов, колесницы с парой лошадей, а также с парой или четверкой жеребят.

На 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион - единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Награда за победу доставалась владельцам лошади или колесницы, а не наездникам или кучерам.

В каком порядке происходили эти состязания, мы не знаем. В древнюю эпоху все они заканчивались в один день. Когда программа их разрослась, они стали продолжаться три дня. Для открытия устраивались детские упражнения, на утро следующего дня назначался бег взрослых. После полудня -- борьба, кулачный бой и панкрат. Конские состязания относились на утро третьего дня, а пятиборство и бег с оружием происходили после полудня. Но из этого правила неоднократно делались исключения.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

В IV веке были придуманы еще два состязания: глашатаев и трубачей.

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр , которые также включали:

Игры в Дельфах (Пифийские игры)

Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)

Игры в Немее (Немейские игры).

Все четыре из Панэллинских игр наследовали организацию и принципы Олимпийских игр и никогда не проводились в течение одного года.

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр .

Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.

Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие - меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.(1)

Олимпионик .

После каждого состязания происходило обнародование глашатаем имени победителя, его отца и названия его родины. Атлет или владелец колесницы подходил к судьям, Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной рощеОлимпийский девиз состоит из трех латинских слов - Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является перевод «Быстрее, выше, сильнее» (по-английски - Faster, higher,stronger) (5)

Тогда родственники, друзья, соотечественники, знакомые и незнакомые поклонники приветствовали его, бросали ему цветы и подымали его на свои плечи. Раздача наград производилась в последний день праздника. Первоначально наградой служили драгоценные вещи, треножники, дорогие материи. Впоследствии стали раздавать простые венки из дикой оливы, украшенные лентами; венки эти делались из ветвей оливкового дерева, посаженного, как говорили, самим Гераклом. Оно росло возле храма Зевса, где происходила и церемония раздачи наград. Элланодики возлагали венки на головы победителей в присутствии должностных лиц и элидских жрецов, а также перед представителями всех греческих стран. Затем устраивалось шествие. Впереди двигались элланодики, затем новые олимпионики, сопровождаемые гражданскими и духовными властями, общественными гостями и депутатами разных народностей, а также статуями богов; они спускались в Алтис, где их ждала восторженная толпа. Они медленно двигались в своих ярких одеждах, с венками на головах, с пальмовыми ветвями в руках, под звуки флейт и пения.

Когда шествие приближалось к алтарю 12-и богов, победители, окруженные собравшейся толпой, совершали жертвоприношения и благодарственные моления. Затем шествие снова пускалось в путь. Теперь оно двигалось к пританею, где граждане Элиды приготовляли большой пир, на который приглашались все привилегированные должностные лица Олимпии, жрецы, проксены и феоры. Толпа, собравшаяся у дверей, с жадностью внимала доносившимся до нее радостным возгласам. Как только имена победителей заносились в гимназии в список олимпиоников, слава победителей как бы получала окончательное признание.

Этим празднество официально заканчивалось, но обыкновенно оно продолжалось еще несколько дней на щедрость победителей, которые в свою очередь приглашали на пиршество своих родственников, друзей и соотечественников. Алкивиад пригласил на свой пир также всех паломников.

Начиная с VI века победители приобрели право посвящать в Алтис статую. Первоначально для этой цели чаще всего воздвигалась какая-нибудь фигура воображаемого лица; но всякий атлет, увенчанный три раза, мог воздвигнуть свое собственное изображение.

Такие портретные статуи заказывались обыкновенно лучшим скульпторам. Расходы, связанные с этим, ложились на самого победителя, его семью, учителя или родной город. «Самое драгоценное имущество», гласила одна пословица, «это -- золотая статуя в Олимпии».

Возвращение победителя на родину сопровождалось величайшими торжествами. Окруженный многочисленной свитой друзей и любопытных, он въезжал в пурпуровой одежде на квадриге. Некий Эксенет из города Агригента совершил свой въезд в сопровождении бесконечного количества колесниц, причем триста из них были запряжены белыми лошадьми. Сначала шествие направлялось к храму Зевса, которому победитель должен был посвятить свой венок. Затем при пении гимна и трубных звуках оно двигалось в пританей. В честь нового героя устраивалось пышное национальное пиршество.

Празднование годовщины этого события совершалось затем в течение долгого времени. Олимпионик в этот день являлся в святилище Зевса, снова надевал свой венок, ходил со своими родственниками и друзьями по всему городу, посещал храмы и давал возможность всем любоваться собою. Государство предоставляло ему различные привилегии. В честь его нередко воздвигались две статуи -- одна в Олимпии, а другая на общественной площади, в храме или в гимназии родного города. Нарисованный портрет его выставлялся под портиками. В память олимпийских побед во многих странах, а в особенности в Сицилии, выбивались особые монеты. В Афинах победителю давалась премия в 500 драхм, в других местах он получал пожизненную пенсию, в Аргосе -- бронзовый щит, в Пеллене -- шерстяную мантию. Его, по-видимому, заранее предназначали к выполнению общественных обязанностей, в особенности -- к заведыванию гимназией. Он пользовался почетным местом в театре, а также на празднествах и во время сражений. Иногда государство брало на свой счет сооружение ему гробницы. Лошадям, одержавшим победу, обеспечивалось сытое существование и счастливая старость. При погребении они получали почести в виде большого могильного холма с пирамидой наверху.

К моменту возвращения победителя или ко дню годовщины его победы какому-нибудь великому поэту, например, Пиндару, Симониду, заказывалась триумфальная ода, исполнявшаяся, как опера, с аккомпанементом музыки и с танцами. В этих одах прославлялся не только сам герой, но и его родители, предки, его государь и отечество, божества и герои его страны и Олимпии.

Гордость олимпионика не имела пределов. Благодаря минутному успеху он попадал в ряды первых людей его эпохи. Он становился важной персоной, выступал иногда в качестве посредника между различными государствами, был уверен, что о нем будет упомянуто в истории. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили даже до того, что начинали воздавать ему божественные почести; обожествление некоторых из олимпиоников начиналось еще при их жизни: Эвфимий из Локр совершал возлияния и жертвоприношения своему собственному изображению. (3)

4 . Трад иции зажжения олимпийского огня

олимпийский игра состязание традиция

Олимпийский огонь -- один из символов Олимпийских игр. Традиция зажжения Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Она служила напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Прометей проявил сострадание к людям и украл из мастерской божественного кузнеца Гефеста огонь, который вынес тайно в тростнике. Вместе с огнем он взял у Гефеста "премудрое умение" и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать.

Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен Гераклом. Поскольку для греков огонь имел божественный смысл, он горел во многих святилищах Олимпии. Постоянно же он был на алтаре Гестии (богини домашнего очага) Во время Олимпиад, прославляющего Зевса, огни также были зажжены в храмах Зевса и Геры.

В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб (родовых объединений), которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Молодые люди доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Современную церемонию зажжения олимпийского огня проводят в Олимпии одиннадцать женщин, изображающих жриц. Актриса, облаченная как церемониальная жрица в античные одеяния, зажигает факел таким же образом, как это делали на Играх древности. Она использует параболическое зеркало, чтобы сфокусировать солнечные лучи в одной точке благодаря изогнутой форме. Энергия солнца создает большое количество тепла, которое воспламеняет топливо в факеле, когда жрица подносит его к центру зеркала.

Огонь переносится в горшке к алтарю на античном Олимпийском стадионе, где он зажигает факел первого бегуна эстафеты.

Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по той или иной причине.

Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

(Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников)

5. Значение олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85г. до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Заключение

Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден.

И, тем не менее, олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами.

Список литературы

1. Брабич В.М. Зрелище Древнего мира.-1971г.

2. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Паломничество в Олимпию. 1994г.

3. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Олимпийские игры. 1994г.

4. Рябков. В.М. Антология форм культурно-досуговой деятельности. Древний мир. Древняя Греция.2006г

5. Соколов Г.И. Олимпия. - М., 2010.

6. Шанин Ю.П. Герои античных стадионов. 1974г.

7. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Олимпийских игр. Правила, условия, традиции Олимпийских игр в древности. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. Традиция зажжения Олимпийского огня. Влияние Олимпийских игр на религию, политику. Значение Олимпийских игр. Изучение Древней Олимпии.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня. Пьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Принятие Олимпийской символики. Хронология и герои Олимпийских игр.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения олимпийских игр древности: легенды и мифы. Принципы, традиции и правила олимпийского движения его идея в знаки, символы, награды. Как проводились спортивные олимпийские игры: церемония открытия и закрытия, жизнь и отдых участников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Из истории проведения спортивных состязаний – Игр Древней Греции. Факты организации современных Олимпийских игр. Особенности проведения Зимних Олимпийских игр. История организации Паралимпийских игр. Оценка Сочи как места проведения Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2012

    Общие сведения об Олимпийских играх, причины и исторические предпосылки их появления. Правила Олимпийских игр и виды состязаний. Милон Кротонский - самый знаменитый и единственный за всю историю древних Олимпийских игр атлет, побеждавший на 6 Олимпиадах.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Возникновение Олимпийских игр, центр олимпийского мира древности. Церемония зажжения огня. Отличительная особенность соревнований у древних греков и римлян. Развитие гладиаторских боев. Возрождение Олимпийских игр, популярность современного движения.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Символика Олимпийских игр. Открытие греческих спортивных праздников и атлетических игр в Олимпии. Проведение состязаний по бегу, прыжкам, метанию, гимнастике. Использование в церемониях открытия и закрытия Олимпиады флага, эмблемы и олимпийского огня.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    История возникновения крупнейших спортивных соревнований Древней Греции. Мифы Олимпийских игр, заключение перемирия во время их проведения. Изучение Олимпии по итогам археологических раскопок. Изменения в программе состязаний, их возрождение в XIX веке.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Древнегреческие Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр современности. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпиада. Международный олимпийский комитет (МОК). Программа Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Краткий обзор некоторых Олимпиад.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2007

    Легенды и мифы основания первых Олимпийских игр - крупнейших спортивных соревнований того времени. Основание их как части религиозного культа в Древней Греции. Символ олимпиады. Основные виды состязаний. Периодичность проведения - каждые четыре года.