Одаренные дети: типы, особенности и проблемы. Художественно-эстетически одаренные дети. Почем гениальные мозги

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1. Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе , в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Одаренные дети в начальной школе

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы.
Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, а это невозможно без активизации познавательной деятельности учащихся и формирования творческого потенциала каждого ученика. Работая много лет учителем начальных классов, я убедилась в этом. Проблема не нова, но актуальна, так как современному обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на создание оптимальных условий для развития познавательных способностей учащихся, высокого уровня творческой деятельности младших школьников. В своей работе я создаю условия для развития познавательного интереса учащихся через: - использование различных методов, форм и средств работы; - внедрение новых педагогических технологий в преподавании; - введение в урок разноуровневого обучения, нестандартных и проблемных ситуаций.

На каждом уроке стараюсь раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. В. Репиной и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я для себя определила основные принципы организации творческой деятельности учащихся:

1.Внимательное отношение ко всем проявлениям творческой активности каждого моего ученика.

2.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.

3.Повышение и укрепление самооценки. Я считаю, что важно учитывать индивидуальные результаты каждого, чтобы ребенок испытал радость собственного открытия.

4.Творческая позиция педагога.

Обозначенные психолого-педагогические принципы образуют целостную систему, которая способствует достижению поставленной цели.

Считаю, что важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие учащихся, является творческий подход к преподаванию самого учителя. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают учащиеся.

Фактор творчества присутствует почти в любой деятельности. Я всегда поощряю интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций. Творим и экспериментируем с детьми всюду - на прогулке, на уроках, во внеурочное время. Создавая ребенку условия для творчества, я помогаю ему не только отлично справляться с предложенными заданиями, но и находить новое применение своим знаниям.

Я считаю, что большое влияние на активизацию познавательной деятельности школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Всегда стараюсь четко определять познавательные задачи урока, использую в учебном процессе разнообразные самостоятельные работы, творческие задания – все это является мощным средством развития познавательного интереса моих учащихся. При такой организации учебного процесса ребята переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету, саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Часто провожу уроки математики в форме интеллектуальных игр, уроки литературного чтения - творческих мастерских, а контрольные работы в виде олимпиад. Для обобщения материала по темам готовлю тесты, кроссворды, ребусы. Большую помощь в работе оказывает применение ИКТ на уроках математики, русского языка, окружающего мира на этапе проверки знаний, обобщения материала по темам, создание презентаций, тестирование. На уроках изобразительного искусства использую Интернет-ресурсы для просмотра картин, иллюстраций, портретов художников, помогают в работе мультимедийные материалы. Все это позволяет выполнить больший объем работы, создает ситуацию заинтересованности, формирует положительную мотивацию, способствует развитию мышления, воображения учащихся, развивает творческий потенциал каждого ученика.

Для меня очень важно подготовить ребёнка, умеющего читать и читающего. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. Каждый мой ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Мои дети умеют работать с текстом, извлекать нужную информацию, готовить сообщения, используя дополнительную литературу, словари, энциклопедии, электронные ресурсы. На уроках я практикую выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, чтение по ролям, словесное рисование, составление планов. Дети сами сочиняют стихи, рассказы, сказки. Анализируя произведения поэтов о родном крае, предлагаю продолжить фразу: «Я люблю родной край за то, что…». Дети думают, рассуждают, творят. На уроках обобщения выполняем мини-проекты, например, «Устное народное творчество родного края», «Пословица всем делам помощница» и др. Устраиваем литературные викторины, путешествия в «Книжное царство», в Страну Читай-ка, конкурсы на лучшего чтеца, конкурсы рисунков по темам «Поэтическая тетрадь», инсценируем отрывки из произведений. Ребята активно участвуют в литературных творческих конкурсах. За участие моих учеников во Всероссийских литературных творческих конкурсах наша школа получила «Серебряный сертификат соответствия» (г.Москва). Применение разнообразных форм работы на уроках литературного чтения, участие в литературных творческих конкурсах способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизирует познавательную деятельность, позволяет освоить программный материал в интересной форме, добиться высокого качества обучения.

Наблюдения за учащимися показали мне, что дети отдают предпочтение творческим видам работы на уроке, вот почему у меня преобладают творческие способы организации познавательной деятельности. Используя частично-поисковый метод, обучаю детей решению проблемных вопросов и заданий. На экскурсиях ребята проводят небольшую исследовательскую работу.

Использование заданий творческого характера способствует раскрытию личностной позиции каждого моего ребенка. Работая со словарными словами, использую различные виды диктантов, особенно детям нравятся творческие диктанты: называю начало поэтической строки, учащиеся должны самостоятельно ее закончить; прошу продолжить предложение, используя словарные слова, написать мини-сочинение. Такие задания развивают познавательный интерес учащихся, они лучше усваивают материал и стремятся узнать еще больше нового.

К активным методам и формам изучения и развития индивидуальных способностей каждого ребенка я отношу дидактическую игру, нестандартные и проблемные ситуации, групповую работу, парную и коллективную работу. Индивидуальная работа позволяет активизировать личный опыт каждого учащегося, развить умение самостоятельно выделять конкретную задачу для решения. Групповая форма работы развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма работы расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность каждому моему ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Данные формы работы способствуют формированию положительной мотивации обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.

При изучении нового материала использую на уроках схемы-опоры, таблицы, для закрепления материала - сигнальные карточки, раздаточный материал и другие средства обучения. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Я считаю, что важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является диалог. Между мной и учениками происходит сотрудничество, в котором я не только учу, но и сама опираюсь на опыт ребят. Это необходимо для формирования учебных потребностей и мотивов обучения.

Прекрасным средством развития познавательной самостоятельности является игра, которая служит как бы переходным мостиком к учебе, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность. Технология игрового обучения позволяет мне, как индивидуализировать работу, так и активизировать познавательную деятельность учащихся. Я подбираю игры с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю технологию проектирования. В 4 классе на уроке «Основы православной культуры» ребята делают проекты по выбранной теме: «Христианское искусство», «Праздник Пасха» (повышенный уровень), а ребята с базовым уровнем рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник. На занятиях кружка «Путешествия в века» мы приготовили проектную работу «Устройство храма». На празднике «День Здоровья» мои ученики защитили проект «Правильное питание». Работа над проектами развивает коммуникативные компетенции моих учеников, повышает интерес к обучению, формирует готовность к решению проблем, развивает творческую деятельность учащихся, а все это вместе активизирует познавательную деятельность учащихся моих классов. Два года подряд мои ребята в районном конкурсе творческих исследовательских работ занимали 2-е место.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроке я создаю проблемные ситуации. В начале обучения дети решают несложные проблемные задачи, проводят небольшие исследования. С каждым годом задания усложняются. Использование мной на практике проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, зачастую креативно их решать.

На уроках я использую нестандартные ситуации. Они способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, повышает интерес к учению.

Создавая условия для активной познавательной деятельности учащихся, поощряю стремление каждого моего ученика к поиску своих траекторий и способов решения задач, создаю “ситуации успеха ”, развиваю самоконтроль и взаимоконтроль. На каждом уроке создаю благоприятный морально-психологический климат, воспитываю интерес через включение в содержание урока интересных сведений, ярких фактов; поощряю каждого ребенка; вижу в каждом ребенке личность; исключаю из средств воздействия на учащихся принуждение. Все это дает большой педагогический эффект для формирования положительных мотивов учения.

Использование мной в работе современных методик и технологий, систематическая работа с каждым учащимся, направленная на формирование творческих способностей, развитие логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, позволяют добиться высоких и стабильных результатов обучения. Ребята успешно продолжают обучение в основной школе.

Проектная деятельность позволяет школьникам понять красоту математических вычислений и связать их с жизненной практикой. Проектов в течение учебного года по математике выполняется относительно немного и каждый из них должен стать событием, по-новому освещающим работу над программным материалом. Главное при создании проекта – суметь связать их с изученным материалом, чтобы не превысить возрастных возможностей учащихся и не отбить у детей желание постигать роль математических знаний в окружающем мире.

За многие годы педагогической деятельности я сформулировала для себя несколько правил: стараться заинтересовать каждого ученика в работе класса; стимулировать каждого учащегося к высказываниям без боязни ошибиться; оценивать деятельность каждого ученика в процессе обучения, а не только по конечному результату; использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт каждого учащегося. А также для себя я сделала вывод: бездарных детей нет, каждый ребенок одарен по-своему и мы, педагоги, должны найти, раскрыть и развить этот дар.

Подготовила педагог-психолог

Буркацкая Н.В.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие детской одаренности

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное соче-тание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не-обычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспек-ты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных уче-ных (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенци-альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при-суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способ-ностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышле-ния, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех де-тей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких дости-жений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы

образовательного учреждения с одаренными детьми

Основная цель работы - это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарен-ных детей;

2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через созда-ние и ведение банка данных;

3) создание максимально благоприятных условий для интеллекту-ального, творческого и морально-физического развития одарен-ных детей;

4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образова-ния, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

7) создание условий для комфортного развития и становления ода-ренного ребенка как социально адаптивной и социально ответст-венной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траекто-рии развития ребенка.

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности , согласнокоторому необходима хорошо организованная, эффективная и по-стоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий (см. приложение 3 на ком-пакт-диске).

3. Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просвети-тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны-ми участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо прово-дить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.

4. Принцип гуманности и открытости .

Обретение ребенком реали-стичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше воз-можностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ре-бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов-падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности .

Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию на-учного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества , реализуемый через совместную продук-тивную творческую деятельность, предполагает специальную подго-товку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, са-мообразование, методическую работу.

9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

Классификация детской одаренности

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре ос-новных вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специ-альной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможно-сти реализации неких способностей при соблюдении определен-ных условий

Академически и интеллектуально одаренные дети

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче-скую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показа-тели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обосно-ван, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети име-ют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мысли-тельных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной дея-тельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказыва-ют проводимые нами диагностические исследования, но среди акаде-мически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная програм-ма рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению акаде-мически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школь-никами. Полное слияние понятий академической одаренности и ин-теллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического харак-тера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Мы обозначили следующие критерии определения академиче-ской одаренности для детей младшего школьного возраста, основыва-ясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет бо-гатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет не-обыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует уме-ние читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонст-рирует необычное для своего возраста понимание математических от-ношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и по-нятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естест-вознанием и природой; проявляет большой интерес или исключитель-ные способности к классификации; часто задает вопросы о происхож-дении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абст-рактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обуче-ния (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собст-венным научным достижениям.

Критерии определения интеллектуальной одаренности

мы выде-лили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:

o ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

o ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и ис-ключительной памятью;

o проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; час-то с годовой уходит в то или иное занятие;

o охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

o его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

o проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллек-туальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисцип-лины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных пред-метов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

Социально-лидерски одаренные дети

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские каче-ства, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи-теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся со-циальная ответственность за других, раннее становление морально-нрав-ственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Для определения социально-лидерски одаренных детей выде-ляют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским пове-дением, а именно:

o ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

o другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по иг-рам и занятиям;

o в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуа-ции ребенок сохраняет уверенность в себе;

o имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

o с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

o генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;

o в общении со сверстниками проявляет инициативу;

o принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, харак-терные для его возраста;

o другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидер-ски одаренные дети особенно нуждаются в специально организован-ной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовы-ражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выра-женные творческие способности, основанные на сочетании высокораз-витого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от-несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художествен-ного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозна-чили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для" него учебных и факультативных предметах:

o ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

o имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

o изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в исполь-зовании материалов и идей;

o часто высказывает много разных соображений по поводу конкрет-ной ситуации;

o способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

o способен продуцировать оригинальные идеи или находить ориги-нальный результат, высоко креативен;

o склонен к завершенности и точности в художественно-приклад-ных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, харак-терных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

o особая чувст-вительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

o ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

o чувствительность к отсутствующим элементам, к любо-го рода дисгармонии, несоответствию;

o опознание возникающих про-блем; поиск нестандартных решений;

o догадки, связанные с недостаю-щим для решения, формулирование гипотез;

o проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

o ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

o в мельчайших деталях запоминает увиденное;

o проводит много времени за рисованием или лейкой;

o весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

o демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

o оригинально использует средства художественной выразительности;

o экспериментирует с использованием традиционных материалов;

o осознанно строит композицию картин или рисунков;

o его произведения включают множество деталей;

o его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

o ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творче-ский продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

o ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и вооб-ражаемые образы;

o мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомими-ка — активны и образны;

o ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

o ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным заня-тиям;

o чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

o с удовольствием подпевает;

o определяет, какая из двух пот ниже или выше.

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи-зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортив-ная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренно-сти мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

o ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

o обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

o любит движение (бег, прыжки, лазание);

o обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

o легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне-ний (на бревне, трамплине);

o умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы-ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

ü во-первых , мониторинг уровня учебных достижений интеллекту-ально одаренных детей;

ü во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

ü в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практиче-ское сопровождение деятельности, организуемой административ-ной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической це-лью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль-ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей , а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

Система сопровождения одаренных детей

в общеобразовательной школе

1) Вводная диагностика (исследование общих способностей):

2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) * результаты срезовых работ

Академически

и интеллектуально одаренные дети

Социально

одаренные дети

Творчески и художественно

одаренные дети

Спортивно

и физически

одаренные дети

Направления работы

Углубленная

Психо-лого-педа

одаренности ребенка.

Составление и

ведение балка данных данной группы одарен-ных детей.

Индивидуальное и групповое

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени одаренности ребенка.

Составление и ведение банка

данных данной

группы одарен ных детей.

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Работа НОУ

школы: разработка и внедрение индивидуальных программ.

Организация

и проведение

предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных

школьников.

Психолого-педагогическая

подготовка

учащихся

к городским,

региональным

и федеральным

олимпиадам,

конкурсам,

марафонам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей.

Тренинговые

занятия, направленные на развитие мышления

Привлечение

детей к работе

в органах

школьного самоуправления.

Привлечение

школьников

к организации

и проведению

декад, марафонов, конкурсов

и смотров.

Подготовка

конкурсам

и смотрам.

Другие мероприятия

Привлечение

детей к участию

в организации

и оформлении

школьных мероприятий.

Содействие

в реализации

школьниками

кружки и секции.

Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей

Подготовка

школьников

к соревнованиям

и марафонам городского, регионального и федерального

Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

Дополнительная работа педагогов по содействию развитию

потенциальных

способностей детей.

Подготовка

статей и других

публикаций

о достижениях

детей со спортивной одаренностью

Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической ди-агностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам.консультировать классных руко-водителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности» 1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка» 1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF2 А) 2 .

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра 3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

1 Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3 Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3 Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

Диагностика детской одаренности проводится в следующей после-довательности:

1. Первичная диагностика общих способностей (анкеты «Мои способ-ности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педа-гоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики , формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способ-ности», «Способности к обучению»), включаются в группу акаде-мически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), состав-ляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6,8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способ-ности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.

3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Получив сформированный банк данных с предварительными ре-зультатами, по мере необходимости уточняется степень и особенно-сти специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.

Так, напри-мер, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно уви-деть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также от-слеживать динамику развития этой одаренности.

На основе полученных в ходе психоло-го-педагогической диагностики данных формируется (постоян-но вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать систем-ную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сде-лать некоторые, важные конкретные выводы:

1. Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более ви-дам.

2. Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.

3. Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физи-ческая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здо-ровья детей уделяют первостепенное внимание.

4. Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуаль-ная одаренность, так как данный тип одаренности часто становит-ся результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы счита-ем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.

5. Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятель-ное проявление.

Методика формирования учебной успешности школьников

В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук) была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включаю-щая мониторинг по заданным нами направлениям, который оцени-вается по пятибалльной шкале.

Основными направлениями монито-ринга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.

1. Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (началь-ному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество бал-лов — 15.

2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Вы-ставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предме-там также по каждому периоду: входному, промежуточному, итогово-му. Максимальное количество баллов — 15.

3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня дос-тижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

♦ Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призово-го места.

♦ Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципально-го, регионального, федерального).

Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школь-ником результат в течение учебного года и умножается па коэффици-ент 3.

4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтап-ное движение от низших форм социализации индивида к высшим: со-циальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успеш-ность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому пе-риоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное коли-чество баллов —15:

1 — дезадаптирован;

2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);

3 — социально успешен (этап индивидуальной социализации, харак-теризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, опреде-ленными успехами в отдельных областях знаний и творческим само-выражением в референтной группе);

4 — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));

5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и са-моконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.

успешности

предметам

успешности

по предпо-

читаемым

предметам

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Промежуточный

Итоговый

Литература:

1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового воз-раста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

2. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Ра-бочая концепция одаренности. — М., 1998.

3. Титова С. В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. - СПб.: Питер, 2008г.