Педразвитие. Игра как основа взаимодействия детей и взрослых и формирования образовательного пространства в доо

Взрослый Ребенок
1этап
Создает предметно - пространственную среду. Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.
Обогащают предметно - пространственную среду. Устанавливают взаимодействия между персонажами.
Задает и распределяет роли. Берет главную роль. Обговаривает игровые действия персонажей. Осуществляет прямое руководство игрой.
2 этап
Создает предметно - пространственную среду. Придумывает и развивает сюжет. Привлекает к выполнению главной роли кого-либо из детей или в течение игры передает эту роль другому ребенку, Придумывает и развивает сюжет. Создает предметно - пространственную среду.
Устанавливают ролевое взаимодействие в игре. Распределяют роли. Обговаривают игровые действия. Совместно руководят игрой.
З этап
Создает и обогащает предметно - пространственную среду. Придумывает сюжет. Задает и распределяет роли. Предлагает роль воспитателю. Осуществляет руководство игрой
Обговаривают тему игры, основные события. Осуществляют ролевое взаимодействие. Обговаривают игровые действия, характерные для персонажей
4 этап
1. Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью: Обогатить сюжет, Разнообразить игровые действия, Ввести правила, Активизировать ролевой диалог, Обогатить ролевое взаимодействие, Обогатить образы, Ввести предметы - заместители. П. Наблюдает за игрой детей и фиксирует вопросы, которые требуют доработки. Создает и обогащает предметно - пространственную среду. Придумывает сюжет. Задает и распределяет роли. Определяет тему игры. Осуществляет ролевое взаимодействие. Осуществляет игровые действия, характерные для персонажей Осуществляет руководство игрой

образовательной области«Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду

Группа раннего возраста

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в ближайшем окружении (дворник, помощник воспитателя, повар и др. в зависимости от условий), привлекать малыша к посильному труду по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному;

Вызывать интерес к простейшим трудовым действиям, желание соучаствовать или выполнять самостоятельно, отображать в игре; знакомить с предметами, создан­ными трудом людей; расширять диапазон самостоятельно выполняемых действий ребенка; создавать атмосферу эмоционального принятия и понимания ребенком полезности своих действий;

Помогать овладевать орудийными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов; вызывать интерес к результату действия и стремление получить нужный результат; вызывать чувство удовлетворения от достижения ре­зультата, пояснять связь между результатом и способом действия.

Самообслуживание

Вызывать и поддерживать положительный эмоциональный отклик на предложе­ние выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздева­ние, уборка игрушек).

Одевание

Формировать навык самостоятельно одеваться и раздеваться.

Развивать умение аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицы; помогать друг другу. Поддерживать и стимулировать действия, способствующие укреплению руки (рука «учится» сгибаться и разгибаться), развитию мелкой мото­рики кисти. Формировать умение фиксировать взглядом движения рук, контролиро­вать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство». Создавать условия для развития способности различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, исправлять ошибки, устанавливать связь между со­вершаемым действием и получаемым результатом.

Хозяственно-бытовой труд

Привлекать малыша к выполнению доступных трудовых действий: убирать со стола, рассыпавшийся песок из комнатной песочницы, используя совок и!метелочку; поливать из леечки некоторые комнатные растения, вытирать со стола, нника случайно разлитую воду; снимать одежду с кукол и кукольное постельное белье для стирки, убирать игрушки в отведенное для этого место; раскладывать на столе, салфетки к обеду и т.п. Доводить до понимания ребенка полезность тов и трудовых действий.

Художественный труд

Формировать у детей некоторые простые навыки (отрывать бумагу, сминать ее в комочки и др.), способствовать развитию мелкой моторики рук. Приучать малыша вместе со взрослым, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки продуктивных видов деятельности. Использовать выполненные совместно по-в игре, художественной деятельности в интерьере

Вторая младшая группа

Образовательные задачи:

Формировать у дошкольников элементарные представления о занятиях детей и взрослых (дети ходят в детский сад и в школу, взрослые - на работу);

Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их профессиональным обязан­ностям и принадлежностям; учить бережно относиться к результатам труда взрос­лых и выражать им благодарность за заботу;

Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать культурно-гигие­нические навыки, содействовать появлению интереса к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом);

Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и формирова­ния целостной личности ребенка.

Знакомство с трудом взрослых

Воспитатель организует наблюдения детей за работой взрослых в детском саду, рассказывает и обсуждает с ними, что делает помощник воспитателя, повар, медсестра, дворник, водитель и т.д. Рассказывает о том, что должны знать и уметь люди разных профессий, чтобы справляться со своими заданиями (каклечить болезни, как водить машину и т.п.). Подводит к пониманию социальной направленность труда и поясняет, что детям нужно много узнать, прежде чем они смогут начать работать. Объясняет, что за работу платят деньги. Обсуждает вместе с детьми, для чего нужны деньги, на что их тратят. Обогащает содержание сюжетно-ролевых игр детей, разыгрывает на игрушках ситуации «В магазине», «У врача», «В парикмахерской» и др.

Педагог расширяет представления детей об особенностях трудовой деятельности на примере нескольких трудовых процессов (стирка белья для игрушек, шитье куколь­ной одежды, выпечка булочек и др.), связанных с созданием предметов рукотворного мира; поддерживает у детей интерес и желание самим участвовать в трудовой дея­тельности вместе со взрослыми (педагогом, родителями). Знакомит с материалами и простейшими орудиями труда, необходимыми для людей разных профессий.

Самообслуживание

В этом возрасте педагог особое внимание уделяет формированию культурно-гигие­нических навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности детей. Педагог учит детей заворачивать рукава и самостоятельно мыть руки, намыливая их мылом; причесываться, правильно пользоваться полотенцем, туалетной бумагой, но­совым платком; поясняет, почему нужно использовать только свои предметы гигиены и туалета. Дети одеваются и раздеваются в определенной последовательности (с не­большой помощью взрослого); расстегивают и застегивают пуговицы на одежде (спе­реди), самостоятельно расшнуровывают и расстегивают обувь, обуваются с небольшой помощью взрослого; стараются не пачкать одежду и быть опрятными. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, полощут рот после еды.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог постепенно приучает детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раз­давать карандаши и листы бумаги перед рисованием. Приобщает детей к оформле­нию группы перед праздником. Помогает детям понять смысл действий самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (для здоровья, красоты и по­рядка, чтобы дети и взрослые радовались).

Труд в природе

Педагог вместе с детьми наблюдает за развитием растений в уголке природы на огороде, предоставляет им возможность полить растения, протереть влажной тря­почкой листья; объясняет, что растения, как и люди, тоже хотят пить, без воды они погибнут. Для наблюдений педагог выбирает привлекательные растения с яркими крупными цветками, листьями, знакомые детям овощи, зелень. Дети участвуют в по­садке растений на участке (помогают нести саженцы, рассаду, поливают растения, утрамбовывают при необходимости почву, закапывают лопатками ямку), в изготов­лении простых кормушек для птиц зимой. Если в детском саду есть животные, вос­питатель кормит их в присутствии детей, рассказывая, какая пища нужна животным, обращает внимание на то, что всем животным нужна забота человека. Педагог по­стоянно поддерживает детей в их стремлении сделать что-то полезное.

Средняя группа

Образовательные задачи:

знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строи­тель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.); содействовать дальнейшему развитию интереса к трудовой деятельности взрослых, дать представление о социальной ценности труда и его результатов; поддерживать желание оказывать помощь взрослым и благодарить их за заботу; продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видая! посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последователь­ность действий, достигать качественного результата;

направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми взрослыми.

Знакомство с трудом взрослых

Воспитатель организует экскурсии по детскому саду (на кухню, в прачечную, мастерскую рабочего по зданию и др.), наблюдает с детьми за работой взрослых (что] делают, какими инструментами пользуются, каков результат деятельности). Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения худо-енной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что - трудно. Рассказывает, как производят другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т.п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других - медленно, объясняет, почему это так.

Самообслуживание

Воспитатель приучает детей самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время кашля (чихания, пользоваться расческой. Дети самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, аккуратно убирают одежду на место, замечают неполадки в своей одежде и обращаются к взрослому для их исправления. Во время приема пищи правильно пользуются сто­ловой и чайной ложками, учатся пользоваться вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды, относят хлебницы и салфетки на раздаточный стол.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и илки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритмом трудового действия учит выполнять обязан­ности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада веред праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяй­ственно-бытового труда в жизни самого ребенка (для здоровья, красоты и порядка) и в его общении с другими людьми (чтобы всем было удобно, чтобы дети и взрос­лые радовались). Труд в природе

Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать (по мере воз­можности) за комнатными растениями и растениями на территории детского сада.

Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке при­роды, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы (дети поливают, рыхлят землю палочками); дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой - помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований (преимущественно из бросового материала): дождемера, снегомера и т.п.

Старшая группа

Образовательные задачи :

Расширять и систематизировать представления детей о труде и профессиях людей; показать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в про­изводственных цепочках;

Содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению трудо­вой деятельности взрослых, углублять представление о социальной ценности труда и его результатов;

Продолжать приобщать к разным видам индивидуального и коллективного труда;

содействовать овладению культурой трудовой деятельности: выполнять работу качественно, аккуратно, своевременно, ответственно; правильно использовать и менты и материалы; замечать ошибки и быстро исправлять по своей иници знакомить со структурой трудовой деятельности: учить принимать и ставить, определять мотив, планировать последовательность действий, оценивать результат.

Знакомство с трудом взрослых

Педагог организует различные ситуации для знакомства детей с трудовой де ностью и профессиями взрослых. Приглашает родителей рассказать детям о профессиях или увлечениях, показать фотографии, продемонстрировать, если это можно, результаты своего труда. Содействует тому, чтобы каждый ребенок мог рассказать о занятиях и профессиях членов своей семьи; узнал и мог рассказать о нескольких разных профессиях, их значении, трудовых действиях и профессиональных принадлежностях; имел представление о роли людей разных профессии и увлечений в общества. Объясняет, что есть люди богатые и бедные, молодые и старые, больные, здоровые, хорошо умеющие делать одно, но не умеющие делать что-то другое, по все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя успешным. Учит уважительно относиться к результатам труда разных людей.

Педагог расширяет представления детей о хозяйственной деятельности чело знакомит их с трудом людей в городе и на селе, на заводах и фабриках и др. Помогать установить связи между разными трудовыми действиями и их результатами в изводственных цепочках; учит сравнивать между собой по-разному произведен продукты (картошка печеная, вареная; кофта сшитая, связанная; коврик тка плетеный); обращает внимание на взаимозависимость людей и обмен проду" труда (кинорежиссер снял фильм, который смотрит крестьянин, вырастивший который выпекает пекарь). Поддерживает желание участвовать в труде взрослых, выполняя посильные и безопасные для здоровья поручения.

Самообслуживание

Воспитатель направляет свое внимание на дальнейшее развитие у детей культу гигиенических навыков, обучает их более рациональным способам действий, поощряет самостоятельность и оценивает качество результата. Обращает внимание культуру деятельности: умение аккуратно есть, беззвучно пить, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды, складывать и убирать столовые приборы. Содействует совершенствованию умения детей самостоятельна одеваться и раздеваться в определенной последовательности; расстегивать и засте! гивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать обувь; аккуратно складывать а] вешать одежду на место; сушить и чистить вещи (одежду, обувь); при необходимости обращаться за помощью к ровесникам и взрослым. Дети постепенно приучаются застилать свою постель (с небольшой помощью взрослого) после дневного сна.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог поддерживает стремление детей выполнять отдельные трудовые поруче­ния взрослых в групповой комнате (подмести пол, протереть пыль, развесить полотенца, навести порядок, убрать игрушки) и на участке детского сада (подмести очистить от снега дорожки, собрать песок вокруг песочницы, полить его, вы-игрушки и пр.). Учит детей стирать кукольную одежду и личные вещи небольшого размера (носовые платки), ремонтировать коробки из-под игр, подклеивать книжки. Систематически привлекает детей к дежурству по столовой (расставлять и ь посуду), для подготовки к занятиям (раскладывать пособия, оборудование, риалы) и уборке своих рабочих мест. Периодически организует совместный детей с учетом тендерных особенностей, индивидуальных интересов и способностей. Воспитатель оценивает результат труда и отмечает, что усилия каждого ребенка помогли всем дружно и быстро справиться с заданием.

Труд в природе

Педагог приобщает детей к уходу за природными объектами (растениями, животными). При этом формирует умение учитывать экологические, биологические, географические особенности живых объектов (одни растения требуют обильного полива, другие довольствуются небольшим количеством воды, у каждого животного свой ритм жизни и т. п.), воспитывает бережное отношение к ресурсам.

Воспитатель учит детей выполнять обязанности дежурных по уголку природы: кормить животных, менять им воду и подстилку; рыхлить землю, протирать крупные листья и поливать цветы; помогать воспитателю менять воду в аквариуме; приводить порядок инвентарь - лопатки, детские грабли, совки, скребки, ведра, лейки (очищатъ, просушивать, относить на отведенное место). Осенью дети собирают урожай, перекапывают грядки, пересаживают некоторые растения из грунта в уголок природы в группе. Зимой сгребают снег вокруг деревьев с кустарников, защищая стволы и корни от мороза, организуют в группе посадку лука, гороха, овса и пр., затем проводят длительные наблюдения за их ростом и развитием. В весенний период принимают участие в посадке семян цветов на рассаду, переса­живанию комнатных растений. Летом привлекаются к работе на огороде, в цветнике, к сбору семян дикорастущих трав для зимней подкормки птиц.

Подготовительнвя группа

Образовательные задачи :

расширять и углублять представления детей о труде человека и его социальной значимости; поддерживать интерес к отображению представлений о различных профессиях в сюжетно-ролевых играх; поощрять желание помогать взрослым в доступных видах и формах трудовой деятельности; знакомить со структурой трудовой деятельности: учить осознанно принимать и ставить цель, выявлять мотив, планировать и точно осуществлять последователь­ность действий, оценивать результат и отношение к делу; продолжать приобщать к разным видам посильного труда; содействовать овладе­нию культурой трудовой деятельности; формировать позитивное отношение к труду и качествам человека труда (трудиться добросовестно, с интересом и жела­нием, старательно, достигать качественного результата, проявлять волю, радо­ваться успехам);

Содействовать формированию социально-психологической готовности к коллек­тивной трудовой деятельности (принятие общей задачи, умение договариваться и распределять обязанности, уступать, доводить начатое дело до конца, согласо­вывать свои действия с действиями других людей - детей и взрослых);

Нацеливать трудовую деятельность на полноценное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальности.


Похожая информация.


Игра как взаимодействие ребёнка со взрослым.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Ни для кого не секрет, что взаимодействуя с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности, индивидуальные склонности, интересы и специфику того вида деятельности, в котором происходит взаимодействие. Игровая деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Задача взрослого - вовремя научить детей соответствующим игровым умениям, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

В своей статье «Игровые технологии как вид педагогических технологий» Н.М. Михайленко даёт следующие принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. То есть нужно помнить о том, что для каждого возраста – свои игры.

Изучая методические рекомендации известных педагогов, психологов, можно сделать вывод, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно, чтобы взрослые относились к игре как к значимой деятельности ребенка, как к условию его развития. Но так же нужно помнить, что после дошкольного возраста – игровая деятельность не должна заканчиваться, а должна развиваться и плавно переходить в следующую ведущую деятельность. Ребёнок, который уже учится в школе, не может сразу перейти только на обучающуюся деятельность. С ребёнком важно играть на протяжении всего его детства.

Играть с ребёнком - это прекрасная возможность познавать его внутренний мир, интересы, способности, значимые для него потребности. К сожалению, родители редко осознают, что игра это самый лучший способ установления близости и доверия с ребёнком. А ведь особой признательностью детей пользуются взрослые, которые оказываются способными во взаимодействии с ребенком занять «игровую позицию», стать партнером по игре. «Игровая позиция» важна и в обычных жизненных ситуациях, например при одевании ребенка, кормлении и т.д.

Во время взаимодействия с детьми в игре взрослый способствует развитию личности ребёнка, способностей ребёнка, формированию нравственных качеств. Также, взрослый развивает игру ребёнка. Он способствует развитию у детей разных видов игры, обогащает знания детей о правилах разных игр.

Так же нужно отметить ряд принципов организации игрового пространства, о которых пишет И.Ю. Запорожец:

  • Активизация форм эмоционального и тактильного контакта взрослого и ребенка.
  • Активизация и расширение форм игровой совместной деятельности детей и родителей.
  • Осознание взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка.
  • Реально полной включенности родителей в игровое взаимодействие с детьми.
  • Осознание взрослыми значимости игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Хочется добавить, что в игровой деятельности важен принцип оптимизма. Совместный смех – один из важнейших методов сближения и создания взаимосвязи с ребенком.

«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» - утверждает психолог Коэн Лоренс.

Главное, что в процессе совместных игр родители лучше понимают своего ребенка, а ребенок своих родителей.

Список используемой литературы:

1. Запорожец И.Ю. Специальная организация игровых пространств как словие оптимизации детско – родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников./ Мир психологии - 2009 г. – с. 239-249

2. Коэн Лорэнс Игры, которые воспитывают пер. с анг. – М.: 2009 г.

3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий.Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Два комсомольца - 140-146 с.

4. Панько Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; под редакцией Я.Л. Коломинского, Панько Е.А. - Минск: нац. ин- т образования, 2012. – 184 с.


«Тройки»

Образуются группы по три человека. Каждый игрок присваивает себе обозначение А, В, С. Задание. Тройка должна выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор, назначить место встречи, но задача усложняется: игрок А – слепой, но слышит и говорит; игрок В – глухой, но может видеть и двигаться; игрок С – паралитик, но все видит и слышит, но не может двигаться и говорить. А теперь – за переговоры!

«Карусель»

Группа делится на две команды, образуя внешний и внутренний круг. Кто стоит во внешнем кругу, должны сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив его. Участники внутреннего круга должны поблагодарить за комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока не обойдется весь круг. После этого участники должны поменяться местами.

«Цвета»

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

«Чью работу я делаю?»

Водящий показывает игрокам противоположной команды движение: регулировщика, скрипача, почтальона, сапожника. Команда должна угадать, чью работу он делает.

«Бесконечное кольцо»

Все дети встают в круг и берутся за руки. На руке у вожатого весит веревочное кольцо. Не разрывая круг все должны пролезть сквозь него и вернуть кольцо обратно. Можно пустить второе кольцо в другую сторону.

«Удержи шарик»

Реквизит: Воздушный шарик.

Все участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий запускает в круг три или более воздушных шарика. Цель играющих – не расцепляя рук, не дать шарикам упасть на землю. Далее ведущий постепенно вводит следующие ограничения: не действовать руками, ногами, головой, не разговаривать. Кто нарушает правила игры, выходит из круга.

«Слово»

Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с 3-4 словами. Задача напарников почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

«Узел»

Весь отряд становится в линию и каждый человек обеими руками держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Опускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то опускает руки упражнение начинается с начала). Можно потом развязать завязавшийся узел с теми же условиями.

«Массаж по кругу»

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

«Репка»

Действующие лица: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Крот. Дед с семейством старается убедить репку вылезти из земли, Крот – остаться на грядке. Репка принимает решение в чью-либо сторону. Если решила вылезти, то говорит, кто из дедова семейства убеждал лучше всех.

«Граница дистанции»

Один из членов группы становится перед группой на расстоянии 5-7 метров. Поочередно все члены группы приближаются к стоящему. Наиболее близкое расстояние, на которое приближается каждый из участников группы, и является дистанцией «доверия». Если приближающийся чувствует, что ему нужно остановиться – это нужно сделать.

«Остров»

На земле очерчивается небольшой круг. Задача всех игроков – уместиться в этом круге, причем не обязательно, чтобы обе ноги стояли на земле, самое главное, чтобы за кругом на земле не стояло не одной ноги.

«Стульчик»

Игроки разбиваются на три или больше команд. Каждая команда занимает свое место на игровом поле. Возле каждой команды ставится стул, всем участникам завязывают глаза. Задача игроков – сняв с себя обувь «обуть» свой стул. Какая команда быстрее справится с заданием, та и победила.

«Коврик»

Весь отряд стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол – все начинается сначала.

«Луноход»

Играющие встают в круг. Водящий, передвигаясь на четвереньках, обходит круг со словами: «Я – Луноходик-би-би – 1». Тот, кто засмеется или хотя бы улыбнется, пристраивается за первым луноходом и становится «Луноходом – 2». И так далее, пока все не станут «Луноходами».

«Водяной»

Выбирается водящий – «Водяной», ему завязывают глаза. Ребята, взявшись за руки, встают в круг, внутри которого стоит Водяной. Играющие двигаются по часовой стрелке и говорят: «Водяной, водяной. Что сидишь ты под водой? Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку». После этих слов водяной подходит к одному из играющих и пытается на ощупь узнать человека и назвать его имя.

«Путаница»

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отворачивается и считает до 10. За это время все играющие, не размыкая рук, запутываются между собой. Задача водящего – распутать игроков до исходного положения.

Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.

Умение играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению, действительности. Игра необходима ребёнку. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональной, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.

На границе раннего и дошкольного детства возникает режиссёрская игра. Несколько позже появится образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным развёртыванием такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребёнка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссёрская и образно-ролевые игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры. Позже из неё выделяются игры с правилами. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью страх, уже усвоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Центральным моментом является роль, которую ребёнок берёт на себя. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми.

Образцами поведения для ребёнка служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Он склонен подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей, ребёнок знакомится с жизнью взрослых многими путями - слушая сказки, рассказы, стихи, наблюдая их труд. В качестве образца для него выступает поведение людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. И в первую очередь, - это родители.

Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесёт до понимания малыша внимание и заботу родителей.

Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Дети очень любят, когда родители играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Нельзя упускать этот момент, ведь если родители не сумели установить контакт с дошкольником, то потом, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительнее труднее.

Взаимодействие взрослого и ребёнка должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребёнка образа Я, Я-позиции, т.е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

Кроме того, совместные игры, занятия рисованием, изготовление поделок и конструкций - это прекрасная возможность повозиться родителям с ребёнком в его комнате или уголке, а значит - обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического комфорта.

Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

Принцип интереса. Для обоих участников, и взрослого и маленького, интересен сам процесс игры. Цель игры - в ней самой. Даже если родитель ставит перед собой обучающую цель, она должна быть подчинена главной цели. Без интереса нет игры.

Принцип равенства. В игре невозможно доминирование ни одного из участников, даже если это умный взрослый. При доминировании взрослого дети не учатся играть, игра не получается. Взрослым нужно уважать права детей в игре и относиться к ним как к равным. Но иногда в родителях просыпается свой "внутренний" ребенок, который в детстве не удовлетворил свою потребность в игре - "не наигрался". Такой "взрослый ребенок" ведет себя нетерпеливо, импульсивно. Так, папа отбирает у сынишки машинку, чтобы самому проверить ее ходовые качества, а мама, увлекшись настольной игрой, рвется к победе, не замечая, как по щекам дочки тихо катятся слезы. Ей даже не приходит в голову, что условия игры изначально неравные и победа ее не вполне заслуженна. К слову сказать, соревновательные игры для детей младшего дошкольного возраста крайне нежелательны, они делают малышей жестокими, болезненно самолюбивыми, завистливыми.

Принцип добровольности. Игра не терпит принуждения. Заставить можно отбывать наказание, но не играть и наслаждаться игрой.

Принцип двух реальностей. Участники игры должны существовать одновременно в двух реальностях: настоящей и игровой. Дети с легкостью выполняют это требование. Для обозначения игровой реальности они используют специальный термин "понарошку". В игре "доктор" делает операцию "больному", а в реальности осторожен и бережен к своему товарищу. Взрослому важно не забывать об этом принципе и внимательно выстраивать игровую реальность, соблюдая логику ее развития.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, были сделаны следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения у ребёнка.

2. Семья важна для каждого ребёнка. Функции, которые выполняет семья по отношению к ребёнку, многообразны: воспитательная, эмоциональная, сфера первичного социального опыта и контроля, сфера духовного общения, социально-статусная, досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая.

3. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются патогенные особенности личности родителя, влияющего на развитие личности ребёнка - низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень рефлексии, дезинтеграция, эгоцентричность родителя.

4. Игра имеет большое значение для психического развития ребёнка.

5. Совместные игры родителей и детей способствуют укреплению семейных взаимоотношений.

6. Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

Общая характеристика игровой деятельности

Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль.

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

Взаимоотношения детей в ситуации игры

В игре существует два вида взаимоотношений игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

Реальное взаимоотношение это взаимоотношение детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникшие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети ещё не умеют строить развёрнутую сюжетную игру, а играют индивидуально каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребёнок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребёнка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребёнок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определённых отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребёнка приблизиться к другому ребёнку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие лёгкие контакты ещё не изменяют самого существа игры каждый ребёнок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками. Взаимодействие ребёнка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребёнок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребёнок начинает нуждаться в партнёрах, которые бы играли вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.

В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребёнка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берёт на себя роль подчинённого, но реально продолжает руководить игрой.

С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.