Авианосцы на вооружени моского флота разных стран. Самый большой авианосец в мире

Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Именно эта страна, активно претендующая на мировое господство, уделяет самое пристальное внимание техническому развитию своих кораблей, выполняющих самые различные боевые задания во всех уголках планеты. В данной статье будут рассмотрены ныне действующие авианосцы США.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов - по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие - сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» - авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец - место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы - всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с которые также участвовали в операции в Сирии.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» - американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе - носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий - Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

Авианосцы класса "Джеральд Р. Форд" являются преемником авианосцев класса "Нимиц". Ожидается, что в общей сложности будет построено 9-10 новых авианосцев этого класса. Это будут самые крупные и мощные военные корабли из когда-либо построенных. Эти авианосцы будут основной ударной силой ВМС США на протяжении всего 21-го века.

Дизайн корпуса класса Форда аналогичен класса "Нимиц". Новые авианосцы будут иметь меньший, переработанный остров, оснащены более автоматизированными и эффективными системами наблюдения и контроля. Он сможет нести авиагруппу из 85 самолетов, вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Она будет включать в себя F-35 JSF и F / A-18E / F, EA-18g , самолёт радиоэлектронной борьбы E-2D Advanced, вертолеты MH-60R и MH-60S.

2. Нимиц (США)

В общей сложности 10 авианосцев этого класса были построены, в том числе 3 по первоначальному проекту и 7 по улучшенному. Это были самые большие военные корабли своего времени. С атомной силовой установкой, они могут нести 80 самолетов и вертолетов, в основном F / A-18E / F, самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowlers, E-2C Hawkeye самолет раннего предупреждения и вертолеты MH-60R и MH-60S.

Класс "Нимиц" имеют автоматизированные системы самообороны против крылатых противокорабельных ракет за счет интеграции и координации систем вооружения и РЭБ.


3. Адмирал Кузнецов (Россия)

"Адмирал Кузнецов" введен в эксплуатацию ВМФ России в 1991 году, он меньше чем американские авианосцы, но несет более мощное наступательное вооружение.

Отсутствие катапульты исключает запуск самолетов с тяжелым ударным вооружением. Этот военный корабль несет около 40 самолетов и вертолетов, в том числе Су-33 и МиГ-29К, различные версии корабельных вертолетов Ка-27.

Адмирал Кузнецов тяжелый авианесущий крейсер, а не только авианосец. Он несет ряд наступательных вооружений, стоит отметить 12 × ПУ ПКРК «Гранит».


4. Ляонин (Китай)

"Варяг" был вторым кораблем класса Кузнецов сошедшим со стапелей в городе Николаев, что сейчас находится на Украине. Он был заложен в 1985 году и спущен на воду в 1988 году, после распада Советского Союза финансирование строительство корабля остановилось. В конце концов незавершенный корпус продан в Китай, где он был восстановлен и переоборудован.

Этот авианосец введен в эксплуатацию Военно-Морским флотом Китая в 2012 году, под названием "Ляонин". "Ляонин" может нести до 50 самолетов и вертолетов. После ремонта китайский корабль потерял все наступательные тяжелое вооружение класса "Адмирал Кузнецов". Теперь он несет только оборонительное оружие ближнего радиуса действия.


5. Куин Элизабет (Великобритания)

Авианосцы типа «Куин Элизабет» в количестве 2 кораблей должный войти в состав Королевского военно-морского флота Великобритании к 2020 году. Первый авианосец был заложен в 2009 году и сейчас достраивается на плаву.

Систершип "Принц Уэльский" планируют ввести в эксплуатацию к 2020 году. Эти новые авианосцы будут крупнейшими военными кораблями когда-либо построенных для Королевского военно-морского флота. Они смогут нести более 40 самолетов и вертолетов. Основным их вооружением будут самолеты F-35B STOVL и вертолеты CH-47 Chinook , Merlin и Lynx Wildcat.


6. Шарль де Голль (Франция)

Это относительно современный атомный корабль. Он введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 2001 году. В настоящее время является флагманом французского флота. Это единственный атомный авианосец, построенный за пределами Соединенных Штатов.

"Шарль де Голль" может нести более 40 самолетов и вертолетов. Авиагруппа состоит из 30 Rafale многоцелевых истребителей, также есть E-2C Hawkeye самолеты радиолокационного предупреждения, вертолеты представлены SA 365F Dauphin или AS 322 Cougar.

Второй корабль был запланирован, но из-за отсутствия финансирования его строительство так и не началось.


7. Викрамадитья (Индия)

ВМС Индии представлены в нашем Топ 10 авианосцев мира, кораблем под именем "Викрамадитья", это легкий авианосец представляет собой модифицированный и переоборудованный бывший авианесущий крейсер класса "Киев". Один из кораблей этого класса после переоборудования на Севмаше был продан в Индию.

"Викрамадитья" может нести около 30 самолетов и вертолетов, в том числе МиГ-29KU и МиГ-29КУБ, вертолеты Ка-31. Максимальная авиагруппа состоит из 30 самолетов и 6 вертолетов.


8. Сан - Паулу (Бразилия)

"Сан-Паулу" является авианосцем класса "Клемансо". Первоначально он был введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 1963 году, под именем "Фош". Корабль был продан в Бразилию в 2000 году, где он стал новым флагманом бразильского флота.

"Сан-Паулу" может нести до 40 самолетов и вертолетов. Однако этот авианосец в настоящее время служит в основном для подготовки пилотов. Его наступательные возможности ограничены.


9. Кавур, Италия

"Кавур" легкий авианосец, он был введен в эксплуатацию в 2008 году. В настоящее время это новый флагман итальянского флота. Этот современный военный корабль рассчитан на работу V / STOL самолетов F-35 и вертолетов, может служить в качестве командного центра.

"Кавур" несет более 20 самолетов и вертолетов. В настоящее время с него поднимаются в воздух V-8B Harrier II. В будущем они будут заменены на Lockheed Martin F-35B, вертолеты представлены О-101, NH-90 и SH-3D.

Он может перевозить основные боевые танки и десантные транспортные средства в самолетном ангаре. Также он вмещает полк из 325 морских пехотинцев.


10. Чакри Нарубет (Таиланд)

Авианосец "Чакри Нарубет" был построен в Испании. Он был введен в эксплуатацию Королевским тайским военно-морским флотом в 1997 году.

Он может нести около 30 самолетов и вертолетов. Авиагруппа включают в себя самолеты AV-8S Matador и вертолеты S-70B Seahawk, Sea King или CH-47 Chinook.

Однако Чакри Naruebet не хватает оборонительных вооружений. не было установлено планируются первичное вооружение зенитного включая 8-элементную VLS пусковой для ракет Sea Sparrow и четыре Vulcan Фаланга CIWS креплений. Это судно защищено просто Mistral самонаводящихся ракет ближнего радиуса действия инфракрасных.


Видный американский военный теоретик контр-адмирал Альфред Мэхэн однажды заявил, что военно-морской флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим утверждением трудно спорить. Несколько столетий наиболее могущественной морской державой в мире была Англия, границы Британской империи чертились форштевнями ее боевых кораблей. Однако в XX столетии Royal Navy постепенно утратил свою гегемонию, уступив место сильнейшей морской державы Соединенным Штатам Америки.

После окончания последней мировой войны США стали самым активным образом развивать военно-морские силы, и сегодня эта страна обладает самой многочисленной и боеспособной группировкой боевых кораблей. Основу американской военно-морской мощи составляют авианосные ударные группировки, боевым ядром каждой из них является атомный авианосец. Авианосцы США – это предмет национальной гордости американцев и символ военной мощи этого государства. Американские авианосцы принимали участие практически во всех конфликтах, которые вело это государство в прошлом и нынешнем веке.

Первый атомный авианосец США «Энтерпрайз» был спущен на воду 24 сентября 1960 года, этот гигант был выведен из состава флота только в 2012 году. Вообще, следует отметить, что американские флотоводцы очень серьезно отнеслись к возможностям, которые дает кораблям атомная силовая установка. За несколько десятилетий было построено множество боевых кораблей с ЯУ: фрегатов, подводных лодок, эсминцев и авианосцев. Однако большинство этих судов еще до начала нынешнего столетия были отправлены на слом. Руководство ВМС США пришло к выводу, что оснащать ядерными реакторами имеет смысл только подводные лодки и новые авианосцы. Можно добавить, что оснащение боевых кораблей ЯУ совершило настоящий переворот в военном деле, который можно сравнить с изобретением парохода, гребного винта и металлического корпуса.

Сколько же авианосцев находится на вооружении в настоящий момент? В каких частях Мирового океана они находятся, каковы характеристики и возможности этих плавучих аэродромов?

Эволюция американского авианосного флота

Идея использования авиации в военно-морском деле появилась почти сразу после создания первых самолетов. Уже в 1910 году американский пилот впервые совершил взлет с корабельной палубы. Морская авиация, как род ВМС, появилась уже во время Первой мировой войны. В то время боевые самолеты обычно взлетали с палубы корабля, а посадку совершали на воду, для этого они были оборудованы поплавками. В 1917 году англичане построили первые авианосец – специализированный корабль для базирования и взлета боевых кораблей.

В межвоенные годы именно США наиболее активно занималась созданием авианосцев и отработкой тактики использования авиации на море.

Историческая атака на Перл-Харбор была выполнена с помощью самолетов, базировавшихся на шести японских авианосцах. Также следует отметить, что во время нападения американские авианесущие корабли не пострадали, так как их в этот момент не было в гавани. Этот факт оказал значительное влияние на дальнейший ход войны на Тихом океане. Можно без преувеличения заявить, что морская авиация и авианосцы сыграли важнейшую роль в этом конфликте.

После окончания войны стало понятно, что авианосные корабли потеснили линкоры и стали основной ударной силой на море. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира.

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось появлением реактивных самолетов, вертолетов и бомбардировщиков-носителей ядерного оружия. Существующие авианосцы ВМС США уже не годились для взлета и посадки этих тяжелых и скоростных машин, поэтому в США начали разрабатывать проекты постройки «суперавианосцев» водоизмещением более 60 тыс. тонн. Однако после окончания войны финансирования флота было резко уменьшено, часть строящихся авианосцев были порезаны на металл, проект суперавианосца типа «Юнайтед Стейс» так и не был реализован.

Однако Корейская война очень быстро отрезвила горячие головы сторонников сокращения флота. Уже в конце этого конфликта ВМС получил дополнительные средства на развитие авианосного флота. Была начата амбициозная программа модернизации авианосцев типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно были построены четыре корабля нового проекта - «Форрестол».

В 1954 году появился первый в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой – американская субмарина «Наутилус». Идея оснастить ЯУ авианосец витала в воздухе, и в 1961 году она была реализована – в строй вступил атомный гигант «Энтерпрайз», он оставался в эксплуатации до 2012 года. Так как новый авианосец оказался очень не дешев, после его принятия в эксплуатацию были построены три неатомных авианосца типа «Китти Хок». Последний авианосный корабль с котлотурбинной установкой был принят в состав американского флота в 1972 году.

В послевоенный период все американские авианесущие корабли были разделены на несколько классов: десантные вертолетоносцы (LPH), легкие авианосцы (CVL), ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), атомные ударные (CVAN) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), которые выполняли функции учебных кораблей в мирное время.

В начале 60-х годов корабли типа «Эссекс» постепенно начали выводить из эксплуатации, последний из них находился в строю до 1976 года. Авианосцы типа «Мидуэй» служили гораздо дольше, последний из этих кораблей был выведен из эксплуатации в середине 90-х годов. Несколько дольше находились на службе авианосцы типа «Форрестол», два последних корабля этой серии были списаны в 1998 году.

3 марта 1975 года в эксплуатацию был принят «Нимитц» (CVN-68), который стал первым представителем нового класса американских авианосцев. В настоящий момент все американские ударные атомные авианосцы, находящиеся в эксплуатации, относятся к типу «Нимитц». Последний из них – George H. W. Bush (CVN-77) – был введен в эксплуатацию в начале 2009 года. Общее количество этих кораблей составляет десять единиц.

В настоящее время на завершающем этапе находится строительство авианесущих кораблей нового типа – Gerald R. Ford (CVN-78), ожидается, что он будет принят на вооружение флота в апреле 2018 года и даст начало новой серии кораблей данного класса. Его уже называют «авианосцем» XXI столетия. И хотя, по своему внешнему виду он мало чем отличается от последних авианосцев серии «Нимитц», но его «начинка» будет куда более современной. Этот корабль уже стал одной из самых популярных тем для обсуждения среди военно-морских специалистов разных стран.

В последние десятилетия американский флот стремительно меняет свой облик. В настоящее время происходит кардинальное обновление авиационного парка ВМС. Уже снят с вооружение всеобщий любимец F-14 «Томкэт», его судьбу разделил противолодочный самолет S-3 Viking. Им на смену пришел F/A-18E/F Super Hornet, а в ближайшие годы американский флот ожидает получить новейший F-35C – суперсовременный ударный самолет пятого поколения. Также ожидается, что будет полностью заменен самолет РЭБ EA-6 Prowler, ему на смену должен прийти EA-18G. Значительная модернизация ожидает самолет управления Е-2 «Хокай», эксплуатация которого началась еще в середине 70-х годов.

Еще одним направлением развития военно-морской авиации станет более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Несколько лет назад БПЛА X-47B впервые совершил удачную посадку на палубу авианосца.

Современные американские авианосцы

Сегодня в состав ВМС США входит десять атомных авианосцев класса «Нимитц», в апреле 2018 года ожидается принятие на вооружение одиннадцатого корабля этого класса – авианосца «Джеральд Р. Форд », который является головным кораблем новой серии. Планируется, что в будущем авианосцы этого типа частично заменят «Нимитцы».

Nimitz (CVN-68). Этот корабль стал первым авианосцем одноименной серии, он получил название в честь американского адмирала, который командовал флотом США на Тихом океане во время войны. «Нимитц» был введен в состав ВМС США в 1975 году. Изготовлением корабля занималась компания Newport News Shipbuilding (штат Виргиния). Порт приписки корабля – Китсап, штат Вашингтон.

Авианосец «Нимитц» имеет стандартное водоизмещение 98 425 т, в состав энергетической установки входят два ядерных реактора Westinghouse A4W. Команда корабля – 3200 человек. Максимальная скорость – более 31 узла.

Вооружение авианосца состоит из двух ЗРК Sea RAM и двух ЗРК ЗРК Sea Sparrow. В состав авиационной группировки «Нимитца» входит 90 вертолетов и самолетов.

Nimitz – это настоящий ветеран американского флота, он принимал участие во многих операциях, в том числе и боевых. Этот авианосец был задействован в обеих иракских кампаниях.

Dwight D. Eisenhower (CVN-69). «Дуайт Эйзенхауэр» стал вторым кораблем в серии атомных авианосцев «Нимитц». Он был введен в эксплуатацию в октябре 1977 года. Водоизмещение авианосца – 97 тыс. тонн, Корабль оснащен двумя реакторами и четырьмя турбинами. Его максимальная скорость хода – 31 узел. Численность корабельной команды – 3200 человек.

Вооружение авианосца состоит из зенитно-ракетных комплексов RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116 (по две единицы каждого). Авиационная группировка корабля насчитывает 90 вертолетов и самолетов.

Авианосец Dwight D. Eisenhower был задействован во время первой иракской кампании (1991 год).

Carl Vinson (CVN-70). Третий корабль серии «Нимитц», он был принят в состав американского ВМФ в мае 1982 года. Основным местом службы «Карла Винсона» являются Тихий и Индийский океаны.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, команда корабля насчитывает 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. Благодаря двум ядерным реакторам и четырем турбинам, авианосец может развивать скорость в 31 узел. На борту корабля находится 90 боевых самолетов и вертолетов.

Авианосец Carl Vinson был задействован во время операции США в Афганистане, а также во второй иракской кампании (2003 год).

Theodore Roosevelt (CVN-71). Четвертый авианосец серии, он был введен в эксплуатацию в октябре 1986 года. Стоимость строительства корабля составила 4,5 млрд долларов.

В конструкцию авианосца «Теодор Рузвельт» было внесено большое количество усовершенствований, и он весьма значительно отличается от первых трех кораблей своей серии. Часть экспертов считает, что было бы логичным выделить этот корабль и все последующие авианосцы в отдельную группу.

Водоизмещение корабля 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек, 2480 человек входит в состав авиакрыла. Максимальная скорость корабля – 30 узлов, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин. В состав корабельной авиационной группировки входит 90 летательных аппаратов.

Авианосец «Теодор Рузвельт» принимал активнейшее участие в первой иракской кампании, с его борта было совершено более 4,2 тыс. боевых вылетов. В 1999 году этот корабль участвовал в операции против Югославии.

Abraham Lincoln (CVN-72). Пятый авианосец серии «Нимитц», он был спущен на воду в начале 1988 года и через год введен в эксплуатацию.

Авианосец имеет водоизмещение 97 тыс. тонн, два ядерных реактора позволяют кораблю развивать скорость до 30 узлов, численность команды составляет 3,2 тыс. человек.

На борту «Авраама Линкольна» может находиться 90 самолетов и вертолетов. Этот авианосец принимал участие во второй иракской кампании, с его палубы было совершено более 16 тыс. боевых вылетов. А еще этот корабль стал первым авианосцем, на котором было разрешено служить женщинам.

George Washington (CVN-73). Этот авианосец типа «Нимитц» был введен в эксплуатацию в июле 1992 года.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, два ядерных реактора и четыре турбины позволяют ему развивать ход до 30 узлов, численность экипажа 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла.

На авианосце базируется 90 боевых вертолетов и самолетов.

John C. Stennis (CVN-74). Это седьмой авианосец серии «Нимитц», он был заложен в марте 1991 года и вошел в состав американского флота в конце 1995 года. Порт приписки корабля – Китсеп, штат Вашингтон.

Водоизмещение авианосца 97 тыс. тонн, численность команды составляет 5617 человек, на борту может размещаться до 90 летательных аппаратов. Ядерная установка корабля позволяет ему развивать скорость хода до 30 узлов.

Harry S. Truman (CVN-75). Восьмой корабль серии «Нимитц», заложенный в 1993 году и принятый в состав флота в 1998 году. Он обошелся американским налогоплательщикам в 4,5 млрд долларов. Порт приписки – Норфолк.

Водоизмещение – 97 тыс. тонн, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин, скорость – 30 узлов. Численность команды — 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. На борту могут базироваться до 90 летательных аппаратов.

В 2018 году этот авианосец был привлечен к операции против Исламского государства (запрещенного в России) в Сирии и Ираке.

Ronald Reagan (CVN-76). Девятый «Нимитц», заложенный в 1998 году и принятый на вооружение ВМС США в 2003 году. Порт приписки корабля – Сан-Диего.

Этот авианосец имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей этой серии, но в целом его характеристики соответствуют предшественникам. Скорость в 30 узлов обеспечивают два ядерных реактора, водоизмещение – 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек. На борту корабля могут разместиться 90 самолетов и вертолетов.

George H. W. Bush (CVN-77). Последний авианосец серии «Нимитц». Он был заложен в 2003 году и принят в состав ВМС в 2009 году. По сравнению с другими кораблями этой серии, в конструкцию авианосца «Джордж Буш» были внесены значительные изменения. Стоимость проекта составила 6,2 млрд долларов.

Авианосец получил «остров» новой конструкции с усиленным бронированием, новыми коммуникационными системами и более современными РЛС. По сравнению со своими предшественниками корабль имеет более совершенную систему распределения и хранения авиационного топлива, заправка самолетов производится в полуавтоматическом режиме. Увеличен общий уровень автоматизации корабельных систем, на палубе установлены новые газоотбойники. Наиболее важные зоны корабля защищены кевларовой броней. Команда получила вакуумные гальюны. Они часто выходят из строя, поэтому корабль уже получил прозвище «грязный» авианосец.

Основные характеристики авианосца не отличаются от предыдущих кораблей серии: водоизмещение – 97 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, авиационная группировка – 90 самолетов и вертолетов.

Gerald R. Ford (CVN-78). Это головной корабль новой серии, заложенный в ноябре 2009 года. Авианосец был спущен на воду в ноябре 2013 года, в настоящее время строительство авианосца находится на завершающем этапе, в апреле 2018 года он должен быть принят в состав флота.

Этот авианосец оснащен новой электромагнитной катапультой, которая позволяет разгонять самолеты более плавно и запускать их гораздо чаще. Количество возможных вылетов с палубы корабля увеличено до 160.

Два ядерных реактора корабля производят на четверть электроэнергии больше, чем энергетические установки авианосцев типа «Нимитц». За счет уникальной степени автоматизации эксплуатационные расходы будут значительно меньше, чем у кораблей предыдущего поколения. Также значительно улучшены мореходные качества авианосца. Несколько уменьшена заметность судна для радиолокаторов противника. Этот корабль сможет функционировать без дозаправки ядерным топливом 25 лет, то есть почти половину запланированного для него срока службы.

Водоизмещение «Джеральда Форда» более 98 тыс. тонн, максимальная скорость – 30 узлов, на его палубе могут базироваться до 75 самолетов и вертолетов. В состав корабельной авиационной группировки будут входить: F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A и MH-60R/S.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна.

История создания и развития авианесущих судов

В 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях.

Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные , что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.

В 1922 году Япония впервые спустила на воду первый корабль, изначально конструированный как авианесущий крейсер, а не переделку другого корабля на аналог. Спустя 5 лет США включились в список стран, имеющих новые боевые корабли с самолетами на борту. В этот же период активно использовались плавучие станции для гидросамолетов. Авиация совершала взлет и посадку с воды, а при помощи специальных приспособлений самолеты поднимали или опускали на борт корабля.

Период Великой Отечественной Войны

В период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции «Рейд Дулиттла» запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор».

Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий.

Подводные авианосцы

В годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции.

Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки.

Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.

В Советском Союзе авианосцы считались орудием агрессии — по их мнению, очень уязвимой агрессии. Основные удары при боевых столкновениях наносились именно по ним. Первый был спущен на воду лишь в 1985 году и встал на вооружение уже в России в 1991.

Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются , они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина — 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) — тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства — 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип « » (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) — «Кавур» — находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» — еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) — Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) — Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) — Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) — Атомный авианосец «Шарль де Голь» — является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) — «Сан-Паулу» — авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) — представлен авианосцем «Чакри Нарубет» — имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) — тип «Илластриес» — один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Сравнение лучших авианосцев мира

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) — еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Последние разработки

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы — важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.

Современные вооруженные силы должны быть мобильны - многомесячные походы на боевых слонах и полугодичные военных экспедиции на галерах остались в далеком прошлом. Теперь, когда счет идет даже не на дни, а на часы, для армий нет ничего более эффективного, чем авианосцы. А лучше авианосца может быть только большой, очень большой авианосец. В этом материале "РГ" расскажет о кораблях, которые вызывают зависть даже у синих китов.


"Синано"

Японский гигант с натяжкой можно отнести к современному , ведь в 1944 году он благополучно затонул во время выполнения своего первого задания. Но уж в чем сомневаться не стоит, так это в его колоссальных, тем более для того времени, размерах. Его длина составляла 266 метров, а водоизмещение - 68060 тонн. Для того, чтобы вы осознали размеры этой громадины, представьте "Титаник". Так вот этот легендарный лайнер был всего на три метра длиннее "Синано", а по водоизмещению и вовсе проигрывал 10 тысяч тонн.

Изначально японец должен был стать четвертым в серии линейных кораблей типа "Ямато", но планы конструкторов перекроила битва за Мидуэй, где императорский флот Японии потерял четыре новеньких авианосца и целую группу кораблей поменьше. Достроенный наполовину "Синано" было решено как можно скорее переделать в судно, способное нести на себе авиатехнику.

Спешка дала о себе знать во время первого и последнего боя гиганта. В ноябре 1944 года он был торпедирован американской подводной лодкой. Водонепроницаемые переборки были установлены неверно, потому оказались негерметичными, а команда была неопытной.

"Синано" затонул спустя 7 часов после атаки и спустя 17 часов после выхода из порта.

"Варяг" или "Ляонин"

Великан с очень интересной и немного грустной судьбой был заложен на судоверфи в Николаеве в 1985 году, а спущен на воду уже в 1988. Большая часть технических устройств на корабле отсутствовала, а общую готовность боевого судна можно было оценить не выше 60 процентов. После распада СССР он достался Украине, которая до 1998 года вкладывала в него ровно столько средств, сколько необходимо было для поддержания его на плаву, не более.

В 1998 году гигант длиной в 304,5 метра и водоизмещением в 59500 тонн был продан официальным Киевом за смехотворную сумму в 20 миллионов долларов. Покупателем выступила частная китайская фирма, которая заявляла о намерении превратить недостроенный авианосец в парк развлечений и казино. Но если такие планы и были, то от них отказались практически сразу: 20 миллионов за венец творения советских конструкторов - цена ничтожная, поэтому правительство КНР национализировало судно и достроило его. Таким образом, к 2011 году Китайская Народная Республика вошла в пул стран, имеющих у себя на вооружении авианосцы.

"Адмирал Кузнецов"

Самый большой и мощный авианесущий крейсер Европы и Азии начал строиться во все том же Николаеве в 1982 году. Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

По всем своим характеристикам авианосец был передовым: палуба удлинена для возможности взлета и посадки Су-25,Су-27 и МиГ-29, а корпус возводился уникальным способом из блоков массой до 1400 тонн. Аэрофинишеры, оптическая система посадки "Луна" и боковые подъемники самолетов впервые появились именно на нем. В длину "Адмирал" больше трех футбольных полей, он - как Эйфелева башня без шпиля - 306 метров. Одновременно на такой махине может находиться целая маленькая воздушная армия - 25 самолетов и 25 вертолетов.

В отличие от большинства стандартных авианосцев вооружение "Адмирала Кузнецова" далеко не скромное: 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 8 пусковых установок "Кортик" с арсеналом в 256 ракет, 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М на 48 тысяч снарядов и 4 шестиствольные пусковые установок ЗРК "Кинжал". Радиолокация также на высоте - комплекс "Бейсур", "Буран-2" и радиолокационная станция управления полётами "Резистор", а экипаж "Кузнецова" - это почти 2000 матросов и офицеров. "Кузнецов" - это настоящая краса и гордость России.

К 2015 году на корабле заменят все палубные истребители Су-33 на многофункциональные МиГ-29К. До 2017 года судно пройдет капитальный ремонт.

"Нимиц"

Этот американский Гулливер назван в честь Честера У. Нимица, главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. Авианосец "Нимиц" был заложен еще в далеком 1968 году и стал одним из первых кораблей такого типа с ядерной силовой установкой. Участвовал в печально известной провальной спецоперации "Орлиный коготь" в 1980 году. В мае 1981 года на борту произошел инцидент: садящийся истребитель "Проулер" разбился, погибло 14 человек, а около 50 было ранено.

Авианосец обладает гигантскими размерами - 332 метра в длину и водоизмещением почти в 100 000 тонн. Но эти цифры не принесли ему успеха в 2008 году, когда два российских Ту-95МС в рамках тренировочного полета подразнили "плавучую крепость". Один из них пролетел на высоте всего лишь в 600 метров над "Нимицом" и даже поднятые вверх по тревоге истребители F/A-18 не смутили наших летчиков.

"Энтерпрайз"

Более полувека назад, в 1960 году, на воду был спущено судно CVN-65 Enterprise, которое до сих пор остается самым длинным военным кораблем всех времен - 342 метра! Также "Большой Э" стал первым в мире атомным авианосцем, а экипаж у этого здоровяка составлял немногим меньше 5000 человек. Всего планировалось создать 6 таких кораблей, но и выпуск первого "Энтерпрайза", который обошелся в 451 миллион долларов, пошатнул экономику США, поэтому от остальных кораблей в проекте отказались.

Авианосец всегда позиционировался как вершина военно-морского развития страны и принимал участие во всех конфликтах и войнах "звездно-полосатых". От Карибского кризиса до Вьетнамской войны, от противоборства Северной и Южной Кореи до Югославии и Ирака. Не обходили стороной его и неприятные происшествия, 14 января 1969 года из-за небрежности экипажа самопроизвольно взорвалась ракета на одном из самолетов "Фантом". Последующий пожар уничтожил еще 15 истребителей, погибло 27 человек, 349 были ранены. Всего же за 52 года на авианосце прошли службу более 100 000 человек.

Корабль был списан в 2012 году, а к 2015 году его закончат разбирать на металлолом, несмотря на многочисленные протесты бывших моряков, которые уговаривали правительство сделать из легендарного судна плавучий музей.