Внутриличностный конфликт. Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)

Завершающий урок нашего тренинга по конфликтологии мы посчитали нужным посвятить теме внутриличностного конфликта. Сделать это мы решили по той причине, что внутриличностный конфликт является не только одним из самых сложных психологических феноменов, но и затрагивает именно внутренний мир человека. В прошлых уроках мы говорили о том, какие существуют способы влияния на конфликты между людьми, сегодня же вы узнаете о том, как вести себя человеку в случае, если у него возник конфликт с самим собой. Начать же стоит с определения того, что такое внутриличностный конфликт.

Что такое внутриличностный конфликт?

Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически.

Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором - представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида. Именно по этой причине любой человек должен знать о том, что такое внутриличностный конфликт, как его определять, а также уметь разрешать его.

Чтобы распознать внутриличностный конфликт, необходимо научиться выявлять его основные показатели (симптомы), которые могут проявляться в различных сферах личностного проявления.

Как проявляется личностный конфликт?

Выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид - это интегральные показатели.

Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.

ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.

Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.

ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.

Поведенческая сфера. В поведенческой сфере внутриличностный конфликт проявляется через отрицательные изменения в поведении человека.

ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п..

Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.

ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.

Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.

Виды внутриличностного конфликта

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основных видов внутриличностного конфликта, следует отметить, что вообще большинством теоретических концепций представлено несколько их разновидностей. Например, рассматривает конфликты между влечениями человека и социальными нормами, установленными в обществе, а также между потребностями человека. А интеракционизм анализирует, преимущественно, ролевые факторы. Однако в реальной жизни одними лишь этими подходами дело не ограничивается.

В действительности, ситуация такова, что в жизни встречается огромное количество внутриличностных конфликтов. Поэтому, чтобы привести всю их типологию к единому знаменателю, требуется найти какое-то основание, способное послужить центром, вокруг которого можно построить систему внутриличностных конфликтов. И таким центром является ценностно-мотивационная сфера личности, ведь именно с ней связана внутренняя конфликтность человека и именно она способна в достаточной мере отразить всевозможные отношения и связи человека с окружающей действительностью.

Беря это за главный постулат, можно выделить несколько основных структур внутреннего мира человека, которые вступают в конфликт:

  • Самооценка, другими словами ценность человека для самого себя, оценка человеком своего потенциала и места среди окружающих людей;
  • Ценности, которые воплощают в себе социальные нормы;
  • Мотивы, которые отражают направленность личности и всевозможные стремления (влечения, желания, интересы, потребности и т.п.).

Именно в зависимости от того, какие стороны внутри личности человека вступают в конфликт, можно выделить шесть основных видов внутриличностного конфликта: адаптационный, ролевой, нравственный, мотивационный, конфликт нереализованного желания и конфликт неадекватной самооценки.

Адаптационный конфликт

Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.

ПРИМЕР: Неспособность сотрудника организации надлежащим образом выполнять свой функционал; неспособность новобранца приспособиться к новому режиму в армии; невозможность перенести физическую нагрузку при восхождении на вершину горы и т.п.

Ролевой конфликт

Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.

ПРИМЕР: Женщина может испытывать затруднения в поведении, являясь и мамой своего сына и его учителем в школе; сотрудник полиции может «разрываться» между выполнением своего долга и дружеским отношением к своему товарищу, если вдруг ему необходимо его задержать и т.п.

Нравственный конфликт

Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.

ПРИМЕР: Мужчина может ощутить внутренний конфликт, являясь мужем, но имея возможность завязать отношения с женщиной, к которой он испытывает симпатию и влечение; человек может испытать внутренний конфликт, попав в ситуацию, в которой требуется предпринять действия, расходящиеся с его принципами, к примеру, стороннику мира и пацифизма необходимо постоять за себя или защитить близкого человека, применив жёсткие методы.

Мотивационный конфликт

Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.

ПРИМЕР: Парень может испытывать затруднения в выборе между встречей со старыми друзьями и прогулкой с любимой девушкой; молодой человек может хотеть заняться боксом, но боится, что ему причинят боль и т.п.

Конфликт нереализованного желания

Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.

ПРИМЕР: Человек может хотеть быть похожим на своего кумира, но в реальности он совершенно другой; человек может хотеть жить богато, но действительное положение дел обстоит иначе и т.п.

Конфликт неадекватной самооценки

Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом.

ПРИМЕР: Заниженная или завышенная самооценка; стремление стать лучше, чтобы добиться большего и стремление оставить всё, как есть, чтобы не покидать «зону комфорта» и т.п.

Помимо прочих видов, выделяется ещё и невротический конфликт, который представляет собой результат «обычного» внутриличностного конфликта, сохраняющегося на протяжении длительного времени.

Как несложно увидеть, основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.

Основа внутриличностного конфликта - переживание

Полем действия внутриличностных конфликтов являются любые внутренние переживания человека: изменчивость, сложность желаний и стремлений, неоднозначность личности, осознание невозможности реализации собственного потенциала, колебание самооценки и т.п. Однако ни один внутриличностный конфликт не может появиться без воздействия на личность человека окружающей действительности, т.е. возникнуть просто по причине каких-либо внутренних факторов он просто не способен. И, беря во внимание природу лежащих в основе внутреннего конфликта человека противоречий, внутриличностные конфликты можно разделить на две подгруппы:

Внутриличностные конфликты, которые возникают по причине внутренних противоречий человека, отражающих его субъективное отношение к окружающему миру;

ПРИМЕР: Сюда можно отнести рассмотренные выше конфликты неадекватной самооценки и мотивационные конфликты.

Внутриличностные конфликты, являющиеся результатом перехода внешних по отношению к личности объективных противоречий в его внутренний мир;

ПРИМЕР: К таким конфликтам относятся адаптационные, моральные и другие конфликты.

Известные исследователи внутриличностных конфликтов Елена Андреевна Донченко и Татьяна Михайловна Титаренко выделяют, кроме всего, и три уровня развития психологических противоречий:

  1. Невозможность реализовать намеченные планы и программы и выполнить свои жизненные функции, пока не будет разрешено противоречие;
  2. Дисбаланс, затруднение и осложнение основной деятельности, проецирование психологического дискомфорта на внешние составляющие жизни: общение с окружающими, выполнение работы и т.п.;
  3. Психологическое равновесие внутреннего мира человека.

На любом из этих уровней противоречия могут быть устранены, и для возникновения внутриличностного конфликта необходимо соответствие ситуации определённым личностным и ситуативным условиям.

К личностным условиям можно отнести:

  • Способность человека к саморефлексии и самоанализу, сложно организованная и развития когнитивная структура;
  • Высокий уровень развития ценностей и чувств;
  • Развитая и сложная иерархия мотивов и потребностей;
  • Сложный внутренний мир и повышенная значимость этой сложности.

Ситуативные же условия, активизирующие внутриличностный конфликт, подразделяются, в свою очередь, на внешние и внутренние:

  • Суть внешних условий в том, что человек не может удовлетворить свои глубинные мотивы и отношения или же процесс их удовлетворения находится под угрозой: удовлетворение одних мотивов становится причиной возникновения новых; на пути удовлетворения мотивов возникают препятствия, связанные с борьбой человека со своей природой; ограничения на различные мотивы накладывают социальные нормы;
  • Внутренние условия являются следствием внешних. Смысл внутренних условий заключается в противоречиях между различными сторонами личности, имеющими примерно равное значение. Человек же должен осознавать конфликтность ситуации и понимать, что не может повлиять на неё, результатом чего становится острое переживание им ситуации сложного выбора.

Важно сказать о том, что переживание человеком внутриличностного конфликта отличается от любого другого переживания. Оно характерно наличием психоэмоционального напряжения, а также такими явлениями как осознание сложности положения, наличие трудного выбора, борьбы и сомнений. В переживании внутриличностного конфликта отражается перестройка всей ценностно-мотивационной системы человека.

Ещё одной важной особенностью внутриличностного конфликта можно назвать то, что он может характеризоваться как положительными, так и отрицательными последствиями, т.е. сам конфликт может быть конструктивным или деструктивным.

Конструктивный внутриличностный конфликт

Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт - это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.

Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.

Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, и самопознанию.

ПРИМЕР: Борьба с ; развитие ; работа над собой, вопреки нежеланию и лени; умение поставить на задний план свои собственные желания во имя блага другого человека или даже своего собственного и т.п.

Деструктивный внутриличностный конфликт

Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры - это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис, и развить невротические реакции.

Длительный деструктивный конфликт может негативно отразиться на деятельности человека, способствовать торможению развития личности, сформировать неуверенность и психологическую неустойчивость, неспособность к . В более глубоком смысле, такой конфликт может стать причиной того, что у человека не будут сформированы качества, которыми должна обладать зрелая личность. Если деструктивный внутриличностный конфликт будет возникать часто, это может привести к формированию комплекса неполноценности, потери уверенности в себе и своих силах или даже к утрате смысла жизни.

ПРИМЕР: Продолжительная неудовлетворённость человека качеством своей жизни; убеждение ребёнка в том, что он неполноценный, не такой как все; требование от человека в одной и той же ситуации вести себя по-разному и т.п.

Но, несмотря на то, что внутриличностные конфликты могут быть конструктивными, деструктивные встречаются в реальной жизни гораздо чаще. И если первые можно смело назвать даже желательными, то последние следует учиться распознавать и предупреждать.

Предупреждение внутриличностных конфликтов

Наша жизнь устроена так, что всегда есть большая вероятность возникновения обстоятельств, опасных разрушением гармоничного процесса развития и отрицательного воздействия на внутренний мир. И очень плохо, если мы к таким ситуациям не готовы. Нужно прилагать все усилия для то чтобы избежать развития деструктивных внутриличностных конфликтов, а если они появляются, то, как можно быстрее их разрешать. Владея информацией о том, как и почему возникают внутренние конфликты, можно определить и условия, необходимые для их предупреждения.

Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта, нужно следовать в своей жизни следующим рекомендациям:

  • Чтобы сохранить целостность своего внутреннего мира, человек должен научиться, в первую очередь, воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часто своей жизни, т.к. такой подход может побудить его к работе над собой и активизировать творческий потенциал;
  • Огромное значение имеет также и формирование человеком своих жизненных принципов, и следование им во всех поступках и делах. Жизненные принципы могут оградить человека от множества ситуации, связанных с возникновением внутриличностных конфликтов;
  • Нередко устоявшиеся жизненные принципы отражают некую закостенелость человека, неумение быть гибким, что также может стать причиной внутреннего конфликта. И если человек способен изменить свой привычный облик бытия (в том случае, если он является несостоятельным или неэффективным), тогда это будет ещё одним отличным способом избежать конфликта с самим собой. Жизнь часто требует от нас быть алертными, адаптивными, гибкими, способными подстроиться под любую ситуацию. В тех случаях, когда требуется снизить свои притязания и уступить в мелочах, это следует делать. Однако это не должно стать системой, т.к. отсутствие устойчивости тоже ведёт к конфликту внутри личности;
  • Всегда нужно надеяться на положительный исход событий. Оптимизм, поддерживаемый внутренними стремлениями и работой над собой, станет залогом позитивного отношения к жизни и психического здоровья;
  • Необходимо перестать потакать своим слабостям, адекватно и свои возможности по реализации собственных потребностей и желаний;
  • Важно научиться контролировать свои проявления и свою психику. Причём, в большей степени это умение следует отнести к управлению своими эмоциональными состояниями;
  • Предупреждению внутриличностных конфликтов в огромной степени способствует развитие волевых качеств и навыков, т.к. именно воля является отражением саморегуляции и предполагает умение принимать верные решения;
  • Нужно учиться верно структурировать для самих себя иерархию выполняемых ролей, ведь стремление к реализации максимума функций, вытекающих их каждой роли, а также оправдать ожидания окружающих людей непременно станет причиной возникновения внутреннего конфликта;
  • Во многом предотвращению внутренних конфликтов способствует развитие достаточного уровня личной зрелости человека. Здесь предполагается и выход за границы чисто ролевого поведения, и отказ от шаблонных реакций, и неуклонное следование принятым решениям. Важно также не просто слепо соответствовать общепринятым моральным нормам, но и стремиться к индивидуальному моральному творчеству;
  • Важным условием является и адекватная самооценка. Завышенная или заниженная самооценка может быть связана с тем, что человек не может или боится честно в чём-либо себе признаться, а также с тем, что он стремится к тому, чтобы другие воспринимали его определённым образом, даже если он сам воспринимает себя соответственно реальному положению дел.

Если же постараться привести способы предупреждения внутриличностного конфликта к единому алгоритму, то вкратце его можно отразить так:

  • Сосредотачивайтесь на ваших наиболее приоритетных мотивах и потребностях. В первую очередь реализуйте именно их и не пытайтесь объять необъятное;
  • Не накапливайте свои проблемы и трудности. Решайте задачи по мере их поступления, предотвращая их накопление, не дожидаясь того момента, когда «разобраться в себе» станет очень сложно;
  • Работайте над собой, учитесь контролировать свои эмоции, состояния и проявления. Корректируйте своё поведение и умейте взять себя в руки;
  • Обращайте внимание на то, как реагируют на вас и ваши поступки окружающие, а также сами оценивайте их поведение. Это может стать указателем на работу над собой;
  • Будьте искренни сами с собой и с другими людьми. Не лгите себе и не живите в иллюзиях;
  • Стремитесь к и мысли, делайте себя сильнее физически, психологически, эмоционально, духовно.

Таковы рекомендации по предупреждению внутриличностных конфликтов. Регулярное и своевременное их выполнение может сослужить вам отличную службу и избавить от ненужных проблем. Однако 100%-й гарантии, что внутренний конфликт не возникнет, конечно же, нет. И в случае его появления нужно уметь правильно на него воздействовать.

Разрешение внутриличностных конфликтов

Разрешение внутриличностных конфликтов представляет собой процесс по восстановлению согласованности внутреннего мира человека, гармонизации его сознания, снижению интенсивности противоречивых жизненных установок и достижению нового качества бытия. Оно помогает человеку достичь душевного равновесия, более глубокого понимания жизни, сформировать новые ценности.

Осознаётся же разрешение внутриличностного конфликта посредством нейтрализации связанных с конфликтом болезненных состояний, понижения социально-психологических и психологических факторов конфликта, повышения продуктивности деятельности и т.п.

В зависимости от того, каковы индивидуальные характеристики человека, он может воспринимать свои внутренние противоречия по-разному, а также выбирать наиболее подходящие для него стратегии поведения. Один человек может погрузиться в размышления, другой сразу же начинает предпринимать активные действия, третий поддастся эмоциям. Какого-то одного правильного отношения к внутриличностному конфликту не существует. Здесь важно, чтобы каждый человек умел отдавать себе отчёт в своих же личностных особенностях, и, уже исходя из этого, определялся со стилем разрешения своих внутренних противоречий.

Проще говоря, вот от чего зависит разрешение внутриличностного конфликта:

  • Мировоззренческие установки человека
  • Способность человека преодолевать себя и его опыт в этой сфере
  • Волевые качества
  • Темперамент человека - в большей мере влияет на динамические показатели, такие как скорость и устойчивость переживаний, ритм, в котором они протекают. Направленность, интенсивность и т.п.
  • Половозрастные особенности

Разрешение внутриличностного конфликта достигается за счёт активизации механизмов психологической защиты, которые необходимы для контроля эмоций, внутренних состояний и внешних проявлений.

К чему следует прибегнуть, если необходимо разрешить внутриличностный конфликт:

  • Оцените ситуацию, постарайтесь взять её под свой контроль. Определите свои внутренние противоречия и осознайте, что привело вас к негативным ощущениям;
  • Проведите глубокий анализ ситуации. Определите, насколько конфликт важен для вас, какую роль занимаете в нём вы, и какую роль занимает он в вашей жизни. Спрогнозируйте возможные последствия конфликта;
  • Определите точную причину конфликта, локализуйте «очаг». Стремитесь к тому, чтобы выявить сущность проблемы, отбросив на задний план всё второстепенное;
  • Будьте честны с собой: не давайте себе поблажек, не откладывайте решение на потом. Проанализируйте конфликт ещё раз и постарайтесь понять, о чём он говорит вам: что нужно изменить в себе, какие действия предпринять, почему проблема так задевает вас;
  • Сублимируйте отрицательные эмоции в деятельность: можно заняться физическими упражнениями или погрузиться в творчество; посмотрите хороший фильм или почитайте интересную книгу;
  • Воспользуйтесь релаксационными техниками. В настоящее время имеется множество эффективных способов расслабления, от медитации до психологических тренингов;
  • Если внутренний конфликт связан с деятельностью, попробуйте что-то изменить в ней: смените условия, привнесите что-то новое в работу; можно даже вообще сменить род занятий;
  • Отрегулируйте уровень своих притязаний: сопоставьте свои желания и потребности со своими возможностями; посмотрите честно сами на себя - на что вы способны, а на что - нет?
  • Учитесь прощать. Причём, важно уметь прощать не только других, но и себя: не заниматься самоедством, самокорением, самобичеванием и т.д.
  • Если вам сильно плохо, уединитесь и поплачьте. В этом нет ничего зазорного. К тому же, даже научные исследования (в частности, исследования американского биохимика Уильяма Фрея) показали, что в слёзах находится особое вещество, которое обладает свойством успокаивать, и если хочется плакать, значит, мозгу нужна разрядка.

И последнее: научитесь принимать себя такими, какие вы есть, а свою жизнь - как данность, со всеми успехами и неудачами, взлётами и падениями, белыми и чёрными полосами. Мы всегда будем сталкиваться с трудностями и неприятностями, ощущать на себе давление и испытывать стрессы, добиваться успехов, одерживать победы и терпеть поражения - всё это и является тем, что мы называем своей жизнью. Нужно учиться ладить с самими собой, людьми, с которыми мы взаимодействуем и окружающей нас действительностью. Гармония и правильный баланс - вот основа счастья, успеха, процветания и здоровья во всех его проявлениях.

Мы же, в свою очередь, искренне надеемся на то, что наш тренинг по конфликтологии будет для вас полезным и сделает вас и вашу жизнь, хоть немного, но лучше. Учитесь, стремитесь к знаниям и помните, что никакая теория не заменит вам практики. Поэтому, берите на вооружение полученную информацию - и в добрый путь!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Хорошего настроения вам и никаких конфликтов!

Конфликты между людьми, возникающие в социальном пространстве, очень часто базируются на их личных внутренних противоречиях. Немногие могут похвастаться внутренней гармонией. Как будто в нас живет несколько человек – они спорят, перебивают друг друга, ссорятся, мирятся, договариваются... иногда. Сегодня мы с вами рассмотрим психическое пространство человека и поговорим о конфликтах, которые в этом пространстве зачастую бушуют.

Нерешенный экзистенциональный конфликт практически всегда приводит к следующему виду конфликтов – содержания и формы, или позиционному конфликту . Поиск удовлетворяющего личность ответа на вопросы «Кто я?» и «Через какую социальную роль в обществе я могу это проявить?» может растянуться на долгие годы.
И даже при решенном экзистенциальном конфликте, то есть осознании своего потенциала, не всегда и не всем удается свое ощущаемое внутреннее без усилий реализовать во внешнее пространство. Через то или иное решение этого вопроса человек проявляется в жизни. Последствиями нерешенного позиционного конфликта становятся бесконечные смены видов деятельности, отраслей, хобби, места проживания, супругов, сексуальных партнеров. Чувство неудовлетворенности социальными ролями толкает на «приключения», неоправданные риски, бесконечные консультации у психологов и консультантов и может привести к глубокой депрессии.
Как и в первом случае, помощников тут быть не может. Пока человек сам не решит свои противоречия и не найдет удовлетворяющие его роли, говорить о гармоничном существовании не приходится.

И здесь может возникнуть следующий конфликт – так называемый поведенческий диссонанс. Это когда человек уже выбрал роль, ему вроде бы понятны дальнейшие действия – сценарий этой роли, но при этом выбор не был добровольным, а произошел под влиянием внешних факторов. Например, родители настояли, чтобы он стал юристом, или жена пригрозила разводом, если немедленно не устроится на работу, или зарплату предложили хорошую. Тогда в конфликт вступает внутреннее ощущение собственных принципов и правил с внешними факторами, на которые человек никоим образом не может оказывать влияния. Одно из основных внешних проявлений поведенческого диссонанса – это когда слова человека сильно расходятся с его делами. Ну не может он переступать через свои принципы и совершать требуемые от него внешним пространством действия и поступки.
Соответственно, отсутствие поведенческого диссонанса – это когда слово не расходится с делом, внешние и внутренние правила резонируют друг с другом, а выбранная социальная роль приносит внутреннее удовлетворение.

Четвертый вид внутриличностных конфликтов – это мотивационные конфликты . Они связаны с вопросом «Зачем?». То есть когда у нас уже выбрана роль, она осознана и устранен поведенческий диссонанс, возникает вопрос целей: «А зачем мне идти именно туда, зачем мне вкладываться в ту или иную цель?» От того, насколько амбициозны ваши цели, зависит степень проявленности мотивационного конфликта. А его успешному разрешению способствует полное разрешение трех предыдущих.

Мы описали внутренние конфликты как некую последовательность, но они могут быть абсолютно непоследовательными, либо человек может находиться в одном из них всю свою жизнь. А также некоторые из этих конфликтов могут разрешаться на уровне интуиции, минуя активную фазу душевных метаний.

Подводя итог, отмечу, что, не избегая прямого взгляда в лицо возникающим внутренним конфликтам и честно ответив для себя на вопросы «Что я? Кто я? Как я…? Зачем я…?», мы становимся гармоничной самодостаточной личностью и двигаемся по жизни легко. Нам хорошо там, где мы есть!

Конфликт – это всегда столкновение интересов. Больно, неприятно, но что такое внешний конфликт по сравнению с «муками души». Это мучительно и невыносимо, но с другой стороны, делать выбор это исключительная привилегия человека. Нам всем присущи внутренние конфликты, которые говорят о встрече внутри человека двух противоположных и взаимоисключающих тенденций, ищущих удовлетворения. Мы хотим отдохнуть и развлечься, а надо срочно помочь больному близкому человеку. Мы хотим, заработать денег на машину, а наша внутренняя установка говорит: зарабатывать деньги на себя это эгоизм.

Часто наши внутренние потребности и желания сталкиваются с интересами людей, которые нас окружают. Мы чувствуем внутренний долг и призыв защищать Родину, а наша семья требует нашей защиты и заботы. Мы можем разрываться между общественными ожиданиями и личными интересами. И таких столкновений в нашей жизни огромное множество. Они приносят много тревог и страхов в нашу жизнь. Потерю внутренних опор и личной идентичности.

Удивляет тот факт, что многие люди не осознают свои внутренние конфликты. Они не делают осознанных выборов в своей жизни и плывут по течению, вступают в компромиссы, делают не свои выборы и проживают не свою жизнь. Терпят апатию и скуку жизни.

Карен Хорни выделяет четыре способности, ведущие к пониманию и разрешению своих внутренних конфликтов:

1. Способность осознавать свои желания и чувства (т.е. действительно ли нам нравится этот человек, эта работа, это дело или нам это только внушили).

2. Способность к развитию собственных убеждений и ценностей, т.к. большое количество внутренних конфликтов связано с верой и моральными ценностями (особенно в этом вопросе помогает занятие философией).

3. Способность отказаться от одного из конфликтующих и противоречащих убеждений.

4. И наконец, готовность и способность нести ответственность за свое решение. Этот пункт также включает риск принятия неверного решения и готовность разделить последствия без обвинения других.

Сознательное участие в собственных внутренних конфликтах, хоть и может принести страдание, но по факту наполняет нашу жизнь большей полнотой, цельностью, удовлетворением и счастьем.

На некоторых людей мы смотрим с завистью, настолько они нам кажутся стабильными, органичными и целостными. И да, есть сильные люди, которые хорошо осознают свою систему ценностей, делают выборы исходя из своих убеждений, чувств и желаний. И решение внутренних конфликтов не действует на них разрушительно. Но бывает и другая ситуация, когда внешняя стабильность, скорее говорит о внутренней апатии, конформизме и приспособленчестве, а не об устойчивости перед серьезными вызовами жизни.

Здоровый человек в силах встречаться и разрешать свои внутренние конфликты, что придает ему силу и устойчивость. Иное дело конфликты невротика. Невротики очень тяжело распознают свои чувства и желания. Невротические конфликты разрешить без специалиста намного сложнее. Но о том, что такое невротический конфликт мы поговорим в следующей статье.


1. Противоречия в организме. Т.е. хронические болезни. В наше время вряд ли в мире найдется хоть один полностью здоровый индивид. Но, если у тебя нет генетических аномалий, и твой возраст не слишком почтенный – вполне реально добиться хотя бы того, чтобы твое тело не создавало постоянных неудобств самому себе. Здоровый образ жизни; сбалансированное питание (только натуральные продукты, никаких консервов и суррогатов); внимание к своему здоровью; знание особенностей своего тела и критическое отношение к общим рекомендациям типа физических упражнений и раздельного питания, которые полезны далеко не каждому; – и результат не заставит себя ждать.

2. Противоречия в личности. Это – самый многообразный вид противоречий. Личность не является монолитным целым; в ней можно выделить четыре составляющие:

Ид – подсознательная биологическая (животная) сущность: физиологические потребности, инстинкты и т.п.;

Эго – сознательная разумная сущность: осознание внешнего мира, мышление, воля;

Суперэго – заготовленные варианты действий в стандартных ситуациях;

Суперид – подсознательные установки, внушенные в детстве модели поведения, коллективное бессознательное.

Почти у каждого человека имеются конфликты между разными составляющими его личности, обычно между Эго и Суперид, а также между Ид и Суперэго. Эго хочет занять сидячее место в автобусе, но его тормозит Суперид с установкой, что надо уступать старикам – вот и приходится стоять. При этом Ид хочет потискать симпатичную девушку, стоящую рядом, но Суперэго говорит, что этого делать не следует…

Распределение характеристик индивида между четырьмя составляющими личности не является постоянным, заданным раз и навсегда. Так, часто повторяющиеся сознательные действия становятся подсознательными. Если Эго все время хочет выпить, то рано или поздно это желание переходит в Ид, и это называется алкоголизм. Если ребенку сто раз вдалбливают установку Суперэго о том, что надо уступать место старикам – она становится подсознательной и переходит из Суперэго в Суперид. В то же время, вполне возможен и обратный переход: осознание подсознательных побуждений и контроль над ними. Именно таким образом люди, например, бросают курить. И таким же образом индивид может достичь гармонии внутри своей личности.

Для начала нужно узнать и полюбить себя. Незнание себя и отвращение к каким-то сторонам своей личности – вот основная особенность человека социального. Ничего удивительного: если бы человек знал реальные причины всех своих поступков и любил себя во всех своих проявлениях – он бы перестал быть социальным, поскольку социум весьма далек от гармонии. Поэтому популярные книги по психологии не требуют, чтобы человек узнал себя; их рекомендации сводятся, фактически, к подгонке Эго под Суперэго и Ид под Суперид. Наша же задача – примирить конфликтующие стороны внутри нашей личности, а не подавить одну из них. Поэтому нужно получше узнать каждую из сторон, понять ее устремления и построить разумные отношения между ними.

Трудно сформулировать в двух словах какие-то конкретные рекомендации на этот счет: это тема для большой книги. Единственное, что хочется посоветовать: следуйте своей индивидуальности, а не каким-то схемам и шаблонам.

3. Противоречия в мировоззрении. Возникают они от некритичного восприятия идей из внешнего мира. Например, человек считает, что к каждому нужен индивидуальный подход, но при этом судит о других людях по цвету кожи или иным неиндивидуальным факторам. Просто где-то он услышал про индивидуальный подход, и ему понравилось. Еще он встречал шаблонные мнения о разных расах, и ему тоже понравилось. А мысль о том, что одно с другим слабо совместимо, в голову как-то не пришла.

Надо создать свою собственную философию вместо бесформенного набора идей. Это и интересно, и полезно для достижения гармоничности. А также для того, чтобы лучше познать себя: почему именно такие идеи вызывают у тебя симпатию. Между прочим, противоречия в мировоззрении могут также провоцировать конфликт внутри личности, так как они создают взаимоисключающие установки Суперэго.

Кроме того, мировоззрение индивида меняется со временем, и это вполне естественный процесс развития. Не следует пытаться быть "последовательным" и цепляться за старые идеи, которые противоречат новым. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

4. Противоречия в образе жизни. Они возникают тогда, когда человеку хочется кем-то быть, но он еще не решил – кем. Поэтому в разных ситуациях он играет разные роли. Но поскольку каждая роль требует каких-то внешних особенностей, получается забавный гибрид вроде панка в пиджаке и галстуке…

Вывод очевиден: нужно быть самим собой. Для чего опять-таки нужно знать – кто ты.

Чтобы быть яркой личностью, совсем не обязательно носить ирокез или еще как-то выделяться внешне.

Конечно, жизнь среди общества иногда требует играть общественные роли. Но при этом всегда надо четко осознавать: где ты – "настоящий", а где – притворяешься другим для пользы дела (контролируемая глупость , по Кастанеде).

5. Противоречия между организмом и личностью. Т.е. неадекватная оценка личностью физических возможностей организма. Например, человек почему-то считает себя музыкантом или художником и упорно пытается реализовать себя в этом качестве, несмотря на то, что соответствующих способностей у него на самом деле нет.

Чтобы такое противоречие не возникало, нужно хорошо знать себя. В частности, знать: а) на что я способен сейчас, б) чего я потенциально могу достичь в будущем, в) чего я не смогу достичь, даже если потрачу на это всю жизнь.

Развитие – это движение от (а) к (б), а не бесполезная трата сил на попытки добиться целей, которые не оправдывают затраченные средства или средств для которых не имеется.

6. Противоречия между организмом и мировоззрением. Очень распространенная и чрезвычайно неприятная форма внутренних противоречий, когда из мировоззрения человека следует неприязнь к собственному телу и его потребностям либо непонимание их. Почти все массовые религии создают это противоречие. Впрочем, если ты не являешься приверженцем таких религий – это еще не значит, что это противоречие обошло тебя стороной. Идея о том, что "разумное существо" должно подавлять свои инстинкты (вместо того, чтобы просто контролировать их), также широко распространена. Вегетарианство и различные системы "правильного питания" также могут создать этот вид противоречий, поскольку подходят далеко не для каждого. А у гармоничного индивида любовь к своему телу и знание своих индивидуальных особенностей являются одними из базовых пунктов его личной философии.

Реальная жизнь гораздо сложнее грубых схем, которые на нее примеряет общество.

Кроме того, времена меняются, и современному человеку требуется для жизни совсем не то, что требовалось его предкам, жившим в первобытном обществе.

7. Противоречия между организмом и образом жизни. Тоже частое явление. Например, человек знает, что у него имеется генетическая предрасположенность к раку легких – и, тем не менее, курит. Причиной может быть недостаточная сила воли, но чаще всего – наплевательское отношение к своему телу, сформировавшееся под влиянием монотеистической морали. Про любовь гармоничного индивида к своему телу уже говорилось неоднократно. Смысл жизни не в том, чтобы пить, курить или поступать как все. Вполне реально избегать того, что тебе явно вредно, опять-таки, не перегибая палку (здоровому человеку и выпить можно).

8. Противоречия между личностью и мировоззрением. Они возникают, когда человек стремится сохранить в неизменности свое старое мировоззрение, в то время как его личность уже изменилась. К примеру: родители внушили ему в детстве идеи марксизма-ленинизма вкупе с мыслью, что, если он от этих идей отойдет – то тем самым предаст своих родителей и т.п.; вот он и продолжает все толковать под углом этих идей, хотя его внутренняя сущность протестует против этого…

Но все же чаще наблюдаются противоречия между личностью и декларируемым , а не реальным, мировоззрением. Например, человек хочет показаться сильным в глазах окружающих и поэтому проповедует идею "абсолютно свободного" общества, живущего по закону джунглей. Однако, при этом упускает тот факт, что сам он в таком обществе не выжил бы.

Лучший способ проверить идеи на соответствие их личности автора – применить их к нему самому. Особенно часто не соответствуют личности те идеи, которые заимствованы из внешнего источника. В то время как реальное мировоззрение гармоничного индивида формулируется им самим.

9. Противоречия между личностью и образом жизни. Нельзя назвать гармоничным того, кто испытывает глубокое отвращение к работе, на которую ходит каждое утро. Наша жизнь далеко не всегда нравится нам, но обычно это обусловлено тем, что мы не прикладываем достаточно усилий для того, чтобы изменить ее в нужную нам сторону. Психологи советуют менять не жизнь, а отношение к жизни ("Наша жизнь – это то, что мы думаем о ней" © Д.Карнеги), но это приемлемо только в том случае, если отрицательное отношение к своей жизни вызвано каким-нибудь неврозом, т.е. конфликтом внутри личности. Если же личность уже гармонизирована, то логичнее изменить образ жизни, чем подстраивать гармоничную составляющую индивидуальности под негармоничную.

Другая разновидность противоречий между личностью и образом жизни – постоянное стремление что-то кому-то доказать или сделать ему назло. Оно возникает из-за подверженности влиянию окружающих. Для избавления от такой проблемы достаточно осознать этот факт и понять, что призрачная "борьба" с окружающими поглощает время и силы, которые можно было бы потратить на достижение своих личных целей.

10. Противоречия между мировоззрением и образом жизни ("сапожник без сапог") Сплошь и рядом мы видим, как сторонники определенной философии не спешат в своей жизни следовать ей. Пропагандист "духовных ценностей" тратит 99% своих усилий на зарабатывание денег; поющий оды свободе и независимости сам зависит от всех и вся; и т.д. Разгадка проста: их философия предназначена для других, а не для себя; свое же личное мировоззрение они так и не выработали.

Обратите внимание на закономерность: наиболее важным фактором является организм, далее в порядке убывания важности идут личность, мировоззрение и образ жизни.

Поэтому противоречия между ними разрешаются в пользу более важного фактора: конфликт организма и мировоззрения – в пользу организма, конфликт личности и образа жизни – в пользу личности, и т.д. Общество же придерживается прямо противоположного порядка ценностей: для него самое важное – чтобы человек вел определенный образ жизни, потом – чтобы его мировоззрение находилось в заданных обществом рамках, личностью человека общество почти не интересуется, а на его организм обществу вообще наплевать.

Сведем воедино идеи и конкретные рекомендации по достижению гармоничности: знать себя; любить свое тело; иметь в своей личности некую границу, за которую не пропускается влияние окружающих; выводить подсознательные стремления под контроль сознания; выработать собственную философию; любые свои философские идеи "испытывать на себе"; критически относиться к любым неиндивидуальным рекомендациям; быть самим собой, не играть роли без крайней необходимости; жить для себя, а не назло другим; развивать свои потенциальные способности; соизмерять цели и средства; избегать крайностей и экстремизма; жить так, чтобы быть в целом довольным своей жизнью.


Взаимодействие гармоничного индивида с внешней средой. Взаимодействия индивида с внешней средой суть взаимодействия двух систем разного порядка. Соответственно, каждая из этих систем может быть гармоничной либо негармоничной. Таким образом, возможны 4 типа взаимодействий.

Негармоничный индивид + негармоничная среда. Это либо битва не на жизнь, а на смерть, либо, как ни странно, конструктивное взаимодействие вплоть до гармонизации – в том случае, если этот индивид и эта среда, что называется, созданы друг для друга. Есть также вариант, что эти системы просто не пересекутся.

Гармоничный индивид + гармоничная среда. Либо они будут взаимодополнять и взаиморазвивать друг друга, и тогда индивид в среду впишется и будет членом гармоничной группы, – либо же они, как параллельные прямые, просто не пересекутся. Если гармоничный индивид наблюдает гармоничную среду, в которой не видит ниши для себя – повернется он к такой среде тылом и пойдет создавать себе иную среду, которая ему требуется.

Гармоничный индивид + негармоничная среда. Наиболее актуальный для нас случай. Здесь все будет зависеть от объема и от степени дисгармонии среды, с одной стороны, и от личной силы индивида, с другой. Если: а) среда невелика (например, рабочий коллектив численностью порядка 10 человек), б) конфликт внутри нее не серьезный, и в) индивид оценивает свои ресурсы как достаточные для гармонизации и результат такой гармонизации как целесообразный, – он ради своих личных целей может заняться гармонизацией. Иногда гармоничному индивиду достаточно войти в такую среду, чтобы она гармонизировалась просто от его присутствия. Но если между элементами среды возникает понятийный конфликт или конфликт целей, или если охват среды взаимодействия слишком широк, то самое разумное – свести взаимодействие со средой к минимуму, и пусть она грызет сама себя. Приспосабливаться к жизни в такой среде равнозначно самоотравлению.

Общество в целом нельзя рассматривать как единую среду, потому что оно весьма неоднородно, и разные группы людей сильно отличаются по параметру гармоничности.

Поэтому наиболее естественным для гармоничного индивида будет выбрать группу, с которой он максимально гармонирует сам и по возможности внутренне гармоничную.

При контактах с другими группами людей гармоничный индивид избирает такие способы взаимодействия, которые способствуют взаимной гармонизации и избегает того, что привело бы к обратному эффекту. То есть: 1) гармоничный индивид находит способ либо гармонизировать окружение, либо свести к минимуму дисгармонизирующее влияние окружения на себя; 2) гармоничному индивиду не свойственно конфликтовать с дисгармоничным по отношению к нему окружением, жаловаться на окружение, списывать на него свои проблемы и неудачи.


Мировоззрение гармоничного индивида. Мировоззрение – способ личности воспринимать окружающий мир. Именно личности: коллективных мировоззрений быть не может. Мировоззрения двух гармонирующих друг с другом людей могут быть очень сходными, но не могут быть идентичными по определению. И даже у разных последователей одной и той же тоталитарной идеологии взгляд на мир хоть немного, но различается.

Сама мысль об индивидуальном характере мировоззрения выглядит непривычной для среднего человека, поскольку мировоззрения большинства людей сформированы под сильным эгрегорным влиянием. Это влияние затрагивает: с одной стороны – саму личность, внося в ее сознание и подсознание запрограммированные схемы реакции на сигналы определенного рода; с другой стороны – восприятие личностью информации из внешнего мира. Сильно промодулированный эгрегором человек может "не видеть" фактов, ставящих под сомнение навязанные ему эгрегором идеи, и в типовых ситуациях выдавать одни и те же предсказуемые реакции.

Точно так же, как не могут быть тождественны мировоззрения разных личностей, не может быть абсолютного непротиворечия между индивидом и эгрегором. Поэтому любое одностороннее эгрегорное влияние вносит дисгармонию в личность, которая влечет за собой и противоречия в мировоззрении.

Таким образом, для достижения полной гармонизации личности человек должен уметь регулировать степень влияния эгрегоров на себя, создавая уравновешивающий фактор (взаимно компенсирующее влияние нескольких эгрегоров). Только при этом условии его мировоззрение будет гармоничным.

В мировоззрении можно выделить 4 составляющих, базирующихся на соответствующих элементах личности: 1) Эго-мировоззрение – то, что называется жизненной философией: картина мира, объяснение происходящих в нем процессов, мнение о собственном месте во внешней среде. 2) Ид-мировоззрение – подсознательная часть мировоззрения, проявляющаяся главным образом в экстремальных ситуациях: например, при встрече с фактами, ставящими под сомнение какие-то положения эго-мировоззрения. 3) Суперэго-мировоззрение – совокупность способов выражения мировоззрения в контактах с внешним миром: понятия чести, достоинства и т.п., или же отсутствие таковых понятий:-) 4) Суперид-мировоззрение – подсознательные симпатии и антипатии к людям определенного склада, фактам из определенных областей и идеям определенного толка.

Противоречия между разными составляющими мировоззрения являются, как правило, отражением соответствующих противоречий в личности. Например, если называющий себя атеистом любит общаться с попами и обсуждать с ними "Библию" – это говорит не только о противоречии между Эго- и Суперид-мировоззрением, но и о личностных противоречия между Эго и Суперид.

Но если личность в принципе может быть внутренне непротиворечивой, то мировоззрение всегда содержит в себе противоречия, т.к. из внешнего мира постоянно поступает новая информация, которая не была учтена при формировании нынешнего мировоззрения. Поэтому гармоничным мы назовем не абсолютно непротиворечивое мировоззрение (возможность существования которого противоречила бы теореме Геделя о неполноте), а способное к устранению внутренних противоречий в себе. Т.е. гармоничное мировоззрение – это по определению мировоззрение постоянно развивающееся. По той же причине у гармоничного мировоззрения не может быть конечной цели, после достижения которой его существование теряет смысл. Но оно эволюционирует по мере достижения текущих целей.

Подобно тому, как гармоничная личность не стремится к конфликту с окружающими, – гармоничное мировоззрение так же не является антагонистичным по отношению к другим мировоззрениям. Носитель гармоничного мировоззрения по собственной инициативе вступает в конфликт (в том числе – идейный) тогда и только тогда, когда целью является само по себе приобретение опыта конфликтного взаимодействия.

Все прочие цели достигаются им путем установления взаимовыгодных взаимодействий либо оптимизации существующих.

Декларируемые идеи не всегда являются отражением реального мировоззрения, и такое противоречие – не обязательно признак негармоничности мировоззрения. Можно десять минут подекларировать чуждые тебе ценности, если жизненная ситуация того требует. Разница между гармоничным и негармоничным индивидом (и, как следствие – гармоничным и негармоничным мировоззрением) в том, что гармоничная личность с гармоничным мировоззрением всегда четко осознает: что есть ее собственное мировоззрение, а что – приятные слова для окружающих. Благодаря этому гармоничное мировоззрение способно мирно сосуществовать с любыми другими мировоззрениями, в том числе даже враждебными по отношению к самой идее гармоничности. Столкновение с негармоничным мировоззрением окружающих неспособно разгармонизировать гармоничное мировоззрение.

В гармоничном мировоззрении диалектические противоположности (Материя – Дух, Порядок – Хаос и т.д.) равноправны, т.е. ни одна из них не считается первичной, более важной или той, которая в конце концов победит – противоположности находятся в состоянии динамического равновесия. Более того: каждая из них рассматривается не как дискретная пара, а как единая непрерывная координата информационного пространства.


Гармоничная группа индивидов. Гармоничной следует считать такую группу индивидов, в которой каждый из них находится на своем месте, где он уникален и не заменим никаким другим членом (но может быть заменен несколькими членами с помощью перераспределения обязанностей).

При этом деятельность каждого индивида не идет вразрез с задачами группы в целом.

И тут сразу встает вопрос об иерархии и управлении. Но встает только у людей, потому что в мире, в природе – все гораздо естественнее. Если живая клетка гармонична, то там каждый органоид выполняет свою функцию, которая определяется его параметрами, и не претендует на функцию другого органоида. А если вдруг такое происходит, то возникает заболевание – например, раковая опухоль. Люди же склонны заниматься не своим делом: ради повышения собственной значимости, упоения властью, проявления стадного инстинкта – в общем, из-за собственной негармоничности; соответственно, группу, состоящую из таких людей, также нельзя назвать гармоничной.

Рассмотрим ситуацию с лидерством в гармоничной группе. Почему-то принято считать, что лидер в группе всегда единственный, "герой должен быть один". Однако, такой подход биологически неверен. В организме за рост, развитие и поддержание гомеостаза отвечает не один только мозг, а несколько систем. Также и в группе существуют разные типы лидеров, берущие на себя управление в соответствующих ситуациях, поскольку лидерство требует применения совершенно различных психических функций, которые не могут быть одинаково сильно развиты у одного и того же индивида. Эти функции – следующие:

логика – абстрактное мышление, построение систем и теорий, планирование, решение вопроса о целесообразности тех или иных действий;

этика – умение понимать чувства и настроение людей, регулировать психологический климат и взаимоотношения в группе, управлять настроением других;

сенсорика – сила воли, активность, целеустремленность, а также представление о красоте и совершенстве;

интуиция – изобретательность, смелость, способность оценивать потенциальные возможности и принимать правильные решения при нехватке информации.

Соответственно, в гармоничной группе присутствуют четыре лидера:

перманентный биологический лидер . Наиболее развитая функция – сенсорика. В природе (и в группе индивидов) всегда есть тот, кто органически предназначен вести за собой, управлять процессом достижения целей.

планирующий лидер . Наиболее развитая функция – логика. Этот никого никуда не ведет. Он определяет ориентиры и цели движения и находится, как правило, за кулисами. Он не управляет – он направляет.

лидер-модератор . Наиболее развитая функция – этика. Он дипломат, способен взять на себя ответственность по примирению (т.е. гармонизации отношений) как в самой группе, так и группы с внешним миром.

критический лидер . Наиболее развитая функция – интуиция. Он берет на себя ответственность в критической ситуации и выводит из нее группу, после чего снова уходит в тень перманентного лидера.

Естественно, в гармоничной группе каждый индивид также должен быть гармоничным: заниматься своим, а не чужим делом; не пытаться решить свои личные проблемы за счет группы; четко понимать – чем он может быть полезен группе и чем группа полезна ему. Можно сказать, что гармоничность группы не может быть выше, чем у наименее гармоничного индивида, входящего в ее состав.


Признаки недостаточной гармоничности 1. Явные проявления внутреннего конфликта


Бросание из крайности в крайность – представление, что в любой ситуации есть только два прямо противоположных варианта действий, и никакие промежуточные решения и компромиссы невозможны. Неприятие человеком одного из этих вариантов приводит к тому, что он автоматически и без раздумий избирает другой. Например, заметив у себя скрытые гомосексуальные насклонности и не приняв их, становится яростным противником гомосексуализма.

Зацикленность – стремление к повторению уже неоднократно совершенного действия несмотря на то, что оно не приносит удовлетворительного результата.

Человек многократно пытается добиться цели одним и тем же способом, который все время приносил неудачу; или в тысячный раз доказывает окружающим свое мнение по какому-то вопросу, хотя оно всем уже давно известно. Страсть к коллекционированию, превышающая всякие рациональные и эстетические пределы, тоже является зацикленностью.

"Пунктик" – неадекватная реакция на определенный вид внешнего воздействия. Человек неожиданно эмоционально реагирует на какое-то слово, промелькнувшее в разговоре, или на событие, не имеющее к нему никакого отношения.

Он начинает или что-то с жаром доказывать окружающим, или совершать какие-то действия, не связанные логически с ситуацией. Примером "пунктиков" являются также народные приметы типа черной кошки или пустого ведра.


2. Самообман


Предубежденность ("Я Пастернака не читал, но осуждаю!") – наличие заранее сформированного шаблонного мнения об определенной области знания или сфере жизни. Любое сообщение, относящееся к данной области, человек либо некритично принимает на веру, либо с порога отвергает, не утруждая себя тем, чтобы разобраться в сути вопроса. Такие люди часто вступают в движения сторонников или противников чего-то, удивляя своим невежеством в отношении того, за что или против чего они борются.

Рационализация – постоянное стремление человека доказывать себе и другим, что его действия были продиктованы разумом, а не внешними обстоятельствами, и что получившийся результат – это именно то, к чему он стремился. Классический пример – басня "Лиса и виноград". Другой вариант – представление случайно получившегося положительного результата как великой победы, к которой с самого начала целенаправленно стремились.

Проекция – приписывание своих проблем и слабостей другим, акцентирование их действительного наличия у окружающих, с подсознательным намерением скрыть их присутствие у себя. Например, старики, осуждая молодежь за "распущенность" и "аморальность", на самом деле проецируют свои собственные подсознательные желания, которые они не имеют сил реализовать.

Маниловщина – чрезмерное увлечение фантазиями и составлением планов в ущерб их практической реализации. Часто можно наблюдать в Интернете: начинающий вебмастер подробно расписывает – какую кучу информации он собирается в будущем выложить на сайт. Но идут недели, месяцы, годы, а обещанное так и не появляется.

3. Неспособность гармонировать с окружением


Конфликтомания – склонность во всем видеть конфликт и создавать его самому, если такового не наблюдается. Человек рассматривает любую ситуацию как конфликт и четко становится в этом конфликте на чью-то сторону, стремясь уничтожить другую. Свои отношения с окружающими он рассматривает как борьбу, в которой надо победить. Любая дискуссия переходит в словесную войну, в которой представляется возможной только победа одной из сторон, но никак не нахождение точек соприкосновения взглядов.

Позерство – стремление выглядеть кем-то в глазах других вместо того, чтобы реально быть таковым. Человек стремится к тому, чтобы окружающие имели о нем более высокое мнение, чем его собственное мнение о себе. Он в любой ситуации старается продемонстрировать окружающим свою силу и "крутость", превосходство над ними. Также он приписывает себе обладание способностями, наличие которых окружающим проверить трудно; рассказывает небылицы о своих подвигах; презрительно относится к тем, кто не скрывает своих слабостей.

Подражание и конформизм – стремление человека придерживаться взглядов и вкусов, разделяемых большинство членов группы, в которую он входит, а также стремление повторять за ними те действия, которые вызвали одобрение у других членов группы. Происходит из-за неумения найти для себя естественное место в группе, а также из-за желания снять с себя ответственность за свои действия.


Как измерить гармоничность. Гармоничность – не абстрактное понятие, а вполне ощутимое свойство личности, которому можно дать количественную характеристику. Эта характеристика близка по смыслу к коэффициенту полезного действия, которым характеризуются машины и механизмы. Степень гармоничности тем выше, чем больше психической энергии индивид выделяет на свои собственные цели и потребности, а не на что-то постороннее.

Уровень психической энергии индивида можно определить по его обычному естественному настроению. Для измерения настроения существует количественная характеристика, так называемая шкала эмоциональных тонов Рона Хаббарда, которая приводится в таблице. (Изучавшие дианетику могут сказать, что приводимая шкала немного отличается от той, которую приводит Хаббард. Мы кое в чем не согласны с ним, и, полагая себя не глупее Хаббарда, считаем целесообразным отнестись к дианетике не как к законченной истине, а как к исходному пункту для самостоятельных размышлений.) Настроение Тон Сущность Мироощущение абсолютное спокойствие +6,0 Осознание собственного совершенства Ощущение достигнутого совершенства П



экстаз +5,5 Слияние с совершенством наслаждение +5,2 Возбуждение от соприкосновения с совершенством эстетическое удовлетворение +5,0 Созерцание совершенства Потребность в достижении совершенства воодушевление +4,8 Предчувствие приближения к совершенству вдохновение +4,5 Желание привнести совершенство в мир энтузиазм +4,0 Желание изменить к лучшему себя и окружающих Потребность в развитии интерес +3,5 Желание изменить себя к лучшему веселье +3,1 Удовлетворение от изменения жизни к лучшему консерватизм +3,0 Желание сохранить удовлетворительное состояние жизни Потребность в сохранении существующего порядка С

довольство +2,8 Заинтересованная удовлетворенность жизнью отсутствие интереса +2,6 Пассивная удовлетворенность жизнью скука +2,5 Однообразная удовлетворенность жизнью в целом грусть +2,2 Неполная удовлетворенность жизнью антагонизм +2,0 Рассмотрение окружающих как причины неудовлетворенности жизнью Потребность в конфликте с внешним миром боль +1,8 Постоянное неудовольствие из-за окружающих гнев +1,5 Явно выраженная неприязнь к окружающим ненависть +1,4 Скрываемая неприязнь к окружающим С

негодование +1,3 Признание факта опасности, исходящей от окружающих отсутствие сочувствия +1,2 Отношение к окружающим как к источнику опасности скрытая враждебность +1,1 Учет возможной опасности от окружающих страх +1,0 Ожидание опасности и нехватка сочувствия Потребность в эмоциональной поддержке от внешнего мира сочувствие +0,9 Стремление обменять сочувствие на сочувствие задабривание +0,8 Стремление обеспечить сочувствие себе в будущем горе +0,5 Стремление получить сочувствие заглаживание вины +0,3 Стремление выторговать сочувствие самоунижение +0,2 Настойчивое выклянчивание сочувствия жертва +0,1 Стремление получить сочувствие любой ценой апатия 0,0 Полное безволие Полное отсутствие потребностей жалость -0,1 Желание привлечь внимание своей беспомощностью Потребность быть объектом чужой воли Р

стыд -0,2 Явное выражение своей беспомощности повиновение -0,7 Желание быть орудием в чужих руках поклонение -1,0 Поиск смысла своего существования в подчинении чужой воле самообвинение -1,1 Сомнение в целесообразности своего существования Потребность в прекращении своего существования раскаяние -1,3 Признание нецелесообразности своего существования безрассудство -1,6 Поиск возможности прекратить свое существование аутоагрессия -1,8 Постепенное прекращение своего существования суицидальность -2,0 Желание мгновенно прекратить свое существование страх смерти -2,2 Сомнение в способности прекратить свое существование Бессилие прекратить свое существование ничтожество -2,5 Осознание нецелесообразности как своего существования, так и его прекращения полный провал -3,0 Осознание неспособности прекратить свое существование


Небольшие пояснения к таблице. Тоны не дискретны, а плавно переходят один в другой. Целочисленные значения соответствуют точкам, в которых изменяется мироощущение индивида. Особые точки шкалы: +3,0 – граница между прогрессом и стагнацией; +1,5 – точка баланса сил между индивидом и окружающими; 0,0 – граница между стагнацией и регрессом, а также между волей к жизни и волей к смерти;

Гармоничными следует признать значения эмоционального тона выше +3,0.

Почему выше +3,0, а не выше +2,0? В принципе, скука и консерватизм – это тоже в каком-то роде гармония. Но она остается таковой только до тех пор, пока сохраняются удовлетворяющие индивида внешние условия. То есть эмоциональные тоны +2,1…+3,0 являются неустойчивыми, т.к. мир все время меняется. Поэтому только тон выше +3,0 означает устойчивое гармоническое состояние.

Это не означает, что гармоничный индивид никогда ни с кем не конфликтует, если его эмоциональный тон равен, допустим, +3,5. Тон характеризует естественное состояние, т.е. состояние, в котором этот индивид просыпается утром, когда он здоров. Если необходимо, он может перейти в тон +2,0 или +1,5, но это

сознательный и временный переход для выполнения конкретной задачи. После того, как задача выполнена, гармоничный индивид возвращается в свой естественный тон +3,5, в то время как негармоничный постоянно находится в низком эмоциональном тоне. Т.е. для гармоничного индивида конфликт с окружением – досадное происшествие, отвлекающее его от основного дела, а для негармоничного этот конфликт как раз и является смыслом жизни. Соответственно, отличаются и жизненные установки: гармоничный индивид стремится реализовать себя в том, что ему интересно, а негармоничный – кому-то что-то доказать (чаще всего – свое воображаемое превосходство).

Отметим также особенность низкого эмоционального тона (до +3,0 включительно) – зависимость от внешнего мира. Недостаточно гармоничному человеку требуется определенное воздействие со стороны окружения, чтобы он не скатился еще ниже по шкале тонов.


*** Таким образом, гармоничность – состояние весьма полезное как для максимальной реализации способностей индивида, так и для эффективной работы группы индивидов.

Гармоничность характеризуется конкретными признаками и имеет численное выражение.

Это позволяет оценить степень собственной гармоничности/негармоничности и при желании – поработать над собой, чтобы достичь большего.


| |

Человек – сложное существо, которое требует изучения. Ученые не только уделяют внимание тому, чтобы изучить организм человека, но также понимают важность внутреннего психологического мира. Человек может сам с собой конфликтовать. Статья рассматривает понятие , его типы, причины появления, способы разрешения и последствия.

Что такое внутриличностный конфликт?

В жизни каждого человека возникают внутриличностные конфликты. Что это такое? Это противоречие внутри самого себя, которое основывается на равнозначных и в то же время противоположных потребностях, желаниях, интересах.

Очень легко запутаться в собственных желаниях. С одной стороны, человек может желать мстить, с другой, он понимает, что его действия навредят его спокойному существованию. С одной стороны, человек хочет быть богатым, с другой, он боится оказаться в глазах окружающих плохим.

Когда человек встает перед выбором, где следует выбрать что-то одно, которое равнозначно по значимости другому, но противоположно ему, тогда он вступает во внутриличностный конфликт.

Развитие событий может идти в одном из двух направлений:

  1. Человек стремительно начнет развиваться, если мобилизирует собственный потенциал и начнет решать свой вопрос.
  2. Человек окажется в «тупике», куда сам себя загонит, поскольку не сможет сделать выбор и не начнет действовать.

Вполне нормально, что у человека возникает борьба внутри самого себя. Каждый живет в мире, где существует столько много правды. С самого детства каждого приучают к тому, что правда может быть одна, а все остальное – ложь. Человек привыкает жить однобоко. Однако он не является «слепым котенком», он видит, что есть много реальностей, в которых живут люди.

В противоречие часто вступают мораль и желания, убеждения и действия, мнение общества и собственные потребности. Так, человек может хотеть быть пианистом, а его родители, которых он сильно любит, желают его видеть бухгалтером. В такой ситуации нередко человек выбирает путь «родительский», а не собственный, что приводит к несчастной жизни.

Понятие внутриличностного конфликта

Понятие внутриличностного конфликта – это конфронтация, которая возникает внутри личности между двумя равнозначными и противоположными по направленности мотивами. Все это сопровождается различными переживаниями (страхом, депрессией, дезориентацией), при которых человек может не замечать либо отрицать их, замещая свое состояние активной деятельностью.

Достаточно много психологов изучали данную тему, чтобы понять мотивы и механизмы развития внутриличностного конфликта. Все началось с З. Фрейда, который определил данное понятие как борьбу между инстинктивными желаниями и социокультурными устоями, между сознательным и подсознательным.

Другими понятиями внутриличностного конфликта являются:

  • Столкновение между реальным «Я» и идеальным представлением о себе.
  • Борьба между равнозначными ценностями, среди которых самой наивысшей является самореализация.
  • Кризис перехода в новое состояние, когда старое борется с новым и отторгается.

Психологи считают, что внутриличностный конфликт – вполне нормальное состояние для человека, который по своей природе является противоречивым существом. У каждого в жизни происходят периоды, когда он неизбежно сталкивается с тем, что у него уже имеется, и тем, что у него может быть в случае, если он потеряет то, что имеет.

Итогом разрешения является переход человека на новый уровень, где он пользуется старым опытом и нарабатывает новый. Однако нередко люди отказываются от развития ради сохранения того, что уже имеют. Это называется деградацией. Это тоже может быть выходом из ситуации, если человек увидел в «новой жизни» нечто такое, что может значительно ухудшить его целостность, сохранность, самостоятельность.

Причины внутриличностного конфликта

Существует множество причин для развития внутриличностного конфликта. Основными из них являются три причины:

  1. Причины, которые таятся в противоречиях личности.
  2. Причины, связанные со статусом индивида в социуме.
  3. Причины, связанные со статусом индивида в конкретной социальной группе.

Данные причины являются взаимосвязанными между собой. Нередко внутренние конфликты зарождаются на фоне возникновения внешних факторов, как и наоборот. Чем более рассудительным, понимающим и сложным по своей структуре является человек, тем больше он склонен к внутренним конфликтам, поскольку будет стремиться сочетать несочетаемое.

Приведем противоречия, на основе которых возникают внутриличностные конфликты:

  • Между социальными нормами и потребностями.
  • Противостояние социальных ролей (к примеру, отвести ребенка в детский садик и в то же время выполнить работу).
  • Рассогласованность мотивов, интересов, потребностей.
  • Несогласованность между моральными принципами (например, пойти на войну и придерживаться принципа «не убей»).

Самым главным фактором, который провоцирует внутриличностный конфликт, является равнозначность для человека тех направлений, на перепутье которых он находится. Если для индивида один из вариантов не играет важной роли, тогда конфронтации не возникнет: он быстро сделает выбор в пользу того варианта, который наиболее значим для него. Конфликт начинается тогда, когда оба варианта являются важными, значимыми и практически равнозначными.

Противоречия, которые возникают внутри человека по причине статуса в группе:

  • Физические препятствия, которые организованы другими людьми и мешают удовлетворять свои личные потребности.
  • Биологические проблемы, которые не позволяют человеку проявить весь свой потенциал.
  • Отсутствие возможности реализовать свою потребность для достижения желаемых ощущений.
  • Чрезмерная ответственность и ограниченность прав человека, которые мешают ему осуществлять работу.
  • Между условиями труда и требованиями к выполнению работы.
  • Между профессионализмом, культурой, нормами и личными потребностями, ценностями.
  • Между несовместимыми заданиями.
  • Между желанием прибыли и моральными ценностями.
  • Между четко поставленной задачей и расплывчатостью ее выполнения.
  • Между карьерными амбициями и личными способностями человека в пределах рамок организации.

Типы внутриличностного конфликта

Классификацию внутриличностного конфликта предложил К. Левин, который выделил такие типы:

  1. Эквивалентный – необходимость выполнения двух и более значимых задач. В данном случае эффективен компромисс, когда происходит частичное замещение.
  2. Витальный – необходимость принятия одинаково непривлекательных решений.
  3. Амбивалентный – когда совершаемые действия и достигнутые результаты одинаково привлекательные и отталкивающие.
  4. Фрустрирующий – когда совершаемые действия или принимаемые решения помогают в достижении желаемого, однако противоречат моральным ценностям, социальным нормам и правилам.

Другая классификация типов внутриличностных конфликтов основана на ценностно-мотивационной сфере человека:

  • Мотивационный конфликт возникает, когда в противоборство вступают две одинаково равнозначные тенденции, которые противоречат друг другу.
  • Нравственное противоречие (нормативный конфликт) возникает, когда противоборствуют личные потребности и моральные устои, внутренние стремления и внешний долг.
  • Конфликт нереализованных желаний – когда человек не может осуществить свою цель из-за внешних преград.
  • Ролевой конфликт возникает, когда необходимо выполнять сразу несколько ролей, а также когда внешние требования не согласуются с внутренним пониманием выполнения одной роли.
  • Адаптационный конфликт появляется, когда в противоречие вступают внутренние потребности и внешние социальные требования.
  • Конфликт неадекватной самооценки формируется, когда мнение окружающих не совпадает с мнением человека о самом себе.

Разрешение внутриличностного конфликта

Психологи не только рассматривали механизм развития внутриличностного конфликта, но и искали способы его разрешения. Считается, что человек формируется первые 5 лет своей жизни. В этот период он сталкивается со множеством негативных внешних факторов, которые развивают в нем комплексы, или чувство неполноценности.

В будущем человек только ищет удобные для себя способы компенсации данного чувства. Адлер выделил два таких способа:

  1. Выработка социального интереса и чувства, которое может проявляться в развитии профессиональных навыков, алкоголизме, наркомании и т. д.
  2. Стимуляция собственного потенциала, достижение превосходства над окружением. Это осуществляется такими способами:
  • Адекватная компенсация – соответствие превосходства с социальными интересами.
  • Сверхкомпенсация – гипертрофированное развитие конкретного качества.
  • Мнимая компенсация – внешние обстоятельства компенсируют чувство неполноценности.

М. Дойча выделил открытые и латентные формы разрешения внутриличностного конфликта:

  • Открытые:
  1. Принятие решения.
  2. Фиксация на решении проблемы.
  3. Прекращение сомнений.
  • Латентные:
  1. Симуляция, истерия, мучения.
  2. Уход от реальности в мечты, фантазии.
  3. Компенсация – замещение недостигнутого другими целями.
  4. Регрессия – отказ от желаний, избегание ответственности, переход к примитивным формам существования.
  5. Сублимация.
  6. Номадизм – смена ПМЖ, работы.
  7. Неврастения.
  8. Проекция – незамечание своих отрицательных качеств, приписывая их другим людям.
  9. Рационализация – самооправдание, нахождение выборочных логических умозаключений.
  10. Идеализация.
  11. Эйфория – надуманное веселье.
  12. Дифференциация – отделение мышления от автора.

Понимание данных механизмов необходимо для успешного выхода из внутриличностного конфликта, который возникает абсолютно у всех людей.

Последствия внутриличностного конфликта

В зависимости от того, какими способами человек выходит из своего внутриличностного конфликта, данный период может знаменоваться самосовершенствованием личности либо ее деградацией. Последствия условно делятся на положительные и отрицательные.

Положительные последствия возникают, когда человек решает свой внутриличностный вопрос. Он не убегает от проблемы, познает самого себя, понимает причины возникновения конфликта. Иногда получается удовлетворить две стороны одновременно, порой человек идет на компромисс либо должен полностью отказаться от одного ради реализации другого. Если человек решает свой конфликт, тогда он становится совершеннее, достигает положительных результатов.

Отрицательными (деструктивными) последствиями становятся результаты, когда человек начинает психологически подавляться. Происходит расщепление личности, возникают невротические качества, наступают кризисы.

Чем больше человека задевают внутренние конфликты, тем больше он подвержен не только последствиям в виде разрушения отношений, увольнения с работы, ухудшения деятельности, но и качественным изменениям в своей личности:

  • Раздражительности.
  • Беспокойству.
  • Тревоги.

Нередко такие конфликты становятся причинами появления психологических заболеваний. Все это говорит о том, что человек не решает проблему, а страдает от нее, избегает, старается убежать или не замечать, однако она его тревожит и беспокоит.

Человек не способен убежать от самого себя, поэтому необходимость решения внутриличностного конфликта является основной. В зависимости от принятого человеком решения, он получит тот или иной результат.

Итог

Человек – это комплекс убеждений, правил, рамок, желаний, интересов, потребностей и прочих установок, часть из которых является инстинктивной, часть – лично выработанной, а остальное – социальной. Обычно человек старается удовлетворить все потребности одновременно, которые в него заложены. Однако итогом такого стремления становится внутриличностный конфликт.

Человек борется с собственными желаниями, интересами или потребностями, потому что старается быть везде и повсюду, жить в угоду всех желаний, никого не огорчать, в том числе и себя. Однако это становится невозможным в пределах реального мира. Именно осознание собственной неспособности удовлетворить все свои потребности провоцирует негативные чувства.

Человек должен справиться с собственными переживаниями, чтобы начать заниматься возникшей проблемой, а не еще больше взращивать в себе чувство неполноценности.. Следует начать с изучения тех двух противоборствующих сил, которые вызывают внутренний конфликт, а потом уже решать, как его устранять.