Географическое положение южной америки относительно других материков. Южная Америка: географическое положение и климат

План описания географического положения Южной Америки 1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана 2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток 3) В каких климатических поясах расположен материк 4) Какие океаны омывают материк 5) Как расположен материк относительно других материков

План описания географического положения Южной Америки
1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана
2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
3) В каких климатических поясах расположен материк
4) Какие океаны омывают материк
5) Как расположен материк относительно других материков

  • 1. ЮжнуюАмерику в северной части пересекает экватор, который определяет е положение,как в северном, так и в южном полушарии, причм большая часть материкарасположена в южном полушарии. Южный тропик пересекает Южную Америку почтипосередине. Северный полярный круг от Южной Америки расположен на расстоянии5994 км, южный полярный круг на расстоянии 1110 км. От начального меридианаЮжная Америка расположена на западе, что определяет е положение в западномполушарии.Крайние точки материка имеют следующие координаты:
    Крайняясеверная мыс Гальинас 12 с. ш. 71 з. д.
    Крайняя восточная мыс Кабу-Бранку 7 ю. ш. 34 з. д.
    Крайняя южнаяматериковая мыс Фроуард 53ю. ш. 71 з. д.
    Крайняяюжная островная Диего-Рамирес 56 ю. ш. 68з. д.
    Крайняязападная мыс Париньяс 4 ю. ш. 81 з. д.

    Протяженность с севера на юг по меридиану 70з.д в градусах и километрах:


    а)находим географическую широту точек, где 70-й меридиан пересекает материк ЮжнуюАмерику, отсюда: 12с.ш + 55ю.ш = 67(протяжнность Южной Америки с севера на юг в градусах)

    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги меридианаравен 111 км, отсюда: 67 х 111 = 7437 км (протяженность Южной Америки с северана юг)

    Протяженность с запада на востокпо параллели 10 ю.ш в градусах и километрах:
    а)находим географическую долготу точек, где 10-я параллель пересекает материкЮжную Америку, отсюда: 78з.д- 34з.д =43 (протяжнность Южной Америки с запада навосток в градусах)


    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги параллели равен109,6 км, отсюда: 43 х 109,6 =4712,8 км(протяженность Южной Америки с запада на восток)

    3. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах

    4. ЮжнаяАмерика на западе омывается водами Тихого океана, на севере и востоке водамиАтлантического океана.

Южная Америка — южный континент в Америке, расположенный в основном в Западном и Южном полушариях Земли, частично — в Северном полушарии. Омывается водами двух океанов: Тихого и Атлантического, а также Карибским морем, которое является естественным рубежом между двумя Америками.

Характеристика Южной Америки

Протяжённость материка Южная Америка составляет 7350 км. с севера на юг и 5180 км. с запада на восток.

Крайние точки:

  • северная — Мыс Гальинас;
  • южная (материковая) — мыс Фроунард;
  • южная (островная) — Диего-Рамирес;
  • западная — мыс Париньяс;
  • восточная — мыс Кабу-Бранку.

Слово «Америка» в названии этого континента впервые применил Мартин Вальдземюллер, нанеся на свою карту латинский вариант имени Америго Веспуччи, который, в свою очередь, впервые предположил, что открытые Христофором Колумбом земли не имеют отношения к Индии, а являются Новым Светом, прежде европейцам неизвестным.

Рис. 1.Виды Южной Америки

Краткое описание Южной Америки

Рельеф

По характеру рельефа Южную Америку можно разделить на Горный Запад и Равнинный Восток.

Средняя высота материка — 580 метров над уровнем моря. Вдоль всего западного края тянется горная система Анд.На севере материка возвышается Гвианское плоскогорье, на востоке — Бразильское, между которыми находится Амазонская низменность. К востоку от Анд в предгорных прогибах лежат низменности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Геологически совсем недавно Анды были ареной активной вулканической деятельности, которая и в современную эпоху продолжается на нескольких участках.

Рис. 2. Гвианское плоскогорье

Климат

В Южной Америке 6 климатических поясов:

  • Субэкваториальный пояс (встречается 2 раза);
  • Экваториальный пояс;
  • Тропический пояс;
  • Субтропический пояс;
  • Умеренный пояс.

На большей части Южной Америки климат субэкваториальный и тропический, с хорошо выраженными сухими и влажным сезонами; на Амазонской низменности — экваториальный, постоянно влажный, в южных регионах— субтропический и умеренный. На равнинах северной части Южной Америки, вплоть до Южного тропика, температура круглый год составляет 20-28 °С, южнее в январе (летом) она снижается до 10 °С. В июле, то есть зимой, среднемесячные температуры опускаются на Бразильском плоскогорье до 10-16 °С, на плато Патагонии — до 0 °С и ниже. В Андах температура с высотой заметно снижается; в высокогорье она не превышает 10 °С, а зимой здесь нередки морозы.

Наиболее увлажнены наветренные склоны Анд в Колумбии и южных районах Чили — 5-10 тыс. мм осадков в год.

В южной части Анд и на отдельных вулканических вершинах севернее встречаются ледники.

Южная Америка — самый влажный материк Земли.

Рис. 3 Южная Америка. Вид из космоса

Страны материка Южная Америка

На континенте расположено 15 стран и территорий:

  • Аргентина;
  • Боливия;
  • Бразилия
  • Венесуэла;
  • Гайана;
  • Колумбия;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Суринам;
  • Уругвай;
  • Фолклендские острова (принадлежат Великобритании, оспаривается Аргентиной);
  • Гвиана (принадлежит Франции);
  • Чили;
  • Эквадор;
  • Южная Георгия и южные Сандвичевы острова (принадлежат Великобритании).

Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента. Также в Южной Америке изъясняются и на других языках: в Суринаме говорят по-голландски, в Гайане — по-английски, а во Французской Гвиане — соответственно по-французски.

Что мы узнали?

Тема “Южная Америка” изучается на уроках географии в 7 классе. Из данной статьи мы узнали, в каком полушарии находится Южная Америка, чем омывается, на каком материке расположена Бразилия, а также узнали и другую полезную информацию: о рельефе, климате и странах этого континента. Мы узнали, что Южная Америка – это самый влажный материк планеты и что в нем расположено 6 климатических поясов. Благодаря этой статье вы без труда сможете составить краткое сообщение с описанием континента или подготовить доклад к уроку.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 936.

Площадь. Южной. Америки с прилегающими островами -. Фолклендские (Мальвинские),. Галапагос и другие - около 18 млн км2. По площади она занимал четвертое место среди материков. Земли

Южная. Америка размещена главным образом южнее экватора и только незначительная часть материка лежит в. Северном полушарии. Крайняя северная точка - мыс. Гальинас (12 ° 25 "с ш, 71 ° 35ьзхд), южная - мы ис. Фро-уерд (53 ° 54ьпд ш, 71 ° 18/зх д), расположенной на материке в. Магеллановом проливе. Южная. Америка полностью лежит в. Западном полушарии. Крайней западной точкой материка является мыс. Па-риньяс (4 ° 55 " ш, 81 ° 20 "з д), восточной - мыс. Кабу-Бранку (7 ° 09" с ш, 34 ° 46 "з д ш., 34°46" зх. д.).

Южная. Америка на севере омывается. Карибским морем. Атлантического океана, на востоке -. Атлантическим, на западе -. Тихим океаном. Берега. Южной. Америки изрезаны слабо, только на юго-западном узб бережжи есть узкие заливы, а на восточном - заливы в устьях рек. Наибольшей среди них. Ла-Плата. Самый большой остров -. Огненная. Земля, расположен на крайнем юге, отделяется от матер ика. Магеллановым проливом. Крайняя южная островная точка. Южной. Америки - мыс. Горн - расположена на берегу широкой в??мире пролива. Дрейка, которой материк отделяется от. Антарктиды. Многие остро вел есть только на югеівдні.

Большая часть. Южной. Америки находится в жарком тепловом поясе

Максимальной ширины (5150 км). Южная. Америка достигает около 5-8 ° ю щ. Но уже в субтропиках она сужается и южнее 50 ° ю ш не превышает 400 км. Протяженность материка с севера на юг - 73 362 км (66 °(66°).

Исследование и освоение

Существует ряд гипотез, переводов и документов о плавании к берегам. Америки жителей. Африки и. Европы. Открытие островов. Вест-Индии и материка. Южная. Америка (1492 г) принадлежит X. Ко-Лумб. Мысль о том что новые земли, открытые. Колумбом, является не западными берегами. Индии, а новой частью мира, впервые высказал итальянский мореплаватель. А. Веспуччи. Позже в честь. Веспуччи вся часть мира получила название. А мерика. Вслед за путешественниками в новые земли хлынули испанские и португальские завоеватели, превратив впоследствии материк на свои колониальные владениялодіння.

Для географической науки настоящим открытием. Южной. Америки были экспедиции немецкого географа и путешественника. А. Гумбольдта (1769 - 1859 гг). А. Гумбольдт составил первую геологическую карту материка, описал х холодное течение у западных берегов, объяснил ее значение для климата прибрежных районов. Изучая природу. Анд, он обосновал идею высотной поясности. Растительный и животный мир материка XIX в изучите ав. ЧДарви.Дарвін.

Рельеф и полезные ископаемые

Средняя высота поверхности. Южной. Америки составляет 655 м.. При этом около 50% территории имеют высоты до 300 м над уровнем моря. Высшая точка имеет высоту 6960 м (Аконкагуа), низкая расположена на с солончаке. Салинас (Чикас) - 42 м ниже уровня морря.

По характеру рельефа. Южная. Америка делится на две части: равнинный. Восток и горный. Андский. Запад. Эти две разнородные части сформировались соответственно на старый. Южноамериканская платформа мы и в подвижной складчатой??области земного кори.

Самые низменные равнины -. Амазонская,. Оринокська,. Ла-Платского. Они отвечают прогибам платформы

возвышенных участках платформы - щитам - отвечают. Бразильское и. Гвианское плоскогорье. Длительные движения земной коры сопровождались образованием трещин, истечением магмы на поверхность

Формирование. Анд началось еще в герцинскую складчатость. Основное горообразования связано с альпийской складчатостью, которая сопровождалась интенсивным вулканизмом. И сегодня. Анды продолжают формироваться. В. Они являются одной из активных тектонических зон. Земли. Здесь происходят сильные землетрясения, извержения вулкананів.

Анды (Южноамериканские. Кордильеры) является самой длинной горной системой на суше (9000 км) их вершины поднимаются до 6000 - 6500 м. Основные среди них - гора. Аконкагуа

Надра. Южной. Америки богаты полезными ископаемыми. На плоскогорьях восточной части материка с выходами или близким залеганием магматических пород связаны месторождения циркония, титана, урана, никеля, с метаморфическими породами - месторождения железа, марганца; с корой выветривания - залежи бокситов. В прогибах платформы, межгорных и предгорных впадинах сосредоточены месторождения нефти, природного газа,. Камья ного угляля.

Большие запасы рудных ископаемых магматического и метаморфического происхождения сформировались и в. Андах. Среди них месторождения руд черных и цветных металлов: меди, олова, вольфрама, молибдена, серебра, свинца и цин дыха. В горах добывают также платину, золото, драгоценные камниня.

Каждый материк обладает особенной характеристикой, что значительным образом отличает его от других. О Южной Америке можно говорить, как о материке природных феноменов.

Посмотрев на карту мира, вы сможете увидеть, что Америка состоит из двух больших материков и, таким образом, образует единую часть света.

Между собой два материка (Северная и Южная Америка) соединены длинным Панамским перешейком, в одной из частей которого был проложен Панамский канал.

Общая характеристика

Площадь Южной Америки составляет 18 млн. км2, материк полностью расположен в Западном полушарии.

Материк Южной Америки вытягивается с севера на юг на около 7 тысяч километров, а с запада на восток – на около 5 тысяч. Он сужается к южной оконечности.

Крайней южной точкой материка считают мыс Фроуорд, северной – мыс Гальинас, крайней восточной точкой является мыс Кабу-Бранку, а западной – мыс Париньяс.

Но материки Америки не всегда были связаны между собой – когда они были разделены, их развитие происходило независимо друг от друга.

Южную Америку пересекает экватор , и 10 % ее территории расположено в северном полушарии. Таким образом, большая часть материка находится в южном полушарии.

Так как через ее территорию проходит южный тропик, то это определяет наличие определенных поясов – тропического, экваториального и субэкваториального. А южная часть материка принадлежит к умеренному и субтропическому поясу.

О Южной Америке можно говорить, как о влажном материке . Южная часть материка сужена, а северная и центральная – расширены. В южной части преобладает тропический пояс, что приводит к выпадению большого количества осадков.

Значительное влияние на природные условия материка оказывает Атлантический океан, который омывает восточную территорию. По причине того, что на этой территории находятся равнины, влажные воздушные массы без препятствий проникают в Южную Америку.

А теплое Карибское море , единственное в Южной Америке, омывает северный берег. Бразильское и Гвианское течения тоже способствуют увеличению влажности на материке. Известные заливы Южной Америки: Сан-Хорке, Ла-Плата, Байя-Гранде и Сан-Матиас, но ни один из них нельзя назвать крупным.

Влияние Тихого океана приходится на южное и западное побережье материка. Но его нельзя назвать значительным, так как оно ограничено горной системой Анд . Для этой части материка характерны холодные океанические течения (например, Перуанское течение).

А крайняя южная полоса материка отделена от Антарктиды проливом Дрейка, и, несмотря на это, влияние природных условий этого материка на природу этой части Южной Америки довольно заметное.

Урок по теме: Географическое положение. Очертания берегов. Из истории исследования и открытия Южной Америки.

Цели и задачи урока:

  1. Познавательные:
  1. начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки;
  2. рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
  3. сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
  4. сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
  5. познакомить учащихся с историей открытия материка.
  1. Развивающие:
  1. продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
  2. учиться работать с контурной картой, атласом;
  3. развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
  2. формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

I – организационный момент. Постановка познавательной задачи урока.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на материк Южная Америка. Что она вам напоминает?

Ученики: Гроздь винограда.

Учитель: Верно. А как вы думаете, там растет виноград, если да, то почему?

Ученики: Растет, так как там тепло.

Учитель: Как вы догадались?

Ученики: Пересекается экватором.

Учитель: Скажите, нам достаточно знаний о материке того, что там растет виноград?

Ученики: Нет.

Учитель: Чем же мы будем сейчас заниматься, чтобы узнать больше о Южной Америке?

Ученики: Прочитаем учебник, посмотрим карты, но сначала определим географическое положение.

Учитель: Молодцы! Я предлагаю начать определение географического положения материка Южная Америка не так как мы это делали, немного иначе. Вы согласны?

Ученики: Да.

Учитель: При изучении материка Южная Америка мы будем путешествовать, но не одни, а вместе с двумя журналистами, которые по долгу службы долгое время жили в Латинской Америке, так долго, что считают её своей второй родиной. Знакомьтесь, – это Николай Павлович и Владимир Петрович. (Николай и Владимир – мои лучшие ученики, они учатся по индивидуальной программе по принципу опережающего обучения, они очень любят географию и своими знаниями всегда охотно делятся).

Учитель: Я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет двигаться с севера на юг по западному побережью вместе с Николаем Павловичем, а другая по восточному побережью Южной Америки с Владимиром Петровичем. Таким образом, мы получим больше информации о географическом положении и исследовании материка, а наши гиды познакомят нас с интересным журналистским материалом. Вы можете задавать им во время путешествия любые вопросы.

Вопрос. Почему канал, и страна носят такое название Панама?

На этот вопрос нам ответит Николай Павлович.

Панама. Какое веселое слово! Произносить его нужно с ударением на последнее «а», иначе можно подумать, что речь идет о мягкой белой шапочке. Наверное, и индейцы, от которых пошло название этого места, радовались, выгружая на берег богатый улов рыбы. «Панама», как говорят лингвисты, и означает «много рыбы» или « богатые рыбой места »…

Вопрос: Когда возникла идея строительства Панамского канала, который соединил два океана?

На этот вопрос отвечает Владимир Петрович . Идея строительства водного пути через Панамский перешеек впервые была высказана еще испанским монархом Карлом V в начале ХVI века. Во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый свет, в 1502 году, Колумб высадился в устье реки Чпгрес. Уже тогда испанцы искали путь в Индию, понимая, что земли, открытые ими сначала принятые за легендарную Индию, были иной землей. Они ждали, что настоящая Индия вот – вот откроется или за этой грядой гор, или за рекой, или, может быть, за еще одним морем. Колумб спросил индейских касиков (вождей), не знают ли они какого - либо другого моря поблизости. Они ответили, что нужно пройти немного по этой реке, потом еще немного по суше, и за ней откроется море. Колумб или не поверил, или не был готов к дальнейшему путешествию, но идти по реке Чагрес он отказался.

Пройди Колумб по пути, указанному индейцами, всего несколько десятков километров, и он снискал бы себе славу первооткрывателя Великого океана. Адмирал не пошел по реке, и открытие задержалось еще на 11 лет. Хотя само слово «открытие» применительно к Тихому океану весьма условно. Ведь в это время по нему ходили китайцы, и японцы, и десятки мореплавателей других народов.

Вопрос: Правда что Панама была восьмой страной мира, построившей железную дорогу?

В XIХ века через Панаму потекло золото Калифорнии.. Правда, оно направлялось не в Европу, а на Восточное побережье США. Провоз его необходимо было ускорить. Технические средства для этого уже имелись. Золото торопило, и Панама стала восьмой страной мира, построившей железную дорогу. В 1855 году началось её строительство. Подрядчиком выступила Американская компания, но в строительстве участвовали тысячи людей со всего света, французы, немцы, китайцы. Стройка была международной.

Вопрос: В каком году приступили к строительству Панамского канала?

Ответить на этот вопрос мы попросим Владимира Петровича.

В 1879 году в Париже был созван международный конгресс для изучения возможности строительства межокеанского канала. Съехались эксперты. Было предложено 14 проектов, в том числе предлагался канал через Мексику, по территории Колумбии. Кубинский инженер Анисето Гарсия Менокаль предложил построить канал через Никарагуа. Два французских морских офицера разработали проект канала через Панаму. Они изучили местность и считали, что можно проложить водный путь без шлюзов. Барон Годен де Липенай предложил построить канал со шлюзами. Он то и победил при голосовании за строительство канала и начали строить в 1881 году.

Вопрос: какова длина и ширина канала.

Ответить на этот вопрос мы попросим Николая Павловича.

Канал имеет длину 67, 5 километра и ширину 150 метров.

Учитель: Первая группа учащихся отправляется определять географическое положение и очертание береговой линии материка от Панамского перешейка, а вторая группа от архипелага Огненная земля. Во время движения каждая группа готовит сообщение об особенностях береговой линии в направлении, которое они исследовали. Наносят на контурную карту объекты: острова, течения, полуострова, мысы, заливы и проливы.

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Задания для 2 группы.

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.

Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.

Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

Учитель: А теперь мы будем двигаться навстречу друг другу по меридиану 68°З.д., а встреча будет в городе Ла - Пас, это столица государства Боливия. Каждая группа подсчитывает, сколько км пришлось пройти навстречу друг другу. Таким образом, вычисляется протяженность материка с севера на юг. Протяженность материка с севера на юг 66° или 7326 км. Встреча состоялась. Город Ла – Пас. Послушаем, что знают наши журналисты Николай Павлович и Владимир Петрович.

Ла – Пас – 3636 метров над уровнем моря – это самая высокогорная столица мира. Город лежит в чашеобразном каньоне н северо – востоке плоскогорья Альтиплано. Края этой чаши укрывают город от леденящих ветров, свирепствующих на обширном и ровном, как стол, плоскогорье, окруженном покрытыми ледниками шапками Анд. Климат на Альтиплано высокогорный – континентальный, с резкими перепадами дневных и ночных температур. Поэтому вечерами приходится одеваться тепло. Испанцы задержались в этих местах из – за найденной в долине реки Чокейапу золотой жилы. Нам не раз приходилось бывать в этом городе, поэтому мы знаем, что ходить здесь надо медленно: кислорода в воздухе маловато. Тем кто не может привыкнуть к такой высоте необходимо выпить таблетку от горной болезни «сороче» или выпить чашечку чая из коки. Но лучший способ привыкнуть к высоте – это ходьба: через два – три дня уже можно привыкнуть и не замечать того, что находишься на такой высоте.

Учитель: Таким же образом вычислим протяженность материка с запада на восток по 10° ю.ш.

Северная точка – мыс Гальинас - 12° с.ш., 72° з.д.;

Восточная точка – мыс Каабу - Бранку - 7° ю.ш., 34°з.д.;

Южная точка – мыс Фроуард - 54° ю.ш.; 71° з.д.;

Западная точка – мыс Париньяс - 5° ю.ш., 82°з.д..

  1. Какими океанами омывается Южная Америка?
  2. Какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки?
  3. С каким материком можно сравнить по степень изрезанности береговой линии?
  4. Назовите заливы, проливы, полуострова и острова, принадлежащие Южной Америке?

Учитель: А теперь мы послушаем опережающие задания, которые подготовили ваши товарищи и познакомимся с первооткрывателями и исследователями Южной Америки.

Выслушиваются рассказы детей. Учащиеся в это время заполняют таблицу.

История исследования Южной Америки. Работа с учебником и дополнительной литературой.

Работа в группах.

1 группа находит черты сходства в географическом положении материков Африка и Южная Америка, а 2 группа находит черты отличия. Все наработки по данным вопросам будут представлены представителями групп у доски. Проводится игра «Дуэль».

У доски стоит стол, по обе стороны стола садятся по два человека от каждой команды.

Между ними проводится игра «Дуэль». По очереди, дуэлянты предоставляют черты сходства и различия, если они затрудняются, то им могут помочь секунданты, которые сидят рядом. Побеждает та группа, которая назвала больше особенностей материка, которые сравнивали.

Итог урока: самооценка и оценка учителя, после проверки контурных карт учащихся.