Конспект нод по фэмп с логическими блоками дьенеша в средней группе на тему «путешествие в страну геометрических фигур. Конспект занятия по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну"

Ирина Рыжинская
Конспект НОД по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша в средней группе на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель :

Закрепить у детей полученные знания по образовательной области

«Познавательное развитие» (ФЭМП )

Задачи :

Образовательные :

Закрепить умения детей правильно называть времена года, дни недели, части суток. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Закрепить умение распознавать цифры до 5. Уточнить понятия «широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий» . Закрепить знания о логических блоках Дьенеша , основных признаках геометрических фигур (цвет, форма, величина, толщина, знаках-символах.

Уточнить знания о транспорте, его видах, правилах поведения в общественном транспорте.

Развивающие :

Развивать речь, память, воображение, логическое мышление .

Воспитательные :

Воспитывать у детей интерес к математическим играм, доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь.

Материалы и оборудование :

Логические блоки Дьенеша , карточки с заданиями, знаки-символы, ИКТ (телевизор, магнитофон, билеты (геометрические фигуры , изображение ручейка и реки, моста из досточек с заданиями, деревьев – яблоня и груша, картинки с изображением яблок и груш в пределах 5 , цифры от 1 до 5, герои – геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, указка, коробочка с угощением - печенье разной геометрической формы , смайлики.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки.

Круг приветствия «Здравствуй, солнце золотое»

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Все живет в родном краю,

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель : Ребята, сегодня нам пришло письмо на электронную почту нашего детского сада, именно детям 4 группы . Давайте прочитаем его и узнаем от кого оно.

На экране телевизора отображается текст письма «Здравствуйте, дорогие ребята!

Вам пишут жители страны геометрических фигур . Мы много наслышаны о вас, какие вы добрые, умные и старательные и хотели бы вас пригласить к нам в гости в страну геометрических фигур . Мы будем вас ждать. До скорой встречи!»

Воспитатель : Ну что, ребята, отправимся в путешествие ?

Дети : Да!

Воспитатель : На чем мы можем отправиться в гости?

Дети перечисляют виды транспорта.

Воспитатель : Давайте поедем на автобусе. (Дети строят автобус из стульчиков)

Воспитатель : Что необходимо приобретать, когда едешь в автобусе?

Дети : Билеты.

Воспитатель : Правильно. Сейчас я вам раздам билеты в форме геометрических фигур и вы сядете по местам согласно своим билетам.

(Воспитатель раздает всем билеты – геометрические фигуры , дети называют какой формы и цвета его «билет» и проходят на свои места)

Воспитатель : Пока мы с вами едем, давайте проведем разминку :

Какое сейчас время года?

Какой сейчас идет месяц?

Какой сегодня день недели?

Сколько всего дней в неделе?

Назовите по порядку дни недели.

Какая сейчас часть суток?

Назовите все части суток.

Воспитатель : Вот мы и приехали в страну геометрических фигур .

На экране телевизора отображается надпись «Страна геометрических фигур »

Воспитатель предлагает детям выйти из «автобуса» , дети встают со стульчиков.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на пути у нас бежит ручеек и речка.

Скажите, ручеек какой длины?

Дети : Короткий.

Воспитатель : Ручеек какой ширины?

Дети : Узкий?

Воспитатель : А речка какой длины?

Дети : Длинная.

Воспитатель : Какой ширины речка?

Дети : Широкая.

Воспитатель : Как мы можем перейти через ручеек?

Дети : Перешагнуть или перепрыгнуть.

Воспитатель : Как нам перейти через речку?

Дети : По мостику.

Воспитатель : Чтобы перейти по мостику, нужно его построить из досточек, на которых есть задания.

Дети решают логические задачи :

1) Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

2) На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежало в лес?

3) Ежик по лесу шел

И подснежники нашел :

Два под березкой,

Один - у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине?

4) Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

Воспитатель : Ребята, давайте пройдем дальше, посмотрите здесь растут два дерева.

Это яблоня и грушевое дерево. Какое дерево выше? Какое дерево ниже? Поместите на яблоне 4 яблока , а на грушевом дереве 5 груш. На каком дереве больше фруктов? Поставьте соответствующую цифру под яблоней и грушей.

Воспитатель : А сейчас, дети, проходите за столы.

Обращает внимание на коробки с геометрическими фигурами , стоящими на столах.

Воспитатель : Ребята, скажите, какие фигуры находятся у вас в коробочках по форме?

Дети : Круги, квадраты, треугольники и прямоугольники.

Воспитатель : Какого они цвета?

Дети : Красные, желтые, синие.

Воспитатель : Какого размера?

Дети : Большие и маленькие.

Воспитатель : Какой толщины?

Дети : Толстые и тонкие.

Воспитатель : Молодцы! А теперь отгадайте загадку :

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

Дети : Круг.

Воспитатель : Правильно. (Показывает большой круг) . Нас встречает первым круг и он приготовил для вас интересные задания.

Игра «Рассели фигуры в домики »

Дети в соответствии с заданиями на карточках раскладывают фигуры : по форме, по цвету, по размеру, по толщине.

Воспитатель : Молодцы. Правильно справились с заданиями. Послушайте следующую загадку :

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня.

Дети : Квадрат.

Воспитатель : Правильно. (Показывает большой квадрат) . Квадрат приготовил для вас следующее задание.

Игра «Покажи фигуру , как эта»

Воспитатель показывает детям карточки со знаками-символами и просит найти такую же фигуру . Показывает квадрат, дети находят и показывают квадрат любого цвета, размера и толщины. Затем педагог показывает круг и красный цвет, дети находят круг красного цвета любого размера и толщины. Усложняет, показывает три карточки – треугольник желтый большой, дети находят соответствующую фигуру разной толщины .

Игра «Опиши фигуру »

Воспитатель показывает детям геометрическую фигуру , а дети с помощью знаков-символов ее описывают.

Воспитатель : Молодцы. А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка «Начинается разминка»

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И еще раз повторили.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с нами.

Приседаем мы по счету :

Это нужная работа

Мышцы ног тренировать.

Воспитатель : Слушайте следующую загадку :

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Дети : Треугольник.

Воспитатель : Правильно, ребята. (Показывает большой треугольник) . Треугольник тоже приготовил для вас интересное задание.

Игра «Построй дорожку»

Воспитатель : Ребята, жильцов мы расселили в домики, а теперь давайте построим от домиков разные дорожки.

Раздает детям карточки с заданиями – цепочки из геометрических фигур , дети по образцу строят дорожки.

Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Дорожки, которые вы построили привели к цветочным клумбам, но на цветочках не хватает серединок, давайте внимательно посмотрим и разгадаем, какая геометрическая фигура там зашифрована .

Раздает детям цветочки, на которых в середине зашифрована фигура с помощью знаков-кодов.

Воспитатель : Ну и последняя загадка :

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат…

Дети : Прямоугольник.

Воспитатель : Правильно. (Показывает большой прямоугольник) . Прямоугольник тоже приготовил для вас интересное задание.

Игра «Какой фигуры не хватает

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены геометрические фигуры в три ряда и в три столбца, одна фигура в каком-нибудь ряду закрыта. Дети должны отгадать, какой именно фигуры не хватает .

Воспитатель : Ребята, вы молодцы. Геометрические фигуры очень довольны тем , что вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель : Ну что ж, ребята, пора возвращаться в детский сад. На память о нашей встрече геометрические фигуры дарят вам сюрприз .

(Воспитатель показывает детям красивую коробочку, украшенную геометрическими фигурами , внутри которой находятся печенье геометрической формы ).

Воспитатель : Давайте скажем геометрическим фигурам «Спасибо» ! До новых встреч!

Дети садятся в автобус на свои места и педагог задает вопросы :

Воспитатель : Дети, скажите вам понравилось наше путешествие ? Что вам больше всего запомнилось? Если вам понравилось выполнять задания и у вас все получилось, то возьмите себе смайлика, который улыбается, а если вам не понравилось наше путешествие или у вас что-то не получилось, то возьмите себе грустного смайлика.

Дети выбирают себе смайлика.

Программное содержание:

Закреплять представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Закреплять представление о том, что геометрические фигуры могут быть разных размеров (большие – маленькие).

Закреплять умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Совершенствовать умение определять направление от себя.

Совершенствовать умение различать правую и левую руки.

Закреплять счет в пределах 5.

Закреплять умение группировать предметы по 2 признакам (количество, размер)

Закреплять умение понимать условные обозначения.

Закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке.

Закреплять умение делать простейшие выводы, логические умозаключения.

Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.

Развивать фразовую речь при ответах на вопросы.

Закрепление в речи прилагательных, обозначающих цвета, размеры, толщину.

Координация речи с движением.

Развитие общей и тонкой моторики.

Воспитывать умение слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Материал:

Пособие «Машинки» – маленькая машинка за ниточку привязана к карандашу.

Наматывая ниточку на карандаш, ребенок двигает машинку. На каждого ребенка.

Пособие «Речка» – голубые ленточки (речка), карточки с изображением предметов различной геометрической формы, блоки Дьенеша, контейнеры под блоки.

Пособие «Дерево» – дерево с голыми ветками, на стволе которого нарисовано грустное лицо, которое в конце сменяется на веселое; рядом с голыми ветками нарисованы большие и маленькие кружки в пределах 5 в различном сочетании (3 больших и 2 маленьких, 4 маленьких и 1 большой и т.п.); карточки с листочками в таких же сочетаниях, что и кружочки.

Пособие «Лес» – пластины для обозначения дорожек; знаки к блокам Дьенеша (2 цвета и их зачеркнутые варианты); блоки Дьенеша круглой формы по количеству детей; елочки.

Пособие «Животные» – конверты формата А4 из черного картона; желтые прищепки; изображение животных по количеству детей, выполненные по аналогии с пособием «Нелепицы» к блокам Дьенеша; блоки Дьенеша;

Желтый круг, желтые прищепки.

Письмо, конверт с грустным лицом.

Воздушный шарик.

Угощение, корзинка.

Ход занятия:

Д ети заходят в группу и замечают воздушный шарик с привязанным к веревочке конвертом.

Да этот шарик принес письмо! Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Прочитать адрес).

Воспитатель читает адрес: «Детям 5 группы от зверей из Сказочного леса».

Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте скорее откроем и узнаем, что же случилось в Сказочном лесу!

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

Мы – лесные звери,

Жили – не тужили.

В Сказочном лесу

Хоровод водили!

Но злая Бабка-Ёжка

Всех заколдовала,

И теперь в лесу

Скучно, грустно стало…

Дорогие дети,

Вы нам помогите,

Из фигур волшебных

Скорее соберите!

Что же нам делать? (Нужно помочь; победить Бабу-Ягу; отправиться в Сказочный лес; …)

Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса? (Нет). Я тоже думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем проходить ее препятствие, она будет терять часть своей силы, и после того, как мы найдем и соберем зверей из волшебных фигур, она совсем исчезнет!

Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да!).

2. На чем же нам добраться до Сказочного леса? (На машине). Так как мы отправляемся в Сказочный лес, то и машины у нас будут волшебные – машины-скороходы, маленькие, но очень быстрые!

Заводите моторы и отправляемся в путь!

Качу, лучу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

3. Приехали! Мы с вами на машинках-скороходах проехали уже половину пути, но дальше они не пройдут – впереди река. Как же нам ее перейти? (… , по мосту) Как вы думаете, что произошло со всеми мостами: они совсем непрочные, сделаны не из кирпичей, а из предметов! Кто же превратил кирпичи в предметы? (Баба-Яга заколдовала). Что же случится, если мы пройдем по такому непрочному мосту? (…) Это первое препятствие Бабы-Яги – она не хочет, чтобы мы перебрались на другой берег реки, и поэтому заколдовала все мосты! Кто же их расколдует? (Мы сами!) Как же нам это сделать? (Подобрать кирпичики, подходящие по форме предмету, и положить его сверху).

Дети строят каждый свой мост.

Вот мосты и готовы! Как вы думаете, они прочные? (Да, т.к. все ГФ соответствуют форме предмета). Тогда переходим на другой берег! Мы с вами прошли первое препятствие Бабы-Яги – расколдовали мосты – и ее сила уменьшилась!

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился. Вращательные движения руками перед собой.

К облакам поднялись Руки вверх.

И шасси убрались. Поочередное поднимание коленей.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! Бег по группе.

Вот мы тут приготовили парашют. Имитация одевания парашюта.

Толчок! Прыжок! Приседание, выпрыгивание вверх.

Летим, дружок! Руки-ноги в стороны.

Парашюты раскрылись, Руки над головой соединить.

Дети мягко приземлились. Приседание.

5. Вот мы и в Сказочном лесу! Здесь действительно грустно! Как вы думаете, почему это дерево грустит? (Нет листочков). Что же здесь случилось, почему все деревья уже оделись в листочки, а в Сказочном лесу деревья все еще голые? (Проделки Бабы-Яги). Что же делать, как помочь дереву? (Подобрать веточки с листочками). Кто догадался, как правильно подобрать? (Сосчитать количество больших/маленьких кружочков и найти веточку с таким же количеством больших/маленьких листочков).

Дети выполняют задание.

Молодцы! Какое красивое стало дерево! Посмотрите, оно больше не грустит, а улыбается и благодарит вас! Мы с вами справились с еще одним колдовством Бабы-Яги и ее сила еще уменьшилась!

6. Теперь пойдемте в лес искать зверей! Но нужно быть осторожными, на дорожках Баба-Яга расставила ловушки! Не попасться в них нам помогут вот эти волшебные клубочки (блоки Дьенеша круглой формы). Как они будут нам помогать? (Показывать, где нужно повернуть – направо или налево).

Дети проходят по тропинкам в соответствии с выбранной фигурой-клубочком.

Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие Бабы-Яги – не попались в ее ловушки – и у нее осталось совсем мало сил!

7. Воспитатель показывает на черные конверты с прищепками:

Ой, ребята, а что это такое? (Здесь заперты звери!) Я тоже так думаю, что здесь на прищепки-замочки заперты звери! Кто вспомнит, что нам нужно сделать, чтобы расколдовать их? (Собрать из волшебных фигур). Вот здесь у нас есть волшебные фигуры. Но как же мы узнаем, где какой зверь? (Торчат заячьи уши, медвежья лапа, …)

Дети снимают прищепки, достают изображения зверей и выкладывают блоки Дьенеша в соответствии со значками. Звучит короткий звук овой сигнал, изображающий исчез н овен ие Бабы-Яги.

Молодцы! Мы расколдовали зверей и Баба-Яга совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар!

8. А давайте подарим жителям Сказочного леса что-нибудь доброе и теплое?! Например, у меня есть вот такой круг. Во что мы можем его превратить? (В солнышко). А что нам поможет превратить круг в солнышко? (Прищепки)

Дети делают солнышко. Воспитатель убирает зверей и на их место крадет угощение в корзинке.

Давайте повесим солнышко над лесом, чтобы там никогда больше не было грустно. (Воспитатель вешает солнышко на штору на окне). Давайте покажем наше красивое солнышко зверям! Ой, а куда же они делись? (Убежали в лес, спрятались в норку, …). А в благодарность за спасение Сказочного леса от Бабы-Яги они оставили вам угощение!

Ребята, а пойдемте, расскажем Марии Ивановне о нашем приключении?!

Описание материала:

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме: «Блоки Дьенеша.»

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП на основе развивающей игры по теме: «Блоки Дьенеша».

Интеграция образовательных областей: Познание/Коммуникация/Социализация/ Художественное слово.

2. Закреплять умение показывать направления: вверх, вперёд, назад, налево, направо.

3. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к ближнему во время ответов.

Задачи:

Развивающие: Закреплять умение показывать направления: вверх, вниз, вперёд, назад, налево, направо.

Речевые: Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. Давать полный ответ на вопрос воспитателя

Воспитательные : Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.

Демонстрационный материал : Игрушка кукла Маша. Корзинка, поднос.

Раздаточный материал: Блоки Дьенеша: по 5штук (большие, маленькие)разные по цвету и размеру.

Методические приёмы:

1. Игровая ситуация: Приходит гостья кукла Маша из сказки Маша и медведь.

2. Физ.минутка.

Начинается разминка. Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились. И ещё раз повторили.

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту. Раз- два - три - четыре - пять.

Это нужная работа - Мышцы ног тренировать.

(Приседание.)

А теперь рывки руками. Выполняем вместе с нами.

(Рывки руками перед грудью.)

Ход НОД:

1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маша из сказки Маша и медведь.

Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)

Напекла Маша разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.

Все они получились разных размеров, разной формы,и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маша не может разобраться.

Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Маша хочет оставить медведю (круглой формы)

А остальные пирожки Маша хочет отнести дедушке и бабушке.

Поможем Маше?

Дети садятся за столы.

У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.

Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

А какой формы они?

Сколько у вас пирожков сосчитайте?

Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.

Какие пирожки вы положили в корзинку? (большие)

А какого цвета они? Формы?

А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)

Сколько их? Посчитайте.

Какого они цвета? Формы?

Физминутка.

А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых

Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные)

Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.

Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?

Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.

Медведь посмотрел, никого нет, взял корзинку и пошёл в деревню.

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей. Появляется мишка Топтыжка. Ребята нашего мишку зайчик Степашка пригласил на день рожденья, но Топтыжка не знает на чём ему отправиться в гости. Давайте с вами вместе построим поезд, и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.

2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.

Сколько вагонов в нашем поезде?

В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.

Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5(спросить2-3 детей)

Какого цвета самый короткий вагончик?

Какого цвета длинный вагончик?

Какого цвета вагончик посередине?

Какой по счёту жёлтый вагончик?

Какой по счёту самый маленький вагончик?

3. Физминутка.

4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.

Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.

Сколько маленьких красных кружочков?

Сколько больших квадратов?

Положите перед собой маленький «корж».

Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.

Сколько маленьких квадратиков?

5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.

Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.

Соберите его и мы подарим Степашке. (дети собирают разрезные квадраты.)

6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился весёлый праздник. Давайте поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».

Дарят ему свои пожелания.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей.

1. Дети вместе с воспитателем встают в круг. Выбирается ведущий, который бросает мяч по очереди находящимся в кругу называет число от 1 до 10. Поймавший мяч должен назвать соседей указанного числа (прямой счёт больше на единицу), (обратный счёт меньше на единицу.)

2. Ребята, мы с вами сейчас отправимся на автобусе "Путешествие в зоопарк", но прежде, чтобы занять место в автобусе, вы должны купить билет. Воспитатель раздаёт билеты с геометрическими фигурами. Дети находят стулья с такой же геометрической фигурой и садятся за столы.

3. Дети работают за столами. У каждого ребёнка карточки с изображением геометрических фигур. Ориентировка на листе.

Как называется геометрическая фигура, расположенная в правом верхнем углу?

Какого цвета?

Как называется геометрическая фигура, расположенная в левом углу?

Какого цвета?

Найди синюю геометрическую фигуру;

Как она называется?

В каком углу она расположена?

Назови геометрическую фигуру, расположенную в центре;

Какого она цвета?

4. Физ. минутка.

На полянке мы идём. (идут по кругу)

И зверушек узнаём.

Ну, скорее "Раз, два, три!"

Быстро зверя покажи (дети замирают в позе зверя)

Воспитатель показывает карточку с нарисованными кружочками.

Прыгни зайчик, столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

Кивни, слоник головой столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

Топни мишка столько раз сколько нарисовано у меня на карточке кругов. и т.д. Дети выполняют задание воспитателя.

5. А сейчас мы продолжим наше путешествие (работа за столами с палочками Кюизенера.)

Постройте поезд из палочек Кюизенера из десяти вагончиков. Начинается поезд с большого вагончика и заканчивается маленьким.

Сколько вагончиков всего у нашего поезда? (счёт до десяти прямой.)

Скажи, какого цвета четвёртый вагончик?

Скажи, какой по счёту жёлтый вагончик?

Вагон, какого цвета стоит шестым?

Каким по порядку стоит чёрный вагончик?

Какой цветом вагон левее красного?

А какой он по счёту? Посчитай.

6. Игра "По порядку, становись!"

Перед игрой можно посчитать, чтобы дети запомнили свою цифру.(можно палочки взять в руки.) Воспитатель раздаёт детям палочки от одного до десяти, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе в хаотическом порядке. По сигналу воспитателя становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа (и размеру палочки.) "По порядку становись!" Можно создать проблемную ситуацию: воспитатель может стать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Считают если что-то не правильно, исправляют ошибку.

Дети, скажите, в какие игры мы с вами играли? Что мы с вами повторили? А какая игра вам понравилась?

Почему она вам понравилась? Чему вы научились играя? Мне тоже понравилось с вами играть.

Название: Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий,НОД, математика, средняя

Должность: воспитатель 1 квалификационной категорий
Место работы: КГКП ясли сад № 8 «Теремок»
Месторасположение: город Экибастуз, Павлодарская область, Республика Казахстан

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Цель:

1. Формировать элементарные математические представление.

  • Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойством (форма, цвет, величина);
  • Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3-м

признакам (форма, величина, цвет);

  • Упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
  • Закрепить представление о понятии «близко-далеко»; о временных представлениях;
  • Учить детей ориентироваться в пространстве(посередине,вверху справа,вверху слева,внизу справа,внизу слева).

2. Развивать первичные приемы логического мышления(формировать способность к наблюдению,сравнению,обобщению,классификации); развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

3. Воспитывать любознательность,интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Материал: блоки «Дьенеша»,карточки с кодировкой блоков «Дьенеша»

Ход занятия:

Круг радости

Сколько времени в году?

Сейчас какое время года?

Сколько месяцев зимой?

Назовите зимние месяцы.

Сейчас какой месяц?

Назовите признаки зимы.

Сюрпризный момент.

Дети,вы сышали кажется кто-то стучится?

Пойду посмотрю кто там.

Посмотрите,дети,почтальон принес нам письмо.Интересно,от кого вы думаете письмо?

Хотите узнать кто написал нам письмо?

Тогда откроем письмо и прочитаем.

«Здравствуйте,дети! Мне нужна ваша помощь.Злой колдун заколдовал зверей и закрыл их в сундук.Надо их освободить и накормить. С приветом дед Лесовик»

Ну что,дети,поможем зверюшкам?

Нам надо делиться на две группы.

1 группа идут лепить зверюшкам угощения

2 группа идут спасать зверюшек.

Пора нам отправиться в путь,но лес далеко.Как нам добраться,как вы думаете?

Давайте,поедем на автобусе.

Но чтобы поехать на автобусе,что надо приобрести?

Задание выполняется с блоками Дьенеша.Детям раздаются карточки с кодировкой фигур.

Внимание!Проверка билетов.

Какого цвета ваш билет?

Какой формы?

Покажите только синие билеты.

А теперь красные;желтые билеты. и т.д.

Молодцы!Вы все правильно нашли свои места,можно ехать.

(Остановка.Приезжают в лес)

Дети,вот мы приехали в лес,но куда же нам идти,кто нам поможет?

Посмотрите,какая красивая елочка,может она нам поможет?

Елочка мне сказала, чтобы помочь зерюшкам надо правильно выполнить все задания,которые приготовили нам снежинки.

Берет снежинку №1,читает задание.

1 – задание: логические задачи: «Сколько?»

Снежинка №2

2-задание:счет прямо и обратно в пределах 5.

А теперь угостите зайчиков морковкой,сколько зайчиков?а морковок сколько?всем хватило морковок?почему?

Д/игра «Найди свое место».

Снежинка №3

3-задание: «Составить картину»

А это снежинка хочет чтобы мы составили картинку, где зайка посередине,домик справа внизу,елка слева внизу,солнышка справа вверху,тучка слева вверху.

А теперь сами составьте картину.

Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.

Снежинка №4

4-задание: «Физ.минутка»

Это снежинка просит вместе с ней потанцевть.

Снежинка №5

5-задание: «Что изменилось?»

(Слева домик,а справа 2 игрушки.Они находятся на разных расстояниях от домика)

Это снежинка хочет проверить, насколько вы внимательные.

Скажите,кто находится ближе к домику,а кто дальше от домика?

Теперь все закрывайте глазки.

(переставляю игрушки местами)

А теперь открывайте глазки и скажите, что изменилось?(упр.повторяется 2-3 р.)

Молодцы! Вы все задание правильно выполнили.Теперь пойдемте найдем сундук и спасем зверюшек.

Вот и сундук,но он закрыт на замок. Дети,здесь записка написано,что ключик спрятан под геометрическими фигурами,вы должны угадать

правильно где спрятан ключ.

Молодцы! Вы правильно угадали,вот и ключ.

Дети, нам пора вернуться в детский сад,берем с сабой зверюшек.Садитесь в автобус,поехали.

Где мы были?

Зачем мы поехали в лес?

Что мы делали чтобы спасти зверюшек?

Какие задание были?

В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):

  • цвет обозначается пятном
  • размер - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.

Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.

Знакомство с карточками

Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,

  • если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
  • “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
  • “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.

Игра “Найди собачку”

Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).

Игра “Опиши фигуру”

Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.

Игра “Угощение”

Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.

Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.

Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.

Игра “Чертеж”

Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.

Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.

Например:

  • “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
  • “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
  • “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
  • “крыша” - красные не квадратные блоки.

Логические кубики

Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.

Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .

Делитесь вашими комментариями и идеями.