Между молотом и наковальней. Линейные и домашние коносаменты

Сравнительная характеристика договоров морской перевозки груза и договора фрахтования судна

Основные Характеристики Договор морской перевозки груза Договор фрахтования тайм-чартер Договор фрахтовония бербоут-чартер
Цель договора Предоставление услуг по переме-щению груза Предоставление судна во временное пользование и услуг экипажа Предоставле-ние судна во временное пользование и владение
Предмет договора Деятельность по перемещению груза Судно и услуги экипажа Судно
Право владения судном принадлежит Судовладельцу Судовладельцу Фрахтователю
Целевое использование судна Только для перевозки груза Для любых целей торгового мореплавания
Подчинение экипажа: А) по вопросам коммерческой эксплуатации; Б) по иным вопросам Судовладелец Судовладелец Фрахтователь Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь
Фрахт Зависит от количества груза, а также от доп. портов захода Не зависит от кол-ва груза, его наличия на судне, эффективности эксплуатации судна Не зависит от кол-ва груза, его наличия на судне, эффективности эксплуатации судна
Риск повреждения и гибели судна: а) в связи с коммерческой эксплуатацией; б) по иным причинам Судовладелец Судовладелец Фрахтователь Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь
Ответственность сторон Перевозчик полная ответственность (в пределах, предусмотрен-ных КТМ РФ) Судовладелец только в той мере в которой он отвечает за действия членов Экипажа. Фрахтователь договорная Судовладелец только как собственник судна Фрахтователь договорная; внедоговор-ная (как владелец судна)

Юридическая же природа договора морской пе­ревозки груза в целом и чартера кок одной из его разновидностей остается в рамках договоров перевозки. Предметом названных договоров является предоставление услуг особого рода - услуг по перемещению грузов в пространстве.

Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Объем услуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Морские линейные перевозчики принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства.



Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев является коносамент (Bill of Lading (англ.). Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь единственным документом, регулирующим эти отношения. Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, он представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом, и выдается перевозчиком отправителю после приема груза, и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.

1. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.

2. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.

Коносамент выполняет три функции :

а) свидетельствует о заключении договора перевозки;

б) является распиской в получении груза перевозчиком;

в) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Коносамент является не договором перевозки, а лишь одним из свидетельств заключения договора перевозки и условий такого договора. Обычно формы коносаментов разрабатывают сами перевозчики или соответствующие неправительственные международные организации (БИМКО, ФИАТА и др.). Они содержат (на лицевой и обратной сторонах) довольно подробные условия перевозки. В международном мореплавании широко применяются и так называемые «короткие» формы коносаментов, которые содержат минимум необходимых условий и отсылают к соответствующим полным условиям или чартерам (если коносамент выдается на основании чартера). Так, короткая форма, обычно применяемая российскими перевозчиками, разработана на основе полной формы коносамента КЭ-2.4.Л. Она не содержит текста на оборотной стороне, а на лицевой стороне указывает, что договор перевозки, свидетельством заключения которого является данная короткая форма, регулируется условиями, содержащимися в коносаменте КЭ-2.4.Л, экземпляр которого может быть получен в конторе перевозчика или его агента.

Коносамент является товарной ценной бумагой .

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Коносамент является: распиской перевозчика или его агента, подтверждающей, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки; доказательством договора морской перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Коносамент в качестве договора морской перевозки выдается после заключения контракта на перевозку. Коносамент выступает как document of title, который позволяет покупателю распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передать право на владение грузом, если груз был индивидуализированным (ascertained good) или специфическим (specific good) товаром при договоренности сторон.

Коносамент выполняет четвёртую функцию- является оборотным документом - quasi-negotiable instrument.

В коносаменте на одной из сторон указаны условия перевозки (в напечатанном виде). На другой стороне коносамента указаны данные, касающиеся данной погрузки, а именно:

1. Наименование судоходной компании.

2. Номер коносамента. Как правило, коносамент нумеруется согласно портам назначения, однако иногда это правило нарушается.

4. Наименование грузоотправителя. Если в коносаменте указан агент (форвардинг), как отправитель груза, тогда в нем, несомненно, будет добавление as agent или as agent for...., то есть, только как агент, с указанием имени настоящего грузоотправителя Выражение "как агент за... " является некоторым риском для брокера в случае трудностей, связанных, с оплатой фрахта. Поэтому обычно брокер не включает вышеуказанный пункт, пока не будет гарантирована оплата фрахта.

5. Имя получателя груза (это не относится к ордерному коносаменту).

6. Адрес, имя партнера в порту назначения, который должен быть объявлен брокером по прибытии судна; следовательно, он может организовать приемку доставленного груза.

7. Наименование судна.

8. Наименование порта погрузки.

9. Наименование порта выгрузки и, если необходимо, окончательный пункт назначения груза, а также факультативный порт.

10. Порт, где оплачивается фрахт. Штамп "Freight prepaid» означает, что фрахт оплачен в порту погрузки. Фактически грузоотправитель не сможет распоряжаться коносаментом, пока не оплатит фрахт. Штамп "Freight to be collected" или "Freight payable as destination" означает, что фрахт должен быть оплачен в порту назначения. В этом случае фрахт оплачивается перед получением груза.

11. Коносаменты издаются несколькими экземплярами: оригинал (или оригиналы) и копии. Грузоотправитель решает, какое количеством оригиналов коносамента должно быть подписано (обычно 2 или 3). Если сделано более одного оригинала, это должно быть указано в коносаменте. В случае если один оригинал утерян, груз можно получить по второму оригиналу.

Оригиналы коносаментов, обычно, посылаются отдельной почтой. Если в письме указано: "Herewith we send you 2/3original B/L., -это значит, что сделано 3 оригинала, 2 из которых прилагаются.

Количество копий (копии не могут служить предметом сделки) зависит от потребностей сторон. Такими сторонам являются: грузоотправитель, судоходная компания (судовладелец), агент в порту погрузки, грузовой помощник капитана (старший или второй помощник), агент в порту выгрузки, и (по обстоятельствам) форвардинг - агент, если он действует от имени грузоотправителя.

12. В коносаменте дается описание груза, вес брутто, количество мест, маркировка. Обычно описание груза дается кратко, однако бывает, что требуется подробное описание груза (в случае банковского кредита или для получения импортной лицензии).

13. Внизу коносамента дата и порт доставки.

14. Имя и подпись брокера или подпись лица, уполномоченного подписать от его имени.

Коносамент может быть трех видов:

Ордерный; -на предъявителя; -именной.

Ордерный коносамент (order B/L) - ценная бумага, по которой груз

выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Именной коносамент (straight B/L) - ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя. Груз выдаётся прямо получателю, указанному в коносаменте. Именной является прямой противоположностью ордерному коносаменту.

Коносамент на предъявителя (to bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.

В последнее время получили развитие комбинированные перевозки грузов различными видами транспорта - водным, наземным, железнодорожным и т.д., что потребовало комбинированного транспортного документа Combined transport B/L, так как он координирует действия различных видов транспорта, он должен выдаваться одним из перевозчиков - судовладельцем или грузовым экспедитором, действующем как перевозчик или агент от имени перевозчика.

Различают три типа сквозных коносамента: морской, обычный и коносамент на смешанную перевозку.

Морской сквозной коносамент является серией самостоятельных договоров для перевозки грузов двумя и более последующими перевозчиками. Каждый из перевозчиков несет ответственность за вверенный ему груз на участке и в период времени, определенный его коносаментом.

Обычным сквозным коносаментом является документ, подтверждающий

ответственность лица, выдавшего его за перевозку грузов последующими перевозчиками от места погрузки до места назначения. Обычный сквозной коносамент, охватывающий по меньшей мере два различных вида перевозок, называется коносаментом на смешанную перевозку грузов или многомодальным.

Иск по морскому сквозному коносаменту может быть предъявлен первоначальному перевозчику.

По сквозному коносаменту фрахт оплачивается или в порту погрузки грузоотправителем, или в порту выгрузки - получателем груза независимо от портов перегрузки.

Как форма договора морской перевозки в линейном судоходстве используются коносаменты линейные , чартерные , береговые, бортовые. Линейный коносамент (linear B/L) - документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза. Чартерный коносамент (charter B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Береговой коносамент (custody B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

Коносамент , который не содержит оговорок о каких-либо нарушениях груза или упаковки, называется clean B/L - чистый коносамент. Антоним чистого коносамента - "нечистый" коносамент (foul, unclean, claused), коносамент, который содержит оговорку о порче груза, нарушениях в упаковке, недостаче и т.п.

Среди транспортных документов особое место занимает коносамент — документ, выдаваемый судоходной компанией грузоотправителю в удостоверении принятия товара для перевозки. Коносамент подписывается перевозчиком или капитаном судна. Если за них это делает агент, то он должен идентифицировать себя и отметить, от имени кого он выступает. На коносаменте должна быть отметка и дата погрузки товара на борт судна. Если коносамент выписывается приказу грузоотправителя, то он должен проставить передаточную надпись на обороте этого документа. Не должна присутствовать ссылка на чартер-партию.

Коносамент выполняет три основные функции:

1) удостоверяет принятие судоходной компанией груза к перевозке; 2) является товаросопроводительным документом и выдача товара производится судоходной компанией в порту назначения только против предъявления этого документа; 3) свидетельствует о заключении договора морской перевозки. Коносамент обычно составляется в трех экземплярах. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "оригинал". После выдачи груза по одному из оригиналов остальные теряют силу, и с судоходной компании снимается всякая ответственность за товар. Когда по контракту предусматривается полный контроль над товарами, необходимо представить полный комплект коносаментов. Коносаменты составляются экспортером или транспортно-экспедиторской фирмой и представляются на подпись перевозчику. Если при приемке товара перевозчиком не было найдено никаких повреждений товара или его упаковки, то он просто подписывает коносамент. Такой коносамент называется "чистым". Если были обнаружены какие-либо повреждения, то перевозчик указывает их в коносаменте. Такой коносамент называется "нечистым" или "коносамент с оговорками". В этом случае владелец товара может понести убытки. Получатель товара, когда ему предоставляются документы к оплате, обычно желает знать, что указанный товар отгружен и направляется в его адрес. Об этом указывается пометка на коносаменте "отгружен". Иногда на коносаменте стоит отметка "принят к отгрузке". В этом случае существует риск того, что товар находится еще в порту, дожидаясь следующего судна. Коносамент с такой отметкой содержит специальную оговорку.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) - содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью. Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения. Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию - дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен. Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин "приказу" не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза. Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров. Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.
Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading)
- применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а договор на перевозку - ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента. Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading ) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю. Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки. Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Что такое "домашний коносамент"?
Суть выпуска "домашнего" коносамента состоит в том, чтобы максимально оградить грузоотправителя от решения проблем связанных с предоставлением локального сервиса или необходимостью скрыть информацию о том, какая компания обеспечивает дальнейшую отправку.

Наиболее частые причины выпуска "домашнего" коносамента:

1. Ваш локальный агент (допустим в Китае), обеспечивает для Вас какой-либо объём дополнительного сервиса, который морская линия не в состоянии сделать сама, допустим консолидацию и экспортное таможенное оформление (или какие-либо специфические услуги, в том числе и backdating). В этом случае локальный агент выпускает "домашний" коносамент, отдаёт его реальному грузоотправителю и все вопросы с морcкой линией закрывает сам;

2. Вы покупаете морской фрахт у какой либо компании, которая не оперириует своими судами, но является так называемым NVOCC (non-vessel operating common carrier). Эта компания не очень хочет, чтобы Вы и Ваш отправитель знали какой морской линией плывёт груз. И не хотят, чтобы морская линия знала, кто является реальным клиентом по этому грузу. Соответственно она выпускает домашний коносамент, которым разделяет границы циркуляции комерческой информации.

3. Линия обычно выписывает океанский коносамент только после отхода судна от причала, домашний же коносамент Вы можете получить гораздо раньше. Иногда это имеет огромное значение для клиента, например, при кредитной схеме работы.

Домашний коносамент есть договор перевозки. Согласно ему экспедитор несет ответственность перед грузовладельцем, т.к. взял на себя обязанности перевозчика. Линия несет ответственность перед экспедитором, который в линейном коносаменте является отправителем (получателем). При этом (по заверению линейных агентов), от линии добиться полной компенсации сложно, и эта морока ляжет на плечи юриста экспедитора.

Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.

Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.

Информация, содержащаяся в коносаменте:

  1. информация об отправителе и его местонахождении;
  2. данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
  3. указание порта выгрузки;
  4. данные о получателе товара и его местонахождении;
  5. описание товара;
  6. особенности товара (например, класс опасности);
  7. масса товара, объем и количество грузовых мест;
  8. дата выдачи коносамента;
  9. указание количества выданных оригиналов коносамента;
  10. подпись грузоперевозчика.

На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки "Consignee" (Получатель):

  • Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание "to order". В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
  • Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.

Разные виды и классификации

Существуют и другие классификации коносаментов:

Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.

  • Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
  • Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
  • "Не чистый" коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
  • Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
  • Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
  • Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
  • Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.

На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.

Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.

Важно помнить, что ошибки в оформлении такого документа как коносамент могут повлечь значительные убытки для всех участников договора международной перевозки.

Коносамент (англ. Bill of lading, B/L, BOL)
Это основной товаросопроводительный документ, служит доказательством договора между судоходной компанией и грузоотправителем, что транспортная компания берет на себя право перевезти груз от имени грузоотправителя до указанного пункта назначения.
Используется непосредственно для морских перевозок.

Основная функция коносамента - право собственности на груз с указанными полномочиями и ответственностью сторон. Коносамент печатается на специальном бланке судоходных линий, число экземпляров коносамента может быть разное, обычно три экземпляра. На всех трех экземплярах заполняется одинаковая информация и ставиться одна дата, оригиналы выдаются на транспортную компанию, осуществляющую перевозки, на грузовладельца, а также грузополучателя. На всех оригиналах ставиться пометка "Original", все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

Кем выдаётся?
Коносамент выдаётся транспортными компаниями грузоотправителю в подтверждение того, что груз принят на борт судна, в дальнейшем, по прибытию груза в порт назначения, коносамент должен быть предъявлен получателем для получения груза.
Кроме подтверждения прав собственности на груз, у коносамента существуют и другие функции:
а) Коносамент является подтверждающим документом для перевозчика, что он принял товар согласно количеству мест, объему и наименованию по указанному количеству и наименованию грузовладельца;
б) так же К. является документом, передающим право на владение груза;
в) служит своего рода договором о перевозках.
Важно, чтобы в договоре о перевозке с транспортной компанией информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка, соответствовала информации, указанной в коносаменте.
При выдачи оригиналов коносамента грузополучатель должен предъявить эго в порту, всё остальные экземпляры автоматически теряют силу. В случае с электронным коносаментом если все условия со стороны клиента и завода выполнены, то транспортная компания должна сделать телекс-релиз, подтверждающий разрешение на получение груза

Коносамент необходим не только для грузополучателя, а так же нужен для перевозчиков, отправляющих Ваш груз в порту . Если вы работаете на условиях ФОБ, то агент сделает открепление груза только после того, как производители оплатят внутренние расходы судоходной линии. К ним относятся букирование судна, падача контейнера, погрузка, оформление документов, расходы на затаможку, составление упаковочного листа и т.д.
На сегодняшний день электронные коносаменты стали наиболее популярными, преимуществами электронного коносамента являются скорость, гибкость и безопасность, кроме того можно менять право собственности на груз, либо внести изменения в коносамент пока он в пути, иными словами, переделать на новый.

Существуют разные виды коносаментов: именной, ордерный сквозной и на предъявителя.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписывается на определенного получателя или компанию, в нем указывается информация о том, что товар должен быть доставлен определенному получателю, с указанием его наименования и адреса. Такой коносамент также называют необоротным.
Ордерный коносамент (to-order bill of lading)- классический коносамент, широко используется в международной торговле. Подразумевает, что грузоотправитель в праве передать свои права третьим лицам, поставив свою подпись - индоссамента, кол-во индоссаментов может быть неограниченное.
Сквозной коносамент (through bill of lading) - означает, что перевозка осуществляется двумя и более судоходными линиями, либо морская перевозка составляет лишь часть от общей перевозки. Удобен для грузоотправителя для того, чтобы не заключать договоры с несколькими перевозчиками, перевозчик берет на себя всю организацию перегрузок с последующими перевозками.
Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - выдается в том случае, если продукт передается любому лицу простым вручением, в практике используется крайне редко.

Информация указываемая в коносаменте:
1. Информация о грузе, кол-во мест, вес, объем груза, а также описание и характеристики груза;
2. Кто является перевозчиком, местонахождение основного бизнеса;
3. Название судна;
4. Информация о грузоотправителе;
5. Информация о грузополучателе;
6. Порт погрузки - выгрузки товара;
7. Информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка;
8. Дата выдачи коносамента, место и количество копий;
9. Информация об оплате фрахта;
10. Вид коносамента.