Шпаргалка: Философия. Её предмет и роль в обществе. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии - Роль философии в обществе. Функции философии

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды (человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений от продуманного и пережитого), придать им более зрелый характер.

Представителей разных профессий философия может интересовать с двух точек зрения:

1. необходима для лучшей ориентации в своей специальности (в поле зрения попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности);

2. необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности (здесь большую роль играет мировоззрение).

(лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание. При этом Ф. к зрелым интеллектуально-теоретическим или критико-рефлексивным формам миропонимания принадлежит философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии: в отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования + главная задача философа – выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта).

Итак, Ф. – это теоретически осмысленное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру; а философская мысль – свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Философское мировоззрение биполярно: его «смысловые пункты» - мир и человек – это большая многоплановая проблема (у нее много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и другие), которая по сути выступает как универсальная – в определенном смысле основной вопрос Ф. В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (17-18вв.). При этом большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас его таковым – в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы, нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и т.д. В свое время И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение для философии в самом высоком смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Предназначение философии:

1. Общественно-исторический характер ф. мысли: В свете постижения Ф. как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом – человек не вынесен за рамки мира, он – внутри него + ближайшим бытием для человека выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Здесь Ф. раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политик, права и т.д. Такой подход позволяет осознавать ценность Ф. с точки зрения осмысления основного вопроса в историческом аспекте.

2. Культурологический подход: рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций – общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. +Учитывается критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта.

Таким образом, Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Функции философии: выявление, осмысление универсалий, их рационализация (перевод в логически понятную форму), систематизация, теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта.

Иными словами, на долю Ф. падает критическая функция – поиск решений сложных ф. вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. +По отношению к уже накопленному опыту Ф. выполняет роль «сита», отделяющего «зерна от плевел» - критический отбор (селекция). + В отношении будущего Ф. обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В Ф. выстраиваются, варьируются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания – человечеству предлагается на выбор спектр возможных микроориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Именно усилиями философского интеллекта осуществляется теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания.

Таким образом, роль Ф. в жизни общества заключается в возможности осмысления и переосмысления.


Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. Философия выступает как теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, решает проблему познаваемости мира и вопрос ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она рассматривает проблему познаваемости мира и вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Два важных момента для понимания роли философских знаний.

1) Историзм философии - “вечные проблемы” философии с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы.

2) Философские проблемы - проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. То есть философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Критериями структурирования философии могут выступать:

1. форма решения ОВФ (материализм и идеализм, дуализм и монизм)

2. различные подсистемы, составляющие объект философского анализа

онтология (учение о бытие мира)

гносеология (теория познания мира)

антропология (учение о человеке)

аксиология (учение о сущности и происхождении человеческих ценностей)

праксиология (о детерминантах человеческой деятельности)

социальная философия (об обществе и человеке, как субъекте)

историко-философский раздел - изучение истории философских учений

3. элементы предметной сферы философского анализа:

философия религии

философия права

философия техники

Основы философии

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения. Ф. Бэкон.

Философия (греч phileo - любовь, sophia - мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она Достигла в древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Изначала, вследствие, неразвитости наук, философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее выделяются математика, астрономия, химия, биология и т.д. Философия все больше превращалась в систему знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия включает относительно самостоятельные ее разделы:

онтология - учение о бытии и его сущности;

гносеология - учение о познании;

логика - учение о мышлении, его законах и формах;

этика - учение о морали;

эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве;

социальная философия - учение о человеческом обществе;

история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Это деление носит условный характер: все эти разделы образуют некое единоцельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.

Таким образом, философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Наиболее распространенный взгляд на философию: во-первых, как на тип мировоззрения, а во-вторых, как на науку.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие, жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.1

Надо отметить, что понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия - такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, теоретически обосновывается, чем просто мировоззрение, базирующееся, например, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Философия, как едино-цельное мировоззрение, есть дело всего человечества, но как и отдельный человек, она никогда не жила и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями. Философия осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по его делам.

Таким образом, философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. В связи с этим выделяются типы мировоззрения:

мифологическое, религиозное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззрение - формируется на разных стадиях развития общества и представляет первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология - фантастические отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей.

Главное значение мифов в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом. обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религиозное мировоззрение - сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов - камням, металлам и т.п. связям между предметами (например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений, богами и духами). Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего; блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии: христианство, ислам, буддизм.

Религиозное мировоззрение, обобщающее многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы, нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние в современном обществе.

Таким образом, религия придает смысл и значение человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Представляет логическую упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

В содержание философского мировоззрения входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Теоретической основой данного типа мировоззрения является философия, где она выполняет интегрирующую роль, ставит и предлагает решение конкретных мировоззренческих вопросов, и прежде всего - центрального вопроса - отношение человека к миру.

Таким образом, философское мировоззрение - это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Обыденное мировоззрение является первоисточником всех других типов. Основываясь на жизненном опыте обыденное мировоззрение, служит ориентиром в повседневной деятёльности, однако человек нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире существуют все типы мировоззрения, они тесно связаны между собой и представляют сложное сочетание.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, другие рассматривают противоположную позицию. На самом же деле философия опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Но философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества. Ее теоретические принципы и ценностные ориентации оказывают воздействие на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию

Основной вопрос философии - что является первичным, определяющим - материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? - делит философов на Материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:

мировоззренческая, связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

методологическая, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе познания и освоения действительности человеком.

прогностическая, формулируется в рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

аксиологическая, тесно связана с философией, так как содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

социальная, охватывает различные аспекты общественной жизни.

Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Таким образом, философия как наука имеет большую нравственную значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.

Вопросы для самоконтроля:

1) В чем состоит назначение философии?

2) Что такое мировоззрение?

З) Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения?

4) Сводима ли философия к науке?

Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс паук и учений, основными из которых являются:

  • 1) онтология - учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека);
  • 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), - учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции;
  • 3) социальная философия, или философия общества;
  • 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе;
  • 5) логика - учение о законах и операциях правильного мышления;
  • 6) аксиология - учение о ценностных ориентирах существования человека в мире;
  • 7) этика - теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире;
  • 8) эстетика - учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития;
  • 9) философская антропология, или философия человека;
  • 10) философия религии.

Выделяются также другие разделы философии, но, очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии - учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы - различных сторонах органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т.д.

Задачи философии. Философия претендует на выполнение следующих функций:

  • мировоззренческой функции - философия помогает сформировать целостную картину мира;
  • воспитательной и образовательной функции - философия активно участвует в формировании личности;
  • функции социальной критики - философия постоянно и активно участвует в критике существующей в обществе системы связей;
  • идеологической функции - философия всегда участвует в формировании представления о желательном политическом и общественном устройстве;
  • эвристической (поисковой) функции - философия участвует в создании новых областей теоретического исследования;
  • футурологической функции - философия пытается ответить на вопрос, каким должно быть будущее, как от критики существующего политического и общественного устройства перейти к более совершенному обществу;
  • методологической функции: философия формулирует определенные категории и принципы познания, в частности, философия науки активно разрабатывает идеалы и нормы науки, способы научного обоснования, проблему роли ценностей в науке и т.д.

Мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов па окружающую действительность и место человека, общества и человечества в мире, на отношение человека к миру и к самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Оно имеет сложный, описательно-оценочный характер и является в значительной мере имплицитным, не артикулированным. Понятию мировоззрения близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

Мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей мировоззрения, являющегося отражением мира (прежде всего мира культуры) и ценностным отношением к нему, является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий самый горизонт мышления эпохи.

Важную роль в формировании мировоззрения играет философия. Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, конечному, включает в себя не только знание о человеке и мире, но также и оценки. Согласно немецкому философу, основоположнику философской антропологии М. Шелеру, мировоззрение - это «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще» . «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом философского мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира, начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.

Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал, в частности, марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная философская система способна составить ядро мировоззрения общества. Мировоззрение определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно являлся марксизм-ленинизм.

Философия в современном образовании. Изучение философии является обязательным элементом современной модели высшего образования. Не мешает ли требование обязательного преподавания философии мировоззренческому плюрализму? Ведь отрицание возможности государственной идеологии и признание плюрализма мировоззрений означает указание на то, что мировоззрение является частным делом.

Однако философия не просто мировоззрение. Она является также наукой. Это - мировоззрение, претендующее на научный статус. Рассматривая универсальные, всеобщие основания культуры, такие как пространство, время, бытие, благо, истина, смысл жизни и другие, философия обращается к разуму, к логической доказательности и претендует на эмпирическую достоверность своих суждений. В этом смысле философия является способом утверждения науки, научного знания, рациональности как решающей основы ответственной и продуктивной практической деятельности. Философское мировоззрение отличается от мировоззрений, в основе которых религиозные, этно-национальные, политико-идеологические убеждения, именно тем, что оно опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение. Оно играет незаменимую роль при выработке и усвоении того языка ценностей, который позволяет вступать в диалог людям, принадлежащим к различным конфессиям, этносам, социальным группам. Философия - особый уровень знания, благодаря которому знание приобретает прочность последнего основания ответственных суждений и действий. Без нее образование может быть каким угодно, но оно не будет ни современным, ни высшим.

Философия помогает студенту любой специальности увидеть ее место в структуре научного знания, усвоить общие нормы и идеалы научного метода, понять место науки в современном обществе. Кроме того, хороший специалист должен также уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями, быть способным к рациональному обсуждению возникающих проблем. Все эти задачи предполагают определенное знание философии.

  • Шелер М. Положение человека в космосе // М. Шелер. Избранныепроизведения. М., 1994. С. 11.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как - бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, называется такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной, формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущих обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (18 в.), философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догмы. В 19 веке великий философ - идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов, иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию, а религии «присудил» лишь второе место.

Настоящий ренессанс религия пережила в России во второй половине 20 века, известном, как «серебренный век» русской культуры.

В массовом сознании философия нередко представляется чем - то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» - философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно - умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели. Она не может творится «по заказу», иначе это уже будет не философствование, а пропись директивной идеологии.

С древнейших времен в ломе философского знания сложились и выкристаллизовались категории: бытие, разум, красота и т.п., на языке категорий строились мировоззренческие теоретические системы, выражавшие концептуальные представления культуры о природе, Боге и человеке.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем.

Космоцентризм - отличительная черта наиболее древней философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7-6 в. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должно быть и их общественный мир и их нравственность.

Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально-сословном обществе были подчинены своему господину.

Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (14-16 вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую эпоху, когда, освободившись от идеологического и морального пресса средневекового аскетизма, человек не оказался еще во власти порабощающей силы - жестко - одномерного, буржуазного разделения труда.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по - своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.

Органическое соединение в философии двух начал - научно- теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и развития - в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии - философии национальной. Это еще одно отличие философии от науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская, немецкая, французская философия - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент общечеловеческого. Составляя стержень национального самосознания, национальная философия открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Такие императивы и ценности не усваиваются и не передаются «книжным» путем, подобно любой иной информации. Вопреки представлению просветителей, простой «экспорт» философских мировоззренческих идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом и социальным образом жизни, с иным линталететом и иной психологией не возможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, с массовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь - и то лишь для любителей - интеллектуалов - отвлеченным не жизненным знанием (как к примеру, философия йоги для европейцев 20 века).

Идейные построения философии обладают огромной притягивающей силой. Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.

Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19-20 веках сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции, распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных, вне теоретических факторов.

Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.