Специальность машиностроение. Энергетическое машиностроение: заводы в России

Мне кажется, что продукты машиностроения являются основой в повседневной жизни людей. Ведь каждый день можно увидеть транспорт, ездящий по дорогам, железнодорожным путям, и летающий в воздухе. Помимо этого, люди пользуются многими локальными приспособлениями, которые тоже существуют благодаря машиностроительным предприятиям.

Что из себя представляет машиностроение

Относится оно к обрабатывающей промышленности и делится на группы: наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое. А их подгруппами являются:

  • точное машиностроение;
  • тяжелое;
  • общее;
  • среднее и другие.

Каждая из них специализируется на производстве определенных продуктов. К общей группе относится судостроение, железнодорожное строение и авиационная промышленность. К точному машиностроению принадлежат более мелкие продукты, которые выходят в свет благодаря таким отраслям: приборостроению, электротехнической промышленности и электронному строению техники. Группа тяжелого машиностроения занимается изготовлением горно-шахтного оборудования, металлургического и кузнечно-прессового оборудования, а также экскаваторов, подъемников и др. Средняя группа - одна из самых распространенных, ведь к ней относится автомобилестроение, строение тракторов и станкостроение.


Продукция энергетического машиностроения

Это одна из отраслей, которая занимается производством промышленного оборудования, направленного на передачу и производство электрической энергии. К ней относятся заводы, в обязанности которых входит производство генераторов электроэнергии, турбин, трансформаторов, которые будут использоваться на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.


В России есть представители этого машиностроения. Самыми крупными местами, где располагаются предприятия, которые занимаются этой отраслью, будут: завод турбинных лопаток, "Электросила" и металлический завод. Все они находятся в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. Еще есть предприятия в Москве и области. Проводятся исследования в этой области в университете им. Баумана.

Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно - технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства. Борисов, В., Балагурова, Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, 2001. - №12. - с. 30-35

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

Среди отраслей машиностроения, как уже отмечалось ранее, выделяют тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Рассмотрим продукцию, которую они выпускают.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи мталлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири («Сибтяжмаш» в Красноярске).

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры.

Энергетическое машиностроение также производит: реакторы для атомных электростанций, мощные дизели для судов, дизели для тепловозов и электростанций и т.д.

Российское энергетическое машиностроение является одной из наиболее благополучных отраслей отечественного машиностроения, что подтверждается отсутствием спада производства уже в 1996-1997 гг. на ведущих предприятиях - производителях энергетического оборудования, а также стабильной прибыльностью. Орлов, В.П. Сырьевая база машиностроения в условиях глобализации экономики. // Экономист, 2002. - №2.- с.28

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, а в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х гг. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции существующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергетическому машиностроению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования, а также разрыв традиционных связей с партнерами.

В последние годы наблюдается перелом ситуации в пользу отечественных предприятий. Активность западных производителей энергооборудования в России снижается в результате роста конкурентоспособности отечественных предприятий, и такие западные концерны, как Siemens, ABB, уже рассматривают российские компании в качестве партнеров и инвестируют в их развитие значительные средства.

Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение в середине 90-х гг. ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу «Энергомашкорпорация». (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке. В результате у предприятий, обедненных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие инвестиционных программ, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям - участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями.

Несмотря на определенные успехи, за последние 10 лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12% до 3-4%. Вернуться на ранее достигнутый уровень - вполне возможная задача.

Среди транспортного машиностроения можно выделить следующие подотрасли: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение отличается большой капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Сложная продукция требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Можно сделать вывод о том, что данная отрасль во многом зависит от трудовых и финансовых ресурсов. Лишь тяжелое машиностроение отличается меньшей трудоемкостью. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

Говоря о машиностроительной отрасли, в частности о тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, нельзя не сказать о ее значении для обеспечения безопасности и обороноспособности страны. И в первую очередь, это связано с тем, что эти отрасли создают конкурентоспособную военную продукцию, продукцию оборонного значения.

Энергети́ческое машинострое́ние - отрасль тяжелого машиностроения , производящая первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки энергоносителей (водяного пара, газа), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. К основным видам изделий энергетического машиностроения относятся паровые, гидравлические, газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов.

Энергетическое машиностроение играет ведущую роль в создании технической основы энергетики . С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 века. Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х годов в Великобритании, гидротурбины - с 1830-х годов во Франции, двигатели внутреннего сгорания - с 1880-х годов во Франции и Германии, паровые турбины - с конца 19 - начала 20 веков в Великобритании. С начала 19 века в России начали выпускаться паровые машины и котлы, в конце 19 - начале 20 веков было освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 году изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

Становление отечественной отрасли энергетического машиностроения связано с осуществлением плана ГОЭЛРО . В годы индустриализации были построены и реконструированы многие машиностроительные заводы, производящие энергооборудование. В советское время действовали крупные специализированные предприятия турбостроения: Ленинградский металлический завод, Невский завод, Свердловский турбомоторный завод, Харьковский турбинный завод, Калужский турбинный завод. Энергооборудование для атомных электростанций выпускали Ижорский завод, Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения, Подольский машиностроительный завод; котельное оборудование - завод «Красный котельщик» (Таганрог), Барнаульский и Бийские котельные заводы, Белгородский завод энергетического машиностроения; дизели - завод «Двигатель революции» (Горький), «Русский дизель» (Ленинград).

Энергетическое машиностроение — отрасль народного хозяйства по производству промышленного оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии. Чаще всего это аппараты, являющиеся рабочим телом тепловых двигателей.

Основная продукция

На предприятиях энергетического машиностроения может выпускаться, к примеру, такое важное для экономики страны оборудование, как:

  • турбины, работающие на разных видах топлива;
  • установки атомных и геотермальных станций;
  • двигатели внутреннего сгорания специального назначения;
  • тягодутьевые машины и т. д.

Основные потребители

Продукция предприятий энергетического машиностроения в настоящее время довольно востребована. Основными потребителями заводов этой отрасли являются компании нефтяной, металлургической промышленности и электроэнергетики (ТЭС, АЭС, ГРЭС, ГЭС). Предприятия всех этих сфер играют огромную роль в экономике государства. Оборудование же, используемое на таких заводах, зачастую является устаревшим. Предприятия энергетического машиностроения поставляют компаниям подобных специализаций новые современные или же модернизированные агрегаты.

Проблемы

Как и большинство заводов других отраслей народного хозяйства, предприятия такой сферы, как энергетическое машиностроение, в наши дни испытывают множество трудностей. В общем и целом такие комбинаты являются рентабельными. Однако их руководители и персонал вынуждены все же решать просто огромное количество проблем. К таковым можно отнести, к примеру:

  1. Износ оборудования. В большинстве случаев на заводах отрасли установлены станки, выпускавшиеся еще в середине прошлого века в СССР. Конечно, такое оборудование совершенно не соответствует современным требованиям производства. Частично проблему помогает решить модернизация станков. Однако на производительности труда износ оборудования до сих пор сказывается довольно серьезно.
  2. Нестабильность технологических связей. После развала СССР многие нарабатывавшиеся ранее годами схемы сотрудничества предприятий были разрушены. Сейчас они в большинстве случаев восстановлены. Однако данная проблема до сих пор продолжает сказываться на производстве довольно серьезно.

Перспективы

Несмотря на имеющиеся трудности, энергетическое машиностроение продолжает оставаться одной из самых перспективных отраслей хозяйства страны. Предпосылки к изменению состояния производств в сторону улучшения в последние годы в этой сфере наметились очень даже серьезные. Возможным это стало прежде всего благодаря тому, что в конце прошлого века большинство предприятий отрасли было объединено в промышленную группу «Энергомашкорпорация».

Компании, входящие и поныне в состав этой единой технологической цепочки, имеют возможность получать от потребителей, как отечественных, так и зарубежных, комплексные заказы. Также ЭМК финансирует многие инвестиционные программы, участие в которых позволяет предприятиям энергетического машиностроения модернизировать производство, расширяя тем самым в том числе и экспортный потенциал.

Основные отрасли

Все заводы энергетического машиностроения классифицируются на:

  • производящие машины;
  • выпускающие теплообменную аппаратуру.

Первая группа предприятий при этом может заниматься сборкой лопаточных двигателей (в основном турбин) или поршневых агрегатов (ДВС, локомобили).

В стране в настоящее время функционируют, таким образом, заводы, производящие:

  • электротехническое оборудование;
  • турбины;
  • котельное оборудование;
  • трубопроводы и арматуру;
  • насосное оборудование;
  • специальное оборудование.

Относятся к сфере энергетического машиностроения и компании, специализирующиеся на проектировании электроэнергетических комплексов.

Энергетическое машиностроение: центры

Предприятий этой перспективной сферы в стране на данный момент существует множество. Некоторые заводы были построены еще во времена СССР, другие начали свою работу совсем недавно. К примеру, относятся к этой отрасли:

  • Чеховский завод (ЧЗЭМ);
  • Пензенское предприятие (ПЗЭМ);
  • Саратовский завод («Сарэнергомаш»);
  • Барнаульский.

Завод энергетического машиностроения (Чеховский)

Это предприятие поставляет на отечественный и зарубежный рынок в основном трубопроводную арматуру. К примеру, на заводе изготавливаются задвижки, клапаны, охладительные установки, затворы, фасонные заготовки и пр. Также компания занимается оказанием услуг по эксплуатации, испытаниям и ремонту своей продукции.

Находится Чеховский завод энергетического машиностроения примерно в 70 км от Москвы. Специализируется на выпуске арматуры предприятие со времен Великой Отечественной войны.

Пензенский завод

ПЗЭМ — это динамично развивающееся предприятие, производственные мощности которого составляют 18 тыс. м 2 . Основной специализацией компании является выпуск резервуарного, теплообменного и сепараторного оборудования. Производит этот завод и трубопроводную арматуру.

Основными потребителями компании являются предприятия нефтегазовой, химической, энергетической, металлургической, пищевой промышленности. Поставляет Пензенский завод энергетического машиностроения свою продукцию в самые разные регионы России, даже в наиболее отдаленные.

Саратовское предприятие

«Сарэнергомаш», как и ЧЗЭМ, является частью корпорации ЭМК. Производит это предприятие в основном котельно-вспомогательное и теплоэнергетическое оборудование. Клиентами завода являются компании металлургической отрасли, коммунального хозяйства, ТЭС и АЭС, объекты сферы нефте- и газодобычи и многие другие.

Основано это предприятие было очень давно — в 1871 году. Теплоэнергетическое оборудование же оно начало производить в 1950 г. Сегодня завод поставляет свою продукцию не только на отечественный рынок. Партнерами компании являются предприятия из 29 стран мира.

Барнаульский завод

Расположен БЗЭМ в Алтайском крае. Это предприятие на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков тягодутьевых машин. К примеру, компания поставляет на отечественный рынок дымососы и вентиляторы. Также Барнаульский завод энергетического машиностроения выпускает редукционно-охладительные установки и энергетическую арматуру.

Помимо всего прочего, клиенты предприятия могут заказать такие услуги, как:

  • изготовление валов, муфт;
  • фрезеровка деталей;
  • изготовление штампов и т. д.

Научно-исследовательские и конструкторские организации

Помимо собственно заводов, к отрасли энергетического машиностроения относятся и всевозможные НИИ и конструкторские бюро. Наиболее крупными организациями этого типа являются:

  1. Всероссийский теплотехнический институт. Эта организация была учреждена в России в 1921 году. Создание ее было одним из этапов реализации программы ГОЭЛРО.
  2. Московский энергетический институт. Этот университет на данный момент является одним из самых крупных в мире. Входит в состав МЭИ 9 институтов, 176 лабораторий, 70 кафедр, опытный завод, библиотека и т. д.

Сильные стороны

Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.

Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.

Слабая сторона заводов

Общей бедой предприятий такой сферы, как энергетическое машиностроение, помимо износа ресурсов, до сих пор остается также низкий уровень заработной платы. По этому показателю отечественные заводы отрасли, к сожалению, уступают не только зарубежным, но и успешным российским компаниям других направленностей.

Основной опасностью такого положения дел является то, что на заводы энергетического машиностроения практически не идут молодые специалисты. А это, в свою очередь, может привести к утрате традиций передачи опыта и сильному снижению в плане рентабельности и конкурентоспособности предприятий.