Имя существительное имеющее одну форму числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать

Составные порядковые числительные

При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки – на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью.

Имена числительные «сто» и «сорок » в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно.

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные:

С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.

С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.

С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.

С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.

С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.

Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений – при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица): около двух третьих, приближается к четырём седьмым.

Числительное "полтора", "оба", "полтораста".

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов.

Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.

Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев. При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.

Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард» и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного, более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара»: сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с грамматической категорией числа. Вы убедитесь, что некоторые имена существительные не могут употребляться во множественном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только единственного числа, и правильно употребляйте их в речи.

Как вы знаете, большинство имён существительных имеют форму и единственного, и множественного числа, т.е. изменяются по числам: мама, тетрадь, лисица, лампа и проч. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на то, как с помощью окончания можно изменить число существительного.

Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Рассмотрите рисунки и сравните подписи под картинками. Обратите внимание, иногда для обозначения множества одинаковых предметов используется существительное в форме единственного числа: земляника, молоко и т.п.

земляника земляника Существительное земляника не имеет формы множественного числа

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (хлопок, молоко); качеств, действий (белизна, страх); групп людей (молодёжь, студенчество).

Это интересно В современном русском языке слова берега, глаза, руки, ноги, брови имеют форму множественного числа. В древнерусском языке существовало так называемое двойственное число, которое обозначало парные предметы: два глаза, две руки, два берега. Если определять число этих слов с точки зрения истории, мы должны сказать, что эти слова имеют форму двойственного числа.

Тренажёр. Выделите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Но прошло ещё два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. У гимназиста Мити лицо было смугло-жёлтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые... Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай, в котором слышались и боязнь чужого и радость, что это идёт свой. (По Л. Андрееву.)

Проверь себя. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Распределите слова на две группы: только ед. ч., все остальные Ежевика, нос, бегство, грабли, серебро, кукуруза, молодёжь, шерсть, сорочка, покрывало, звезда.

Говорите правильно! Запомните, на какой слог падает ударение в данных словах: свёкла си́лос хло́пок

Тренажёр Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только единственного числа и составьте с ними 2 - 3 предложения.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, в которых подлежащими будут слова черника, листва, серебро, бегство, восстание, а сказуемыми - глаголы в прошедшем времени.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного или только единственного числа. Например, слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. А слова верба, крапива, щавель, малина, молодёжь и др. имеют форму только единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков...

Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Конспект урока

на тему

«Имена существительные,

которые имеют форму только

единственного числа»

(5 класс по программе «Школа 2100»)

Составил учитель

русского языка и литературы

Исанова И.Г

Мелеуз, 2013г.

Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

1) М/п (метапредметная): извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),

перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему),

владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

2) 6ЛР (знание о языке как речевой деятельности): опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа,

определять их тематическую принадлежность,

различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).

3) 3ЛР (овладение умениями различных видов устной и письменной речи): находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

Оборудование.

1) Учебник «Русский язык. 5 кл.»: учеб. для образоват.учреждений: в 2-х кн. Кн. 2/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012.

2) Презентация к уроку prezent _ rus _5 kl _ ur 96 (сайт «Образовательная система «Школа 2100»)

3) Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Сегодняшний урок начнем с проверки домашнего задания:

1) прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию к упражнению 399;

2) устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

Примерный вопросный план

1. Что обозначает имя существительное в единственном числе и во множественном числе?

2. С помощью чего передается изменение имя существительного по числам?

3. Что собой представляет форма двойственного числа имени существительного?

4. Какие группы имен существительных имеют форму только множественного числа?

Примерный рассказ на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

В русском языке одним из непостоянных морфологических признаков имени существительного является категория числа. Имя существительное имеет форму единственного числа, когда предмет единичен, например: стол, окно. Имя существительное имеет форму множественного числа, когда предметов два и более, например: столы, окна.

Изменение имя существительного по числам передается с помощью окончаний: месяц – месяцы, вечер – вечера.

В древнерусском языке существовала особая форма двойственного числа, которая употреблялась для обозначения двух предметов, например: стол – единственное число, стола – двойственное число, что обозначало «два стола»; столы – множественное число. Когда формы двойственного числа стали исчезать из языка, дольше всего они сохранялись у слов, называющих парные предметы: глаза, бока, рога, рукава. Эти формы сохранились до нашего времени, но уже как формы именительного падежа множественного числа.

Еще есть имена существительные, имеющие форму только множественного числа. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы – очки, брюки; вещества – чернила, сливки; явления природы – сумерки, заморозки; события – именины; отрезки времени – каникулы, сутки; игры – жмурки, шахматы; географические названия – Альпы, Карпаты.

III . Мотивация целеполагания и определение цели урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

1) Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.

Работа с презентацией (prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

В своих лингвистических рассказах вы говорили о такой грамматической категории, как число. Давайте понаблюдаем еще. Посмотрите на картинки и скажите, что на них нарисовано.

(На картинках - молоко, сахар, рис.)

Что общего у этих слов?

(Эти слова обозначают вещества.)

(Нет. Эти предметы нельзя подсчитать.)

Попробуйте «взвесить» или «налить» эти вещества.

(Налить молока, взвесить два-три килограмма сахара, четыре тонны риса).

Какое число вы получили?

(Получилось двойственное число.)

Попробуйте образовать от этих слов форму множественного числа. С какой проблемой вы столкнулись?

(Проблема состоит в том, что форму множественного числа от данных слов образовать нельзя.)

Сделайте вывод из сложившейся ситуации.

(У данных слов нет формы множественного числа.)

3) Формулировка темы урока и его целей обучающимися (при участии учителя).

В начале урока мы говорили, что у имен существительных есть формы единственного и множественного числа, есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Такие существительные можно распределить по тематическим группам. Сейчас перед нами слова, у которых нет формы множественного числа. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Что узнаем нового? Сформулируйте цель нашего урока.

(Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа и выделять группы таких слов).

Давайте сравним вашу формулировку с формулировкой в учебнике на стр.223 к параграфу №45 (Обучающиеся читают).

IV . Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (текст в схему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

1) Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным (языковым) материалом.

Прочитайте слова (работа с презентацией - prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.

Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.

Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.

Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно

человечество человек

родня родственник

железо железка

листва лист

горох горошина

Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.

От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.

2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).

Какой вывод вы можете сделать?

В русском языке есть имена существительные, имеющие форму

только единственного числа.

В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).

Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.

Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.

1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)

2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)

3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)

Давайте попробуем составить схему-опору по теме урока «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» Поработайте в парах.

(После работы в парах на доске записываются несколько схем-опор).

V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах. Например, упражнение 401 (развивается умение подбирать существительные только единственного числа) . (Читается задание) . Подсказка: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).

(Упражнение выполняется устно)

Это задание было легким, и делали мы его все вместе. Усложним. Сейчас каждый из вас, выполняя упражнение 403 (развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа) самостоятельно выпишет имена существительные по группам: 1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;

2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Затем мы проведем взаимопроверку, а потом вместе поразмышляем о смысле данного стихотворения.

1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;

2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;

3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.

После плодотворной практической работы перейдем к обобщению. Теперь мы все знаем о такой категории, как число имён существительных. Попробуем наши знания преобразовать в таблицу, т.е. систематизировать.

( Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных».)

Заполните таблицу.

Число

Значение

Пример

(Обучающиеся заполняют таблицу)

Число

Значение

Пример

Ед.ч. – мн.ч.

один предмет – много предметов

друг – друзья, лес – леса

Только мн.ч.

1) составные («парные») предметы

2) вещества (продукты)

3) явления природы

4) события

5) отрезки времени

6) игры

очки, клещи

духи, рожки

заморозки, сумерки

крестины, проводы

сутки, будни

шашки, прятки

Только ед.ч.

1) вещества (продукты)

2) совокупность

3) отвлечённые понятия

золото, мясо

молодежь, старьё

отвага, баловство

Проверьте себя (проецируется на экран таблица). Вы справились с этим заданием.

VI . Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

1 ) Рефлексия обучающихся (Я ЗНАЮ…; Я УМЕЮ…).

Наш урок подходит к концу, и хотелось бы подвести итог. Сделать его нам поможет фраза: «Я знаю ключевые слова сегодняшней темы…». Продолжите мое предложение.

Имена существительные только единственного числа, тематические группы имен существительных только единственного числа: 1) вещества (продукты); 2) совокупность; 3) отвлечённые понятия и т.д.

2) Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке (в рамках первичной проверки сформированности умений).

По каким критериям будете оценивать себя?

3) Оценивание учителем достижений учеников на уроке (общая оценка коллективного труда на уроке; оценка учебной деятельности учеников в парах и группах; индивидуальная оценка, выставленная отдельным ученикам).

VII . Домашнее задание упражнение 405 (учитель предлагает дополнить каждую группу тремя-четырьмя словами). Остальные задания выполняются в полном объеме.

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

    Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

    Ходит весь век, а не человек. (часы)

    Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

    Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

I V . Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V . Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

VI . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.(Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи -

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими : работа по перфокартам (на повторение).

VIII . Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)

Какие слова не имеют единственного числа?

    Обычно, в русском языке слова имеют две формы - множественное и единственное число.

    Но есть,которые имеют только множественное.

    К таким словам относятся те, которые имеют значение парных или сложных предметов. Примером могут служить - ножницы,брюки,очки и т.д.

    Название игр - щахматы, шашки,нарды.

    Промежутки длительного времени - сутки, будни.

    В русском языке не очень много слов, которые не имеют единственного числа. С каждым из них, почему оно появилось, надо разбираться отдельно.

    Например, взять слово ворота. У него нет единственного числа. Как же могло так получиться? Все станет понятным, если вспомнить, что такое ворота. Ворота - это большие двери в заборе, состоящие из ДВУХ половинок. Нет смысла ворот, если они имеют только одну створку. Поэтому получилось так, что нужно иметь две створки, то есть МНОЖЕСТВЕННОЕ число.

    То же касается и слова ножницы. Ножницы состоят из двух половинок. Каждая из них не имеет смысла по одиночке, а вместе составляют целый предмет.

    Также множественное число могут иметь слова, обозначающие неопределенное большое количество чего-то. Например: сумерки (много полутьмы), чернила (много черного вещества).

    Вот какие слова мне припомнились при прочтении Вашего вопроса:

    очки (не очки на табло, тогда могло бы быть и одно очко, а очки для зрения или солнечные)

    духи (ударение на второй слог)

    каникулы

    трусы (нижнее белье, а не группка трусливых людей, конечно же!).

    Такое явление, как наличие только одной из форм - единственного или же множественного числа - можно наблюдать в русском языке. Если говорить о форме множественного числа, то она будет всегда сохраняться в следующих существительных:

    Слова, имеющие только множественное число, и не имеющие единственного, подразделяются на несколько категорий:

    1. Имена собственные географических мест: Карпаты, Горки, Афины, Альпы (уж так их назвали).
    2. Названия игр: шахматы, шашки, горелки, классики, нарды, прятки, жмурки.
    3. Предметы из нескольких деталей: ворота, очки, часы, весы.
    4. Инструменты: ножницы, тиски, клещи, грабли, вилы.
    5. Иностранные слова: духи, консервы, финансы, колготы.
    6. Временные промежутки: сутки, будни, сумерки, поминки, именины, каникулы.
    7. Массы веществ: чернила, сливки, макароны, отруби, опилки, дрожжи.
    8. Одежда: трусы, брюки, штаны
  • В русской грамматике не все существительные имеют форму единственного числа. Некоторые из них употребляются только во множественном числе . Вспомним их в связи с обозначением, например, парных предметов:

    щипцы, кусачки, сани, штаны, шорты, колготки.

    Сюда отнесем названия некоторых игр:

    городки, шахматы, шашки, жмурки, прятки, догонялки;

    названия отрезков времени, состояний и действий:

    потемки, сумерки, сутки, будни, проводы, выборы, сборы;

    существительные, называющие продукты, остатки, однородные вещества:

    чернила, белила, хлопья, щи, сливки, дрожжи, опилки, помои, брызги, обои;

    некоторые географические названия:

    Афины, Лужники, Гималаи, Карпаты, Хибины, Альпы.

    В русском языке имеется достаточно слов, не имеющих формы единственного числа, а употребляющихся только во множественном числе. Такие слова можно даже разделить на категории.

    Например, предметы, состоящие из нескольких деталей - ворота и очки. Или слова иностранного происхождения - колготы и духи.

    А так же список слов, не имеющих формы единственного числа можно продолжить - каникулы, щи, чернила, опилки, сливки, обои, прятки, салки, джинсы, ножницы, шаровары, белила, качели, дрова, грабли, вилы, Курилы, Мальдивы, люди...

    В русском языке есть множество таких слов, например, те из которых вспомнились мне - брюки, очки, часы, консервы, будни, клещи, сани, ножницы, сутки, каникулы, колготки, сливки. Так же такими словами являются названия некоторых игры. Это, например слова шашки, нарды ,шахматы.

    На ум сразу приходят такие существительные, как: ножницы, шахматы, именины, дрожжи, весы, будни, сутки, финансы, очки (как предмет для зрения), часы (как предмет показывающий время), брюки, штаны, колготы, каникулы, духи и мн. другие.

    Это существительные, которые имеют только форму множественного числа.

    В русском языке имеется некоторое количество имен существительных, которые не имеют форм в единственном числе. Они всегда употребляются во множественном числе , даже если имеется в виду только один предмет.

    Среди существительных, не имеющих единственного числа , выделяются несколько типов:

    • названия предметов, которые состоят из двух или более частей: сани, носилки, брюки, грабли, плоскогубцы, вилы;
    • названия явлений, игр, событий, действий или состояний: поиски, хлопоты, выборы, жмурки, бега, проводы, именины;
    • названия предметов определенной протяженности: сутки, каникулы, сумерки, будни;
    • названия веществ: белила, дрова, консервы, отруби, опилки, сливки, щи.

    Среди имен существительных без формы в единственном числе имеются и имена собственные , такие как Афины, Карпаты, Альпы, Набережные Челны и другие.