Школьные перегрузки. Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания

Организационные мероприятия, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятие. Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия. Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Слайд 11 из презентации «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.ppsx» можно в zip-архиве размером 252 КБ.

Скачать презентацию

«Гигиена дыхания» - Проверь себя. Гигиена голосового аппарата: Строение и функции органов дыхания. Пристеночная плевра. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта. Легкие – парный орган. Органы дыхания. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

«Состав пищи» - Сделайте собственный вывод. эмульгаторы Е 500 – Е 599. Е 101 рибофлавин. Е 620 глутаминовая кислота. Вредные пищевые добавки. Пищевые добавки-. Для сохранения хлебных продуктов применяют пропианат кальция (Е 282). Е 627 гуанилат натрия. Е 230-бифенил Е 231-ортофенилфенол Е 232-ортофенилфенола натриевая соль.

«Нравственные категории этики» - Честь. Категории этики. Совесть. Счастье. Достоинство. Долг. Культура отношений в коммерческой деятельности. Нормы нравственности. Смысл жизни. Добро и зло.

«Задачи на проценты» - Проценты были известны индусам ещё в Vвеке нашей эры. Задачи на нахождение числа по его процентам. Задачи на нахождение процентного отношения. После того, как число уменьшили на 40% этого числа, получили 48. Найдите это число. В Европу проценты ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В переводе с латыни «процент» - сотая часть числа.

«Цифра 5» - Какие четыре равенства можно записать к рисунку. Получение числа 5. Установите закономерность. Назови число. Математика. Счет по числовому отрезку. Составьте выражение. Четыре равенства. Верные равенства. Назови число предметов на каждой карточке. Минус. Число пять. Плюс. Записи. Расскажите о числе 5.

«Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся»


Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Здесь я не ставлю целью проанализировать все названные способы оптимизации обучения, а хотела бы более подробно остановиться на наиболее эффективных для урока информатики методах обучения и оптимальном использовании учебного времени на уроке

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

    методы организации учебно-познавательной деятельности;

    методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

    методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

В своей практике я использую и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учению, повышения их ответственности к учебе. К таким методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учебе, метод предъявления учебных требований. И как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, письменного, лабораторного, индивидуального, фронтального контроля и др.

Проиллюстрируем выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке в процессе изучения темы: "Организация циклических процессов в языке Паскаль", на одном из уроков, посвященному изучению оператора цикла с параметром и решению задач с использованием данного оператора. Определив основные цели урока, приступаю к основной части урока.

I. Актуализация опорных знаний происходит в форме фронтального опроса с последующим контролем повторенного материала в виде Паскаль-диктанта. Из средств наглядности использую таблицы «Операторы цикла» (блок-схема + запись на языке Паскаль).

Какие виды циклов вы знаете?

В каких случаях применяется каждый из этих циклов?

Объяснить, как работают эти циклы.

В чем сходство и различие этих циклов?

Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Вопрос я ставила так: "О чем вы думали во время ответов своих товарищей?"

Следили за ответами товарищей - 14.8 %

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их - 19.8%

Думали об изучаемом материале - 9.3 %

Думали о разном, кроме изучаемого предмета - 53.8 %

Занимались посторонними делами - 2.7 %.

II. Паскаль-диктант.

Дайте определение цикла.

Какого типа может быть переменная параметра цикла?

Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.

В каком операторе цикла обязательно исполнится хотя бы один раз?

В операторе цикла с последующим условием записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза, и цикл прекратил работу:

1 вариант: 2 вариант

writeln(x:3,y:5); writeln(x:4,y:6);

until ... ; until ... ;

После диктанта проводим моментальную проверку и анализ предполагаемых ошибок и затруднений.

Изложение нового материала провожу в виде беседы, что кажется с внешней стороны как диалог, но диалог этот несколько необычный, поскольку, беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным «открытиям».

К каждому уроку для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное, существенное. Здесь отражается и план урока, и ход работы, задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание. Поэтому ребята на уроке у меня не тратят время на запись теоретического материала, а это время освобождается для закрепления и отработки навыков и умений, на решение задач. Например, на этом уроке мы успеваем решить 5 задач.

Задача № 1 (устно). Сколько раз будет выполнено тело цикла в следующих фрагментах программ:

a) for k:=-1 to 1 do ...

b) for k:=10 to 20 do ...

c) for K=20 to 10 do ...

d) k:=5; r:=15; for i:=k+1 to r-1 do ...

for i:=0 to k*r do ...

f) k:=r; for i:=k to r do ...

Задача № 2. Определить значение переменной s и i после выполнения следующих операторов:

for i:=2 to n do i=2 (2да) i=3 (3да) i=4 (4да) i=5 (5нет)

s:=s+100 div i; s=50; s=83; s=108;

Ответ: s=108; i=5.

Задача № 3. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна n (0

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно выделить последнюю (младшую) цифру числа?

Каким действием можно выделить первую (старшую) цифру числа?

Обозначим через k - очередное число,

P1 - старшую цифру числа k,

P2 - младшую цифру числа k,

S - сумму цифр числа о k будем печатать только в том случае, когда сумма P1 и P2 будет равна S.

Решение этой задачи идет методом работы под руководством учителя. Сначала составляем блок-схему, а затем приглашаем ученика к доске записать программу на языке Паскаль.

AR k,n,P1,P2,S:INTEGER;

WRITELN("введите целое число");

Readln(n); {вводим целое число}

For k:=10 to 99 do

P1:=k div 10 {выделяем старшую цифру}

IF S=n THEN WRITELN(k);

3. Практическая работа на ЭВМ.

Задача № 4. Вычислить (1*2) + (2*3) + (3*4) + ... +(50*51).

Сколько слагаемых? Как изменяется I?

Чему равно начальное значение суммы S?

Как накапливается сумма?

Какова формула для поиска очередного слагаемого?

Составит блок-схему и программу самостоятельно. Проверку осуществить по ответу, кто не справился, загрузить файл C2.PAS.

Задача № 4.*Найти сумму первых 10 чисел последовательности Фибоначчи. Числа Фибоначчи вычисляются так a1 = a2 = 1, ai = a i - 1 + a i - 2.

Задача № 5. * В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m часов, а каждая следующая на 10 минут больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада?

5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания учитель должен обратить внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложил ли учитель ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, четко ли сообщил требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Задача № 6. Найти все двузначные числа, которые делятся на n или содержат цифру n.

Указание: Если двузначное число удовлетворяет условию задачи, то для него выполняется хотя бы одно из 3-х условий:

Первая цифра числа n или вторая цифра числа n, или само число k делится на n: k mod n =0.

Задача № 7. Вычислить: а) 1+2+4+8+...+28

Задача № 8.* Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков?

Для дифференцированного подхода к ученикам, как правило, выбираю два варианта упражнений (упражнения со * для сильных учеников). Но дифференцировать необходимо также и помощь слабоуспевающим. Здесь есть также возможность экономии времени урока. В данном уроке для решения задачи N 4 есть вопросы-подсказки для слабого ученика.

Из практики известно, что у трети учащихся слабо развиты навыки самоконтроля. Поэтому широко применяю специально разработанные таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля, работу с контрольными вопросами, взаимопроверку работ. Так, при подведении итогов данного урока, в целях контроля за изученным материалом, ребятам было предложено самостоятельно составить вопросы по изученному материалу, а затем они коллективно обсуждались учениками и давались ответы на них.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр. Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспита-ния сде-лались хорошими - это в нашей власти».

Цель - найти ответы на вопросы:

  • Каковы причины перегрузок, возникающих у учащихся при вы-полне-нии до-машнего задания?
  • Как помочь ученику справится с выполнением домашнего зада-ния?
  • На что обратить внимание при постановке домашней ра-боты по от-дель-ным предметам?

2. Постановка проблемы.
Причины нарушения здоровья учащихся.
«-- Ну почему так много задают! Мы что роботы, все это решить. Опять буду учить полдня. Я устал и у меня болит голова. И толку что я учу, все равно не спрашивают! »
Это говорит мой ребенок, который учится в седьмом классе. Что ему от-ветить не знала. Когда учился в начальной школе, мы как-то не заме-чали особо, что он сильно устает после школы, и не было жалоб, что много задают домашней работы? Я как родитель, переживаю, что мой ребенок явно испы-тывает стресс, что существенно влияет на его здоро-вье и соответственно на ус-пехи в учебе.
Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенден-ция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилак-тических осмотров детского населения в школах за период 2005/2006 - 2008/2009 учебный год число детей имеющие про-блемы с пониженным слу-хом, зрением, дефектами речи, нарушением осанки и ряд других заболева-нии, увеличивается с каждым годом.
Что могло стать причиной подобной ситуации?

  • ухудшение ус-ло-вий жизни
  • психоэмоциональные стрессы
  • неудовлетворительное каче-ство питания
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • несо-блюде-ние санитарно-гигиенических требований
  • увеличение учебных нагру-зок
  • увеличение объема домашнего задания

По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каж-дый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигатель-ного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сер-дечно сосудистой, дыха-тельной системах.

В последние годы значительно увели-чился недельный учебный план школьников, а учебные программы зна-чи-тельно усложнены, и их авторы стали все больше соглашаться, что трудно учиться детям даже с отменным здоровьем.
Многие школы нашей страны уже работают по 5-дневной неделе, что привело сокращению учебного года почти на 40 дней. Хотя учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уро-ков воз-росло в начальной школе до 6 вместо 4-5, а в средней до 8 уроков в день, взамен 5-6. Количе-ство уроков и объема учебного материала требует увеличение объема знаний, следовательно, растет и время на подготовку домашнего зада-ния.
Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабо-чий день в начальной школе со-ставляет 10-11 часов, а в средних классах до 14-15 часов. Увеличение на-грузки не проходит бесследно: удетей отмечается большая распростра-нённость и выраженность нервно-психическихнаруше-ний, боль-шая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфунк-циями, более низкая сопротивляемость болезням и другие наруше-ния. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у де-тей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психо-неврологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищева-рения.
Перегрузка домашней работой.
Объем домашнего задания и время на его выполнения должен соответ-ствовать требованиям Са-ни-тарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобра-зова-тельном учреждении СанПиН. Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисова-нию, пению, труду и физкультуре.
Рассмотрим график максимального времени на выполнения домаш-него задания с учетом возраста учащегося, рекомендуемого СанПиНом. Из-данного графика мы видим следующее:

С каждым годом количество предметов возрастает, учебная на-грузка увеличивается и соответственно время на выполнение домаш-него задания тоже. Как должно быть распределено время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации СанПиНа. Удобно рас-смотреть данный момент с помощью таблицы, где указаны предметы в соответствии общеобразова-тельной программы многих школ и учтена возрастная особенность уча-щихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до 6 уроков, основные предметы повторяются каждодневно, остальные по-вторяются 2-3 раза в неделю.
При опросе учащихся, родителей учащихся а также учителей нашей школы получили следующие результаты. Учителя начальной школы считают, что ученик должен укладываться в график, предложенный нормативами. Однако при пятидневной учебной на-грузке, количество предметов в день увеличено. Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке домашней работы минимум на 30 минут в день, за 5-дневную неделю составляет 2,5 часа, и на понедель-ник задания тоже бывают. Родители детей начальных классов говорят о том, что приходится по-мо-гать при выполнении домашней работы, так как иногда ребенок не справля-ется или может просидеть за учебниками с тетрадками намного больше времени, чем указано в нормативах СанПина. Учащиеся, как правило, под-тверждают слова родителей.
Среднее звено - учащиеся 5-8 класс. Аналогичная ситуация по перегрузке учебного плана и домашней работы. При опросе учителей предметни-ков, оказалось, что каждый превышает время выполнения домашнего задания на 10-15 минут, итого за день от 30 минут до 1 часа, за шести-дневную неделю перегрузка составила в среднем 1,5-2,5 часа. Что за-даем больше, уже видно. Учащиеся этого звена все больше говорят, о том, что самостоятельно не справляются домашним заданием, и просят помощи у родителей и одно-классников.
В старших классах ситуация под контролем по домашнему заданию, но перегрузка в учебном плане присутствует. Хотя ученики при отве-тах на во-прос, сколько времени уходит на выполнение, отвечали, что на дни с боль-шей учебной нагрузкой требуется больше времени на выпол-нение домаш-него задания.
3.Способы решения проблемы .
Организация домашней учебной работы.
Важную роль на пути преодоления перегрузок, формирование умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри-вается учебными программами по большинству предметов. Организация до-машней учебной работы - часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха-рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за-дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель-ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до-машнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за-дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ-ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб-лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп-ражнений. Сколько нужно таких упражнений - зависит от особенностей ма-териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не-обходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражне-ниями качество навыка. Другие же должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и ум-ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосред-ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя-тельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функ-ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя-тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив-ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини-циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна-тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче-ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча-щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни-тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава-тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава-тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада-ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз-можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до-машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес-сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом - одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя-тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова-ние опыта творческой деятельности - всё это является условиями формиро-вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми-роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра-боты:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от-дель-ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво-енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое - то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз-наёт цены на учебные принадлежности, другая - цены на продукты, третья - на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це-лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рас-считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе-рен-цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель-ной работы младших школьников, которая реализуется посредством сле-дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, бе-рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо-собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра-батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало-гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ

Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную ин-формацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то про-верка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообраз-ные формы проверки, но преобладающей всё-таки оста-ётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домаш-ними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просмат-ривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспи-тательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формирова-нию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних за-даний в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если органи-зован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезор-ганизует учащихся, по-нижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности про-верки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограни-чивается лишь вы-ставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка до-машней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отмет-ках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установ-ления очерёд-ности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи ис-ключать нельзя. Опыт-ные учителя и здесь предусмотрительны. Одни при-учают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в про-цессе про-верки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи вы-полнять дру-гое задание, по выбору самого ученика, и для этого предостав-ляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получи-лось решение, не ог-раничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учи-теля в любом классе.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка-кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова-ния:
. задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
. задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
. задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи-тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат-ность в работе (установка на контроль);
. задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви-дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа-лизацию заданий);
. задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
. задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы-вания, наблюдений (разнообразие заданий);
. задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше-ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
. в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
. каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче-ния);
. задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен-ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
. проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его вы-полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис-пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма-териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы-зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста-точно данных для суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи-мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на-чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да-вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон-тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы-текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после-дующий урок.
Недопустимо , когда плохо подготовленный урок заканчива-ется до-машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате-риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож-дает хрони-ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ-ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де-лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про-стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле-чение домашними заданиями, ко-торое может привести к перегрузке уча-щихся: ис-ключить задания, рассчи-танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни-мающие много времени, но не дающие нужного по-ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не-верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко-торых уча-щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор-динирован-ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до-машнего задания, отбор их видов и ре-альная оценка всех возмож-ностей уча-щихся предупредит опасность пере-грузки. Согласно современным педагоги-ческим и гигиеническим требованиям, обу-чение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нару-шается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, необходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занимали эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу приносили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обязательными и снимали накопившееся эмоциональное напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогулок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разрешения многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кануло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем нехитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастающем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошевелить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок - важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле - здоровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психически здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклонения в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьников также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную подвижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нервной деятельностью.

Опираясь на это положение, можно сделать вывод: чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, больше здоровой мышечной усталости - меньше нервного напряжения, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости - и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.

Профилактика эмоциональной напряженности младших школьников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:

Ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.;

Ежедневные уроки физкультуры;

Систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются приемам самообладания;

Систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 ч;

Систематический (ежедневный) общественно полезный труд;

Систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Если эта система будет выдержана, то можно ожидать улучшения физического и эмоционального здоровья школьников.

В методических руководствах описаны хорошие физкультурные комплексы утренней зарядки для детей всех возрастов и медицинских групп. Учитель будет делать зарядку вместе с учениками и следить, чтобы она не превратилась в формальное мероприятие, отбывание повинности. Все ученики добросовестно и в полном объеме выполняют упражнения. После физзарядки детям предоставляется 10-минутный отдых, чтобы успокоиться и подготовиться к уроку. Были времена, когда за отношение к утренней гимнастике выставлялись оценки, она была делом большой государственной важности. Комплекс физкультурных упражнений утверждался на высоком правительственном уровне.

Учить детей приемам самообладания нужно, прежде всего, для того, чтобы они оставались здоровыми. Поскольку без стрессов жизнь невозможна, необходимо учить детей переносить их с наименьшими потерями. Стресс - это реакция организма на повышенные требования, а также защита от перегрузок. Со всеми проблемами наша нервная система не справляется. Нужно сознательно ей помогать. Управлять своими эмоциями, возобновлять силы и работоспособность научит детей педагог, излагая основы аутотренинга. Это психотерапевтический метод, объединяющий элементы самовнушения и самокоррекции.

Накоплен положительный опыт использования аутотренинга в элитарных учебных заведениях РФ. Занятия планируются, являются обязательными. Уроки аутотренинга вводятся в расписание. Они проходят 2-3 раза в неделю в специально оборудованном, тихом, слегка затемненном, хорошо проветренном помещении. Воздух увлажняется настоями ароматических трав, запахи которых успокаивают нервную систему. В содержание курса аутотренинга, который начинается с 1 класса и продолжается до девятого, входят беседы на различные темы, антистрессовые установки, внушения, овладение методиками самовнушения, самоанализа, самокоррекции. Занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Польза аутотренинга в том, что здесь педагоги не подчиняют ребенка своей воле, а наоборот, максимально способствуют пробуждению и поэтапному укреплению его собственных сил, учат детей сознательно управлять своими возможностями. В школе незаметно формируется дух сотрудничества, взаимопонимания, налаживается хороший моральный климат, повышается качество учебной работы. Ученики обучаются искусству владения собой, которое им пригодится на всю жизнь. Они усваивают приемы оценки ситуаций, умения принимать правильные решения, освобождаются от страхов, агрессивности и тревожности, неуверенности в своих силах. Педагоги, участвующие в тренинге вместе с детьми, тоже становятся добрее, тактичнее, исчезают раздраженность, головные боли и бессонница.

Конечно, не каждый педагог сразу готов вести сеансы аутотренинга. Этому уже начинают обучать в вузах. В странах мира распространяется движение под девизом «Учитель, ты психотерапевт», методика коррекционного аутотренинга постоянно совершенствуется. Те затраты, которые несет общество, обустраивая классы эмоциональной коррекции, окупаются с лихвой.

Для определения наиболее важных направлений коррекционной работы учитель может воспользоваться ориентировочной программой.

Программа коррекции эмоциональной напряженности (КЭН)

1. Программа КЭН предназначена для детей 6-11 лет. Снимает усталость, тревогу, эмоциональное напряжение, помогает сознательно регулировать психические состояния, развивать эстетические чувства. Длительность сеансов 10-15 мин.

2. Программа КЭН для детей начальной школы состоит из 10 тематических сеансов:

«Путь к себе» - для общего представления о возможностях самоусовершенствования;

«Каждый человек неповторим» - для понимания детьми главных качеств и характеристик человека;

«Здоровый сон» - для усвоения комплекса простых психогигиенических навыков, способствующих расслаблению и здоровому сну;

«Я и другие» - для повышения уровня коммуникабельности и усвоения навыков правильного общения;

«Моя сила» - для устранения психоневротических состояний и профилактики утомляемости;

«Совсем не страшно» - для самокоррекции состояний тревожности;

«Спокойствие - дар богов» - для самокоррекции нервных вспышек, общей гипермобильности;

«Прости обидчика» - для самокоррекции вспышек драчливости, снижения конформности, умения выходить из конфликтных и напряженных ситуаций;

«Жестокость губит человека» - для снижения агрессивных состояний;

«Работать много, работать легко» - для профилактики усталости, повышения работоспособности.

Разумеется, это общие направления, которые в каждой школе «обрастают» конкретными подходами, деталями, возможностями. Один из наиболее сильных методов групповой терапии - хоровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влияния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоционального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педагогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем хоре освобождает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряжение, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Песни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, сладкоголосыми, умиротворяющими. Не похабные частушки и не бьющие по мозгам шлягеры, усиливающие агрессивность, а хорошие, давние народные песни, классические произведения.

С древнейших времен хоровое пение - обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность - все в этом нехитром занятии. Почему же мы не используем его возможностей, а если используем, то неверно, неграмотно, формально, превращая уроки пения в заранее запланированное, второстепенное и ненужное занятие? Думается, все от неправильного подхода, недомыслия. Если на уроках дети не поют, а занимаются чем-то другим - учат ноты, разбираются в музыкальных жанрах, - это не уроки пения. Они никому не нужны, поскольку не выполняют своего прямого назначения - облегчения чувств. С первой и до последней минуты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением покидают класс. Пускай поют они пока нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы постепенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» - пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, которые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе! Говорят, хоровое пение в тюрьмах исцеляет души даже закоренелых преступников. Никто из участников академических хоров никогда не был под следствием и не совершил никакого преступления. Общины баптистов, евангелистов, где много поют хороших песен, самые законопослушные. Возродить в школах ежедневное хоровое пение будет трудно. Но делать это все же необходимо. Начинать надо с малого, постепенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняющегося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При правильной организации это эффективная и целебная групповая медитация, удесятеряющая силы.

Прогулки на природе - издавна известный и широко применяемый метод комплексного решения многих воспитательных задач, профилактики эмоциональной напряженности. Вспомним, какое значение придавал ему В.А. Сухомлинский. Во время прогулки естественно возникают и разрешаются такие вопросы, для которых в классе требуется создавать специальную атмосферу. Учитель вместе с детьми проложит прогулочную тропу, установит на ней необходимые для развития различных физических качеств препятствия, оборудует место для отдыха и задушевных бесед. Затрат минимум, а польза огромная.

Для работы с детьми

Диагностические методики

Название: У кого больше.

Форма, метод: Игра-секретик.

Цель: Выявить лидеров и отверженных в классе. Больше узнать о детях, требующих коррекционной поддержки.

Оборудование: Детские рисунки, открытки, конверты.

Реализация: Учитель постепенно накапливает детские рисунки, изготовленные самими детьми, поздравительные открытки без подписи, конверты. В один прекрасный день все это богатство он сложит в стопку, будет приглашать по очереди детей, собравшихся за дверью класса в коридоре, и говорить: «Выбери три рисунка. Можешь положить их в конверты трем любым ребятам на их парты». Те, кто уже выполнил упражнение, из класса не выходят. Тот, кому положили больше всех рисунков, станет лидером.

Вариации: С другими предметами, в различных сочетаниях, для многих целей.

Обработка результатов: Считаются сделанные выборы. Подтверждаются, дополняются или опровергаются наблюдения учителя.

Выводы: Учитель принимает решение об отнесении отдельных учеников в одну из коррекционных подгрупп. Намечаются направления и методы педагогического воздействияНазвание: Сколько сил осталось?

Диагностические методики

Форма, метод: Игра-тест.

Цель. Диагностика утомляемости и работоспособности.

Оборудование: Секундомер.

Реализация: Младшие школьники, как известно, быстро утомляются. А с усталыми детьми никакая работа, в том числе и коррекционная, успешной быть не может. Чтобы узнать, сколько сил осталось у детей, и решить, можно ли начинать с ними новое дело, учитель проводит измерение остатка сил. Определяет он этот показатель по времени групповой реакции. Все дети класса вместе с учителем становятся в кружок и берутся за руки. Учитель «запускает» сигнал по кругу - пожимает руку рядом стоящего ученика. Тот должен другой рукой передать сигнал товарищу и так по всей цепочке, пока сигнал не вернется к учителю (ученик не сжимает его руку). Секундомер останавливается и засекается время прохождения сигнала. Чем больше устали дети, тем больше времени понадобится, чтобы сигнал обошел весь круг. Метод простой и надежный. Результат зависит от количества детей, потому ориентировочные данные не приводятся. Учитель протестирует детей в различное время суток, в разные дни и установит время наилучшей работоспособности.

Вариации: От класса к классу, в разное время года, на протяжении месяца, недели и суток реакция будет разной.

Обработка результатов: Прямой отсчет времени групповой реакции по секундомеру. На основе полученных данных учитель принимает те или иные решения.

Подытоживая, еще раз подчеркнём, что лучше предупреждать, чем их потом лечить. Необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок. Для этого используйте ежедневную интенсивную физическую зарядку на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.; ежедневные уроки физкультуры; систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 часа; систематический (ежедневный) общественно полезный труд; систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Проверим себя

Что такое депривация?

Какие причины депривации вы могли бы назвать?

Как связана депривация с поведением школьника?

Какие способы помощи детям-деприватам может использовать учитель?

Что такое фрустрация?

Охарактеризуйте особенности поведения, вызванного этим состоянием.

Как помочь школьникам, впавшим в фрустрацию?

Каковы общие методы снижения эмоциональной напряженности детей?

Прочитаем дополнительно

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гуревич КМ. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1991.

Захаренко И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

Зинченко С.Н. Трудные дети. Киев, 1988.

Караковский В А. Любимые мои ученики. М., 1987.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Кушнер Ю. Изучение подростковой депрессии // Воспитание школьников. 1991, № 2.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1990.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4. С. 53-61.

Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

Славина Л.Л. Дети с эффектным поведением. М., 1966.

Эмоциональное здоровье вашего ребенка / Пер. с англ. М., 1996.

МБОУ Видновская СОШ №2

Ленинского муниципального района

Московской области

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Выступление на педсовете

Дронниковой Е.И.,

учителя высшей категории

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».

Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?

С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.

С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.

В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:

  1. условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
  2. психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
  3. режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
  4. образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
  5. состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)

При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.

Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.

Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.

1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.

Годовая динамика работоспособности :

Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание

1 класс- 6-8 недель

2-4 классы до 3-4 недель

5 классы - увеличение до 4-6 недель

в последующие годы 2-3 недели

Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:

Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.

Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.

Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:

  1. режим дня;
  2. смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
  3. прослушивание музыки;
  4. занятия спортом, посещение секций и кружков;
  5. посещение бассейна.

Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!

Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…

А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».

Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.

Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.

Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.

Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.

Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.