Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей. Оригинальный тест для будущих первоклассников

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

  • В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире
  • Полные имена членов семьи, их профессии
  • Правила поведения в общественных местах и на улице

В области развития речи и готовности к овладению грамотой

  • Уметь четко произносить все звуки речи
  • Уметь интонационно выделять звук в словах
  • Уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • Уметь определять место звука в слове
  • Уметь произносить слова по слогам
  • Уметь составлять предложения из 3-5 слов
  • Уметь использовать в речи обобщающие понятия
  • Уметь составлять рассказ по картинке
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете
  • Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • Уметь наизусть читать любимое стихотворение
  • Знать автора прочитанного стихотворения
  • Уметь передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления :

  • Знать цифры от 0 до 9
  • Уметь считать до 10 и обратно
  • Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • Знать знаки +, -, =, <, >
  • Уметь сравнивать числа первого десятка
  • Уметь соотносить цифру и число предметов
  • Уметь сравнивать 2 группы предметов
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
  • Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности
    (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.)
  • Уметь различать диких и домашних животных
  • Уметь различать по внешнему виду птиц
  • Иметь представление о сезонных признаках природы
  • Знать 1-3 комнатных растения
  • Знать названия 12 месяцев года>
  • Знать названия дней недели

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники” Если ребенок переспрашивает, ответить – пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: “Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность”. Ребенок называет предметы – часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности “Как это можно использовать?”

Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово “карандаш”, а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест “Нелепицы” – для оценки образно – логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

– назови свою фамилию, имя, отчество;
– сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
– как зовут твоих родителей?
– утром ты завтракаешь, а днем…?
– сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
– футбол, гимнастика, теннис, плавание – это…?
– что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
– нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
– сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
– в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
– береза, дуб, осина – это…?
– каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
– у коровы – теленок, у собаки – …, у лошади – …?
– почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
– огурец, помидор, морковь, свекла – это …?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
– нарисовать фигуру человека;
– скопировать небольшую фразу;
– скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу “Он ел суп”, вертикальный размер букв – 1 см, а заглавной – 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: “Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь”. Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: “Рисуй как умеешь”. Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: “На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа” (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 – лучшая оценка, а 5 – худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове – волосы, на лице – глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов – когда на рисунке “нечто” головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла — предложение можно прочитать, 3 балла – можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла – с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов – каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл – достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла – группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла – точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов – каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации – все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, – в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, – в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, – в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, – в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: “Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год”, – согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: “Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу”, – согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть “по правилам” не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям. Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания. После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.

Уровень знаний перед школой

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Обратите внимание! При поступлении в школу с физико-математическим уклоном часто дают несложные задачки на логику, для языковых заведений педагогу важно понять, имеет ли ребёнок склонность к иностранным языкам.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

На странице узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Скоро в школу. Поступление в первый класс - это дело особо ответственное.
Требования к подготовке детей возросли. Собеседование или психологическое тестирование играет главную роль в принятии решения о зачислении в школу.
Надо готовиться!

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе. Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря - нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки и проживания на территории, за которой закреплена школа.

Обязательное условие для зачисления в первый класс - достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать - все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша .

Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.

Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.). Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня. Тестирует ребенка, как правило, будущая первая учительница. Уверяем, у нее сложится самое благоприятное, положительное отношение к вашему «вундеркинду» после блестящих ответов на «каверзные вопросы» к которым малыш был подготовлен дома!

На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь . Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.

В аспекте ВОСПРИЯТИЯ большое значение имеет визуальная память ребенка, его способность к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов. Задание на восприятие могут сформулировать, к примеру, таким образом: дорисуй стрекозу (рис.1).

ПАМЯТЬ - один из самых сложных аспектов. В качестве проверочного теста чаще всего предлагают ряд простых картинок или геометрических фигур, которые необходимо запомнить за 10-20 с и затем нарисовать на чистом листе. Здесь нередко требуется более длительная тренировка.

На ^ ВНИМАНИЕ и КОНЦЕНТРАЦИЮ существуют отдельные задания. Например: запомни рисунок с точками и попробуй повторить его (рис.2). Справа приведены возможные варианты выполнения теста).

^ Для проверки МЫШЛЕНИЯ будущего первоклассника предлагают следующие задания:

1. Назови как можно больше черт сходства и различия:

  • кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.);
  • пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.);
  • ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.).

2. Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3).

Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4).

Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ могут звучать следующим образом .

1. Назови одним словом:

  • Мальчик, который ходит в школу (ученик);
  • женщина, играющая в теннис (теннисистка);
  • человек, играющий на пианино (пианист).
  • Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.)
  • Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый).
  • Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый).

2. Скажи правильно:

  • Одна варежка, а много (варежек).
  • Один мяч, а много (мячей).
  • Одно дерево, а много (деревьев).

Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка - шишка) . Нередко детям дают заданиесоставить рассказ по картинке . Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок («Хорош пирожок - внутри творожок»), потренироваться в разгадывании популярных загадок («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

^ При беседе на тему «Окружающий мир» ребенок должен знать:

  • названия насекомых, животных, их детенышей, повадок и среды обитания;
  • уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
  • знать названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), а также о делении их на съедобные и несъедобные.

Важное место в беседе педагога с дошкольником занимает тема «Город». Малышу надо уметь хорошо ориентироваться в правилах поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта, соотносить ма­газины и продаваемые в них товары, различать про­фессии. Ребенку обязательно нужно выучить свой домашний адрес и телефон . Знание времен года и суток, умение определять время как по электронным, так и по обычным часам пригодится при ответах на вопросы темы «Распорядок дня». Чтобы в дальнейшем смело решать задачки по математике, будущий первоклассник должен считать от 1 до 20, решать простейшие примеры на вычитание и сложение (типа 3-1 =…; 4 + 4 =…; 15-2 =…; 20-9 =…; 10 + 1 =…) и распознавать знаки «больше», «меньше» и «равно». Малышу могут предложить такую картинку с заданием: где мячиков больше? (рис.5).
По правилам собеседования засчитывают только полные, ясные и конкретные ответы на поставленные вопросы. Например, если требуется назвать фамилию, имя и отчество папы, то правильный ответ звучит так: «Моего папу зовут Михаил Васильевич Иванов», а ошибочный: «Папа Миша».

Детям нужно достаточно быстро реагировать на задания - времени на размышление дают немного. Имеет смысл предварительно потренироваться дома , даже если в целом ребенок неплохо подготовлен.

Следует учитывать, что, попадая в непривычную обстановку, дети нередко начинают нервничать и часто, обладая необходимыми знаниями, они не в состоянии сосредоточиться и дать правильный ответ .

Незнакомое место, чужие люди - все это создает стрессовую ситуацию, в особенности для малышей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Поэтому родителям надо позаботиться и о морально-психологической подготовке дошкольника. Проверить, расширить и укрепить знания ребенка родители вполне могут самостоятельно: методические пособия и сборники тестовых заданий широко представлены в книжных магазинах. Такого рода пособия обычно содержат многочисленные варианты упражнений и логических задач, сформулированных в доступной для восприятия дошкольника форме и снабженных иллюстративным материалом.

Тесты и упражнения для будущего первоклассника

Общая подготовка
Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок
1. Назови своё полное имя и фамилию.
2. Сколько тебе лет?
3. Назови дату своего рождения.
4. Назови имя и отчество твоей мамы.
5. Где и кем она работает?
6. Назови имя и отчество твоего папы.
7. Где и кем он работает?
8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?
9. Назови свой домашний адрес.
10. В каком городе ты живёшь?
11. Как называется страна, в которой ты живёшь?
12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

Умение действовать по правилу.
Методика «да» и «нет»

Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».
Пробные вопросы (не оцениваются):
Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)
Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

Тест
1.Мяч сделан из резины?
2.Мухомор можно есть?
3.Снег белого цвета?
4.Лиса рыжего цвета?
5.Ворона меньше воробья?
6.Лягушка кукарекает?
7.Голуби умеют плавать?
8.У часов одна стрелка?
9.Медведи бывают белыми?
10.У коровы две ноги?

Оценка полученных результатов:
Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки
Средний уровень – одна, две ошибки
Низкий уровень – более двух ошибок

Внимание
Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

Задание 1: Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.
Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

Результат:

Средний уровень – 1-2 ошибки
Низкий уровень – более 2 ошибок

Задание 2: Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А.
Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

Результат:
Высокий уровень – ни одной ошибки
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень –2 и более ошибок

Задание 3: Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.
Лук, медведь, трава, жук.
Ослик, санки, лейка, банки.
Мишка, рубашка, шишка, берёза.

Память
Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

Задание 1: Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Результат:
Не менее 6 слов – высокий уровень
4-5 слов – средний уровень
Менее 4 слов – низкий уровень

Задание 2: Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.
1.В лесу растут грибы.
2.Утром шёл сильный дождь.
3.Мама читает детям интересную книгу.
4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

Результат: Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.
Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно
Средний уровень – ошибся только в 1 фразе
Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

Задание 3: Послушай и запомни стихотворение.
Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Результат:
Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений
Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений
Низкий уровень – допустил ошибки после 4 прочтений

Задание 4:Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.
Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

Осень – дождь
Ваза – цветы
Кукла – платье
Чашка – блюдце
Книга – страница
Вода – рыба
Машина – колесо
Дом – окно
Конура – собака
Часы – стрелки

Результат:
Высокий уровень – 8-10 пар слов
Средний уровень – 5-7 пар слов
Низкий уровень – менее 5 пар слов

Задание 5: Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».
Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).
Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь.
2. Дом, молоко.
3. Конь гриб, игла.
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Мышление
Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

Задание 1: Ответь на вопросы:
1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?
2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?
3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

Задание 2: Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.
1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.
В куртку какого цвета был одет Петя? (синюю)
2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)
3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.
Что читал Миша? (сказки)
4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?
5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?
6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

Задание 3: Ответь на вопросы:
1.Какое животное больше – лошадь или собака?
2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?
3.Днём светло, а ночью …?
4.Небо голубое, а трава …?
5.Черешня, слива, вишня – это …?
6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
7.Что такое Москва, Калуга, Курск?
8.Чем отличается день от ночи?
9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?
10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?
12.Чем похожи молоток и топор?
13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?
14.Чем различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?
15.Футбол, теннис, плавание – это…?
16.Какие ты знаешь виды транспорта?
17.Чем отличается старый человек от молодого?
18.Почему люди занимаются спортом?
19.Почему стыдно уклоняться от работы?
20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»
Норма не менее 15 правильных ответов.

Задание 4: Найди лишнее слово:
Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2.Храбрый, злой, отважный, смелый.
3.Яблоко, слива, огурец, груша.
4.Молоко, творог, сметана, хлеб.
5.Час, минута, лето, секунда.
6.Ложка, тарелка, сумка, кастрюля.
7.Платье, шапка, рубашка, свитер.
8.Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
9.Берёза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задание 5: Упражнение на развитие гибкости ума.
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.Назови слова, обозначающие деревья.
2.Назови слова, относящиеся к спорту.
3.Назови слова, обозначающие зверей.
4.Назови слова, обозначающие домашних животных.
5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8.Назови слова, относящиеся к искусству.
9.Назови слова, обозначающие овощи.
10.Назови слова, обозначающие фрукты.

Развитие речи
К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.
Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.
Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Задание 1: Определи на слух, какими звуками различаются слова.
Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.

Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка

Задание 2: Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.
Прочтите ребёнку цепочки звуков.

Ш-ш-ш-с-ш
Г-г-г-г-к-г
С-с-с-з-с-с
Р-р-р-р-л-р

Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 3: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.
Прочтите ребёнку ряды слов.

Рама, рама, рама, лама, рама.
Колобок, колобок, коробок, колобок.
Коса, коса, коса, коза, коса.
Голос, голос, колос, голос, голос.

Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 4: Правильно подбери противоположные по смыслу слова.
Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».

Медленно – (быстро)
День – (ночь)
Горячий – (холодный)
Толстый – (тонкий)
Добрый – (злой)

Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 5: Ответь на вопросы.
Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?
Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?
Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1-2 ошибки
Низкий уровень – 3 и более ошибки

Задание 6: Объясни значения слов.
Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

Результат:
Высокий уровень – ребёнок объяснил правильно все понятия
Средний уровень – ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия
Низкий уровень – ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

Задание 7: Послушай внимательно рассказ.
Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

Вьюга
Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

Ответь на вопросы:
1.Про кого говорилось в рассказе?
2.В каком классе учились мальчики?
3.Отчего мальчикам стало радостно?

Результат:
Высокий уровень – ребёнок правильно ответил на все вопросы
Средний уровень – ребёнок правильно ответил на 2 вопроса
Низкий уровень – ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

Окружающий мир
На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

1.Природа
Назови времена года и приметы каждого времени года.
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какую пользу приносят домашние животные?
Каких ты знаешь хищных животных?
Каких ты знаешь травоядных животных?
Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?
Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
Назови садовые и полевые цветы.
Как называются плоды сосны, дуба, яблони?
Какие ты знаешь явления природы?

2.Время
Назови части суток по порядку.
Чем отличается день от ночи?
Назови по порядку дни недели.
Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.
Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
Назови месяцы по порядку.

3.География
Какие ты знаешь страны?
Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?
Чем отличается город от деревни?
Какие ты знаешь реки?
Чем отличается река от озера?
Какие ты знаешь планеты?
На какой планете мы живём?
Как называется спутник Земли?

4.Мир и человек
Назови профессии:
Кто учит детей?
Кто лечит людей?
Кто пишет стихи?
Кто сочиняет музыку?
Кто пишет картины?
Кто строит дома?
Кто водит автомобили?
Кто шьёт одежду?
Кто играет в кино и театре?

Какой предмет нужен, чтобы:
-измерять время;
-разговаривать на расстоянии;
-наблюдать за звёздами;
-измерять вес;
-измерять температуру?

Какие ты знаешь виды спорта?
В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?
Какие ты знаешь музыкальные инструменты?
Каких ты знаешь писателей?
Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?
Зачем нужно учиться? Работать?
Как правильно переходить дорогу?

5.Свойства предметов.
Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?
Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

Анкеты и тесты в помощь родителям будущих первоклассников


Назначение: публикация предназначена для родителей, чьи дети собираются идти в 1 класс. Различные анкеты и тесты помогут родителям определить, готов ли их ребёнок к школе и над чем следует ещё поработать в первые месяцы школьной жизни.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1.Раскрыть родителям требования, которые предъявит в школе учебная деятельность к психике ребенка.
2.Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
3.Предложить родителям анкеты и тесты для исследования новообразований и изменений в психике ребенка перед поступлением в школу.

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это.
Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу!


В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!
Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше - с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.
Что значит эта загадочная «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?
Напомню: она состоит из трех направлений: физиологическая готовность, психологическая и социальная.
Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.
1.Проведите простой тест на функциональную готовность ребенка к школе.
Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов к школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.
2.Составьте с будущим первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. Ложиться спать он должен не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Минимум за полтора часа до сна следует прекратить просмотр телепередач, работу с компьютером, активные игры. Перед сном стоит прогуляться с ребенком на свежем воздухе, обсудить с ним прошедший день. Чтобы сгладить негативные эмоции раннего пробуждения, купите ребенку будильник, обыграйте ситуацию: «Ты уже взрослый, самостоятельный. Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде успевать» или что-то вроде этого.
3.Не отправляйте ребенка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию или кружок.
Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей.
4.У каждой личности должно быть свое пространство.


Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать ему его учебный уголок: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение
5.Понаблюдайте за своим ребенком и помогите ему «дозреть» до школьной жизни, обеспечить ему готовность к школе.
Может ли Ваш ребёнок:
1.Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2.Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?
3.Понимать смысл того, о чём ему читают?
4.Чётко выговорить своё имя?
5.Запомнить свой адрес и номер телефона?
6.Писать карандашом или мелками на бумаге?
7.Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9.Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
10.Слушать и следовать полученным указаниям?
11.Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13.Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14.Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
15.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16.Проявлять интерес к окружающим его предметам?
17.Ладить с другими детьми?

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик?
Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:
Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Поставьте знак + против высказываний, с которыми Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.
Количество утвердительных ответов составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.
Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.


Уважаемые родители! Результаты могут вас разочаровать.
Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Если Ваш ребенок готовится стать учеником, Вы можете предложить ему следующую анкету.
Попросите ребенка выразить своё отношение к содержащимся в ней утверждениям, знаками «+» или «-» зафиксируйте его ответы. Это поможет Вам лучше узнать мотивы, которыми руководствуются Ваш малыш при поступлении в школу.

Анкета «Я - первоклассник»


1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.
2.Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3.Я буду приглашать на день рождения весь класс.
4.Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5.Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
6.Мне интересно, что в школе дают на завтрак.
7.Самое лучшее в школе, это каникулы.
8.Мне кажется, что в школе интереснее, чем в саду (дома).
9.Главное, что в школу носят рюкзак с книгами, тетрадками, ручками и карандашами.
10.Хочу всему научиться.
11.Не хочу ходить в детский сад.
12.Я хочу в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
13.Если бы я мог (могла), я пошел (пошла) бы в школу ещё в прошлом году.
Если ребенок согласился с пунктами:
2,4,5,8,10,13 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована ;
1,3,6,7,9,11 – он хочет в школу, но привлекает пока она не учебой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована! .


Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.
Полезные советы и рекомендации:


1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).
3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).
7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
9. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.
Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.
Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!