Методические объединения учителей начальных классов

Аналитический отчет МО начальных классов за 2012-2013 учебный год.

В 2013-2014 учебном году коллектив учителей начальных классов работал над методической темой «Повышение качества знаний обучающихся на основе внедрения эффективных форм работы на уроках в условиях здоровьесберегающей педагогики. Универсальные учебные действия как психологическая составляющая фундаментального ядра образования школьников».
Цель: Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального образования.
Основные задачи, которые решались в ходе работы:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Формирование потребностей педагогов в постоянном профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании.
3. Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей, их сопровождение.
4. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
5. Совершенствование эффективности структуры урока в свете современных требований.
6. Продолжить работу по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, а также начальной и средней школой.
Работа методического объединения проводилась по плану, в котором сформулированы основные задачи на текущий учебный год, определены основные организационно-методические мероприятия, тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий, формы и сроки контроля качества знаний, умений и навыков учащихся. На этот год были запланированы и проведены следующие семинары:
- «Активные методы обучения как средство успешного обучения младших школьников»; (школьный уровень – МО нач. кл)
- «Преемственность начального и среднего звена»; (школьный уровень)
- «Преемственность ДОУ и начальной школы» (совместно с ДОУ «Елочка», «Журавушка», «Аленка», «Лесовичок», «Теремок»); (школьный уровень)
- «Что такое современный урок?»; (школьный уровень)
- «Активные методы обучения как средство успешного обучения младших школьников»; (районный уровень – Мамонтова Е.И.)
В течение учебного года было проведено 6 заседаний МО по следующим темам:
1) Подготовка к новому учебному 2013-2014 году. Основные задачи МО учителей начальных классов на 2013/2014 учебный год.
2) «Каким должен быть современный урок. Требования к современному уроку».
3) ФГОС. Системно-деятельностный подход в обучении. Формирование учебно-познавательных компетенций». Проблемы преемственности и перспективности (совместно с МО естественного цикла)
4) Мониторинги в 4 классе. Комплексные и метапредметные работы
5) «Профессиональный стандарт учителя».
6) «Деятельность учителя по формированию УУД».
7) Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
Особое внимание уделялось применению современных образовательных технологий, использованию разнообразных форм, приемов и методов ведения современного урока. На одном из заседаний методического объединения в рамках МО были представлены и проанализированы уроки с учетом требований ФГОС. Представлен самоанализ учителя по уроку. Тема заседания: «Системно-деятельностный подход в обучении. Формирование учебно-познавательных компетенций». Учитель Акишева Л.А. показала проект урока в 3 классе «Органы чувств человека», технологическую карту, отражение в плане урока развитие УУД. Оптимальный темп урока, использование мультимедийной презентации, представление проектной деятельности обучающихся в стихах, в фотографиях, с компьютерной поддержкой, фронтальная и групповая форма работы, самоанализ урока – все это способствовало тому, что урок получил хорошую оценку присутствующих.
Постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей идет через самообразовательную работу. В этом учебном году с творческим отчетом по самообразованию на заседании МО выступила: Мамонтова Е.И. по теме «Развитие коммуникативной компетенции как один из факторов успешного формирования УУД».
В повышении качества образования большое значение имеет курсовая система повышения квалификации. По программе «ФГОС второго поколения начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях» курсовую подготовку прошли все учителя начальных классов. В 2013-2014 учебном году 4 педагога прошли курсы и получили право на ведение нового предмета «Основы мировых религий и светской этики» (Абдрахманова Г.А, Акишева Л.А., Ямщикова Н.А.,Корчагина Г.А.). 2 педагога прошли обучение и получили право на ведение курса ОРКСЭ в прошлом учебном году (Мамонтова Е.И., Пуляева В.В).
Хорошие результаты показали обучающиеся начальных классов в дистанционных предметных олимпиадах разного уровня. Всего приняли участие в 40 олимпиадах. В районной предметной олимпиаде 4-х классов: математика – 2 место Аветисян Вазген (Мамонтова Е.И.),матапредметная - 2 место Петрук Влада (Мамонтова Е.И.), 3 место Любченко Олеся (Корчагина Г.А.).
Внеурочной деятельностью были охвачены все обучающиеся. Кружковой работой охвачены 100 % детей. Внеурочная деятельность учащихся 1 класса началась с третьей четверти. В четвертой четверти прошла «Неделя начальных классах». Многие воспитательные мероприятия носили массовый характер и прошли при активном участии родителей.
План работы по преемственности «Детский сад - школа» со стороны МО выполнен не в полном объеме по объективным и субъективным причинам. Учителями Мамонтовой Е.И и Корчагиной Г. А. проведено по 14 занятий каждой, в «Школе будущего первоклассника», проведено по 2 родительских собрания, цель которых - обеспечить безболезненную адаптацию детей к школе.
В течение всего года продолжали активно работать по внедрению педагогических мониторингов, важным направлением которых является отслеживание качества обучения учащихся. Разрабатывали и подбирали тесты, тренировочные упражнения и задания по русскому языку и математике, литературе и окружающему миру. Итоговый контроль в 4-х классах показал следующие результаты;4А класс -100%У, 52%К, 4Б класс – 100%У, 77%К. В целом, анализ динамики обученности по классам по основным предметам за 2013/2014 учебный год имеет хорошие показатели.
Анализируя работу МО за прошедший год, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
Вопросы, над которыми необходимо работать:
1. ФГОС. Система отслеживания развития УУД (методики, фиксирование);
2. Повышение качества обученности;
3. Научно-исследовательская работа с одаренными детьми;
4. Продолжать работу по преемственности «Детский сад-школа» и «Начальное звено – среднее звено».

Скачать План работы методического объединения учителей начальных классов

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Школу делает школой учитель. Учителя разные - они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель и смешивает краски и разучивает этюды, и осваивает приемы. Учитель - мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на такой урок.

Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 19 учащихся только 6 детей более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих. Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, логопедом были выявлены 5 учеников с логопедическим диагнозом. Поэтому практически с первых дней мне приходилось строить свои уроки с помощью разноуровневого подхода (дифференциации). И сейчас уже виден результат: те дети, которые пришли читающие, увеличили скорость чтения, те, которые не читали – стали читать и уже в некоторых случаях наблюдается плавное слоговое чтение.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», Успешное обучение в начальной школе без этого невозможно. Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Виды универсальных учебных действий:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Познавательные УУД формируются, когда:

‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

В 1 классе наиболее результативные формы работы – это дидактические игры, игровые приёмы и игровые ситуации.

На уроках математики и обучения грамоте использую на этапе актуализации знаний «Мозговой штурм», "Гимнастика мозга" логическая разминка, игры «Молчанка», «Лесенка», в это время проводится индивидуальная работа (у доски, перфокарты, на вклеенных в тетрадь листочках)

Уроки начинаю с этапа Вступление в учебную деятельность. На этом этапе дети включаются в учебный процесс, настраиваются на активную работу на уроке. А в начале года этот этап помогал раскрепощать «молчунов».

На этапе самоопределения к деятельности использую метод «Инфо-угадайка» -даю определенное задание…, подвожу детей к самостоятельному определению темы и целей урока (Догадайтесь о теме урока, что будем делать...)

Метод « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Знаете ли вы, что...? применяю постоянно на уроках окружающего мира, на уроках гражданственности иногда и на уроках математики.

Метод "Автобусная остановка" (применяю немного не в той интерпретации) - привлекаю внимание детей.

Метод «Творческая мастерская» применяю на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, готовят стихи, подбирают пословицы, поговорки и т.д.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окр. мира и уроках гражданственности ведётся в следующих направлениях: работа с картой, с дополнительной литературой.

Регулятивные УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи.

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

"Солнышко и туча "(ожидание и опасение будущего урока) Предлагаю показать солнышко - положительные ожидания от урока, а если есть опасения – показать тучку. Подводя итог урока, вернёмся к методу «Солнышко и туча».Вспомните, какие символы вы показывали в начале урока? Изменились ли они сейчас?

Очень важным является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Поляна снежинок", "Фруктовый сад", "Осенний сад" позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Каждый день 1-ый урок мы начинаем с психологического настроя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушать как? Внимательно.

Работать как? Старательно.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
1.«Преднамеренные ошибки»;
2. Взаимоконтроль;

3. Помощник учителя

4.Учебные проекты способствуют формированию как регулятивных, так и познавательных действий.

При всей значимости и важности содержания уроков письма, дети частенько относят его к наиболее утомительным и скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаюсь к необычным и ярким урокам. Урок - путешествие, урок-игра. Во время отдыха от письма подбираю интересные развивающие устные задания. Это могут быть весёлые стихи, лингвистические сказки, различные словесные игры.

Этап рефлексия: Шкала успеха -

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.

- "Незаконченное предложение"

- "Сундучок знаний"

Коммуникативные УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ ученик учится пересказывать сюжет;

‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Для этого использую Методы «Ульи», «Парный выход».

Уроки гражданственности и украинского языка мы начинаем с технологии «Круг дружбы» (Коло дружби) Стараюсь создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.- "Подари подарок другу", "Поздоровайся (называть части тела)…", "Улыбнемся друг другу", "Ладошка желаний".

Урок окружающего мира по теме «Проверка знаний и умений по теме «Что и кто»» проводили в форме пресс – конференции.

У нас в гостях животные - представители семейства рыбы, насекомые, звери и птицы (ученики класса держат рисунки). Они отвечает на вопросы журналистов (ученики класса).

Вопросы журналистов:

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

Чем ты питаешься? и т.д.

Личностные УУД формируются, когда:

‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Например, изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД я считаю постановку вопроса – Зачем изучать предмет «Математика»?

На каждом уроке чтения отвожу время самостоятельному чтению «Читай самому себе». Это позволяет ребёнку самому понять всё ли правильно у него получается читать, если есть проблемы – поднимает сигнальную карточку.

В начале учебного года работали над восприятием четверостишья:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Редьярд Киплинг)

На уроках окружающего мира и уроках гражданственности развитие УУД личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Они направлены на принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например: нарисовать герб своей семьи, акция «Удивительное рядом», сделать коллаж по теме «Зоопарк», рисунок «Опасности вокруг нас»

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. А иногда и наоборот - привести детей в спокойное состояние. Всегда сама принимаю участие в упражнениях, и заметила, что это помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать. (Любая психогимнастика)

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

В конце выступления хочется пожелать:

Несите с достоинством данный вам крест,
Верьте в себя, как бы ни было худо.
Вы, знаете?! В жизни так много чудес,
И вы есть то самое светлое чудо !

Спасибо за внимание!

Анализ работы методического объединения

учителей начальных классов за 2016 - 2017 г.

Методическое объединение учителей начальных классов работает над темой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель нашей работы:

Задачи методического объединения учителей начальных классов:

В текущем учебном году на заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены вопросы:

- «Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка».

- «Технология целепологания как основа конструирования современного урока ».

- «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе».

- «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний».

- « Развитие мышления обучающихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой».

В своей работе учителя используют разнообразные методы: методы контроля и самоконтроля в обучении, метод получения информации и работа с ней, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы самостоятельной работы, метод работы в парах, группах.

Приоритетными целями, реализуемыми на уроке, являются:

Формирование УУД;

Применение полученных знаний;

Решение творческих задач.

На уроках используются ИКТ: презентации, интерактивные задания.

Учителя: Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. в рамках аттестации провели открытые уроки на которых продемонстрировали внедрение ФГОС в практику учебной деятельности.

Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. прошли в этом году аттестацию.

В предметных олимпиадах приняли участие учащиеся 2-х - 4-х классов. Ученица 4 класса Пастухова Ю. заняла 2 место, ученица 4 класса Юркова П. заняла 3 место, ученик 4 класса Коробков Егор занял 3 место в классе. Ученица 3 класса Черняева Дарина 2 место в классе. Ученики 2 класса Васильев Дмитрий и Песковский Егор заняли 3место в классе.

Победили школьной олимпиады (учащиеся 2-х- 4-х классов) принимали участие в районной олимпиаде.

Учащиеся начальной школы приняли участие в школьной научно- практической конференции «Путь в будущее».

Группа учащихся 4 класса защищала проект «Самые высокие и низкие температуры», заняла 2 место. Учащиеся 2 класса выступили с коллективной защитой проекта «Моя - семья », заняли 1 место. Учащиеся 3 и 4 класса подготовили исследовательские работы: Кондрашова. Н «Поговорим о правильном питании» - 1 место, Юркова. П. «Что в имени моем» - 3 место, Пастухова. Ю.-«Выращивание кристаллов в домашних условиях» 2 место.

Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены, правильному питанию, дни здоровья.

Велась работа по ведению портфолио учащихся начальных классов. Учителя работают над ведением электронных портфолио.

На педсовете учителя начальных классов Баташова Л.А., Полковникова И. Н. поделились опытом своей работы по самообразованию. Великанова Т.С. давала открытый урок по теме самообразования.

Курсы повышения квалификации прошла в этом году Баташова Л.А. по теме: «Формирование грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

Была проведена неделя начальных классов.

Методическая тема на 2017 - 2018 учебный год остается прежней, т.к. в дальнейшем предстоит повышать уровень профессиональной компетентности учителей начальной школы в реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС.

Тема работы методического объединения начальных классов:

«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Исходя из этого, работа методического объединения учителей начальных классов решает следующие задачи:

  1. Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы учащихся на уроке. Внедрять в учебный процесс современные учебно-методические и дидактические материалы.
  2. Создавать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно - коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов.
  3. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
  1. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

Сведения о кадровом составе

Ф.И.О. учителя

Срок следующей аттестации

Курсы проходили

Срок следующих курсов

ЛожененкоПросковья Фоминична

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015-«Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

2019

Полковникова Ирина Николаевна

Первая,

Декабрь,2014 г.

2019г. 4 квартал

2013

2017

Баташова Людмила Александровна

Первая,

20.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2016- «Формирова-ние грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

2020

Великанова Татьяна Сергеевна

Соответствие занимаемой должности,

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015- «Система оценки образова тельных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

2019

Темы по самообразованию

Ложененко П. Ф.

«Повышение качества урока через использование здоровье-сберегающих технологий в процессе обучения».

Баташова Л.А.

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения».

Полковникова И.Н.

«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

Великанова Т. С.

«Формирование самооценки учащихся начальной школы в условиях ФГОС НОО».

Организация метода проектов в начальной школе

4. Методика организации метода проектов в начальной школе

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

· К кому обращаться за помощью (педагогу);

· В каких источниках можно найти информацию;

· Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

· С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

7.Практическая помощь (по необходимости).

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

· Через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

· Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

В опыте использования учебной проектной деятельности в последние годы обозначились характерные тенденции:

1. Прежде всего, можно заметить, что имеет место обособление «проекта» в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а зачастую даже за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся.

2. Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного коллектива, а структура выполнения проектов словно «списана» с проектной деятельности, характерной для полномасштабного производства. В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты «настоящих» проектов и требования к ним: от аргументированности выбора темы до стандартизированного описания проекта (включающего рубрикацию и структурирование текста, представление полной библиографии) и рецензий на него. Помимо этого в структуру учебных проектов предлагается включать даже маркетинговую деятельность, в том числе составление рекламных проспектов.

В рамках учебной ситуации подобные компоненты проектной деятельности представляются бессмысленными. Следует учитывать, что младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для их реализации.

3. Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, масштабности тематики при ее видимом формализме.

4. Обращает на себя внимание, что проекты, которые предлагаются школьникам, изначально изобилуют всевозможными алгоритмами, что в принципе противоречит сути и смыслу творческой деятельности (каковой является выполнение проекта). Согласно алгоритму, ученик следует от донного рекомендуемого этапа к другому и даже заполняет «Дневник выполнения творческого проекта» (в котором записи рекомендуется делать каждый день!). Совершенно очевидно, что такая работа отнимает немало времени, но при этом она является поверхностной и неэффективной в дидактическом отношении.

5. Предлагаемые ученикам алгоритмы являются ни чем иным, как прямыми подсказками, а точнее «матрицами» или готовыми «шаблонами», помогающими соблюсти необходимые рамки. Присутствие этих алгоритмов в организации подобной «проектной деятельности» понятно и объяснимо: без таких шаблонов младшие школьники не в состоянии выполнить предъявляемых к их работе требований. Например, в качестве «обоснования» темы могут быть даны рекомендации в виде такого спонтанного предложения: «Мы подумали и решили, что можем украсить свою школу коллективным произведением… Что мы умеем делать? Правильно, у нас хорошо получаются аппликации из разным материалов. Каждый может принять участие в этой работе, у каждого найдется своя творческая идея…»

Подобное «обоснование возникшей проблемы» нетрудно сделать по любому поводу, однако его дидактическая ценность вызывает сомнения: при таком подходе «обоснованием» проекта можно назвать любое случайное предложение - что обычно и наблюдается в практике школ.

6. Содержание деятельности детей преимущественно репродуктивное, выдвижение настоящих проектных гипотез реально не предполагаются. Вместо этого ученикам подчас предписывается формулировать (по шаблону) целый «научный аппарат», сопровождающий изготовление уже известных школьникам изделий. В этот «научный» раздел работы входят формулировки: актуальности исследования, проблемы исследования, предмета исследования, научной гипотезы, задач исследования - по аналогии с научными диссертациями.

7. Отсутствие настоящих творческих, конструкторских задач в рамках выполнения подобных «проектов» обычно компенсируется привлечением всевозможных внешних эффектов (которые к проектной деятельности не имеют отношения): элементов театрализации, «защиты проекта» в виде шоу и проч.

Таким образом, можно отметить, что тенденции, проявляющиеся в методике организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Эта корректировка должна проводиться с учетом научных основ проектной деятельности в учебном процессе.

Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

Метод проектов не является совершенно новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, связывающимся с идеями гуманистического направления в философии и образовании...

Изучение истории становления и развития методики преподавания математики в России

Методика преподавания математики (МПМ) - наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой...

Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе

Исследовательское обучение школьников

Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания...

Методика обучения учащихся аппликационным работам с природными материалами

Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности...

Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных...

Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе

В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников...

Организация метода проектов в начальной школе

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой...

Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах

Проектная деятельность как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

На сегодняшний день использование метода проектов на уроках в начальной школе способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала. Т. Лазарев указывает...

Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников

Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь...

Формирование монологической речи

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе...

В базовом курсе информатики раздел «Архитектура компьютера» обязателен для изучения в основной школы, и включен во все основные программы и учебники. Однако, при единых требованиях государственного стандарта...

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методические объединения учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Как и у всех, у учителей начальных классов есть свои проблемы, но главное, есть и новые идеи, которые они стремятся воплотить в жизнь. Планирование методической работы ведется по определенным темам после обсуждения их учителями. И лишь на основе их предложений рождается план работы на учебный год.

Учителя, ученики, их родители, многочисленные друзья и партнеры школы – вот те, кто ежедневно проводят в школе не "часть времени", а проживают "часть жизни". Для детей, которые растут, творят, делают выбор, оценивают и познают себя и окружающий мир. Учитель стремится к созданию системы не только в учебной, но и в воспитательной работе, а самое главное – к созданию среды, наполненной событиями, построенной на разделяемых всеми идеях и принципах.

Определение прямой, существенной связи между эффективностью деятельности учителя, уровнем развития учащегося, глубиной и прочностью его знаний, умений и навыков есть одна из главных целей при анализе состоянии и качества преподавания, организации процесса учения.

Педагогическая и важнейшая социальная задача школы – сделать все зависящее от учителя, чтобы каждый ребенок учился на максимуме своих возможностей, а руководителя – создавать для этого условия .

Задача методического объединения учителей начальных классов – целенаправленное развитие потребности искать новое, работать сегодня эффективнее, чем вчера, формировать лучшие черты характера, творческие способности, стремиться обрести свой стиль деятельности.

Коллектив учителей начальных классов и каждый учитель в отдельности за десять лет участия в объединении научились работать творчески.

Стремление к творчеству – основная цель значительной части учительства в наше время. Активно осваивается зарубежный опыт: групповые формы обучения, "мастерские", критическое мышление и т. п., разрабатываются собственные концепции развития школы, многие учителя создают интегрированные курсы, при определении темы курса и отборе его содержания используют источники, наиболее им созвучные.

Многие учителя начальной школы вошли в программу "Step by Step", которая впоследствии стала называться "Сообщество", где основательно ознакомились с новыми технологиями: "Чтение и письмо для развития критического мышления", "Педагогические мастерские", "Дебаты", "Проектная деятельность". Именно эти технологии и помогли измениться самим учителям и изменить традиционный урок, делая его более насыщенным и интересным.

В рамках программы "Сообщество" проходит работа по адаптации традиционных методик к новым формам обучения в эксперименте с целью сохранения содержания образования и выполнения требований стандарта образования и освоения новых технологий.

Главными задачами педагогов в рамках данной программы стало:

  • выявление и развитие способностей каждого ученика;
  • создание условий для формирования осознанных базовых знаний, умений и навыков самообразования в работе с научно-популярной литературой, проектной деятельности, развития творчески мыслящей личности.

Направления работы педагогов по программе "Сообщество"

Учителя разрабатывают новые формы учета достижений учащихся. Важным моментом в организации процесса обучения является выявление уровня качества знаний по разным предметам, уровня усвоения знаний, динамики развития каждого ученика.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Повышение квалификации в области новых технологий обучения становится насущной потребностью каждого учителя. Появилась и соответствующая тематика самообразовательной работы:

  • "Педагогическая мастерская. Интеграция отечественного и зарубежного опыта",
  • "Технология развития критического мышления", "Педагогические технологии в начальной школе",
  • "Теория и практика инновационных педагогических технологий".

Расширение возможности освоения фактического материала органичным включением специальной работы по овладению инструментом мышления, мыслительными, операциями стало одной из ведущих проблем, над которой работают учителя .

Необходимо изучать и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя, расширения зоны педагогического мастерства, учиться созданию нового образовательного пространства в классе.

На заседаниях методического объединения заслушиваются результаты работы учителей по темам самообразования, обсуждаются разработанные учителями методические рекомендации, готовятся раздаточные дидактические материалы и учебные пособия.

При проведении методических дней, практических семинаров представляются некоторые промежуточные результаты работы, на "круглых столах" анализируются достижения и неудачи, подводятся первые итоги .

  1. Тематика коллективной методической работы меняется ежегодно:
  2. Мальчики и девочки: особенности обучения и воспитания.
  3. Модернизация содержания начального образования.
  4. Психодиагностика и ее роль в образовательном процессе.
  5. Технология совершенствования общеобразовательных умений и навыков (ООУН).

Разнообразна и тематика самообразовательной работы учителей. Она в основном нацелена на решение проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Хочется отметить некую систему в работе по самообразованию учителя: от поиска литературы по теме, ее изучения, разработки упражнений, заданий, материалов, их описания до отчетов к концу учебного года.

Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества целевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества.

Методический кабинет начальной школы

Методически кабинет необходим в начальной школе. В нем содержится все необходимая для прогрессивного педагога начальных классов информация, включая учебные программы, инновационные наработки и иные методические материалы.

Задачи методического кабинета в начальной школе

  • организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
  • организация лекций на педагогические и технические темы;
  • организация и проведение методических выставок и конкурсов;
  • организация педагогических практикумов;
  • организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
  • организация педагогических консультаций для преподавателей;
  • создание справочно-информационного фонда;
  • обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
  • организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
  • организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.

Литература

  1. Татарченко С.С. Организация Методической работы в современной школе – М.: Каро 2007
  2. Беркалиев Т.Н. Заир-Бек Е.С. Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ – М.: Ось -89 2008