Материал на тему: Педагогическое эссе учителя - дефектолога

Профессия дефектолог


Дефектолог - специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В зависимости от широты направленности деятельности специалиста, выделяются два их типа. Первый занимается изучением, обучением, воспитанием детей с отклонениями в развитии, а также их социальной адаптацией. Второй - собственно коррекционный педагог.

Специальность дефектолога родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации - достижение совсем недавнего прошлого.…

Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностям. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой. Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в государственных школах-интернатах, специальных коррекционных школах, реабилитационных центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются частные детские сады и школы. Дошкольные образовательные учреждения также нуждаются в услугах данного специалиста для диагностики способностей и уровня развития детей.

Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большими эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Дефектолог должен регулярно знакомиться с новейшими открытиями в сфере его деятельности. Для этого проводятся курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, которые дают возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.

Профессию дефектолога можно приобрести в педагогических вузах. В настоящее время существует ряд дефектологических специальностей: сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха разной степени тяжести, тифлопедагог, работающий со слабовидящими детьми, олигофренопедагог, обучающий детей с недостатками умственного развития, логопед - специалист по речевым нарушениям, и дошкольный педагог-дефектолог.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №60 «Огонек» г. Нерюнгри Республика Саха(Якутия)

Причины великих событий, как
истоки великих рек, в начале своём
часто мелки и незначительны
Дж. Свифт
Мой жизненный девиз: Жизнь требует движения, хочешь жить для себя, живи для других, делись опытом своим.
Педагогическое кредо: Воспитывай – любя, ведь в каждом ребёнке есть солнце, только дай ему светить.
Всё начинается с детства………

Родилась я 11 декабря 1972 года в крупном промышленном городе Перми расположенном на красивой судоходной реке «Каме». И как гласит мудрость Дж. Свифта «Причины великих событий, как истоки великих рек, в начале своём часто мелки и незначительны» так и я в детстве не могла и предположить, что пойду в такую нелёгкую, ответственную, но всё-таки вместе с тем интересную, творческую профессию педагога. Да и, в общем, то ни один ребёнок не задумывается об этом в детстве. На самом деле мне было предопределено пройти эти для меня «великие события» под названием «Река моей Жизни». Что предстоит мне не просто плыть по течению этой с виду ласковой, спокойной, доброй и тихой реки, а преодолевать порой сложные и бурные течения и подводные камни, которые встречаются на пути каждого взрослеющего человека. Почему сложилась моя судьба так, а не иначе? Спрашиваю себя я, оглядываясь в детство! И всё как будь то бы правильно и хорошо! Да теперь с высоты своего жизненного, да и педагогического опыта я могу позволить себе сделать некоторые выводы.
Основа профессиональной деятельности – это ответ самому себе на вопрос: Почему я этим занимаюсь? Не буду оценивать ответы на этот вопрос других людей. Буду отвечать сама за себя. Мне посчастливилось воспитываться в окружении интеллигентных семей педагогов многих поколений. Моих бабушек тётей и дяди. Мои бабушки Александра Павловна и Анастасия Александровна бы педагоги с огромным стажем работы и отдавали свой нелёгкий труд в сельской школе. Свой первый скромный жизненный опыт получала я от них наблюдая за их работой как бы непосредственно. Но мне было недостаточно смотреть за их работой в дни мои школьных каникул мне хотелось большего. Ну да ничего говорила я себе у меня ведь все педагоги. Тогда мне казалось что только у меня есть тети Светлана Фёдоровна – заведующая детского сада г. Братска, Люция Фёдоровна – методист детского сада г. Усть – Качка Пермского края, и дядя Вилорий Фёдорович –директор ПТУ г. Перми.. Гордилась безмерно. Так или иначе, но замечательные профессии моих родственников незаметно касались и меня. Удивительно, но жгучее желание быть рядом с детьми постоянно тянуло меня к ним. Помню, как не проходила мимо ни одного детского сада, что бы не заглянуть за ограду и не посмотреть, что же там происходит. Как воспитатели играют с детьми. Я думала, что можно спокойно зайти туда, да и бывали такие случаи. Теперь я понимаю, что поступки мои возникали не просто так на пустом месте, это передаётся по наследству. Я получила не только гены от своих предков, но и значительный опыт, пригодившийся мне в выборе профессии и ставшим для меня приоритетным направлением, как бы фарватером на моей «Реке жизни» за что я им безмерно благодарна. И вроде всё так гладко и даже я уже знаю:
Работа, как и человек конкретна, её лицо особое своё
И сделана она не кем–то где–то, всегда есть точный адрес у неё
Продолжается в юности……….
А нет, не всё так спокойно и жизнь приготовила мне свои подводные камни, которые мне предстояло преодолеть. Моё поступление в Иркутский педагогический институт потерпело фиаско. Но, перефразируя известное выражение «Кто не ошибается, тот не работает» могу сказать «Кто не ошибается, тот не учится». А желание моё работать с детством не угасло. И только с ним. С тем миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые. И принятие ими окружающего мира совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. И порой непонятно и обидно, что мы взрослые насильно насаждаем детям свои взрослые игры под самым благовидным предлогом. «Ведь мы же лучше знаем, что детям надо». Другой это мир. Другой! И доступ в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим педагогам, работающим в образовательных учреждениях. А так хочется приподнять эту завесу и отдать детям то что я уже знаю но как? Надо учиться. Я выбрала более длинный путь к своей цели. Но мы же знаем, что цель оправдывает средства. Работая в детском саду «Сказка» я поступила в Братское педагогическое училище № 1. Мой опыт накапливался, но гордиться пока было нечем. И всё-таки за годы учёбы я всё больше понимала, что определёно правильно почувствовала себя и свои чувства в детстве. Но «Река Жизни» крута и непредсказуема и иногда она нам диктует свои требования. Два раза я пыталась круто изменить свою жизнь, уходя из педагогики, но после всё равно в последствии направляла свою судьбу в нужное русло. Может быть, это оттого, что родители мои хоть и не педагоги, но очень интеллигентные люди никогда не навязывали мне своего мнения. Я и сейчас использую это качество в работе с детьми. Многие люди иногда говорят про свою профессию «Это не моё» так вот я могу сказать «Это моё».
Шли годы, я получала жизненный и педагогический опыт, я воспитывала детей, они воспитывали меня. После закрытия детского сада «Сказка» я пришла в детский сад «Огонёк». Работая с малышами, кажется вроде, смотри за ними и все, а нет самый нежный возраст, что заложишь, с тем и пойдут. И так вот я делилась своим накопленным опытом с этими кнопками. Показывала на своём примере, играла. Работа с детьми младшего возраста дала мне всё более и более уверенность в том, что пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живём, что-то делаем и при этом становимся лучше (чуть больше умеем, чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем. Поэтому важно понимать, что педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. За время работы мне присвоили II квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования. Я постоянно ловила себя на мысли что повышении своей квалификации и высшее образование жизненно мне необходимо. Да и повышение качества образования выдвигает всё новые и новые требования к взаимодействию с детьми, современными методами и приёмами. Работая в детском саду «Огонёк» я не могла с сожалением относиться к детям, которым требуется особая поддержка взрослых. Вот кто особенно нуждается в моём опыте, вот кто требует особенной любви и ласки, думала я. И без особых раздумий поступила в Дальневосточный государственный гуманитарный университет по специальности «олигофренопедагогика» чтобы понять, что у маленького человечка происходит в голове, ведь у него всё не так как у других, а как? Что происходит? Как он реагирует на окружающий мир? А самое главное как помочь?
Часто мои друзья говорят мне ты отчаянный человек, зачем тебе эта коррекционная педагогика. Я только мило улыбаюсь и говорю вам этого не понять. Я ведь духовно богатый человек могу невидимым мне ключиком общаться с любым ребёнком. Не понимают, но и не осуждают.
Ни заканчивается никогда………
Я ни разу не пожалела что получила коррекционное образование потому что это позволило мне так же изучить работу с детьми с нарушением зрения с которыми я работаю на данный момент в начальной школе – детском саду «Малыш». У них своя психология и педагогика. Изучив, её она позволила мне расширить свои интеллектуальные познания. Будучи учителем – дефектологом в 2006 году я прошла, необходимые испытания и по результатам аттестационной комиссии мне была присвоена II квалификационная категория уже как учителя – дефектолога. Но, вспоминая мудрость Аристотеля «Жизнь требует движения» я постоянно передаю своим детям уже взрослый осознанный и постоянно пополняющийся опыт. В 2007 году участвовала в городском открытом занятии «Взаимодействие педагогов и специалистов по подготовке к описательному рассказу по картине». В 2010 году получила сертификат за участие в районном семинаре «Формирование пространства развития предпосылок творческого мышления у субъектов образовательного процесса» и в конкурсе « Зимняя фантазия». Повышаю свой педагогический потенциал курсами квалификации с 2007 по 2010 год. Принимала участие в методических объединениях как образовательного, так и городского уровня. В2008 году написала статью, опубликованную в сборнике «Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов» по теме «влияние поисково-экспериментальной деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения» Выбрала инновационную деятельность «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на саморазвитие дошкольника с особыми образовательными потребностями» и обобщила опыт на педагогических чтениях в 2010 году. Считаю, свой выбор удачным и возвращаясь к напечатанному выше повторюсь педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии, а именно эта деятельность позволяет проживать вместе с детьми их жизненный опыт не навязывая им своего обучения.
Хочу отметить что, передавая свой педагогический опыт детям, я понимаю да нелегко, да отнимает много времени, но зато как приятно осознавать себя полезным кто-то скажет избитую фразу «обществу», а я скажу детям, получать отдачу и гордиться их успехами.
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал.
Почему-то вспоминается фильм «Москва слезам не верит» где главная героиня говорит «Если бы я не обожглась так сильно, то ничего из меня не получилось» Я, конечно, не обжигалась так сильно. Но если бы не было у меня этапов моего жизненного становления, и не прошла бы я эту «Реку Жизни» ничего бы из меня не получилось.
Оглядываясь назад, могу утверждать опыт, переданный мне моими родственниками, я передала большому количеству детей. Только дети этого ещё не знают и мои учителя – родственники уже не узнают печально, но такова жизнь. Я горжусь, что своей стороны стала продолжателем замечательной династии педагогов и крепким связующим звеном. Как говорил Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» Я думаю, ответила на поставленный мною в самом начале вопрос.
У судьбы не требуя уступок,
Не винюсь ни в чём перед судьбой.
Главное на свете – есть поступок.
Действие, рождённое тобой
Сергей Островой.

Эссе учителя-дефектолога

От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации - таким стало мое педагогическое кредо сегодня.

Обучение и воспитание детей - это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два.

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребенка с ограниченными возможностями- вот главная, коммуникативная задача современного учителя-дефектолога. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся идеалы, устои человеческой морали, культуры общения и поведения. И в это время живут наши дети. Наших детей называют по-разному: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для меня - это просто дети - неугомонные, шаловливые, любопытные. В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: радость и чувство гордости за достижение моих воспитанников, боль и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Моя профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет стоять на месте. Я думаю, что работа каждого дефектолога - это симбиоз науки и творчества. Поскольку в нашей молодой республике необходимы люди нового качества, учитель-дефектолог должен выступать как организатор, координатор учебно-воспитательного процесса, который берет на себя ответственность за социализацию и успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями в открытое общество.

Курсы повышения квалификации при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования стали хорошим подспорьем в оттачивании педагогического мастерства. Высокий профессионализм ведущих специалистов Донецкой Народной Республики, таких как: Галина Мироновна Уманец, заведующая центром специального и инклюзивного образования; Оксана Викторовна Кобзарь, методист центра специального и инклюзивного образования; Илона Николаевна Некрасова, заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии, а так же многие другие поделились своим бесценным опытом и ответили на все волнующие вопросы специального и инклюзивного образования в период внедрения новых Государственных образовательных стандартов общего среднего образования.

На меня, как на учителя-дефектолога, возложена огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Я - учитель-дефектолог! Я выбрала эту профессию и горжусь своим выбором!

Моя педагогическая философия.

«В этом мире богатым нас делает

Не то, что мы получаем,

А то, что мы отдаём»

Бигер Генри Уорд.

Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего-то добиться. Итог - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств, постоянной концентрации, самоотдачи, внимания, терпения, понимания и доброго сердца. Это мой путь - путь учителя логопеда. Я работаю с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи. Мое дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. Моя задача - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, поселить в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах, помочь ребёнку раскрыться.

Годы работы в школе - это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Оптимизм, терпение и целеустремленность - эти три качества, которые помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». Для меня важно, чтобы у любого ребенка появился интерес, вера в себя.

Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребенка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. Я испытываю радость, понимая, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Я работаю с особенной категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием - социальная адаптация в обществе. Учитель-логопед играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций.

Свою логопедическую работу я представляю в виде большого айсберга, где дефекты звукопроизношения всего лишь его маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Страшное. Не видное никому, кроме специалиста. Такие проблемы как: нарушение письма, чтения, нарушения мелкой моторики и другие! А эти проблемы влекут за собой еще более страшные последствия - неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность. Всё это влияет не только на успешное школьное обучение, но и всю дальнейшую социализацию ребенка в будущем. Именно поэтому моя профессия выбрана не зря. Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания.

Логопед для меня - это, прежде всего:

Л - Любовь к детям. В работе с детьми любовь особенно необходима. Без любви педагогический процесс будет не эффективен.

О - Ответственность. Большая ответственность возлагается на учителя-логопеда. Задача которого состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Г - Гордость профессией. Она значима и почетна, позволяет ощущать свою необходимость и причастность к судьбе детей, а значит свою полезность.

О - Образованность. Образование и самообразование учителя - основное условие его профессионального роста. Повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только, если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. А эффективность коррекционной, развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.

П - Положительные эмоции. Логопед - это профессия, где есть ежедневное общение. Только педагог получает самую огромную в мире награду - радостную улыбку ребенка, научившегося правильно и красиво говорить.

Е - Единство в работе. Привлекать учителей, воспитателей и родителей к активному сотрудничеству.Только в процессе совместной деятельности педагогов и семьи, удается максимально помочь ребенку.

Д - Достижение результата. Чистая, грамотная, правильная речь ребенка это и является конечным результатом работы логопеда. К нему я продвигаюсь, и радуюсь каждой маленькой победе. Следует постоянно верить в свои силы и силы тех ребят, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя.

Теперь знакомы вы с профессией прекрасной,

Вам лишь осталось постучаться в кабинет.

С табличкой скромной «Логопед».

«ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДОРОГОЮ ДОБРА …»

Морозова Людмила Геннадьевна,

Учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 181»

г. Чебоксары

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, вот, у нас работа.

Родился ребенок. Новая жизнь, судьба – целая вселенная появилась в мире. Но вместо радости и восторга в глазах матери притаились слезы … Почему? Страшные и малопонятные, а от того еще более пугающие слова врача: «Это детский церебральный паралич, а следствие – трудности в развитии основных движений, системные речевые расстройства, инвалидность». А дальше больше – слова – приговоры, словно нацеленные камни, летят в итак уже разбитое материнское сердце.

А малыш лежит, удивленно хлопая глазками, впервые увидевшими этот мир, и никак не может понять, почему каждый раз, когда его берет на руки его самая лучшая, самая сильная и волшебная мама, соленая капелька скатывается с ее щеки...

Протянуть руку помощи, не остаться в стороне, помочь понять болезнь, чтобы стать счастливее - главные принципы моей работы. А если выражаться точнее – не просто работы, а всей моей деятельности в целом и всего моего существования. Потому что невозможно провести четкую грань между работой и личной жизнью, когда дело касается детей….

Дети - это наше будущее, за которое мы – взрослые в ответе. Детство – особый период в жизни человека, время открытий, время закладки фундамента будущей гармонично развивающейся личности. Отрадно, что общество признает огромную ответственность, которую несет учитель на своих плечах.

Все педагоги разные, но схожи в одном: среди нас нет ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам и воспитанникам. Особенно, если речь идет о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая женщина, каждая мама и каждый педагог, общаясь с такими детьми, болеет душой за безгрешные детские души, принимая ребенка как своего родного… Иначе невозможно, просто не получается, когда осознаешь, что маленький человек « смотрит на тебя глазами, полными надежды, кладет свою ладошку в твою руку и готов идти за тобой… ». Как хочется наполнить жизнь таких детей светом любви, заботы, поддержки и понимания, чтобы вырастить подрастающее поколение здоровым и счастливым!

Максимально приблизить миры здорового и больного ребенка, в которых каждый имеет право на счастливое детство. Помочь детям и их семьям выйти из – под гипноза диагноза, сделать все возможное, чтобы хотя бы на несколько шагов приблизить ребенка пусть не к общепринятым нормам развития, а к своей индивидуальной норме и, конечно же, поверить в своих «особенных» детей, принять их такими, какие они есть, научить детей верить в себя, справляясь с жизненными барьерами – важнейшие задачи в работе педагога с данной категорией детей.

И я счастлива осознавать свою причастность к этому благородному и светлейшему делу. Счастлива творить, потому что просто люблю детей, точно так же как моих самых родных и драгоценных сына и дочку любят и воспитывают кто – то… Огромное им за это спасибо!

Именно поэтому я выбрала профессию учителя – дефектолога. Стремление помочь и не оставить наедине со своими трудностями и проблемами нуждающегося, привело меня в мир «особого педагогического труда».

Когда начинаешь говорить о своей профессии, вновь и вновь понимаешь насколько сложному, важному и нужному делу посвящаешь себя вот уже в течение 8 лет. Некоторый период времени я работала учителем – логопедом, помогая детям преодолеть различные речевые расстройства, вселяя уверенность в собственных силах, повышая уровень их социализации.

Вот уже 3 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Здесь учитель – дефектолог - информационно-энергетический центр галактики «Здоровье и Детство». Для родителей – луч света, надежды и поддержки. Для педагогов - координатор, направляющий, советник. Для детей - неиссякаемый источник знаний, добрый волшебник, первый учитель и помощник в жизни.

Работаю я не одна, а в дружной команде. Мне помогают и другие специалисты нашего детского сада и, конечно же, родители воспитанников. Только в «единой дружной семье» сплоченной общей целью – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в мир нормально развивающихся сверстников, под мастерским и профессиональным руководством педагогов – новаторов, можно добиться видимых и социально значимых результатов.

Чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у педагога профессионала должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом, твердо верить в результат своего труда и, конечно же, любить детей всей душой.

Мне нравится работать с особыми детьми, творить, искать, вселять в них умения и надежду, радоваться их малейшим успехам и достижениям. А дети, в свою очередь, являются для меня учителями доброты, доверия и открытости к людям.

Замечая результаты своего труда, я убеждаюсь, что оставляю часть своей души, ее лучшую частичку, в чем- то светлом, вечном и нескончаемом. В нашем светлом будущем!...

И я благодарна своей судьбе, что мой профессиональный путь – это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего.

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!


Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше,

честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

В. А. Сухомлинский

Маленький ребёнок, приходя в этот мир, заявляет о своём появлении громким криком, говоря всем вокруг: «Вот я! Я пришёл, чтобы дарить радость, счастье, любовь и нести свет в этот мир, делая его лучше и прекраснее!» И приходит он таким, каким его создала природа. И никто не знает будущего этого маленького создания. Эта тайна за семью печатями, которая раскрывается в процессе жизни человека.

Развитие каждого ребёнка идет по определённым закономерностям и с участием различных психических процессов. Но иногда случается так, что в этот процесс вторгается фактор, который мешает развитию гармонично развитой личности, он нарушает работу психических функций, а следовательно, и всего организма в целом: это может быть фактор состояния окружающей среды, экономического положения в обществе, наследственности и здоровья родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении и ряд других факторов. В результате нарушается здоровье, в том числе, психическое, в ряде случаев следствием такого нарушения может являться умственная отсталость.

Но умственная отсталость – это не приговор. Да, в большинстве случаев от таких детей отказываются родители, нормально развивающиеся сверстники смотрят им в след с усмешкой и не признают их, общество ограждается от них огромной стеной непонимания и сожаления, не вникая во всю суть существующей проблемы, не видя их потенциальных возможностей.

Специалистами не раз доказано, что дети с умственной отсталостью способны к обучению. У них можно сформировать жизненно значимые компетенции, что в дальнейшем поможет им добиться успеха в работе, где не требуется высоких интеллектуальных навыков. Ведь особенность этих детей заключается в том, что в таком ребёнке одновременно соединяется и сложность структуры дефекта, и непохожесть на других детей, и талантливость. Да, мы не ошибаемся, говоря о талантливости этих детей: у многих из них огромный творческий потенциал, который просто нужно увидеть и помочь раскрыть.

Возникает вопрос, как же помочь этому особенному человеку войти в наш мир, как сделать так, чтобы этот процесс проходил безболезненно?

На помощь таким детям приходят замечательные люди, с огромным жизненным потенциалом, великодушием, милосердием и профессионализмом: учителя - дефектологи.

И снова возникает вопрос, какой он учитель - дефектолог XXI века, века современности, научных технологий, прогресса и новейшей системы образования? Попробуем сегодня порассуждать на эту тему и выяснить, какой же он, олигофренопедагог нового времени? Что это за человек, который сделал свой выбор в пользу такой нелёгкой профессии? Человек, решивший идти самой трудной дорогой, не жалея себя, своих сил, решивший отдавать своё сердце и душу детям, особым детям, которым так необходима наша поддержка, забота и любовь.

Современный учитель - дефектолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для правильной организации учебно- воспитательного процесса должен не только обладать определённой совокупностью знаний и умений, чтобы научить детей необходимым знаниям, но и целым рядом особых качеств, без которых невозможно понять и принять мир маленького человека, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Вся учебно - воспитательная работа с детьми, «её методы, приёмы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и поэтому – эффективными»,- утверждает педагог и психолог Ш.А. Амонашвили . Таким образом, современный учитель - дефектолог, должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:

1. Чёткое знание и понимание особенностей процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

2. Построение своей работы с опорой на общедидактические принципы, сочетающиеся с актуальной новизной в структуре учебно -воспитательного процесса с обязательным учётом индивидуальности и познавательных возможностей каждого ребёнка.

3. Учитель - дефектолог должен понимать важность того пути, по которому идёт, и то, что этот путь будет проходить не в одиночку, а с каждым своим учеником, идя шаг в шаг, ведя его за собой, и показывая важность этого пути для всех участников образовательного процесса.

4. Современный учитель - дефектолог должен опираться на опыт других учителей - дефектологов, при этом не останавливаться в своем развитии, идти вперёд, идти в ногу с научно-техническим прогрессом, внося современные технологии в организацию своей деятельности, используя и создавая всё новые и новые нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

5. Учитель - дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребёнка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития. Мало того, учитель должен сам расти и развиваться вместе со своими учениками, ведь он является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром. Учитель - это источник познания, через которого маленький человек, а в особенности ребёнок с ОВЗ, ищет связующую нить для гармоничного воссоединения с этим прекрасным, но таким не простым миром.

6. Современный учитель - дефектолог должен уметь опережать время, опережать развитие, необходимо видеть на шаг, а то и на два шага вперёд, учитывая зону ближайшего развития ребенка, определять его перспективы.

7. Немаловажную роль в деятельности учителя - дефектолога играет самодостаточность. Такой учитель должен иметь высокий потенциал для самореализации, для самосовершенствования, для самообразования. Он должен быть сам полноценно развитой личностью. «Только личность способна воспитать личность»,- эта формула принадлежит К.Д. Ушинскому . Трудно не согласиться с великим учителем. Эта формула жива и актуальна и по сей день. Учитель - дефектолог должен обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний, иметь интерес к изучению самого себя, потому что, научившись понимать свой внутренний мир, и жить в гармонии самим с собой, он научится понимать и принимать мир каждого своего ученика. А у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренний мир может быть очень богат и красив. Но не каждого они пускают в свой маленький мир, не каждому открывают своё сердце, а только лишь тому, кто готов понять их и принять такими, какие они есть. Задача учителя – дефектолога состоит в том, чтобы найти и подобрать ключик, который откроет главное - путь к знаниям, жизненно значимым умениям, социализации.

8. Дефектолог должен ставить перед собой и перед своими учащимися всё новые и новые задачи, цели, которых они будут достигать вместе, потому что учитель - это наставник, друг, проводник в новый для них мир.

9. Учитель - дефектолог должен иметь такое мировоззрение, которое будет нацелено на оптимизм. Наделить этой уверенностью не только себя, но и своих учеников. Поселить в них веру в то, что они не ущербные дети. Да, у них есть отклонения в развитии, специфические и определённые особенности, но они пришли в этот мир, вот такими, какие они есть, значит, этот мир и для них тоже. Они имеют право на получение того, чем пользуется обычный человек. Они имеют право быть полноправными гражданами нашего общества. И вот эта вера, а также жизненные компетенции, которые в них поселит и сформирует учитель – дефектолог, и будут мощнейшим двигателем жизни.

10. Учитель - дефектолог должен иметь способность к анализу, как самого себя, так и своей деятельности, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Он должен видеть все свои ошибки, недочёты, взлёты и падения и при этом не опускать руки, и не давать этого делать своим ученикам. Вселять в себя и в детей веру, что вместе они сила, они едины, и у них всё получится, они всё преодолеют. И ещё один важный момент в работе учителя - дефектолога, это каждое утро обязательно начинать с улыбки и заканчивать этот день улыбкой, научиться улыбаться глазами, счастливыми глазами каждому ребенку, вселяя в детей искорки счастья, любви, добра и успеха. И тогда в ответ он увидит искреннюю и настоящую улыбку маленького создания. Ведь улыбка ребёнка – это большое счастье, а ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – безграничное счастье и награда педагогу за его нелёгкий труд, терпение и великодушие.

Следование перечисленным принципам будет способствовать не только правильному построению учебно - воспитательного процесса, эффективной организации деятельности педагога и учащихся, приведет к совместному успеху, но также поможет с гордостью нести звание учителя, специального учителя современности.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ.: Издательство "Питер", 2011. - 459 с.
  2. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - M.: Педагогика, 1987. - 544 с.