Диагностические признаки и их систематизация. Психодиагностические нормы. Репрезентативность норм

Свойства и признаки почерка, проявления которых используются в процессе судебно-почерковедческих исследований, весьма разнообразны. Поэтому общее определение признака почерка как гносеологической категории возможно лишь ориентируясь на его информативность для решения различных классов судебнопочерковедческих задач. Поскольку идентификация и диагностика в криминалистике рассматриваются в качестве частных случаев общего познавательного процесса - распознавания образов (27, 28), признаком почерка будет такое проявление его свойства, которое информативно с позиции этого распознавания.

Целью распознавания в судебном почерковедении являются: конкретный почерк (идентификация почерка определенного лица), свойства личности и условия выполнения рукописных объектов (диагностика). Общим содержанием представления об информативности признака, независимо от класса или вида задачи, должны быть степень или мера его способности служить цели распознавания образа при решении указанных задач, различающихся искомыми объектами. Эти степень или мера определяются частотой встречаемости проявления признака в зависимости от искомого объекта.

С этой позиции при идентификации информативность проявления признака определяется частотой его встречаемости в почерках разных людей. В традиционном исследовании это определение осуществляется с помощью методических рекомендаций и «несчитанной» статистики, которой располагает каждый эксперт, благодаря своему личному опыту и практике. Если же методика исследования включает оценочные количественные компоненты, то частота встречаемости проявления признаков в почерках разных лиц, использующих определенную письменность, обладающих определенным почерком по степени выработанности и строению, основывается на статистическом анализе и количественных показателях информативности (или идентификационной значимости) проявлений признаков почерка.

В процессе установления свойств личности (социально-демографических или психологических) в роли признака выступает такое его проявление, которое обладает способностью варьировать по частоте встречаемости в зависимости от изучаемого свойства личности.

В случае диагностики условий выполнения рукописи или «сбивающего» фактора признаком будет его проявление, которое варьирует по частоте встречаемости в зависимости от того, выполняется ли рукопись в норме (общей или индивидуальной) либо в необычных условиях и в каких именно (группе условий или конкретных).

Таким образом, информативность признака - это способность его проявления различаться по частоте встречаемости в зависимости от искомого объекта.

В судебном почерковедении много внимания уделялось изучению содержания признаков почерка как выражению свойств ПД ФДК, их психофизиологической природы. Исследования криминалистов, проводившиеся в основном в русле разработки теории и практики судебно-почерковедческой идентификации, привели к тому, что была создана полная (исчерпывающая на соответствующем уровне развития науки) базовая система признаков почерка и их проявлений, позволявшая описывать любой почерковый объект. Это имело огромное значение и для диагностических исследований, которые могли использовать те же признаки и (или) их проявления для своих целей, рассматривая их информативность с точки зрения способности служить решению других задач. Так, для решения собственно диагностических задач существенны именно определенные проявления признаков, частота встречаемости которых при наступлении определенных условий высока. Например, определенные проявления таких признаков, как координация движений, темп, нажим носят отчетливо выраженный диагностический характер даже на традиционном уровне их анализа.

Как правильно отмечали многие криминалисты, четкой границы между идентификационными и диагностическими признаками не существует. Зависимость сущности признака от природы объекта сближает содержание диагностических и идентификационных признаков. В качестве диагностических признаков используются определенные проявления идентификационных признаков, а в качестве идентификационных - определенные проявления диагностических признаков, если они присутствуют в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Например, проявления сниженной координации движений 1-й группы, имеющие постоянный характер и совпадающие с образцами почерка предполагаемого исполнителя по объему, характеру и локализации проявлений, включаются в комплекс совпадающих признаков при идентификации конкретного лица. В то же время проявление и «поведение» признаков, которые используются преимущественно в идентификационных целях, в том числе частных, может оказаться симптоматичным как для установления свойств личности исполнителя рукописи, так и условий ее выполнения.

Таким образом, специальной базовой системы диагностических признаков почерка не существует и в ней нет необходимости. Для диагностических целей вполне достаточна общепринятая базовая система признаков почерка, использующаяся в идентификационных целях, которая предусматривает описание всех признаков и их проявлений, доступных выявлению, сравнению и оценке на традиционном уровне исследования. Эти признаки и их проявления доступны и для статистического анализа в целях установления частоты их встречаемости, что и имеет место во многих разработанных нетрадиционных методиках.

Вместе с тем общие принципы систематизации диагностических признаков могут и должны быть сформулированы. Связь систематизации признаков с методическими основами экспертизы требует учета принципов построения методики, схем, процедур решения диагностических задач. При разработке методов решения диагностических задач на основе базовой системы признаков почерка строятся частные системы признаков, ориентированные на решение определенных задач. Многие из них носят сугубо утилитарный характер, т.е. используются только при проведении исследований, на которые они ориентированы. Например, в зависимости от того, строится ли методика по принципу сужения возможных альтернатив или по принципу выхода на наиболее вероятные условия либо их перебора, основания систематизации будут различаться. Иногда такие системы могут иметь характер просто перечней информативных признаков. Именно таким, например, был перечень из 21 признака, предназначенный для установления пола по высоковырабо- танному почерку.

На основе изложенного диагностический признак можно определить как проявление свойства почерка, способное служить источником информации о свойствах личности (социально-демографических или психологических) либо об условиях выполнения рукописей. Диагностическими признаками будут признаки, проявления которых используются для установления пола, возраста, психологических характеристик по почерку; признаки, информативные для установления «сбивающих» факторов на процесс письма и конкретных причин, времени, одновременности или неодновременно- сти выполнения рукописей.

Системы диагностических признаков, разработанные для решения различных задач диагностического характера будут рассмотрены в методической части данной работы. Здесь отметим лишь, что к диагностическим признакам вполне применимы многие основания систематизации, принятые в отношении идентификационных признаков. Так, в отношении диагностических признаков могут быть использованы такие основания систематизации, как объем проявления признака (общие, частные), вид представления признака (качественно-описательные, количественные), опосредованность отражаемых свойств (первичные, вторичные).

В связи с тем, что основным содержанием диагностического признака является его информативность для решения определенной задачи, остановимся на этом существенном качестве несколько подробнее.

Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или "нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической "анормальности" (или "ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории ("нормы")

Диагностическая категория - это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу. В медицине это совокупность симптомов, характерных для заболевания. В психологии - это совокупность типичных реакций, которая определяет тип личности, или умение решать тип задач, характерных для определенного уровня умственного развития или типа интеллекта.

Диагностические признаки - это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма . В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным.

Тестовая норма - это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.

Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения. Этот график показывает какие значение первичных показателей входят в зону средних значений т.е. в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности.

Виды психодиагностических норм:

  1. Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
  2. Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп, например: механиков разного профиля или машинисток.
  3. Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узкой категории людей отличающихся наличием общего признака, например возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса.

Правила формирования выборки стандартизации:

  1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов на которых ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста.
  2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной т.е. представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам как возраст пол, профессия, географ распределения. Под популяцией понимается например группа дошкольников, группа руководителей.

1. Введение

2. Систематическое положение

3. Распространение

4. Диагностические признаки

5. Жизненный цикл

6. Медицинское и эпидемиологическое значение

7. Диагностика

8. Профилактика: общественная и личная

9. Приложения

10. Литература

Введение

Систематическое положение

Тип: Arthropoda - членистоногие

Подтип: Chelicerata - хелицеровые

Класс: Arachnoidea - паукообразные

Сб.гр: Acarina - клещи

Сем-во: Ixodidae – Иксодовые

Род1: Ixodes - собственно иксодовые клещи

Вид: Ix.ricinus – собачий клещ

Вид: Ix. Persulcatus – таежный клещ

Род2: Dermacentor

Вид: D. pictus - переносчик и резервуар в-ля туляремии

Вид: D. marginatus – переносчик и резервуар в-ля туляремии, риккетсиозов и бруцеллеза.

Распространение

Иксодовые клещи встречаются в различных климатических условиях, даже в Арктике и Антарктике, но отдельные виды концентрируются в разных районах. Например, собачий клещ (Ix.ricinus) – обитатель европейской части России, Западной Европы и Северной Америки. Таежный клещ (Ix.Persulcatus) распространен в Сибири и на Дальнем Востоке. D.pictus является обитателем южной части Урала, Западной Сибири, Приморского, Краснодарского и Ставропольского края, Чечни, Ингушетии, Дагестана, Украины, Белоруссии, республики Закавказья. А D.marginatus – в степной полосе европейской части РФ, Западной Сибири, Краснодарского и Ставропольского края, Астраханской области, Калмыкии, республики Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, Казахстана, Украины.

Диагностические признаки

Для этого семейства (рис.3) характеры крупные размеры, вплоть до 4 - 5 мм. После питания размеры самки увеличиваются почти вдвое. Хитиновый покров самцов содержит щиток на дорсальной поверхности тела, у самок щиток локализуется в передней части. Ротовой аппарат составлен основаниями педипальп, боковыми четырехчленными пальпами и хоботком с выростом (гипостомом), снабженным острыми зубами. На концах хелицер имеются острые зубцы. С помощью хелицер клещи прокалывают кожу жертвы.

Для собственно-иксодовых (рис.1) характерна анальная борозда, которая сверху огибает анальное отверстие. У представителей рода Dermacentor (рис.2, 3) на щитке имеется светлый эмалевый рисунок, а на его нижнем крае фестоны.


У личинки иксодовых клещей (рис.5) 3 ходильные ноги, передняя часть спинной поверхности покрыта уплотненным хитином, образующим щиток. Граница хорошо видна. На брюшной стороне анальное отверстие. Нимфа (рис.5) имеет более крупные размеры. Основной отличительный знак – 4 пары ходильных ног. Позади четвертой находятся стигмы, через которые воздух поступает в трахейную систему. По средней линии с брюшной стороны хорошо видно анальное отверстие. Полового отверстия нимфа не имеет. Со спинной стороны передняя часть тела покрыта щитком.

Жизненный цикл (рис.6)

Метаморфоз, включающий стадии: яйца, личинки, нимфы и взрослые формы, продолжается не менее трех лет. Малая возможность встречи с прокормителем влечет за собой массовую гибель клещей на всех стадиях развития, однако этому противостоит большая плодовитость. Самки некоторых видов иксодовых клещей откладывают до 17 тыс. яиц, но из них половой зрелости достигает лишь незначительное число. Яйца откладываются в расщелины земли или в кору погибших деревьев. Вылупившиеся личинки питаются однократно, обычно на мелких млекопитающих (грызуны, насекомоядные).
Сытая личинка покидает своего хозяина и через некоторое время линяет, превращаясь в нимфу. Последняя после питания и линьки превращается в имаго. Половозрелые самки иксодовых клещей питаются только раз в жизни и преимущественно на крупных млекопитающих. Место имеет смена трех хозяев-прокормителей, но встречаются клещи, которые меняют двух хозяев, а иногда развиваются на теле одного хозяина. У личинок и нимф клещей для нахождения хозяина-прокормителя имеется очень тонкая адаптация: хорошо развиты рецепторы, воспринимающие вибрацию почвы, повышение температуры и концентрации углекислоты в воздухе.

Cтраница 1


Диагностический признак (параметр): признак (параметр) объекта диагностирования, используемый в установленном порядке для определения технического состояния, структурный параметр - зазор.  

Диагностический признак должен отвечать ряду условий. На практике стремятся использовать диагностические параметры, отвечающие требованиям 156 ] однозначности, доступности, удобства измерения, информативности и технологичности.  

Диагностический признак должен отвечать ряду условий. На практике стремятся использовать диагностические параметры, отвечающие требованиям однозначности, доступности, удобства измерения, информативности и технологичности.  

Диагностический признак, патогномоничный для дакриоцистита новорожденных, это выделение слизисто-гнойной или слизистой жидкости из слезных точек при надавливании на область слезного мешка. Дакриоцистит сопровождается гиперемией конъюнктивы, слезостоянием, слезотечением и слизистым и гнойным отделяемым в конъюнктивальном мешке. Эти симптомы проявляются и нарастают к концу первой и на второй неделе жизни ребенка. Иногда заболевание замечается к концу первого месяца. Таким способом не устраняется причина, а лечится следствие, и это чревато осложнениями.  

Чисто диагностические признаки здесь не рассматриваются. Вместе с тем технологическая классификация сохраняет связь и преемственность с системами минералогии.  

Диагностические признаки неисправностей отдельных узлов станков часто определяются при анализе тех параметров, которые раньше при контрольных операциях не регламентировались и считались второстепенными.  

Указанные и другие диагностические признаки русловых образований дадут наиболее достоверные результаты тогда, когда они будут использоваться комплексно.  

Диагностическими признаками этих фаций служат присутствие остатков наземных и пресноводных организмов, плохая сортировка и угловатая форма зерен обломочного материала, признаки древнего выветривания с хемогенными отложениями в коре выветривания.  

Общим диагностическим признаком всех осложнений является изменение давлений. С другой стороны, распределение давлений по трассе - наиболее точно и достаточно часто регистрируемый системами телемеханики и АСУ параметр в технологическом цикле перекачки. Поэтому компонента функции пригодности по гидравлическим потерям Ah принята в алгоритме диагностирования в качестве центрального связующего звена.  

Диагностическими признаками коры являются механические элементы - лубяные волокна (стереиды) и каменистые клетки (склереиды), их количество, расположение и строение. Располагаются механические элементы одиночно или группами, рассеянно или поясами. Стенки лубяных волокон или каменистых клеток обычно сильно утолщены и лигнифициро-ваны.  

Важнейшими диагностическими признаками в порошках коры являются: механические элементы (лубяные волокна, каменистые клетки), их расположение (одиночно или группами), включения оксалата кальция, млечники, вместилища.  

Косвенными диагностическими признаками могут служить акустические сигналы, изменение температуры изделия, давления в системе, наличие в смазке продуктов износа (см. гл.  

Важным диагностическим признаком для определения видов спороносных бактерий является строение края колоний. Одни виды образуют колонии с ризоидными, бахромчатыми и ветвистыми краями, другие - с гладкими округлыми или бугристыми, грубо волнистыми. Подобные особенности в ряде случаев удается подметить невооруженным глазом, но особенно хороню они выявляются при микроскопии с небольшим увеличением.  

Для установления диагноза «алкоголизм» в России определяют наличием у больного следующих симптомов и признаков:

  • · отсутствие рвотного рефлекса при приеме большого количества алкоголя
  • · потеря контроля над количеством выпитого
  • · частичная ретроградная амнезия - больной не помнит, что происходило накануне, во время и после принятия алкоголя
  • · наличие абстинентного синдрома (утреннего похмелья)
  • · запойное пьянство

Более точную диагностическую шкалу устанавливает МКБ-10:

Острое опьянение

Алкогольное опьянение F10.0 по МКБ.

Диагноз является основным лишь тогда, когда интоксикация не сопровождается более стойкими расстройствами. Необходимо также учитывать

  • § уровень дозы;
  • § сопутствующие органические заболевания;
  • § социальные обстоятельства (поведенческая расторможенность на праздниках, карнавалах);
  • § время, прошедшее после употребления вещества.

Этот диагноз исключает алкоголизм. В ту же категорию попадает (дополнительный знак 7, -- то есть, F10.07) патологическое опьянение.

Употребление с вредными последствиями F10.1 по МКБ.

Модель употребления алкоголя, вредящая здоровью. Вред может быть физическим (гепатит и пр.) или психическим (например, вторичная депрессия после алкоголизации). Диагностические признаки:

  • § Наличие непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя;
  • § Дополнительно подтверждает диагноз наличие негативных социальных последствий.

Употребление с вредными последствиями не должно диагностироваться при наличии более специфической формы расстройства, связанной с алкоголем (см. ниже). Этот диагноз также исключает алкоголизм.

Синдром зависимости F10.2 по МКБ.

Сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление алкоголя начинает выходить на первое место в системе ценностей больного. Для диагностики необходимо наличие не менее 3 из признаков, возникавших в течение года:

  • 1. Сильная потребность или необходимость принять алкоголь.
  • 2. Нарушение способности контролировать употребление алкоголя, то есть начало употребления, окончание и/или дозировку.
  • 3. Состояния отмены (см. F10.3 и F10.4).
  • 4. Повышение толерантности.
  • 5. Прогрессирующее забывание альтернативных интересов в пользу алкоголизации, увеличение времени, необходимого для приобретения, приема алкоголя или восстановления после его действия.
  • 6. Продолжение употребления алкоголя, несмотря на очевидные вредные последствия, такие как повреждение печени, депрессивные состояния после периодов интенсивного употребления вещества, снижение когнитивных функций вследствие алкоголизации (следует определять, сознавал ли и мог ли сознавать больной природу и степень вредных последствий).

Синдром зависимости для большинства врачей -- достаточная причина для постановки диагноза «алкоголизм», однако постсоветская психиатрия более строга.

Диагноз F10.2 может быть уточнён пятым знаком:

  • 0 -- в настоящее время воздержание;
  • 1 -- в настоящее время воздержание, но в условиях, исключающих употребление (в госпитале, тюрьме и т. д.);
  • 2 -- в настоящее время под клиническим наблюдением, на поддерживающей или заместительной терапии (например, ГОМК);
  • 3 -- в настоящее время воздержание, но на лечении вызывающими отвращение или блокирующими лекарствами (тетурам, соли лития);
  • 4 -- в настоящее время употребление этанола (активная зависимость);
  • 5 -- постоянное употребление;
  • 6 -- эпизодическое употребление.

Состояния отмены F10.3 и F10.4.

Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, проявляющаяся при полном или частичном прекращении приема алкоголя после неоднократного, обычно длительного и/или массированного (в высоких дозах) употребления. Начало и течение синдрома отмены ограничены во времени и соответствуют дозам, непосредственно предшествующей воздержанию.

Для синдрома отмены характерны психические расстройства (например, тревога, депрессия, расстройство сна). Иногда они могут вызываться условно-закрепленным стимулом при отсутствии непосредственно предшествующего употребления. Синдром отмены является одним из проявлений синдрома зависимости.

Состояние отмены с делирием (F10.4) выделяют вследствие другой клинической картины и на основании кардинальной разницы в механизме его возникновения.