Что такое слова указатели местоимения. Указательные местоимения — слова для выделения объекта из группы

Местоимения этот, тот, сей близки по смыслу. Различия между ними состоят в следующем.

Основное, традиционно отмечаемое различие между словами этот-тот - указание на соответственно близкое-далекое (в пространстве или во времени): "Дайте мне эту книгу" (т.е. ту, которая рядом) - "Дайте мне ту книгу" (т.е. ту, которая находится дальше). "В этом году была сильная засуха" (т.е. в нынешнем году) - "В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе" (П.) (т.е. в том году, о событиях которого рассказывает поэт).

У местоимения тот есть также значение (очень распространенное в современной речи): `такой, который нужен или должен быть`. В этом значении оно чаще всего употребляется с отрицанием не в сочетаниях фразеологизированного характера для выражения отрицательной оценки: "не из той оперы"; "встать не с той ноги"; "не на того напал". Или: "Четвертый раз идет этот телесериал. И если первые две серии еще смотрели с интересом, вызванным ностальгией по потрясшему воображение зрителя семидесятых Штирлицу, то далее стало скучнее и скучнее. Не то время, не тот зритель" (Комс. пр. 1987. 1 апр.). А вот в экспрессивных разговорных фразеологизмах "Еще тот тип!", "Еще та работа!" указательное местоимение имеет значение, антонимичное указанному выше, выражает резко отрицательную оценку лица, явления.

Местоимение этот также нередко совмещает в себе указание на признаке выражением авторской (обычно негативной) оценки. Например: «В ландо моторном, в ландо шикарном Я проезжаю по Островам, пьянея встречным лицом вульгарным Среди дам просто и "этих" дам» (И.Север.).

Местоимение сей является устаревшим и употребляется в поэтических произведениях возвышенного характера: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины. Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся" (Манд.).

2. Местоимения такой и таковой синонимичны и различаются стилистически: такой - нейтральное; таковой - книжное, устаревшее; "Похоже даже, что сейчас такая мода, быть сложней себя" (о современной поэзии Лит. газ. 1984. 31 окт. С. 4); "Сегодня мы исполним грусть его, Так, верно, встречи обо мне сказали, Таков был лавок сумрак. Таково окно с мечтой смятенною азалий" (Паст.). Во фразеологизированной конструкции "Кто ты таков?" местоимение в краткой форме является устаревшим и просторечным: "Хоть взять Зотея: ну что он за человек таков?" (Мам.-Сиб.).

Кроме того, местоимение такой часто используется в сочетании с прилагательными, указывая на большую степень проявления качества: "Под майский марш, торжественный такой, отбила каблуки, танцуя, пара" (Б.Ок.).

Местоимение таковой в настоящее время употребительно лишь в официальных документах. В текстах же неофициального характера ее использовать не рекомендуется, так как вообще большинство специфических официальных слов и словосочетаний вне основной сферы своего применения обычно создают не предполагаемый автором иронический эффект. Неудачно поэтому: "Какие же сведения следует считать порочащими честь и достоинство? Таковыми являются сведения, которые чернят человека в общественном мнении, безосновательно ставят под сомнение его поведение как гражданина" (За коммунизм. 1987. 3 янв.).

В речи указательные местоимения выполняют следующие функции: 1) непосредственно указывают на предмет (см. приведенные выше примеры); 2) замещают названное прежде слово; 3) обеспечивают грамматическую связанность текста, соединяя последующее с предыдущим.

Последние две функции - те же, что и у личных местоимений 3-го лица. Поэтому указательные местоимения, вынесенные в начало текста или в заглавие произведения, как и личные местоимения 3-го лица, могут использоваться в качестве экспрессивного средства. Одна из лирических поэм В. Маяковского называется "Про это". Она начинается таким вступлением:

В этой теме, и личной и мелкой,
Перепетой не раз и не пять,
Я кружил поэтической белкой
И хочу кружиться опять.
Эта тема сейчас и молитвой у Будды,
И у негра вострит на хозяев нож,
Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый,
То и он сейчас скрипит про то ж.
Эта тема пришла, остальные оттерла
И одна безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец! От сердца к вискам!
Эта тема день истемнила в темень,
Колотись - велела - строчками лбов.
Имя этой теме:
……………!

С одной стороны, лирический герой поэмы сразу раскрывается перед читателем, включает его в мир своих переживаний, как бы продолжая рассказ о том, о чем думает постоянно.

С другой стороны, то, о чем хочет рассказать автор, настолько сокровенно, настолько свято для него, что он не может произнести слово, прямо называющее это чувство (оно не названо даже в последней строфе и восстанавливается только благодаря рифме), и употребляет лишь указательное слово.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Местоимение - часть речи, которая указывает на лицо, предмет или признак, но не называет их. Местоимения делятся на:

    Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

    Возвратное : себя.

    Притяжательные : мой, наш, твой, ваш, свой.

    Вопросительно-относительные : кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

    Указательные : этот, тот, такой, таков, столько.

    Определительные : сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.

    Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.

    Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.

1. Личные местоимения - местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные. Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - первое лицо; ты, вы - 2-е лицо; он (она, оно, они) - 3-е лицо). Постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число). Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его); местоимение 3-го лица изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение - местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо. Это местоимение-существительное. Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения - указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их.

4. Вопросительные местоимения - употребляются в вопросительных предложениях. Кто? что? - местоимения-существительные. Они не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.). Какой? чей? который? - местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.). Сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.). Где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

5.Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, где, когда, сколько, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях (Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, где спрятаны деньги. ). Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Указательные местоимения - это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). Тот, этот, сей, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.). Столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.). Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

7. Определительные местоимения - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.). Всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

8.Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

9. Неопределённые местоимения - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Указа́тельные местоиме́ния или демонстрати́вы (лат. pronomina demonstrativa ) - местоимения , указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) . Во многих языках мира указательные местоимения выполняют не только дейктическую , но и анафорическую функцию.

Указательное местоимение способно также выражать дополнительную информацию об обозначаемом объекте: его одушевлённость , пол и др.

Иногда указательные местоимения не выделяются в отдельный класс, так как соответствующее значение выражается не самостоятельными словами, а при помощи указательных частиц, присоединяемых к существительному.

Указательными местоимениями в русском языке являются слова: этот , эти , тот , те , такой , таков , столько , а также устарелое сей .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Указательные местоимения

    Указательные местоимения в английском языке: this-that-these-those #9

    42 This, that, these, those - английские указательные местоимения

    6-урок. Указательные местоимения в русском языке. Грамматика русского языка с нуля. РКИ

    Указательные местоимения (6 класс, видеоурок-презентация)

    Субтитры

Типы указательных местоимений

Приименные и прономинальные указательные местоимения

Указательное местоимение, которое употребляется как прилагательное, называют приименным (или атрибутивным) указательным местоимением: например, англ. this - this chair - этот стул. Если же указательное местоимение замещает существительное, его называют прономинальным (или субстантивным) указательным местоимением: например, англ. I don’t like that - Я не люблю это .

В ряде языков Европы и Азии для приименных и прономинальных указательных местоимений используются различные лексемы: например, во французском, celui ("тот, этот") и celle ("та, эта") замещают существительное, а ce ("тот, этот") и cette ("та, эта") употребляются как определения существительных.

Адвербиальные и идентификационные указательные местоимения

Помимо указательных местоимений, употребляющихся в позиции прилагательного и существительного, имеются и адвербиальные указательные местоимения с наречной функцией (так ).

В некоторых языках среди указательных местоимений выделяется и отдельный класс так называемых идентификационных (или предикативных) указательных местоимений, которые употребляются только в клаузах без глагола либо в клаузах с глаголом-связкой .

Система указательных местоимений в языке понапе .

Пример употребления:

Нейтральные указательные местоимения

В большинстве языков указательные местоимения способны употребляться также в тех контекстах, в которых не требуется выражение дейктических противопоставлений. Например, в современном иврите ze (‘этот’ - ближний) употребляется также в ситуациях, где расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) нерелевантно. Остальные языки в таких случаях используют так называемое нейтральное указательное местоимение .

Такая система указательных местоимений представлена в литовском языке :

Морфология указательных местоимений

С морфосинтаксической точки зрения дейктические оппозиции в языках мира выражаются существительными (лат. ille и iste ‘он’), прилагательными (русск. этот , тот ), наречиями (русск. там , здесь , сюда ), числительными (бурятск. edii ‘<вот> столько’ и tedii ‘<вон> столько’), а также глаголами (бурятск. iige- ‘делать так <как это, как здесь>’ и tiige- ‘делать так <как то, как там>’) .

Обычно указательные местоимения выражаются отдельными словами, однако имеются языки, в которых приименные указательные местоимения - проклитики либо энклитики , которые присоединяются к существительному либо к какому-либо другому слову в предложении (например, в языке Ланго в Уганде).

В большинстве языков указательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, однако часто это зависит от их синтаксической позиции . В языках с существительным, изменяющимся по родам, числам и падежам, прономинальное указательное местоимение также склоняется, хотя приименные и нейтральные местоимения могут быть несклоняемыми .

Типы дейктических систем

Дейктические показатели - в частности, указательные местоимения - образуют дейктическую систему. В зависимости от числа противопоставлений различают минимальную и расширенную дейктические системы .

Необходимо отметить, что прономинальные указательные местоимения имеют тенденцию выражать большее количество дейктических оппозиций, нежели приименные .

Ср. систему указательных местоимений в тонганском языке :

Минимальная дейктическая система

Минимальная дейктическая система включает в себя две единицы: одна из них выражает значение ‘близко от говорящего" , другая - ‘не близко от говорящего’ . Например, в русском языке этот - ‘близко от говорящего", тот - ‘не близко от говорящего’. Такая система является самой распространённой, она представлена, в частности, в английском, бурятском и нидерландском языках.

Расширенная дейктическая система

Расширенная дейктическая система включает в себя более трёх единиц, выражающих различную степень близости обозначаемого объекта к говорящему (адресату). Самой распространённой расширенной дейктической системой является трёхчленная дейктическая система, но в языках мира встречаются также четырёхчленные и пятичленные.

Трёхчленная дейктическая система

Трёхчленные дейктические системы подразделяются на два вида: личностно-ориентированные и пространственно-ориентированные . Личностно-ориентированная дейктическая система содержит в себе следующие противопоставления: ‘близко от говорящего’ /‘близко от адресата’ /‘не близко ни от говорящего, ни от адресата’ = "далеко" . Таким образом, члены данной оппозиции ориентированы как на говорящего, так и на адресата.

Пример личностно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в японском языке :

В пространственно-ориентированной дейктической системе все указательные местоимения выражают степень отдаленности объекта от дейктического центра (говорящего) .

Пример пространственно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в языке курух .

Трёхчленная дейктическая система функционирует в испанском, португальском, армянском, баскском, финском, грузинском и других языках. Из них 2/3 языков имеют пространственно-ориентированную систему, и только 1/3 - личностно-ориентированную.

Четырёхчленная дейктическая система

В ряде языков (например, в куи и куви) представлена четырёхчленная дейктическая система, в которой имеется более дробное членение степеней близости объекта, нежели в трёхчленной. В большинстве случаев четырёхчленные дейктические системы являются личностно-ориентированными , то есть содержат специальную форму для обозначения объекта, близкого к адресату.

Указательные местоимения в языке хауса (личностно-ориентированная четырехчленная дейктическая система):

Четырёхчленные и пятичленные системы распространены в Африке, Северной Америке и Тихоокеанском регионе.

Многочленная дейктическая система

В составе дейктических показателей могут выражаться также не-дейктические противопоставления: например, характеристики обозначаемого объекта (живой/неживой, видимый/невидимый и др.). Кроме того, систем дейктических показателей может быть расширена за счёт различения более тонких особенностей локализации объекта (например, выше/ниже говорящего; вверх/вниз по течению реки по сравнению с говорящим и пр.). Многочленная дейктическая система часто встречается в дагестанских

  • Kuno, S. The Structure of the Japanese Language. - Massachusetts Institute of Technology Press, 1973.
  • Churchward, C. Maxwell. Tongan Grammar. - Oxford: Oxford University Press, 1953.
  • Rehg, Kenneth L. Ponapean Reference Grammar. - University of Hawaii Press, 1981.
  • Diessel, H. Distance Contrasts in Demonstratives = The World Atlas of Language Structures Online // Max Planck Digital Library. - Munich, 2011.
  • Diessel, H. Pronominal and Adnominal Demonstratives = The World Atlas of Language Structures Online // Max Planck Digital Library. - Munich, 2011.
  • Местоимение - это особый класс знаменательных слов, которые указывают на предмет, не называя его. Чтобы избежать тавтологии в речи, говорящий может использовать местоимение. Примеры: я, твой, кто, этот, всякий, самый, весь, себя, мой, иной, другой, что, сколько-нибудь, некто, нечто и т. д.

    Как видно из примеров, местоимения чаще всего употребляются вместо имени существительного, а также вместо прилагательного, числительного или наречия.

    Для местоимений свойственно разделение на разряды по значению. Эта часть речи ориентирована на имена. Другими словами, местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные. Однако особенность местоимений заключается в том, что, замещая имена, они не приобретают их значение. По сложившейся традиции, к местоимениям относятся только изменяемые слова. Все неизменяемые слова рассматриваются как местоименные наречия.

    В данной статье будут представлены по значению и грамматическим особенностям, а также примеры предложений, в которых употреблены те или иные местоимения.

    Таблица местоимений по разрядам

    Личные местоимения

    я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

    Возвратное местоимение

    Притяжательные местоимения

    мой, твой, наш, ваш, свой

    Указательные местоимения

    этот, тот, такой, столько

    Определительные местоимения

    сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой

    Вопросительные местоимения

    кто, что, каков, который, чей, сколько, какой

    Относительные местоимения

    кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой

    Отрицательные местоимения

    никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

    Неопределенные местоимения

    некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь

    По местоимения делятся на три разряда:

    1. Местоименные существительные.
    2. Местоименные прилагательные.
    3. Местоименные числительные.

    Личные местоимения

    Слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название "личные местоимения". Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения. Местоимения он, она, они не участвуют в речевом акте, о них сообщается говорящим как о неучастниках в акте речи.

    • Я знаю о том, что вы хотите мне сказать. (Участник речевого акта, объект.)
    • Ты должен прочитать всю художественную литературу из списка. (Субъект, на который направлено действие.)
    • Мы провели замечательные каникулы в этом году! (Участники речевого акта, субъекты.)
    • Вы прекрасно сыграли свою роль! (Адресат, объект, к которому направлено обращение в речевом акте.)
    • Он предпочитает спокойное времяпрепровождение. (Неучастник речевого акта.)
    • Она точно поедет в Америку этим летом? (Неучастник речевого акта.)
    • Они впервые в жизни прыгнули с парашютом и остались очень довольны. (Неучастник речевого акта.)

    Внимание! Местоимения его, ее, их в зависимости от контекста могут употребляться как в разряде притяжательных, так и в разряде личных местоимений.

    Сравните:

    • Его не было сегодня в школе ни на первом, ни на последнем уроке. - Его успеваемость в школе зависит от того, насколько часто он будет посещать занятия. (В первом предложении его - личное местоимение в родительном падеже, во втором предложении его - притяжательное местоимение.)
    • Я попросил ее, чтобы этот разговор остался между нами. - Она бежала, ее волосы развивались по ветру, а силуэт терялся и терялся с каждой секундой, отдаляясь и растворяясь в свете дня.
    • Их всегда нужно просить, чтобы они делали музыку тише. - Их собака очень часто воет по ночам, будто тоскует о каком-то своем невыносимом горе.

    Возвратное местоимение

    К этому разряду относится местоимение себя - указывает на лицо объекта или адресата, которые отождествляются с действующим лицом. Такую функцию выполняют возвратные местоимения. Примеры предложений:

    • Я всегда считал себя самым счастливым на всем белом свете.
    • Она постоянно любуется собой.
    • Он не любит совершать ошибки и доверяет только себе.

    Можно, я оставлю этого котенка у себя?

    Притяжательные местоимения

    Слово, указывающее на принадлежность лица или предмета другому лицу или предмету, носит название "притяжательное местоимение". Пример: мой, твой, наш, ваш, свой. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к говорящему лицу, собеседнику или неучастнику акта речи.

    • Мое решение всегда оказывается самым верным.
    • Ваши пожелания обязательно будут исполнены.
    • Наша собака ведет себя очень агрессивно по отношению к прохожим.
    • Твой выбор останется за тобой.
    • Наконец-то я получил свой подарок!
    • Свои мысли оставьте при себе.
    • Мой город скучает по мне, и я чувствую, как мне его не хватает.

    Такие слова, как ее, его, их могут выступать как личное местоимение в или как притяжательное местоимение. Примеры предложений:

    • Их машина стоит у подъезда. - Их не было в городе 20 лет.
    • Его сумка лежит на стуле. - Его попросили принести чай.
    • Ее дом находится в центре города. - Ее сделали королевой вечера.

    Принадлежность того или иного лица (предмета) группе объектов также указывает притяжательное местоимение. Пример:

    • Наши совместные поездки запомнятся мне еще надолго!

    Указательные местоимения

    Демонстратив - это второе название, которое носит указательное местоимение. Примеры: этот, тот, такой, столько. Эти слова выделяют тот или иной предмет (лицо) из ряда других, подобных ему предметов, лиц или признаков. Такую функцию выполняет указательное местоимение. Примеры:

    • Этот роман намного интереснее и познавательнее всех тех, что я читал раньше. (Местоимение этот выделяет один предмет из ряда ему подобных, указывает на особенность этого предмета.)

    Местоимение это также выполняет данную функцию.

    • Это море, эти горы, это солнце навсегда останутся в моей памяти самым светлым воспоминанием.

    Однако следует быть внимательными с определением части речи и не перепутать указательное местоимение с частицей!

    Сравните примеры указательных местоимений:

    • Это было превосходно! - Это ты играл роль лисицы в школьном спектакле? (В первом случае, это является местоимением и выполняет сказуемого. Во втором случае это - частица и синтаксической роли в предложении не имеет.)
    • Тот дом намного старше и красивее, чем этот. (Местоимение тот выделяет предмет, указывает на него.)
    • Ни такой , ни другой вариант ему не подходили. (Местоимение такой помогает сконцентрировать внимание на одном из многих предметов.)
    • Столько раз он наступал на одни и те же грабли, и опять все повторяет заново. (Местоимение столько подчеркивает неоднократность действия.)

    Определительные местоимения

    Примеры местоимений: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой . Этот разряд делится на подразряды, каждый из которых включает в себя следующие местоимения:

    1. Сам, самый - местоимения, которые имеют выделительную функцию. Они возвышают объект, о котором идет речь, индивидуализируют его.

    • Сам директор - Александр Ярославович - присутствовал на званом вечере.
    • Ему предложили самую высокооплачиваемую и престижную работу в нашем городе.
    • Самое большое счастье в жизни - любить и быть любимым.
    • Само Ее Величество снизошло до похвалы в мой адрес.

    2. Весь - местоимение, имеющее значение широты охвата характеристики лица, предмета или признака.

    • Весь город пришел, чтобы посмотреть на его выступление.
    • Вся дорога прошла в угрызениях совести и желании вернуться домой.
    • Всё небо было покрыто тучами, и не было видно ни единого просвета.

    3. Всякий, каждый, любой - местоимения, обозначающие свободу выбора из нескольких предметов, лиц или признаков (при условии, если они вообще существуют).

    • Семен Семенович Лаптев - мастер своего дела - это вам всякий скажет.
    • Любой человек способен достичь того, чего он хочет, главное - приложить усилия и не лениться.
    • Каждая травинка, каждый лепесток дышали жизнью, и это стремление к счастью передавалось и мне все больше и больше.
    • Всякое слово, сказанное им, оборачивалось против него, но он не стремился это исправить.

    4. Иной, другой - местоимения, которые имеют значения нетождественности тому, о чем было сказано ранее.

    • Я выбрал иной путь, который был более доступен для меня.
    • Представь, другой на моем месте поступил бы так же?
    • В иной раз он придет домой, молча, поест и ляжет спать, сегодня же все было иначе…
    • У медали две стороны - другой я не заметил.

    Вопросительные местоимения

    Примеры местоимений: кто, что, каков, который, чей, сколько, какой.

    Вопросительные местоимения заключают в себе вопрос о лицах, предметах или явлениях, количествах. В конце предложения, в котором содержится вопросительное местоимение, обычно ставится знак вопроса.

    • Кто был тот мужчина, что заходил к нам сегодня утром?
    • Что ты будешь делать, когда закончатся летние экзамены?
    • Каков должен быть портрет идеального человека, и как ты себе его представляешь?
    • Который из этих трех человек мог знать, что случилось на самом деле?
    • Чей это портфель?
    • Сколько стоит красное платье, в котором ты пришла вчера в школу?
    • Какое твое любимое время года?
    • Чьего ребенка я видел вчера во дворе?
    • Как ты думаешь, нужно ли мне поступать на факультет международных отношений?

    Относительные местоимения

    Примеры местоимений: кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой .

    Внимание! Эти местоимения могут выступать как в роли относительных, так и в роли вопросительных местоимений, в зависимости от того, в том или ином контексте они употребляются. В сложноподчиненном предложении (СПП) употребляется исключительно относительное местоимение. Примеры:

    • Как ты готовишь бисквитный пирог с вишневой начинкой? - Она рассказала, как она готовит пирог с вишневой начинкой.

    В первом случае как - местоимение,имеет вопросительную функцию, т. е. субъект заключает вопрос о неком предмете и о способе его получения. Во втором случае местоимение как употребляется в роли относительного местоимения и выступает в роли связующего слова между первым и вторым простыми предложениями.

    • Кто знает, в какое море впадает река Волга? - Он не знал, кем приходился ему этот человек, и чего можно было ждать от него.
    • Что нужно сделать для того, чтобы устроиться на хорошую работу? - Он знал, что нужно делать для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу.

    Чего - местоимение - употребляется и как относительное, и как вопросительное местоимение, в зависимости от контекста.

    • Что мы будем делать сегодня вечером? - Ты говорил, что сегодня мы должны проведать бабушку.

    Чтобы точно определить разряд местоимений, выбирая между относительным и вопросительным, нужно помнить, что вопросительное местоимение в предложении можно заменить на глагол, имя существительное, имя числительное в зависимости от контекста. Относительное местоимение заменить нельзя.

    • Что вы хотите сегодня на ужин? - Вермишель я бы хотел на ужин.
    • Какой цвет тебе нравится? - Фиолетовый цвет тебе нравится?
    • Чей это дом? - Это мамин дом?
    • Который по счету ты в очереди? - Ты одиннадцатый по счету в очереди?
    • Сколько у тебя конфет? - У тебя шесть конфет?

    Аналогичная ситуация с местоимением чем. Сравните примеры относительных местоимений:

    • Чем бы заняться на выходные? - Он совершенно забыл, чем хотел заняться на выходные. (Как мы видим, во втором варианте местоимение чем входит в разряд относительных и выполняет связующую функцию между двумя частями сложноподчиненного предложения.)
    • Как вы попали вчера в мой дом? - Анна Сергеевна вопросительно смотрела на мальчика и не понимала, как он попал в ее дом.
    • Каково осознавать, что ты в беде? - Я знаю по себе, каково осознавать, что твои планы рушатся стремительно и безвозвратно.
    • Который раз я прошу тебя больше так не делать? - Она уже потеряла счет, который раз ее сын доводил до слез свою классную руководительницу.
    • Чья машина припаркована у ворот моего дома? - Он был в растерянности, поэтому не мог сообразить, чьей идеей было спровоцировать драку.
    • Сколько стоит этот персидский котенок? - Ему сообщили, сколько стоит рыжий персидский котенок.
    • Кто знает, в каком году произошло Бородинское сражение? - Три ученика подняли руки: они знали, в каком году произошло Бородинское сражение.

    Некоторые ученые предлагают объединить относительные и вопросительные местоимения в один разряд и назвать их "вопросительно-относительные местоимения". Примеры:

    • Кто здесь? - Он не видел, кто был здесь.

    Однако в настоящее время прийти к общему согласию пока не удалось, и разряды вопросительных и относительных местоимений продолжают существовать отдельно друг от друга.

    Отрицательные местоимения

    Примеры местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Отрицательные местоимения имеют значение отсутствия лиц, предметов, а также для обозначения их отрицательных характеристик.

    • Никто не знал, чего от него можно ожидать.
    • Ничто его не интересовало настолько, чтобы он мог посвятить этому делу всю свою жизнь.
    • Никакой долг и никакие деньги не могли удержать его от побега.
    • Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья .
    • Он пытался найти себе оправдания, но оказалось, что все произошло именно по его инициативе, и некого было винить в этом.
    • Ему было совершенно нечего делать, поэтому он медленно шел под дождем мимо светящихся витрин магазинов и наблюдал за встречными проезжающими машинами.

    Неопределенные местоимения

    От вопросительных или относительных местоимений образуется неопределенное местоимение. Примеры: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Неопределенные местоимения содержат в себе значение неизвестного, неопределенного лица или предмета. Также неопределенные местоимения имеют значение намеренно скрываемой информации, которую говорящий специально не хочет сообщать.

    Такие свойства имеет Примеры для сравнения:

    • Чей-то голос раздался в темноте, и я не совсем понял, кому он принадлежал: человеку или зверю. (Отсутствие информации у говорящего.) - Это письмо было от моего некого знакомого, который долгое время отсутствовал в нашем городе и теперь собирался приехать. (Намеренно скрываемая информация от слушателей.)
    • Нечто невероятное происходило этой ночью: ветер рвал и метал листву с деревьев, молния сверкала и пронзала небо насквозь. (Вместо нечто можно подставить аналогичные по смыслу неопределенные местоимения: что-то, кое-что. )
    • Некоторые из моих друзей считают меня странным и чудным человеком: я не стремлюсь зарабатывать много денег и живу в маленьком старом доме на краю деревни. (Местоимение некоторые можно заменить следующими местоимениями: кое-кто, несколько. )
    • Несколько пар обуви, рюкзак и палатка уже были уложены и ждали, пока мы соберемся и уедем далеко-далеко из города. (Субъект не уточняет количество предметов, обобщает их число.)
    • Кое-кто сообщил мне, что вы получили письмо, но не хотите признать в этом. (Говорящий специально скрывает всякую информацию о лице.)
    • Если кто-либо видел этого человека, просьба сообщить об этом в полицию!
    • Кто-нибудь знает, о чем разговаривали Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу?
    • Когда вы увидите что-либо интересное, не забудьте записать свои наблюдения в блокнот.
    • Кое-какие моменты в изучении английского языка оставались для меня непонятными, тогда я возвращался к прошлому уроку и пытался пройти его снова. (Намеренное сокрытие говорящим информации.)
    • Сколько-то денег еще оставалось у меня в кошельке, но я не помнил, сколько. (Отсутствие информации о предмете у говорящего.)

    Грамматические разряды местоимений

    Грамматически местоимения делятся на три разряда:

    1. Местоименное существительное.
    2. Местоименное прилагательное.
    3. Местоименное числительное.

    К местоименным существительным относятся такие разряды местоимений, как: личные, возвратные, вопросительные, отрицательные, неопределенные. Все эти разряды по своим грамматическим свойствам уподобляются именам существительным. Однако местоименные существительные обладают определенными особенностями, которых не имеет местоимение. Примеры:

    • Я пришел к тебе. (В данном случае это мужской род, которые мы определили по глаголу прошедшего времени с нулевым окончанием). - Ты пришла ко мне. (Род определяется по окончанию глагола "пришла" - женский род,

    Как можно заметить из примера, некоторые местоимения лишены категории рода. В этом случае восстановить род можно логически, исходя из ситуации.

    Другие местоимения перечисленных разрядов имеют категорию рода, но он не отражает реальных отношений лиц и предметов. Например, местоимение кто всегда сочетается с глаголом в мужском роде прошедшего времени.

    • Кто из женщин впервые побывал в космосе?
    • Кто не спрятался, я не виноват.
    • Она знала, кто будет следующим претендентом на ее руку и сердце.

    Местоимение что употребляет с существительными среднего рода прошедшего времени.

    • Что вам позволило совершить этот поступок?
    • Он не подозревал, что где-то могло происходить что-то, похожее на его историю.

    Местоимение он имеет родовые формы, однако род здесь выступает как классификационная форма, а не как именительная.

    К местоименным прилагательным относятся указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Все они отвечают на вопрос какой? и уподоблены прилагательным по своим свойствам. Они обладают зависимыми формами числа и падежа.

    • Этот тигренок самый резвый в зоопарке.

    К местоименным числительным относятся местоимения столько, сколько, несколько. Они уподоблены именам числительным по своему значению в сочетании с существительными.

    • Сколько книг ты прочитал за это лето?
    • Столько возможностей теперь было у меня!
    • Несколько горячих пирожков бабушка оставила для меня.

    Внимание! Однако в сочетании с глаголами местоимения сколько, столько, несколько используются как наречия.

    • Сколько стоит эта оранжевая кофточка?
    • Столько потратить можно только на отдыхе.
    • Я несколько задумался над тем, как жить и что делать дальше.