Добавил. Коренные жители Америки — Индейцы

В каком языке вводные предложения «Я видел» или «Мне сказали» можно передать лишь окончанием глагола?

В некоторых языках существуют грамматические конструкции, с помощью которых сообщается источник сведений говорящего. Например, в индейском языке тариана с помощью окончаний глагола можно выразить четыре способа получения информации. Фраза «Сесилия бранила собаку», когда говорящий сам это видел, будет звучать как «Ceci tʃinu-nuku du-kwisa-ka». Если он только слышал процесс ругательства, глагол изменится на «du-kwisa-mahka», если не слышал, но увидел испуганную собаку и предположил, на «du-kwisa-sika», а если узнал об этом от кого-то ещё, на «du-kwisa-pidaka». В русском языке эвиденциальность выражается лишь вводными предложениями типа «Я видел», «Мне сказали», либо частицами «мол» и «дескать».

Какой правитель запретил людям своей национальности заключать браки друг с другом?

Вскоре после освобождения от испанской колониальной зависимости в Парагвае к власти пришёл диктатор Хосе Гаспар Родригес де Франсия. Его главной идеей стало создание закрытого однородного общества, для чего были практически полностью ограничены въезд и выезд из страны, а также ввоз иностранных товаров. Испаноязычному населению запретили заключать браки друг с другом, предписав жениться и выходить замуж за местных индейцев гуарани, чернокожих или мулатов.

Каким образом в индейском племени синхронизируется пульс всех жителей деревни?

У живущего в труднодоступных районах бассейна Амазонки индейского племени марубо существует обычай постоянно бить в барабан, сделанный из древесины амаранта. Жители деревни, сменяя друг друга, днём и ночью колотят по нему дубинками приблизительно в ритме стука сердца. От этого сам пульс у всех жителей синхронизируется, позволяя племени ощущать себя единым целым.

Кто носил одеяния из перьев колибри?

Колибри были заметными персонажами культуры и мифов индейских народов. У ацтеков только вождям, членам их семей и жрецам разрешалось носить одежды из перьев колибри. Чтобы изготовить один такой наряд, необходимо было поймать и ощипать несколько тысяч птиц.

Из-за чего режиссёр Джон Форд потерял индейца, точно предсказывающего погоду?

Режиссёр Джон Форд часто привлекал индейцев не только как актёров для своих вестернов, но и на другие работы. При съёмках фильма «Форт Апачи» для многих сцен требовались определённые погодные условия, и Форд стал платить лекарю-навахо, чтобы тот давал ему прогнозы. Несколько дней они точно сбывались, но однажды лекарь сказал, что не может больше предсказывать. На вопрос почему, тот ответил, что один актёр забрал его радиоприёмник.

Какие научные знания использовал Колумб для устрашения индейцев?

Во время четвёртой экспедиции Христофор Колумб со своей командой прожили год на Ямайке, где местные аборигены охотно снабжали их провиантом. Но со временем они стали приносить меньше еды, и Колумб обратился к астрономическим таблицам, обнаружив, что 29 февраля 1504 года состоится полное лунное затмение. В этот день он сказал индейским вождям, что его боги возмущены их поведением и вскоре это продемонстрируют. Когда луна покраснела, вожди в ужасе стали просить прощения. Колумб удалился в каюту до конца затмения, а потом объявил, что индейцы прощены, и те вернули поставки на прежний уровень.

Какой индейский вождь выполнил требования к своей должности во время Второй Мировой войны?

Чтобы стать вождём индейского племени кроу, требовалось выполнить четыре обязательных условия: дотронуться до врага без убийства, завладеть оружием врага, украсть лошадь врага, а также возглавить успешную военную операцию. Последним, кто сделал всё это, был Джо Мэдисин Кроу, родившийся в 1913 году. Все его достижения по списку пришлись на Вторую Мировую войну, когда он служил разведчиком в американской дивизии после открытия второго фронта. Джо всегда покрывал тело боевой краской и надевал орлиные перья, хотя всё это было скрыто под униформой и шлемом, а возвращаясь с угнанными от немцев лошадьми, распевал традиционную песню доблести кроу.

Где живёт народ, все представители которого имеют одинаковую группу крови?

Индейский народ бороро проживает на территории Бразилии и Боливии в количестве около 1600 человек. Уникальная особенность этого племени в том, что все бороро имеют одинаковую группу крови, первую. Таким образом, каждый из них может стать соплеменнику донором.

Какую птицу напоминает эхо от пирамиды, построенной народом майя?

Пирамида Кукулькана - одно из немногих архитектурных сооружений, сохранившихся в древнем городе майя Чичен-Ица. Если встать прямо напротив главной лестницы пирамиды и хлопнуть в ладоши, можно услышать в ответ «чирикающее» эхо, очень похожее на звук кетцалей - птиц, почитаемых индейцами Мезоамерики.

Где можно наблюдать обряд излечения в церкви, включающий распитие алкоголя и кока-колы?

Городок Чиапас на юге Мексики населён народом цоцили, относящимся к группе народов майя. Их религия является причудливой смесью католицизма и старинных индейских верований. Медицина здесь слабо развита, поэтому излечение болезней обычно доверяют шаману, проводящему обряд прямо в церкви. Он включает в себя ритуальные заклинания перед множеством свечей, распитие шаманом и больным алкогольного напитка поша и убийство курицы. С середины прошлого века в ритуальный набор входят ещё и бутылки с кока-колой, которая в сочетании с пошем вызывает более сильную отрыжку, что, по заявлениям религиозных лидеров, свидетельствует об изгнании из тела злых духов.

В каком фильме актёры-индейцы полностью изменили свои диалоги без ведома режиссёра?

В 1964 году Джон Форд снял вестерн «Осень шайеннов» о конфликте между индейским племенем, не желающим больше жить в отведённой резервации, и отрядом правительственных войск. Играть шайеннов были приглашены другие индейцы - навахо. В фильме они общались на своём языке, а зрители видели перевод в субтитрах. Однако во время съёмок никто не контролировал, что на самом деле говорят индейцы, которые воспользовались этим и вставили в свои диалоги ругань и похабные выражения. Зачастую их речь была вообще оторвана от событий фильма - например, в сцене подписания мира вождь индейцев вместо торжественных слов по сценарию высмеял размер пениса командира американцев.

Где и когда люди укрывались от непогоды в панцирях броненосцев?

В эпоху плейстоцена в Южной и Центральной Америке обитали глиптодоны - гигантские родственники современных броненосцев. Своими размерами глиптодон походил на «Фольксваген „Жук“». Существуют свидетельства, что индейцы охотились на них и использовали панцири глиптодонов как укрытие от непогоды. Предположительно, люди полностью истребили глиптодонов примерно 10 000 лет назад.

На каком континенте был распространён особый культовый статус людей третьего пола?

Практически во всех индейских племенах Северной Америки существовали так называемые бердаши, или люди с двумя душами, которых относили к третьему полу. Мужчины-бердаши зачастую выполняли только женские функции - готовили, занимались сельским хозяйством, а женщины-бердаши принимали участие в охоте. Из-за особого статуса бердашей вступавшие с ними в половую связь мужчины не считались гомосексуалистами, а вот самим бердашам не разрешалось строить отношения друг с другом. В некоторых племенах им отводился культовый статус, так как считалось, что они ближе обычных людей к миру духов и богов, поэтому бердаши часто становились шаманами или знахарями.

Под каким названием в США известен роман Агаты Кристи «Десять негритят»?

Детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят» в США из-за зарождавшихся уже в то время требований политкорректности вышел под названием «И никого не стало» по последней строчке считалочки. В самой считалочке маленьких негритят заменили маленькими индейцами, а затем и вовсе маленькими солдатиками. В британских изданиях оригинальное название сохранялось до 1985 года, но потом тоже поменялось на американский вариант.

Какой способ расположения чисел на числовой оси является интуитивным для человека?

Расположение чисел на числовой оси равномерно - это приобретённая способность человека, обусловленная воспитанием и образованием, в то время как врождённо-интуитивным подходом является расположение чисел по логарифмической шкале. Такие выводы сделаны на основании работы с индейцами племени мундуруку, живущими в бассейне Амазонки, большинство из которых не имеют никакого образования. Им показывали некоторое количество точек или проигрывали несколько одинаковых звуков, а затем просили показать это число на оси от 1 до 10 или от 10 до 100. Чем меньше было число, тем больше пространства отводили для него испытуемые, что как раз соответствует логарифмической шкале. Сходные результаты демонстрировали и маленькие дети из США, ещё не умеющие считать, а вот взрослые американцы и образованные мундуруку были склонны располагать числа более равномерно.

Какие народы практиковали искусственную деформацию черепа и для чего?

На протяжении мировой истории самые разные народы практиковали искусственную деформацию черепа, чтобы придать голове отличную от естественной форму. Археологические находки свидетельствуют о подобной традиции ещё у некоторых неандертальцев, а также у гуннов и аланов, восточногерманских племён, индейцев майя и инка, австралийских аборигенов. Процесс деформации начинали почти с самого рождения, когда у ребёнка ткани черепа обладают наибольшей пластичностью, а желаемую форму задавали с помощью тугих повязок или деревянных дощечек. Среди причин таких обычаев называют желание обособить племя или определённую группу людей от чужих, демонстрацию социального статуса или же просто проявление своеобразных эстетических представлений.

У каких народов существует запрет на произнесение имени умерших?

У многих народов существует запрет на упоминание имени умершего человека из опасения вызвать его дух или призрак. Вместо оригинального имени используют какую-нибудь нейтральную характеристику или присваивают другое имя, как африканское племя масаи. У южноамериканских индейцев гуахиро назвавший покойника по имени мог сам понести смертельное наказание. В некоторых племенах австралийских аборигенов данное табу настолько сильно, что даже живые тёзки умершего вынуждены менять имена. Из уважения к обычаям аборигенов в начале многих австралийских фильмов и телепередач встречается предупреждение о том, что зритель может увидеть изображения или услышать голоса умерших.

От чего вплоть до 20 века спасали людей с помощью табачной клизмы?

Как только табак попал из Америки в Европу, курение стали активно применять в качестве лекарства от самых разных болезней. Вдыхание табачного дыма в лёгкие не было единственным способом употребления, популярным методом лечения стали также табачные клизмы, причём такую процедуру европейцы переняли от индейцев. Самое широкое применение эти клизмы нашли для спасения утопающих - якобы, проникающий во внутренние органы дым согревал их и возвращал человека к жизни. Инструменты для проведения такой процедуры были в обязательном порядке включены в спасательные наборы, расставленные вдоль пляжей Темзы. Использование табачных клизм постепенно сошло на нет в течение 19 века, когда стали появляться доказательства ядовитости никотина.

В каком языке концепция временной оси противоположна привычной нам «будущее спереди, прошлое сзади»?

В языке аймара - одноимённого народа, живущего в Андах - концепция временной оси коренным образом отличается от той, что наблюдается во всех остальных языках планеты. Привычная нам проекция времени на пространство предполагает, что будущее находится впереди, а прошлое - сзади, но в языке аймара всё наоборот. Слово, обозначающее в нём прошлое, имеет другое значение «спереди», и даже жестикуляция носителей аймара, особенно пожилых и незнакомых с грамматикой испанского языка, подчёркивает это. Хотя многие молодые аймара, свободно говорящие по-испански, пользуются традиционными для нас жестами, что свидетельствует о переориентации их способа думать о времени.

Как европейцы скрестили два индейских символа войны и мира?

Самым известным оружием индейцев является томагавк, который они умели и метать, и применять в ближнем бою. Помимо этого, ритуальные томагавки служили символом войны и мира - именно от индейцев происходит выражение «закопать топор войны». Узнав эти обычаи, европейцы скрестили это оружие с ещё одним символом - трубкой мира. Для этого рукоятку томагавка делали полой, превращая её в мундштук, а чашка трубки находилась с другой стороны от лезвия. Такие подарки были очень востребованы индейскими вождями, поддержкой которых хотели заручиться колонисты.

Когда в зоопарках было модно наряду с животными показывать негров?

Во второй половине 19 века в Европе и Северной Америке началось бурное развитие зоопарков. Помимо животных, владельцы зоопарков охотно размещали в вольерах людей - обычно в виде целых деревень «примитивных» негров, эскимосов, индейцев. Нередко отдельных негров помещали в павильон с обезьянами, представляя их как переходное звено от животных к цивилизованному белому человеку. С течением 20 века подобных выставок становилось всё меньше, но даже в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была представлена конголезская деревня. Этнические поселения в зоопарках можно увидеть и в наше время, например, в 2005 году в Лондоне, однако теперь люди селятся в них на обычных трудовых или добровольных началах.

У какого народа статус племени определялся количеством раздаренного имущества?

У североамериканских индейцев, живущих на тихоокеанском побережье, были распространены специальные праздники под названием потлач. Их устраивали вожди племён, приглашая в гости родственников и другие племена. В ходе потлача, наряду с музыкой и танцами, практиковалось дарение имущества клана гостям, а иногда и просто его уничтожение. Именно тем, сколько разных вещей раздарено, а не количеством накопленного, определялся статус семьи и уважение от других семей. Потлач был запрещён властями в конце 19 века как расточительный и непродуктивный обычай, противоречащий цивилизованной жизни.

Каким образом провинциальный французский адвокат в 19 веке стал королём государства в Южной Америке?

Француз Орели-Антуан де Тунан, живший в 19 веке, с детства мечтал о приключениях, путешествиях в дальние страны и правлении собственным королевством. Получив образование и работая адвокатом в провинциальном городке, он не отказался от своих фантазий и тщательно готовился к осуществлению плана. Найдя спонсора, Тунан с двумя товарищами отправился в Южную Америку на земли, где жили индейцы-арауканы. Формально эти территории входили в состав государства Чили, но индейцы успешно боролись с колонизаторами. Француз вдохновил своими речами индейцев на провозглашение нового государства - Араукании, стал править им под именем Антуан I и успел провести войну с Чили. Хотя в итоге арауканов разгромили, а самого Антуана арестовали и выслали обратно во Францию.

Чей язык содержит названия деревьев в соответствии со звуком, который издаёт ветер, дуя сквозь них?

На языке индейцев микмаков некоторые деревья названы в соответствии со звуком, который издаёт ветер, дуя сквозь них осенью через час после заката. Причём с изменением этого звука изменяются и названия деревьев.

Метки : ,

23 факта об индейцах

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

Чтобы моя дочь, а заодно и соседские детки, не скучали на даче, организовала для них ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ. Так, без повода, просто для веселья...
Возраст наших индейцев был самый разный - от 4,9 до 13 лет, но весело было всем.
Инвентарь - только то, что было под рукой. Место действия - огород. Идеи - частично переработанные из интернета, что-то вспомнилось, что-то по ходу придумалось... Вобщем, все всем доступно. А результат - на лицо. Точнее, на лицах.

Итак, в воскресенье с утра собрались индейцы в главном вигваме…


Смастерили себе индейские головные уборы…
("перья" заранее вырезала из цветного и белого картона, повязки - из одноразовой скатерьти).

Нанесли боевую раскраску…
(Аквагрима не было, обошлись детской косметикой. Она и смывается лучше... А черный цвет - моя подводка для глаз).

Пока занимались перевоплощением в индейцев, заодно узнали, что:
Жили индейцы в Америке (часть света).
24 июня в Перу, Эквадоре и Боливии отмечают праздник потомки коренного населения Америки.
Название “индейцы” возникло от ошибочного представления Христофора Колумба, считавшего открытые им заатлантические земли Индией.
Термин «краснокожие», не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев. Он происходит от обычая одного из племен, которое первым вступило в контакт с европейцами (в 11 в. с викингами, затем в 16 в. с англичанами) - раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Это племя полностью исчезло в 19 в.
Какие названия племен у индейцев: апачи, навахо, гуроны, ирокезы, могикане, делавары, чероки, семинолы, шайенны, команчи, майя, ацтеки, инки, гуарани и многие другие.
Что индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. Еще индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных.
Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, какао, хлопчатника, табака, перца, фасоли, арахиса, бобовых, кабачков и других культур.
Что жилище индейца называется вигвам.
Южноамериканские индейцы для получения резиновой обуви просто обмакивали ноги в свежий сок гевеи - растения, из которого получают каучук. Застывая, сок превращался в непромокаемые «калоши».

Затем разделились на 2 племени: ЙОТА-ЙОТА (девочки 12 и 5 лет) и АПАЧИ (девочка 13 лет и мальчик 6 лет). Названия выбирали дети.

А вот и первое задание: каждому племени шаман выдал рецепт для приготовления волшебного зелья и корзинку. Нужно собрать необходимые для его приготовления ингредиенты. Правильно и на время.
Фото, к сожалению, не сохранились, а рецепт был он примерно такой:

СОБЕРИ:
1 лист рябины
3 листа сирени
2 шишки сосны
1 лист дуба
2 листа подорожника

(у второго племени список шел в обратном порядке – чтобы скопом не бегали )
Победило племя ЙОТА-ЙОТА, хоть и пришли к финишу вторыми. Племени АПАЧИ не удалось правильно соблюсти рецептуру зелья.

А теперь индейская эстафета – «САМЫЙ ОПЫТНЫЙ СОБИРАТЕЛЬ»!
Бежим до сосны, хватаем по одной шишке и быстренько складываем эту добычу в свое ведро.
Т. к. наши племена были малочисленны, пришлось сгонять за шишками по два раза.
Победили снова ЙОТА-ЙОТА!

Ух, а на улице-то жара! Заранее приготовленный лимонад был очень кстати!

Рыбалка – одно из любимых занятий индейцев. Тут уж племя АПАЧИ не дало себя опередить!

Слегка отдохнувшие индейцы соревнуются в меткости. АПАЧИ снова были на коне!
(у каждого племени было "свое" ведро, куда нужно было попасть кубиком).

В следующем испытании метали индейское копье, но бледнолицей папарацци в это время отвлекся на что-то, и в историю войдет только легенда о том, как одержало убедительную победу племя ЙОТА-ЙОТА, благодаря своему опытному и бесстрашному вождю!
(Индейское копье смастерили из березовой палки, навязав на него ленты – получилось вполне себе нарядно ).

Потом пошли охотиться на бизонов. Бизонами были воздушные шары, привязанные к веревке, индейские дротики заменили кубики. Задача – попасть в бизона.
И тут настал звездный час младшего индейца племени ЙОТА-ЙОТА!
Победный бросок принес племени победу!
А это – победный индейский танец младшего индейца после успешной охоты на бизонов

Конкурс «Водопой». Носим ложками воду с водопоя и сливаем в стаканчики. Побеждает племя, быстрее наполнившее свой стаканчик.
Борьба была напряженная! Но все-таки победу вырвало племя АПАЧИ в основном благодаря своему младшему бойцу, победный танец которого запечатлен на фото.

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино