План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим миром "Перелетные птицы" (Подготовительная группа). Конспект НОД «Перелетные птицы» в подготовительной группе ДОУ

«Перелётные птицы»
конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.


Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

— в образовании сложных прилагательных;

— в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

— Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

/Кукушка/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

/Аист/ /аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— О каких новых перелетных птицах вы узнали?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

· Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

· Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

· Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).

· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

· Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.

· Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

· Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.

· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».

· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

· Развивать у детей объяснительную речь

· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

(подготовительная группа)

Ознакомление с окружающим миром

беседа на тему: «Перелетные птицы»

Составитель:

Кузина Ольга Андреевна

БРЯНСК 2016 г.

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

В образовательной области «Познавательное развитие»

  • Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  • Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  • Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
  • Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
  • Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
  • Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
  • Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

В образовательной области «Развитие речи»

  • Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
  • Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
  • Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Развивать у детей объяснительную речь

В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

  • Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

В образовательной области «Физическое развитие»

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.

Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель :
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение ):

Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко), слайд 1 – «Солнышко»

Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?

К нам пришла весна. слайд 2 – «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

(Включаем музыку).

Слайд с письмом -

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.

- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная

Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что… (Ворона) Слайд с вороной

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Основная часть

Беседа «Перелетные птицы»

Воспитатель :

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (оседлые+перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Воспитатель:

Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

(Они вьют гнезда).

Воспитатель:

А для чего птицы вьют и строят гнезда?

(Для того чтобы выводить птенцов)

Воспитатель:

- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?

Воспитатель :

Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)

Воспитатель :

–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)

Воспитатель:

Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).

Воспитатель :

Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).

Воспитатель :

Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)

Воспитатель :

Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель :

Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).

Воспитатель :

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:

А кто изображен на этом слайде? (скворец)

Воспитатель:

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».

Воспитатель:

Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?(У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом

Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) – слайд кукушка

Воспитатель :

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:

- А что общего у всех этих птиц?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель :

А что они умеют делать?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)

Воспитатель :

Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель :

Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд

Воспитатель :

Рассмотрите их, что у них общего?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель:

- А почему они от нас улетают осенью?

(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).

Физкультминутка «Хочу стать птичкой»


Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

Д. И. «Кто лишний?» (на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)

Итак, пришло время расколдовать наших птиц .

Работа у доски:

Пришло время расколдовать наших птиц.

На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).

Воспитатель :

А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).

Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)

Ученая птица:

Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.

Воспитатель :

Кто вы такой?

Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).

Ученая птица:

Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)

Ученая птица:

Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)

У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.

(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)

Ученая птица:

Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)

Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)

Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова (Рисуют в воздухе руками круг).

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.

Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. (Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)

Беседа «Птицы и люди»

Воспитатель :

Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  2. Закреплять правильное произношение поставленных звуков.
  3. Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  4. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.
  5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, гномы, цветок, кувшинки, лягушки, костюм Кикиморы, разрезные картинки с изображением птиц, дорожка, ручей, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки.

Ход занятия

Включается аудиозапись с пением сороки. Трещит сорока и приносит письмо.

Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Кикимора заколдовала лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Она не хочет, чтобы вернулись домой перелетные птицы, потому что они мешают ей своим пением. Спасите наш лес!

Логопед : Ребята, мы поможем нашим лесным друзьям? Злая Кикимора приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не разводить костры, не бегать по лесу). Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться или случайно потревожить кого-нибудь. Мы возьмем собой семечки для птиц, чтобы угостить их.

Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Ой, кто это тут сидит? Гном в красной шапочке и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание.

Игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица - угадай-ка» (дети рассматривают картинки и называют птиц). Почему их называют перелетными? Молодцы ребята! Пойдем дальше.

Включается запись звуков болота.

Логопед: Дети вы слышите звуки? Кто это квакает? Куда мы с вами пришли? (На болото). Посмотрите сколько здесь кувшинок, лягушек. Ой, и гномик тут как тут. А где же задание? (Записка лежит в кувшинке).

Какие пословицы вы знаете о птицах?

  • Журавль летит высоко, а видит далеко.
  • Орел-царь-птица, а сокола боится.
  • Не всякая птица летит высоко.
  • Знает курица свои яйца.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.

Какая птица лучше всех поет? (Соловей). Кто из птиц не заботится о своем потомстве? (Кукушка).

Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона , ласточка, аист).

Логопед: Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает гном! Что же в этот раз нам нужно сделать?

Кто из вас знает загадки о птицах? (Дети рассказывают загадки по очереди).

На шесте - дворец, во дворце певец. (скворец)

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).

Логопед: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Посмотрите наверх, что вы там увидели? (Гнездо птицы). Но оно пустое, там никого нет. Ведь птицы заколдованы Кикиморой и не могут прилететь домой. Может мы их угостим семечками. Они будут рады такому угощению. (дети насыпают семечки в коробочку). А где же наш помощник гном? Да вот же он спрятался за дерево. Логопед читает задание в записке гнома.

Упражнение «У кого кто?»

У грача - грачата, у аиста - аистята, у кукушки - кукушата, у галки - галчата…

Дети я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Логопед: Мы пришли с вами на лесную полянку. Садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поиграем. Наш гном сорвал цветок и у него рассыпались все лепестки. На каждом лепестке картинка с изображением птички. Вы будете отгадывать птицу по первому и последнему звуку, а затем собирать лепестки так, чтобы получился цветок.

Первый звук (а), последний - (т) - аист.

Первый звук (г), последний - (ч) - грач и т.д.

Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.

Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.

Кукушка пестрая, прожорливая.

Грач черный, важный.

Сейчас мы с вами постараемся рассказать о какой-нибудь птице. О ком вы хотите рассказать? (Дети рассказывают).

Звучит музыка и появляется Кикимора.

Логопед: Ой, кто это?

Кикимора :

Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость - поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!

Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я - Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!


Логопед : Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.

Кикимора : Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.

Логопед: Что же нам делать ребята?

Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).

Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?

Кикимора : Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)

Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.

Кикимора : Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос - в ключается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.

Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).

Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)

Тема занятия : «Осень . Перелётные птицы »

Цель : расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц ;

Дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц .

Развивающие :

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме ;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные :

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование : демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия .

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов занятия .

I. Организационный момент

Действия педагога Действия детей Примечания

Ребята, а какое время года сейчас за окном?

Посмотрите в окно. Назовите признаки осени ? - Сейчас за окном осень .

- Осенью становится холоднее , часто идет дождь.

II. Сообщение темы занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах . Как вы думаете, почему их так называют?

Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.

Это происходит осенью .

III. Артикуляционная гимнастика

Действия педагога Действия детей Примечания

Выполним несколько упражнений : надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.

«Часики» : Тик – так, тик – так.

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Орешки» : Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

«Качели» : На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И всё выше поднимаюсь,

А потом вниз опускаюсь.

А теперь повторяйте за мной :

ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» .

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

IV. Изучение нового материала

Действия педагога Действия детей Примечания

А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края ?

Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

Рассказ педагога.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : «насекомоядные» . Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите : «водоплавающие» . - Птицы летят стаей .

На доске появляются картинки с изображением птиц .

V. Физкультминутка

Действия педагога Действия детей Примечания

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Подняли руки вверх;

наклоны туловища влево-вправо;

руки в стороны;

повороты туловища влево-вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

VI. Закрепление изученного материала

Действия педагога Действия детей Примечания

1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) .

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) .

Птица - .

Крыло - …

Голова - …

Хвост - …

3. Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?

Значит, скворец какой?

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

Это грач, у него острый клюв. Какой грач?

– У него чёрное крыло? Значит, он…

4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц , закрашивание.

Физкультминутка

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться,

И очень бесшумно

На место садятся.

5. Развитие навыка связной речи . Загадывание загадок.

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки» .

7. Игра «Птицы , животные, рыбы, насекомые» .

Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем . Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу , и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

…наступила осень .

… они питаются насекомыми.

… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

… они приносят большую пользу.

…крылышко

…головка

…хвостик

Короткий.

Короткохвостый.

Длиннохвостая.

Остроклювый.

…чернокрылый.

Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.

Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.

Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.

Действия детей согласно стихотворному тексту.

После каждой загадки дети объясняют : Как догадались?

Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных , обсуждать, правильно ли получилась группа .

VII. Подведение итогов занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Какие птицы называются перелетными ?

Каких вы знаете перелётных птиц ?

Каким образом птицы улетают в тёплые края?