Психология как самостоятельная наука кратко. Основные этапы становления предмета психологии

Для периода cтановления психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - середина XX в.) характерно появление большого количества разнообразных научных парадигм. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства, которой придерживаются ученые данной сферы (в частности, психологии) в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской . Парадигма не содержит требования признания ее большинством ученых (психологов), однако значимость результатов, полученных на ее основе, не может быть проигнорирована сторонниками истинности иных парадигм.

Парадигма общенаучного экспериментального подхода («факты и только факты»). Ее автор, (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инструментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте . Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы ( , представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие исследования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды Вундта развиты в работах (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).

Парадигма структурализма, связанная с именем (1867-1927). Основная задача психологии - поиск составляющих сознательного опыта, выявление . Другими словами, все должно быть сосредоточено на отдельных элементах сознания («атомах психики»), а не на изучении целого. В качестве основных элементов рассматривались ощущения, образы и . Единственным инструментом исследования признавался метод интроспективного наблюдения.

Парадигма функционализма. Здесь научные интересы сводились к изучению процессов функционирования психики (« »), а не разложению ее на отдельные составляющие. Каковы принципы работы сознания, какие функции выполняет психика в адаптации организма к окружающей среде, каковы последствия психической деятельности человека, какие индивидуальные различия порождают те или иные , почему человек ведет себя так, а не иначе - вот основные вопросы, подлежащие изучению с позиций данной парадигмы. Интроспективный метод исследования здесь дополнялся экспериментальными опытами, объективными наблюдениями, тестами и опросами.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • План.

    1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

    2. Основные этапы становления психологии как науки.

    3. Структура современной психологии.

    4. Место психологии в системе наук.

    Литература.

    1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

    2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

    3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

    4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

    5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

    1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

    Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

    Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

    Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

    В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

    Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


    Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

    Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

    Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

    В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

    Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

    В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

    Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

    В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

    Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

    Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

    Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

    Основные этапы становления психологии как науки.

    Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

    Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

    Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

    Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

    Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

    Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

    Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

    Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

    Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

    В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

    I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

    II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    1. Определение психологии как науки.

    2. Основные отрасли психологии.

    3. Методы исследования в психологии.

    1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

    Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

    Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

    Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

    Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

    Р. С . Немов предлагает следующую схему.

    Схема 1 Основные явления, изучаемые современной психологией

    Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

    Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

    Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

    Таблица 1 Примеры психических явлений и понятий Продолжение табл. 1

    Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

    2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

    Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

    Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

    Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

    Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

    Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

    Общая психология

    1. Психология познавательных процессов и состояний.

    2. Психология личности.

    3. Психология индивидуальных различий.

    4. Возрастная психология.

    5. Социальная психология.

    6. Зоопсихология.

    7. Психофизиология.

    Некоторые специальные отрасли психологических исследований

    1. Педагогическая психология.

    2. Медицинская психология.

    3. Военная психология.

    4. Юридическая психология.

    5. Космическая психология.

    6. Инженерная психология.

    7. Экономическая психология.

    8. Психология управления.

    Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

    3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

    Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

    Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

    Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

    Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

    Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

    Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

    Черты внешнего наблюдения

    1. Планомерность и систематичность проведения.

    2. Целенаправленный характер.

    3. Длительность наблюдения.

    4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

    Виды внешнего наблюдения

    1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

    2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

    3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

    Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

    Виды эксперимента

    1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

    Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

    Трудности лабораторного эксперимента:

    1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

    2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

    3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

    2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

    Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

    Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

    Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

    Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

    Может применяться на различных этапах исследования.

    Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

    Виды анкет:

    1) индивидуальные – коллективные;

    2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

    3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

    Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

    Виды интервью:

    1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

    2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

    3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

    При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

    Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

    Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

    Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

    Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

    Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

    Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

    Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

    Классификация тестов

    1. Тест-опросник – тест-задание.

    2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

    3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

    1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

    2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

    3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

    Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

    2. Становление психологии как науки

    1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

    2. Становление психологии как самостоятельной науки.

    3. Современные психологические концепции.

    1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

    Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

    Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

    Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

    Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

    Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

    На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

    Ярким представителем этого направления выступал Аристотель . Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.

    Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

    Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

    По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

    Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

    Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит . Он считал, что все в мире состоит их атомов.

    Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

    Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

    Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

    Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона .

    Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.

    У человека две души: смертная и бессмертная.

    Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

    Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

    Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

    Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

    Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

    Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

    Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

    Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

    Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

    Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

    Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

    Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

    Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк .

    Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

    Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

    Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

    Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

    Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

    2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

    Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

    Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

    Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

    Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

    Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

    Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

    1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

    2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

    3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

    Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

    Рассмотрим их подробнее.

    Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон , который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

    Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

    Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

    Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

    Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

    Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

    Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

    Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом . Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

    Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

    Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

    К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

    Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

    Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

    Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер ).

    Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

    Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

    Яркими представителями являются К. Левин , М. Вертгеймер , В. Келер и др.

    Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

    То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

    К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

    Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

    Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

    Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

    Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом , поэтому иногда называется «фрейдизм».

    Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

    Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное .

    Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

    Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

    Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

    В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

    Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

    Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

    Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

    Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

    Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

    Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже , У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

    Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

    Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

    В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

    Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

    Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

    Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.

    Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

    Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

    Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

    Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

    Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

    Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

    Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

    Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

    Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

    Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

    Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

    Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

    Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

    1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

    2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

    3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

    4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

    Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

    Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм , который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

    Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

    Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

    Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

    В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

    1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

    2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

    3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

    Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

    Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

    Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

    Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

    Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

    Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

    1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

    2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

    3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

    Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

    Становление психологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX века. Все большее значение приобретают объективные методы исследования. Многие психологи считают их более научно обоснованными, чем интроспективный метод, которым длительное время пользовались для изучения сознания человека. В психологических исследованиях все чаще используются измерения, что становится важным критерием научности.

    Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер (1801-1887) заложил основы науки психофизики, в задачи которой входило изучение закономерных связей психических и физических явлений. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Г. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.

    Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил количественные закономерности процессов запоминания.

    Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Он не стал основоположником какой-либо психологической школы, однако и поныне остается наиболее выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

    Немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Большой заслугой Вундта было то, что он основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание.

    После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США.

    В 1883 году начал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название "Философские исследования" (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 году название журнала было изменено на "Психологические исследования".

    Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 году вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.

    В своем четырехтомном труде "Экспериментальная психология" Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций (поэтому Титченера иногда называют "американским Вундтом"). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии понять, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.

    Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873). Психологию Сеченов называл "родной сестрой физиологии". Он разработал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

    Известный ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) занимался психиатрией и исследованием душевной жизни человека. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он сформулировал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.

    Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергал сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

    Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Некоторое время он считал, что область психологии ограничена внутренним миром сознания субъекта и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

    В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему единственному было присвоено звание "старейшины физиологов мира".

    Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) был создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень популярны в психологии. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

    Первые психологи начинали свою профессиональную работу в других сферах. В. Вундт, например, проводил свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. З. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. А. Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии.