Когда родился пифагор. ​Пифагор – древнегреческий математик и философ, родоначальник школы пифагорейцев

Пифагор Самосский известен современному человеку как великий древнегреческий философ, замечательный математик, настоящий мистик, человек, создавший религиозно-философскую школу.

Жизнь этого прекрасного человека была просто переполнена массой удивительных событий. Современники считали его самым выдающимся ученных в мире, который знает все тайны Вселенной.

Если верить официальным фактам жизни Пифагора, то в 18-летнем возрасте парень отправился в Египет. Поликрат – настоящий тиран Самоса, отправил юношу ко двору самого фараона Амасиса. Благодаря этому Пифагор получал прекрасное обучение, которое ему предоставляли египетские жрецы, более того, парень был безумно счастлив от того, что ему разрешали посещать библиотеки местных храмов. Если верить истории, то мудрец провел в Египте порядка 22 лет.

Он был пленником царя Камбиза, из-за чего оказался в Вавилоне. Здесь он провел долгих 12 лет и обучался у местных магов и жрецов. Только в 56-летнем возрасте Пифагору удается вернуться на родину в любимый сердцу Самос.

Супругу великого ученого звали Феона, и у них было двое прекрасных детей сын и дочь.

Многие исследования говорят о том, что теорема о катетах и гипотенузе треугольника, принадлежит именно ему.

Постоянным его оппонентом всегда являлся Гераклит. Этот выдающийся человек постоянно утверждал, что знать много, не значит иметь философское строение ума. Аристотель ни разу не процитировал Пифагора в собственных трудах. А вот Платон, напротив, считал, что именно Платон является величайшим философом и ученым Греции. Он часто приобретал его труды и цитировал в собственных.

Рождение Пифагора было предсказано дельфийской Пифией, которая также сообщила его отцу о том, что сын будет необычайно одаренным ребенком и за всю свою жизнь принесет много полезного людям.

Читать биографию Пифагора Самосского

Греческий философ, ученый и религиозный учитель Пифагор основал философскую школу, которая была известна как Милетская школа, а также сформулировал многие математические и философские теории.

Ранние годы

Рожденный на острове Самос, у Греции, в Средиземном море, Пифагор был сыном Мессарха. Мало что известно о его ранней жизни. После учебы в Греции он бежал в южную Италию, чтобы избежать сурового правления Поликрата, который пришел к власти около 538 года до нашей эры. Говорят, что Пифагор находился в Египте и Вавилоне в это время.

Пифагор и его последователи стали политически могущественными в Кротоне, на юге Италии, где Пифагор создал школу для своей группы последователей. Вероятно, пифагорейцы заняли позиции в местном правительстве, чтобы привести людей к чистой жизни, которая была распространена их учением. В конце концов, конкурирующая группа начала атаку на пифагорейцев на их собрании, и группа почти была почти полностью разрушена. Пифагор был вынужден либо покинуть Кротон, либо добровольно ушел незадолго до этой атаки. Он умер в Метапонте в начале пятого века до н.э.

Религиозные учения

Пифагор и его сделали большой вклад как в религию, так и в науку. Его религиозные учения были основаны на доктрине (обучении) метемпсихоза, в которой говорится, что душа никогда не умирает и обречена на цикл перерождений до тех пор, пока она не сможет освободиться от цикла через чистоту своей жизни.

Пифагореизм отличался от других философских систем своего времени не просто интеллектуальным поиском истины, а целым образом жизни, который привел бы к спасению или избавлению от греха. Важной частью пифагорейства была связь всей жизни.

Математические учения

Пифагорейцы представили в качестве факта дуализм (что жизнь контролируется противоположными силами) между ограниченным и неограниченным. Вероятно, Пифагор заявил, что цифры могут раскрыть тайны Вселенной, ограничивая и придавая форму материи. Изучение музыкальных интервалов, привело его к открытию того, что основные интервалы могут быть выражены в числовых соотношениях (связях между числами) между первыми четырьмя целыми числами (положительные целые числа), что, в свою очередь, привело к тому, что число десять – это сумма первых четырех положительных чисел.

Возможно, Пифагор обнаружил теорему, которая все еще носит его имя (в прямом треугольнике [треугольник с одним углом, равным 90 градусам], квадрат н гипотенузы равен сумме квадратов катетов), хотя это предложение было обнаружено на камне, датируемый временем вавилонского царя Хаммурапи (умер 1750 г. до н. э.). Независимо от источников, пифагорейцы сыграли важную роль в развитии математики.

Космологические взгляды

Пифагорейцы, в результате своих религиозных убеждений и тщательного изучения математики, разработали космологию (имеющую отношение к структурам Вселенной), которая в то время отличалась некоторыми важными аспектами от существующих в то время мировоззрений, наиболее важными из которых были их взгляды на Землю как на сферу, которая находилась в центре Вселенной. Неизвестно, насколько эта теория относилась к самому Пифагору.

Математических и философских исследований, проведенных Пифагором и его последователями, было достаточно, чтобы сделать его важной фигурой в становлении некоторых западных ученых и мыслителей.

Интересные факты и даты из жизни

Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель. Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище - Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, Пифагор с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.

Образование у Пифагора было очень хорошим, юношу обучало много наставников, среди которых были Ферекид Сиросский и Гермодамант. Следующим местом, где Пифагор совершенствовал познания, стал Милет, там его ждало знакомство с Фалесом, ученым, посоветовавшим ему поехать в Египет. У Пифагора было с собой рекомендательное письмо самого фараона, однако жрецы поделились с ним секретами только после успешного прохождения трудных испытаний. Среди наук, которых он хорошо освоил в Египте, была и математика. Следующие 12 лет он прожил в Вавилоне, где также с ним делились своими познаниями жрецы. Согласно легендам, Пифагор побывал и в Индии.

Возвращение на родину состоялось примерно в 530 г. до н. э. Статус полупридворного-полураба при тиране Поликрате не казался ему привлекательным, и он какое-то время жил в пещерах, после чего переехал в Протон. Возможно, причина его отъезда крылась в философских взглядах. Пифагор являлся идеалистом, приверженцем рабовладельческой аристократии, а в его родной Ионии были весьма популярны демократические взгляды, их приверженцы имели немалое влияние.

В Кротоне Пифагор выступил организатором собственной школы, которая была одновременно и политической структурой, и религиозно-монашеским орденом со своим уставом и очень строгими правилами. В частности, все члены пифагорейского союза не должны были употреблять мясную пищу, раскрывать другим учение своего наставника, отказывались иметь личную собственность.

Прокатившаяся в то время волна демократических восстаний в Греции и колониях докатилась и до Кротона. После победы демократии Пифагор с учениками переселяется в Тарент, позднее в Метапонт. Когда они прибыли в Метапонт, там бушевало народное восстание, и в одном из ночных побоищ Пифагор погиб. Тогда он был глубоким старцем, ему было почти 90. Вместе с ним прекратила существование и его школа, ученики рассредоточились по всей территории страны.

Поскольку Пифагор считал свое учение тайной и практиковал только устную передачу его ученикам, собрания сочинений после него не осталось. Некоторые сведения все-таки стали явными, однако разграничить истину и выдумки невероятно сложно. Ряд историков сомневаются в том, что знаменитая теорема Пифагора была доказана именно им, аргументируя это тем, что она была известна другим древним народам.

Имя Пифагора всегда было окружено большим количеством легенд даже при жизни. Считалось, что он мог управлять духами, умел прорицать, знал язык животных, общался с ними, птицы под влиянием его речей могли изменить вектор полета. Предания приписывали Пифагору и умение исцелять людей, в том числе с помощью прекрасного знания лекарственных растений. Его влияние на окружающих было сложно переоценить. Рассказывают такой эпизод из биографии Пифагора: когда однажды он рассердился на ученика, тот от горя покончил жизнь самоубийством. С тех пор философ взял за правило больше никогда не выплескивать на людей свое раздражение.

Помимо доказательства теоремы Пифагора, этому математику приписывают подробное изучение целых чисел, пропорций и их свойств. Пифагорейцам принадлежит значительная заслуга в придании геометрии характера науки. Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар и центр Вселенной, что планеты, Луна, Солнце движутся по-особому, не как звезды. В определенной степени идеи пифагорейцев о движении Земли стали предтечей гелиоцентрического учения Н. Коперника.

Биография из Википедии

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни »; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора »; Диогена Лаэртского (200-250 гг.) кн. 8, «Пифагор ». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесарх был камнерезом (D. L.); по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.

Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия ». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку - Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э. С ранних лет он обнаружил необыкновенную одарённость (также по Ямвлиху).

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532-529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в местах не столь отдалённых для греков.

Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять своё учение в жизнь, что затруднительно осуществить в Ионии и материковой Элладе, где жило много искушённых в вопросах философии и политики людей.Ямвлих сообщает:

«Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей. »

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету.Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя - основателя ордена. Этот орден фактически пришёл в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, во времена Цицерона (I в. до н. э.), в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мийя (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота).

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 до н. э. как год смерти Пифагора.

Разгром пифагорейского союза

Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителей знати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии с пифагорейским учением. На это наложилась обычная борьба той эпохи между олигархической и демократической партиями в древнегреческом обществе. Недовольство большинства населения, не разделяющего идеалов философа, вылилось в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте.

«Пифагорейцы образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких - только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы. »

Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: «Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории. »

Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейского мятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии, хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморил себя голодом в священном храме.

Философское учение

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения».

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечал Стобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку о числах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления в торговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с. 20).

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество ».По Диогену Лаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Научные достижения

В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев ».

Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):

«В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,
Славную он за него жертву быками воздвиг».

Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

Аристотель затрагивает развитие представлений о космологии в работе «Метафизика», однако вклад Пифагора в ней никак не озвучен. По Аристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что Земля - шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.

В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. По Аристотелю, истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь, математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки.

Сочинения Пифагора

Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народа невозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранных нельзя было доверить книге. Ямвлих так комментирует отсутствие трудов Пифагора:

«Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду. »

Диоген перечисляет названия этих книг, приписываемых Пифагору: «О воспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов в первые 200 лет после смерти Пифагора, включая Платона, Аристотеля и их преемников в Академии и Лицее, не приводит цитат из трудов Пифагора или хотя бы указывает на существование таких трудов. С начала новой эры античным писателям неизвестны труды Пифагора, как сообщили о том Плутарх, Иосиф Флавий и Гален.

В III в. до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые стихи» (иногда их относят к IV в. до н. э. без веских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом в III в. до н. э., хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложилась в законченный вид. Заключительный отрывок из «Золотых стихов» в переводе И. Петер:

Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И руководствуйся подлинным знанием - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.

Испытавшие влияние:

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров . Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом» .

Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни »; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора »; Диогена Лаэртского (200-250 гг.) кн. 8, «Пифагор ». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.) родом из Тарента , где сильны были позиции пифагорейцев.

Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

Биография

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос . Мнесарх был камнерезом (Диоген Лаэртский); по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира , получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе .

Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах , потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия ». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида и дал имя ребенку Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э.

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет , чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов . Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису , благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

«Пифагорейцы образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких - только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы. »

Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: «Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории. »

Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейского мятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии, хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморил себя голодом в священном храме.

Философское учение

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число , учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит : «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество » . По Диогену Лаэртскому , в продолжении известного изречения Гераклита “Многознание уму не научает” упоминается среди прочих и Пифагор: “а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем” .

Научные достижения

Монета с изображением Пифагора

В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев. »

В III в. до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые стихи» (иногда их относят к IV в. до н. э. без веских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом в III в. до н. э. , хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложилась в законченный вид. Заключительный отрывок из «Золотых стихов» в переводе И. Петер:

Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И руководствуйся подлинным знанием - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.

Примечания

Источники и ссылки

  • Ямвлих , О пифагоровой жизни
  • Диоген Лаэртский , Пифагор
  • Порфирий , Жизнь Пифагора
  • «Золотые стихи» пифагорейцев в Библиотеке Александра Кобринского
  • Бесонид, Пифагорово Слово

Литература

  • Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М., 2012. - 445 с. ISBN 978-5-91244-068-7
  • Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. - М.: Наука, 1990. - ISBN 5-02-027292-2
  • Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. - СПб., 1994. - 376 с. - ISBN 5-86050-066-1
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики , Изд. А. В. Лебедев. - М.: Наука, 1989. - с. 138-149.
  • Леонтьев А. В. Традиция о Пифагоре у Аристоксена и Дикеарха // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2000 г. - Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000. - С. 298-301.
  • Леонтьев А. В. К вопросу об образе Пифагора в античной традиции VI-Vвеков до н. э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э. Д. Фролова. - Выпуск 3. - Санкт-Петербург, 2004.
  • Панченко Д. В. Парадокс Пифагора // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XII: Материалы чтений, посвященных памяти проф. И. М. Тронского 23-25 июня 2008 г. С. 355-363.
  • Сигачёв А. А. Пифагор (научно-популярный очерк) // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 6 - История .

См. также

Пифагор кратко о исторической личности

Пифагор (годы жизни: 580—490 гг. до нашей эры) был древнегреческим математиком, политическим и религиозным деятелем, представителем идеалистической философии. Кроме того, им было основано целое философское течение- пифагореизм. Пифагор родился приблизительно в 580 году до нашей эры, на острове Самос, благодаря чему, он и получил своё прозвище- Пифагор Самосский.
Отцом Пифагора был Мнесарх- по версии Диогена Лаэртского, он занимался резкой по драгоценным камням, а по версии Порфирия, он был зажиточным купцом. Матерью Пифагора была Партенида.
Само имя Пифагор означает - «объявленный Пифией, или тот, кого объявила Пифия». Если верить легенде, его рождение было предсказано Пифией в Дельфийском Храме. Также, было предсказано, что у сына будет выдающееся будущее, и что он принесёт много блага для человечества. Уже в раннем возрасте, Пифагор был весьма одаренным.
Говоря о биографии Пифагора коротко, следует упомянуть, что Пифагор получил прекрасное образование. Среди его учителей и наставников, были: Ферекид Сиросский, Гермодамант. В городе Милет, произошло его знакомство с Фалесом, который посоветовал Пифагору отправиться в Египет. Сам фараон, лично выдал Пифагору рекомендательное письмо. Но секретные знания от жрецов он получил, только когда прошёл успешно необходимые испытания. В Египте им было освоено множество наук, в числе которых, была и математика. Затем он отправился в Вавилон, где и прожил последующие 12 лет. Там он получал ценные знания от жрецов. Есть легенды, что он побывал и в Индии.

На родину, он вернулся примерно а 530 году до нашей эры. Не пожелав быть придворным полурабом при дворе местного тирана Поликрата, он некоторое время обитал в пещерах, а затем перебрался в Кротон.
По своим взглядам, Пифагор был идеалистом, и сторонником рабовладельческой аристократии, в то время как на его родине, широкой популярностью пользовались демократические взгляды. Возможно, именно это и повлияло на его переезд.

Создание пифагорейской школы.
Пребывая в Кротоне, Пифагор создал собственную школу. Эта школа являлась политической организацией и в то же самое время была своего рода духовно-монашеским орденом, имеющим собственный устав и свод правил. К примеру, члены пифагорейской школы, отказывались от употребления мяса, от владения частной собственностью, а также должны были хранить учение Пифагора в глубокой тайне.
Гибель.
В этот период, по всей территории Греции и в её колониях, прошла волна демократических волнений. Со временем, эти волнения добрались до Кротона. Спасаясь от восставших, Пифагор и ученики мигрировали в Тарент, а затем в Метапонт. В ходе народного выступления в Метапонте, произошло побоище. В ходе этого побоища, был убит и Пифагор. Это произошло около 490 года до нашей эры. На тот момент, ему было почти 90 лет. Такова биография Пифагора кратко.
Последствия гибели, и историческое наследие Пифагора.
После гибели Пифагора, его школа прекратила своё существование. Все его ученики разбежались по всей территории страны.
Сочинений, излагающих суть учения Пифагора, не сохранилось, потому как практиковалась исключительно устная передача знаний последователям.
Уже при жизни, личность Пифагора была овеяна легендами. Были сведения, что он управлял духами, умел общаться с животными, обладал способностями к прорицанию. Также ему приписывались целительские способности
Кроме этого, Пифагору и его последователям принадлежит заслуга в превращении геометрии в полноценную науку. Одним из первых, Пифагор утверждал о шарообразности Земли. По существу, в какой-то мере, идеи Пифагора, предшествовали гелиоцентрическому учению Николая Коперника.

Биография этого человека перенесёт читателя в мир древнегреческой культуры. Личность Пифагора Самосского, а именно о нем пойдет речь, можно смело называть легендарной, хотя он был реальным человеком. Его мысли в различных областях знаний, к примеру, математики, философии, музыкальной гармонии и даже мистики стали краеугольным камнем для будущих ученым, которым он подсказал «простую дорогу».

Еще при жизни этого человека, о нем ходили разные слухи, что порой пугало его соотечественников. Однако они все равно преклонялись перед его мудростью и рассудительностью. Давайте же разберемся, кем на самом деле он был и как сложился его жизненный путь.

Мечтатель и политик Пифагор: биография неспокойного грека

Жизнь и судьба этого ученого окутана таким количеством разнообразных мифов и легенд, что отделить «зерна от плевел», то есть правду от вымысла чрезвычайно трудно. В них математик представлен как абсолютный мудрец и величайший ум человечества, наделенный такими знаниями, которых не может иметь никто. Даже Геродот отмечал Пифагора, как величайшего из самых знаменитых эллинских мыслителей. Главным источником знаний об этом человеке является труд античного философа-неоплатоника Ямвлиха под названием «О Пифагоровой жизни». Современные ученые датируют его приблизительно 234-305 годами до нашей эры. Также о нем писали историки позднеантичного периода Диоген Лаэртский и Порфирий в своих сочинениях. Получается, что все сведения о нем возникли не менее, чем через две сотни лет после его смерти.

Наиболее ранние свидетельства о жизни и труде великого мудреца Пифагора дает прямой ученик Аристотеля – Аристоксен. На его счету четыре полных трактата: «О пифагорейской жизни», «О Пифагоре и его учениках», «Жизнь Пифагора» и «Пифагорейские изречения». Все они написаны ранее трехсотого года до нашей эры.

Кратко о древнегреческом мыслителе

Если бы не последователи учения философа, едва ли хоть кто-нибудь узнал, кто такой Пифагор. Ни одного письменного свидетельства, начертанного его рукой, до наших дней не дошло. Возможно, подобно Сократу, он не любил переносить свои мысли на бумагу, а может быть, они просто не были найдены и истлели за прошедшие века. Современники считали, что он познал все тайны Вселенной, но ведь он был просто человеком, который попытался опередить время. Сын ничем не примечательного гражданина, он добился того, что о нем заговорил весь мир и даже спустя более двух тысяч лет назад о нем помнят потомки.

По мнению его более поздних биографов, он общался с самыми просветленными умами мира, вел беседы с прославленными правителями и завоевателями, как с равными, а также слушал ученых своего времени. Это указывает на непростое происхождение Пифагора. Он длительное время провел в Египте и Вавилоне, где изучал разнообразные таинства, но вынужден был вернуться на родину. Вопреки заблуждениям, у мужчины, кроме друзей и последователей, было также множество врагов и недоброжелателей, которых раздражал «праздный» образ жизни ученого. Однако история поставила все на свои места, а имена противников сохранились в ней только благодаря тому, что они упоминаются рядом с Пифагором.

Рождение, предсказанное Пифией

Отцом будущего выдающегося ученого был грек Мнесарх, который долгое время жил в финикийском городе Суре (Тире). Он находился на территориях, занимаемых современным Ливаном. Согласно различным источникам, мужчина мог быть камнерезом (скульптором) или же богатым купцом. Он часто бывал на острове Самос, что в Эгейском море, и даже был почтен его гражданством, когда раздавал хлеб нуждающимся после неурожайного года. Там грек встретил прекрасную дочь правителя Анкея – Партениду, которую взял в жены.

О благосостоянии Мнесарха свидетельствует и тот факт, что у него были средства, чтобы отправиться для получения предсказания оракула в храм Аполлона в Дельфах. Легенда гласит, что Пифия сообщила взволнованному будущему отцу, что у него появится сын, который принесет людям столько пользы и добра, что « не счесть всем мудрецам на свете » .

Семейство постоянно путешествовало, и однажды они пребывали в городе Сидоне Финикийском (ныне Сайда), где и родился Пифагор приблизительно в 570 году до нашей эры. На радостях от предсказания, Мнесарх решил переименовать супругу, дав ей имя Пифаида. Сочинения Ямвлиха говорят, что с самых ранних лет он был очень способным к любым наукам, схватывал все на лету, а разговаривать научился еще до года.

Детство и юность будущего мудреца

Доподлинно неизвестно, как протекали ранние годы жизни Пифагора. Отец окружил его заботой, дал прекрасное образование. Есть сведения у некоторых биографов, что вместе с будущим мыслителем воспитывалось еще двое его братьев – Тиррен и Эвност, однако они фигурируют далеко не во всех текстах. Традиционно, первыми преподавателями мальчиков называют прославленных ученых того времени Ферекида Сиросского (основателя италийской школы философии) и Гермодаманта (старца-музыканта). Именно они привили малышу искреннюю любовь к поэзии Гомера и страсть к музыке с ее гармоничными переливами и чуть ли не математическим порядком.

Учителя многому научили юного Пифагора. Гермодамант ввел его в круг муз, а Ферекид научил его обращать свой ум к логосу, а также к природе. Именно в ней паренек должен был почувствовать и узнать своего самого главного преподавателя, что он с успехом и делал. Он учился не только музыке и философии, но также рисованию, математике, медицине, риторике и грамматике. Говорят, что читал наизусть «Илиаду» Гомера. Однако этого молодому дарованию было мало. Потому отец, сразу же после того как сыну исполнилось шестнадцать, благословил его и отправил в длинное путешествие, в котором он должен был набраться мудрости у наиболее прославленных мудрецов человечества.

Как складывалась философская система Пифагора

Из некоторых источников можно понять, что еще в юности будущий ученый был отправлен в Египет, где набирался мудрости у жрецов. Однако не совсем ясно, как именно мальчик мог туда попасть и кто его сопровождал в путешествии. В сочинениях Порфирия и Диогена имеются данные, будто сам тиран Самоса, Поликрат, написал рекомендательное письмо для него к действующему в то время фараону Амасису. Благодаря этому парень получил возможность не только изучать медицину и математику, но и приобщиться к тайным знаниям.

В погоне за знаниями: Пифагор – математик, философ и мистик

Глава школы неоплатонизма в Аламее, философ Ямвлих, указывает, что в возрасте восемнадцати лет будущий мудрец покинул родные пенаты и отправился искать счастья, а вернее, образования в чужих краях. Он уехал с острова и попытался посетить всех выдающихся мыслителей его современности. Пробыть в Египте, который был конечной точкой путешествия, удалось ровно двадцать два года. После этого его вместе с остальными пленниками увезли в Вавилон, который захватил персидский правитель, принадлежащий к династии Ахеменидов – Камбис II.

  • Он посетил остров Лесбос, где постиг учение знаменитого мифографа и космолога Ферикида. Этот ученый первым высказал мнение о бессмертии человеческой души, а также выделил основные три элемента (вода, земля, воздух), которые составляли все сущее.
  • Считается, что он мог посещать математика из города Милета, что в Малой Азии, Фалеса Милетского. Некоторые современные ученые даже считают, что честь «открытия» свойств угла, вписанного в полуокружность, принадлежит Пифагору, под влиянием этого человека.
  • В том же городе он посетил еще одного мудреца – Анаксимандра, который натолкнул его на мысль о том, что Земля имеет форму шара, а не является плоской, как думали ранее.
  • Жрец и пророк Заратуштра (Зороастр), с учением которого Пифагору пришлось познакомиться во время пленения вавилонянами, тоже повлиял на его мировоззрение. Так, ученый научился разграничивать зло и добро, категорически отвергать первое и стремиться ко второму.
  • Касаемо образа жизни, все правила молодой человек почерпнул у жрицы Фемистоклеи (Темистоклеи) Дельфийской. Моральные устои парня базировались именно на ее учении о добродетели. Когда Пифагор жил в Дельфах, он был в своего рода заключении: постигал истину в закрытом храме, из которого не мог выходить, когда заблагорассудится.

Вернуться на родной остров после длительных странствий ему удалось только в возрасте пятидесяти шести лет. Тогда жестокий правитель скончался, и все пленники смогли отправиться на родину. На Самосе соотечественники сразу же поняли, что перед ними уже полностью сформировавшийся мудрец, воздали ему хвалу и почитали до конца дней.

Суть научных и философских взглядов

Чтобы разобраться, что сделал Пифагор, следует ознакомиться с началами той самой науки, которой он посвятил свою жизнь. Все его учение можно условно разделить на две подкатегории: религиозно-мистическое и научное.

Следует знать

Относительно научного подхода к осмыслению окружающего мира и его явлений, досконально выяснить, какие именно открытия принадлежат самому Пифагору, а какие – его ученикам, практически невозможно. После его смерти все заслуги последователей школы пифагореизма приписывались мудрецу.

  • Поэма под названием «Очищения», принадлежащая древнему греческому врачу, жрецу и ученому Эмпедоклу из Акраганта, четко дает представление о том, как, по его мнению, происходит переселение душ. Он даже создал в начале четвертого века до нашей эры тайное общество, в котором действовали пищевые запреты, а в «акусмах» (изречения мэтра), содержаться наставления и поучения, чтобы вернуть свою душу обратно на небеса, после многолетнего блуждания по земным телам.
  • Пифагорейцам приписываются первые мысли о закономерностях развития мира, что значительно подталкивало к более подробному изучению математики, астрономии, географии и прочих наук. По мнению Пифагора, в основе всего лежит число или же отношения чисел. Мистик полагал, что числами можно описать все происходящее и управлять им. Его последователи разрабатывали и в итоге получили цифровые соотношения многих процессов человеческой деятельности.
  • Пифагору принадлежит учение о гармонии сфер – акустическом звучании всех звезд и планет, а также музыкальной архитектонике космоса.
  • Пифагоров или пифагорейский строй – это математическое абстрактное понятие, обычно представленное в виде правильной последовательно квинт (музыкальный интервал) или же кварт. Приписывание авторства древнегреческому философу ошибочно, так как окончательно сформировалось такое понятие только в эпоху западноевропейского барокко.

Немецкий историк математики Мориц Бенедикт Кантор считал, что еще в Древнем Египте времен правителя Аменемхета I было учение о прямоугольном треугольнике и соотношении его сторон, что широко использовалось архитекторами. Однако современный общепринятый вариант теоремы окончательно сформировал философ Пифагор, за что она и получила его имя. Около трехсотого года до нашей эры в Эвклидовых «Началах» возникло и первое ее аксиоматическое доказательство.

Объединение последователей вокруг Пифагора

Со временем вокруг мудреца образовался круг приверженцев его учения. Этих людей называли пифагорейцами и среди них было множество знатных аристократов, обладающих не только средствами, но и облеченных властью. Утвердившись в учении мастера, они пытались изменить законы своих городов. Так родился знаменитый Пифагорейский союз. Однако далеко не все граждане разделяли мировоззрение последователей философа, да и борьба политических сил меж демократами и олигархами накладывала свой отпечаток. Все это вылилось в кровавые мятежи, вспыхнувшие в таких городах, как Таранто (Торент) и Кротоне (Кротона).

После жутких беспорядков, пифагорейцы оказались разгромлены, так как составляли лишь малую долю от населения городов. К примеру, в Кротоне их было всего три сотни, если доверять текстам Ямвлиха. Большое количество приверженцев учения мудреца тогда были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Они разбрелись по окрестностям и рассеялись по всему древнему миру. Со временем люди раскаялись в содеянном, однако было уже поздно. По одной из версий, когда Пифагор жил в Метапонте, там произошел как раз один из бунтов, в котором он сильно пострадал или даже погиб.

Отношение к взглядам Пифагора

Известно, что никаких трактатов этот ученый никогда не писал, потому точно определить, какие слова действительно принадлежат ему, а какие выдумали его верные ученики, не представляется возможным. Однако последователей у него действительно было множество. Гиппас из Метапонта, Аристотель, Архит из Тарента, Филолай из Кротона, отец истории Геродот, Диоген Лаэртский и многие другие прославленные мужи были его приверженцами, разделяли и развивали его идеи.

Однако лояльны к Пифагору были далеко не все. Как и сегодня, в древности можно было встретить множество высказываний ученых, которые считали или считают, что заслуги мудреца преувеличены. К примеру, Гераклит говорил, что тот «понадёргал» разрозненных знаний из не соотносящихся друг с другом наук и манипулирует массами. Даже у Диогена есть высказывание о «многознании Пифагора», которое никак не может научить уму.

Смерть древнего мистика

Мало кому известно, что Пифагор не был просто бродячим ученым, он был женат. Его супругу звали Феано или Теано. Причем девушка была ученицей мудреца, а женился он на ней в возрасте шестидесяти лет. О ней мало что известно, кроме того, что она была очень красива, чиста и юна. Она родила горячо любимому мужу дочку Дамо. По иным сведениям, у философа были дочь Майя и сын Твилаг или дочка Аригнота и сын Аримнест. Вскоре он состарился, а его жена верно выполняла все обязанности, ухаживала за ним до самой кончины.

Есть несколько версий смерти древнего ученого. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились собственные же ученики, когда план по захвату власти провалился. Другие гласят, будто он сгорел в подожженном мятежниками доме во время бегства из Кротоны. Есть версия, что он добровольно заперся в метапонтийском храме муз, после чего скончался от голода и истощения. Где похоронен мудрец, так и остается загадкой до наших дней.

Интересные факты о математике-философе

Кроме философии математики и других наук, Пифагор был прекрасно знаком с ораторским искусством. Считается, что он говорил речи настолько проникновенно и умно, что люди охотно следовали за ним. Однако была одна особенность – говорить он предпочитал за белым «экраном» из полотна.

Ученый был в прекрасной физической форме до самой старости. Он несколько раз принимал участие в Олимпийских играх и даже выигрывал в кулачных боях.

У пифагорейцев был собственный тайный символ – Тетрактис, представляющий собой треугольник с десятью точками. Это число считалось у них священным и ему принято было поклоняться и слагать молитвы.

Подобно более позднему общеизвестному библейскому пророку, Пифагор обещал ученикам, что обязательно возродиться после смерти, когда пробьет нужный час.

Философа считали чудаком. Он просто обожал выдумывать разнообразные правила, которым следовал сам, а также рекомендовал следовать всем. К примеру, по легенде, именно ему принадлежит идея, что вставать с кровати следует с правой, а не с левой ноги.

Новые ученики Пифагора могли попасть к нему, только проведя в полном молчании пять лет.