Виды социальных отношений. Социальное взаимодействие людей

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум»

Индивидуальный учебный проект

Направление: «Обществознание (включая экономику и право)»

Тема: «я и мы –взаимодействие людей в обществе»

Студентка группы 16-4ТМ

Рябцова Светлана Юрьевна

Руководитель:

Молгачёва Татьяна Станиславовна

Нижний Новгород

2017 г

Содержание

    Введение………………………………………………………….2

    Особенности взаимодействия людей………………………...3-4

    Проблемы взаимодействия людей……………………………...5

    Виды взаимодействия……………………………………………6

    Признаки общества…………………………………………..7-10

    Закрытое и открытое общество……………………………….11

    Современное общество………………………………………...12

    Общество в литературе и кино………………………………...13

    Заключение……………………………………………………...14

    Список литературы……………………………….15

    Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом

Цель работы:

    Узнать,что же такое общество.

    Узнать взаимодействие отношения человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир

    Разобрать в заимодействие человека с человеком в обществе

Задачи

    Узнать особенности взаимодействия в обществе

    Разобрать признаки общества

    Разобрать виды взаимодействия общества

    Узнать, какие проблемы существуют в взаимодействии людей

    Особенности взаимодействия людей

Общество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.

При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Обычно психологи выделяют три следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием. Это уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или же их сочетания. Допустим, вы говорите другому человеку, чтобы он что-то сделал, и тот это делает. Поведение данного человека может являться следствием его уступчивости, идентификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.

Уступчивость проистекает из того, что человек (иногда неосознаваемо) прикидывает про себя, во что ему обойдется невыполнение данного требования или приказа, какова может быть «цена» непослушания. Индивид следует какому-либо приказу, но сам, возможно, испытывает чувство негодования, или, наоборот, чувство покорности. Любое влияние человека, имеющего власть, например, руководителя в организации, может основываться на уступчивости, особенно, когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. При этом руководители имеют основания рассчитывать на уступчивость в течение всего времени, пока они контролируют то, в чем нуждаются их подчиненные.

Идентификация отмечается тогда, когда один человек оказывается под влиянием другого человека вследствие привлекательности последнего. Этот другой может вызывать у первого симпатию или предоставлять нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию, положение в обществе. В социальной психологии обычно под идентификацией понимают отождествление индивидом себя с другим человеком, группой лиц. Осознаваемо или неосознаваемо индивид приписывает себе определенные свойства другого лица или группы. Многие лидеры, в том числе политические деятели, часто оказывают воздействие на других людей именно потому, что те идентифицируют себя с этими лидерами.

Интернализация осуществляется тогда, когда некто (часто официальный или неофициальный лидер) обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей. В таком случае люди полагают, что предложения данного лица являются для них наилучшим курсом действий. Его мнения и оценки считаются надежными, заслуживающими доверия. Итог процесса интернализации состоит в том, что требования, высказываемые этим авторитетным человеком, безоговорочно принимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями к себе самому.

    Проблемы взаимодействия людей

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как « процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других » ( Смелзер ).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

    Виды взаимодействия

Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым .

    Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

    Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

    Признаки общества

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки - наиболее типичные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Роберт Мертон убеждён, что главным для общества является существование неких фундаментальных ценностей, благодаря которым каждый индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности, что является основой сохранения общества. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную. (социокультурную) идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

    оно не является частью более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

    у общества есть собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

    его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

В современной социологической литературе утвердился подход к обществу как к существующему в социальном пространстве и времени «сгустку» социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, наиболее общими чертами которого являются автономность, самовоспроизводимость, большая интегрирующая сила и высокий уровень саморегуляции. В данном подходе выделяются следующие отличительные признаки общества.

Первым отличительным признаком общества является наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Общность предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальная общность возникает не на пустом месте, а на своём естественном субстрате - органической общности людей и кровнородственных их связях и отношениях. Составляя естественную основу общества (социальной общности), эти природные предпосылки и органические отношения преобразовываются в нём в отношения социально-органического типа - мужа и жены, детей и родителей, братьев и сестёр, других родственников.

Следующий отличительный признак общества составляет его существование в социальном пространстве и социальном времени. Причём социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне рамок каких-то территориальных границ и собственных территорий (например, вне природно-ландшафтного окружения, а на космической станции или межзвёздном, межгалактическом корабле, в социальной сети Интернет). Социальное время тоже существенно отличается от физического.

Отличительным признаком общества является наличие в нём специальных органов для осуществления его саморегуляции и воспроизводства - социальных институтов, важнейшим из которых является социальный институт семьи, обусловливающий возникновение и существование прочих (брака, воспитания, образования, религии и т. д.). Очевидно, и это убедительно показали Питер Бергер и Томас Лукман в своём трактате, что Робинзон в компании с Пятницей не составляют общества, несмотря на то, что многими признаками социальности их союз обладает, уже хотя бы потому, что он не содержит внутри себя механизма собственного воспроизводства. Поэтому понятие общества не совпадает с социумом, то есть социальностью вообще, а является особой формой коллективного, надындивидуального бытия людей. Отдельно взятый обособленный индивидуум («социологическая робинзонада») независимо от своих социальных качеств не составляет и не может составлять общество в таком его понимании. В то же время общество не сводится к социальности, всякое общество социально, но далеко не всё, что обладает свойствами социального, может рассматриваться как общество, представляя собой всего лишь часть, свойство или состояние общества в узком его понимании.

Самодеятельность, автономность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным подсистемам и элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из подсистем, в него входящих, самодостаточной не является. Только взятые во взаимосвязи социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты (семья, образование, экономика, политика и т. п.) составляют общество в целом как самодостаточную систему.

    Закрытое и открытое общество

Общество как социальная система организуется изнутри социальной структурой, а извне - окружающей средой. Одна из возможных типологий - деление общества на открытые и закрытые, введённое К. Попперу для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тотально идеологизированное общество).

Открытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

    Современное общество

Согласно одной из точек зрения, ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации. Современное общество организовано на основе множества экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным» (транзитивным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

    Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано общество массового потребления, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению. В романе Джорджа Оруэлла «1984» рассматривается общество тотальной несвободы, основой которого является держание людей в страхе.

    Заключение

В ходе моей исследовательской работы я узнала какие существуют особенности взаимодействия людей и их проблемы. Разобрала признаки общества. Узнала, что такое закрытое и открытое общество. Разобрали вопрос о современном обществе, а также обществе в литературе и кино.

    Список литературы

http://works.doklad.ru/

Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся нормативно регулируемый характер . Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Можно выделить несколько существенных черт социальных отношений:

  • 1. Наличие множества взаимодействий. Например, отношения внутри семьи касаются самых разных проблем: финансы, приготовление пищи, ремонт квартиры, воспитание детей, планирование отпуска или каникул и т.д.
  • 2. Прочность. Социальные отношения тем эффективнее, чем более устойчивы, длительны по времени. Опять-таки обратимся к семейным отношениям. Мужчина и женщина, вступающие в брак рассчитывают, что их совместная жизнь будет продолжительной. И хотя так бывает далеко не всегда, все-таки даже надежда на устойчивость брачных отношений влияет на их поведение по отношению друг к другу, к близким и друзьям обоих супругов.
  • 3. Нормативное регулирование. По преимуществу, социальные отношения являются результатом того, что партнеры следуют определенным, обязательны для них образцам, примерам. Одним правила нам подсказывают, что мы должны делать сами, другие - чего можем ожидать или даже требовать от партнера. То есть, такое разделение правил представляет собой как бы две стороны медали. Следовательно, можно говорить о взаимности прав и обязанностей.

Вспомним, что совокупность такого рода правил, образцов поведения составляют сущность этикета. Роль этикета в обществе всегда была очень велика - об этом свидетельствует его длительная история. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп, сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Вспомните, например, правила поведения "гостя" и "хозяина".

Однако партнеры ориентируются на взаимное соблюдение правил не только в рамках этикетных форм взаимодействия: например, в рамках традиционной семьи муж обязан был, прежде всего, добыть для семьи средства к существованию, в свою очередь должны была заботиться о домашнем хозяйстве.

4. Статусно-ролевое взаимодействие. Когда мы говорим о правах, обязанностях, которые связывают партнеров социальных отношений, это означает, что они "привязаны" к конкретной социальной позиции, которую занимает тот или иной человек. Иначе говоря, обязательные правила поведения определяются не личностями, а социальными позициями, а занимать их могут разные люди.

Например, во многих школах проводятся так называемые "Дни самоуправления", когда ученики становятся учителями. Если вы участвовали в таких мероприятиях, вспомните, что как только ученик становится учителем, он изменяет тип своего поведения: он проводит урок, может вызвать другого ученика к доске, задать домашнее и т.д. Это становится возможным только в том случае, когда он занимает другую социальную позицию, другой социальный статус.

Поскольку социальные отношения чрезвычайно многообразны, можно предложить несколько вариантов их классификации.

Социальные отношения дифференцируются по видам деятельности. Они могут быть экологическими, правовыми, экономическими, политическими, информационными и т.д.

По целям социальные отношения можно разделить на инструментальные и самоценные (автотелические). Инструментальными называются отношения, участие в которых рассматривается людьми как способ получения какой-то выгода, пользы, при этом само по себе участи не представляет для партнеров никакой ценности. Чаще всего такой характер имеют экономические отношения: купли-продажи, найм рабочей силы, прием на работу и т.д. Как покупатель, например, человек вступает в отношения купли-продажи с продавцом только для того, чтобы получить нужный товар. Однако есть и другой тип отношений, в которые люди вступают только ради того удовлетворения, которые приносят эти отношения, не думая при этом ни о какой выгоде или пользе. Любовь, дружба, игра - это примеры самоценных (автотелических) отношений.

По характеру регуляции можно дифференцировать социальные отношения на формальные и неформальные. В первом случае отношения между партнерами регулируются строгими правилами, предписаниями, нередко закрепленными в письменной форме в виде уставов, должностных инструкций и т.д. В них правила поведения партнеров по отношению друг к другу прописаны очень подробно, скрупулезно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные санкции и даже разрушить сами отношения. Во втором случае нормы, определяющие характер взаимодействия партнеров, являются более мягкими, менее обязывающими. Сравните нормы отношения между учеником и учителем и нормы отношения между друзьями.

Предложенные варианты классификации не исчерпывают всего многообразия социальных отношений, однако, уже из этого перечня видно сколь сложные социальные сети, в которые вовлечен каждый человек.

Проблема личности человека не может быть решена с научной точки зрения без четкого представления о взаимоотношениях между человеком и обществом. Это отчетливо можно видеть на первичной ячейке общества – семье. В семье индивид отказывается от некоторых из его специфических особенностей, чтобы стать членом целого. Семейная жизнь связана с разделением труда в зависимости от пола и возраста, взаимопомощью в повседневной жизни, интимной жизнью мужа и жены, воспитанием детей, а также с различными моральными, правовыми и психологическими отношениями. Семья является важнейшим инструментом для развития личности. Именно здесь ребенок впервые начинает участвовать в общественной жизни, приобретает свой образ мыслей и определенные ценностные ориентации. Взаимодействие человека и общества начинается через семью, которая несет основную ответственность перед обществом.

Первая обязанность семьи, быть социальной группой по отношению к обществу и человечеству. Именно через эту решающую группу ребенок становится старше и входит в общество. Влияние одного человека на другого, как правило, крайне ограничено, поэтому коллективность в целом является основной образовательной силой. Здесь очень важны психологические. Крайне важно, чтобы человек чувствовал себя частью группы по собственному желанию, и чтобы группа могла добровольно принять его, как личность.

Каждый выполняет определенные функции в группе. Возьмем, к примеру, производственный коллектив, где люди соединяются вместе различными интересами, обмениваются определенными политическими, моральными, эстетическими, научными и другими ценностями. Группа формирует общественное мнение, она обостряет и полирует ум, формируя характер и волю. Через группу человек поднимается до уровня личности, сознательного субъекта исторического творчества. Группа является первым формирователем личности, а сама группа формируется обществом.

Примеры взаимодействия человека и общества

Интеллектуальной макияж человека несет явный отпечаток жизни общества в целом. Вся его практическая деятельность является отдельными выражениями исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, используемые человеком, имеют в своей форме функцию, выработанную обществом, которое предопределяет способы их использования. При решении любого задания, все мы должны принимать во внимание то, что уже достигнуто перед нами.

Способы взаимодействия общества и людей, а так же сложность социального содержания личности обусловлены разнообразием его связи с общественным целым и степенью, в которой основные формы взаимодействия человека и общества ассимилируют и преломляют его сознание и деятельность. Именно поэтому уровень индивидуального развития является показателем уровня развития общества, и наоборот. Но человек не растворяется в обществе. Он сохраняет свою уникальную и независимую индивидуальность и делает свой вклад в социальное целое, так же, как и само общество формирует людей.

Человек проходит звеном в цепи поколений и его дела регулируются не только им самим, но и социальными стандартами, с помощью коллективного разума. Истинным знаком человеческой индивидуальности является степень, в которой то или иное лицо в определенных конкретных исторических условиях поглотило сущность общества.

Рассмотрим, например, исторический факт. Кем бы был Наполеон Бонапарт, если бы не было французской революции? Трудно или даже невозможно ответить на этот вопрос. Но одно совершенно ясно, что он никогда бы не стал великим генералом и, конечно, императором. Сам, хорошо осознавая это, в свои преклонные годы, он сказал: « Мой сын не может заменить меня. Я сам не мог бы заменить себя. Я есть, порождение обстоятельств». Уже давно признано, что великие эпохи рождают великих людей. Трибуны народа были подняты на волне событий французской революции. Молодые, иногда даже юные таланты, которые ничем не отличались среди людей, были подняты на высоту революционной, боевой и организационной деятельности в годы Великой Октябрьской социалистической революции.

Ключ к тайнам человеческой природы можно найти в обществе. Общество состоит из общественных отношений, и каждый человек является индивидуальным воплощением этих отношений, продуктом не только существующей социальной системы, но и всей мировой истории. Человек поглощает то, что накоплено веками и традициями прошлого и его личность является концентрацией различных слоев культуры и зависит не только от современных средств массовой информации, но и опыта всех времен и каждой нации.

Личность в обществе — это живая память истории, в центре внимания всего богатства знаний, умений, навыков и мудрости, которые были накоплены на протяжении веков.

Приглашаю к дискутированию в комментариях!

Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др.

Социальные взаимодействия людей в обществе

Социальные контакты

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия.представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.

Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт » (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).

Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.

По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической полдержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии — формы проявления предполагаемых пространственных контактов.

Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности — завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.

Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.

В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена — информация, деньги и т.д. Напри ме р, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное — получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.

Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействия между отдельными людьми или социальными группами. Социальный контакт, как правило, выступает в формах пространственного контакта, психического контакта и контакта обмена. Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп. Изучение социальных контактов позволяет выяснить место каждого индивида в системе социальных связей, его групповой статус. Измерив число и направление социальных контактов, социолог может определить структуру социальных взаимодействий и их характер.

Социальные действия

— следующий после контактов уровень сложных социальных взаимосвязей. Понятие «социальное действие» считается одним из центральных в социологии и представляет собой простейшую единицу любого вида поведения людей. Понятие «социальное действие» ввел в социологию и научно обосновал М. Вебер. Социальным действием он считал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер исходил из того, что социальное действие — это осознанное действие и явно ориентированное на других. Напри- ме р, столкновение двух автомобилей может быть не более чем происшествием, но попытка избежать этого столкновения, брань, последовавшая за случившимся, нарастающий конфликт между водителями или мирное урегулирование ситуации, привлечение новых сторон (автоинспекция, аварийный комиссар, страховой агент) — это уже социальное действие.

Известную трудность представляет проведение четкой границы между социальными действиями и асоциальными (природными, естественными). Согласно Веберу, самоубийство не будет социальным действием, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы.

Рыбная ловля, охота сами но себе не представляются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Подобное толкование действий — одних как несоциальных, а других как социальных — не всегда оправданно. Так, самоубийство, даже если речь идет об одиноком, живущем вне социальных контактов человеке, есть факт общественный. Если следовать теории социального взаимодействия П.А. Сорокина, то любое явление, которое случается в обществе, не может быть изолировано от него и характеризует прежде всего данное общество (в таком случае самоубийство выступает как социальный индикатор неблагополучия общества). Весьма непросто определить и наличие или отсутствие осознанности в том или ином поступке индивида. По теории Вебера, действия нельзя считать социальными, если индивид поступал под влиянием аффекта — в состоянии гнева, раздражения, страха. Однако, как показывают исследования психологов, человек никогда не действует полностью осознанно, на его поведение оказывают влияние различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (усталость или, наоборот, чувство подъема), склад характера и душевная организация (темперамент, оптимистичный настрой холерика или пессимизм флегматика), культура и интеллигентность и т.д.

В отличие от социальных контактов социальное действие — сложное явление. В структуре социального действия выделяют следующие составляющие:

  • индивид, который действует
  • потребность индивида в конкретном действии
  • цель действия
  • метод действия,
  • другой индивид, на которого направлено действие
  • результат действия.

Механизм социального действия наиболее полно разработал американский социолог Т. Парсонс («Структура социального действия»). Как и Сорокин, Парсонс считал взаимодействие тем базовым процессом, который делает возможным развитие культуры на уровне отдельного человека. Результатом взаимодействия является социальное поведение. Человек, включаясь в определенное сообщество, следует принятым в этом сообществе культурным образцам. Механизм социального действия включает потребность, мотивацию и собственно действие. Как правило, началом социального действия является возникновение потребности, которая имеет определенную направленность.

Например, молодой человек хочет научиться полить автомобиль. Побуждение к совершению действия называется мотивацией. Мотивы социального действия могут быть различными: в данном случае молодой человек или хочет отвлечь свою девушку от соперника, который хорошо водит машину, или ему нравится возить своих родителей на дачу, или он хочет «извозом» получать дополнительный доход.

Совершая социальные действия, индивид испытывает на себе воздействие других и сам в свою очередь хочет оказать воздействие на других. Так происходит обмен действиями, который выступает в качестве социального взаимодействия. В этом процессе важная роль принадлежит системе взаимных ожиданий, которая дает возможность оценивать поведение данного индивида с точки зрения общепринятых норм.

Представим, что, находясь в компании, молодой человек познакомился с девушкой и они договорились о встрече. У каждого из них возникает система ожиданий поведения, принятого в обществе или данной группе. Девушка может рассматривать молодого человека как потенциального жениха, поэтому для нес важно установить прочные отношения, закрепить знакомство, выяснить все о его взглядах на жизнь, интересах и привязанностях, его профессии, материальных возможностях. Молодой человек в свою очередь тоже размышляет о предстоящей встрече либо всерьез, либо как об очередном приключении.

Встреча может происходить по-разному. Один подъедет на иномарке и пригласит в ресторан с последующим заездом на пустующую дачу. Другой предложит сходить в кино или просто пройтись по парку. Но не исключено, что первый молодой человек вскоре исчезнет, а робкий юноша получит диплом, поступит на службу, станет добропорядочным мужем.

Формы социальных взаимодействий

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

— открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы , которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие — это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.