Двухэтажные вагоны РЖД. Новые пассажирские вагоны: отзывы. Новый двухэтажный поезд РЖД (фоторепортаж)

Поезд впечатлил. В разных смыслах. Равнодушным не оставил, это точно. Эдакий бронепоезд из жестяной фольги и с пластиком внутри. Хотелось бы, чтобы он был сделан более аккуратно, тем более, такой вот "выставочный" первый экземпляр. Но может быть, всему своё время. И время действительно красивых и качественных поездов ещё не пришло. По крайней мере, этот состав во всех смыслах лучше, чем обычный поезд, за исключением одного важного нюанса - очень и очень мало места под багаж в купе. Но обо всём по порядку.

Внешне поезд выглядит несколько мрачновато. Серый бункер на колёсах.


2.

Максимальная скорость 160км/час. Очень интересно было бы прокатиться на нём с такой скоростью.


3.

Локомотив обычный. Он ниже вагонов и это выглядит неэстетично (у меня не было желания это как-то специально показывать, но видно чуть лучше эту разницу).
Думаю, какой-нибудь обтекатель между локомотивом и вагоном улучшил бы внешний вид. Да и вообще, локомотив нужен под стать такому поезду, хотя бы по цвету.


4.

Явно чего-то не хватает в оформлении вагонов. Да, так дешевле, но всё-таки смотрится некрасиво.


5.

Заберёмся в вагон.


6.


7.


8.

Изнутри смотрится приятнее, чем снаружи.


9.


10.

Это обычное купе. Потолок непривычно низковат. И места под нижними полками для багажа явно маловато. У меня там поместился бы по высоте только маленький фотокофр, а большой бы и не влез. В общем, рассчитано на путешествующих с небольшими чемоданами. И желательно, чтобы было не более 1 небольшого чемоданчика на 1 человека, иначе багаж некуда будет ставить.


11.


12.

Вообще, симпатично.


13.


14.

Посмотрим на 2 этаж.


15.


16.

Купе как на 1 этаже.


17.


18.


19.

Туалет на 1 этаже. Довольно аккуратный, не то, что в старых поездах. Правда вентиляция там не очень, а окон нет. И очень душно. Впрочем, во всём вагоне было очень душно. Может во время движения воздух будет свежее. С другой стороны, вспоминая старые поезда, невозможно не содрогнуться - там то летом вообще душегубка.


20.

Пока мы рассматривали вагоны изнутри, снаружи прошла официальная часть мероприятия.


21.

Затем стали раздавать подарочные календари. Сначала была просто толкучка. А затем это едва не переросло в натуральную драку. Было жалко работницу, раздающую календари и стыдно за людей, толкающихся и вырывающих календари с жадностью, будто это невиданная ценность, без которой им не жить.


22.


23.

Здесь чуть позднее можно было выковать подарочные памятные монетки.


24.


25.


26.


27.


28.

В поезде предусмотрели места для инвалидов. Точнее, 1 место для 1 инвалида. Зато продумано вроде бы всё. Есть даже подъёмник.


29.


30.


31.

Это подъёмник, вид из вагона.

32.

Купе для инвалида и сопровождающего.


33.

Оно же, с другого ракурса.


34.

Туалет довольно просторный, со специальными поручнями.


35.

Есть душ.


36.

А это купе вагона СВ.


37.


38.

Есть даже гладильная доска. На заднем плане - ещё один душ.

39.

Мы в вагоне-ресторане. На 1 этаже. Тут бар, кухня и служебные помещения.


40.


41.


42.


43.

Заглянем в служебное помещение в вагоне-ресторане.


44.


45.

Холодильничек.


46.

На втором этаже расположился сам ресторан.


47.


48.


49.


50.


51.


52.

Впечатление от поезда двоякое. Вроде он и явно лучше старых поездов. Но и восторгов тоже не вызывает.

Комфортабельные двухэтажные поезда начали курсировать по железным дорогам России не так давно. Первым был пущен состав "Москва - Адлер" 103/104. На настоящий момент билет на такой же поезд под номером 5/6 имеют возможность приобрести жители столицы, желающие добраться до Санкт-Петербурга. Ходит и еще один такой состав - из Москвы до Казани (23/24).

Чем удобны такие поезда

К преимуществам двухэтажных составов относят в первую очередь:

  • возможность перевозки сразу большого количества пассажиров;
  • возможность продажи билетов по не слишком высокой стоимости;
  • экологичность эксплуатации.

Выглядят двухэтажные вагоны РЖД (фото см. ниже) довольно-таки необычно. Высота их составляет 5 метров 25 см. Сконструированы они и построены отечественными инженерами. Билеты за проезд в таких составах стоят примерно на 22% меньше, чем в обычных. Снизить цену на них РЖД удалось именно благодаря тому, что появилась возможность перевозить за один рейс гораздо большее число пассажиров. Однако, судя по отзывом, ехать в двухэтажном составе не так удобно, как в обычном поезде.

Основные особенности

Помимо обычных пассажирских в состав двухэтажных поездов включен и вагон-ресторан. Собственно сам обеденный зал расположен на втором этаже. На первом находятся кухня и помещение для мытья посуды. Готовые блюда подаются наверх по специальному лифту. Это же устройство используется для спуска вниз грязной посуды. Рассчитан зал ресторана на 48 человек. В баре одновременно могут разместиться шестеро.

Все двухэтажные вагоны поезда собраны по особым энергосберегающим технологиям. Весят они всего по 64-66 тонн. Для сравнения: вес одноэтажного составляет 58 тонн. При этом вместимость вагона нового поезда почти в два раза больше. Централизованная система энергосбережения в таких вагонах позволяет снизить энергозатраты на 35-40%.

Помимо ресторана в состав такого поезда входит штабной вагон. Рассчитан он всего на 50 пассажиров. При этом в нем имеются места для инвалидов и сопровождающих их лиц. Билеты в этот вагон стоят столько же, сколько и в другие. Однако льготники имеют возможность ездить в нем бесплатно.

Двухэтажный состав способен развивать большую скорость, чем одноэтажный. Доехать на нем до места назначения можно на 2-3 часа быстрее. Идет двухэтажный поезд со скоростью примерно 160 км/ч.

Вагоны в двухэтажных составах

Ехать в таком поезде не настолько удобно, как в обычном, но все же он довольно-таки комфортабелен. На входе в двухэтажные вагоны имеется специальный подъемник. Инвалиды имеют возможность попасть внутрь состава, не вставая с коляски.

Все двухэтажные вагоны оснащены системами кондиционирования. Проходы внутри состава по ширине точно такие же, как в обычных поездах. Лесенка на второй этаж не слишком крутая и оборудована перилами. На промежуточной площадке установлено специальное зеркало. Необходимо оно для того, чтобы поднимающиеся пассажиры видели спускающихся, и на лестнице не образовывались пробки.

Каждый двухэтажный вагон (фото коридора можно видеть выше) оснащен табло температуры. За порядком проводник имеет возможность следить посредством системы видеонаблюдения. Переходить из вагона в вагон в двухэтажном составе гораздо удобнее, чем в обычном. Ничего здесь не грохочет и не шатается (все абсолютно герметично). В каждом двухэтажном вагоне имеется по три биотуалета. Титан с горячей водой находится не в коридоре, как в обычных составах, а в рабочем помещении проводника.

Купе

Плацкартных мест в двухэтажных вагонах нет. Купе практически идентичны обычным. Отличие состоит в том, что они оборудованы розетками на 220 вольт. Помимо этого, в поездах работает бесплатный Wi-Fi. Пассажиры имеют возможность, к примеру, брать с собой ноутбук и выходить в интернет. В этом двухэтажные вагоны РЖД (фото ниже демонстрирует обстановку в купе) в плане удобства обычные плацкартные, конечно же, превосходят.

Некоторый дискомфорт в купе таких поездов испытывают в основном те, кто купил билет на верхнюю полку. В этом плане двухэтажный вагон (фото внутри него это демонстрирует наглядно) на самом деле от обычного отличается не в лучшую сторону. Дело в том, что расстояние между поверхностью полки и потолком очень маленькое. Несмотря даже на отсутствие верхнего багажного отделения сесть, свесив ноги, пассажиру не удастся.

В общем, двухэтажные вагоны новых поездов РЖД достаточно хорошо оснащены. Но, разумеется, слишком уж удобным бюджетный состав быть не может. Однако добраться на таком поезде до места назначения можно все же с относительным комфортом. Да и заплатить за проезд придется немного меньше, чем за поездку в обычном вагоне.

В 2013 году сформирован первый поезд с двухэтажными пассажирскими вагонами производства вагоностроительного завода города Твери. С недостатками одноэтажных вагонов мы сталкивались не раз и представляем их. А вот недостатки поездки в двухэтажных вагонах нам еще неизвестны.

Двухэтажные вагоны имеют свои специфические недостатки, отличные от одноэтажных вагонов:
- В купейном двухэтажном вагоне почти в два раза больше мест (вместо 36 стало 64), но проводников осталось тоже количество, соответственно обслуживание будет медленнее (чай придется дольше ждать) и время посадки в вагон увеличится (очередь будет длиннее).

В двухэтажном вагоне существуют лестницы не только на второй этаж, но и на первый, что особенно неприятно при тяжелом багаже. Особенно пострадают пожилые пассажиры, которым придется таскать багаж по лестницам. Это обстоятельство усугубляется тем, что количество пассажиров увеличится и создаст определенные трудности при переходе по лестницам.

В двухэтажном вагоне отсутствует багажная полка (третья полка). Непонятно куда должны девать багаж 4 пассажира купе. Скорее всего ограничат количество багажа.

В двухэтажном вагоне отсутствует титан. Вместо него обычный электрический чайник. Сколько раз его надо будет кипятить и сколько это будет занимать времени неизвестно. Стоит не забывать, что количество пассажиров почти в два раза больше.

Высота потолка в купе двухэтажного вагона ниже, чем в одноэтажном, поэтому владельцы верхних полок не смогут сидеть – не хватает высоты.

Новые двухэтажные вагоны имеют вентиляцию (приток свежего воздуха) только во время движения поезда. Форточки отсутствуют и вагон герметично закупорен оконным стеклопакетом. Кондиционер только охлаждает воздух, но не меняет на свежий. Объем купе значительно сократился за счет снижения высоты. Летом во время жары или вынужденных остановок будет значительно хуже переносить поездку. Тем более, что в вагоне находится 64 пассажира вместо 36, это больше чем в плацкартном вагоне (54 пассажира). Если же выйдет из строя кондиционер, то катастрофа.

Передвигаться по коридору второго этажа придется слегка пригнувшись особенно людям высокого роста, так как стена и окна скошены к потолку высотой 2 метра.

В обычном купейном вагоне на 36 пассажиров – 2 туалета (1 туалет на 18 пассажиров), в двухэтажном на 64 пассажира – 3 туалета (1 туалет на 21 пассажира). Стало чуть хуже.

Двухэтажные вагоны стали выше и во время движения такие вагоны еще больше раскачиваются, чем одноэтажные, что вызовет неприятные ощущения особенно на втором этаже. Перемещение по лестницам во время движения (особенно пожилым людям) чреваты травмами. Стоит отметить, что по лестницам будут носить и горячий чай, что также создаст дополнительные опасности.

Иллюзорным выглядит и то что билеты будут значительно дешевле. РЖД не упустит выгоду. Особенно жаль будет если РЖД не сделает альтернативы двухэтажным составам.

Но РЖД кое о чем умалчивает. Новые вагоны таят много проблем. Читайте подробнее под катом.

1. Обслуживание.

В обычном купейном вагоне 36 мест. В новом двухэтажном 64 места.

Вам придется дольше ждать обслуживания, потому что проводников больше не стало. Их по прежнему двое. А пассажиров в двухэтажном вагоне больше на 28 человек. Даже больше чем в плацкартном вагоне, где 54 пассажира. Значит чай принесут медленнее, чем в плацкарте. Также дольше придется ждать посадки в вагон. А платите вы как за обычный одноэтажный купейный вагон.

Нам говорят, что будет больше билетов, чем в обычных поездах, но это тоже не совсем так. Никто не будет гонять лишние вагоны, просто если пассажиров будет меньше на какое-то направление, то и число вагонов сократят пропорционально.

2. Лестницы

Пожилые люди и инвалиды будут особо благодарны РЖД за необходимость таскать на второй этаж чемоданы. Даже с первого этажа будет небольшая лестница, чтобы пройти к выходу. Только один вагон во всем составе будет одноэтажным. И конечно места в него будут раскупаться в первую очередь.

Кстати о чемоданах и сумках. Багажной полки над входом в купе больше нет. Ни на первом ни на втором этаже. Куда складывать большой багаж 4 пассажирам непонятно. Также на этой полке проводники обычно размещали одеяла и подушки, чтобы не занимать нижние полки. Сейчас они будут мешаться.

4. Вентиляция

Я часто езжу в купейных вагонах фирменных поездов. Все они новенькие, однако непрерывная вентиляцию работает только в одной поездке из пяти. Обычно вентиляцию включают вечером, а на ночь выключают. Я говорю не о кондиционировании, а о банальном притоке свежего воздуха. В купе давно ставят герметичные неоткрывающиеся окна, и когда едут 4 пассажира, а вентиляция не работает несколько часов подряд, то дышать просто нечем. Даже не представляю как астматики и сердечники переносят такую пытку. Это грубейшее нарушение санитарных норм многие годы сходит с рук РЖД.

В двухэтажных вагонов будет еще тяжелее, т.к. объем купе стал значительнее меньше, из-за сниженного уровня потолка и отсутствия пространства где была багажная полка.

Вы можете подумать, что в новейших вагонах вентиляция будет работать. Я очень в этом сомневаюсь, поскольку даже в фирменном поезде 01/02 Москва-Владивосток, где используются новейшие вагоны со сдвоенными туалетами в одном конце вагона, вентиляцию вообще не включают за всю поездку! Много раз ругался с проводниками - они ссылаются на разные технические проблемы. Таким образом риск в буквальном смысле задохнуться при отключенной вентиляции еще больше увеличивается в двухэтажном вагоне.

Многие удивляются разбитости после поездке в ночном поезде - еще бы не болела голова - если всю ночь не было вентиляции и воздух не соответствовал никаким санитарным нормам!

5. Туалеты

Вот смотрите. В обычном купейном вагоне 36 мест и 2 туалета. Получается 1 туалет на 18 пассажиров. В двухэтажном вагоне 64 места и 3 туалета - 1 туалет на 21 пассажира. Туалеты будут загруженнее на 15%. Не самая большая проблема, но и в этом отношении станет чуть похуже.

6. Тамбур и курильщики

Тамбур с противоположной стороны от купе проводника вообще убрали. И курить больше негде. По идее это замечательно. Да и новый закон РФ запрещает курение в поездах. Я сам не курю и терпеть не могу табачный дым, который проникает в корридор из тамбура в обычных вагонах.

Но ведь реальность в России такова, что многие курильщики-эгоисты все равно захотят курить и будут это делать в туалетах. И все будут вынуждены отравляться табачным дымом при посещении туалетов. А в тамбуре где вход в вагон проводники не разрешают курить - они там сам часто ходят и проводят всякое обслуживание систем вагона.

7. Риск травматизма

Еще раз о лестницах. В отличие от Европы наши ж/д пути не так идеально проложены и вагоны не так продуманы в плане комфорта подвески и вагоны весьма сильно качает во время движения. Риск получить травму при спуске по лестнице, когда вы собрались в туалет весьма велик. Или если вам надо принести горячий чай или кипяток. Да и качать второй этаж будет посильнее.

Итоги

Думаете билеты станут дешевле? Ничего подобного скорее всего не будет. Двухэтажные вагоны выгодны только для РЖД - они сэкономят деньги за счет вашего комфорта и безопасности.

Да, в Европе тоже есть двухэтажные поезда, но в основном речь идет об обычных электричках с сидячими местами, вентиляция у них всегда работает, а вагоны такие чаще ставят в региональные дешевые поезда, типа RE в Германии. Но есть множество обычных одноэтажных поездов, которых подавляющее большинства. В условиях России, когда РЖД явно собирается заменить все обычные одноэтажные вагоны на двухэтажные, поездка в таких поездах не будет иметь альтернативу и будет фактически приравнена к пытке.

Все вышеизложенное - мое личное мнение.

: https://www.yaplakal.com/forum2/topic633791.html

Современные двухэтажные поезда я видел только в странах Европы. В Финляндии на Аллегро проезжали мимо похожего поезда с логотипом VR — финских железных дорог. А в Германии и Бельгии удалось воспользоваться ими по назначению. Но то были поезда с сидячими местами, которые ходят между городами одной страны в дневное время. А новые вагоны РЖД призваны занять нишу бюджетных ночных поездов. Существует проблема с дефицитом билетов на выходные дни недели, и двухэтажные вагоны возьмут на себя этот пассажиропоток.

В данный момент новые вагоны стоят в депо Московского вокзала:
2.

По первой фотографии можно судить о высоте новых вагонов и сравнить со старыми, одноэтажными. Сергей, большой знаток железнодорожного транспорта, любезно согласился помочь мне наглядно продемонстрировать высоту вагона на фотографии. Впечатляет, правда?
3.

Так выглядит сцепка вагонов снаружи. Как организован проход между вагонами внутри можно будет увидеть ниже:
4.

Примерно такую картину увидят те, кто впервые зайдет в вагон. Хочется отметить приятные цвета, в которые окрашено все вокруг:
5.

Эти двухэтажные вагоны производят в России на Тверском вагоностроительном заводе. Не знал о существовании такого, у всех на слуху только Мытищинский завод, который делает вагоны для поездов метрополитена:)
6.

Общий вид прохода на первом этаже. Отмечу цифровое табло на потолке, которое показывает время, температуру и номер вагона:
7.

По обе стороны от коридора есть лестницы, по которым можно подняться на второй этаж:
8.

Вид на коридор второго этажа практически ничем не отличается от вида на первом. Если не обращать внимания на детали и не смотреть в окно, конечно. Нумерация мест на двух этажах тут следующая: на первом этаже – 1-32 место, на втором этаже – 81-112 место. Нижние места купейных вагонов нечетные, а верхние четные.
9.

А теперь подробно рассмотрим купе. Двери здесь отпираются магнитными карточками, которые выдают пассажирам при посадке:
10.

Общий вид на купе. В качестве источников освещения используются энергосберегающие светодиодные светильники. Спальное белье включено в стоимость билета. Верхние полки застилаются проводником перед отправлением, нижние полки — упакованные комплекты белья уже в купе.
11.

Теперь рассмотрим детали. На этой стенке есть выдвигающиеся подножки, чтобы было удобно забираться на верхнее место:
12.

С обоих сторон каждого спального места вмонтированы яркие лампочки-софиты с выключателями. С их помощью можно устроить себе персональное освещение, не мешая при этом другим спать. Окно — это стеклопакет. Над окном посередине установлен динамик, из которого играет музыка, а при необходимости, звучат голосовые оповещения. Под динамиком есть кнопки регулировки громкости:
13.

Включенный софит, и крючки с вешалками. Ниже выключатели основного освещения:
14.

За электрическую розетку скажут спасибо очень многие:
15.

Здесь же воспользовался помощью Михаила, чтобы показать растояние между местами:
16.

Количество информационных табличек с надписями и предупреждениями впечатляет:
17.

Купейные вагоны бывают двух разновидностей: штабные и обычные. В штабном вагоне, вместе с пассажирами, едет начальник поезда, на весь поезд будет один такой вагон. В штабном вагоне немного другая конфигурация помещений, и из-за этого там меньше мест — 50 против 64 мест в обычном вагоне. В связи с этим некоторые помещения в разных вагонах могут выглядеть по-разному. Например, туалеты могут быть, как минимум, в трех разных конфигурациях. На фотографии ниже основной туалет в штабном вагоне. По правую руку раковина, кран с водой, диспенсер для жидкого мыла, розетка для электробритв и три немаленьких зеркала:
18.

Унитаз и туалетные принадлежности напротив раковины:
19.

20.

21.

Кроме того, в штабном вагоне есть туалет для инвалидов, в том числе передвигающихся на колясках. Здесь помещение в несколько раз просторнее:
22.

А рядом через стенку купе для инвалидов. Здесь два спальных места (один для инвалида, второй для сопровождающего человека), и отдельное кресло.
23.

24.

Все выключатели подписаны рельефным шрифтом Брайля для плохо видящих и слепых:
25.

В обычном вагоне туалетные комнаты попроще и поменьше. Судя по всему, в этом поезде недостатка в свободных туалетов не будет:
26.

Обещал показать проход между вагонами. Оранжевые двери открываются при нажатии кнопки «ОТКРЫТЬ», и герметично закрываются автоматически секунд через 15. Тамбур есть, но он уже, чем в старых электричках, и там нельзя курить:
27.

Проходим в третий вагон, который нам показывали — вагон-ресторан. Он тоже двухэтажный.
28.

На первом этаже бар и кухня:
29.

Вид напротив барной стойки:
30.

Кухня:
31.

32.

На втором этаже ресторан на 48 мест, по 4 места у каждого стола:
33.

34.

Над каждым столом установлена панель для вызова официантов. Вывели отдельную кнопку для того, чтобы попросить счет. Грамотно!
35.

Во время еды можно посмотреть футбол, например:
36..

У ресторана весьма богатое меню для поезда. Я такое привык видеть в приличных ресторанах. Как насчет бургера за 400 рублей? Вполне адекватная цена, учитывая, что еда предоставляется на поезде по пути из Питера в Москву и обратно.
37.

Кроме основного меню есть фирменные блюда. Это меню разное в зависимости от направления движения:
38.

Ну и немного видов из служебных помещений. Здесь можно налить холодной воды или кипятка для чая, подогреть еду, помыть посуду. Напротив стоит кофеварка:
39.

Каждый вагон снабжен системой отопления и кондиционирования, которое управляется вот с такой панели. Здесь же выведены панели системы видеонаблюдения, охраны и контроля доступа в помещения. Все электроснабжение вагоны получают от электровоза. А штабной вагон, вдобавок еще и оснащен системами спутниковой связи и навигации.
40.

И еще хочется добавить, что на этом поезде работают молодые и улыбчивые проводницы:
41.

А теперь поговорим про цену вопроса. Поезд, который мы смотрели, получит номер 5/6. Под номером 5 он поедет из Петербурга в Москву, а под номером 6 — обратно. Первый рейс, как я уже сказал выше, назначен на 1-ое февраля. На этот поезд можно купить билеты только в купе, плацкартных вагонов здесь нет.

Билеты уже вовсю продаются. Происходит это по системе динамического ценообразования, когда стоимость билетов увеличивается по мере их распродажи и заполнения мест в поезде. Самые первые 200 билетов на рейс обойдутся в минимальную сумму — 1299 рублей. Следующие 300 мест обойдутся уже 1699 рублей, и далее по нарастающей. Самыми дорогими будут последние 100 мест, на них назначена цена в 2999-3299 рублей. Еще надо знать, что нижние полки будут чуть подороже верхних, а именно на 150-200 рублей. А вот проезд на первом и втором этаже разницы в цене не имеет.
Для сравнения, привычные нам плацкартные вагоны других поездов стоят 1100-1600 рублей, а купе — 2000-3000 рублей.

Теперь вы примерно знаете, что вас ждет, если надумаете купить ночной билет в купе по направлению Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Будем следить за первыми отзывами во время реального рейса. Если будут какие-нибудь замечания и предложения — пишите сюда, я передам ответственным сотрудникам.