Эмоциональная разгрузка как эффект психотерапии. Психологическая разгрузка офисных работников

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Профессиональное выгорание бич нашего времени, поэтому очень важно правильно отдыхать

Плохое настроение и постоянные стрессы действительно мешают нам жить - снижается трудоспособность, накапливается усталость, теряется радость жизни. Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является психологическая разгрузка. Ее можно проводить и дома, и на работе.

Офисный отдых «у них» - обычное дело

Известно, как сильно перерывы в работе, частые чаепития, перекуры и «прогулки» в Интернете раздражают начальство. Тем не менее, такие способы психологического отдыха хорошо знакомы любому офисному работнику - ведь это распространённые средства отвлечься от рутинности рабочего процесса. Они помогают расслабиться, предотвращают стрессовое состояние, спасают от хронической усталости и профессионального выгорания.

Психологи уверены - короткие минуты отдыха в процессе рабочего дня помогают человеку восстановить силы и трудиться потом намного эффективнее. Эту простую истину давно поняли руководители западных компаний. Психологическая разгрузка офисных работников в компаниях Японии и США - обычное явление корпоративной жизни, которое никого не удивляет. Например, чуть ли не на каждом предприятии и в любой японской компании созданы комнаты психологической разгрузки и релаксации. В специально оборудованных помещениях можно выместить весь накопившийся негатив на манекене, внешне напоминающем руководство. Кроме того, в таких помещениях можно отдохнуть на диване после обеда.
Руководители одной бразильской компании пошли еще дальше в этом вопросе. По просьбе сотрудников были натянуты гамаки, в которых работники имеют возможность... поспать в рабочее время. Менеджмент объясняет столь явные послабления дисциплине тем, что после пятнадцати минут сна продуктивность работы сильно повышается. Ведь отдохнувший сотрудник трудится намного энергичнее.

А что у нас?

Как же обстоят дела с психологической разгрузкой на работе в России? Увы, до мягких диванов и гамаков отечественные компании еще морально не доросли. Но нельзя не отметить, что некоторые работодатели всё же занялись этой проблемой и подходят к вопросу психологической разгрузки офисных работников ответственно. Помимо привычных «курилок», холодильников и чайников в офисах кое-каких предприятий появились специальные помещения для отдыха, оборудованные спортивными тренажерами, или маленькие спортивные залы. А в некоторых есть даже комнаты психологической разгрузки. Правда, психологи отмечают, что в процентном соотношении слишком малое число руководителей заботятся о психологическом здоровье своих сотрудников. Большинство из них, наоборот, предпочитает экономить на всём. Заботясь лишь о прибыли, руководители и предприниматели практически совсем не думают о людях, которые, собственно, и приносят эту прибыль. Порой такие начальники считают недопустимым любой простой в работе и запрещают покидать рабочее место даже на короткое время. К сожалению, с подобными перегибами многие знакомы не понаслышке. Вот почему у некоторых офисных сотрудников сложилась крайне вредная традиция обедать прямо на рабочем месте, за монитором компьютера. Итог неутешителен - текучесть кадров, раздоры и склоки, низкая производительность труда, зашкаливающий процент заболеваний.

Разумеется, эту неутешительную картину скрашивают крупные высокотехнологичные компании. Их руководство совершенно справедливо считает, что под их началом трудятся неординарные программисты и разработчики, которым для плодотворной творческой деятельности необходимы комфортные условия, удобство в работе и отдыхе.
Так, например, в компании «Google» отлично заботятся о комфортной атмосфере для сотрудников. Называют образцовым и офис компании «Яндекс», где обустроен красивый интерьер, есть буфет, библиотека, комната психологической разгрузки, спортивные тренажеры и многое другое. Всё это создает творческую атмосферу для работающих там людей.

Помоги себе сам!

Если же ваше начальство к такому «продвинутому» стилю работы относится скептически и считает его лишней тратой денег, придется брать решение вопроса в свои руки.

Создайте в своем офисе или хотя бы на столе минимальные условия для психологической разгрузки. Это может быть маленький аквариум с рыбками, семейная фотография в рамке, любимый комнатный цветок. Даже цвет жалюзи на окнах способен помочь успокоиться и на время отключиться от рутины. Также способствуют эмоциональной разгрузке восточные техники - медитация, массаж и аутотренинги. В обеденный перерыв попробуйте сами или вместе с коллегами восстановиться такими способами. Подавляющему большинству людей они отлично помогают избавиться от раздражения и накопившейся усталости.

Не только в обеденный перерыв, но и во время рабочего дня постарайтесь найти хотя бы пару минут для отдыха. Если почувствуете первые признаки усталости, выпейте чашку чая, откиньтесь на спинку стула и прикройте глаза. Сделайте себе простой массаж рук и гимнастику для глаз. Походите по комнате, пошутите с коллегами. Вы заметите, что постепенно избавляетесь от усталости и преображаетесь в полного сил и энергии человека.

Домашние способы расслабиться

К сожалению, многие люди на сегодняшний день так подавлены динамичным ритмом жизни, что не могут полноценно отдохнуть не только на работе, но и даже дома. А ведь дома правильно отдыхать особенно важно! Есть много домашних способов домашнего избавления от стресса, а именно: фотодинамический, релаксационный, физкультура и спорт, музыка и литература, лекарственная терапия, общение с близкими и любимыми людьми, домашние питомцы, комнатные растения.

Как видим, перечисленные выше способы домашней психологической разгрузки кажутся достаточно простыми. Но они, тем не менее, довольно эффективны.

Например, психологическая разгрузка фотодинамическим способом заключается... просто в рассмотрении фотографий! Сделайте подборку самых счастливых моментов своей жизни и при первых признаках плохого настроения просматривайте их (либо видео) и вспоминайте приятные моменты жизни, проведенные вместе с семьей или друзьями. Также хорошее настроение можно восстановить, просматривая фотографии природы.

Ни для кого не секрет, что регулярные занятия спортом помогают избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и являются отличным профилактическим средством. Спорт укрепляет иммунную систему, и физически крепкий человек болеет гораздо реже. Укрепление нервной системы и здоровья при занятии спортом связано с усилением обменных процессов и выведением шлаков из организма, а также сгоранием жиров, белков, углеводов и токсинов.

Музыка тоже способна творить чудеса во всём, что касается избавления от стресса. И если в офисе музыку можно слушать лишь в наушниках, то дома, как правило, никто не мешает вам включить ее на полную громкость. Особенно большой восстанавливающей и релаксирующей силой обладает классическая музыка. Магия Моцарта, Баха и Чайковского способна унести нас от стрессов очень далеко.

Что касается лекарственной терапии, то синтетические лекарственные средства обладают рядом побочных действий и токсически действуют на весь организм, поэтому длительно их применять не рекомендуется. К тому же назначать такие препараты может только дипломированный врач. При длительном применении возможно привыкание к некоторым из них. И вообще, лекарственная терапия незаменима лишь в острый период психических заболеваний. Так что ее можно смело считать крайним средством в борьбе со стрессом. А вот общение с близкими людьми, отдых на природе и чтение любимых книг всегда помогут вам безопасно, легко и быстро психологически восстановиться.


В условиях рыночных отношений темп трудовых процессов значительно превышает тот, который господствует при централизованном управлении. Рыночная экономика предполагает конкуренцию, что подстегивает интенсивность труда на всех фазах производства. В условиях рынка люди должны трудиться с постоянно возрастающей энергией. И если не принимать особых мер
по снижению психической напряженности работников, то неизбежны неблагоприятные последствия.
Во всех развитых в экономическом отношении странах практикуются специальные мероприятия по релаксации (расслаблению). Интересен в этом отношении опыт японских крупных компаний.
Широкое распространение в Японии получил метод релаксации, впервые введенный в обиход компанией «Мацусита денки». Процедура осуществляется в специальном кабинете. Он состоит из двух комнат, разделенных коридором. На стендах в коридоре отражена история компании и представлены различные эпизоды из ее жизни. В первой комнате, разделенной ширмами, висят обычные и сферические зеркала, стоят манекены управляющих и мастеров, с потолка свешиваются набитые опилками кожаные мечи. На стене висит лозунг: «К вашим услугам. Поработайте от души!» У стены стоит корзина с бамбуковыми палками. Плакат призывает посетителей взять палку и поколотить манекен своего босса. Можно стукнуть его и кулаком. Говорят, что от этого работники получают не меньше удовольствия. Сами японцы утверждают, что «поработав» в кабинете, они становятся спокойнее, их реакции приобретают достаточную четкость. В этом им помогает консультант-психолог, который работает в смежной комнате. Основная задача консультанта - проведение утешительных бесед с рабочими.
Имеется опыт функционирования кабинетов релаксации и на наших предприятиях. У нас они называются комнатами психологической разгрузки (КПР). Процедуры, конечно, отличаются от японских.
КПР представляет собой специально оборудованное изолированное помещение, предназначенное для проведения сеансов комплексного психофизиологического воздействие на психическое состояние человека. Цель сеансов - эмоциональная разгрузка работников, снижение у них уровня утомления, гашение тревог и переживаний. Основу методики здесь составляют упражнения по созданию хорошего настроения. Содержательная сторона упражнений - это визуальное, звуковое и вербальное воздействие на психику людей.
Визуальный ряд воздействия образуют сменяющиеся слайды, диапозитивы или кинофрагменты и цветной динамический фон. Звуковой ряд - музыкальные пьесы и природные шумы (голоса птиц, шум прибоя, шелест листьев и т. д.). Вербальный ряд представлен текстами эстетической и внушающей направ
ленности. Представление всех трех видов строго синхронизируется: шумовое оформление соответствует адекватному изображению и вербальному наполнению; природные звуки гармонируют с изображением. Для усиления эффекта используются различные ароматы (запахи хвои, цветов, лекарственных трав), воздух насыщается фитонцидами. К сеансу нередко приурочивается раздача тонизирующих напитков и кислородных коктейлей. Один сеанс, как правило, длится 10-15 минут. Пребывание работников в КПР длится до получаса.
Процедуры сеансов. Нет каких-то строгих шаблонов. Процедуры варьируют в зависимости от особенностей региона, характера трудовой деятельности, а также профессиональной подготовленности консультантов. В частности, медицинские работники делают упор на психофизиологию человека, психологи - на структурные компоненты личности. Вместе с тем можно рекомендовать стандартную процедурную схему, состоящую из трех периодов (Лопухина Е.В. - 1986).
Первый период - «успокоение». Продолжительность 3-4 минуты. Работники принимают удобное положение в креслах. Медленно нарастают природные шумы (шум прибоя, шелест листьев, пение птиц и т. д.). Ослабляется яркий свет. Слышится спокойная музыка с мягким музыкально-ритмическим рисунком средней громкости. Включается подсветка успокаивающего голубого света.
Второй период - «релаксация». Длительность 4-7 минут. Включается подсветка зеленого цвета. Звучит мелодичная негромкая с радостно-успокаивающими нотками музыка. Проецируются слайды с видами природы (горные вершины, водные просторы, зимние луга и т. д. - в зависимости от наклонностей и национальных особенностей работников). Прослушивается голос психолога, проговаривающего формулы расслабления.
Третий период - «мобилизация». Продолжительность 3-4 минуты. Цветовая подсветка от зеленого постепенно переходит к розовому, а затем к оранжевому цвету. Нарастает громкость музыкального фона. Средний темп сменяется мажорным ритмичным. Слышатся танцевальные и маршевые ритмы, песенные фрагменты. Работники переходят из положения «полулежа» в положение «сидя». Все делают короткие выдох и длинный вдох, нарастает интенсивность освещения. Проецируются слайды с изображением пейзажей, восхода солнца. Крупным планом высвечиваются цветы, ягодные кусты, фрукты, виды птиц, животных, пейзажи городских парков и архитектурных ансамблей, массовых гуляний,
смеющиеся лица людей. Включаются все светильники. Слышится команда: «Встать!» Все встают и делают разминку.
Все три периода психологической разгрузки могут по желанию педагога (инструктора) заполняться формулами аутотренинга и медитации. Тогда период пребывания в КПР увеличивается.
ОФОРМЛЕНИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

Помещение КПР состоит из трех смежных комнат. Оно располагается внутри производственных цехов, вблизи рабочих мест. Комнаты изолированы от источников шума, вибрации, излучений, пыли. Необходимы хорошая вентиляция и исправное отопление. Полезная площадь процедурного зала - не менее 30-40 м2 при высоте 2,8-3 м. Количество посадочных кресел 12-20. Эстетическое оформление: уют и нормальный комфорт. На стенах - панно с изображением природных пейзажей, выдержанных в основной гамме цветов. Освещение спокойное, естественное. Возможно использование декоративных напольных светильников. Регулировка освещения выведена на пульт оператора. На окнах - шторы из плотной непроницаемой ткани под тона стен. Допускаются настенные слайды, аквариумы, декоративно-художественные композиции из растений. Полы покрыты коврами темно-зеленых тонов. Кресла с регулируемыми спинками (к каждому подвешены стереонаушники). На одной из стен - экран для проекции слайдов, мультфильмов, кинофрагментов. Прихожая (комната ожидания) -
площадь 16-18 м2. Оборудована встроенными шкафами для хранения одежды и обуви. Журнальный столик, газеты, журналы, оборудование для раздачи кислородных коктейлей. Операторская - 12-16 м2 Располагается рядом с залом, имеет смотровое окно для визуального контроля. В комнате располагается пульт оператора, стол, 2-3 стула. С пульта регулируется: а) трансляция рабочих программ по аутогенному расслаблению; б) передвижение видеокадров; в)синхронизация звука, цвета, речи; г) микрофонная связь с каждым креслом;
д) температура воздуха и влажности. Санитарно-гигиенические условия КПР: а) температура 2023°; б) относительная влажность в пределах норм; в) предельно допустимые уровни шума - не свыше 50 дб. Освещение - рассеянный свет. Цвет потолка и стен меняется с помощью электроподсветки от успокаивающего зелено-голубого до возбуждающего желто-оранжевого. Акустическая система со стереофоническим эффектом. Оборудование: видеомагнитофон, телевизоры, стереомагнитофон, стереопроигрыватель, диапроекторы, кинопроекторы, осветительные установки с фильтрами, стереонаушники, набор цветных слайдов с видами природы, набор музыкальных записей, воздухоувлажнители, аэроионизаторы, кондиционер, бытовые кресла и с регулируемыми спинками, аквариумы, светорегуляторы, электронные часы.

Оформление КПР и характер оборудования могут варьироваться в зависимости от местных условий. Однако во всех случаях посетителям должен быть обеспечен разумный комфорт и необходимые удобства. Обстановка КПР и вся процедура ее функционирования должны вызывать у людей приятные ощущения. Как показывает практика, каждый работник, посещающий КПР, должен проделать вполне определенную подготовительную работу.
ЗАДАНИЯ КЛИЕНТАМ
Задание 1. Подбор музыки.
Прослушайте ряд музыкальных произведений. Определите, которые из них оказывают на Вас успокаивающее воздействие, которые бодрят. Начните с прослушивания, например, увертюры к опере «Хованщина» МП.Мусоргс- кого - «Рассвет над Москвой»; ноктюрна Шопена - «Утро»; музыкальных зарисовок П.И.Чайковского - «Времена года»; концертных произведений Чайковского и др.
При определении потребной мелодии пользуйтесь 10-ти балльной шкалой, где 10 баллов означает чрезвычайно приятное воздействие, а 1 балл - неприятное. Повторите прослушивание три раза, не спешите. В спешке можно легко ошибиться. Отбирайте произведения, которые получают от 6 и более баллов.
Задание 2. Процедура подбора.
Для прослушивания мелодии расположитесь поудобнее в кресле Закройте глаза, расслабьте мускулатуру. Сделайте полный выдох, заем вдох. Отдайтесь чарующей мелодии музыки. Не поддавайтесь искушению заснуть. При подборе музыки у вас может возникнуть желание взять какую-нибудь мелодию из репертуара. Знайте, что поп-музыка чаще всего оказывает на организм разрушающее воздействие.
Подумайте над содержанием двух сообщений из периодической печати:
СИМФОНИЯ ДЛЯ ЗМЕЙ
Как змеи реагируют на музыку? Какую музыку они «предпочитают»? Этим вопросом задавались многие герпентологи. Внес в эту проблему свою лепту и индийский дрессировщик змей Рахман Бхавапали Танчалан. Он содержит в своем «хозяйстве» двадщть взрослых кобр, в том числе особо опасных королевских кобр. Ставя свои опыты, дрессировщик использовал различную музыку: от народных индийских мелодий (в основном танцевальных) до современного джаза и рок-музыки. Чаще всего он работает со своей любимицей - королевской коброй Нагайной. Результаты его исследований показали, что тихая и мелодичная индийская музыка заставляет Найгай- ну медленно подниматься из корзины и плавно раскачиваться в такт музыке, находясь как бы в полусне. Громкая джазовая музыка беспокоит Нага- ину так, что она раздувает свой «капюшон». Оглушительные и резкие звуки «металлического» рока приводят змею в состояние сильнейшего возбуждения. Находясь в корзине, она становится на хвост и делает быстрые угрожающие движения.
НЕ ВЫНЕСЛИ ПОП-МУЗЫКИ
Налесной звероферме, расположенной недалеко от западногерманского городка Хагена, разводили норок, колонков, куниц, серебристо-черных лис. Звероферма процветала. Однако вскоре дела пошли хуже: животные потеряли былую энергичность, похудели, стали вялыми. Проведенные обследования не
дали объяснения происходящему. Разгадка была найдена при осмотре окрестностей зверофермы: оказалось, что недалеко от нее расположился молодежный центр отдыха. И там подолгу, особенно в субботу и воскресенье, гремела и грохотала поп-музыка, многократно усиленная электронной аппаратурой. Как сообщалось об этом в печати, такой нервный прессинг выводил обитателей звероферм из состояния «душевного комфорта».
ДОКАЗАНО, ЧТО ЧЕЛОВЕК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ В ЗВУКАХ «ТЯЖЕЛОГО МЕТАЛЛА», БЕЗВОЗВРАТНО ТЕРЯЕТ СВОЙ СЛУХ.
Задание 3. Подбор текста.
В комнате психологической разгрузки, помимо музыки, прослушивают тексты литературных произведений.
Подберите приятные Вам тексты и периодически слушайте их. Начните с прослушивания произведений А.И.Куприна - «Анафема»; Л.Н.Толстого - «Отец Сергий»; Алексея Толстого - «Русский характер»; А.Грина - «Алые паруса» и т.д. Слушайте стихи А.С.Пушкина, М.ЮЛермонтова, современных поэтов. Слушая подобранные тексты, постарайтесь ощутить на себе воздействие их формы и содержания.
Задание 4. Подбор слайдов, мультфильмов, кинофрагментов.
Подберите серию слайдов, мультфильмов, кинофрагментов. Посмотрите их. Сделайте вывод о влиянии этих средств на Ваши ум, чувства и волю. Заметьте, когда, при каких обстоятельствах Вам приятно смотреть тот или иной слайд, мультфильм, кинофрагмент.
САМОТРЕНИРОВКА
Медитация происходит сидя (в кресле, на стуле в позе «кучера на дрожках»). Расслабиться, установить дыхание, глаза оставить полузакрытыми. Сосредоточиться на дыхании, на выходе медленно произносить ключевое слов. Лучше, если это слово не будет иметь конкретного предметного значения. Некоторым подходит слово «раз» другим - «ом», третьим - «онг» ит. д. Хорошо работает слово, заканчивающееся сонорными звуками. Имеют место и разновидности аутогенной медитации, когда вместо ключевого слова используются воображаемые или реальные предметы:
а) после полного расслабления и установки дыхания мысленно до мельчайших деталей воспроизводится какой- либо полюбившийся пейзаж Так закрыв глаза, тренирующийся пробегает глазами по всем уголкам пейзажа;
б) мысленное воспроизведение какого-либо предмета (вазы, букета, отдельного цветка). Чтобы добиться аутогенного эффекта, сначала изучают предмет с открытыми глазами, а потом воспроизводят его во всех оттенках при закрытых глазах;
в) мысленное воспроизведение пламени свечи. Для этого в метре от себя устанавливают горящую свечу. Затем в течение 2-х минут тщательно изучают пламя и потом, закрыв глаза, воспроизводят пламя в своем сознании. Во всех случаях продолжительность сеанса 15-20 минут. Двукратная каждодневная тренировка благотворно сказывается на самочувствии, помогает избавиться от многих недугов, способствует воспитанию характера.

Исходное положение - сидя в кресле (на стуле). Расслабиться, установить дыхание, полузакрыть глаза. Сосредоточить ветшание на дыхании. Мысленно считать выдохи от 1 до 10, затем повторять все сначала. Дышать замедленно. Упражнение выполнять в течение 15-20 минут.
В ходе упражнения могут происходить различные явления: одним покажется, что где-то зазвенел звонок, другие услышат шум моря, третьим представится какая-то другая картина и т. д. Все эти переживания случаются перед переходом в сон. Старайтесь не засыпать, настойчиво продолжайте счет.
Ежедневная двухразовая тренировка в дыхательной медитации благотворно сказывается на работоспособности. Длительная работа над собой методом дыхательной медитации устраняет многие личностные недуги.

Напряженные ситуации в нашей жизни – явление обычное и повседневное. Неосознанно (не задумываясь) люди снимают напряжение, перекурив сигаретку, пропустив с другом стаканчик, зависнув в соцсетях, покушав сладенького и т.д. Иногда занимаются этим осознанно и целенаправленно – бегают, плавают, танцуют, творят, общаются.

Это естественная потребность организма – снять напряжение и вернуться к равновесному состоянию. Не все предпринимаемые для этого действия оказываются полезными, По тому, как они влияют на здоровье человека, условно разделим их на две группы – деструктивные и экологичные.

  • К деструктивным отнесем те, которые несмотря на то, что помогают расслабиться, в конечном счете вредны, так как разрушают человека и физически, и психологически. Это известные всем алкоголь, курение, прием наркотических веществ или лекарств, зависание в компьютере, заедание, тяга к рискованным, экстремальным ситуациям, азартным играм. Э ти действия отвлека ю т, снима ю т напряжение , но кратковременны . Кроме того, с каждым разом для достижения необходимого эффекта необходимо увеличивать количество принимаемого и съеденного или проведенного вре мени. При этом у худшается качество жизни, отношения в семье , разрушается личность.
  • Экологичность означает бережное отношение к природе, частью которой является и сам человек. Исходя из определения, экологичными можно считать те способы, которые как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе будут полезны для сохранения здоровья и целостности человека. Спорт, творчество, хобби, юмор, общение с друзьями, природой, животными. СПА-процедуры, массаж. Просмотр развлекательных передач и посещение театра, чтение. Общение с Богом.

В современном мире мы наблюдаем, что человек больше нагружен психологически и нуждается, прежде всего, в психологической разгрузке.

Что помогает разгрузиться психологически?

Это перечисленные выше экологичные способы снятия напряжения, а также - смена деятельности, обстановки, любые изменения, такие, как новая прическа, новый стиль в одежде, если не ремонт, то хотя бы перестановка.

А еще - психологическая уборка. Это работа с психологом или психотерапевтом, и качественная проработка Вашего эмоционального состояния, избавление от ненужного психологического груза в виде чувства обиды, злости и раздражения, вины, жалости к себе и т.д.

Люди выбирают разные способы снятия напряжения, и это зависит от их возраста, культурных традиций, индивидуальных особенностей (например, темперамента), а также от их личного жизненного багажа.

Покажу на примере, как влияют ранние события нашей жизни на сегодняшнее эмоциональное состояние. Полтора года назад ко мне обратилась женщина. Она чувствовала внутренний дисбаланс, но не могла точно понять, что с ней происходит. В процессе работы мы выяснили, что она очень остро, до слез реагирует на то, что происходит в стране.

Что вызывает Ваши слезы, какое чувство?

Чувство несправедливости.

Вы испытывали его раньше?

Да.

Когда?

Когда училась в школе.

Далее женщина рассказала о том, что ее классный руководитель любила и поощряла учеников, которые, подлизываясь, рассказывали ей секреты класса, и не любила тех, кто проявлял независимость, а такой была моя клиентка. Для подросткового возраста характерно обостренное чувство справедливости, и болезненны реакции на ситуации, где подростки ощущают несправедливость.

Мы проработали эту травмирующую когда-то, но до сих пор оставшуюся в бессознательном, ситуацию, после чего женщина почувствовала себя свободнее и легче. Через некоторое время (2 недели) она рассказала, что продолжает чувствовать себя хорошо, а ее реакция на происходящее в стране стала спокойней. Кроме того, она по-новому посмотрела на свои отношения с родственниками.

Чем старше становится человек, тем больше неразрешенных проблем и конфликтов у него накапливается и тем меньше ему помогают чувствовать себя хорошо когда-то работающие способы снятия напряжения, публикуемые советы и др., а если вдруг и помогают, то ненадолго. Одна клиентка рассказывала, что каждое утро просыпается и чувствует себя разбитой, с помощью йоги настраивается и приводит себя в определенное рабочее состояние. На следующее утро – то же самое. Снова ощущает разбитость, и снова приводит себя в форму. В ее случае мы нашли и проработали не осознаваемый и не лежащий на поверхности внутренний конфликт, после чего утренняя разбитость ушла.

Если взять во внимание, что сегодняшние негативные реакции и эмоциональные переживания человека являются следствием давнишних душевных травм, то становится понятным, почему не все способы и советы являются действенными, и не помогают эффективно снять напряжение и восстановиться.

Можно перефразировать известную мысль и сказать, куда бы ты не ехал, чтобы ты не делал, с кем бы ты не строил отношения, ты везде берешь с собой себя, а также свои травмы, конфликты или незавершенные отношения. Их важно осознать, проработать, завершить и тем самым перейти на более глубокий уровень понимания происходящего вокруг и в себе.

Много позитива, мотивации и эйфории ты получишь на легендарном живом тренинге Ицхака Пинтосевича « ™»! Приходи и перезагрузи свою жизнь!

10 лучших способов психологической разгрузки

1. Психосоматическая релаксация

Как известно, все болезни "от нервов". Для хорошего самочувствия наши тело и душа, непременно, должны жить в унисон. Возможно вы замечали, когда испытываете недовольство или раздражение, организм начинает мгновенно реагировать. Внезапно может заболеть горло или подняться давление. Все процессы в нашем организме тесно взаимосвязаны. Любое заболевание имеет психологическую причину.

К примеру, распространенное среди педагогов заболевание "пропавший голос" или любое другое заболевание горла связано с невозможностью полноценно выразить себя. Болезнь горла - это "проглоченный гнев". Невыраженные негативные эмоции обладают сильной энергией. Подавляя их внутри себя, вы наносите вред своему здоровью. Знаменитые специалисты по психосоматике Луиза Хей и Лих Бурбо говорят о важности полного принятия себя. Нельзя идти против своих истинных желаний. Прислушайтесь, чем вызван тот или иной дискомфорт. Возможно, стоит давно отпустить накопившиеся обиды? Простить и забыть? Или высказать, наконец, все, что давно хотели сказать? Чтобы чувствовать себя здоровой и счастливой важно вовремя отслеживать своё состояние, уметь анализировать свои эмоции, а главное, свободно их выражать.

2. Физическая разгрузка


Еще одним из наиболее эффективных способов снятия эмоционального напряжения являются занятия спортом. При систематичных физических нагрузках происходит выброс эндорфинов в организм, и вы чувствуете себя легко и бодро. Вам не обязательно пробегать по 10 км или изматывать себя ежедневными тренировками на тренажерах. Выберете для себя наиболее походящий способ физического релакса. Это может быть плавание в бассейне после трудного рабочего дня, йога или танец живота. Самое главное, чтобы вы занимались с удовольствием, фиксируя, как с каждым занятием стресс и негативные эмоции уходят все дальше и дальше.

3. Смена обстановки

Засиделись на рабочем месте, а до отпуска еще далеко? Постарайтесь найти возможность выехать на природу или в другой город на выходных. Смена обстановки благоприятно влияет на психическое состояние. Даже один день, проведенный в совершенно другой обстановке, зарядит вас энергией. Вы почувствуете, что действительно отдохнули. Также можно сделать перестановку дома или на рабочем месте. Обновленный интерьер поможет избавиться от ощущения застоя и рутины в жизни.

4. Единение с природой

Деятельность заведующего детским садом предполагает работу с документацией в офисе. А многочисленные встречи, как правило, проходят в помещении. Находите ли вы время, чтобы прогуляться по лесу? Или съездить в выходной день за город на пикник? Для хорошего самочувствия необходим свежий воздух. Общение с природой - важный элемент в гармонизации личности.

5. Душевное общение или одиночество

Ежедневно общаясь с большим количеством людей, кто-то из заведующих заряжается энергией, а кто-то выматывается и чувствует себя опустошенным. В зависимости от этих особенностей, руководителю ДОУ важно находить время для восстановления энергии и сил. Если вы быстро устаете от людей, проводите выходные в одиночестве, посветите время себе. Если же вам не хватает общения, переключитесь временно с формального общения на душевное. Соберите своих близких в теплом семейном кругу, устройте девичник или сходите с лучшей подругой в театр. Все это благоприятно скажется на эмоционально-психологическом состоянии.

6. Аудиовизуальная разгрузка



Музыка - это определенный проводник настроения. Хотите расслабиться или взбодриться? Послушайте соответствующую настроению музыку. Сходите на концерт любимого исполнителя, насладитесь спектаклем в театре, посетите интересную выставку. Впитывайте все самое красивое и приятное. В домашних условиях можно создать приятную подборку из лучших фотографий, вызывающих положительные эмоции. Добавьте к просмотру приятную расслабляющую музыку и наслаждайтесь. Старайтесь окружать себя приятными взору и слуху вещами.

7. Флоатинг

Все большую популярность во многих городах набирают специальные флоат-камеры, где вы быстро и эффективно сможете полностью расслабиться. В переводе с английского floating - плавание на поверхности. Специальный солевой раствор в ванне позволит испытать вам состояние невесомости. Возможно у вас в городе уже есть такие флоат-камеры, позволяющие восстановить энергию и улучшить физическое состояние. Противопоказания к флоатингу - минимальны, зато польза для организма весьма существенна. Если таких камер у вас в городе нет, то побалуйте себя любыми водными процедурами. Вода наилучшим образом снимает напряжение. Будь то ванные процедуры, плавание в бассейне или в море, - ваше самочувствие значительно улучшится.

8. Разбейте чашку

Стресс застал вас врасплох прямо на рабочем месте и необходимо срочно выпустить пар? Разбейте чашку или сделайте 10 приседаний. Ваш гнев уйдет в эти действия. Лишние эмоции могут навредить как вашему здоровью, так и окружающим вас людям.


9. Напишите письмо

Недавно в интернете появилась интересная возможность избавиться от накопившегося негатива. Вы пишете все, что вас беспокоит в письме и по электронной почте отправляете его на адрес [email protected]. По словам авторов проекта, письма никто не читает, поэтому писать можно в любой форме, в том числе и "крепким" словцом. Через пару дней они автоматически удаляются. Альтернативой электронному письму может стать его бумажный вариант. Описав все свои проблемы на листке бумаги, вы можете расправиться с ним, как душе угодно. Порвать на кусочки, сжечь, утопить - все, что захотите. Главное, вы должны осознать, что избавляясь от письма, вы очищаете себя от всего негатива. Будьте уверены, способ очень эффективный.

10. Позитивное мышление


Наилучшим способом контролировать свое психологическое состояние является способность мыслить позитивно. Старайтесь начинать утро с доброго настроя. Контролируйте свои мысли. Как только получили неприятное известие, не погружайтесь в него целиком и полностью. Сильное эмоциональное сопровождение событий влечет за собой негативные последствия. Мысли снежным комом цепляются одна за другую. И вот у вас уже не одна проблема, а несколько. Поэтому, крайне важно контролировать свое мышление. По началу это может показаться сложным. Но со временем вы обязательно выработаете в себе привычку позитивного мышления.


Сегодня мы постараемся помочь вам некоторыми методиками коррекции своего психического самочувствия, психологическим способом нормализации деятельности внутренних органов.

Первая методика – произвольные самовнушения. Когда-то один французский аптекарь Эмиль Куэ, который был очень наблюдательным человеком, обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но еще в большей степени в желании пациента поправиться. Одно дело, когда человек принимает лекарства, верит в то, что оно поможет (завтра мне станет лучше) и совсем другое, когда он не верит в это (все равно мне ничего не поможет).

Как рассуждал Куэ. Наше подсознание управляет нашими внутренними органами. Оно, как ребенок своенравно, но легковерно. Если сознание говорит ему: «Необходимо уснуть, потому что люди ночью спят», то подсознание отвечает: «не хочу». Однако если сознание не давит, а просто, без нажима начинает готовиться ко сну, тогда подсознание ему починяется. Всем, наверное, знакома ситуация, когда утром надо рано вставать, мы ложимся пораньше, чтобы выспаться, но сна ни в одном глазу. Час, два мы мучаемся, ворочаемся, потом засыпаем, а на утро встаем измученными и разбитыми.

Как раз на этом основан метод. Вы подбираете определенное утверждение, которое как формулу вы должны будете повторять несколько раз в день. Например: «С каждым днем мне во всех отношениях становится все лучше и лучше». Подсознание принимает эту формулу за истину, приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. Например, «Я здоров» вместо «Я не болен». Во время самовнушения лучше занять удобную позу сидя или лежа, закрыть глаза, расслабиться и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произнести одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения длится 3-4 минуты. Повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Второй метод – аутогенная тренировка (метод Шульца). Предлагаем вам некоторые из упражнений, направленные именно на снятие нервно-психического напряжения.

1. Представление цвета. В спокойном расслабленном состоянии мысленно представьте образ характерного цвета: заснеженные горные вершины, зеленый луг, синий цветок и т.д. Постарайтесь удержать в сознании не столько форму предмета, сколько его цвет. Когда вы сможете легко вызвать в воображении определенный цветовой образ, переходите к следующему упражнению.

2. Ассоциация цвет – ощущение. Постарайтесь, представляя цвет почувствовать в себе определенное ощущение. Например, фиолетовый – покой, зеленый – радость(рис. 41).



Рис. 41 Представление цвета для снятия нервно-психического напряжения

3. Представление образа, идеи. Теперь необходимо спокойно представить, с чем ассоциируется у вас свобода, надежда, радость, любовь и т.д. Важно помнить, что у каждого свои понятия об этих чувствах.

4. Представление эмоционального состояния. Постарайтесь представить себе то место, где сейчас вам хотелось бы оказаться. Внимательно изучите те ощущения, которые возникают у вас при созерцании этого ландшафта. Важно заострить свое внимание не на пейзаже или предмете воображения, а на ощущениях.

Не следует ожидать выраженного эффекта с первого занятия. Необходимо научить свое сознание ярко представлять предлагаемые ощущения.

Таким образом, мы рассмотрели с вами методы психологической разгрузки и саморегуляции, которые помогут правильно настроиться на предстоящую учебу, экзамены, преодолеть страх и волнение.

Если ваши психоэмоциональное состояние крайне не устойчивое, следует обратиться за помощью к психологу, и вы ее получите. Психолог УГНТУ принимает студентов в корпусе № 8, кабинет 403.

Контрольные вопросы

1. Что такое здоровье и его компоненты.

3. Какие показатели определяют методом антропометрии?

4. Технические средства определения физического развития человека.

5. Типы высшей нервной деятельности.

6. Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления.

Задание для самостоятельной работы студента

В домашних условиях определите частоту пульса в покое у себя и у другого члена семьи.

Определите весо-ростовой индекс для одного из членов семьи.

Провести несколько проб наиболее доступных и удобных именно вам (обязательно в разные дни) и выбрав самые подходящие пользоваться ими постоянно.



Выполнить упражнения на снятие нервно-психического напряжения.

СЕМИНАР № 6

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) бакалавров и специалистов нефтегазового производства. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда (2 часа).

Цель практического занятия

Формирование у студентов способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи

1. Ознакомить студентов с проблемой понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

2. Раскрыть общие принципы самостоятельных занятий по общей и профессионально- прикладной физической подготовке.

3. Ознакомить студентов с методикой эффективных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

План

1. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового производства.

2. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП.

3. Методика проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда специалистов нефтяников.

1. Валеева Г. В. Содержание самостоятельных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке студентов-нефтяников: методическое пособие, Уфа. – 1991. – 21 с.

2. Валеева Г.В. Формирование модели специалиста нефтегазового профиля средствами физического воспитания. Электр. науч. журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, № 1. –С517-533.

3. Валеева Г.В. Здоровье наиболее важный аспект из аспектов профессионализма для студентов будущих специалистов нефтегазовой отрасли. Электр. науч. Журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, №14. – С 172-176.

4. Красулина Н.А., Маркешина О.С., Красулина Т.А.. Особенности развития гибкости у студентов, занимающихся аэробикой на занятиях физической культурой. учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, 2013. – 43 с.

5. Рекомендации по комплексному планированию круговой тренировки на уроке физической культуры [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / УГНТУ, каф. ФВ; сост. Р. Ф. Тазетдинов [и др.]. - Уфа: УГНТУ, 2012. - 824 Кб

6. Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1, 2 курсов [Электронный ресурс] : учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН; сост. А. Ю. Поляков. - Октябрьский: УГНТУ, 2011. - 158 КБ

7. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.:Гардарики, 2007. – 366 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Целью ППФП является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

1. Формирование необходимых прикладных знаний, умений и навыков.

2. Воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед, на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового производства для выполнения профессиональных обязанностей необходимо подниматься на установки высотой до 40 метров. Но ведь с непривычки далеко не все могут по узким переходам и лесенкам подниматься на значительную высоту (рис. 42).

Рис. 42. Вышки нефтеперерабатывающего завода

Где же лучше привыкать к этой непривычной высоте? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении. Прикладные специальные качества – это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на загазованных территориях нефтяных предприятий. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств.

В настоящее время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания в вузах с учетом требований избранной профессии. Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной физической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название – профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Однако, как показала практика, многие окончившие институт специалисты вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее с помощью различных вне учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой.

Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт» (таблицы 5 - 8).

Таблица 5

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (мужчины)

Таблица 6

Тесты по ППФП студентов 2-3курсов основного и специального учебных отделений (мужчины)

Таблица 7

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (женщины)

Таблица 8

Тесты по ППФП студентов 2-3 курсов основного и специального учебных отделений (женщины)

В каждом семестре выполняется 2 теста. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья. Организации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов позволяет реализовывать деятельный подход к обучению, в ходе которого оптимально контролируется, и более объективно оценивается работа студентов на протяжении всего курса дисциплины «Физическая культура».

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный педагогический процесс с направленным использованием форм, средств и методов физического воспитания. Все они в совокупности обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП