Работа с одарёнными детьми в школе. Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей. Семь принципов сопровождения одаренных детей

Школьная программа универсальна. Это означает, что она ориентирована на обычного среднестатистического ребенка. В чем-то он талантлив, в чем-то - нет. Но при этом такой маленький человечек вполне вписывается в среднестатистическую норму, не выбиваясь из нее ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Тем ребятишкам, которые не соответствуют негласному стандарту, в школе обычно бывает трудно. Причем это относится и к тем детям, которые не могут справиться с предлагаемой программой в силу каких-либо проблем, так и к тем, кому все дается легко и без особых усилий. У таких выделяющихся из общей массы школьников обычно возникают трудности не только с учебой, но и с общением. Они не могут найти общий язык с одноклассниками, часто конфликтуют с учителями.

Но если ребенок отстает в развитии, его можно перевести в специализированное заведение, где работают профессионалы, умеющие общаться именно с такими детьми. А что делать, если малыш, наоборот, слишком умен? Школ для гениев, увы, не существует. В этом случае решающую роль играет педагогический коллектив учебного заведения. Работа учителя с одаренными детьми должна строиться по особому сценарию.

Урок должен быть интересным

Талантливые дети требуют особого подхода. Обычно преподаватель излагает материал, просто рассказывая ученикам новую тему и поясняя сложные места. Для одаренных детей такая форма усвоения материала будет скучной. Они должны активно участвовать в процессе обучения. Особенности работы с одаренными детьми требуют, чтобы информация подавалась в творческой форме, такой, которая стимулировала бы ребенка. Перед детьми постоянно нужно ставить задачи, причем точно соблюдать нужный уровень сложности. С одной стороны, они должны пробуждать в ребенке интерес, мобилизовать его, заставлять двигаться вперед. С другой стороны, задачи должны быть решаемы. Слишком сложные задания скорее вызовут неуверенность в себе, разочарование в собственных силах. Программа работы с одаренными детьми должна строиться, исходя из информации о их текущих возможностях. Планку нужно постоянно повышать, держать на максимально высоком, но все же выполнимом уровне.

Задавака или застенчивый?

Широко распространено мнение, что одаренные дети обладают слишком высокой самооценкой, и для лучшей социализации этот «дефект» рекомендуется исправлять. На самом деле такое поведение обычно сугубо демонстративно. Одаренные дети редко бывают приняты в коллективе, они осознают свою «неправильность», и именно это понимание, а вовсе не гордость, заставляет их замыкаться в себе. Либо же им действительно может быть скучно со сверстниками. Но, опять-таки, это вовсе не говорит о самовлюбленности и эгоцентризме ребенка. Просто он не может найти себе подходящую компанию, и поэтому одинок. Искусственное понижение самооценки только усугубит ситуацию. Система работы с одаренными детьми должна, наоборот, помогать им поверить в себя, принять собственные способности, осознать их и научиться ими пользоваться. Таких ребят нужно поддерживать, иногда даже завышая оценки, чтобы они действительно смогли осознать собственные возможности и не боялись их демонстрировать.

Пряник без кнута

Работа с одаренными детьми в школе предполагает их положительную мотивацию. Система наказаний здесь практически бесполезна. У ребенка есть талант, ему нравится заниматься любимым делом - математикой, литературой, музыкой. Его не нужно заставлять что-то делать, ведь принуждение, наказание - это попытка преодолеть сопротивление ученика, которому не интересен, не нужен тот или иной предмет. Одаренный ребенок сам ищет возможность заняться любимым делом. Задача семьи и школы при этом - помочь ему вовремя распознать свой талант и предоставить все возможности для дальнейшего развития. Особенности работы с одаренными детьми заключаются в том, что такие ребята нуждаются в большом количестве поощрений. Именно похвала - то топливо, которое согревает душу ученика, поддерживает его уверенность в себе, стимулирует идти вперед.

Ребенка нужно хвалить

Если наказания для талантливого ребенка - вещь не только бесполезная, но и вредная, то вот программа работы с одаренными детьми является крайне важной. Материал нужно подавать в увлекательной, яркой форме, обязательно оставляя ребенку возможность проявить исследовательские наклонности. Не нужно предлагать готовые ответы, а, напротив, следует стимулировать ученика самостоятельно искать разгадку, думать, задавать вопросы. С одной стороны, это закрепит интерес к предмету, с другой - поможет развить критическое, аналитическое мышление и самостоятельность. Поэтому так трудна работа с одаренными детьми в школе. Урок длится всего 45 минут. Сложно построить его так, чтобы и основная часть класса успела усвоить материал, и более талантливые ученики не заскучали и не утратили интерес.

Дети-почемучки

Одна из проблем общения с одаренными учениками заключается в большом количестве вопросов, которые они задают учителю. Это происходит не из желания обратить на себя внимания, не из пустой бравады. Таким ребятам действительно все интересно, вопросы - топливо, питающее их мозг. Часто за это их не любят одноклассники. Они считают, что такое поведение - просто одна из форм самолюбования или заискивания перед учителем. Вот только преподаватель тоже не слишком рад. Ограниченное время урока не позволяет ответить на все вопросы любознательного ребенка. Порой же проблема заключается и в том, что учитель попросту не готов к некоторым из них. Работа с одаренными детьми в школе требует от преподавателя дополнительных усилий. Чтобы найти ответ, придется полистать дополнительную литературу, изучить смежные профильному предмету области. Общение с одаренными детьми требует от учителя постоянного профессионального роста. Не всем такое развитие событий нравится. Поэтому важно понять мотивы ребенка, отличить желание похвастаться от любви к знаниям и постараться помочь. Не только высокая квалификация, но и доброжелательность, чуткость учителя, очень много значат в работе с одаренными детьми.

Внеклассные занятия

Конечно, в рамках урока уделить внимание всем ученикам трудно. Поэтому работа с одаренными детьми в школе часто требует большого количества индивидуальных занятий. Кружки и секции необходимы, чтобы ребенок смог полностью раскрыть свой талант, реализовать и обсудить с учителем все то, что не успел или не смог на уроке.

Некоторые идеи таких детей могут показаться нелепыми и смешными. Не стоит шутить по этому поводу. Ведь так легко сломить веру ребенка, отбить желание творить и создавать. Возможно, в дальнейшем этот юный изобретатель действительно совершит открытие или придумает что-то невероятное. Да и многие гениальные люди в свое время казались окружающим нелепыми и смешными. Ученых, которые считали, что будущее за летательными аппаратами из металла, а не за аэростатами, считали чудаками. Возможно, это как раз тот случай?

Система работы с одаренными детьми должна быть построена так, чтобы стимулировать творческие порывы, помогать ребенку добиваться успеха в его начинаниях.

Помощь в социализации

Общение с талантливыми детьми часто бывает не столь уж приятным. Такие дети могут быть конфликтными и нетерпимыми. Они могут критически относиться к людям, если считают их интеллектуально более слабыми, часто переспрашивают или поправляют их, когда видят ошибки в рассуждениях. Это неприятно не только детям, но и взрослым. Они не умеют уступать, особенно когда уверены в собственной правоте, ведут себя эгоцентрично и излишне самоуверенно. Часто взрослые, привыкнув к определенному стилю общения с детьми, объясняют слишком подробно и упрощенно. Одаренный ребенок в такой ситуации может перебивать или заканчивать мысль за собеседника просто потому, что давно все понял и уже успел соскучиться.

Работа школы с одаренными детьми предполагает помощь в корректировки таких недостатков. Это будет способствовать тому, что ребенок сможет успешно социализироваться, найти контакт со сверстниками и взрослыми. Ведь умение общаться - очень важный фактор, от которого зависит благополучие человека.

Подготовила педагог-психолог

Буркацкая Н.В.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие детской одаренности

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное соче-тание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не-обычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспек-ты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных уче-ных (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенци-альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при-суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способ-ностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышле-ния, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех де-тей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких дости-жений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы

образовательного учреждения с одаренными детьми

Основная цель работы - это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарен-ных детей;

2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через созда-ние и ведение банка данных;

3) создание максимально благоприятных условий для интеллекту-ального, творческого и морально-физического развития одарен-ных детей;

4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образова-ния, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

7) создание условий для комфортного развития и становления ода-ренного ребенка как социально адаптивной и социально ответст-венной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траекто-рии развития ребенка.

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности , согласнокоторому необходима хорошо организованная, эффективная и по-стоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий (см. приложение 3 на ком-пакт-диске).

3. Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просвети-тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны-ми участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо прово-дить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.

4. Принцип гуманности и открытости .

Обретение ребенком реали-стичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше воз-можностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ре-бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов-падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности .

Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию на-учного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества , реализуемый через совместную продук-тивную творческую деятельность, предполагает специальную подго-товку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, са-мообразование, методическую работу.

9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

Классификация детской одаренности

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре ос-новных вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специ-альной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможно-сти реализации неких способностей при соблюдении определен-ных условий

Академически и интеллектуально одаренные дети

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче-скую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показа-тели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обосно-ван, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети име-ют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мысли-тельных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной дея-тельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказыва-ют проводимые нами диагностические исследования, но среди акаде-мически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная програм-ма рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению акаде-мически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школь-никами. Полное слияние понятий академической одаренности и ин-теллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического харак-тера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Мы обозначили следующие критерии определения академиче-ской одаренности для детей младшего школьного возраста, основыва-ясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет бо-гатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет не-обыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует уме-ние читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонст-рирует необычное для своего возраста понимание математических от-ношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и по-нятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естест-вознанием и природой; проявляет большой интерес или исключитель-ные способности к классификации; часто задает вопросы о происхож-дении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абст-рактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обуче-ния (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собст-венным научным достижениям.

Критерии определения интеллектуальной одаренности

мы выде-лили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:

o ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

o ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и ис-ключительной памятью;

o проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; час-то с годовой уходит в то или иное занятие;

o охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

o его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

o проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллек-туальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисцип-лины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных пред-метов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

Социально-лидерски одаренные дети

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские каче-ства, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи-теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся со-циальная ответственность за других, раннее становление морально-нрав-ственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Для определения социально-лидерски одаренных детей выде-ляют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским пове-дением, а именно:

o ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

o другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по иг-рам и занятиям;

o в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуа-ции ребенок сохраняет уверенность в себе;

o имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

o с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

o генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;

o в общении со сверстниками проявляет инициативу;

o принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, харак-терные для его возраста;

o другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидер-ски одаренные дети особенно нуждаются в специально организован-ной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовы-ражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выра-женные творческие способности, основанные на сочетании высокораз-витого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от-несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художествен-ного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозна-чили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для" него учебных и факультативных предметах:

o ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

o имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

o изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в исполь-зовании материалов и идей;

o часто высказывает много разных соображений по поводу конкрет-ной ситуации;

o способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

o способен продуцировать оригинальные идеи или находить ориги-нальный результат, высоко креативен;

o склонен к завершенности и точности в художественно-приклад-ных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, харак-терных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

o особая чувст-вительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

o ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

o чувствительность к отсутствующим элементам, к любо-го рода дисгармонии, несоответствию;

o опознание возникающих про-блем; поиск нестандартных решений;

o догадки, связанные с недостаю-щим для решения, формулирование гипотез;

o проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

o ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

o в мельчайших деталях запоминает увиденное;

o проводит много времени за рисованием или лейкой;

o весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

o демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

o оригинально использует средства художественной выразительности;

o экспериментирует с использованием традиционных материалов;

o осознанно строит композицию картин или рисунков;

o его произведения включают множество деталей;

o его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

o ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творче-ский продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

o ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и вооб-ражаемые образы;

o мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомими-ка — активны и образны;

o ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

o ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным заня-тиям;

o чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

o с удовольствием подпевает;

o определяет, какая из двух пот ниже или выше.

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи-зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортив-ная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренно-сти мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

o ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

o обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

o любит движение (бег, прыжки, лазание);

o обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

o легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне-ний (на бревне, трамплине);

o умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы-ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

ü во-первых , мониторинг уровня учебных достижений интеллекту-ально одаренных детей;

ü во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

ü в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практиче-ское сопровождение деятельности, организуемой административ-ной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической це-лью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль-ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей , а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

Система сопровождения одаренных детей

в общеобразовательной школе

1) Вводная диагностика (исследование общих способностей):

2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) * результаты срезовых работ

Академически

и интеллектуально одаренные дети

Социально

одаренные дети

Творчески и художественно

одаренные дети

Спортивно

и физически

одаренные дети

Направления работы

Углубленная

Психо-лого-педа

одаренности ребенка.

Составление и

ведение балка данных данной группы одарен-ных детей.

Индивидуальное и групповое

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени одаренности ребенка.

Составление и ведение банка

данных данной

группы одарен ных детей.

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Работа НОУ

школы: разработка и внедрение индивидуальных программ.

Организация

и проведение

предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных

школьников.

Психолого-педагогическая

подготовка

учащихся

к городским,

региональным

и федеральным

олимпиадам,

конкурсам,

марафонам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей.

Тренинговые

занятия, направленные на развитие мышления

Привлечение

детей к работе

в органах

школьного самоуправления.

Привлечение

школьников

к организации

и проведению

декад, марафонов, конкурсов

и смотров.

Подготовка

конкурсам

и смотрам.

Другие мероприятия

Привлечение

детей к участию

в организации

и оформлении

школьных мероприятий.

Содействие

в реализации

школьниками

кружки и секции.

Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей

Подготовка

школьников

к соревнованиям

и марафонам городского, регионального и федерального

Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

Дополнительная работа педагогов по содействию развитию

потенциальных

способностей детей.

Подготовка

статей и других

публикаций

о достижениях

детей со спортивной одаренностью

Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической ди-агностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам.консультировать классных руко-водителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности» 1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка» 1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF2 А) 2 .

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра 3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

1 Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3 Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3 Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

Диагностика детской одаренности проводится в следующей после-довательности:

1. Первичная диагностика общих способностей (анкеты «Мои способ-ности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педа-гоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики , формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способ-ности», «Способности к обучению»), включаются в группу акаде-мически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), состав-ляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6,8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способ-ности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.

3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Получив сформированный банк данных с предварительными ре-зультатами, по мере необходимости уточняется степень и особенно-сти специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.

Так, напри-мер, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно уви-деть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также от-слеживать динамику развития этой одаренности.

На основе полученных в ходе психоло-го-педагогической диагностики данных формируется (постоян-но вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать систем-ную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сде-лать некоторые, важные конкретные выводы:

1. Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более ви-дам.

2. Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.

3. Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физи-ческая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здо-ровья детей уделяют первостепенное внимание.

4. Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуаль-ная одаренность, так как данный тип одаренности часто становит-ся результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы счита-ем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.

5. Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятель-ное проявление.

Методика формирования учебной успешности школьников

В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук) была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включаю-щая мониторинг по заданным нами направлениям, который оцени-вается по пятибалльной шкале.

Основными направлениями монито-ринга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.

1. Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (началь-ному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество бал-лов — 15.

2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Вы-ставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предме-там также по каждому периоду: входному, промежуточному, итогово-му. Максимальное количество баллов — 15.

3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня дос-тижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

♦ Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призово-го места.

♦ Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципально-го, регионального, федерального).

Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школь-ником результат в течение учебного года и умножается па коэффици-ент 3.

4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтап-ное движение от низших форм социализации индивида к высшим: со-циальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успеш-ность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому пе-риоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное коли-чество баллов —15:

1 — дезадаптирован;

2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);

3 — социально успешен (этап индивидуальной социализации, харак-теризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, опреде-ленными успехами в отдельных областях знаний и творческим само-выражением в референтной группе);

4 — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));

5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и са-моконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.

успешности

предметам

успешности

по предпо-

читаемым

предметам

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Промежуточный

Итоговый

Литература:

1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового воз-раста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

2. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Ра-бочая концепция одаренности. — М., 1998.

3. Титова С. В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. - СПб.: Питер, 2008г.

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1. Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе , в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 741 раз(a).