Эпоха реформации

Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и социально-политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир. В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

Причинами Реформации были:

1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

2) выдвижение индивидуализма;

3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).

Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и социально-политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в.

В Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир.

В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

Причинами Реформации были:

1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

2) выдвижение индивидуализма;

3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).


Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Предтечи Реформации

Джон Виклиф

Экономическое давление, помноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса .

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф .

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

Лютер на Вормсском рейхстаге

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом .

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером .

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны .

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский .

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся не только религией князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Реформация в Дании и Норвегии

Реформация в Швеции и Финляндии

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля.

Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестерасским, посвящённым в свой сан в Риме.

Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.

Реформация в Прибалтике

Реформация в Прибалтики началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Император германский низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела .

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Йоганн Бугенхаген, Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны .

Анабаптисты

После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.

Иоанн Лейденский на крещении девушек

Кальвинистская Реформация

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства.

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин .

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание и отвергал «Священное предание », резко критиковал схоластическое богословие , отстаивал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства». Идеалом для него была раннехристианская церковь. Он не признавал того, что нельзя было, на его взгляд, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. В критике обрядов католической церкви он шёл дальше Лютера. Главное богословское различие между ними состояло в разной трактовке причастия , носившей у Цвингли более рационалистический характер. Он видел в евхаристии не таинство , а символ, обряд , совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей .

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные .

Идеи Кальвина получили широкое распространении и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции .

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг. Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера , однако ни лютеранство, проповедовавшее верность сюзерену (которым для Нидерландов был испанский король), ни анабаптизм не получили в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения были реформатами. . Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся Нидерландской революции , которую помимо религиозного недовольства вызвала экономическая и национальная политика короля Филиппа II .

Реформация во Франции

Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х гг. XVI в. среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м гг. «Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны , закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма. »

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой в глубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В г. в составе следующего посольства был епископ Турку Паавали Юстен. Это посольство русским царём было сослано в Муром , где и пребывало в течение 2 лет.

В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы », где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, казнь проповедника Квирина Кульмана в конце XVII в.)

Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека , причём тот, отвергая положительную программу Лютера, согласен с ним по поводу оценки папства. К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в г.: «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати».

Контрреформация

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации . В итоге католическими остались Италия , Испания , юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия . В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой . Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания .

Карта показывает распространение Реформации и Контрреформации в Европе (не указаны Испания и Италия)

Необходимо заметить, что контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической Церкви Речь Посполиту.

Итоги Реформации

Вестфальский мир окончательно закрепил те изменения, которые произошли на карте Европы в результате Реформации, в том числе и существование новых государств. Больше значимых религиозных войн в континентальной Европе не велось. В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Реформаты же преобладали в Шотландии и Нидерландах, а так же нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

Представители небольших протестантских конфессий сохранились практически по всей Северной и Центральной Европе, однако часто они подвергались преследованиям как со стороны католических, так и со стороны протестантских государственных структур. В дальнейшем многие из них выехали в Америку или эмигрировали в Россию.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны Христианского Мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством Папы Римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Основное содержание лютеровской Реформации позднее было сжато изложено его сподвижником Филиппом Меланхтоном в «Аугсбургском вероисповедании» (1530 г.) и заключалось в идее возможности личного спасения одной только верой, признании условности папства и церковной иерархии, в утверждении равенства всех верующих в вопросах веры перед Богом, что нашло отражение в принципе «всеобщего священства». Суть его состояла в том, что каждый верующий может быть сам для себя и других священником, и никакого особого священного круга деятельности не существует, никаких преимуществ духовенство иметь не должно. Все это сильно сокращало дорогостоящую церковную бюрократию и культ, лишало церковников представления о собственной святости и неподсудности светской власти. Концепцию «новой церкви» Лютер дополнил учением о божественном предопределении всего сущего и иллюзорности свободы воли человека. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение «все от Бога», освободившее человека от тщетных и суетных переживаний о ходе и исходе его мирских дел и оставившее ему лишь одно - уповать на Господа и верить в свое спасение.

Лютер довёл эту мысль до утверждения, что спасение вообще не зависит от усилий человека, а целиком определяется одним только Богом. Ибо если было бы иначе, если спасение не было бы только благодатью Божьей, а его можно было заслужить, это порождало бы самоуспокоенность и самодовольство человека, влекло его к гордыне и отвращало от покаяния. По сути дела, здесь рождалась новая мировоззренческая и нравственная установка, проникнутая готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные человеку свыше, и отчаянным стремлением к внутренней чистоте и духовной стойкости в вере. Сохранить в душе образ Божий, не упасть духом, а делать свое дело методично и хорошо, несмотря ни на что и вопреки всему! И если такое действие без надежды на благополучный результат, совершаемое вовсе не ради него, а во имя своего человеческого долгажить по-божески, во имя укрепления веры, вдруг окажется действительно успешным, - это и будет явным знаком божественного благоволения и возможности спасения.

Поэтому фатализм протестантской этики не отрицал необходимости активных деятельных усилий, упорного систематического труда в рамках своего мирского призвания, как не отвергал он и приобретения в результате этой деятельности материального достатка и благополучия. Протестантская мораль лишь отрицает традиционную мотивацию такой деятельности - мужество и упорство, старание и прилежание, как и приобретаемые с их помощью благополучие и богатство необходимы не ради них самих, не ради развлечений, празднеств и веселого образа жизни. Они нужны для получения чувства удовлетворения от сознания собственного избранничества, гарантирующего будущее спасение.


История Реформации, великого движения, начавшегося в XVI веке и провозгласившего необходимость возврата христианства от вкравшихся в него языческих учений к учению Библии, принадлежит к одному из важнейших периодов мировой истории, знаменуя переход от Средневековья к Новому времени . Этот период дал нам то, что составляет лучшее среди достигнутого человечеством за весь его исторический путь. Понятие свободы совести, равенства людей вне зависимости от их религиозной, национальной, расовой принадлежности, равенства прав мужчин и женщин, защита малоимущих, детей, стариков и больных, демократические институты власти, - все это дала именно Реформация. Это могла дать только Реформация, поскольку она - единственное из всех исторических движений, которое основывалось на принципах возврата к евангельскому учению, внедрения его принципов в повседневную жизнь людей и государств. Единственное движение, четко провозгласившее, что без Бога и без Евангелия невозможно изменение к лучшему ни жизни отдельного человека, ни государства в целом.

Это движение привело к созданию нового направления в христианстве (наряду с католичеством и православием) - протестантизму, получившему такое название от протеста против слияния языческих учений с учением Библии, которое произошло в период средневековой церкви, и протеста против слияния церкви и государства, которое также произошло в дни Средневековья .

В нашей стране, в силу длительного господства государственной церкви, а затем атеистической идеологии, протестантские церкви, такие как лютеранская, кальвинистская, адвентистская, баптистская и пр., именовались пренебрежительно сектами, а их члены - сектантами, что приравнивалось к фанатикам и темным, необразованным людям.

При этом нигде не говорилось, что протестантизм является ведущей религией в Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США, Австралии, Канаде, - в ведущих, экономически и культурно развитых странах, население которых сектантским (то есть темным, экономически и культурно отсталым, бедным и фанатичным) уж никак не назовешь, в отличие от тех стран, где продолжала господствовать государственная церковь. Последняя продолжала придерживаться тех же принципов, что и в дни Средневековья, взращивая суеверия, темноту и фанатизм, ибо таким народом всегда легче править.

Учитывая вышесказанное, целью нашей работы стало изучение влияния евангельского учения на социально-экономическое, культурное и духовное развитие общества на примере истории Реформации и ее наследия.

Причины Реформации. Социально-экономический аспект

Помню, в далекие школьные годы, на уроках по истории средневековой Европы, нескончаемой чередой передо мной проходили крестьянские бунты, восстания и войны. Периодически мелькало слово «Реформация», но как-то вскользь, и все сводилось к разногласию между крестьянами и феодалами.

В то недавнее, сугубо атеистическое время многие исторические события освещались однобоко и куце, так, что долгое время не возникало никакого интереса к ним вернуться и разобраться, что же все-таки представляла собой Реформация, каковы причины ее возникновения и какой след она оставила в истории европейских государств, да и не только европейских. Думаю, что у многих читателей было похожее мнение и представление о тех событиях в далеком Средневековье.

Итак, что же собой представляла Реформация? Реформация (от латинского слова reformatio - исправление, преобразование, т. е. то, что включает в себя понятие «реформа») - это религиозное и общественно-политическое движение в средневековой Западной, Центральной и Северной Европе, охватившее все слои населения и быстро распространившееся на многие государства. Основной ее целью было реформирование средневекового христианства в соответствии с библейским учением.

Официальной датой начала Реформации признана на сегодняшний день дата 31 октября 1517 года, когда доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям церкви 95 тезисов, направленных против злоупотреблений церкви и, в частности, против продажи индульгенций . Но на самом деле, как мы увидим ниже, Реформация началась гораздо раньше и затронула все без исключения сферы жизни: экономическую, социальную, политическую и религиозную .

Нельзя обойти и еще одну из причин реформационного движения - борьбу между представителями только еще зарождавшегося капиталистического способа производства и феодального, на охране идеологии которого стояла средневековая церковь того времени, которая сама являлась крупнейшим феодалом-землевладельцем. Реформации предшествовало, как было указано выше, обострение классового, экономического и политического противостояния. В европейских странах господствовал феодализм, и подавляющая часть населения представляла собой крепостное, зависимое от феодалов, беднейшее крестьянство, практически абсолютно бесправное, так как в целях укрепления феодальной собственности на землю возрастало число крестьянских повинностей, при этом развитие крестьянских хозяйств не допускалось, что способствовало обнищанию крестьян .

В городах постепенно внедрялось и развивалось капиталистическое производство, в частности, по системе авансирования, что приводило к разрушению привычных принципов цехового ремесленного производства и росту, как бы мы сегодня сказали, безработицы. Крупные предприниматели скупали продукцию ремесленных цехов большими партиями на выгодных для себя условиях, авансируя ремесленников сырьем и денежными средствами.

Сами же ремесленники, на первый взгляд, свободные и самостоятельные, на самом деле были в полнейшей экономической зависимости от капиталиста, и сами когда-то свободные цеховые ремесленники превращались в наемных рабочих, подвергаясь усиленной эксплуатации, обнищанию и массовым увольнениям. Кроме того, продукция ремесленников облагалась непомерными, все возраставшими налогами, в то время как продукция монастырей подобными налогами не облагалась. В результате церковь богатела, расширяла земельные угодья, в том числе и в городах, и горожане, живущие в собственных домах, были объявлены на чужой земле и были вынуждены платить за эту землю огромные налоги в церковную казну. Таким образом, в городах быстро росла прослойка так называемого городского плебса, то есть, людей, лишенных, как и крестьяне, каких бы то ни было прав и будущего .

Все вышеупомянутое приводило к усилению недовольства крепостных крестьян и городского плебса. Политическая раздробленность государств, раздираемых нескончаемыми усобицами князей, растущие налоги, взимаемые князьями и духовенством, приводили к росту недовольства и бюргеров.

Росло недовольство и в дворянской среде: усобицы между крупными землевладельцами-феодалами приводили к разорению среднего и мелкого дворянства .

Возрастало во всех слоях населения и недовольство церковью, которая, с одной стороны, являлась крупнейшим земельным феодалом, как указывалось выше, а с другой - объявляла каждого без исключения человека «неспособным спасти свою душу». Тем самым она подчиняла себе все слои населения, светскую жизнь человека, светские учреждения и все сферы жизни государства в целом .

При этом политическое влияние церкви на жизнь государства и ее финансовая база были огромны, а раздробленность стран средневековой Европы и слабая централизованная власть только способствовали этому. Упомянутые претензии церкви вызывали ропот и возмущение и в среде крупнейших феодалов, в том числе и королей .

Все это привело к тому, что реформационное движение не только охватило, но и объединило все слои населения европейских стран. Оно нашло выход в образовании протестантских христианских церквей, призывавших к скромности, честности, экономной жизни, всеобщему широкому образованию граждан всех слоев населения, к укреплению национальных государств, свободных от церковного гнета, граждане которых были признаны равноправными и свободными перед Богом и обществом .

Протестантизм получил распространение в странах Западной, Центральной и Северной Европы в виде лютеранства, кальвинизма, цвинглианства и англиканства, а позднее - адвентизма, баптизма, которые и по сей день остаются самыми распространенными религиозными конфессиями США, Канады, Швеции, Германии, Великобритании, Норвегии, Дании, Швейцарии и Австралии.

Причины Реформации. Религиозный аспект

Великая Реформация самым коренным образом перестроила все основы жизни общества, и тем достижениям и свободам, которые есть у нас сегодня, мы обязаны именно ей. Необыкновенный успех Реформации вполне сопоставим с победным шествием раннего христианства в дни Римской империи, когда маленькая группа гонимых апостолов сокрушила мощь языческого мира, так и проповедь скромных реформаторов сокрушила необъятную мощь средневековой церкви.

Этому необыкновенному своему успеху Реформация, помимо отмеченных выше социально-экономических причин, в первую очередь была обязана следующим основным факторам.

Во-первых, страшные злоупотребления средневековой церкви и особенно - торговля индульгенциями, ставшая последней каплей, вызвали протест практически всех слоев населения. Вместо этого Реформация предложила людям чистое учение Евангелия без человеческих преданий и злоупотреблений .

Во-вторых, постоянный гнет, осуществляемый церковной инквизицией, и система постоянной слежки довели терпение людей до предела. Вместо этого Реформация провозгласила принципы свободы совести и равенства людей пред Богом .

В-третьих, непомерные претензии духовенства вызвали недовольство значительнейшей части князей и герцогов. Реформация взяла курс на отделение церкви от государства, утверждение крепких национальных государств .

В-четвертых, система средневековой церкви пресекала всяческое стремление к знаниям, в то время как Реформация провозгласила необходимость самого широкого просвещения для всех слоев населения .

Но необходимо подчеркнуть, что основная причина зарождения Реформации была духовная: люди наконец-то узнали долго скрываемую истину, что Бог есть Спаситель, а не только Судья, стремящийся наказать и покарать. Им открылось, что можно общаться со Христом и получать Его любовь и благодать помимо церковной организации. Власть же церкви зиждилась на том, что в ее руках находится единственный путь спасения людей .

В рамках одной статьи мы, безусловно, не можем представить все достижения, которые принесла Реформация всему миру, но это и не является нашей задачей, поскольку ее рассмотрению посвящены десятки капитальных трудов. Поэтому мы ограничимся лишь рассмотрением базовых завоеваний, которые дала Реформация, четко продемонстрировав, что вера - это не просто отвлеченное понятие, но что она коренным образом меняет и жизнь всего общества во всех его сферах, и жизнь отдельно взятого человека .

«О духе и цели евангельского протестантизма лучше всего говорил апостол Павел в своем Послании к галатам: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Христианская свобода - такое бесценное благословение, что никакие злоупотребления не могут оправдать возвращение в состояние духовного деспотизма и рабства. Но только те, кто наслаждался ею, могут правильно ее оценить.

Реформация сначала была чисто религиозным движением. Она показывает нам поразительный пример всепроникающей силы религии в истории. Она началась с вопроса: «Что должен сделать человек, чтобы спастись? Как грешник может быть оправдан перед Богом и успокоить свою тревожную совесть?» Реформаторы прежде всего заботились о спасении души, о славе Христа и о победе Его Евангелия. Они гораздо больше думали о грядущем мире, чем о теперешнем. Все политические, национальные и литературные интересы они подчиняли религии.

Однако реформаторы не были монахами. Они были живыми людьми, которые жили в «живое» время. Они были не пессимистами, а оптимистами, людьми действия, а не только мыслителями, искренними, сильными, полными надежды, свободными от эгоистичных мотивов и целей, исполненными веры и Святого Духа, соравными всем своим предшественникам со времен апостолов. Из центра, находившегося в религиозной жизни, они оказали влияние на все стороны человеческой жизни и деятельности и дали мощный импульс развитию политической и гражданской свободы, богословия, философии, науки и литературы.

Реформация устранила препятствия, которые средневековая церковь поставила между Христом и верующим. Реформация открыла путь к непосредственному союзу со Христом, как единственным Посредником между Богом и человеком, и сделала Его Евангелие доступным для каждого человека, устранив необходимость заручаться позволением священников. Реформация была возвращением к неискаженному человеческими преданиями Слову Божию, и по этой самой причине - великим достижением. Это было возрождение изначального христианства, и в то же время - его более глубокое понимание и применение, чем когда-либо прежде.

У Реформации есть три фундаментальных принципа: превосходство Писания над преданием, превосходство веры над делами и превосходство христианского народа над священством. Первый принцип может быть назван объективным, второй - субъективным, третий - общественным или церковным.

Все они сводятся к одному принципу - церковной свободы или свободы во Христе. Окончательная задача евангельского протестантизма - привести каждого человека к живому союзу со Христом как единственным и вседостаточным Господом и Спасителем от греха и смерти» .

Реформация и образование

Великая Реформация сокрушила несколько основных препон, стоящих на пути просвещения и прогресса.

Во-первых, схоластическую систему образования средневековой церкви. Систему, которая зиждилась на языческих и суеверных принципах, которая выступала против получения каких-либо знаний .

Во-вторых, Реформация, отвергла принцип противопоставления науки и веры, который отстаивала средневековая церковь. Реформация, основываясь на Библии, показала, что наука нисколько не противоречит вере, напротив, новые научные открытия раскрывают мудрость устроения Вселенной и величие ее Создателя .

В-третьих, Реформация, провозгласив равенство всех людей перед Богом, вне зависимости от их социального, расового, гендерного или национального положения, открыла равные возможности всем для получения образования .

В-четвертых, Реформация сокрушила средневековые суеверия и показала полную антинаучность астрологии, хиромантии и других проявлений оккультизма. Она провела четкую грань между наукой и псевдонаукой .

В-пятых, Реформация провозгласила, что каждый человек должен знать и читать Библию, а для этого требуется получение образования .

Благодаря всему этому уже в ближайшие годы после начала Реформации открываются новые университеты, а обучение в прежних претерпевает полное изменение и переход со схоластической системы на подлинно научную. Плодом этого явилось поступление в университеты талантливых детей бедноты, о чем раньше нельзя было и подумать, и совершение великих научных открытий. Практически каждая современная наука получает свое подлинно научное рождение именно в эти годы.

Прямым следствием Реформации становится и массовое открытие школ, а точнее - основание обязательной системы образования. У истоков ее создания стоят выдающиеся педагоги-реформаторы, базировавшие свои труды исключительно на принципах Библии. Одним из самых выдающихся их них был Ян Амос Коменский (1592-1670), которого с полным правом называют отцом современной педагогики.

Последний в своих трудах писал: «Все люди, которые только родились, - произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя науку, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей» .

«Что бы ни изучало христианское юношество после Священного Писания (науки, искусство, языки и пр.), - все должно изучаться в подчинении Писанию, а именно, чтобы юношество могло заметить и точно увидеть, что все есть чистая суета, если оно не относится к Богу и будущей жизни» .

«Итак, следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах» .

Об этом он писал в то время, когда понятие нравственности практически сошло на нет, религиозность сводилась к выполнению определенных обрядов, а вера в Бога была заменена темными суевериями.

Этому Коменский и другие протестантские реформаторы-педагоги придавали первостепенное значение, ставя его в основу всей системы образования и подчеркивая, что подлинно образованным, грамотным членом общества, приносящим ему действительную пользу, может быть только глубоко верующий человек с высокими моральными принципами.

Реформация и медицина

Исследуя влияние Реформации на развитие медицинской науки, мы можем выделить несколько основных положений.

Реформация привела, как мы указывали выше, к крушению средневековой системы образования, зиждившейся на схоластике, суевериях и противопоставлении науки и религии, что дало принципиально новое направление в медицине и отказу от лечения заговорами, «зубами дракона», «настойкой лунного света» и т. д. .

Реформация способствовала учреждению университетов с подлинно научной программой обучения и внедрению широкой системы школьного образования, что существенным образом повысило общий уровень грамотности населения и возможности подготовки квалифицированных медицинских кадров .

Реформация привела к созданию экспериментальной медицины, бурному развитию анатомии и физиологии, которые преследовались в средневековье инквизицией, заложив тем самым фундаментальную базу для исследования патологических состояний.

Реформация способствовала подлинно научному рассмотрению понятия болезни, отказавшись от темных средневековых понятий в ее развитии - роли звезд, сглаза, проклятий и пр. и выработке на основании этого принципов патогенетической терапии тех или иных заболеваний .

Реформация заложила принципы психосоматической медицины, говорящей о неразрывности психоэмоциональных особенностей человека, его характера, социального окружения с течением того или иного заболевания.

Именно в странах, принявших учение Реформации, были основаны первые подлинно научные медицинские факультеты университетов, первые государственные больницы.

И по сей день страны, принявшие Реформацию, обладают лучшими в мире высшими учебными медицинскими учреждениями и клиниками, а государство в значительнейшей степени, если не полностью, участвует в страховании граждан.

Реформация и семья

Основой любого общества является семья, названная метко «ячейкой общества». Именно от устоев, принятых в семьях, в конечном счете зависит состояние и особенности всего общества, а значит, и государства. К сожалению, средневековая церковь, проповедуя внешнюю форму святости и целомудрия, практически разваливала, как это ни парадоксально звучит, сам институт семьи .

«Реформация изменила моральный идеал, возвысила семейную и обществен­ную жизнь. Средневековый идеал благочестия - это бегство от греховного мира, а современный идеал - его преобразование. Образцовый святой средневековой церкви - это монах, далекий от удовольствий и обязанностей общества… Образцовый святой евангельской церкви - это свободный христианин и полезный гражданин общества, который демонстрирует свое благочестие, исполняя общественные и семейные обязанности, и стремится освятить устроения человеческой природы. Первый старается победить мир, убегая от его искушений, но, в конечном итоге, не может убежать от плоти, мира и дьявола в собственном сердце. Второй побеждает мир, преображая его. Первый воздерживается от брачного пира, а второй посещает его и превращает воду в вино. Первый избегает женщины как искушения, а второй относится к ней с расположением сердца и отражает в своем браке святой союз Христа с Его Церковью. Первый стремится достичь целомудрия через воздержание, а второй проявляет его в своей семье. Первый отказывается от всякого земного имущества, а второй пользуется им на благо ближним. Первый ждет счастья небесного, а второй уже счастлив на земле, делая счастливыми других. Ежедневные обязанности и испытания семейной и общественной жизни - это более достойная школа моральной дисциплины, нежели монашеское безбрачие и нищета. Добродетели и милосердие женщины служат необходимым дополнением к добродетелям мужчины и формируют его характер. Исключения есть, но они только подтверждают правило» .

Таким образом, были созданы все базовые условия для успешного развития общества и проведения ключевых реформ.

Реформация и гражданские свободы

Соответственно библейскому учению, Реформация коренным образом меняет одну из основ средневековой церкви, которая делила всех людей на святой образованный клир и греховный, невежественный в духовных вопросах, мир, который должен быть полностью подотчетен клиру. «Общественный или церковный принцип протестантизма - это всеобщее священство верующих, в отличие от особого священства, которое считается посредником между Христом и мирянами.

Средневековая церковь - это элитарная иерархия. Мирянам она оставляет позицию пассивного послушания. Епископы - это наставляющая и правящая церковь. Они одни составляют собор или синод и обладают исключительной законодательной и административной властью. Миряне не имеют права голоса в духовных вопросах. Они не могут даже читать Библию без разрешения священника, который владеет ключами от небес и ада.

В Новом Завете каждый верующий назван святым, священником и царем. «Все христиане, - говорил Лютер, - воистину духовны, и между ними нет разницы, кроме занимаемых должностей. Апостол Павел говорит, что мы - это одно тело, хотя каждый член выполняет свою работу, служа другим. Это потому, что у нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, и все мы - в равной мере христиане; ибо только крещение, Евангелие и вера делают людей духовными, христианами». И еще: «Вера делает людей священниками, вера объединяет их со Христом и наделяет их Святым Духом, через Которого они исполняются святой благодати и небесной силы. Это внутреннее помазание, это елей, который лучше любого елея, когда-либо исходившего из сосуда епископа, наделяет их не только именем, но и природой, чистотой, властью священников; в этом помазании - все, что приняли верующие во Христа».

Этот принцип делает мирян активными сотрудниками в руководстве и управлении церковью. Они получают право голоса при избрании пастыря. Каждый член общины становится полезен для общего дела в зависимости от своего особого дара. Этот принцип - источник религиозной и гражданской свободы, которые процветают в большинстве протестантских стран. Религиозная свобода порождает свободу гражданскую. Всеобщее священство христиан законным образом провозглашает их всеобщую царственность, не­зависимо от того, живут они в монархии или в республике.

Благой эффект этого принципа проявился в распространении знаний о Биб­лии среди мирян, в народных гимнах и в пении общины, в появлении старей­шин-мирян, в благочестивом устремлении городских властей к нравственному усовершенствованию общества и к всеобщему образованию» .

«Реформация была великим актом освобождения от духовной тирании и вос­становлении священных прав совести в вопросах веры. Смелое выступление Лютера на Вормсском рейхстаге, перед лицом папы и императора, - одно из величайших событий в истории свободы, и его красноречивое свидетельство будет звучать в веках. Чтобы сокрушить власть папы, который называл себя и считался зримым наместником Бога на земле и владел ключами от царства небесного, требовалось больше моральной смелости, чем для того, чтобы выдержать тысячу битв, и скромный монах сделал это силой своей веры.

Если в последнее время развивалась гражданская и религиозная свобода, то этим мы в значительной степени обязаны вдохновляющему и героическому поступку Лютера» .

И сегодня наиболее демократические страны - это протестантские страны: Германия, США, Канада, Великобритания, Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия. В них человек наиболее защищен.

Реформация и экономическое процветание

Великая Реформация нанесла смертельный удар по феодальной системе средневековой Европы, которая деятельно оберегалась средневековой церковью и которая своим авторитетом освящала феодальные порядки. Средневековая церковь была заинтересована в феодальных отношениях потому, что, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель, замков, крепостей, сотнями тысяч крепостных крестьян. Во-вторых, феодальная система поддерживала раздробленность каждого из европейских государств, а это было очень выгодно церкви, так как сильная власть могла выступить ей конкурентом. В состоянии же феодальной раздробленности было намного легче манипулировать на несогласиях герцогов, королей и баронов .

Но эта же самая феодальная раздробленность поддерживала постоянные войны между странами, препятствовала развитию экономики, усложняла торговлю.

И вот Реформация, сокрушив необъятную власть средневековой церкви, с одной стороны, широко открыла двери для просвещения, следовательно, для научных открытий, а с другой - нанесла смертельный удар феодальной раздробленности, открыв тем самым двери для построения полноправных, единых, крепких, с Конституциями, базирующимися на принципах Библии, национальных государств с твердой развивающейся экономикой .

И история действительно четко показывает, что наиболее стабильными странами (как в политическом, так и экономическом отношении) являются страны, принявшие протестантизм. Они лишены революций, социальных потрясений, поскольку основаны на принципах демократии и обеспечения благосостояния своих граждан, а отсутствие этих принципов ведет к социальным потрясениям. Особенно ярко это видно при сравнении стран Северной Америки (США, Канада), принявших протестантизм и создавших на его основе свои Конституции, и стран Латинской Америки, не принявших протестантизм.

Выводы

Великая Реформация, основанная на принципах Евангелия, привела к падению феодального строя, ликвидации феодальной раздробленности, института инквизиции, средневековой системы образования, зиждущейся на принципах схоластики, отделению церкви от государства и лишению ее политической власти, крушению средневековых медицинских представлений, основанных на суевериях и оккультизме.

Великая Реформация способствовала развитию и прогрессу экономических отношений, построению сильных национальных государств, коренной перестройки системы образования и ее построению на подлинно научных основах, возможности получения образования вне зависимости от социального положения, ликвидации дискриминации по расовому, национального и гендерному признакам, уничтожению института рабства, обретению гражданских свобод, бурному развитию науки и техники, повышению морального уровня общества, укреплению института семьи.

Очевидна прямая связь между принятием Евангельского учения, внедрением его в повседневную жизнь и социально-экономическим, культурным и моральным процветанием общества.

Список использованной литературы

    Аристотель. Сочинения. В 4 т. // Под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанского, А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. - М., 1975−1984.

    Всемирная история. В 24 т. - Минск: Литература. 1996−1997.

    Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996.

    Гонсалес Х. История христианства. В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2005.

    Григулевич И. Р. Инквизиция. - М.: Политиздат, 1985.

    Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Просвещение. 1981.

    Иегер О. Всеобщая история. В 4 т. - СПб.: Изд-е А. Ф. Маркса, 1904.

    История средних веков. В 2 т. / Под. ред. Е.А. Косминского. - М., 1952.

    Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. - М.: Изд-во Рос. Гос. Гум. Унв-та. 1999.

    Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз. 1939. Т. 1.

    Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

    Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. - СПб.: Полигон, АСТ, 1999.

    Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат. 1986.

    Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2 т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.

    Лютер М. 95 тезисов. - Спб.: Роза мира. 2002.

    Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ Богомыслие. 1994.

    Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие. 1998.

    Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. - ФРГ, Biefild: GBV. 1994.

    Опарин А. А. Сардис: город золота. - Харьков: Факт. 2014..

    Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция. - М., 1897.

    Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. - СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1890-1891.

    Таксиль Л. Священный вертеп. - К.: Политиздат, 1985.

    Цвингли У. Истолкование и обоснование тезисов или положений. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Объяснение христианской веры. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Богословские труды. - М.: Икар. 1999.

    Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. - СПб.: Библия для всех, 2008-2010.

    Шлоссер Ф. Всемирная история. - СПб.: Типография И. Огризко, 1862.

Алексей Опарин для журнала « Обзор мировых вопросов »