Государство как главный институт политической власти. Реферат: Государство как основной институт политической системы

1. Государство – основной политический институт, причины его

возникновения.

2. Сущность, признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

6. Понятие и сущность гражданского общества.

Государство – основной политический институт, причины его возникновения.

Политические институты – это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения. Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Государство – это основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными из них являются:

· углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

· возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – считал В.И.Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы ".

Немарксистские научные направления не абсолютизируют роль частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

· демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. С ростом численности и плотности населения происходил переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

· антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

· психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные формы до государственного общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

· завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В политологии выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность, признаки и функции государства.

Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную В зависимости от основы сложились три подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение проблем общества, регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы;

3) политико-правовой или организационно-структурный подход , исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение государства:

Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная (предопределённая) его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Признаки государства. Основными элементами государства являются: территория, население, публичная власть.

1. Территория государства составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

3. Публичная власть является важным, отделённым от общества атрибутом государства. Такая власть персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

4. Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

5. Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

6. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

7. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Правовая функция – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе.

Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция – внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции государства составляют:

· защита интересов данного государства на международной арене;

· обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

· участие в международном разделении труда.

Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

Термин «государство» вошёл в политику и науку с середины XVI – XVII вв. Им стали обозначать государственные образования, которые ранее именовали «княжествами», «королевствами», «империями», «республиками» и т.д. К началу XVIII в. понятие «государство» распространилось по всей Европе и прочно вошло в политическую практику.

Государство – это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Существует несколько концепций происхождения , природы и социального назначения государства.

1. Теологическая концепция , в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Концепция получила теоретическое обоснование в одной из работ английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. В соответствии с ними возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.

5. Теория «насилия» или «захвата» . Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и многие другие.

27. Признаки, сущность и функции государства Современное государство имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают четыре важнейшие элементы государства:

1 . Территория это физическая, материальная основа государства. Как признак государства территория: нераздельна ; неприкосновенна (это находит свое выражение в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства); исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2 . Население (народ) как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Целостность народа , т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием стабильности государства. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному и иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (подданства). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

3. Суверенная власть является определяющим элементом государства. Суверенитет (от лат. super – над) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.

Будучи суверенной, государственная власть: универсальна , распространяется на все население, общественные, политические и другие организации; обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей ; имеет право легитимного насилия путём применения исключительных средств воздействия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.).

4. Наличие органов государственной власти . Государство представляет собой особую организацию публичной политической власти , обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, осуществляющих управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти .

Государство как важнейший общественный институт обладает рядом исключительных прав :

Правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

Правом использования специальных средств воздействия на населения (легитимный аппарат принуждения и насилия);

Правом принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность

Функции государства. Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

Функции государства это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. В современном политическом мире можно обобщить и классифицировать функции государства следующим образом:ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ: Политическая функция

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста и осуществления санкций по обеспечению макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума и состоит в удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании, поддержке социально незащищенных групп населения. Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

ВНЕШНИЕ: Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.

Дипломатическая функция: реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществление внешней торговли, участии в международных организациях.

28. Формы государственного устройства Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства» .

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим .

Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:

Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

Единая система высших органов государственной власти;

Единое гражданство;

Централизованная судебная и правовая система;

Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью , их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации ), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью . Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:

Единое социально-экономическое пространство;

Единая валютно-денежная система;

Федеральное гражданство;

Федеральная конституция;

Федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

Наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

Субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

Конфедеративные союзы, как правило, либо предшествуют образованию федераций, либо распадаются на ряд суверенных государств, когда достигнуты или утратили актуальность цели объединения. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.


Похожая информация.


Выводы об определяющем влиянии государства на политиче­скую систему общества, содержащиеся в теории государства, отли­чаются самым общим характером, служат предпосылкой для более предметного рассмотрения этого вопроса.

Прежде всего отметим, что понятия «государство» и «политиче­ская система общества» соотносятся как часть и целое. С этой точки зрения государство выступает в качестве основного средства осу­ществления государственной власти. Его назначение состоит в организации управления обществом, принятии управленческих решений в масштабе страны. Никакой другой элемент политиче­ской системы таким свойством не обладает. Это обстоятельство придает государству статус центрального института политической системы. Соответственно, государство прежде всего отличается тем, что обладает сложной структурой, располагает специальным аппа­ратом управления, законодательными, исполнительными, судеб­ными и контрольно-надзорными органами, т. е. особой публичной властью. Таких разветвленных, всеобъемлющих управленческих и иных органов у других элементов политической системы (партий, общественных движений и др.) нет.

Только государство может издавать обязательные для исполне­ния индивидами и организациями правовые акты, содержащие нормы права. Так, с позиции права, процесса демократического общества государство координирует деятельность иных элементов поэтической системы (политических партий, других общественных организаций, действующих в политической сфере),

В этом контексте отметим особую роль законодательных орга­нов государства. На законодательном уровне принимаются норма­тивные правовые акты, определяющие правовое положение и меха­низм действия основных элементов политической системы, В их числе следует назвать федеральные законы «Об общественных объединениях», «О профсоюзах», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О политических партиях» и др.



Государство имеет значительную экономическую основу для своей практической деятельности. Известно, что в собственности российского государства находятся целые отрасли промышленно­сти. учреждения финансово-кредитной системы и др. Государство наделено правом сбора денежных средств с населения и организа­ций (налоги, займы и т. д.).

Относительно характеристики государства как основного элемента политической системы общества необходимо отметить, что оно обладает суверенитетом , т. е. верховенством государствен­ной власти внутри страны и независимостью ее вне страны. Суве­ренная власть понимается как власть верховная, независимая, неде­лимая, неотчуждаемая, всеобщая. Политические партии и другие элементы политической системы таким суверенитетом не обладают.

Существенно и то, что государство концентрирует все многооб­разие политических интересов граждан, общественных объедине­ний, регулируя явления политической жизни через призму обще­обязательности. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категории и групп граждан в поли­тической системе, то государство выражает всеобщую валю. Именно в этом качестве государство играет особую рать в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

К тому же, как отмечалось, максимальная концентрация в руках государства власти и ресурсов позволяет ему решающим образом влиять на социальные процессы, на их изменения. Сказанное подтверждает, что именно государство выполняет основной объем деятельности по управлению, оказывает упорядочивающее регулирующее воздействие практически на все основные сферы жизни общества (экономическую, социальную, полити­ческую).

В рассматриваемом аспекте российское государство выполняет и иные политико-правовые функции, а именно:

Устанавливает правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;

Осуществляет регистрацию общественных объединений, по­литических партий, религиозных организаций;

Привлекает к участию в делах государства (например, в период избирательных кампаний) общественные объединения и политиче­ские партии, органы местного самоуправления и трудовые коллек­тивы;

Осуществляет надзор за законностью деятельности обще­ственных объединений и других компонентов политической си­стемы;

Применяет меры государственного принуждения к обще­ственным объединениям и иным элементам политической системы общества, нарушающих режим законности и посягающих на права и свободы граждан, организаций и иных лиц 1 .

Как видим, по сути, государство - стержневой элемент поли­тической системы, так или иначе объединяющий все остальные ее составляющие (партии, общественно-политические объединения и др.).

В рассматриваемом аспекте значимо и то, что государствен­ная власть свои властные предписания распространяет на все об­щественные, в том числе политические, организации; она обла­дает прерогативой отменять любые решения всех иных обществен­ных властей, политических структур, если они будут противоре­чить предписаниям законов, Конституции РФ - основному закону страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Политические партии, общественные движения, общественные организации (профсоюзы и др.) решают локальные по содержанию и по объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Следовательно, особая роль государства в политической систе­ме российского общества предопределяется его особыми каче­ственными признаками, отмеченными выше.

К тому же государство отличается следующими свойствами:

Выступает в качестве единственного официального предста­вителя всего народа, объединяемого в пределах его территориаль­ных границ по признаку гражданства;

Выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами;

Имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т. п.), обеспечивающие оборону, территори­альную целостность и безопасность страны;

Определяет главные направления развития общества. Пределы самостоятельности современного российского госу­дарства по отношению к политическим партиям, политической си­стеме общества в целом в настоящее время предопределены Кон­ституцией РФ, иными федеральными законами, включают воз­можность действовать в органической взаимосвязи с гражданами, их общественными формированиями. По-видимому, одной из проблем юридической науки является поиск новых подходов для обоснования теоретических основ более оптимального взаимодей­ствия государства и иных элементов политической системы в со­временной России.

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной политологии занимались исследованием проблем государства. В итоге сформировалось политологическое понятие сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.

Очень важной характеристикой государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Наличие социальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.

Не менее важной характеристикой государства считается монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).

Государство характеризуется также наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка на всей своей территории. Право закрепляет определенную государством систему норм и отношений.

Относительное постоянство – еще одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной характер, действие юридического порядка на конкретной территории в конкретное время.

Среди основных характеристик государства важную роль играют экономические. Например, только государство может устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В противном же случае может произойти обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.

Налоговую политику в нашей стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться задача совершенствования налоговой службы, так как очень большой процент налогов государственная казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных кадров для налоговой инспекции и полиции.

Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки зрения международного права и политического аспекта в целом имеют составляющие его элементы – территория, население и власть. Без этих элементов государство не может существовать.

Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Как свидетельствует история, именно территориальные споры и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.

Государственная территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой небольшие территориальные образования.

Второй важный элемент государства – население, то есть народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Здесь проблема заканчивается в том, что государства могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп. Опасность межнациональных конфликтов заключается в том, что они часто ведут к сепаратизму и даже к распаду многонациональных государств. Не может быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.

Третьим составляющим элементом государства выступает государственная власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже сказано, поэтому отметим только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.

Основной порядок организации жизни государства, и в частности политической, закреплен в его конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные конституции. Конституция считается признаком государственности. В нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.

В итоге рассмотрения характерных черт, элементов, целей и задач государства можно дать более полное определение данного понятия. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции – оборона страны, защита ее интересов на международной арене.

Структурно государство складывается из высших законодательных органов власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).

Таким образом, мы рассмотрели сущность государства как политического института с точки зрения его сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.

2. СМИ и политика

Роль коммуникаций в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика не возможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективных характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии т. п.) и координацию деятельности людей и организации. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или массмедиа.

Что такое СМИ? СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передачи или статье.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- или звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенное изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.

Функции СМИ. Они разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая массмедиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и др. подобные сообщения) носят политических характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечивать систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, университетов и т.п. И все же массмедиа в значительной мере влияют на восприятие человеком политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля . Эту функцию в политической системе осуществляют не только массмедиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта (объектом внимания массмедиа могут быть и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ).

Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования интеграции политических субъектов . Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имею такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросы с других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная , проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная – обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения .

СМИ и демократия. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Массмедиа являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала.

Хотя демократия невозможна без СМИ, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они признаны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом.

3. Политическое учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225–1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета.

В произведении «О правлении владык» Фома Аквинский, отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека, прежде всего, как общественное существо, понимая общество органическим образом. Общественное целое выступает для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие занимается соответствующими обязанностями. К физическому труду привлечено большинство людей, к умственному труду – меньшинство. Духовные пастыри общества – это служители церкви. Государство Аквинский рассматривал как божественное установление, главная цель его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены общества вели себя доброжелательно и т.п.

Фома Аквинский различал пять форм государственного устройства, лучшей из которых признавал монархию. Однако если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный источник. При этом Фома признает право народа на выступление против главы государства лишь в том случае, когда его деятельность противоречит интересам церкви.

4. Раскрыть: легальность, унитарное государство, суверенитет

Легальность – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию. 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей.

Унитарноегосударство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Введение


Государство является основным интригующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Термин «государство» употребляется, как правило, в двух основных значениях. С одной стороны под государством понимается та или иная страна, народ, например, российское государство, французское государство, китайское государство и т.д., отождествляя каждое из них с тем или иным обществом, его социальной организацией.

Такая трактовка государства долгое время была основной. И только в XVIв., благодаря трудам Н. Макиавелли, который использовал термин stato (от лат. Status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Государство изучается рядом общественных наук: правоведением, политической историей, социологией, философией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.

В политической науке государство определяется как орудие власти класса, нации, общества, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Можно, к примеру, использовать следующее определение государства.

Под государством понимается особый институт, обладающий верховной властью на определенной территории и обеспечивающий там определенный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.


1. Происхождение государства


Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

) теологическая (религиозная) - происхождение государства есть результат деятельности богов.

) патриархальная (основатель Конфуций) - государство рассматривается как большая семья, во главе которой стоит отец-патриарх, который заботиться о поданных и действует от имени всех

) психологическая (основатель Цицерон) - государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению

) концепция общественного договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) - природа государства во всеобщем примирении людей (страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане)

) органическая концепция (создатель Спенсер) - государство рассматривается как произведение сил природы

) гидравлическая - возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация)

) концепция инцеста - связана с запретом кровосмешения

) марксистская теория - основывается на возникновении семьи, частной собственности, классов, а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.


Признаки и функции государства


Государство имеет обязательные признаки:

) территория (составляет физическую и материальную основу государства)

водное пространство

воздушное пространство

) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

) население - совокупность людей, проживающих на данной территории

) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)

) монопольное право на применение принуждения

) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения

) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения

Дополнительные признаки:

) единый государственный язык как средство общения;

10) единая оборонная внешняя политика;

11) единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Основные функции государства:

) внутренние - имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач

социальная функция

экономическая

идеологическая

организаторская

правовая

политическая

культурно-воспитательная

образовательная

) внешние

функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования

развитие равноправных отношений в другими странами

участие в международном делении труда и интеграции

защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами

защита от военной и экономической экспансии

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.


Органы, исполняющие внутренние функцииОрганы, исполняющие внешние функцииорганы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. министерство иностранных дел; вооруженные силы; разведка; органы межгосударственных отношений; органы иновещания.

Правовое государство, гражданское общество и социальное государство


Правовое государство - это тип государства, который последовательно воплощает принципы конституции и ограниченного в своей деятельности нормами права и развитым социальным контролем.

Правовое государство - это такое государство, которое подчинено нормами права, установленными демократическим путем.

Для формирования правового государства необходимы определенные условия:государство политическая власть

разделение и баланс властей

установление пределов концепции властей

политический плюрализм

подзаконность власти и управления

конституционный надзор

широкое местное самоуправление

Право - система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений, распространенных на все сферы жизни. Нормы права являются юридическим выражением и закреплением отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, в сфере материального свойства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, испытывают влияние исторических традиций.

Понятия государство и право. Государство - организация политической жизни, выраженная в конкретных органах. Право - регулятор общественных отношений, т.е. состоит из норм и правил поведения. Государство и право являются тесно связанными между собой феноменами.

Право - орудие государства, без норм государство не обходится. С помощью норм права господствующие социальные группы выражают свою волю, т.е. право - возведенная в закон воля господствующего класса, являющаяся средством организации госвласти. Посредством юридических норм государство осуществляет свои функции, решения обязательные для всего населения. Существование самого права невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства. Государство конкретизирует их в индивидуальных актах.

Правовое государство имеет ряд признаков:

приоритет права личности

равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством

сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется законами и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан

верховенство закона и действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»

социальной основой является гражданское общество

суверенитет народа (народ является источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер)

верховенство закона, законы правового государства опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой

незыблемость свободы личности, его прав, чести и достоинства

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод личности

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом.

Гражданское общество - общество, в котором имеются и расширяются области свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Гражданское общество имеет свою структуру, в которую входят:

) субъекты гражданского общества - социальные институты: семья, школа, церковь, СМИ, правотворческие, политические и иные общественные объединения граждан

) отношения (горизонтальные, не властные, добросовестные ассоциации, связи и взаимоотношения граждан и их объединения в сфере экономических, социальных, духовных и культурных отношений

) культура - правовые нормы, сложившиеся традиции и стереотипы в деятельности сферы свободного волеизъявления граждан, т.е. политическая культура

Характерные признаки гражданского общества:

) гуманизм и стабильность социальных отношений

) правовая защищенность граждан

) высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности

) политический плюрализм (наличие различных идей)

) эффективный социальный контроль со стороны гражданского общества над институтами власти

Эффективное гражданское общество может быть сформировано при наличии определенных условий:

равноправие всех форм собственности

многоукладная рыночная регулируемая экономика

создание условий для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан

равноправие различных социальных групп, слоев, классов и общностей

справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между социальными слоями

наличие определенного среднего класса, удельный вес которого более 50%

реальные гарантии прав и свобод личности, обеспечивающие равный доступ к участию в государственных и общественных делах

верховенство права, разделение властей

политический плюрализм

обязательная выборность всех представительных органов власти

свободное идейное самоопределение граждан

рационализм

политическое отношение к действительности

открытость и способность к принятию иного опыта

Социальное государство - это демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующую достойные условия для жизнедеятельности и свободы развития личности. Оно осуществляет политику, направленную на обеспечение благосостояния всех граждан, поддержку социально слабых групп населения. Для утверждения в обществе принципов социальной справедливости социальное государство должно обеспечивать:

) движение к утвержденной социальной справедливости

) ослабление социального неравенства

) предоставление каждому работы или иного источника существования

) сохранение мира в обществе

) формирование для человека благоприятной жизненной среды

Социальное государство должно основывать на:

) высоком уровне экономического развития

) демократической политической системе

) компромиссе основных политических сил относительно путей и целей развития общества

) реализации идей социального партнерства

) повышении регулирующей роли государства


Заключение


Государство является основным институтом политической системы в обществе. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление. В широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично - властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом.

Государство осуществляет контроль и регулирование во всех сферах общественно деятельности, формирует основания и условия политической власти в стране. Государство - средоточие политической активности для всех общественных организаций и отдельных индивидов.

Государство осуществляет политическое управление обществом. Это одна из основных функций государства. Кроме того, государственные органы н6а основе законодательных актов задают ритм политического процесса в обществе, характер властных отношений, ориентирует политическую деятельность общества на конфликтное или стабильное развитие государства и общества.

Государство также формирует условия существования и порядок функционирования политической системы в обществе. Органы государственного управления являются центром контроля и управления деятельностью политических партий, общественных объединений разного рода, отдельных индивидов, стремящихся активно участвовать, в политической системе осуществляется, главным образом, государством.


Список литературы


Василенко И.А. Политология: учебник для вузов, 2010.

Кулаков В.В., Каширина Е.И. Политология, 2011.

Ланцов С.А. Политология, 2011.


Теги: Государство как главный институт политической власти Реферат Политология