Современные проблемы науки и образования

«Роль педагога в создании развивающей предметной среды ДОУ»
Рахманова Н.П.- заведующий ДС, Бартошевич Т.И. – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

ДС №140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада»,

445042 г. Тольятти, ул.Свердлова, д.36

e-mail: [email protected]
Аннотация.

В тезисах представлены организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в создании развивающей предметной среды через организацию работы творческой группы и проектной деятельности.
Литература.

1.С.Л.Новоселова «Развивающая предметная среда», М.: Центр «Дошкольное детства» им. А.В.Запорожца, 2001.

2. Н.А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М.: «ЛИНКА –ПРЕСС»,2003.

3. Т.Н.Доронова «Из ДОУ- в школу»,М.: «ЛИНКА –ПРЕСС»,2007.

4. «Материалы и оборудования для детского сада», под.ред.Н.А. Коротковой, Т.Н.Дороновой, М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

5.В.А.Петровский, Л.М.Кларина «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»,

М.: 1993
Реализация компетентностно - ориентированного подхода в образовании требует создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. И основная роль в этом процессе отводится педагогам ДОУ.
С целью повышения профессиональной компетентности по модернизации предметно-развивающей среды нами был разработан план методической работы с педагогами ДС № 140 «Златовласка» на 2009-2010 учебный год, который включал в себя семинар-практикум «Современные подходы к созданию предметной среды в ДОУ», консультации по основным требованиям к построению предметно-развивающей среды группы дошкольного учреждения, самообразование по теме создания развивающей среды. Интерактивными формами стали конкурсы «Создаем игровые модули», «Модернизация детской мебели», конкурс - защита проектов модульной мебели для игровой, экспериментальной и продуктивной деятельности в ДОУ, мастер-класс «Вариативность моделирования группового пространства в целях реализации программных задач в работе с детьми», открытый показ деятельности детей с моделированием группового пространства, как взрослыми, так и детьми. На повышение профессионализма был направлен и педагогический совет «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».
В течение года была организована работа творческой группы «Проектирование предметно-развивающей среды ДОУ» на уровне детского сада, направленная на апробацию Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФИРО, г.Москва). Работа велась в рамках долгосрочного проекта «Разработка и реализация дизайн -проекта «Модернизация предметно-развивающей среды группового помещения для детей старшего возраста посредством модульной мебели» и была направлена на решение следующих задач:

1. Реализацию современных подходов к обновлению предметно-развивающей среды образовательного учреждения в условиях полного пребывания ребенка в детском саду;

2. Повышение профессиональной компетенции воспитателей и специалистов ДОУ в создании оптимальной развивающей среды на основе требований к реализации программ «Развитие» и «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

3 . Разработку разнообразных вариантов развивающей среды группового помещения с учетом комплексной и парциальных программ, используемых в образовательном процессе ДОУ.
Актуальность данной работы заключается в том, что использование модульной мебели создает благоприятные условия для осуществления творческого и деятельностного подхода в обучении и развитии дошкольников и обеспечивает возможность детей (в соответствии с их желаниями и интересами) и взрослых (в соответствии с поставленными задачами) моделировать групповое пространство, успешно реализуя задачи воспитания, обучения, развития дошкольников.
Работая над проектированием предметно-развивающей среды, мы опирались на принципы построения развивающей среды, разработанные В.А. Петровским, С.Л. Новоселовой и определили основные положения, на которые ориентировались при разработке проектов модульной мебели:

Предметно-развивающая среда разрабатывается исходя из личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников;

Среда должна быть развивающей, чтобы дети могли творчески и в деятельности применить и развить свой опыт;

Создание комфортных условий, как для детей, так и для взрослых посредством использования модульной мебели;

Опора на современные требования дизайна, эргономики и создание условий для осуществления деятельностного подхода;

Учет половых и возрастных различий;

Возможность моделирования группового пространства посредством модульной мебели.
В процессе работы творческой группы педагогами был разработан набор модульной мебели для детей старшего возраста с учетом традиций и современных тенденций детского дизайна. Были разработаны разнообразные выкатные полки, тумбы и модульные элементы на навесных петлях, что позволяет педагогам наиболее эффективно использовать пространство группового помещения. Были продуманы способы легкого раскладывания и складывания столешниц, комбинированного использования рабочих поверхностей модулей. Подкатные полки и тумбы оснастили колесами, чтобы они могли занимать различное положение в модульных группах. При проектировании модульной мебели педагоги приложили немало усилий, чтобы она была полифункциональной и мобильной, легко трансформировалась и складывалась. Кроме этого, удалось выдержать принципы универсальности, соразмерности, сомасштабности.
В связи с тем, что все мебельные модули универсальны, практически любой из них дети используют для:

Сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья, «Дорожное движение, «Театр», «Почта», «Путешествие», «Пароход», «Ателье, «Кафе» и т.д.;

Для проведения дидактических игр;

Организации режиссерских игр;

Организации тематических выставок;

Организации познавательно-исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, преобразование предметов, коллекционирование);

Организации музыкально-театральной деятельности;

Организации художественно-продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, художественный труд);

Организации конструктивной и моделирующей (использование схем, моделей. алгоритмов) деятельности;

Разграничения пространства и создания уголка уединения;

Оформления выставок коллекций, поделок, сокровищ.
Таким образом, использование модульной мебели для организации развивающей среды предоставляет самому ребенку возможность моделировать пространство по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами и желаниями, основанными на свободном выборе деятельности.
Педагоги используют модульную мебель так же как дети, с той лишь разницей, что они могут изменять, трансформировать групповое пространство в зависимости от задач, решаемых на сегодняшний день или на длительный период или в связи с определенной мотивацией запланированной деятельности с детьми. Кроме этого, педагоги используют разные варианты размещения модульной мебели в группе. Пристенный вариант расположения планируется воспитателем для выделения достаточного, комфортного, свободного пространства при организации досуговой и двигательной деятельности, просмотра театров, организации совместных мероприятий с родителями и детьми и т.д. Вариант расположения мебели в свободном пространстве воспитатель использует при проведении сюжетно-ролевых игр, организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми, организации индивидуальной работы и т. д. Таким образом, воспитатель, моделируя предметную среду группы, обеспечивает возможность детей заниматься различными видами деятельности, создает полноценные условия для развития и саморазвития каждого ребенка.
Результатом реализации дизайн -проекта для детей стало повышение уровня развития самостоятельности, овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; умением продуктивно взаимодействовать с членами группы вести диалог со взрослыми и сверстниками; умением самостоятельно создавать необходимые условия для игры или деятельности по своему выбору.

Важным и положительным моментом является обеспечение условий для самореализации и самопредъявления ребенка в различных видах деятельности через самостоятельное и совместное со взрослым моделирование окружающего пространства.
Система методической работы и организация проектной деятельности позитивно повлияла на повышение профессиональной компетентности педагогов в создании предметно-развивающей среды и привела к следующим результатам:

Повысилась эффективность использования педагогами пространства группового помещения;

Повысился уровень комфорта при организации игрового и развивающего пространства группы;

Появилась реальная возможность моделирования пространства группового помещения для выполнения образовательных и воспитательных задач, запланированные на разные по длительности периоды времени (один день, неделя, месяц);

Повысилась возможность гибко работать по процессу, корректируя или дополняя цели, задачи, приемы, мотивацию деятельности с детьми;

Повысилась эффективность организации совместной деятельности взрослого и детей;

Использование модульной мебели намного облегчило реализацию деятельностного подхода и включение интерактивных приемов в работу с детьми.

1

Компьютер является самым современным инструментом для обработки информации, также служит средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и «машиной». Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая: компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

компьютерные игры

компьютер

процесс информатизации

дошкольное образование

развитие памяти

развитие внимании

интернет безопасность.

2. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана. – М., 2004.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 2009.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.

7. Новоселова С.Л., Пароманова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9. – С. 65-71.

8. Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13.

9. Новоселова С.Л., Петку Г., Пашалите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? //Дошкольное воспитание. – 1989. – № 9. – С. 73-76.

10. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997.

11. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

Человечество живет в век информации, в век компьютерной революции. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и «машиной», так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, в идеале, тщательно подобранных родителями или специалистами с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для младших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. Компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

В дошкольной педагогике разработаны достаточно подробные рекомендации по организации и оснащению компьютерно-игрового комплекса в детском саду, определяется его значение в системе развивающей предметной среды детского сада.

Компьютер представлен в качестве современного средства деятельности дошкольника и в отдельных комплексных образовательных программах дошкольного образования . Ребенок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств - клавиатуры, мышки, джойстика, электронного пера и планшета (дигитайзера). Так, в образовательной программе «Истоки» предлагается «использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с 5 лет. Ребенок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к 5 годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления - основная характеристика достижений умственного развития в этом возрасте. Работая на компьютере, ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением. Ребенок переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки те-оретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи, его рефлексию (осознание). Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу» .

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова подробно проанализировали, как происходила информатизация дошкольного образования в России в конце 80-х - начале 90-х годов, с какими трудностями при этом столкнулись педагоги дошкольного образования, какие программы были разработаны для дошкольного образования, в каких яслях-садах и при каких условиях их оснащении происходила информатизация, наметили пути решения возникших проблем, среди которых как ключевые обозначены дефицит квалифицированных кадров, необходимость в едином центре подготовки, переподготовки педагогов, применяющих в своей работе компьютерные средства .

С.Л. Новоселова показала, что «введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер, по ее мнению, перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в детском учреждении. Успех же компьютеризации во многом зависит от метода ее введения на тех или иных уровнях образования и, разумеется, от качества техники и методики ее применения, соответствия человеческим возможностям . Необходимо создавать компьютерные программы, строение которых отвечало бы интеллектуальной структуре деятельности ребенка. А лучше - создание компьютерно-игрового комплекса, в котором сочетаются игры и занятия на компьютерах с разнообразными развивающими играми и занятиями, а также с физически подвижными играми, занятиями в физкультурном зале, в бассейне. С.Л. Новоселова обратила внимание на то, что достигнуть результата можно при обновлении компьютеров в ДОУ при хорошо разработанной методической базе, подготовленных специалистах и педагогах, а также необходимо выпустить советы для родителей, позволяющие им разумно организовать досуг ребенка с использованием компьютера .

По мнению Н.В. Новоторцевой, использование новых информационных технологий (далее НИТ) в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Н.В. Новоторцева показала, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми .

Н.В. Новоторцева провела анализ развития использования НИТ в дошкольном образовании, которое началось с середины 80-х годов, когда в Москве в 1986 году был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач .

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др. .

Особое внимание хочется уделить британскому сайту www.thinkuknow.co.uk, посвященному компьютерной и интернет безопасности. На сайте представлено несколько разделов: для детей от 5 до 7 лет, с 8 до 10 лет, с 11 до 13 лет, свыше 14 лет, для родителей и учителей. Нас интересовал раздел для дошкольников и младших школьников от 5 до 7 лет. Разработчики сайта сделали его красочным и ярким, что несомненно привлекает внимание детской аудитории. Кликая по красивым картинкам, попадаешь на тематические разделы с советами: как вести себя в чате, на сайтах, в играх. Представлено увлекательное путешествие с мультипликационными героями в мир компьютерной безопасности. Все написано простым, доступным языком для детей. В разделе для родителей даны практические рекомендации, темы для бесед с детьми, на что стоит обратить внимание родителей, и предостережение, с какими трудностями они могут столкнуться. В разделе для учителей, преподавателей даны различные статьи, ссылки на различные ресурсы, освещающие проблемы компьютерной и интернет безопасности. Интересный, наполненный полезной и нужной информацией для каждого возраста и социального статуса сайт.

Одной из проблем, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка.

Для её решения нами было проведено исследование дошкольников ГБОУ ДОУ № 2020 г. Москвы, целями которого являлись изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка, а также выявление и исследование компьютерной грамотности и безопасности использования компьютеров дошкольниками дома. В исследовании приняло участие 20 детей старшей группы. Всем испытуемым было 6 лет. Им был задан ряд вопросов, касающихся компьютера, его использования дома, кто чаще работает за компьютером, ряд вопросов по компьютерной грамотности и терминологии, а также вопросы относительно Интернет-среды. Были получены следующие результаты: на вопрос «Знаешь ли ты что такое Интернет?» все дети ответили «Да» или «Знаю» (100 %), следующим был вопрос «Ты когда-нибудь использовал Интернет?» - утвердительный ответ дали 30 % детей, а ответ «Нет» - 70 %. Третьим был вопрос «Какие возможности открывает Интернет?», 20 % сказали «Не знаю», 80 % ответили следующим образом: «Познавательные игры, общение с кем-то, поговорить \ разговаривать с кем-то, играть, выходить на странички».

Далее следовал ряд вопросов, касающихся компьютерной грамотности и терминологии: «Что такое электронная почта?», «Что такое скайп?», «Что такое «аська»?», «Что такое форум?», «Что такое блог?», «Что такое сайт?». Ответы были получены единичные. Например, на вопрос об ICQ девочка ответила, что «аська» - это кличка собаки; а на вопрос про электронную почту другая девочка дала ответ «туда кладут письма», про скайп мальчик ответил: «Вешают камеру на компьютер и разговаривают. Бабушка так разговаривает», про сайт мальчик дал ответ: «У каждого человека есть сайт, который можно скрыть от других людей».

В ходе опроса стало ясно, что вопросы, касающиеся компьютерной грамотности, вызывают трудности у старших дошкольников. Дети не знают или дают неправильные ответы на вопросы о форуме, блоге, «аське», сайте. И только на два вопроса, касающихся электронной почты и скайпа, дети смогли дать ответы, т.к. сами пользовались ими или видели, как это делают взрослые родственники.

Опрос показал, что дети старшего дошкольного возраста практически не владеют терминологией и не знают о современных тенденциях в развитии компьютерной индустрии.

Далее следовали вопрос: «Есть ли Интернет у тебя дома?». 85 % опрошенных ответили утвердительно, у 15 % - интернета дома нет. Далее вопросы задавались детям, у которых дома есть Интернет. На вопрос «Разрешают ли тебе пользоваться Интернетом самому или под присмотром родителей» 90 % ответили, что только вместе с родителями, 10 % - самостоятельно «мама включает, и я могу поиграть», «по выходным играю один». На вопрос «Что Вы делаете в Интернете» самый популярный ответ был «играю» или «смотрю, как мама\папа играют», «общаюсь с родственниками вместе с родителями». Для детей, кто ответил «играю», задавался уточняющий вопрос «В какие игры ты играешь?», они отвечали: «Хожу через препятствия», «играю в карты», «стреляю шары», «наряжаю куколку», «строю дома и семью», «прыгаю, бегаю, убиваю плохих героев».

Можно классифицировать игры, в которые играют дети. На первом месте - развлекательные игры (75 %), на втором месте - обучающие (познавательные) игры (15 %), на третьем - развивающие (10 %). К развлекательным играм относятся: стратегии, ролевые игры, аркадии, симуляторы, приключенческие игры, 3D-Action. Если правильно выбирать, например, аркадии или стратегии, то их можно отнести и к развивающим, т.к. они тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, развивают усидчивость и способность к планированию своих действий. К обучающим при правильном выборе игры можно отнести ролевые. Цель - использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. К развивающим и обучающим относятся логические игры. Они развивают навыки логического мышления. Это игры - головоломки, игры на перестановку фигур или составление рисунка.

Несомненно радует то факт, что большинство детей находятся под присмотром во время работы за компьютером или в Интернет-среде. Но родителям следует как можно больше внимания уделять специальным, развивающим, обучающим и познавательным компьютерным играм для старших дошкольников. Сейчас их как можно приобрести в магазине, так и абсолютно бесплатно работать с ними он-лайн в Интернете или скачать для свободного использования.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка посредством сочетания игровых и неигровых моментов.

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера дома и в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Но компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, что следует учитывать как родителям, так и работникам ДОУ.

Однако в целом недостаточная оснащенность материальной базы дошкольных образовательных организаций, отсутствие мультимедийных материалов для детей дошкольного возраста, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, сдерживают процесс информатизации дошкольного образования. Отсутствие достаточной подготовки педагогов к использованию НИТ в дошкольном образовании требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования, совершенствование компьютерной грамотности, увеличение словаря терминов для дошкольников.

Рецензенты:

Кудрявцев В.Т., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО», г. Москва;

Михайленко Н.Я., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Пучкова Д.А. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17583 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Несмотря на все опасения, касающиеся введения информационных технологий в жизнь дошкольника, компьютерные классы открываются не только в школах, но и в детских садах. Развернутый комплекс методик, использующий компьютерные технологии для создания развивающей среды в детском саду, был разработан под руководством С. Л. Новоселовой ассоциацией «Компьютер и детство» в конце 1980-х гг. Эта программа основана на подходе, близком к идеям С. Пейнерта, переосмысленном в рамках деятельностного подхода. В программе освоение компьютера интегрировано в комплекс методик по развитию игровой деятельности. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника для авторов является, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии.

Сами дети проявляют большой интерес к компьютеру как к части взрослого мира, к способам управления им и возможностям решения познавательных задач. Компьютер изначально не является игрушкой для ребенка, а в играх возникает как один из инструментов взрослого: ребенок играет в работу на компьютере так же, как играет в водителя автобуса.

Компьютерные игры, используемые в программе С. Л. Новоселовой , были ориентированы на развитие восприятия и логического мышления, но кроме них был введен новый вид игры - режиссерская компьютерная игра.

На занятиях в компьютерном классе дошкольники получали не только первые навыки работы с компьютером, но в результате этих занятий у них развивалось теоретическое мышление. По мнению авторов программы, это связано с особенностью «действования» с компьютером, где способ действия оторван от практического поля деятельности и должен быть осознан еще до действия, иначе невозможно его представление в виде алгоритма-программы. Отсутствие «прямого вмешательства рук» и необходимость каждый раз представить, что и как надо сделать, ведет к развитию абстрактного мышления и рефлексии, возможности прогнозировать результат, усиливает проектные качества мышления. Дети, как правило, работают небольшими группами, и в процессе занятий возникает общение по поводу выполняемых задач, взаимопомощь и сотрудничество.

С помощью компьютерной режиссерской игры и реальной ролевой авторы пытаются теснее связать игру и собственно обучение. Учебно-тренировочные задания в развивающих играх связывались сюжетом, и этот сюжет проигрывался отдельно в ролевой или сюжетно-дидактической игре. Был разработан комплексный метод руководства игрой, включающий четыре основных компонента:

  • обогащение познавательной сферы дошкольника, т.е. развитие общих представлений о действительности и действиях человека в ней;
  • изменение и обогащение предметно-игровой среды, т.е. подбор тематических игрушек, иллюстраций, побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
  • игровой опыт в компьютерном зале и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе совместных со взрослым), т.е. программа включает целенаправленное обучение детей игре;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе обучающей и режиссерской игры на компьютере и ролевой игры; подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

Авторами разработаны полные циклы занятий (познавательных, игровых, компьютерных) на темы «Море», «Космос», «Город» и «Лес». Компьютерным компонентом этой программы являются учебно-тренировочные игры-задания на развитие памяти, восприятия, мышления, объединенные материалом, относящимся к одной сфере действительности и связываемые единым сюжетом на вводных игровых занятиях, а также компьютерная режиссерская игра. Разработчиками сделана попытка перенесения режиссерской игры с куклами и предметами-заместителями на экран компьютера. Например, ребенку задана ситуация, где изображена некая окружающая среда (например, морской пейзаж) и герои - характерные фигурки, которые можно передвигать по экрану. При этом у ребенка есть возможность изменять как саму среду, так и героев игры, и, что самое важное, введены неопределенные объекты - «возможные предметы-заместители», которые могут приобретать в игре различное функциональное и смысловое значение. Таким образом, создана условная ситуация и присутствуют предметы-заместители, с которыми ребенку предлагается осуществлять собственно игровые действия - представить некоторый сюжет с ними. Все действия ребенка фиксируются в виде мультфильма, который можно потом воспроизвести, что приближает эту игру к продуктивным творческим видам деятельности и является дополнительным подкреплением для ребенка. Однако при этом возникает вопрос, насколько ребенок в таком виде деятельности ориентирован на процесс, на саму игру, а насколько для него значим результат - продукт творчества? Является ли это занятие собственно игрой или работой над созданием мультфильма? Важно подчеркнуть, что для введения ребенка в сюжеты интеллектуальных игровых заданий и режиссерских игр до занятий в компьютерном классе и после них проводятся игры-драматизации и ролевые игры по сходной тематике.

При осуществлении этой программы авторы отмечают трудности построения собственных сюжетов, особенно если ребенок недостаточно знаком с обыгрываемой сферой действительности и возможными в ней действиями людей. Эти трудности аналогичны проблемам формирования ролевой игры, описанным Д. Б. Элькониным, когда для возникновения игры детей надо было ознакомить не с некоторой областью действительности вообще, а с содержанием деятельности человека в ней. Так как в создаваемом ребенком сюжете отсутствовала речь, очень большое значение приобретали собственные комментарии ребенка, пояснение движения и отношений фигурок на экране. У части детей этот рассказ играл главную роль, а компьютерное представление сюжета оставалось свернутым.

После усвоения всех режиссерских программ дети выбирали компьютерную режиссерскую игру по своему желанию. Отличительной чертой этого этапа являлось переключение детей с режиссерской игры на компьютере на сюжетно-ролевую. Причем содержание сюжетно-ролевой игры обогащалось за счет влияния режиссерской игры за компьютером.

Таким образом, в данном эксперименте специально организованная компьютерная игра рассматривается как дополнительное средство для развития традиционной сюжетно-ролевой игры. Авторы особенно подчеркивают эффект методики на развитие собственно ролевой игры. Однако проведение комплексных занятий по развитию игры само по себе должно было продвинуть игровые навыки детей, даже при исключении компьютерного компонента.

С другой стороны, у режиссерской игры есть некоторые особенности, которые, с нашей точки зрения, осложняют применение компьютера как основы этого типа игры. Вся режиссерская игра (сюжет, роли, действия) происходит в речи, внешней или внутренней, а внешнее действие с развитием игры становится все более свернутым. Здесь важен постоянный переход ребенка на позиции между ролями, диалог между ними, авторская позиция «сверху». Компьютерные же объекты, наоборот, не расширяют, а ограничивают свободу смены позиции, манипулирование ими само превращается в отдельное действие, внимание концентрируется на «компьютерное™» и технологических особенностях игры. При этом использование речи минимально. Именно отсутствие необходимости объяснять кукле, как она должна двигаться, возможность «прямого вмешательства рук», непосредственное действие за нее и делает куклу более «живой», чем даже анимированное изображение на экране. Кукла лучше «понимает», потому что понимает она умом ребенка, который прямо действует за нее, а не переводит свой замысел на язык компьютера. Можно предположить, что компьютерная режиссерская игра, созданная в рамках этой программы, представляет скорее удачный вариант творческой деятельности по созданию детьми мультипликационных фильмов, но не является игрой в чистом виде.

Вопрос о связи традиционной сюжетной игры, обладающей огромным развивающим потенциалом, и компьютерной игры весьма актуален. Как было показано выше, ролевая игра занимает сегодня существенно меньшее место в жизни дошкольника, чем прежде. Вероятность того, что компьютерная игра может компенсировать сокращение ролевой игры, нуждается в специальном рассмотрении.

  • Новоселова С. Л., Пешку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Центр социологииобразования РАО, 2000.

Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения, играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Компьютерные игры необходимо тщательно подбирать с учетом возраста ребенка и учебной направленности.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

· тренируется эффективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности;

· развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Грамотное приобщение детей к ИКТ формирует столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы при раннем приобщении детей к ИКТ. Поэтому, любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. При этом нужно учитывать, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, но в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, необычности, программы должны нести обучающий, развивающий характер и должны соответствовать возрастным особенностям детей.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Итак, грамотное использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список использованной литературы.

1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

"Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту" (Глен Доман)

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка .

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе , в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а)Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей , проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/ , где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

  • подбор иллюстраций к заданной теме,
  • подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,
  • просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

  • отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),
  • просмотр отобранного,
  • набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка . Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам . На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  4. Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
  5. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
  6. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  7. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  9. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
  10. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
  11. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.