Проект «Интересные профессии. Проект «все профессии важны, все профессии нужны

"Мир профессий!"

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Задачи: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов,изменении профессии в связи с этим;

Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Тип проекта : краткосрочный (4 месяца).

Участники проекта : дошкольники 4 -5 лет,воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : Январь-Апрель 2013г.

Беседы, занятия, театрализованные представления, игры, работа с родителями.

Этапы работы над проектом.

1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап - основной выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3этап - заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты:

*Расширятся знания и представления детей о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда

*Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.

*Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мир профессий!»

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Анализируя ответы на вопрос «Кем работают твои родители», выявили, что многие детине смогли назвать профессию своих мам и пап.

На вопрос «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?», многие ответили: воспитателем, врачом, летчиком…

Исходя из детских ответов стало очевидно, что дети очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.

Так родилась проектная идея – провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Задачи: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов,изменении профессии в связи с этим;

Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Тип проекта : краткосрочный (4 месяца).

Участники проекта : дошкольники 4 -5 лет,воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : Январь-Апрель 2013г.

Основные формы реализации проекта: беседы, занятия, театрализованные представления, игры, работа с родителями.

Этапы работы над проектом.

1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап - основной выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3этап - заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты:

*Расширятся знания и представления детей о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда

*Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.

*Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Тематическое планирование.

Адресат

Виды и формы работы.

Сроки

Работа с детьми

1.Занятие: «Профессии. Дорога для автомобиля.»

3.Рассматривание иллюстраций, фотографий о профессиях.

4.Чтение художественной литературы: К.Чуковский: «Доктор Айболит», С.Михалков: «А что у вас.»

7. Занятие: «Моя мама повар.»


Январь

1.Занятие: «Шапочка из бумаги.»

2.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья».

3. Речевые игры: «Лишнее слово», «Кому нужны эти предметы?».

6.Создание альбома пословиц и поговорок о труде.

7. Беседа: «О профессии врача.»

Февраль

1.Занятие: «Описание профессий.

2.Беседа: «О происхождении профессий».

4. Развивающие игры: «Что лишнее?».

5. Дидактические игры: «Кому что нужно», и т.д.

6 Лепка: «Пирожное».

7. Составление рассказов о профессии родителей.

Март

1. В ыставка книг посвященных профессиям.

3.Подвижные игры: «Пожарные», «пекарь» и т.д.

4.Фотовыстовка: Профессии наших родителей».

« 5. Беседа «Привычки хорошие и плохие»

Апрель

Формы реализации проекта.

Непосредстенно-образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:

Коммуникация

Дидактические игры: «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «Хорошо- плохо», «Дели-объединяй», «Кем я хочу стать?», «Да-нет», «Магазин», «Знаю все профессии», «Что сначала,что потом», «Ассоциации».

Речевые игры: «Лишнее слово», «Кому нужны эти предметы?», «Кому что нужно», «Исправление ошибок в предложениях», «Назови слова действия».

Развивающие игры: «Кому что нужно», «Что лишнее?».

Составление рассказов о профессии родителей.

Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».

Познание

Познавательное сообщение «Из истории почты », «Об истории жилища».

Беседа «О происхождении профессий».

Работа в уголке книги: выставка книг посвященных профессиям.

Игры с конструктором: «Мы строим дом».

Чтение художественной литературы:

С.Михалков «Моя улица», С.Маршак «Почта»,Е.Пермяк «Пропавшие нитки».

Чтение стихов, загадок о разных профессиях.

Создание альбома пословиц и поговорок о труде.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Ветеринар», «Поликлиника», «Моряки», «Пожарные», «Салон красоты», «Строители».

Беседа о назначении разных предметов.

Труд

Создание календаря профессиональных праздников.

Создание альбома «Пословицы и поговорки о труде».

Безопасность

Познавательное сообщение «Что делать при пожаре?»

Художественно-творческое

Мультфильм: «Доктор Айболит».

Лепка: «Пирожное».

Рисование: «Дорога для автомобиля».

Музыка

Разучивание м/р упражнения «Мы маляры».

Слушание песни: «Посмотрите, как у нас в мастерской».

Здоровье

Беседа «Привычки хорошие и плохие»

Физическая культура

Подвижная игра «Пожарные», «Пекарь», «Строитель», «Доктор Айболит».

МБДОУ № 204

Проект: «Мир профессий!»

Выполнили:

Махнева. Н. А.

Кудаева.И.С.

Кемерово 2013г


МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«Путешествие в мир профессий»

Долгосрочный

(сентябрь 2017года - май 2018 года)

Разработала и провела:

воспитатель первой категории

Климова Евгения Геннадьевна.

Тема проекта «Путешествие в мир профессий» проведена по всему тематическому планированию и затрагивает многие темы недели. Изучая темы «безопасности», «здоровья», «работники детского сада», «транспорт», даже тему о животных, мы проводим работу по знакомству с соответствующей профессией людей, говорим о её ценности, особенностях работы. Работа строится поэтапно, в соответствии с планом нашего проекта. Также особенностью нашей работы по созданию проекта «Путешествие в мир профессий» является то, что путешествие по профессиям проходит с древне мордовским мифическим героем Куйгорожем, домашний покровитель, дух обогащения, наживы, и удачи приносящий в дом богатство, который с радостью выполняет любую профессию, показывая свою готовность к любой работе, воспитывая трудолюбие и усердие. Сказочный образ Куйгорожа неоднозначен: с одной стороны - образ трудоголика, доброжелательного к хозяину, с другой стороны любой лентяй мечтает о таком помощнике. Такая двоякость образа несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих. Использование данного героя решает несколько образовательных задач: 1. Принадлежность к мордовской культуре; 2. Яркий, красочный образ, интересный детям, способный увести за собой; 3. Наличие в образе общих черт других сказочных героев (волшебное появление, способность к разговорной речи, обладание сверхспособностями); 4. В рамках профессионального самоопределения использование данного героя вызывает стремление узнать как можно больше нового о разных профессиях.

Введение данного героя было бы непонятно детям без изучения истории мордовского народа. В этом помогает использование книги «Россия наш общий дом. Моя Мордовия». В ней понятно и доступно представлены сведения о государственном устройстве Российской федерации и республики Мордовия. Особое внимание уделено трудовым и культурным достижениям республики Мордовия. Красочность книги вызывает интерес к её изучению в совместной деятельности с детьми, что способствует приобщению детей к национальному достоянию.

Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.

Инновационность:

Тип проекта: информационно-игровой. Долгосрочный (9 месяцев)

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Цель проекта:

продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.

Задачи проекта:

    Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;

    Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;

    Развивать связную речь, внимание;

    Закреплять полученные знания детей о профессиях,используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;

    Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;

Методы и формы работы:

Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:

    Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;

    Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость»с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;

    Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.

Виды деятельности:

Формы работы

Игровая

сюжетно-ролевая игра,

игры с сюжетными игрушками;

дидактические,

настольно-печатные игры,

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор;

речевая ситуация;

составление и отгадывание загадок;

сюжетные игры;

заучивание пословиц и поговорок, стихов;

составление рассказов;

Познавательно-исследовательская

Наблюдение;

экспериментирование,

экскурсии;

решение проблемных ситуаций;

дидактическое упражнение;

просмотр презентаций и видео роликов,

встреча с интересными людьми

Восприятие художественной литературы

Чтение;

обсуждение;

беседа;

рассматривание иллюстраций;

просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;

разучивание.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении)

дежурство;

поручения;

наблюдения,

знакомство с профессиями

Изобразительная

Творческая работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями»Автор сост. Антонова М.В.

Конструирование

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;

Музыкальная

Слушание;

исполнение;

импровизация;

Двигательная

Подвижные игры,

Развлечение,

малоподвижные игры;

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар,профессии военных. Поймут значение слова «профессия».

    Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.

    Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

    Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.

Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темыя связываю изучение нового материала с индивидуальной работой в практическом пособии «Знакомимся с профессиями», что способствует закреплению изученной темы.

Также в своей работе я учитываю основные принципы образования детей дошкольного возраста, психологические и индивидуальные особенности детей.

Безусловно, игра – основной вид деятельности детей, поэтому изучение данной темы проходит в присутствии древне мордовского мифическогогероя Куйгорожа. Дети с большим интересом включаются в работу, когда видят у себя в гостях такого гостья как Куйгорож, который с большим рвением стремится взяться за работу.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:

    Практический этап.

Подготовительно-проектировочный этап.

    Выяснить уровень знаний детей по данной теме.

    Изучить методическую и художественную литературу.

    Составить план работы над проектом.

    Определить цель и задачи проекта.

    Сделать куклу Куйгорож для введения детей в мир профессий.

    Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.

    Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.

    Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.

    Пополнитьуголок книги материалом по данной теме.

    Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.

Практический этап

Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.

Тема недели : Эти удивительные животные.

Профессия: ветеринар

Работа с детьми

    Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными

Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными

    C/р игра «Ветеринарная лечебница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

    Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»

Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.

    ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.

    Автор сост. Антонова М.В. (стр. 20-22).

Работа с родителями

Консультация для родителей по теме «Профессии».

Внести в игровой уголок «больница» . Предметы необходимые для лечения животных.

Тема недели : кто работает в детском саду.

Профессия: прачка , повар , пекарь.

Работа с детьми

    экскурсияв прачечную».

Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда прачки, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

    Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»

    Д. игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.

    Ситуативный разговор. Знакомство с профессией – пекарь.

Цель: вызвать интерес к профессии пекарь, узнать чем пекарь работает, какие продукты использует.

Работа с родителями

    Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь. (фотоотчёт)

    Используя тетрадь «Знакомимся с профессиями» стр. 11 познакомить родителей с рецептами мордовских блинов и предложить сделать их дома совместно с детьми.

Совершенствование предметно-развивающей среды

    Внести новые игровые элементы:

Муляжи фруктов, овощей.

Тема недели : Безопасность на дороге.

Профессия: полицейский

Работа с детьми

    Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила

    Чтение художественной литературы

Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

    Игра «Доскажи словечко»

Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

Работа с родителями

    Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)

Совершенствование предметно-развивающей среды

    Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.

Тема недели : Безопасность дома и на улице.

Профессия: пожарный

Работа с детьми

    Чтение С.Маршака «Пожар»

Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.

Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).

Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.

Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.

    Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 39-42)

Работа с родителями

Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)

Совершенствование предметно-развивающей среды

Разработать и ввести в пользование детьми игру «Куйгорож -пожарник»

Тема недели : Мир одежды.

Профессия: швея

Работа с детьми

    Упражнение «Говори правильно».

Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.

    Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».

Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.

    Д. игра «Карта профессий»

Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.

Тема недели: Полезные машины.

Профессия: водитель.

Работа с детьми

    Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист».

Цель: познакомить детей с профессией машинист.

    Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.

    Д. игра «Мы - водители»

Цель: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.

    Речевое упражнение «Кем быть» Цель: учить детей, ориентируясь на картинки мнемотаблиц, рассказывать о профессиях.

    Лепка «Грузовик»Задачи: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых форм.

    Конструирование из строительного материала «Транспорт » Задачи:Учить сооружать части постройки. Делать постройку устойчивой.

    Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр.25-28)

Работа с родителями

    Консультация для родителей «Будьте примером для вашего ребёнка когда сидите за рулём».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»

Тема недели:Когда я вырасту большим то стану офицером.

Профессия: профессии военных.

Работа с детьми

    Беседа «Защитники Отечества»Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.

    Презентация «Военная техника » Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.

    Д/и «Помоги Куйгорожу собраться в дорогу», Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.

    Рассматривание открыток «Представители родов войск»,Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

    Конструирование: «Корабли»,Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.

Работа с родителями

Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести настольную игру о профессиях.

Тема недели : Золотая мама.

Профессия: парикмахер.

Работа с детьми

    Просмотр презентации «Профессия - парикмахер». Цель:

    Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»

    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

    Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, cравнивать убирать лишнее и объяснять чем руководствовался на основе полученных знаний.

    Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер». Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.

    Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 29-31)

Работа с родителями

    Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.

Совершенствование предметно-развивающей среды

    В группе создана развивающая среда,имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.

Тема недели : литературная неделя.

Профессия: библиотекарь.

Работа с детьми

    Беседа о профессии библиотекарь.

Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.

    Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.

Цель: развивать творческие способности детей.

    Экскурсия в библиотеку.

Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.

Расширить знание детей о специфике этой профессии.(фотоотчёт)

Работа с родителями

Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.

Тема недели : Быть здоровыми хотим.

Профессия: врач.

Работа с детьми

    Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.

    Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.

    Беседы «Что делает мама, когда я заболел»,«Что нужно доктору для работы».

Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.

Д. игра «Помоги Куйгорожу отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.

Тема недели : Театр.

Профессия: актёр.

Работа с детьми

    Театрализованная деятельность. Показ детьми сказки «Колобок». Цель: развивать творческую самостоятельность, способствовать томучтобы дети, побывав актёрами сделали вывод и назвали каким должен быть актёр. Развивать речь детей.

    Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.

    Творческая игра «Покажи какое настроение у Куйгорожа». Цель: учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос)

    Презентация «Каким бывает актёр». Цель: заинтересовать детей профессией актёра, через знакомство с особенностями его работы.

Работа с родителями

Совместное с родителями театрализованное представление «Гуси- лебеди»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Подготовка театральных масок для творческой работы детей.

Обобщающе-результативный этап.

Итоговые мероприятия по теме проекта «Путешествие в мир профессий».

    НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Грузовые машины и тракторы» (восковые мелки).

Цель: Упражнять детей в рисовании грузовых машин и тракторов. Учить рассматривать схематические изображения и строить свои элементарные схемы, вырезать элементы и моделировать изображения.

    НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Автобус».

Цель: Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

    НОД по познавательному развитию «Все профессии хороши, выбирай на вкус».

Цель: Закрепить понятие профессия. Дифференцировать предметы по их отношению к определенной профессии. Узнавать, называть людей разных профессий, давать элементарные пояснения. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать трудолюбие и желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать трудности.

    НОД по познавательному развитию «Огонь-друг, огонь-враг».

Цель: Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.

    НОД по познавательному развитию «Замечательный врач».

Цель: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

    Итоговое развлечение.

Цели:- ;- упражнять их в умении определять действие по названию профессии;- , их деятельности и ее результатам.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

    Фотоотчёты.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

«Вместе с Куйгорожем по миру профессий»

Цели:

- ;

Упражнять их в умении определять действие по названию профессии;

Их деятельности и ее результатам.

Оборудование: Игра «Автобус» - три карточки: желтая, зеленая, красная, веревка; игра «Парикмахеры» - заготовки (рисунки) расчески 2 шт., заготовки (парики бумажные) ножницы, краски; игра «Доктор Айболит» - нарисованные или игрушечные градусники 4 шт., пузырьки с витаминами 4 шт., пилюли 4 шт, музыкальный центр, игрушка-кукла Куйгорож.

Ход развлечения для средней группы

Воспитатель: Как я рада вас видеть. Мы встречаемся с вами каждый день, скажите, ребята, а куда уходят ваши родители? Кем работают ваши родители?

Звучит национальная музыка появляется Куйгорож.

Ой, посмотрите кто к нам пришёл? (Куйгорож). А кто это? (мордовское божество с головой совы и хвостом змеи). Ребята а это доброе божество или злое? (Куйгорожа зовут на помощь в работе, но если он заскучает без работы то всё порушит). Значит Куйгорож какой? (трудолюбивый).

Куйгорож. Здравствуйте, ребята. Я сейчас шел по детскому саду и встретил по пути людей разных профессий. И сейчас я хочу с вами поиграть. Я буду называть профессию человека, а вы то чем он занимается.

Дворник- что человек этой профессии делает?

Потом охранник, чем он занят?

Потом заведующая детским садом, как вы думаете, чем она занимается в детском саду? Повар, как вы думаете, что он делал?

А в группе с вами всегда находятся воспитатель и помощник воспитателя, чем они занимаются. Вот сколько людей разных профессий я встретил.

Воспитатель: Да, Куйгорож у каждого взрослого человека есть профессия. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей.

Куйгорож. А что будет, если какой-нибудь профессии не станет?

Воспитатель: а давайте поиграем в игру «Что будет, если…» и узнаем.

Игра «Что будет, если…»

Воспитатель задает детям вопрос, со слов что будет, если, включая различные профессии.

Например: Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

Куйгорож. Я тоже хочу работать и приносить другим людям пользу. Ребята, а давайте завтрашнего дня будем работать сразу и полицейским и поваром и пожарником.

Воспитатель: Куйгорож., ты конечно молодец что любишь работать, но ребятам прежде чем начать работать нужно долго и усердно работать. Д авай попробуем поиграть.

Игра «Полицейский, повар или пожарник».

Приглашаю всех в круг! Пока звучит музыка, все двигаются по кругу вправо. Как только музыка стихнет, если я назову профессию «Полицейский», вы прикладываете руку к козырьку, если «Повар», то вы делаете вид, что помешиваете суп, а если «Пожарник» - делаем вид, что тушим пожар. Начали!

Куйгорож. (грустно) Вы правы, слишком сложно быть полицейским, поваром или пожарным и уж тем более всеми сразу… (пауза), (подумал, радостно)… Но зато думаю, что из вас получатся отличные парикмахеры!!!

Воспитатель: Куйгорож., а ты думаешь, что профессия парикмахера не требует знаний и умений? Давайте тогда попробуем поиграть в «Парикмахеров».

Игра «Парикмахер»

Дети делятся на две команды, бегут по очереди в другой конец зала, первый игрок рисует «зубчики расческе» - вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке. Второй добегает, берет краски и красит заготовку-парик, третий игрок добегая берет ножницы и стрижет парику-заготовке челку. Побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее справится с заданием.

Куйгорож. (возмущенно) Вот всему-то у вас надо учиться, учиться, учиться! Я лучше обучу вас как стать водителем автобуса! С этой-то профессией вы точно справитесь, крутишь себе баранку, крутишь и едешь и едешь.

Воспитатель: А давайте поиграем в игру, которая называется «Автобус».

Подвижная игра «Автобус».

Куйгорож- водитель, 3 пары детей становятся в колонну, держась за руки. Свободными руками они держаться за шнур. Это автобус. Водящий стоит в одном из углов комнаты, держит в руках три карточки: желтую, зеленую и красную. На зеленый сигнал автобус едет, на желтый замедляет ход, на красный - останавливается. На обозначенной остановке пассажиры могут выйти или зайти в автобус.

Куйгорож. Это сколько же водителю правил дорожного движения надо знать! И что такое пешеходный переход, а вы ребята, знаете? А на какой сигнал светофора можно переходить через дорогу? А на какой нельзя? Совсем не легкий труд управлять транспортом. Ну, была не была, научу вас детей лечить!!!

Воспитатель: Ой, ребята, скорее прячьте от Куйгорож. все лекарства, а то он нас сейчас таких здоровеньких залечит.

Игра «Доктор Айболит».

Две колонны детей стоят друг за другом за чертой. Перед ними на полу разложены «пенечки». Айболит (игрок) должен переходить с «пенька» на «пенек» и таким образом дойти до черты. Как только он оказался за чертой и кладет в корзину игрушечный градусник, второй игрок начинает передвижение по пенькам с игрушечными таблетками в руках и т.д.

Куйгорож. (грустно) Да ладно, ладно! Я всё понял. Чтобы кем-то стать надо долго и хорошо учиться сначала в детском саду, потом в школе, институте. А я подожду, когда вы станете взрослыми и обещаю, когда выберете свою профессию то обязательно приду к вам и буду помогать. До новых встреч.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о различных профессиях. А кем бы вы хотели стать? А что нужно для того чтобы стать профессионалом своего дела? Вы совершенно правы, нужно много и хорошо учится, начиная с самого детского сада и еще не забывать ценить труд людей, которые вас окружают. Ведь любая профессия сложна по-своему и любой человек прикладывает большие усилия.

Конспект беседы с

Васиным Николаем Николаевичем на тему

«Сотрудник полиции»

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о работе сотрудников полиции. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по номеру «02», «020» или «112».

- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Ход беседы:

Раздаётся звон колокольчика.

Ребята, слышите звонит наш волшебный колокольчик, Куйгорож хочет с нами поиграть, и вам что-то рассказать. Давайте сядем красиво и приготовимся его послушать.

К: Шумбрат! Здравствуйте, ребята! Не могу я долго сидеть без работы вот хочу познакомить вас с профессией, которая мне очень нравится, но сначала, отгадайте загадку.

Защитить поможет он человека и закон

Будет быстро пойман вор,

Дан разбойнику отпор.

Дети: полицейский.

К: верно, сейчас я собираюсь отправиться на особое задание и узнать об этой профессии побольше интересного.

В: никуда отправляться не надо, Куйгорож. Ты усаживайся поудобнее, а вы, ребята не шалите. Ведь к нам идёт сам полицейский.

П: Здравствуйте. Ребята! Узнали меня? (Вы папа Арсения).

В: и Арсений приготовил стишок для своего папы

Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «102» звоните,
Папу моего зовите!
В: Молодей, Арсений, очень хороший стишок. Он подходит для твоего папы ведь он работает ….

П: Давайте я представлюсь, меня зовут Николай Николаевич.

В: Николай Николаевич, расскажите пожалуйста нам о своей работе.

П: вся работа сотрудника полиции призвана к тому, чтобы защищать и охранять жизнь и здоровье людей.Любого полицейского вы узнаете по форменной одежде.

Ещё у каждого полицейского должно быть удостоверение, вот посмотрите. (дети рассматривают фотографии удостоверений и говорят, что на нём изображено). Если к вам подходит человек в форме полицейского, но у него нет такого удостоверения. То это переодетый мошенник, будьте внимательны.

Сотрудники полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. (демонстрация картинок)

В: Как думаете, зачем полицейским носить оружие? (чтобы защищать свою жизнь и жизнь окружающих)

П: Да, ребята, верно. Но преступники бывают очень хитрыми. И чтобы нам с ними справиться мы должны очень быстро передвигаться. Поэтому мы пользуемся автомобилями с сереной, чтобы остальные водители слыша сирену, уступали дорогу работникам полиции. (демонстрация картинок)

Оценка результатов и отчётность.

Как видно из содержания проекта тема профессии достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности. Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала.Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где проводником в мир профессий является Куйгорож, они творчески подходят к решению многих заданий (например, выбрать ингредиенты для салата). Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где также видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителем, ещё долго вспоминают о госте. По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями уже полюбившийся Куйгорож. Он всегда находится в нашей группе, детям нравится с ним играть, но основное его предназначение в группе «Путешествие в мир профессий».

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр.3

    Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Заключение стр.10

Список использованной литературы стр.11

Приложение 1 «Анкета» стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека - выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей - цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

Проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

Изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

Провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

Введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

Основной части, состоящей из 4 параграфов;

Заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

Списка использованной литературы;

Приложения.

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - от латинского слова profession - «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками .

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования .

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда - учитель, научный сотрудник, врач.

Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера - художник, модельер.

По уровню квалификации:

Профессии, требующие высшего образования;

Профессии, требующие среднего профессионального образования;

Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом :

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

Выбранная профессия будет для него интересна;

Выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

Можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются :

1.Специалисты высшего уровня квалификации - 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук - 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения - 8,2%;

    Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения - 8,8%;

    Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 7,8%;

    Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 7,7%

    Водители и машинисты подвижного оборудования - 7,3%.

    Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики - 9,3%

В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут :

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Нанотехнологии.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

7. Логистика.

8. Экология.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен - 16,6%;

юрист - 6,9%;

дизайнер - 4,2%;

инженер, IT-специалист - 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.

Третий вопрос анкеты:

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).

По ответам на данные вопросы я постарался определить соответствие выбора профессии профессиональному типу личности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты ответов на третий вопрос анкеты

Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

    Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).

    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).

    10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL: www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).

Приложение 1

    Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

    Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________

Марина Неровная
Проект «Мир профессий!»

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели) .

Тип проекта : познавательно – информационный.

Объект исследования : профессии .

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы.

Формы проведения итоговых мероприятий : организация выставки по итогам посещения экскурсий «Библиотека» , «Магазин» , «Автомастерская» , знакомство с профессией электрика ; фотоальбомы профессий родителей «Профессия мамы и папы » , викторина «Все профессии важны »

Продукты проекта :

1. Выставка совместных работ детей и родителей : фотоальбом «Профессии мамы и папы » , рисунок профессии родителей

2. Конспект – викторина «Все профессии важны »

3. Презентация проекта «Мир профессий »

4. Публикация материала в СМИ.

Проблема : большинство детей недостаточно имеют знаний и представлений о профессиях . Я столкнулась с тем, что дети не все знают названия профессий родителей , характерные особенности данной специальности.

Цель : Расширить представление детей о многообразии мира профессий в обществе . Раскрыть характерные особенности мужских и женских профессий .

Задачи проекта для детей :

1. Формировать первичные представления детей о гендорной принадлежности, влияющие на выбор профессии в будущем .

2. Расширять и углублять знания детей о профессиях .

3. Способствовать развитию связной речи у детей.

4. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Задачи проекта для педагога :

1. Создание тематической подборки (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии » ).

2. Выявить знания у детей о профессиях .

3. Подготовить консультации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями ».

4. Подготовить план - экскурсий, магазин, автомастерскую.

5. Оформить с родителями фотоальбом «Профессии мам » , «Профессии пап »

6. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта .

Задачи проекта для родителей :

1. Беседа с детьми о профессиях в домашней обстановке.

2. Подготовка совместных работ с детьми фото профессий родителей .

3. Подготовка рассказов о любой профессии .

Ожидаемые результаты по проекту :

Для детей :

Сформированность знаний о некоторых профессиях , их назначении, особенностях;

Пополнение лексики воспитанников;

Расширение знаний о своей семье.

Для родителей :

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагога :

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта ;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Выполнение проекта .

Раздел программы

Виды детской деятельности

Познавательно - речевое

развитие

1. Познавательные занятия :

- «История профессии » , - «Кто работает в детском саду»

- «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий » - «Мир профессий »

Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.

2. Творческие рассказы.

- «Я горжусь своим папой» - «Я горжусь своей мамой»

3. Чтение художественной литературы :

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» , С. Маршак «Почта» , «Пожар» , Е. Пермяк «Пропавшие нитки» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» ,К. И. Чуковский «Айболит» , Б. Житков «Железная дорога» .,

4. Заучивание стихов.

5. Вечер загадок о мужских и о женских профессиях .

6. Создание фотовыставки «Профессии пап » , «Профессии мам »

Раздел программы

Виды детской деятельности

Коммуникация

Игровая деятельность 7. иллюстраций на тему «Профессии »

8. Составление схемы для составления рассказа о профессиях .

Дидактические игры :

«Кому что нужно» ,

«Для чего нужен этот предмет?» ,

«Кем быть?» ,

«Подскажи словечко»

«Угадай, кто это?»

«Магазин игрушек»

«Угадайте, что я делаю?»

«Что сначала, что потом»

«Где можно это купить?» \

«Назови профессию »

«Кто, что делает?»

«Что делают этим предметом?»

«Что расскажет предмет»

«Умные машины» ,

«Хорошо - плохо» ,

«Кем я хочу стать?» ,

«От слова к слову» ,

«Магазин» ,

«Знаю все профессии » ,

«Собираемся на работу» ,

«Едем на работу» ,

«Оденем куклу на работу» .

«Волшебный куб»

Настольные игра – «Профессии » , «Кем быть?» , «Кому что нужно для игры» »Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Составление рассказов о профессиях родителей .

Разучивание стихов о различных профессиях

Обогащение словаря детей за счет новых терминов.

Пословицы и поговорки о труде.

Трудовая деятельность Беседа о труде взрослых в детском саду

Художественно-эстетическое развитие

Худ. творчество 1. Рисование

Мамина работа

Папина работа.

Хочу о маме рисовать

2. Аппликация : подарок маме к дню матери.

3. Работа с раскрасками : «Женские профессии » , «Мужские профессии » .

4. Лепка.: овощи и фрукты - кондитерские изделия.

Здоровье и физическое развитие Подвижные игры :

«Пожарные на учении»

«Почтальон»

Игры – эстафеты.

Физминутки :

Социальное развитие Взаимодействие с родителями.

Посетить папу Насти П. в автомастерской. Проблемная ситуация «Сломался автомобиль»

1. Сюжетно-ролевые игры

«Магазин» ,

«Столовая» ,

«Супермаркет» ,

«На ферме» ,

«Ветеринар» ,

«Парикмахерская» ,

«Школа» ,

«Театр» ,

«Ателье» ,

«Библиотека» ,

«Поликлиника» ,

«Детский сад» ,

«Салон красоты» ,

«Фотография»

2. Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию (мужскую или женскую)

3. Варианты сюжетно-ролевой игры «Больница» :

«Кукла Катя заболела»

«Папа вызывает врача»

«Скорая помощь»

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»

«Кукла поправилась»

«Врач и медсестра»

«Аптека»

«Поликлиника-аптека»

3. Беседа о назначении разных предметов.

Музыкальная деятельность Прослушивание песен о женских профессиях .

Музыкальный утренник «День матери»

Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Беседа о творческих профессиях , связанных с искусством (пианист, дирижер, композитор, певец, балерин, художник)

Взаимодействие с родителями - Консультации «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями ».

Совместная подготовка к утреннику

Участие в выставках фото композиций.

Посетить папу Насти П. в автомастерской. Проблемная ситуация «Сломался автомобиль

Итог :

Праздник «День матери»

Презентация : Проект в старшей группе «Мир профессий »

Результаты проекта :

Педагог удовлетворен проведенной работой и результатами проекта . Собран и систематизирован весь материал по теме проекта . У дошкольников появился интерес к данной теме. Дети знают и называют большое количество профессий , об орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии . Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы . К проекту имеется приложение .

Сроки реализации: краткосрочный (февраль - апрель).

Участники проектной деятельности: воспитанники и родители подготовительной группы МАДОУ д.с.№74 г. Белгорода.

Актуальность проекта:

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Преимущественно эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Следует развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь-то творчество, техника, спорт и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Цель проекта:

расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

Развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

Формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

Развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

Формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

Воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

Формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Вызвать интерес к окружающему миру;

Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

Поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

Обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа: I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями. II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей». III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Мероприятия по реализации проекта:

В работе с детьми:

«Что такое профессии»,

«Какие профессии ты знаешь»,

«Профессии моих родителей»,

«Кем ты станешь, когда вырастешь?»

«Почему важно быть хорошим специалистом»,

«Без ученья не бывает профессионалов».

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»,

«Инструменты для людей разных профессий»,

«Что пригодится при пожаре»,

«Исправь ошибку»,

«Для чего нужен этот предмет?»,

«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Чтение художественной литературы:

  • «Город добрых дел» Р. Скарри,
  • «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях),
  • «А что у вас?» С. Михалков,
  • «Кем быть?» В. Маяковский,
  • «Строители» Б. Заходер,
  • «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков,
  • «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,
  • «Доктор Айболит» К.Чуковский,
  • «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Самостоятельная художественно – творческая деятельность:

Рисование: "Мама на работе";

"Папа на работе";

"Моя семья".

3. Работа с раскрасками: «Профессии людей».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Театр»

Способствовать развитию творческого воображения у детей; развивать умение согласовывать свой замысел игры с замыслами сверстников; формировать умение обсуждать, договариваться, и планировать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать у детей организаторские способности и инициативу.

  • «Семья»

закладывать представление о совместном ведении хозяйства, семейном бюджете, о взаимоотношениях в семье, совместных досугах; воспитывать любовь, уважительное отношение к членам семьи, заинтересованность к их занятиям, хобби.

  • «Магазин»

формировать навыки культуры поведения в общественных местах, вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • «Больница»

Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.

  • «Военная база»

продолжать формировать представления детей о военных профессиях; познакомить с распорядком дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

  • «Строители»

формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

  • «Школа»

Расширять и закреплять знания детей о школе; способствовать овладением детьми выразительными средствами (интонация, мимика, жесты); учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

  • «Парикмахерская»

расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; формировать нормы культурного поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

В работе с родителями:

Создание альбома «Интересные факты о профессиях».

Проведение экскурсий на местах работы родителей.

Создание видеотеки «Профессии России»

Проведение родителями мастер – классов с детьми. Знакомство с такими профессиями, как: парикмахер, художник, врач, пожарный, повар.

Работа с современными технологиями:

Просмотр мультфильмов о профессиях.

Просмотр видео роликов из видеотеки « Профессии России».