Северо-запад россии. ЭГП Европейского Севера. Особенности северной части России

Состав– Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Площадь района – 196,5 тыс. км2, население – 7854,7 тыс. человек

Экономико-географическое положение района - приморское, выгодное. Северо-Западный экономический район, занимающий второе место в стране по уровню развития, – один из самых небольших по площади районов России. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает 1,2% территории, сосредоточивая 5,4% населения России.

Это небольшой по площади р-н у берегов Балтийского моря или недалеко от него.

Район отличается удобным транспортно-географическим положением, высокой степенью заселенности, слабой природно-ресурсной и богатой историко-культурной базой, наличием на его территории второй столицы России – Санкт-Петербурга, а также развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим СЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.

Хозяйственный комплекс Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Северо-Запада занимают отрасли обрабатывающей промышленности с явным преобладанием производства средств производства, на втором месте – транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции. Сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности района. Огромный социально-культурный потенциал обусловил развитие рекреационного хозяйства и мощного научного комплекса.

В структуре промышленного производства выделяются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс.

Основу специализации составляет машиностроительный комплекс (около 23% от общего выпуска промышленной продукции), где выделяются наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП: судостроение, электротехника, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, приборо- и станкостроение, электронная промышленность.



Лесной комплекс (6,8%) представлен всеми отраслями с преобладанием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей.

В химической промышленности (6,8%) ведущее место занимает выпуск полимерных материалов – синтетических смол, пластмасс, резинотехнических и резинобытовых изделий, реактивов, лаков, красок, фармацевтических препаратов.

В производстве товаров народного потребления почти 2/3 приходится на непродовольственные товары.

Сельское хозяйство – традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь наполовину потребности населения в продуктах питания.

В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Комарово) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска идр.

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Санкт-Петербург является и крупным центром образования. Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность. Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.



Санкт-Петербургская агломерация - моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг Санкт-Петербурга. К ней относят всю территорию города федерального значения Санкт-Петербурга и часть территории Ленинградской области. Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются главным образом (за некоторым исключением) пригородными электропоездами, автобусами и коммерческим маршрутным автотранспортом.

Область

2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА

Расположение: северо-запад европейской части России.

Площадь: 1,2% площади страны (196,5 тыс. км2).

Население: 5,4% от населения России (8,5 млн. чел.).

Экономическое окружение:

a. высокоразвитые соседние государства – Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия;

b. высокоразвитые экономические районы РФ – Центральный и Северный.

Экономические характеристики:

Положение района приграничное, приморское, район расположен рядом с западной границей, имеет выход к Балтике.

Не является ни одной из топливных, сырьевых и энергетических баз, удален от всех баз страны;

Выгодное транспортно-географическое положение: портовое хозяйство усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море.

Экономический центр: Санкт-Петербург – один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

Производство товаров народного потребления.

Высококвалифицированные кадры, большое количество на­учных учреждений, в районе сосредоточена 1/8 научных работников страны. Кадровая наукоемкость почти в 4 раза превышает среднероссийские показатели, а наукоемкость товарной продукции – более чем в 3 раза.

Развитый туризм.

Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня.

Расположение: крайний восточный район РФ, омываемый водами Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Площадь: 36% от площади страны (6,2 млн. км2) с характерной­ протяженностью с севера на юг и с запада на восток.

Экономическое окружение:

a. Морские границы с США и Японией. От США Дальний Восток отделяет узкий Берингов пролив, а от Японии – Кунаширский пролив и пролив Лаперуза. Большая протяженность границ с Китаем. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют При­морьем. Приморское положение района обусловливает благоприятные перспективы для развития экономических свя­зей со странами Тихоокеанского региона.

b. Кроме материковой территории к Дальнему Востоку относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские.

c. Район играет важную роль в морских и внешнетор­говых связях России. Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск – важнейшие порты России на Тихом океане.

Важнейшими особенностями ЭГП Дальнего Востока являются большая удаленность от центральных наиболее развитых районов России, а так же местонахождение на пересечении морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна.

3. ПРИРОДА РАЙОНА И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Рельеф: равнинная западная и возвышенная восточная части.

Климат: умеренно-континентальный, на побережье – морской.

Почвы: дерново-подзолистые и подзолисто-болотные, при сельскохозяйственном использовании нуждаются в удобрениях. По­вышенная заболоченность территории. Сельскохозяйственные угодья занимают всего лишь 18% территории района.

Водные ресурсы, отсюда имеют рыбные ресурсы. На многих реках пост­роены гидроэлектростанции.

Лесные ресур­сы занимают 45% площади района.

Полезные ископаемые:

· Сланцы;

· Бокситы;

· Огнеупорная глина;

· Чистые известняки;

· Кварцевые, абразивные стекольные пески;

· Соляные источ­ники;

· Гранит;

· Нефть и газ;

· Бурый уголь;

· Каменная и калийная соли.

· Здесь сосредоточено 90% мировых запасов янтаря.

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Дальневосточный экономический район

Район расположен на стыке Евразии и Тихоокеанского бассейна. Северные части территории Дальневосточного района расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине.

Климат: умеренный, на большей части резко-континен­тальный, суровый. Значительная часть территории Якутии и Магаданской области находится за Полярным кругом. Зимой характерна безветренная, ясная, мо­розная погода. Лето жаркое в континентальных районах и прохладное – в приморских.

Природные зоны: Дальневосточного района сменяются с севера на юг – зона аркти­ческих пустынь, тундра, лесотундра, тайга.

Рельеф: молодые складчатые образова­ния, вулканы, гейзеры, равнины и низменности. 90% территории находится в зоне много­летней мерзлоты. На юж­ных равнинах нередки плодородные черноземовидные и бурые почвы.

Полезные ископаемые;

Лес (более 250 млн. га, общий запас древеси­ны - более 22 млрд. м3).

Водные ресурсы: реки, озера, моря (Берингово, Охотское и Японское). На Дальневосточный район приходится 60 % улова рыбы России. Минераль­но-сырьевой база: олово, ртуть, исландский и плавиковый шпат, горный хрусталь, слюда, гра­фит;. вольфрам, молибден, свинцово-цинковые руды, руды цветных и редких металлов, железные руды, алмазы, золото, уголь, нефти и газ, поваренная соль, сера, апатиты, известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые пески. цементное сырье.

На юге благоприятны условия для земледелия. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья района. Климатические условия благоприятны для выращивания культур муссонного климата – рис, соя. Леса богаты ценным пушным зверем (горностай, соболь, ли­сица, белка, колонок), имеющим промысловое значение.

4. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Северо-Западный экономический район

История Северо-Западного района начинает с 9-8тысячилетия до н. э.
К середине 1 тысячелетия существовали оседлые финно-угорские племена.. В VIII веке на этой территории осели славяне, племена пруссов, народа, родственного нынешним латышам и литовцам..К 750-м годам относится возникновение Ладоги (с XVIII века Старая Ладога) - древнейшего русского поселения на территории России. В IX-X веках Ладога стала важнейшим политическим и экономическим центром формирования государственности Древней Руси. Лишь в конце X века она теряет своё значение, уступая его Новгороду. В 910-1348 гг. Псковское княжество вошло в состав Новгородской земли. В XII веке Новгород приобрёл политическую самостоятельность.

В 1226 году началась колонизация Пруссии немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Колонизация проводилась под видом обращения «дикого» народа в христианство. В ходе завоевания, которое длилось около пятидесяти лет, рыцари основывали замки, которые являлись опорными пунктами. Первым из них стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского (Калининградского) залива и сохранившийся до сих пор. Таким образом, на территории нынешней Калининградской области возникло государство рыцарей-крестоносцев. Это государство вело постоянные войны с Польшей и Литвой. Такое военное перенапряжение привело к кризису Пруссии, и она даже впала в вассальную зависимость от Польши со второй половины XV века.

В 1348 году получила автономию от Новгородской республики, в части выбора посадника Псковская республика, просуществовавшая до 1510 года. В январе 1478 года Новгородская республика прекратила своё существование в связи с её захватом Московским княжеством. В начале XVIII века области вновь была присоединена к России, здесь была построена новая столица страны - Санкт-Петербург. В 1708 году была образована Ингерманландская губерния. В 1710 году она была переименована в Санкт-Петербургскую, в 1914 году - в Петроградскую, в 1924 году - в Ленинградскую.

В 1657 году Пруссия вошла в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства и освободилась от вассальной зависимости от Польши. В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав Российской империи. В соответствии с Потсдамскими соглашениями северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была передана Советскому Союзу, остальные две трети переданы Польше.

16 (27) мая 1703 был основан город Санкт-Петербург первым российским императором Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове. Пётр I дал городу название, посвящённое его покровителю на небе - Святому апостолу Петру. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. С 1712 года по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

Созданные в России губернии были обширны по своей территории, губернские канцелярии не справлялись с управлением и в 1719 году введена промежуточная административно-территориальная единица между уездом и губернией - провинция. Псковская провинция была образована в 1719 году в составе Санкт-Петербургской губернии, а затем с 1727 года была в составе вновь образованной Новгородской губернии. Псковская губерния была создана в 1772 году по Указу Екатерины II. После упразднения губерний на территории значительно превышающей нынешнюю область существовали три года, с августа 1927 года по август 1930 года, Великолукский и Псковский округа в составе Ленинградской и Западной областей.

В 1927-1929 в СССР проходила административная реформа (были упразднены губернии), в рамках которой 1 августа 1927 года была образована Ленинградская область. В её состав вошли территории 5 губерний: Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая. Территория области составила 360,4 тыс. км однако впоследствии она значительно уменьшилась. В годы Великой Отечественной войны большая часть территории области была оккупирована и значительно пострадала. Во время блокады Ленинграда через территорию области проходила «Дорога Жизни» - единственная магистраль, связывавшая осаждённый город со страной. Большой вклад в победу над врагом внесло партизанское движение: к началу 1944 года на территории области действовали 13 партизанских бригад, в которых состояли 35 тыс. бойцов. На территории области развернулось самое длительное и наиболее кровопролитное в истории Второй мировой войны сражение, связанное с блокадой Ленинграда и его деблокадой.

Псковская область была образована 23 августа 1944 года.4 июля 1946 года Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг - в Калининград. Остатки немецкого населения были депортированы в Германию к 1947 году.

Дальневосточный экономический район

Археологами установлено, что древний человек заселил Дальний Восток уже в раннем палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены. Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Дальнего Востока появились предки эвенов и эвенков. К XIII в. тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены.

Освоение русскими Дальнего Востока начинается в XVII векe. Первые землепроходцы появились в северных территориях Хабаровского края.

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Эта дата считается датой присоединения Якутии в состав Российского государства. На Дальний восток ссылали заключенных с 1640-х годов. Начиная с XIX века ссылка по большей части становится политической.

Первые европейцы на Сахалине появились в 17 в., когда здесь обитали айны, нивхи, эвенки. Первыми на острове побывали в 1640 казаки. В начале 18 в. начался процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Одновременно с русскими землепроходцами, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начали проникать японцы. Вскоре Сахалин был присоединен к России и на нем стали возникать русские военные посты и селения. В гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России.

Камчатка была "открыта" в 1697 году отрядом казаков во главе с Владимиром Атласовым. До пришествия русских казаков полуостров населяли только местные жители: ительмены, эвены, коряки и чукчи. Они занимались рыболовством и оленеводством.

В 1854 началось переселение казаков из Забайкалья в низовья Амура и Приамурье окончательно вошло в состав России.

В 1858 году были заложен Хабаровск. В 1856 году была образована Приморская область.

В 1860 г. был основан город Владивосток.

В 1875 Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин.

В результате поражения России в Русско-японской войне 1904-05 гг. Южный Сахалин перешел к Японии, но после окончания Второй мировой войны СССР вернул себе этот остров, а также Курильские острова. Спор по поводу трех островов Южных Курил продолжается до сих пор.

Началом истории Магаданского края можно считать 1920-е года, с прибытием туда научных геологоразведочных экспедиций. В начале 1930-х экспедициями были обнаружены месторождения россыпей золота.

Производством железобетонных изделий и конструкций

Рекреаци­онное хозяйство:

Санаторно-курортного обслуживания;

Экскурсионного обслу­живания международного значения.

Дальневосточный экономический район

Промышленность составляет 4,3% от общего объема промышленности России, при этом до­бывающей и обрабатывающей промышленности – по 7,6%. Ведущие отрасли промышленности:

Пищевая (рыбная и рыбоконсервная);

Горнодобывающая;

Машиностроение;

Цветная и черная металлур­гия:

§ горно-рудная промышленность – добыча и переработка олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота.

§ каменный и бу­рый уголь, нефть.

Химическая и нефтехимическая промышленность;

Лесная промышленность

§ деревообрабатывающая промышленность:

§ лесопиление;

§ мебельная;

Сельское хозяйство:

§ Растениеводство:

· зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, гречиха, соя, рис).

· картофель и овощи;

· кормовые культуры;

§ Животноводство:

· оленеводство;

· охотничий промысл;

· пушное звероводство (Сихотэ-Алинь, Сахалин).

· Скотоводство;

· свино­водство;

· птицеводство;

· овцеводство.

Практи­чески на всей территории развивается промышленность строительных материалов , но, несмотря на наличие цементных заводов, заводов же­лезобетонных конструкций, предприятий по производству кирпича и пр., эта отрасль не обеспечивает в полной мере потребности района.

7. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА

Северо-Западный экономический район

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области , которые занимают ме­нее 1/2 территории района, проживает 80% его населения, производит­ся 80% промышленной и свыше 50% сельскохозяйственной продукции.

Новгородская область , занимая свыше 1/4 территории района, сосредоточивает менее 1/10 населения. Здесь развивается машиностроение – электротехника, приборостроение, хи­мическое машиностроение, производство медицинских инструментов и химическая промышленность – производ­ство азотных удобрений, синтетических материалов, керамическое и стекольное производство, предприятия лесопи­ления, изготовление спичек. Главными отраслями сельского хозяйства являются льноводство и молочно-мясное животноводство.

Псковская область занимается льноводством, молочным животноводством и свиноводством. Развиваются предприя­тия электро - и радиотехники, выпуска­ются торфодобывающие машины, запасные части к тракторам и сельскохозяйственному оборудованию .

Калининградская область выделяется рыбной и янтарной отраслями, развитием курортной зоны. В поселке Янтарном работает единственный в России янтарный комбинат. На древесине Северного района функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность.

Северо-Западный район владеет всеми видами современного транспорта. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Основной вид транспорта – железнодорожный. Так же производится много речных и морских перевозок.

Дальневосточный экономический район

По уровню экономического развития территория района подразделяется на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.

Южная зона (Приморский край, южные части Хабаров­ского края, Амурской и Сахалинской областей). Основу хозяйства составляют горнодобывающая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности.

Средняя зона (северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Якутии). Главная отрасль специализации – горнодобывающая промы­шленность. Хозяйство сконцентрировано вдоль Байкало-Амурской магистрали. Основными отраслями являются угольная промышленность , теплоэнергети­ка , лесная промышленность и в перспективе – металлургия. В бассейне реки Ал­дан находится Южно-Якутский каменно­угольный бассейн. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены месторождения апатитов, залежи слюды, корунда, сланцев. Более интенсивно разви­ты добывающие отрасли на основе выборочного использования полез­ных ископаемых.

На Дальнем Востоке функционируют все виды транспорта, но основное место принадлежит железнодорожным перевозкам (до 80% грузооборота). Большое значение для межрайонных и внутрирайонных перевозок имеет морской (15% внутренних перевозок и 5–6% внешних) и речной (почти 15% внутренних перевозок) транспорт. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо, в основном это сезонные доро­ги – зимники, но имеются и крупные автострады . При помощи воздушного транспорта осуществляются пассажирские пере­возки и доставка грузов, в том числе в труднодоступные районы и на острова. На огромных пространствах севера сохра­няется олений вид транспорта. Развивается трубопроводный транспорт: построен нефтепровод Оха – Комсомольск-на-Амуре.

8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Район отличается мощным экономическим потенциалом, особым транспортно-географическим положением и огромными историко-культурными ценнос­тями.

Перспективы:

Развитие отраслей производящих импорт заменяющую продукцию и экспортной специализации (сложного и точного машиност­роения), научных разработок, культурного и туристического обслужи­вания.

Развитием непроизводственной сферы.

Использование науч­ного и социально-культурного потенциала региона;

Возрастание международной роли Санкт-Петербургского морского порта и всей транспортной системы района в транзитной и экспортно-импортной системах России требует повышения ее пропускной и про­возной способности за счет реконструкции и нового строительства.

Организация в Ленинградской и Новгородской области сво­бодных экономических зон, способствующих крупномасштабному при­влечению иностранных инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства.

Дальневосточный экономический район

Проблемы района:

Слабое освоение из-за удаленности от центральных и наи­более обжитых районов;

Суровые природно-климатических условия;

Большие расстояния усложняют развитие экономических связей с Центром и удорожают стоимость продукции при ее доставке из других экономических районов;

Освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений .

Расширение добычи золота, титана, олова, полиметаллов;

Создание крупных лесопромышленных комплексов;

Создание свободных экономических зон, совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промыш­ленности.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом.

Природные условия и ресурсы . Характерен умеренно- континентальный , моренный , завалуненность полей. подзолистые и торфянистые. Район небогат , есть горючие сланцы, фосфориты, глины, известняки. Калининградская область славится янтарём. На Северо-Западе сосредоточены значительные : 7 тыс. озёр ( , ), густая сеть (Нева, Волхов, Ловать). Большие площади покрыты и сочными пастбищами.

Население . Это район древнего русского заселения ещё со времён Киевской Руси. В настоящее время характерна небольшая численностью, но максимальная плотность населения. Северо-Запад называют районом одного города: из 8млн. человек – 5 млн. проживает в Петербурге. В районе самый высокий в России – 87%. Крупные старейшие города - Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса. Наравне с Центральной Россией на Северо-Западе сосредоточены высококвалифицированные .

В связи с отсутствием собственных ресурсов роль обрабатывающей промышленности является определяющей. Ведущие позиции занимает . Следует выделить два основных направления: , ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы (радиоэлектроника, приборостроение, электротехника), и отрасли, получившие развитие в процессе становления хозяйственного комплекса страны (судостроение, в том числе военное, вагоностроение, энергетическое машиностроение, в том числе атомное, станкостроение и другие подобные отрасли). Выделяются заводы, выплавляющие цветные металлы (Санкт-Петербург, Волхов, Пикалево, Бокситогорск), нефтепереработка в г. Кириши. Предприятия по производству удобрений имеются в (азотные и комплексные) и Кингисеппе (фосфорные и сложные).

Район выделяется комплексным использованием лесного сырья. Здесь представлены все стадии цикла, причем на завершающие стадии приходится гораздо больше выпускаемой продукции, то есть сырье приходится завозить. В качестве необходимой отрасли следует выделить электроэнергетику, базирующуюся как на собственных ресурсах (Волховская ГЭС, Свирские ГЭС, Нарвская ГЭС, Сланцевская ГРЭС), так и на привозном сырье (Псковская, Лениградская, Киришская ГРЭС, Лениградская АЭС).

Отраслями специализации являются:

Многоотраслевое машиностроение: судостроение(атомные ледоколы, сухогрузы), производство энергетического оборудования для электростанций (турбины, генираторы, атомные реакторы и др.), точные наукоёмкие отрасли (электроника, электротехника, приборостроение и др.).

Выплавка алюминия на Волховском и Бокситогорском комбинатах.

Химическая многоотраслевая промышленность, в том числе фармацевтическая.

Лёгкая промышленность.

Научно-техническое обеспечение (в районе сконцентрировано 20% всех научных работников России).
Северо-Запада представлена ТЭС на привозном топливе, ГЭС (крупнейшая- Волховская), Ленинградской АЭС.

Агропромышленный комплекс. и разнообразны и, в первую очередь, на обеспечение городского населения продуктами питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, выращивании картофеля и овощей, в том числе в защищенном грунте. В последние годы в Новгородской области построено несколько крупнейших пищевых предприятий зарубежных фирм (Кэдбери, Дирол).

Фокусом всей территории является Санкт-Петербург. К нему сходятся все пути (автомобильные, железнодорожные, ЛЭП). Роль как портового комплекса очень велика, так как он переваливает значительное количество всех международных морских грузов России. Потеря многих портов после распада СССР требует дополнительного строительства причалов и новых портовых комплексов на побережье (Выборг, Усть- , бухта Батарейная). Предполагается продолжить нефтепровод из Киришей до терминала на берегу.

Северо-Западный район, а в первую очередь Санкт-Петербург, - крупный туристический район страны.

Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты:

  • - г. Санкт-Петербург
  • - Ленинградская область
  • - Новгородская область
  • - Псковская область

Площадь района составляет 1, 15% от площади России - 195,2 тыс. кв.км. Это самый малень-кий район по числу составляющих его субъектов Российской Федерации. Район граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией и Белоруссией, так же имеет выход в Балтийское море.

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США. Большую часть территории района занимает холмистая низменность, примыкающая к Финскому заливу. Район расположен на Русской равнине.

Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России.

Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.

  • 2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Великий Новгород - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов).
  • 3. Приморское и приграничное положение района.

Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города - Санкт-Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Главным стимулом для социально-экономического развития района на всех этапах истории являлось его выгодное экономико-географическое положение. Он является связующим звеном между внутренними районами европейской части России и странами Европы. Благоприятно также соседство с богатым природными ресурсами Северным районом и промышленно развитым Центральным районом, высокоразвитыми европей-скими странами.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Запад России - самый небольшой по территории (212 тыс. км 2 ) район России. В его состав входят Северо-Западный экономический район (Ленинградская, Псковская и Новгородская области, город федерального значения Санкт-Петербург) и .

Экономико-географическое положение

Выгодность положения определяется приморским расположением района у берегов и его Финского залива. Преимущества экономико-географического положения и наличие водных путей определили давнее заселение территории.

Природно-ресурсный потенциал

а) Охватывая обширные пространства около 800 км с запада на восток и на 600 км с севера на юг, Северо-Запад отличается разнообразием природы. В пределах района имеются ровные полосы побережий, лишь слегка поднимающиеся над уровнем моря, и низменности, где плоские и слабо волнистые участки чередуются с невысокими холмами и возвышенностями, достигающими местами 300 м. На Северо-Запада России оказало влияние четвертичное оледенение, сформировавшее моренно-ледниковые формы рельефа с холмами, грядами и зандровыми равнинами. Ледниковые отложения богаты валунами. Под толщами моренных отложений залегают палеозойские отложения, с которыми связаны полезные ископаемые Северо-Запада России: огнеупорные глины, сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки и бокситы.

б) Северо-Западная располагается в пределах умеренно континентального , переходящего к морскому. Обилие осадков приводит к избыточному увлажнению и .

в) Северо-Запад России - озерный край, богатый водными ресурсами. Здесь 7 тыс. озер. Среди них наиболее крупные: , Ильменское и другие. Речная сеть густа. Крупные реки и озера используются для судоходства, развито местное рыболовство.

г) Северо-Запад - лесной край. Леса занимают около половины всей территории, а на северо-востоке района достигает 70% На юге и юго-западе сильно вырублены.

д) Для всей территории Северо-Запада характерны подзолистые и торфяно-болотные . Все они требуют внесения удобрений.

Население

В пределах Северо-Запада проживает около 9 млн. человек, что составляет более 6% населения страны.

Северо-Запад - район преимущественно городского населения (его доля самая высокая в России - 86%). В районе в основном проживают русские, на востоке района живет немногочисленный народ финской группы - вепсы.

Хозяйство

В настоящее время одной из ведущих отраслей Северо-Запада является многоотраслевое машиностроение , которое сосредоточено в крупных городах района - , Выборге, Новгороде, Пскове и . На предприятиях этой отрасли производят суда, радио- и телевизионную аппаратуру, приборы, видеомагнитофоны, оборудование для рыбоперерабатывающей промышленности, турбины, генераторы, компрессоры, часы, электропылесосы.

Благодаря выгодному экономико-географическому положению в районе Северо-Запада России сложился мощный комплекс отраслей на дальнепривозном сырье, топливе и полуфабрикатах, включающий химическую и . На севере и западе района развита лесная промышленность . С района тесно связана цветная (Волхов, Бокситогорск) и черная металлургия , представленная передельными заводами (Тихвин, Санкт-Петербург, Новгород).

Агропромышленный комплекс района специализируется на льноводстве и молочно-мясном , а в пригородах - на производстве овощей, картофеля и птицеводстве.

Санкт-Петербург - второй после Москвы промышленный, транспортный узел, центр науки и культуры, крупный морской порт России на .