Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика. Нервные болезни у детей: причины, симптомы, виды

Все болезни от нервов – так принято считать. Но не всегда это утверждение верно. Часто причиной нервных болезней служит, например, перенесенная инфекция или осложнения после гриппа. Давайте разбираться подробнее что-от-чего зависит и зачем родителям нужно про них знать.

Нервная система детей

У ребенка нервная система существенно отличается от взрослой. И все это только потому, что ребенок развивается буквально по часам, и нервная система совершенствуется вместе с малышом . Именно за счет ее существования человек является разумным существом. Основной задачей нервной системы человека служит комфортное обеспечение человека при существовании в окружающей его среде, а также его взаимодействии с ней и с другим человеком.

К моменту рождения максимально готовой из всей нервной системы ребенка является спиной мозг . И хотя при этом число клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека одинаково, у ребенка все клетки находятся в зачаточном состоянии. То есть по своей структуре они еще незрелые, а еще при этом клетки не имеют достаточного количества отростков, чтобы обеспечивать функции высшей нервной деятельности . К таким функциям относят память, эмоции и навыки. Как вы видите сами, по мере взросления вашего крохи развитие коры головного мозга , то есть нервной системы малыша происходит быстро. От защитных безусловных рефлексов, которые к 4 месяцам практически все гаснут – начинает проявляться умение управлять руками и ногами, например.

Особенности нервной системы новорожденного

  • К этим особенностям относят в первую очередь пониженную возбудимость . Это помогает избежать перевозбуждения нервной системы от постоянно меняющихся условий: он родился и стало много света, пошел гулять – множество разных звуков, вечернее купание – опять каскад ощущений.
  • Быстрая утомляемость. Малыш не может долго следить за игрушкой, делать любое действие долго (по его меркам) – его нервная система просто говорит о том, что нужно сменить вид деятельности.
  • Всё его поведение подчинено пищевой доминанте . Как только наступает чувство голода, все его рефлексы не связанные с ним, тормозятся и ребенок требует только одного – насыщения.
  • За счет того, что у новорожденного не успели сформироваться оболочки у нервных окончаний , то есть пока у него не сформировалось миелинизация нервных волокон . Его боль (например, колики) распространяется не только на очаг боли, но и на соседние. Таким образом у него не только болит живот от колик, но и все, что рядом (это связано только с несовершенством нервной системой ). О таком этапе развития ребенка лучше знать каждому родителю и понимать, что малыш порой и сам себе не рад, потому что не знает, что у него болит.

Причины нервных болезней у детей

  • Травма. Травмы головы могут иметь серьезные последствия. Часто именно ушиб головного мозга может вызвать нервную болезнь у детей. А ведь малыш еще только растет и любая травма может существенно повлиять на его развитие.

ВАЖНО! Если ваш малыш упал и у него потерялось сознание, головокружение, рвота, тошнота, головные боли – срочно вызывайте скорую помощь. Диагноз может поставить только врач. Ваша задача – вовремя к нему обратиться!

Симптоматика проявления нервных болезней у детей бывает разнообразной, при этом то, что считается нормой в одном возрасте, в другом – уже является патологией. В данном случае важно вовремя обратиться к врачу при появлениях первых признаков, которые вас смущают и своевременно проходить плановые осмотры.

К основным симптомам относят:

  • Головные боли. Распознать их у новорожденного очень сложно. Поэтому если ваш малыш плачет совершенно без причины – консультируйтесь с врачами!
  • Нарушенная координация движения. Опять же у новорожденного это определит врач, у более старшего ребенка – заметите вы.
  • Изменение, отсутствие или нарушение обонятельных, или тактильных функций организма.
  • Двигательные расстройства. К ним относят параличи и тремор (встречается у новорожденного чаще), а также может проявляться в виде замедленных непроизвольных движений.
  • Любые виды тиков. Как правило, возникают на фоне неврозов.
  • Нарушение аппетита.
  • Обмороки. Причиной обмороков могут быть как аномальные сосуды, так и недостаточное кровоснабжение головного мозга.
  • Энурез.
  • Нарушение сна (бессоница, лунатизм).

Обследование и выявление нервных болезней может заниматься только врач. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Профилактика

В данном случае лучшей профилактикой послужит соблюдение режима дня ребенка и мамы (особенно во время беременности), прогулки на свежем воздухе и сбалансированное питание. То есть в данном случае ваша задача состоит в том, чтобы нервную систему укрепить! При малейших признаках нарушения здоровья у эмоционально-уравновешенного малыша должен вызывать не только ваш вопрос "почему так", но вы также должны записаться на консультацию.

Полезное видео

Евгений Комаровский расскажет о поставленных диагнозах нервных болезней.

Гиперактивность – это характер или болезнь. Именно об этом вы узнаете из видео доктора Комаровского

Итоги

Поставить диагноз и выяснить психологические причины нервных болезней у детей может только врач. Ваша главная задача – своевременное обращение к нему. Перед визитом к врачу важно, чтобы вы вспомнили все те заболевания (в том числе и алкоголизм и заболевания нервной системы) в ваших с мужем семьях. Основываясь на всех данных, а также проведя ряд исследований врач сможет вам поставить диагноз и помочь с лечением.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Заболевания нервной системы у детей, вызванные каким-либо микроорганизмом, всегда представляют угрозу здоровью, а иногда и жизни. Возбудителем может быть любой представитель микромира: бактерии, вирусы, грибки и др. Инфекционный процесс начинается после проникновения возбудителя в нервную ткань или (что встречается реже) на фоне других заболеваний, в том числе инфекционной природы.

Среди всех существующих заболеваний различают следующие типы: менингит, полиомиелит, энцефалит.

Менингит

Заболевания нервной системы у детей во многих случаях встречаются в виде менингита или, другими словами, воспаления оболочек головного мозга.

Если в патологический процесс вовлечены не только оболочки, но и ткань мозга ребенка, то специалисты ставят диагноз – менинго-энцефалит.

Независимо от природы (инфекционного начала) для менингита характерны общие симптомы: головная боль (у новорожденных она сопровождается сильным плачем), ухудшение общего состояния, повышение температуры тела. Головная боль становится сильнее под влиянием каких-либо раздражителей (света, звука). Кроме того, у ребенка может быть рвота, приступы которой не имеют связи с приемами пищи.

Еще один немаловажный признак воспаления – ригидность (сжатость) мышц затылка, что проявляется максимальным сгибанием шеи и запрокидыванием головы назад. О возможном заболевании специалисты также судят по симптому Кернига. Он проявляется в следующем: ребенка укладывают в горизонтальное положение, при этом сгибают ему ногу, разогнуть которую в суставах получается плохо по причине возникающей боли в спине. Что касается новорожденных, а также детей до 1,5 лет, то при заболевании, особенно когда ребенок плачет, выбухает большой родничок. В запущенных случаях у новорожденных выпячивание наблюдается даже в состоянии покоя по причине повышенного давления внутри черепа. Нередко менингит сопровождается судорожным синдромом.

Распространенные возбудители менингита

Вирусы Коксаки

Заболевание у ребенка, вызванное данным вирусом, может быть в виде вспышек, передается через продукты питания и через воздух. После попадания в организм первые признаки отмечаются приблизительно спустя 7 дней. Начинается данная патология, как у новорожденных, так и у детей постарше, с приступов головной боли. Визуально лицо, а также склеры глаз, становятся красными. По всему телу заметна сыпь в виде пятен. Заболевший малыш возбужден, плохо спит. Течение этого вида менингита доброкачественное. Обсеменение ликвора и повышение температуры тела длится не более 3 недель.

Лечение заключается в назначении препаратов, устраняющих признаки, то есть жаропонижающих, обезболивающих и других средств. Если беспокоит сильная головная боль, то по назначению врача могут быть рекомендованы пункции.

Палочка Коха

Туберкулезный менингит, вызываемый палочкой Коха, почти всегда вторичен, то есть развивается на фоне уже имеющегося инфекционного процесса. Характерные симптомы: гиподинамия (уменьшение двигательной активности ребенка), гипертермия, отсутствие аппетита, появление симптомов, которые характерны для менингита. Возможны парезы (частичная парализация), опущение век, косоглазие.

При взятии спинномозговой жидкости она вытекает под повышенным давлением. Лечение заключается в назначении антибактериальных препаратов, губительно воздействующих на микобактерии туберкулеза. В качестве этиотропной терапии назначаются Фтивазид, Стрептомицин, ПАСК.

Менингококк

Часто заболевают дети первых трех лет жизни. К характерным признакам заболевания относятся: ухудшение общего самочувствия (повышение температуры, рвота без тошноты, беспокойство и др.). У новорожденных и детей до года сильно выбухает родничок и присутствуют менингеальные признаки.

Доказывают природу заболевания своеобразные высыпания с кровоизлиянием внутри по форме напоминающие мелкие звезды. Они слегка приподняты над уровнем кожи и возникают на нижних конечностях, спине. Спустя время возможно воспаление суставов и оболочки глаз. Если взять спинномозговую жидкость, то она мутная, в ней обнаруживается большое содержание лейкоцитов, белка, а также менингококки – возбудители заболевания. Они же обнаруживаются и в кожных соскобах, а также во внутрисуставной жидкости.

Прогноз исхода данного вида менингита для жизни серьезный. Лечение заключается в назначении антибиотиков: менингококк чувствителен к пенициллину. Вместе с ним могут быть назначены сульфаниламиды, а также кортикостероидные препараты.

Полиомиелит

Это заболевание вирусной природы, которое передается преимущественно через грязные руки, а также через воздух, и поражает главным образом некоторые отделы спинного мозга. Скрытый период длится не более 10 дней. Симптомы заболевания у новорожденных зависят от стадии заболевания. В препаралитический период наблюдаются общие признаки интоксикации, недомогание. Симптомы, характерные для поражения нервной системы: сонливость, судороги конечностей, бред, болезненность при пальпации мышц конечностей и др.

В паралитический период наблюдаются типичные парезы (частичная парализация) и параличи (полные парезы). Тяжелая форма заболевания сопровождается поражением жизненно важных центров мозга, что может привести к гибели ребенка. В восстановительный период отмечается полное или частичное выздоровление. В период остаточных явлений наблюдаются симптомы парализации, свидетельствующие о поражении нервной системы.

Лечение сводится к немедленной госпитализации и введении гамма-глобулина.

Предупредить данное заболевание возможно, если не игнорировать обязательную вакцинацию.

Энцефалит

Воспалительный процесс в тканях головного мозга, как у ребенка, так и у взрослых, называется энцефалитом. В зависимости от природы он может быть вирусный (например, клещевой), вторичный, и энцефаломиелит (часто у новорожденных после перенесенного гриппа, краснухи и др.). Общие характерные симптомы: быстрое начало развития заболевания, изменение сознания вплоть до развития комы, сонливость, судорожное состояние, возникновение парезов и менингеальных симптомов. У ребенка может быть нарушено дыхание, наблюдается расстройство зрения.

Детей с подозрением на энцефалит госпитализируют и проводят следующие терапевтические мероприятия. При клещевом энцефалите вводится сыворотка; при энцефалите, который возник на фоне введенной вакцины, вводится гамма-глобулин, назначаются антибиотики. По показаниям вводятся препараты, устраняющие судороги, температуру, перебои в работе сердца у новорожденных.

Любой из вышеперечисленных симптомов требует незамедлительного обращения к специалисту. В противном случае ухудшение состояния может привести к серьезным изменениям здоровья или смерти ребенка.

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важно Как показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение : предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информация Можно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

Нарушения сна

  • Ночные кошмары . Возникают при нарушениях дыхания (астма, ), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи : малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение : при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут , не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Неловкость

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Повышенная возбудимость

Характеризуется , но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важно Очень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания , перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения , недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли .
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • , что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания - залог успешного исхода его лечения.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.