Диагностика функционального состояния детей дошкольного возраста. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков

Лабораторная работа № 2

Тема «Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой системы»

Методы функционального исследования позволяют дать оценку адаптационных возможностей организма, судить о функциональной способности организма, облегчают выбор методики и дозировку средств физической культуры. Величину адаптации какой-либо системы или всего организма в целом невозможно оценить при исследованиях лишь в состоянии покоя. Для этого необходимы функциональные пробы с физическими нагрузками.

Функциональные пробы сердечно-сосудистой разделяются:

На одномоментные, при которых нагрузка используется однократно (например, 20 приседаний или 2-минутный бег);

Двухмоментные, при которых выполняются две одинаковые или разные нагрузки с определенным интервалом между ними;

Комбинированные, при которых используется более двух разных по характеру нагрузок.

Ц е л ь р а б о т ы: дать оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов по данным функциональных проб.

О б о р у д о в а н и е: аппарат для измерения артериального давления, фонендоскоп, метроном, секундомер.

М е т о д и к а в ы п о л н е н и я р а б о т ы.

Перед проведением функциональной пробы дать оценку состояния сердечно-сосудистой системы в покое.

1. Проба с 20 приседаниями . Обследуемый садится у края стола. На левом плече его закрепляют манжетку тонометра, и левую руку он кладет на стол, ладонью кверху. После 5 - 1О - минутного отдыха подсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. После этого испытуемый, не снимая манжетки (тонометр отключается) проделывает ритмично под метроном 20 глубоких приседаний за 30 секунд, поднимая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитываются пульс в течение первых 10 секунд, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30 - 40 с. Начиная с пятидесятой секунды, вновь подсчитывают частоту пульса по десятисекундным отрезкам времени до возвращения его к исходным данным. После этого вновь измеряют артериальное давление. Результаты пробы записывают в форме таблицы.

2. Проба с бегом на месте в темпе 180 шагов в минуту проводится под метроном при сгибании бедра на 70°, сгибании голени до угла с бедрами 45 - 50° и свободными движениями руками, согнутыми в локтевых суставах, как при обычном беге. Методика исследования и регистрации данных пульса и артериального давления при этом такая же, как и при предыдущей пробе, однако артериальное давление измеряют на каждой минуте восстановительного периода.

3. Комбинированная проба Летунова. Первый момент пробы - 20 приседаний за 30 секунд, после чего пульс и артериальное давление исследуются в течение 3 мин, второй - 15 – секундный бег на месте в максимальном темпе, после чего у испытуемого исследуются пульс и артериальное давление в течение 4 минут, третий - 2 или 3 минутный бег на месте (в зависимости от возраста и пола) в темпе 180 шагов в 1 минуту с последующим наблюдением в течение 5 минут.

В этой пробе 20 приседаний служат разминкой, реакция пульса и артериального давления на 15 – секундный бег в максимальном темпе отражает адаптацию сердечно – сосудистой системы к скоростным нагрузкам, а на 2- или 3-минутный бег - к нагрузкам на выносливость.

Для оценки функционального состояния сердечно – сосудистой системы учащихся спортивных школ и занимающихся в спортивных секциях рекомендуется использовать комбинированную пробу Летунова.

Оценка результатов функциональных проб сердечно - сосудистой системы проводится на основании анализа непосредственной реакции пульса и изменения максимального, минимального и пульсового давления на нагрузку, а также по характеру и времени их восстановления к исходному уровню.

Для оценки учащения пульса определяют степень его учащения в процентах по сравнению с исходной величиной. Составляется пропорция, в которой частота пульса в покое принимается за 100%, а разница в частоте пульса до и после нагрузки - за Х.

Пример: в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляла 76 ударов в минуту. После пробы с физической нагрузкой – 92 удара в минуту. Разница составляет: 92 – 76 = 16. Составляется пропорция: 76 – 100%

Учащение пульса составляет 21% (16 * 100: 76 = 21).

Очень важно в оценке реакции системы кровообращения сопоставить изменения пульса и артериального давления, выяснить, соответствует ли учащение пульса увеличению пульсового давления, что способствует выявлению механизмов, за счет которых происходит приспособление к физической нагрузке. Следует подчеркнуть, что у детей чаще, чем у взрослых, усиление сердечной деятельности при физических нагрузках происходит в основном за счет учащения пульса, а не увеличения систолического выброса, т. е. менее рационально. По характеру изменения пульса и артериального давления и длительности восстановительного периода после функциональных проб различают пять типов реакции сердечно-сосудистой системы: нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и ступенчатый.

Нормотоническим типом реакции на функциональную пробу с 20 приседаниям считается учащение пульса на 50 -70%, (после 2-минутного бега на месте при благоприятной реакции наблюдается учащение пульса на 80- 100%, после 15 - секундного бега в максимальном темпе-на 100-120%.) Более значительное учащение пульса свидетельствует о нерациональной реакции системы кровообращения на нагрузку, так как усиление его деятельности при физической нагрузке происходит больше за счет учащения сердечных сокращений, чем за счет увеличения систолического выброса крови. Чем выше функциональный потенциал сердца, чем совершеннее деятельность его регуляторных механизмов, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную, стандартную физическую нагрузку.

При оценке реакции артериального давления учитывается изменение максимального, минимального и пульсового давления. При благоприятной реакции на пробу с 20 приседаниями максимальное давление увеличивается на 10 – 40 мм рт ст, а минимальное - снижается на 10 – 20 мм рт ст.

С повышением максимального и понижением минимального увеличивается пульсовое давление на 30 – 50%. Процент его увеличения рассчитывается так же, как и процент учащения пульса. Уменьшение пульсового давления после пробы свидетельствует о нерациональной реакции артериального давления на физическую нагрузку. При более высоких нагрузках увеличение пульсового давления обычно более выражено.

При данном типе реакции на нагрузку все показатели восстанавливаются до исходного уровня до третьей минуты. Эта реакция свидетельствует о том, что увеличение минутного объема крови при мышечной нагрузке происходит как вследствие учащения сердечных сокращений, так и вследствие увеличения систолического выброса крови. Умеренный подъем максимального давления, отражающий усиление систолы левого желудочка, увеличение пульсового давления в нормальных пределах, отражающее увеличение систолического объема крови, некоторое снижение минимального давления, отражающее уменьшение тонуса артериол, способствующее лучшему доступу крови на периферию, короткий восстановительный период - все это указывает на достаточный уровень регуляторных механизмов всех звеньев системы кровообращения, обеспечивающих рациональное его приспособление к физической нагрузке.

Гипотонический тип реакции характеризуется учащением пульса больше 150%, стабильностью или повышением пульсового давления на 10 – 25% . Максимальное давление при этом увеличивается мало (от 5 до 10 мм рт ст), иногда не изменяется, а минимальное - чаще не изменяется или может незначительно как повышается, так и понижаться (от 5 до 10 мм рт ст). Таким образом, усиление кровообращения при мышечной нагрузке достигается в этих случаях больше за счет учащения пульса, а не увеличения систолического объема крови. Восстановительный период при гипотоническом типе реакции значительно удлиняется (от 5 до 10 мин). Такая реакция является отражением функциональной неполноценности сердца и регулирующих его деятельность механизмов. Она характерна для людей после перенесенных заболеваний и испытывающих «двигательный голод».

Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением (не столько за счет увеличения систолического выброса крови, сколько вследствие повышения сосудистого тонуса) максимального давления (на 60 – 100 мм рт ст), значительным учащением пульса (80 – 140%) и подъемом максимального давления на 10 – 20 мм рт ст. Восстановительный период при этом типе реакции замедлен. Гипертонический тип реакции является чрезмерной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и не рационален. Чаще она встречается при переутомлении и повышенной реактивности сердечно-сосудистой системы. Нередко она наблюдается и у юных спортсменов с явлениями физического перенапряжения или перетренированности.

Дистонический тип реакции характеризуется значительным увеличением максимального давления и резким понижением минимального давления. Пульс значительно учащается, а восстановительный период удлиняется. После небольшой физической нагрузки (20 приседаний) такая реакция расценивается как неблагоприятная. Она свидетельствует о неадекватности реакции системы кровообращения величине выполненной физической нагрузки и наблюдается чаще всего при выраженной неустойчивости сосудистого тонуса, при вегетативных неврозах, переутомлении, после заболеваний.

Реакция со ступенчатым подъемом максимального артериального давления характеризуется тем, что на 2- и З-й минуте восстановительного периода максимальное давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция, отражает ослабление функциональной приспособляемости системы кровообращения к физическим нагрузкам и функциональную неполноценность регулирующих его механизмов. Она расценивается как неблагоприятная и наблюдается после инфекционных заболеваний, при утомлении, малоподвижном образе жизни, а у спортсменов - при недостаточной тренированности.

Считая, что пульсовое давление находится в прямой зависимости от систолического объема крови, реакцию системы кровообращения на функциональную пробу можно оценить путем использования различных формул, косвенно характеризующих интегральный показатель функции кровообращения - минутный объем крови. Наиболее распространена формула Б. П. Кушелевского, названная им показателем качества реакции (ПКР).

РД2 – РД1

где РД1 - пульсовое давление до нагрузки, РД2 - пульсовое давление после нагрузки, Р1 – частота сердечных сокращений до нагрузки (в 1 мин), Р2 - частота сердечных сокращений до после нагрузки.

ПКР в пределах от 0,5 до 1 является показателем хорошего функционального состояния системы кровообращения. Отклонения в ту или иную сторону свидетельствуют об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Параметры

Восстановительный период

Контрольные вопросы

    Что такое кровяное давление?

    Что обеспечивает движение крови по сосудам?

    Что такое максимальное кровяное давление?

    Что такое минимальное кровяное давление?

    Почему скорость движения крови в артериолах, венулах и капиллярах различна и какое это имеет биологическое значение?

    Чему равно кровяное давление в разных участках сосудистого русла и почему оно различно в них?

    Что такое максимальное артериальное давление?

    Что такое минамальное артериальное давление?

    Что такое пульсовое давление?

    Какая реакция сердечно сосудистой системы на нагрузку называется нормотонической?

    Какая реакция сердечно сосудистой системы на нагрузку называется гипертоноической?

    Какая реакция сердечно сосудистой системы на нагрузку называется гипотонической?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя

1.1 Артериальное давление

2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб

2.1 Функциональная проба Руфье

2.2 Функциональная проба с бегом

2.3 Степ-тест Кэрша

3. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы

3.1 Проба Штанге

3.2 Проба Генчи

Заключение

Использованные источники

Введение

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.

Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки.

При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуется функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.

сосудистый артериальный проба дыхательный

1. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях пок оя

Наиболее легко исследуемый показатель функционального состояния - ЧСС, т.е. количество сокращений сердца за 1 мин. Как уже было сказано ранее, самыми распространенными для измерения являются четыре точки на геле человека: на поверхности запястья над лучевой артерией, у виска над височной артерией, на шее над сонной артерией и на груди, непосредственно в области сердца. Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на указанные точки так, чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать пульсацию артерии.

Обычно ЧСС получают, используя правило математического соотношения, подсчитав число пульсаций за несколько секунд. Если необходимо знать ЧСС в покое, можно использовать для подсчета любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин). Если же измеряется ЧСС в нагрузке, то чем быстрее зафиксировать пульсации за несколько секунд, тем точнее будет этот показатель. Уже через 30 с после прекращения нагрузки ЧСС начинает быстро восстанавливаться и значительно падает. Поэтому в практике спорта применяют немедленный подсчет количества пульсаций после прекращения нагрузки за 6 с, в крайнем случае - за 10 с, и умножают полученное число соответственно на 10 или на 6. Сравнительно недавно в спортивную практику внедрены пульсомеры - приборы, фиксирующие показатель ЧСС автоматически, без остановки спортсмена.

Частота пульса у людей индивидуальна. В состоянии покоя у здоровых нетренированных людей она находится в пределах 60-90 уд/мин, у спортсменов - 45-55 уд/мин и ниже.

Важна не только частота сокращений сердца за минуту, но и ритм этих сокращений. Пульс можно считать ритмичным при условии, если число пульсаций за каждые 10 с в течение 1 мин не будет отличаться более чем на единицу. Если же различия составят 2-3 пульсации, то работу сердца следует считать аритмичной. При устойчивых отклонениях в ритме ЧСС следует обратиться к врачу.

ЧСС свыше 90 уд/мин (тахикардия) свидетельствует о низкой тренированности сердечно-сосудистой системы либо является следствием заболевания или переутомления.

1.1 Артериальное давление

Давление в кровеносной сосудистой системе - это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное, давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и диастолическое, или минимальное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (НАД).

Для измерения артериального давления пользуются тонометром и фонендоскопом. Тонометр включает надувную резиновую манжету, ртутный или мембранный манометр. Как правило, артериальное давление измеряется на плече исследуемого, находящегося в сидячем или лежачем положении.

Для правильного определения артериального давления необходимо, чтобы манжета накладывалась несколько выше локтевой ямки. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп.

Создается давление в манжете выше максимального (до 150-180 мм рт. ст.), при котором исчезает пульс.

Затем, медленно поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжеты, при помощи фонендоскопа выслушиваются тоны в плечевой артерии. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. При продолжении снижения давления в манжете интенсивность тонов нарастает, далее отмечается постепенное их ослабление с последующим исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.

У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у взрослого человека нормальное СД составляет 100-140, а ДД - 60-90 мм рт. ст. При значениях, превышающих названные параметры, развивается гипертония, а при их снижении - гипотония. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180-200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40-50 мм рт. ст.

Пульсовое артериальное давление должно находиться в пределах 40-60 мм рг. ст. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы показателей ЧСС и АД в покое недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных ЧСС и АД в покос с ЧСС и АД после физической нагрузки и в период восстановления. Поэтому при самоконтроле функционального состояния обязательно проводятся несложные, по информативные функциональные пробы.

2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой систем ы с помощью функциональных проб

Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и информативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, так как с ее помощью можно выявить лишь крайне низкий уровень физической подготовленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы: проба с 30 приседаниями, бег на месте в течение 3 мин, степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.

2.1 Функциональная проба Руфье

Проведение пробы Руфье - Диксона

Чтобы провести пробу Руфье вам понадобится секундомер или часы, которые отображают секунды, ручка и лист бумаги. Прежде всего необходимо немного отдохнуть, чтобы можно было подсчитать пульс в покое, поэтому рекомендуется полежать на спине в течении 5 минут. Затем измеряют ЧСС за 15 секунд. Запишите результат - это Р1.

В течении 45 секунд необходимо выполнить 30 приседаний и снова лечь. При этом за первые 15 секунд отдыха измеряется пульс - это Р2. Через 30 секунд проводится повторное измерение пульса за 15 секунд, т.е. берутся последние 15 секунд первой минуты восстановления - это Р3.

Расчет индекса Руфье

Полученные данные нужно подставить в формулу Руфье:

ИР = (4 х (Р1+Р2+Р3) - 200)/10

где ИР - индекс Руфье, а Р1, Р2 и Р3 - ЧСС за 15 секунд.

Оценка результата пробы Руфье - Диксона

1. 0,1 - 5 - результат хороший;

2. 5,1 - 10 - средний результат;

3. 10,1 - 15 - удовлетворительный результат;

4. 15,1 - 20 плохой результат.

Таким образом, вы можете проводить пробу Руфье раз в месяц и следить за динамикой работоспособности своего сердца.

2.2 Функциональная проба с бегом

Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают ЧСС в течение 15-секундного интервала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Далее подсчитывается пульс на второй, третьей и четвертой минутах восстановления. После измерения ЧСС при наличии аппарата необходимо измерять и регистрировать показатели АД в те же минуты периода восстановления.

2.3 Степ-тест Кэрша

Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет "раз" поставьте одну ногу на скамью, на "два" - другую, на "три" - опустите одну ногу на землю, на "четыре" - другую. Теми должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 с, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончании теста сядьте и подсчитайте пульс.

Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы определить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки. Сравните полученный результат (пульс в течение 1 мин) с данными таблицы и увидите, насколько хорошо вы подготовлены.

Таблица I. Степ-тест Кэрша

Пульс следует подсчитывать в течение минуты, чтобы определить не только частоту пульса, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки.

3. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы

Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы.

3.1 Проба Штанге

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50 с, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину - до 30-35 с.

3.2 Проба Генчи

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных - 40-60 с и более.

При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.

Частота дыхания - количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16-18 раз/мин, у спортсменов - 8-12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40-60 раз/мин.

Заключение

Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье и функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Использованные источники

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006. - 111 с.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. - М.: Кнорус.Среднее профессиональное образование,2014. - 256 с.

4. Леони Д., Берте Р. Анатомия физиология человека в цифрах. - М.: Крон-Пресс, 1995. -- 128 с.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Марков. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

Интернет источники

1. Studme.org. Физическая культура. [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/111512124126/meditsina/metodika_individualnogo_podhoda_primeneniya_sredstv_dlya_napravlennogo_razvitiya_otdelnyh_fizicheskih_. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 30.03.2016)

2. Страна советов. [Электронный ресурс]. URL: http://strana-sovetov.com/health/3047-health-way-life.html. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 30.03.2016)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональная проба по Н.А. Шалкову. Зависимость характера физической нагрузки от состояния ребенка. Задержка дыхания на вдохе. "Степ-тест" (подъем на ступеньку). Нагрузочная проба на велоэргометре. Детская эхокардиография, показания к ее проведению.

    презентация , добавлен 14.03.2016

    Характеристика заболеваний сердечно–сосудистой системы, специфика и методика использования способов физической реабилитации. Объективные симптомы при заболеваниях дыхательной системы. Методы диагностики функционального состояния органов дыхания.

    реферат , добавлен 20.08.2010

    Наличие и степень выраженности декомпенсации жизненно важных функций организма. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и системы органов дыхания. Крайне тяжелое общее состояние больного. Оценка функционального состояния почек.

    презентация , добавлен 29.01.2015

    Нарушения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов вследствие физического перенапряжения. Факторы возникновения заболеваний, роль наследственности в патологии. Оценка работы слухового, вестибулярного и зрительного анализаторов.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2012

    Функции сердечно-сосудистой системы. Уход за больными с сердечными заболеваниями, их симптоматика. Основные грозные осложнения длительного постельного режима. Артериальное давление, его показатели. Методика определения пульса на лучевой артерии.

    презентация , добавлен 29.11.2016

    Рассмотрение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Изучение клиники врожденных пороков сердца, артериальной гипертензии, гиппотезии, ревматизма. Симптомы, профилактика и лечение острой сосудистой недостаточности у детей и ревматизма.

    презентация , добавлен 21.09.2014

    Анатомия и физиология сердечно–сосудистой системы. Вены, распределение и ток крови, регулирование кровообращения. Давление крови, кровеносные сосуды, артерии. Определение показателя состояния осанки и плоскостопия у учащихся. Орган вкуса, виды сосочков.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Сравнительная характеристика приступов удушья при бронхиальной астме и болезнях сердечно-сосудистой системы. Пароксизмы удушья при узелковом периартериите. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы: диета, двигательный режим, вредные привычки.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2010

    Происхождение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы, их происхождение и места их локализации. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Регулярные профилактические осмотры у кардиолога.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Динамика и структура болезней сердечно-сосудистой системы: анализ данных отчета по отделению за пять лет. Проведение профилактики и внедрение принципов здорового питания с целью снижения количества пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

При определении состояния здоровья на первом месте стоит исследование и оценка состояния сердечно-сосудистой системы, так как она является основным звеном, определяющим и лимитирующим доставку кислорода работающим органам, и кроме того сердечно-сосудистая система современного человека чрезвычайно ранима. Данные исследования, проведенного в состоянии покоя, не могут полностью отражать функциональное состояние и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, так как функциональная недостаточность органа или системы органов больше проявляются в условиях нагрузки, чем в покое. Поэтому полная оценка состояния адаптации сердечно-сосудистой системы, определение степени здоровья человека и его функциональных возможностей возможна лишь с привлечением различных функциональных проб или нагрузочных тестов.

Функциональная проба - специальный вид испытания реакции организма человека в целом или отдельных его систем и органов на определенную функциональную нагрузку. При выполнении нагрузочных проб обнаруживаются те патологические реакции и процессы, которые свидетельствуют об ограничении резервов компенсации и адаптации, о неустойчивости и неполноте приспособительных реакций, о преморбидном состоянии (предболезни) или наличии скрытых форм заболеваний. Физическая нагрузка при выполнении функциональных проб вовлекает в работу большие группы мышц, при этом она должна выполняться равномерно в одном темпе, не затрудняя дыхание. Выполнение функциональных проб отражается на тонусе кровеносных сосудов, величине артериального давления, частоте сердечных сокращений и других показателях деятельности системы кровообращения.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека

Для исследования состояния сердечно-сосудистой системы, приспособляемости ее к физическим нагрузкам проводят пробу Мартинэ. Оценка состояние сердечно-сосудистой системы и ее приспособляемость к физической нагрузке проводится путем анализа процентного увеличения ЧСС, изменения величины АД (по сравнению с показателями до нагрузки) и учета времени восстановления ЧСС и АД после выполнения пробы. Как правило, при выполнении пробы Мартинэ ЧСС увеличивается не более чем на 50-70% от уровня покоя. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при увеличении ЧСС до 25% от исходного уровня; удовлетворительное - при учащении пульса на 50-75% под воздействием функциональной пробы; и неудовлетворительное, если ЧСС возрастает более чем на 75% по сравнению с состоянием относительного покоя. Приспособляемость сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке оценивается как неудовлетворительная, если ЧСС не восстанавливается в течение 3-х минут. Восстановление АД в норме длится 3-4 минуты, при этом систолическое давление возрастает на 25-30 мм рт. ст., а диастолическое остается без изменения или несущественно снижается (на 5-10 мм рт. ст.).

Определение индексов Руфье-Диксона и Гарвардского степ-теста дает возможность оценить влияние состояния сердечно-сосудистой системы на физическую работоспособность организма. В связи с большой интенсивностью нагрузки ИГСТ применяют только для обследования здоровых людей. Он рассчитывается исходя из времени восхождения на ступеньку и значений пульса после работы. Высота ступеньки и время восхождения выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого. Для взрослых мужчин, юношей и подростков 12-18 лет высота ступеньки должна быть 50 см, время восхождения на ступеньку - 5 минут для мужчин и 4 минуты для 12-18-летних подростков и юношей. Высота ступеньки для женщин - 43 см, время восхождения 5 минут. Для девушек и подростков 12-18 лет высота ступеньки при выполнении теста должна быть 40 см., а время восхождения 4 минуты. Темп восхождения должен быть постоянный, равный 30 циклам в минуту. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом, который устанавливают на 120 уд/мин. Если обследуемый в процессе восхождения из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 секунд, после сделанного ему замечания, прекращают выполнение теста и фиксируют фактическое время работы в секундах. Самые большие величины ИГСТ - до 172 - отмечены у спортсменов экстра - класса, тренирующихся на выносливость.

Для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов гемодинамики используют ортостатическую пробу . Ортостатическая проба позволяет выявить механизмы регуляции периферического кровообращения при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Основным фактором ортостатической пробы является гравитационное поле Земли, создающее нагрузку на тело величиной 1 g с вектором действия голова–ноги. При изменении положения тела из горизонтального в вертикальное происходит перераспределение крови, которая, подчиняясь закону силы тяжести, устремляется вниз, при этом ухудшается кровоснабжение головного мозга человека. Это вызывает включение рефлексов, регулирующих кровообращение, для обеспечения нормального кровообращения органов, особенно головного мозга. В вертикальной позе расположение основных магистральных сосудов совпадает с направлением силы тяжести, что обусловливает возникновение гидростатических сил, в определенной степени затрудняющих кровообращение. Ортостатическая устойчивость организма, т. е. переносимость человеком ортостатической пробы оценивается по реакции организма на переход из горизонтального положения в вертикальное.

При оценке переносимости ортостатической пробы анализируют самочувствие, характер ощущений (вегетативные реакции) обследуемого, изменения частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического и пульсового давления в ответ на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Пульсовое давление - это разность между величинами систолического и диастолического давления. Оно необходимо для открытия клапанов аорты и легочного ствола во время систолы желудочков. В норме пульсовое давление равно 35-55 мм рт. ст. Чем выше уровень здоровья и тренированности сердечно-сосудистой системы, тем менее выражена и более кратковременна ортостатическая реакция.

Различают хорошую, удовлетворительную и плохую ортостатическую устойчивость. При хорошей ортостатической устойчивости обследуемый не предъявляет жалоб на неприятные ощущения, пульс ускоряется на 20 уд/мин, пульсовое артериальное давление снижается на 10 мм рт. ст.

Удовлетворительная ортостатическая устойчивость сопровождается неприятными ощущениями, ускорением пульса на 30-40 уд/мин, уменьшением пульсового давления на 20 мм рт. ст. по сравнению с горизонтальным положением тела.

При плохой ортостатической устойчивости обследуемый жалуется на плохое общее состояние, головокружение, поташнивание. Лицо и видимые слизистые оболочки бледнеют, что указывает на гемодинамическую недостаточность головного мозга. Пульс ускоряется на 40-60 уд/мин и более, пульсовое давление уменьшается на 30 мм рт. ст. и более.

Степень адаптации является одним из важнейших критериев оценки здоровья . Адаптация организма может проявляться на разных уровнях. На вегетативном уровне адаптацию оценивают по показателям системы кровообращения и дыхания, поскольку они одними из первых включаются в процессы приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Совокупность функциональных показателей сердечно-сосудистой системы используется как индикатор адаптационных реакций целостного организма, показатель риска развития заболеваний. Адаптационные возможности организма – это запас его функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой. Выделяют следующие уровни адаптации:

  • «удовлетворительная адаптация» с достаточными адаптационными возможностями организма;
  • «напряжение адаптации», когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
  • «неудовлетворительная адаптация», т. е. преморбидное со снижением функциональных резервов;
  • «срыв адаптации» со снижением функциональных возможностей организма – это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.

Для оценки уровня адаптации определяют значение адаптационного показателя (АП), расчет которого проводят по методу Р. М.Баевского в модификации А. Б.Берсеньевой и др. (1987). Результаты данного теста позволяют выявить и функциональные возможности системы кровообращения.

С целью исследования функциональных резервов кардио-респираторной системы организма определяют индекс Скибинской (ИС).

Научно-практическая конференция

школьников «Ученик-исследователь»

Секция «Естественно-научная»

Функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы

Сивоконь Иван Павлович

ученик 9Б класса

МОБУ «Ромненская СОШ

им. И.А.Гончарова»

Научный руководитель:

Якименко М.В.

Ромны 2014

Оглавление

    Аннотация обучающегося…………………………………………. 3

    Аннотация учителя………………………………………………… 4

    1. Введение………………………………………………………… 5

      Основная часть

      1. Изучение литературы

        1. Строение сердца…………………………………………. 5

          Сердечный цикл…………………………………………. 8

          Круги кровообращения…………………………………. 10

          Пульс……………………………………………………... 11

          Кровяное давление……………………………………… 11

          Техника теста Рюффье и теста Мартине………………. 12

      2. Техника измерения

        1. Пульса………………………………………………… …. 13

          Артериального давления………………………………... 13

        Исследования и анализ полученных результатов

        1. Исследование обучающихся 9Б класса………………… 15

          Исследование обучающихся 3А класса………………… 18

    2. Заключение…………………………………………………….... 21

IV .Список литературы и Интернет-ресурсов………………………... 22

    Аннотация обучающегося

Цель работы

Исследование функции сердечно-сосудистой системы

Задачи

    Изучить литературу

    1. Об анатомии сердечно - сосудистой системы

      О пульсе

      О кровяном давлении

    Изучить технику измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Выполнить измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Изучить технику теста Мартине и теста Рюффье для определения функционального состояния сердечно -сосудистой системы

    Выполнить тесты Мартине и Рюффье. Оценить полученные результаты

Объект исследования

Обучающиеся 3А и 9Б классов

Предмет исследования

Артериальное давление и пульс

Методы исследования

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Проведение экспериментов.

3. Анализ полученных результатов путем сравнения.

Гипотеза

Можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы.

    Аннотация учителя

Тема исследовательской работы «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы» очень актуальна, поэтому Иван выбрал именно эту, так как здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь высшей ступени развития. Поэтому Иван самостоятельно, достаточно подробно изучил анатомию сердечно-сосудистой системы, технику измерения пульса. Выполнил измерения артериального давления и пульса обучающихся 9Б и 3А классов. Изучил технику теста Мартине и Рюффье, для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Выполнил тесты Мартине и Рюффье. Оценил полученные результаты и сделал выводы.

Работал Иван с большим интересом и заинтересовал результатами своей работы своих одноклассников и учителей, так как работа носила исследовательский характер.

Считаю, что с результатами данного исследования Ивану необходимо выступить на родительских собраниях в 9Б и 3А классах. Рекомендую продолжить работу по изучению уровня здоровья обучающихсяРомненской СОШ.

    Исследование сердечно-сосудистой системы

              1. Введение

Человеческий организм- это единое целое. В нем все взаимосвязано. Ухудшение состояния сердечно-сосудистойсистемы оказывает влияние на жизнедеятельность человека.

2. Основная часть

1) Изучение литературы

а) Строение сердца

Сердце человека располагается в грудной клетке, ориентировочно в центре с небольшим смещением влево. Представляет собой полый мышечный орган. Снаружи окружено оболочкой – перикардом (околосердечной сумкой). Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Сердце разделено на четыре камеры: две правые – правое предсердие и правый желудочек, и две левые – левое предсердие и левый желудочек. В норме правая и левая половины сердца между собой не сообщаются. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца: справа – трехстворчатый, слева – двустворчатый, или митральный. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки обращены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию.

Стенка сердца состоит из трех слоев: наружного - эпикарда, среднего - миокарда и внутреннего - эндокарда.

Наружная оболочка сердца. Эпикард, epicardium, представляет собой гладкую, тонкую и прозрачную оболочку. Он является висцеральной пластинкой, laminavisceralis, перикарда, pericardium. Соединительнотканная основа эпикарда в различных участках сердца, особенно в бороздах и в области верхушки, включает жировую ткань. При помощи соединительной ткани эпикард сращен с миокардом наиболее плотно в местах наименьшего скопления или отсутствия жировой ткани.

Средняя мышечная оболочка сердца, миокард, myocardium, или сердечная мышца, представляет собой мощную и значительную по толщине часть стенки сердца. Наибольшей толщины миокард достигает в области стенки левого желудочка (11 -14 мм), вдвое превышая толщину стенки правого желудочка (4-6 мм). В стенках предсердий миокард развит значительно меньше и толщина его здесь всего 2 - 3 мм.

Глубокий слой состоит из пучков, поднимающихся от верхушки сердца к его основанию. Они имеют цилиндрическую, а часть пучков овальную форму, многократно расщепляются и снова соединяются, образуя различной величины петли. Более короткие из этих пучков не достигают основания сердца, направляются косо от одной стенки сердца к другой в виде мясистых трабекул. Только межжелудочковая перегородка тотчас под артериальными отверстиями лишена этих перекладин.

Ряд таких коротких, но более мощных мышечных пучков, связанных отчасти и со средним, и с наружным слоем, выступает в полость желудочков свободно, образуя различной величины конусовидные сосочковые мышцы.
Сосочковые мышцы с сухожильными хордами удерживают створки клапанов при захлопывании их током крови, направляющейся из сокращенных желудочков (при систоле) в расслабленные предсердия (при диастоле). Встречая препятствия со стороны клапанов, кровь устремляется не в предсердия, а в отверстия аорты и легочного ствола, полулунные заслонки которых прижимаются током крови к стенкам этих сосудов и тем самым оставляют просвет сосудов открытым.

Располагаясь между наружным и глубоким мышечными слоями, средний слой образует в стенках каждого желудочка ряд хорошо выраженных циркулярных пучков. Средний слой более развит в левом желудочке, поэтому стенки левого желудочка значительно толще, чем стенки правого. Пучки среднего мышечного слоя правого желудочка уплощенные и имеют почти поперечное и несколько косое от основания сердца к верхушке направление.
Межжелудочковая перегородка, septuminterventriculare, образована всеми тремя мышечными слоями обоих желудочков, однако больше мышечных слоев левого желудочка. Толщина перегородки достигает 10-11 мм, несколько уступая толщине стенки левого желудочка. Межжелудочковая перегородка выпуклая в сторону полости правого желудочка и на протяжении 4/5 представляет хорошо развитый мышечный пласт. Эта значительно большая часть межжелудочковой перегородки называется мышечной частью, parsmuscularis.

Верхняя (1/5) часть межжелудочковой перегородки является перепончатой частью, parsmembranacea. К перепончатой части прикрепляется перегородочная створка правого предсердно-желудочкового клапана.

б) Сердечный цикл - это чередование сокращений (0,4 сек) и

расслабления (0,4 сек) сердца.

Работа сердца включает две фазы: сокращение (систола) и расслабление (диастола). Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Сокращение предсердий длится 0,1 сек., сокращение желудочков - 0,3 сек. и расслабление 0,4 сек.

Во время диастолы левое предсердие наполняется кровью, через митральное отверстие кровь перетекает в левый желудочек, во время сокращения левого желудочка кровь выталкивается через аортальный клапан, попадает в аорту и разноситься по всем органам. В органах происходит передача кислорода тканям организма, для их питания. Далее кровь по венам собирается в правое предсердие, через трикуспидальный клапан попадает в правый желудочек. Во время систолы желудочков венозная кровь выталкивается в легочную артерию и попадает в сосуды легких. В легких кровь оксигенируется, то есть насыщается кислородом. Насыщенная кислородом кровь через легочные вены собирается в левое предсердие.

Узлы и волокна проводящей системы сердца Сосуды сердца

Ритмичное, постоянное чередование фаз систолы и диастолы, необходимое для нормальной работы, обеспечивается возникновением и проведением электрического импульса по системе особых клеток – по узлам и волокнам проводящей системы сердца. Импульсы возникают вначале в самом верхнем, так называемом, синусовом узле, который располагается в правом предсердии, далее проходят ко второму, атриовентрикулярному узлу, а от него – по более тонким волокнам (ножкам пучка Гиса) – к мышце правого и левого желудочков, вызывая сокращение всей их мускулатуры.

Самому сердцу, как и любому другому органу для питания и нормальной деятельности требуется кислород. К сердечной мышце он доставляется по собственным сосудам сердца - коронарным. Иногда эти артерии называют венечными.

Тест Рюффье - это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца.

Проводится оно по следующей схеме.

После 5-минутного отдыха в положении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р 1 ), затем исследуемый выполняет 20 ритмичных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р 2 ). Затем занимающийся отдыхает, сидя в течение минуты, и вновь подсчитывается пульс (Р 3 ).

Величина индекса Рюффье высчитывается по формуле:

Lr = [(P 1 + Р 2 + Р 3 ) - 200]/10

Оценка теста.

Индекс, меньше 1, оценивается отлично; 1–6 – хорошо; 6,1–11 – удовлетворительно; 11,1 – 15 – слабо; больше 15 – неудовлетворительно.

Тест Мартине– это ортостатическая проба, предложенная для оценки функционального состояния сердца у детей.

Подсчитывается частота пульса и АД в покое. Затем с манжетой на руке выполняется 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, после чего измеряется пульс и АД на 1, 2, 3 минутах после нагрузки. При этом, в первые 10 секунд измеряется пульс, в последующие 50 сек. – АД. На 2 и 3 минутах измерения повторить.

Оценка теста.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как отличное при учащении пульса не более чем на 25%, хорошее - 25% - 50%, удовлетворительное - на 51-75%, неудовлетворительно - более чем на 75%.

После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5-10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление пульса длится от 1 до 3, а артериального давления от 3 до 4 минут.

2) Техника измерения

а)Пульса

Пульс можно измерять на следующих артериях: височной (над висками), сонной (по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, под челюстью), плечевой (на внутренней поверхности плеча над локтем), бедренной (на внутренней поверхности бедра в месте соединения ноги и таза), подколенной. Обычно измеряют пульс на запястье, с внутренней стороны руки (на лучевой артерии), чуть выше основания большого пальца.

Лучшее место для прощупывания пульса находится на радиальной артерии на расстоянии ширины большого пальца ниже первой складки кожи запястья.

Чтобы проверить ваш собственный пульс, держите руку, слегка согнув запястье. Плотно обхватите другой рукой запястье с нижней стороны. Поместите три пальца (указательный, средний и безымянный) на запястье, на радиальной артерии, на одной линии с очень небольшим промежутком между собой. Слегка надавите немного ниже лучевой кости (пястной кости) и ощутите точки пульса. Каждый палец должен отчетливо чувствовать пульсовую волну. Затем немного уменьшите давление пальцев, чтобы почувствовать различные движения пульса.

Наиболее точные значения можно получить, если подсчитать пульс в течение 1 минуты. Однако это не обязательно. Можно считать удары в течение 30 секунд и затем умножать на 2.

б) Артериального давления

Артериальное давление измеряют с помощью различных приборов, чаще всего для этого используется тонометр.

Первый шаг. Подготовка

Необходимо освободить от давящей одежды плечо руки, на которой будет закреплена манжета тонометра.

Второй шаг. Обстановка и положение пациента

В процессе измерения давления немаловажно обеспечить правильную позу тела пациента: он должен удобно располагаться на стуле или в кресле. Рука обязательно должна быть расслабленной, в противном случае сокращение мышц плеча может привести к получению неверных результатов измерения.

Третий шаг. Измерение артериального давления

Во время измерения необходимо не двигаться, не разговаривать, не беспокоиться.

Для измерения на средней части плеча устанавливают манжету тонометра. Затягивать манжету слишком туго не стоит. Манжета должна облегать плечо так, чтобы между нею и плечом помещался палец. Положение руки и положение манжеты следует установить так, чтобы манжета была на уровне сердца.

Важно, мембрана стетоскопа должна прилегать к коже, но надавливать слишком сильно не стоит, иначе не избежать дополнительного пережатия плечевой артерии. Также стетоскоп не должен касаться трубок тонометра, в противном случае звуки от соприкосновения с ними помешают измерению.

Закачать в манжету воздух до давления 180 мм рт.ст., затем постепенно спускать воздух. Запомнить показания первого удара (верхнего числа) и последнего удара (нижнего числа).

После получения окончательных результатов следует сразу снять манжету тонометра. Через 5 мин проводится повторное измерение;

Типичное значение артериального кровяного давления здорового человека (систолическое/диастолическое) = 120 и 80 мм рт. ст., давление в крупных венах на несколько мм.рт. ст. ниже нуля (ниже атмосферного). Разница между систолическим артериальным давлением и диастолическим (пульсовое давление) в норме составляет 30-40 мм рт. ст.

3) Исследования и анализ полученных результатов

а) Исследование обучающихся 9Б класса

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

Антон А.

120/80

108

160/80

140/80

120/80

Константин Г.

102

110/80

120

170/80

120/80

110/80

Дарья Г.

120/80

114

140/80

130/80

120/80

Андрей И.

110/80

150/80

120/80

110/80

Людмила К.

110/80

100

150/80

140/80

130/80

Анастасия К.

110/80

102

140/80

120/80

110/80

Андрей Л.

139/80

138

150/80

140/80

130/90

Ирина М.

120/80

140/80

130/80

120/80

Роман Н.

140/80

120

200/80

108

160/80

150/80

Роман П.

120/80

120

130/80

100/80

120/80

Кристина П.

110/80

130/80

120/80

110/80

Вероника С.

100/80

130/80

120/80

100/80

Василий Х.

120/80

102

150/80

130/80

120/80

Виктория Х.

120/80

140/80

120/80

120/80

Василий Ч.

110/80

140/80

130/80

120/80

Павел Ш.

110/80

102

130/80

125/80

120/80

Испытуемый

Индекс

Оценка

Антон А.

8,2

Удовлетворительно

Константин Г.

Удовлетворительно

Дарья Г.

8,8

Удовлетворительно

Андрей И.

3,4

Хорошо

Людмила К.

Удовлетворительно

Анастасия К.

6,4

Удовлетворительно

Андрей Л.

Слабо

Ирина М.

4,6

Хорошо

Роман Н.

12,4

Слабо

Роман П.

9,4

Удовлетворительно

Кристина П.

4,6

Хорошо

Вероника С.

3,4

Хорошо

Василий Х.

Удовлетворительно

Виктория Х.

5,2

Хорошо

Василий Ч.

2,8

Хорошо

Павел Ш.

3,8

Хорошо

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы большинства обучающихся 9Б класса хорошее и удовлетворительное, что в % соотношении составляет:

Отлично-0%

Хорошо-43,75%

Удовлетворительно-43,75%

Слабо-12,5%

Неудовлетворительно-0%

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

Антон А.

Отлично

Константин Г.

Отлично

Дарья Г.

Хорошо

Андрей И.

Хорошо

Людмила К.

Отлично

Анастасия К.

Хорошо

Андрей Л.

Хорошо

Ирина М.

Отлично

Роман Н.

Хорошо

Роман П.

Удовлетворительно

Кристина П.

Хорошо

Вероника С.

Хорошо

Василий Х.

Хорошо

Виктория Х.

Отлично

Василий Ч.

Хорошо

16

Павел Ш.

54

Удовлетворительно

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: У Константина, Андрея, Ирины пульс в покое был выше, чем после приседаний и 3-х минут отдыха, связываю это с волнением ребят перед проведением обследования. Незначительное повышение АД после 3-х минут отдыха наблюдаются у Людмилы (20 мм рт. ст.), у Андрея АД передобследование выше, чем после обследования (считаю, что также сказалось волнение). Поэтому счтитаю, что по тесту Мартине 81,25% обучающихся 9Б кл. имеют нормальные показания развития и работы сердечно-сосудистой системы, ближе к норме 12,5% и требует дополнительного обследования 6,25%.

б) Исследование обучающихся 3А класса

Измерил артериальное давление и пульс в состояние покоя и после 20 приседаний. Результаты занёс в таблицу.

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

1

Александр Б.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

2

Илья Б.

78

100/80

96

130/80

78

120/80

78

110/80

3

Анна Б.

90

90/70

90

110/70

102

100/70

90

90/70

4

Кирилл В.

78

90/80

96

120/80

90

110/80

78

90/80

5

Николай В.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

6

Олег Д.

108

130/80

120

140/80

102

130/80

108

130/80

7

Дмитрий Е.

90

100/80

108

130/80

96

110/80

90

100/80

8

Кирилл Ж.

102

110/70

114

130/70

102

120/70

102

110/70

9

Валерия К.

108

100/80

126

120/80

114

120/80

108

110/80

10

Юлия О.

90

110/60

102

130/60

96

120/60

90

110/60

11

Сергей С.

78

100/80

90

130/80

84

110/80

78

100/80

12

Максим С.

84

100/80

108

120/80

96

110/80

90

100/80

13

Роман С.

78

100/80

90

120/80

72

110/80

90

100/80

14

Полина С.

84

110/80

102

130/80

84

120/80

84

110/80

15

Дарья С.

102

110/80

120

130/80

114

120/80

102

110/80

16

Даниил Т.

96

110/80

108

130/80

102

120/80

96

110/80

Выполнил тест Рюффье. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Результат

Состояние

1

Александр Б.

5,2

Хорошо

2

Илья Б.

5,2

Хорошо

3

Анна Б.

8,2

Удовлетворительно

4

Кирилл В.

6,4

Удовлетворительно

5

Николай В.

5,2

Хорошо

6

Олег Д.

13

Слабо

7

Дмитрий Е.

9,4

Удовлетворительно

8

Кирилл Ж.

11,8

Слабо

9

Валерия К.

14,8

Слабо

10

Юлия О.

8,8

Удовлетворительно

11

Сергей С.

5,2

Хорошо

12

Максим С.

8,8

Удовлетворительно

13

Роман С.

4

Хорошо

14

Полина С.

7

Удовлетворительно

15

Дарья С.

13,6

Слабо

16

Даниил Т.

10,6

Удовлетворительно

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы обучающихся 3А класса: хорошее у 5обучающихся, что составляет 31,25% ; удовлетворительное у 7 обучающихся, что составляет 43,75% ; слабое у 4обучающихся, что составляет 25% (эти ребята нуждаются в дополнительном обследовании).

Выполнил тест Мартине. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

1

Александр Б.

15

Отлично

+

+

2

Илья Б.

23

Отлично

+

+

3

Анна Б.

0

Отлично

+

+

4

Кирилл В.

23

Отлично

+

+

5

Николай В.

15

Отлично

+

+

6

Олег Д.

11

Отлично

+

+

7

Дмитрий Е.

20

Отлично

+

+

8

Кирилл Ж.

11

Отлично

+

+

9

Валерия К.

16

Отлично

+

+

10

Юлия О.

13

Отлично

+

+

11

Сергей С.

15

Отлично

+

+

12

Максим С.

28

Хорошо

-

+

13

Роман С.

15

Отлично

-

+

14

Полина С.

21

Отлично

+

+

15

Дарья С.

17

Отлично

+

+

16

Даниил Т.

12

Отлично

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод:из 16 исследуемых отлично функционирует сердечно-сосудистая система у 15 человек, что составляет 93,75%; хорошее у 1 человека, что составляет 6,25%. Немного настораживает частота пульса в покое 84; 90; 108 – считаю, что сказывалось волнение ребят перед исследованием.

3. Заключение

Выводы исследования:

    Изучив литературу по данной теме, я более подробно узнал об анатомии сердечно-сосудистой системы, пульсе и артериальном давлении.

    Научился измерять пульс и кровяное давление.

    Тесты Рюффье и Мартине помогут правильно оценить функциональные возможности переносить физические нагрузки и подобрать наиболее рациональные реабилитационные методы восстановления.

    Моя гипотеза «можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы» подтвердилась.

    В домашних условиях, зная технику выполнения тестов Рюффье и Мартине, можно проводить самые простые исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

IV.Список литературы и Интернет-ресурсов

    Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Колесов Д.В.3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.

    http://ru.wikipedia.org

    http://images.yandex.ru

    www.zor-da.ru

    health.mail.ru/content/patient

    www.kardio.ru/profi

    www.eurolab.ua