Астено-невротический синдром: симптомы, лечение. Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

Медленно прогрессирующее заболевание, причиной которого послужило ухудшение состояния нервной системы, характеризуется как астено-невротический синдром (АНС). Патология относится к категории неврозоподобных синдромов и не является самостоятельной аномалией. Это комплекс признаков, проявляющихся в зависимости от психотипа человека.

Расстройство формируется постепенно на фоне частых стрессов, постоянных умственных нагрузок, недостаточного сна. Состоянию хронической усталости подвержены все возрасты, независимо от пола. Самостоятельно с неврозом справиться практически невозможно, необходима коррекция психики, медикаментозное лечение, физиопроцедуры и правильный распорядок дня.

Причины формирования астено-невротического синдрома

Патологию принято относить к полиэтиологичной категории. В генезе нет одного фактора, определяющего развитие. Астено-невротический синдром (астения) формируется на протяжении определенного времени под воздействием ряда ситуаций. Что именно является пусковым механизмом, выяснить трудно. У каждого типа характера реакция на внешние и внутренние раздражители будет своя. В научных кругах рассматривается теория, согласно которой причиной развития может послужить нарушение в нервной системе: недостаточное количество медиаторов, поступление кислорода, сбой в функционировании головного мозга. Эту гипотезу поддерживает меньшая часть ученых, большая склоняется к разновидности генеза.

Причины у детей и подростков

Несовершеннолетние больше подвержены неврозам. Это обусловлено не до конца сформированной нервной системой и неустойчивостью психики. Отмечается, что астено-невротический синдром у детей напрямую зависит от интеллектуального развития. Чем выше показатель умственных способностей, тем больший риск психологического перенапряжения.

В юношеском возрасте причиной патологии могут стать конфликты с одноклассниками. Если отношения со сверстниками не складываются, подросток постоянно находится в подавленном состоянии. Проблемы в школе с преподавателем также способны вызвать лабильность нервной системы, что является фундаментом для проявления синдрома. Не последнюю роль играет нездоровая обстановка в семье, развод родителей, жестокое отношение к детям. Недостаточное внимание к подросткам, непризнание их интересов и пожеланий вызывает реакцию протеста. Постоянное стрессовое состояние приводит к расстройствам нервной системы и психики.

К несоциальным факторам развития болезни у детей относятся:

  • перенесенные вирусные инфекции, обусловленные нейротоксикозом (менингит, энцефалит);
  • не соответствующая возрасту физическая или умственная нагрузка;
  • травмы черепа с последующим сотрясением мозга;
  • неполноценное питание (гиповитаминоз).

Болезнь способны спровоцировать гипоксия в перинатальный период, травма головы младенца при родах, внутриутробные инфекции плода.

У взрослых

Пусковым механизмом астении являются:

  • вегетососудистая дистония (ВСД) у беременных женщин;
  • длительное воздействие на организм химических веществ, тяжелых металлов;
  • травмы головы;
  • хронический алкоголизм, наркомания;
  • постоянное переутомление;
  • недостаточное время на сон;
  • частые стрессовые ситуации;
  • нарушение работы головного мозга, внутричерепное давление.


Определяются общие для детей и взрослых причины возникновения синдрома:

  • низкий иммунитет;
  • хронический пиелонефрит;
  • артериальная гипертензия;
  • сосудистый атеросклероз;
  • анемия и другие аномальные изменения крови;
  • сердечная недостаточность;
  • сужение сосудов головного мозга;
  • туберкулез легких;
  • язва желудка;
  • нарушения эндокринной системы.

Исключением из постепенно развивающейся клинической картины являются пожилые люди, у них астено-невротическое состояние способно сформироваться за короткий срок на фоне потери близкого человека. Также патогенезом синдрома становится наследственная предрасположенность.

Основная группа риска

Заболевание может проявиться в любом возрасте, независимо от социального статуса и материального положения. Группу риска составляют:

  1. Пожилые люди и подростки пубертатного периода в силу возрастных изменений, гормональной перестройки в организме.
  2. Люди, принимающие серьезные решения, ответственные за подчиненных, если речь идет о работе руководителя.
  3. Бизнесмены, продвигающие дорогостоящие проекты.
  4. Эмансипированные женщины, стремящиеся к независимости и самоутверждению.
  5. Работающие на производстве, постоянно контактирующие с вредными веществами.
  6. Злоупотребляющие алкоголем, курением табака, наркотическими средствами.
  7. Учащиеся старших классов и студенты вузов, у которых умственное перенапряжение и постоянный страх экзаменов формируют всевозможные неврозы.
  8. Люди, работающие в ночные часы.
  9. Бывшие супруги, у которых распался брак.
  10. Индивиды с рядом хронических заболеваний в анамнезе.

В список можно включить детей из неблагополучных семей, постоянно подвергающихся насилию со стороны родителей, а также людей с завышенной самооценкой («непризнанные гении»).

Стадии и признаки патологии

Клиническое течение болезни проходит три фазы:

  1. Начальная (гиперстеническая) характеризуется нестабильностью настроения, сложностью контроля над эмоциями. Человек срывается на крик при малейшем раздражителе. Плохо концентрируется на одной цели, падает трудоспособность. Первая стадия синдрома не вызывает опасений у близких людей, окружающих больного. Списывается такое состояние на плохое настроение из-за временных проблем.
  2. Вторая стадия – среднетяжелая– протекает на фоне раздражительности и усталости, незначительные нагрузки вызывают слабость, апатию. Отдых не приносит облегчения, состояние сопровождается депрессивным настроением, чувством безысходности. Появляются проблемы на работе, утрачиваются коммуникативные способности, портятся отношения в социуме. Чаще всего обращаются за помощью к психотерапевту на этой стадии, когда самостоятельно с аномалией справиться уже не могут.
  3. Последняя форма заболевания относится к тяжелому проявлению астении, характеризуется полной неспособностью к трудовой деятельности, резким переходом от депрессии к возбужденному состоянию и наоборот. Поведение не соответствует общепринятым нормам, привлекает к себе внимание окружающих. На этой стадии индивид самостоятельно не обращается за помощью, у него нет осознания своей неадекватности. Чаще всего к врачу его приводят близкие люди.

Астено-невротический синдром сопровождают следующие симптомы:

  • нестабильность настроения;
  • нервозность, порой беспричинная раздражительность;
  • снижение трудоспособности из-за хронической усталости;
  • апатия, переходящая в депрессию;
  • снижение умственных возможностей;
  • диссомния (плохой сон);
  • панические атаки;
  • нарушение дефекации (запоры);
  • тахикардия, боль в области сердца;
  • скачки артериального давления, нестабильный пульс;
  • эректильная дисфункция;
  • сбой менструального цикла;
  • у детей – проявление агрессии, капризности, частого плача.

У многих пациентов отмечается повышенная чувствительность к яркому свету, резкие звуки вызывают дискомфорт и вспышки гнева.


Диагностика и лечение

Определить развитие синдрома – задача несложная, труднее найти пусковой механизм. Начало диагностирования патологии предполагает беседу врача с пациентом для изучения анамнеза. Следующий шаг – назначение комплексного обследования, включающего такие виды диагностики:

  • биохимический анализ крови и мочи;
  • серологические тесты;
  • электрокардиограмма;
  • ФЭГДС;
  • компьютерная и магниторезонансная томография головного мозга;
  • ЭхоКГ;
  • рентгенография черепной коробки;
  • ультрасонография.

Проводится 24-часовой мониторинг артериального давления и частоты пульса. На основании исследования назначается терапия, включающая фармакологические средства, физиопроцедуры, тренинги с психиатром.

Препараты

При астено-невротическом синдроме лечение основано на применении таких медикаментозных средств:

  • ноотропные препараты («Пирацетам»);
  • снотворные («Зопиклон»);
  • седативные («Адаптол»);
  • антидепрессанты («Ладисан»).

Для улучшения циркуляции крови применяется «Танакан» и витаминно-минеральный комплекс.


Наряду с медикаментозной терапией назначаются физиотерапевтические процедуры:

  • лечебная физкультура;
  • посещение бассейна;
  • акупунктура;
  • электросон;
  • радоновые ванны;
  • массаж позвоночного столба.

С правильной организацией режима данные мероприятия дают хороший результат.

Народные методы

Лекарства нетрадиционной медицины основаны на растительных ингредиентах. Обладают седативными свойствами, просты в применении, их можно приготовить самостоятельно в домашних условиях. Сок красной свеклы (70 г) смешать с равным количеством меда, настоять в холодном месте, принимать перед сном и утром. Средство успокаивает нервную систему, улучшает сон.

Настойка, приготовленная из сбора трав, в который входят:

  • шиповник;
  • синюха (корни);
  • зверобой;
  • хмель (шишки);
  • мята перечная;
  • мелисса.

Смешивается в равных частях 100 г травы, заливается 0,5 л спирта, настаивается 10 дней, принимается по столовой ложке перед едой. Этот рецепт поможет справиться с раздражительностью и нервозностью.

Психотерапия

Лечение синдрома не будет эффективным без помощи психотерапевта, врач определит специальную схему тренинга для каждого пациента. Основные задачи – наладить контакт с больным, добиться полного доверия, помочь с организацией режима и совместно решить проблемы, волнующие человека.

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией . Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков .
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью . Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении .
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) .
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы . Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. .
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) .
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна .
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией .

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим .
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния .

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) .
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака . Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете .
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов .
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели .
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Астено-невротическим синдромом называют психическое расстройство, которое появляется в результате нервного истощения, либо сильной усталости. Заболевание относят к группе неврозов. Иногда оно характеризуется термином «раздражительная усталость», так как состояние часто сопровождается нервным возбуждением на фоне сильной усталости. Причем у детей симптомы этого состояния несколько отличаются от взрослых.

Сегодня на сайте www.сайт, я расскажу вам больше об этом состоянии, про астено невротический синдром у ребенка, лечение, симптомы, причины возникновения расстройства.

Причины возникновения болезни

Это заболевание у детей может быть врожденным или приобретенным. Часто оно возникает, как следствие перенесенных травм, особенно при травмировании шейного отдела позвоночника. Астено-невротический синдром может возникнуть на фоне сильной усталости, постоянных нервных переживаниях, больших нагрузках.

Важно отметить, что данное заболевание может быть как врожденным, так и приобретенным, вследствие перенесенных травм, особенно если они связаны с шейным отделом позвоночника. Кроме того, астено-невротический синдром может быть следствием родовой травмы.

Симптомы, проявляющиеся у детей

При развитии астено-невротического синдрома, ребенок ощущает общую слабость, быстро утомляется. При этом он становится вспыльчивым, капризным, неусидчивым. Очень часто дети, в таком состоянии проявляют агрессивность к окружающим. Ребенок неуютно чувствует себя в транспорте, его укачивает в душном автобусе, появляются тошнота, рвота, кружится голова, возможны обмороки. Дети младшего возраста могут страдать энурезом (ночным недержанием мочи).

При тяжелых проявлениях заболевания ребенок жалуется на боль в области шеи, у него может наблюдаться нервный тик глаз, появляются судороги в руках, ногах, нарушается чувствительность, нарушается память. Также дети часто жалуются на головную боль. Особенно часто болит голова при занятиях спортом, при совершении кувырков через голову, резких поворотах головы.

Дети с астено-невротическим синдромом трудно усваивают обучающие программы, им трудно делать уроки. Они раздражительны, впадают в депрессию, устраивают истерики по поводу и без повода, обижают других детей, не слушают воспитателей и преподавателей. Они могут казаться гиперактивными и в то же время быть очень рассеянными.

Кроме этого, ребенок в таком состоянии может проявлять синдром припадков – причинять себе боль, падать на землю, биться головой и т. п. Ругать и наказывать детей в таком состоянии бесполезно и нельзя. Не стоит кричать, а тем более применять физическую силу. Это только осложнит течение заболевания. При указанных симптомах нужно обязательно показать ребенка врачу-невропатологу и начать соответственное лечение.

Как лечить астено-невротический синдром у ребенка?

При обращении к врачу, будет проведено необходимое медицинское обследование, поставлен точный диагноз, назначено соответствующее лечение, учитывая причины появления недуга. Лечение всегда назначается индивидуально, учитываются состояние ребенка, его возраст, тяжесть заболевания. Обычно терапия состоит из применения лекарственных препаратов, лечебной гимнастики и мер профилактики.

Лекарственные препараты, применяемые при астено-невротическом синдроме, направлены на купирование симптомов болезни. Чаще всего используют легкие тонизирующие препараты, успокоительные средства, витаминные комплексы. Применяют лекарственные средства улучшающие кровообращение в головном мозге, влияют на клеточный обмен.

При правильном их применении, лекарственные средства не просто заглушают признаки болезни на время, но способны полностью вылечить заболевание, несмотря на причину его появления. Именно поэтому они должны быть назначены врачом на основании индивидуальных особенностей каждого заболевшего ребенка.

При лечении особую роль отводят общеукрепляющим процедурам, режиму дня и отдыха, питанию, ежедневным прогулкам на свежем воздухе, плаванию. Также рекомендуется выполнять утренние легкие физические упражнения. Ребенок должен быть огражден от стрессовых ситуаций и волнения. Ему нужно дать возможность полноценного ежедневного отдыха, следует избегать больших психологических, физических перегрузок.

Народное средства лечения и питание

Для облегчения симптомов приготовьте такое средство: Залейте 100 г. (чистого, без ароматических добавок) 2 л. крутого кипятка. Накройте крышкой, прикройте полотенцем, оставьте на 30 мин. После чего перелейте настой в эмалированную кастрюльку, поварите на очень слабом огне 1 час. Затем процедите через сито. Настой перелейте в другую посуду, а заварку заварите еще раз 1 л. кипятка, поварите на слабом огне еще 15 мин.

Теперь соедините оба отвара, процедите, Доведите до кипения, но не кипятите. Снимите с огня, перелейте в бутылку, сделанную из темного стекла. Закупорьте пробкой. Храните в холодильнике до 3 мес. Детям можно давать это средство по 1 ч. л. утром и перед сном.

Обязательно следите, чтобы ребенок правильно и полноценно питался. Готовьте ему блюда из нежирного мяса, говяжьей печени, морской рыбы, свежих - Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

Может возникать в течение жизни ребенка или быть врожденным. Он может быть следствием перенесенных травм головы или тела, особенно часто возникает при травмах шейного отдела позвоночника.

Это состояние может возникать при сильной усталости, больших физических и психических нагрузках, эмоциональном стрессе. Также астено-невротический синдром может быть результатом родовой травмы.

Астено-невротический синдром у детей: клиническая картина

Проявления астено-невротического синдрома у детей имеют специфические черты.

  1. Дети с астено-невротическим синдромом очень слабые, быстро утомляются, но при этом они очень неусидчивы, вспыльчивы и капризны. Могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим. Детям тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки. У детей раннего возраста может быть энурез .
  2. Тяжелые проявления синдрома дают боли в шее, могут быть нервные тики, судороги в руках и ногах, нарушена чувствительность и память. Часто детей мучают головные боли, особенно после занятий спортом, при кувырках, резких поворотах головы.
  3. У детей с астено-невротическим синдромом нарушено обучение, им сложно воспринимать школьную программу, возникают затруднения с приготовлением уроков. На занятиях они раздражительны, могут впадать в депрессию, устраивать истерику на пустом месте, конфликтовать с другими детьми, не слушаться воспитателей или преподавателей. У них проявляется гиперактивность, но в то же время дети рассеянны.
  4. При этом синдроме дети могут причинять себе боль, бьются головой и падают на землю, кричат. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Это только осложняет состояние.

Лечение астено-невротического синдрома у детей

При первых проявлениях признаков синдрома необходима консультация невролога и детальное обследование с исключением органической патологии.

При установлении диагноза «астено-невротический синдром» необходимо проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. При лечении учитывают возраст и степень проявлений заболевания, общее состояние и болезни ребенка. Обычно назначают медикаментозную и немедикаментозную терапию, физиотерапию.

Медикаменты применяют ограниченно, в основном из группы успокоительных, тонизирующих и витаминных средств. Могут дополнительно назначаться препараты для улучшения микроциркуляции и клеточного обмена.

Очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой.

Необходимо, чтобы питание детей с астено-невротическим синдромом не перевозбуждало нервную систему и было сбалансированным. Стоит ограждать ребенка от чрезмерных стрессов и волнений, давать рациональные нагрузки.


Консультация для воспитателей

Тема: «Астено-невротический синдром у детей»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №49

г. Невинномысска

Сердечная Г.

Невинномысск,2016

Астено-невротический синдром у детей

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами. Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И. П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения». Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1.Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением. Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивное («взрывной характер»). Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2.Резидуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16 % случаев.

3.Дизон тогенетическая астения. Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды. В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца. А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости, Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

    Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

    У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей или преподавателей.

    При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

    Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках. Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

    В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело. Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследованйй, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению. Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой, Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия. Нужна оптимизация пищевого рациона: увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки); детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием; употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки). Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В инотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации. Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка. В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико - психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, порой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь, как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт; большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны. Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом. С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств: гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и т. д.), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.; и гипостеническая астения , основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью. Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература

Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Чутко А. С., Суругикина С. Ю., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Анисимова Т. И., Кузовенкова М. П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

Шишков В. В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

Шишков В. В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния, - СПб.: Речь, 2010.

Http :// www . allbest . ru /{Мельникова Е. М. Организация режима дня в разновозрастных группах детского сада. - Карагандинский ГУ, 2008)

Http, //vvww. vash-medic.ru

Http.//www, vita-portal.ru

Http. //www. malutka. Net .